Способы оптимизации состояния работоспособности субъектов труда

15.Способы оптимизации работоспособности и регуляции функциональных состояний субъекта труда:

режимы труда и отдыха. В настоящее время в физиологии и психологии труда разработаны и эмпирически проверены режимы труда и отдыха для разных вариантов трудовой нагрузки, при 8-и часовой рабочей смене рекомендуется часовой обеденный перерыв, после 4 часов работы и регламентированные паузы.

— для видов труда с небольшими физическими усилиями и умеренным нервным напряжением 5-и минутные перерыва каждые 2 часа работы,

— при монотонной работе в условиях вынужденного темпа и рабочей позы- 5-и минутные перерывы каждые 1,5 часа работы,

— при работы с большими физическими усилиями и нервным напряжением- 5-10 минутные паузы через каждый час работы

— при работе в неблагоприятных условиях, с большим физическим и нервным напряжением рекомендуются 3-5 минутные паузы через каждые 30 мин. работы, при организованном пассивном отдыхе в специальном помещении,

2) температурные воздействия : холод повышает умственную физическую работоспособность, а тепло вызывает расслабление, успокоение и поэтому снижает работоспособность,

3) фармокотерапия и воздействие на вкусовые рецепторы. Существуют вещества, стимулирующие работоспособность и напротив, приводящие к расслаблению, развитию тормозного состояния ЦНС, в качестве стимулирующего средства часто используется- кофеин и кофейно содержащие напитки.

4) использование цвето-световых воздействий в промышленности. Общие закономерности влияния цвета на состояние рабочих и их работоспособность учитываются при окраске помещения, оборудования, при этом уделяется внимание характеру работы, температурным условиям, предпочтениям рабочих, обусловленных их культурными традициями.

Если рабочие выполняют монотонные работы рекомендуют стимулирующие цвета (желтый, розовый, оранжевый и их сочетания).

Если работа требует перцептивного контроля, сопряжена с умственным напряжением, рекомендуют спокойные тона.

В производственных помещениях, где имеются источники тепла, предлагают использовать светлые зеленоватые и голубоватые тона; в холодных помещениях- теплые цветовые оттенки.

Но цветовые решения окраски стен, пола в производственном помещении должны обеспечивать хорошее различение объектов труда, восприятие сигналов (особенно безопасности). Движущиеся и опасные части машин окрашивают желтой и оранжевой красками, часто с желтыми полосами. Универсальные правила использования цвета на производстве должны обязательно применяться на основе предварительного изучения конкретных видов производства, поскольку цвет должен использоваться функционально, а не в отрыве от реальной рабочей ситуации.

5)Функциональная музыка. Музыка может воздействовать не только на эмоции сотрудников, но и на состояние ЦНС, может быть стимулирующим, мобилизующим, и помогающим снять напряжение, расслабиться отдохнуть. В зависимости от особенностей трудовой деятельности в разные периоды рабочей смены использование музыки преследует особые цели: в начале рабочего дня применяется музыка вхождения в работу (марш), начинается за 10-15 мин до начала рабочей смены, а также через 5-10 мин после окончания работы. Для снижения утомления за один час до конца первой и второй половины смены- стимулирующая работоспособность музыка (мелодичная с четким ритмом). Музыка во время обеденного перерыва – легкая песенная мелодия.

6) Методы нервно-мышечной релаксации, самогипноз и внушение. Используется для формирования состояния повышенной работоспособности, а также для снятия стрессовых реакций и содействия быстрому преодолению состоянию утомления.

7) Рефлексологический метод. Воздействие на биологически активные рефлексогенные зоны и точки с помощью самомассажа, тока, иглоукалывания, лазерными технологиями.

Источник

36. Психофизиологические компоненты работоспособности. Способы оптимизации профессиональной работоспособности.

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворенность этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности субъекта труда, которая формируете в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации. Работоспособность это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества. Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических физиологических качеств субъекта труда.

Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависит от инженерно-психологических, гигиенических и других характеристик, средств (орудий содержания, условий и организации конкретной деятельности, а также от систем психолого-физиологического прогнозирования и формирования профессионально пригодности, то есть системы отбора и подготовки специалистов. Уровень работе способности отражает, во-первых, потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы и, во-вторых, мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период. Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а также запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.

Читайте также:  Способы борьбы с волком

Работоспособность и утомление

Профессиональная деятельность человека осуществляется благодаря двум тесно связанным способностям организма — дееспособности и работоспособности.

Человек имеет неограниченные возможности для создания материальных и духовных ценностей. Он ставит перед собой самые различные цели и достигает их различными способами благодаря дееспособности, то есть способности формировать целесообразную деятельность.

Однако человек не может выполнить ни одну качественно определенную целесообразную деятельность, не может достичь ни одной намеченной цели, если при этом одновременно не включается его работоспособность. Без нее невозможно действие никакой функциональной единицы – рецептора, нервной клетки, нерва, мышцы и т. д. Если бы организм не имел способности совершать действие (работу), то все его творческие и исполнительские функции остались бы не претворенными. Без активизации работоспособности любая форма целесообразной деятельности остается недействующим сложным комплексом нервных клеток, рабочих органов и связывающих их в мозге соединений.

37. Формирование профессионала. Периодизация развития человека как субъекта труда

Исходя из того, что формирование профессионала

сложный, многоуровневый, динамический процесс, протекающий поэтапно, необходимо рассматривать социально-исторический, социально-экономический, социально-психологический, производственно-технический и организационный, психологический и психофизиологический аспекты, которые должны изучаться взаимосвязанно на всех этапах знакомства человека с конкретной профессиональной деятельностью и последующим освоением ее.

Информационно-консультационный этап — первоначальное звено, необходимое для формирования интереса у учащихся школ к какой-либо определенной группе профессий. Для проведения этого этапа психологи должны изучить целый ряд характеристик школьников, с которыми они будут работать, и составить описание основных профессий, профессиограммы. Эти описания должны быть трех типов:

первичная информационная профессиограмма необходима для обеспечения самостоятельной ориентации школьников в профессиях;

вторичная информационная профессиограмма — для консультанта, осуществляющего управляемую индивидуальную ориентацию и консультацию школьников при выборе профессии;

диагностически-консультационная профессиограмма, включающая перечень личностных, психологических и психофизиологических характеристик, актуализация которых предопределяет успешность в труде.

Эти же характеристики являются для консультанта основанием выбора диагностических методик для профконсультации. Завершением информационно-консультационного этапа является выбор школьником профессии.

На профессионально-учебном этапе формирование конкретных знаний, умений, навыков и отношения к данному труду и его результату должно строиться на основе прогностически-конструктивной профессиограммы, выделяющей те технологические операции, способы и приемы их исполнения, которые с большим трудом осваиваются человеком и от которых в наибольшей степени зависит успешность выполнения работы. Также в данной профереиограмме выделяются те личностные характеристики. конкретные психологические процессы и психофизнп^чические функции, актуализируемые у человека в процессе обучения, которые являются и основанием для подбора и разработки диагностических методов оценки успешности обучения.

периодизация развития человека как субъекта труда ( предложенная Е. А. Климовым).

Стадии профессионального становления. (Стадии профессионализации)

1.Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

2. Стадия игры (от 3 до 6—8 лет), когда происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя. ).

3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6—8 до 11—12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т. п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая желание погулять и отдыхать после школы.

4. Стадия «оптации» (от лат. optatio — желание, выбор) (от 11—12 до 14—18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути.

Оптант — человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения..

Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный. «Оптация — это не столько указание на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии» (Е. А. Климов).

III. Развитие профессиональной подготовки, становление профессионала.

5. Стадия адепта, (или стадия профессионального обучения, 15-19 до 16-23 3лет) это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ..

6. Стадия адаптанта (или профессиональная адаптация, от 17-21до24-27 лет) — это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2—3 лет.

7. Стадия интернала (или стадия развития профессионала, от 21-27 до 45-50 лет) (от англ. internal — внутренний) это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Работника коллеги воспринимают как «своего среди своих», т. е. работник уже вошел в профессиональное сообщество в качестве полноценного члена.

8. Стадия мастера (или стадия реализации профессионала, от 46-50 до 60-65 лет) — о работнике можно сказать, что он лучший среди обычных и хороших, т. е. работник заметно выделяется на общем фоне.

Читайте также:  Препарат арбидол способ применения

9. Стадия спада, свыше 61-65 лет.

Источник

40. Типичные объектные и субъектные факторы, влияющие на уровень работоспособности человека в труде. Пути оптимизации работоспособности.

Результативность и качество работы субъекта труда, проявляющиеся в профессиональном поведении, обозначают терминами «продуктивность» или «эффективность», «производительность» труда.

Для обозначения внутренних, субъектных факторов, влияющих на продуктивность труда (как возможность человека выполнять данную работу на заданном уровне временных и качественных показателей в течение определенного времени), был введен термин «работоспособность».

По признаку «содержание» выделяют: 1.Производственно экологические факторы, такие как: а) температура воздуха (оптимум = +17 —22°С); б) влажность (не более 75%); в) уровень шума (70-90 децибелов); г) освещенность (100-300 люкс для точных работ и 1500-5700 люкс для высокоточных работ). 2.Организационно-технические факторы: а) содержание трудовых движений и технических операций; б) форма, масса, расстояние и скорость перемещения изделий; в) рабочая поза; г) темп труда; д) эргономические и эстетические условия труда. 3.Социально-экономические факторы: а) формы взаимоотношений в коллективе; б) уровень зарплаты; в) продолжительность отпуска и др.

По признаку «степень воздействия», т.е. по тяжести труда, выделяют шесть основных групп условий труда: 1.Комфортные — создающие оптимальные физические, умственные, нервно эмоциональные нагрузки, обеспечивающие высокую работоспособность и производительность труда. 2.Соответствующие нормативным условиям труда, т.е. находящиеся в рамках санитарных норм, стандартов безопасности и физиологических нормативов и не вызывающие отклонений в здоровье.

Пути оптимизации работоспособности (по Носковой).

Режим труда и отдыха: исследованиями Тейлора доказано, что при одинаковой степени субъективной усталости грузчик может увеличить выполняемый объем работы в 4 раза, если будет соблюдать рекомендованный режим труда. В настоящее время в физиологии и психофизиологии труда разработаны и эмпирически проверены режимы труда и отдыха для разных вариантов трудовой нагрузки. Например, при 8 часовой рабочей смене необходим 1 ч обеденного перерыва (после 4 часов работы) и регламентированные паузы в зависимости от степени тяжести труда. Например, при большой физической нагрузке необходимо 5-10 минут перерыва каждый час; при монотонной работе – перерыв 5 минут каждые 1.5. часа. Введение регламентированных пауз особенно важно, если люди работают в производственных помещениях и не могут произвольно останавливаться во время работы, так как участвуют в общем производственном процессе (например, при работе на конвейере).

Активный отдых: еще Сеченовым экспериментально было доказано, что применяя активный отдых, организм человек восстанавливается быстрее. После длительной статической нагрузки на правую руку, он не отдыхал правой рукой (пассивный отдых), а активно работал левой рукой (активный отдых). Таким образом, организм восстановился быстрее. Необходимым условием является то, что чередование деятельности должно быть на разные функциональные системы (например, чередование физического и умственного труда).

Температурные воздействия: В лаборатории К.Х.Кекчеева было экспериментально установлено, что холод повышает умственную и физическую работоспособность, а тепло вызывает расслабление, успокоение и поэтому снижает работоспособность.

Фармакотерапия и воздействие на вкусовые рецепторы: Как известно, существуют вещества, стимулирующие работоспособность (например, кофеин) и, напротив, приводящие к расслаблению, развитию тормозного состояния ЦНС. Вкусовые ощущения (кисло-сладкая таблетка, которую следовало пососать) применялись в годы Великой Отечественной войны как средство для ускорения темновой адаптации глаз военных летчиков, разведчиков, снайперов.

Использование светоцветовых воздействий в промышленности: Эффект основан на психологических законах влияния цвета на психическое и функциональное состояние человека. Известно, что красный, оранжевый и желтый цвета возбуждают нервную систему человека, а голубой, синий, зеленый — успокаивают; фиолетовый может оказывать и угнетающее воздействие. Общие закономерности влияния цвета на состояние рабочих их работоспособность учитываются при окраске помещения, оборудования, при этом уделяется внимание характеру работы, температурным условиям, предпочтениям рабочих, обусловленным их культурными традициями. Так, если рабочие выполняют монотонные работы, рекомендуют стимулирующие цвета (желтый, розовый, оранжевый, их сочетания). Если работа требует пер- цептивного контроля (зрительного, слухового), сопряжена с умственным напряжением, рекомендуют спокойные тона.

Функциональная музыка: Эмпирически установлено, что музыка может воздействовать не только на эмоции работников, но и на состояние центральной нервной системы, причем это воздействие может быть стимулирующим, мобилизующим или помогающим снять напряжение, расслабиться и отдохнуть. В зависимости от особенностей трудовой деятельности в разные периоды рабочей смены использование музыки преследует особые цели: 1) в начале рабочего дня применяется «музыка вхождения в работу» — марши; такая музыка начинается за 10—15 минут до начала рабочей смены, а также через 5—10 минут после окончания работы; 2) для снижения утомления за 1 час до конца первой и второй половины смены — «стимулирующая работоспособность музыка», мелодичная, с четким ритмом; 3) «музыка во время обеденного перерыва» — легкая, песенная мелодия.

Читайте также:  Коллективный способ парного обучения

Методы нервно-мышечной релаксации, самогипноз, внушение: Методы основаны на свойствах особого состояния нервно-мышечной релаксации. Научившись осознанно вводить себя, свои органы и части тела в это состояние, человек может обезболивать отдельные части тела, управлять сном (засыпать по самоприказу), улучшать функции внимания, памяти. Разработаны целые обучающие программы формирования навыков контроля и регуляции стрессовых состояний.

41. Способы коррекции неблагоприятных функциональных состояний субъекта труда. Методы диагностики функциональных состояний субъекта труда.

Функциональное состояние – фоновая активность нервной системы, в условиях которой реализуются те или другие поведенческие акты животных и человека. Является общей, интегральной характеристикой работы мозга, обозначающей общее состояние множества его структур.

Выделяют такие неблагоприятные ФС, как: утомление, монотония и стрсс.

Под профилактикой неблагоприятных функциональных состояний понимается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития или на ликвидацию (полную или частичную) уже возникших состояний.

В производственной ситуации любая оптимизационная работа, имеющая целью облегчение труда человека, может рассматриваться как профилактика неблагоприятных функциональных состояний.

Выделяются следующие направления такой работы:

— усовершенствование средств труда;

— рационализация рабочих мест;

— оптимизация режима труда и отдыха;

— использование чередования операций с нагрузкой на разные функциональные системы;

— нормализация факторов производственной среды;

— создание благоприятного социально-психологического климата.

Кроме перечисленных выше мероприятий так же используют психопрофилактику неблагоприятных функциональных состояний.

В качестве методов психопрофилактики применяются:

— аутогенная тренировка и гипноз;

— массаж и самомассаж;

— цветовое оформление помещений;

— создание кабинетов психической разгрузки.

Для каждой конкретной производственной ситуации комплекс психопрофилактических мероприятий разрабатывается в результате значительной аналитической работы, предполагающей диагностику специфики конкретных неблагоприятных состояний и выбор наиболее эффективных действующих на них методов.

1. Для оптимизации работоспособности человека нужно установить верный режим работы. При 8-часовом рабочем дне через 4 часа работы требуется часовой обеденный перерыв, а так же 5-10 минутные перерывы через 1-2 часа, в зависимости от напряженности работы.

2. Во время перерывов и пауз в работе человек должен отвлекаться от работы, желательно менять деятельность. В зависимости от коллектива и интереса сотрудников этого можно добиться различными способами. В праздничные дни можно организовывать выездные мероприятия, где сотрудники могут совместно участвовать в различных конкурсах, упражнениях и заданиях. Это так же способствует сплочению коллектива.

3. Помещение, в котором работает персонал, должно быть светлым, цвет интерьера не должен быть раздражающим или угнетающим (фиолетовый, красный, черный). Для работников офисных помещений рекомендуется использование спокойных тонов. Помещение должно хорошо проветриваться. Температура воздуха должна быть комфортной.

4. Не исключено использование музыкально оснащения. В начале рабочего дня рекомендуется слушать ритмичную музыку, а во время обеденного перерыва песенную, мелодичную музыку. Следует учитывать музыкальные предпочтения работников. Громкость должна быть не больше громкости голоса человека и не должна мешать взаимодействию сотрудников. Музыка носит фоновый характер.

5. Создание специальных комнат релаксации положительно влияет на функциональное состояние работника. В комнате релаксации следует установить удобную мягкую мебель, желательно кресла. Для использования настольных игр, должны быть установлены журнальные столики. Однако для более эффективного функционирования данной комнаты, необходимо присутствие специалиста, который может дать индивидуальные рекомендации относительно каждого сотрудника.

Методики психологической диагностики ФС:

ФС — сложная системная реакция. Проявляется на 3 разных уровнях. Проявления ФС оцениваются соответственно:

1. физиологический уровень

— оценка вегетативных реакций

Минусы при диагностике ФС на этом уровне:

1)неоднозначность связи физич. характеристик состояния и состояния человека

2) сложность используемой аппаратуры (для измерения ЧСС, КГР, ЭЭГ, АД нужны приборы)

— когнитивно-эмоциональный компонент — оцениваются объективными тестами.

— рефлексивный компонент (субъективная оценка состояния)

Методики психологической диагностики ФС:

1) психометрические методики

Например, таблицы Шульте. Главные показатели: успешность и скорость выполнения.

2) Метод наблюдения за процессом деятельности.

Анализируется: производительность, скорость, ошибки (их наличие и характер), мимика, пантомимика, речь (лингвистика, паралингвистика, экстралингвистика, тон, тремор, содержание). Подробнее– см. вопрос 9.

3) Методы субъективной оценки (опросники + интервью + субъективное шкалирование для более тонкой оценки).

Основные принципы: тест должен быть подобран под предполагаемое ФС; должны быть параллельные формы теста; краткость опросника.

— анализ продуктивности или производительности

— анализ продуктов деятельности

— хронометрический анализ деятельности, анализ пооперационного состава решения задач во времени

— анализ речевого поведения, которое сопровождает деятельность

— анализ группового поведения и взаимодействия

Источник

Оцените статью
Разные способы