- Оптимизация деятельности предприятия: как снизить издержки и получать больше прибыли
- Зачем оптимизировать деятельность предприятия
- Как определить, что компании нужна оптимизация
- Несколько примеров неэффективных бизнес-процессов, которые «съедают» деньги
- Какие методы оптимизации самые эффективные
- Оптимизация бизнес-процессов
- Что такое оптимизация бизнес-процессов
- Управление оптимизацией бизнес-процессов
- Методы и способы оптимизации бизнес-процессов
Оптимизация деятельности предприятия: как снизить издержки и получать больше прибыли
Успешный бизнес извлекает максимум прибыли при минимальных издержках.
В том случае, если:
Прибыль от бизнеса вас не удовлетворяет;
Клиенты уходят к конкурентам;
Наблюдается текучесть кадров;
Вам кажется, что вы много вкладываете и мало получаете:
попробуйте оптимизировать деятельность организации.
О том, кому и зачем нужна оптимизация деятельности предприятия; как использовать различные методы оптимизации, чтобы снизить затраты и получать больше прибыли, – рассказал директор антикризисной группы Сергей Стороженко.
Читайте до конца, и вы узнаете:
Зачем оптимизировать деятельность предприятия
Как определить, что компании нужна оптимизация
Несколько примеров неправильных бизнес-процессов, которые «съедают» деньги
Какие методы оптимизации самые эффективные
Каких ошибок следует избегать, чтобы получить положительный результат
Кому доверить работу по оптимизации
Нет времени читать? – Задайте свой вопрос по оптимизации предприятия прямо сейчас и получите готовое решение от эксперта:
Хочу получить эффективный план оптимизации, чтобы увеличить прибыль
Зачем оптимизировать деятельность предприятия
Повышение эффективности до запланированного уровня финансовых показателей (и их дальнейший рост) – основная и конечная цель оптимизации деятельности предприятия.
Попутно, внедряя системные методы оптимизации, компания получает следующие выгоды:
Совершенствуется система управления, исключается дублирование функций
Повышается «прозрачность» внутренних организационных и производственных процессов
Снижается уровень эмоционального напряжения руководства и сотрудников
Повышается лояльность персонала
Растут показатели производительности труда
Обеспечивается экономия средств фонда заработной платы
Налаживаются системы коммуникации
Денежные средства распределяются рационально, с максимальной отдачей
оптимизировать деятельность целесообразно на любом этапе развития организации, и даже в том случае, если финансовое положение компании, на первый взгляд, не вызывает опасений:
Низкая эффективность бизнеса в полной мере не осознается
Компания часто способна годами приносить стабильную прибыль, но «сыплется» по всем показателям в момент наступления кризиса или негативных форс-мажорных обстоятельств.
Узнать, как поможет оптимизация в моем случае
Как определить, что компании нужна оптимизация
Компании жизненно необходима оптимизация деятельности в следующих случаях:
Налицо дефицит денежных средств, низкая платежеспособность
Просрочена кредиторская задолженность, есть угроза наступления банкротства
Низкая финансовая устойчивость, высокая вероятность возникновения проблем с погашением долговых обязательств в будущем
Финансовое положение организации зависит от внешних источников инвестиционных вливаний
Снижен нормативный уровень показателей ликвидности
Низкая рентабельность — вложенный капитал не окупается
Снижается чистый оборотный капитал (вплоть до отрицательных показателей оборотного капитала)
Возникают частые внутрикорпоративные конфликты
Математически точно оценить финансовую эффективность работы организации можно с помощью расчета специальных коэффициентов. Их более двухсот*.
* Показатели и формулы расчета, рекомендуемые для анализа платежеспособности и финансовой устойчивости, можно найти в «Методологических рекомендациях по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций», например, на сайте «КонсультантПлюс».
Если производить расчеты представляется для вас слишком трудоемкой задачей, определить, что компании нужна оптимизация, можно «интуитивно».
Например, по следующим признакам:
Решения в компании принимаются крайне медленно
Осуществление стандартных рабочих операций требует значительных временных затрат, согласований
Результаты реализации решений существенно расходятся с запланированными — со знаком «минус»
Те или иные аспекты деятельности предприятия слабо поддаются контролю, либо контроль неэффективен
В компании растёт психологическое напряжение, связанное с недостаточной урегулированностью прав, обязанностей, разделением сфер ответственности.
Кроме того, оптимизация деятельности необходима не только при наличии проблем в компании, но и в том случае, если руководство принимает решение:
Повысить экономические показатели, включая производительность предприятия
Усовершенствовать качество обслуживания
Повысить конкурентоспособность на рынке
Модернизировать отдельные бизнес-процессы компании
Расширить бизнес и сферы влияния
Разработать стратегический план усовершенствования бизнеса с целью получения большей прибыли.
Узнать у эксперта, нужна ли оптимизация бизнеса в моем случае
Несколько примеров неэффективных бизнес-процессов, которые «съедают» деньги
В числе причин неоправданных денежных затрат и снижения эффективности бизнеса — пороки структуры управления.
В компании зоны ответственности двух и более равноправных собственника совпадают или пересекаются. Часть распоряжений конфликтуют между собой: на следующий уровень управления поступают противоречивые команды руководителей («переводить полную оплату – переводить оплату частями», «нанять независимых внешних экспертов – обойтись силами штатных специалистов», и т. д.). В результате распоряжения выполняются с задержкой, дополнительные согласования требуют временных затрат, ухудшается эмоциональный климат в коллективе, возможны ухудшения во взаимоотношениях с клиентами и контрагентами. В случае конкуренции между партнерами, персонал разбивается на враждебно настроенные группировки, что негативно сказывается на работе компании.
В ходе аудита компании выяснилось, что накладные выписываются товароведами, затем документы направляются на проверку в отдел бухгалтерии, – два отдела выполняют одну и ту же работу.
Работники отдела продаж самостоятельно занимаются поиском товара по запросу клиента, вместо того, чтобы сразу передавать заказ в отдел снабжения
В организации более 40%
высокооплачиваемого времени директора затрачивалось на сдачу бухгалтерской отчетности, получение и отсылку документов по почте, получение платежных документов в банке и прочую работу, которую может выполнять неквалифицированный работник по доверенности.
Станочники завода по изготовлению летательных аппаратов 4 разряда ежедневно привлекаются на разгрузочно-погрузочные работы. Производство деталей на это время приостанавливается.
Менеджер по продажам компании-автодилера самостоятельно занимается составлением плана продаж, написанием коммерческих предложений и составлением отчетов результативности.
Контроль эффективности деятельности строительной организации руководство поручает недостаточно квалифицированным штатным сотрудникам. В результате компания теряет до 25-35% прибыли ежегодно.
Какие методы оптимизации самые эффективные
Вот наиболее эффективные методы, позволяющие увеличить прибыльность бизнеса**:
**Методы оптимизации деятельности предприятия весьма разнообразны и выбираются в зависимости от индивидуальных особенностей конкретной организации.
Снижение затрат достигается комплексом мер, в числе которых: оптимизация производства, работа с персоналом, налоговое планирование и оптимизация, пересмотр инвестиционных и операционных расходов, реструктуризация кредитного портфеля, автоматизация операций и другие.
Снижение затрат стоит начать с административных издержек. К примеру, можно существенно сэкономить на оплате корпоративной мобильной связи, предусмотреть ответственность за использование служебного автотранспорта в личных целях, исключить случаи хищение топлива с помощью привлечения охранной службы.
Еще одна весомая статья расходов – это аренда. Затраты на аренду могут достигать 50% всей суммы операционных расходов и более.
Сэкономить на аренде можно с помощью грамотного проведения переговоров с арендодателем. Например, представив сводную таблицу со списком аналогичных помещений с ценой существенно ниже заявленной в текущем договоре.
Обязательно стоит воспользоваться законными методами налогового планирования и оптимизации. Оптимизация налогов позволяет снизить сумму отчислений до 50% и более.
Оптимизация организационной структуры
Оптимизация организационной структуры проводится с целью устранить противоречия и дублирование функций во внутрикорпоративных взаимодействиях, повысить прозрачность и эффективность рабочих процессов.
Упрощение организационной структуры приводит к повышению её управляемости. Сокращение неэффективных звеньев цепи управления – к снижению затрат.
Модернизация процессов производства
Оптимизация производственных процессов позволяет добиться улучшения показателей производительности труда, увеличить прибыль.
Это достигается с помощью: сокращения объёмов технологических потерь, внедрения безотходного производства, автоматизации операций, снижения непроизводственных простоев оборудования, повышения квалификации персонала, применения инноваций, результатов научно-технического прогресса и т. д.
Усиление и оптимизация контроля
Контроль – это необходимая комплексная функция в любой организации, которая позволяет своевременно обнаружить отклонения от плана, стимулировать качественное выполнение поставленных задач и рабочих процессов на всех уровнях.
Результат усиления и оптимизации контроля – выстраивание системы управления, основанной на инициативности и ответственности сотрудников, которая неизбежно приведет к повышению экономической эффективности.
Усиление маркетинговых коммуникаций
Невозможно переоценить роль оптимизации системы маркетинга в условиях конкурентной среды. Нестандартные маркетинговые решения позволяют многократно повысить спрос на услуги, увеличить объёмы сбыта товара, создать положительную репутацию на рынке и в бизнес-среде.
Для достижения максимального эффекта используются все доступные каналы маркетингового продвижения – оff-line и on-line рекламу, личный сайт, публикации в СМИ, проведение встреч и семинаров и т. д.
Какие методы оптимизации бизнеса помогут в моем случае?
Источник
Оптимизация бизнес-процессов
Оптимизация бизнес-процессов — это работа над усовершенствованием действий компании и поиск оптимальных решений для достижения ее целей. Так, с помощью оптимизации можно сократить время на выполнение операций, снизить себестоимость товаров и услуг, повысить качество продукции, достигнуть прозрачности операций и распределения ресурсов, усилить контроль за деятельностью организации, высвободить ресурсы для развития предприятия, улучшить работу систем управления и планирования.
Что такое оптимизация бизнес-процессов
Оптимизация целесообразна в следующих обстоятельствах:
- в случаях слишком медленного принятия и реализации управленческих решений;
при неудовлетворительном качестве продукции;
при отсутствии четко обозначенных границ ответственности;
при слабой координации работы отделов;
при несоответствии уровня производительности численности штата.
Необходимость в оптимизации также возникает при снижении рентабельности бизнеса на фоне падения темпов роста экономики или спроса, и в случае поиска дополнительных источников для роста компании.
Управление оптимизацией бизнес-процессов
Управление оптимизацией бизнес-процессов осуществляется в соответствии с принципами:
- наличия платформы — описания процессов. Прежде чем преобразовывать те или иные процессы, требуется их описать и проанализировать. Описание бизнес-процессов составляется в виде текстов или графиков и включает всю последовательность действий работников в рамках процесса. Если отдельные виды деятельности не удается описать из-за из переменчивости, то их необходимо стабилизировать;
«чистки рыбы с хвоста». Правильные процедуры оптимизации всегда начинаются с изучения базовых элементов и отдельных операций в бизнес-процессах;
расчета вероятностей «проседания» каких-либо потоков и соотношения вреда и пользы по результатам изменений при оптимизации отдельного процесса. Данный принцип предусматривает гибкость процессов оптимизации, то есть сглаживание отрицательных результатов;
обеспечения информационной поддержки сотрудников и разъяснения преимущества внедряемых новшеств. Конечной целью оптимизации является не сокращение числа рабочих мест, а перераспределение функционала для повышения эффективности бизнеса.
Для оценки необходимости улучшения бизнес-процессов применяется ряд критериев, к которым относятся качество конечного продукта и промежуточных операций, целесообразность действий работников, компактность и скоординированность отдельных частей бизнес-модели и эффективность управления процессами.
Качество конечного продукта оценивается через отзывы (рекламации) клиентов, промежуточный результат — по удобству выполнения последующих операций, эффективность управления — по коэффициентам сложности процессов, потребления ресурсов, процессности (то есть отсутствия логически необоснованных, не связанных с другими этапами действий), контролируемости и регламентированности.
Оптимизация имеет «эволюционный» характер и применяется столько раз, сколько это необходимо для компании.
Методы и способы оптимизации бизнес-процессов
К наиболее популярным методам оптимизации бизнес-процессов компании относятся:
- инжиниринг — комплекс внедрения инновационных технологий для моделирования организационной структуры деятельности компании и для формирования технико-технологической базы производственной деятельности. Кроме того, метод инжиниринга предусматривает введение усовершенствованных технологий менеджмента;
реинжиниринг — переосмысление и перепроектирование бизнес-процессов для достижения высоких показателей. Реинжиниринг дает возможности существенного роста технологическим процессам и усовершенствования технических средств;
метод непрерывного совершенствования (Continuous Process Improvement-CPI). CPI-метод предусматривает планирование процессов с усовершенствованными этапами в ходе непрекращающихся производственных процессов. В соответствии с этим методом нововведения внедряются сначала в отдельные подразделения организации, а затем — во всей компании в целом;
Total Quality Management (TQM). Этот метод предполагает создание продуктов, отвечающих потребностям пользователей и рынков. При этом план разработки продукта составляется параллельно с существующими проектами или для замещения прежних товаров. Все мероприятия подразумевают усовершенствование производственных процессов в сжатые сроки. Одно из главных условий, необходимых для реализации Total Quality Management — составление документов системы качества. Также требования TQM включают клиентоориентированность, отведение ведущей роли топ-менеджерам, вовлеченность сотрудников в достижение целей, процессный подход, постоянное совершенствование работы, системный подход к управлению.
Способы оптимизации бизнес-процессов предприятия — это исключение всех ненужных шагов, изменение последовательности операций и их дробление или слияние, вынесение операций за границы процесса (передача на аутсорсинг), автоматизация.
Более подробно узнать о методиках, принципах и особенностях оптимизации бизнес-процессов можно узнать в рамках курсов по программе MBA IT, которые проводит ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ. Записаться на курсы можно здесь.
Источник