Способы оптимизации денежных средств корпорации

Оптимизация денежных средств на предприятии

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 20.09.2016 2016-09-20

Статья просмотрена: 3844 раза

Библиографическое описание:

Янглеева, А. Ф. Оптимизация денежных средств на предприятии / А. Ф. Янглеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 550-553. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33865/ (дата обращения: 19.11.2021).

Денежные средства — наиболее ликвидная категория активов, которая обеспечивает организации наибольшую степень ликвидности. Денежные средства представляют собой начало и конец производственно-коммерческого цикла.

В то же самое время не стоит забывать о том, что денежные средства сами по себе не приносят необходимой предприятию прибыли (замедляется оборачиваемость капитала по причине простоя денежных средств, теряется реальная стоимость временно свободных денежных ресурсов из-за инфляции и т. п.), поэтому главная цель управления ими — поддержание их на минимально необходимом уровне, в том числе для своевременной оплаты счетов, поддержания постоянной кредитоспособности, оплаты непредвиденных расходов, связанных с коммерческой деятельностью предприятия.

Поэтому столь важное значение в жизнедеятельности любой организации приобретает фактор управления денежными средствами. Одним из наиболее важных и сложных этапов управления денежными средствами является их оптимизация.

Оптимизация представляет собой процесс реализации комплекса мероприятий, направленных на стимулирование роста денежных поступлений и повышение эффективности их использования.

Управление денежными средствами направлено на решение следующих задач [3, стр.379]:

1) ускорение притока денежных средств (инкассации дебиторской задолженности);

2) замедление оттоков денежных средств (платежей);

3) качественный прогноз движения денежных средств;

4) своевременное определение потребности в денежных средствах;

5) рациональное инвестирование избытка денежных средств.

Основными направлениями оптимизации денежных средств предприятия являются:

– сбалансирование денежных потоков по объёмам;

– синхронизация денежных потоков во времени;

– максимизация чистого денежного потока [5, стр.55].

Денежный поток организации — это движение денежных средств, т. е. их поступление (приток) и использование (отток) за определенный период времени [4, стр.31].

Сбалансированность денежных потоков по объёмам призвана обеспечить необходимую пропорциональность между дефицитным (отрицательным) и избыточным (положительным) объёмом денежных средств.

На результаты хозяйственной деятельности предприятия отрицательное воздействие оказывают, как первый, так и второй объёмы. При избытке денежного потока — это потеря реальной стоимости временно неиспользуемых денежных средств от инфляции, потеря потенциального дохода от неиспользуемой части денежных средств в сфере краткосрочного инвестирования и снижение уровня рентабельности активов и собственного капитала предприятия.

При дефиците денежного потока — это снижение ликвидности и платежеспособности предприятия, рост кредиторской задолженности, рост доли просроченной задолженности по полученным финансовым кредитам, задержки выплаты заработной платы и повышение продолжительности финансового цикла.

Мероприятия по сбалансированности объёмов дефицита и избытка денежных средств представлены в табл.1.

Мероприятия по сбалансированности объёмов дефицита иизбытка денежных средств [2, стр.68]

Избыток денежного потока

Дефицит денежного потока

1. Увеличение инвестиционной активности предприятия;

2. Расширение или диверсификация деятельности;

3. Досрочное погашение долгосрочных кредитов;

4. Сокращение объёма и состава реальных инвестиционных программ;

5. Отказ от финансового инвестирования;

6. Снижение суммы постоянных издержек предприятия.

1. Привлечение дополнительного собственного или долгосрочного заемного капитала;

2. Совершенствование работы с оборотными активами;

3. Избавление от непрофильных внеоборотных активов;

4. Сокращение инвестиционной программы предприятия;

5. Снижение затрат;

6. Привлечение стратегических инвесторов с целью увеличения объёма собственного капитала;

7. Дополнительная эмиссия акций;

8. Привлечение долгосрочных финансовых кредитов;

9. Продажа части (или всего объёма) финансовых инструментов инвестирования;

10. Продажа (или сдача в аренду) неиспользуемых видов основных средств.

Второе направление оптимизации — синхронизация денежных потоков во времени, суть которой заключается в регулировании притока и оттока денежных средств в целях стабилизации их приемлемого остатка. В процессе синхронизации используются два основных метода — выравнивание и повышение тесноты корреляционной связи между отдельными видами потоков.

Выравнивание денежных потоков направлено на сглаживание их объёмов в разрезе отдельных интервалов рассматриваемого периода времени. Это даёт возможность исключит в определенной степени сезонные и циклические колебания в формировании денежных потоков.

Повышение тесноты коррелятивной связи между потоками заключается в разработке не предприятии организационных мероприятий по ускорению привлечения денежных средств и замедлению их выплат в отдельные интервалы времени для повышения синхронности формирования положительного и отрицательного денежных потоков.

Третьим и заключительным направлением является повышение уровня чистого денежного потока. Он во многом определяет финансовое равновесие и темпы роста рыночной стоимости предприятия. Расчёт чистого денежного потока осуществляется по формуле [3, стр.377]:

где ЧДП — сумма чистого денежного потока в рассматриваемом периоде;

ПДП — сумма положительного денежного потока (поступления денежных средств) в рассматриваемом периоде;

ОДП — сумма отрицательного денежного потока (расходование денежных средств) в рассматриваемом периоде.

В целях увеличения суммы чистого денежного потока рекомендуется проводить на предприятии следующие мероприятия:

– систематический поиск резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг) увеличение её конкурентоспособности для обеспечения высокой прибыли;

– осуществление эффективной ценовой политики, которая обеспечивала бы увеличение уровня доходности от операционной деятельности предприятия;

– совершенствование учётной и амортизационной политики, направленной на снижение объёмов налоговой нагрузки;

– своевременное и полное взыскание штрафных санкций и дебиторской задолженности;

– реализация неиспользуемых основных средств, нематериальных активов и производственных запасов.

На основе оптимизации денежных средств может быть построено финансовое планирование, включающее в себя систему рационального использования средств для оптимального функционирования предприятия, способного обеспечить максимизацию прибыли для данной организации.

  1. Демченко И. А. Особенности оптимизации потоков денежных средств организаций в период диверсификации экономики / Проблемы развития и направления модернизации современной экономики: монография / М. Г. Лещева, И. Ю. Скляров, Ю. М. Склярова, и др. — Ставрополь: СЕКВОЙЯ, 2014. — 261 с.
  2. Ломиковская Д. И., Стародубцева О. А. Основные направления оптимизации денежных потоков // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. — 2015. — № 11. — С. 66–70 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elibrary.ru/download/18045785.pdf
  3. Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. Анализ финансовой отчетности организации / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 583 с.
  4. Сорокина Е. М. Анализ денежных потоков предприятия: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 176 с.
  5. Чепурко Г. В., Тлеужева Л. Х. Инструменты управления в процессе оптимизации денежных потоков// Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. — 2014. — № 8. — С. 54–57 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elibrary.ru/download/95230233.pdf

Источник

Тема 5. Оптимизация денежного потока

Цель – раскрыть содержание оптимизации денежного потока, определить значение оптимизации денежных потоков для организации.

Задачи:

  • определить цели и объекты оптимизации денежных потоков;
  • рассмотреть факторы, влияющие на денежные потоки;
  • раскрыть содержание оптимизации дефицитного и избыточного денежных потоков.

Оглавление

5.1. Содержание и задачи оптимизации денежного потока

Денежный поток предприятия представляет собой совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью.

Методика управления денежными потоками предприятия последовательно охватывает следующие основные этапы:

  1. Обеспечение полного и достоверного учета денежных потоков предприятия и формирование необходимой отчетности. Этот этап управления призван реализовать принцип информативной достоверности. В процессе осуществления этого этапа управления денежными потоками обеспечивается координация функций и задач служб бухгалтерского учета и финансового менеджмента предприятия.
  2. Анализ денежных потоков предприятия в предшествующем периоде. Основной целью этого анализа является выявление уровня достаточности формирования денежных средств, эффективности их использования, а также сбалансированности положительного и отрицательного денежных потоков предприятия по объему и по времени. Анализ денежных потоков проводится по предприятию в целом, в разрезе основных видов его хозяйственной деятельности, по отдельным структурным подразделениям («центрам ответственности»).
  3. Оптимизация денежных потоков предприятия. Оптимизация денежных потоков капитала представляет собой процесс выбора наилучших форм их организации на предприятии с учетом условий и особенностей осуществления его хозяйственной деятельности.
  4. Планирование денежных потоков предприятия в разрезе отдельных их видов. Основной целью разработки плана поступления и расходования денежных средств является прогнозирование во времени валового и чистого денежных потоков предприятий в разрезе отдельных видов его хозяйственной деятельности и обеспечение постоянной платежеспособности на всех этапах планового периода.
  5. Обеспечение эффективного контроля денежных потоков предприятия. Основной целью этого этапа является выявление отклонений фактических показателей от плановых и обеспечение этой информацией финансового директора для своевременного принятия необходимых мер.

В системе управления денежными потоками наиболее важная роль отводится процессу их оптимизации.

Основными целями оптимизации денежных потоков предприятия являются:

  • обеспечение сбалансированности объемов денежных по­токов;
  • обеспечение синхронности формирования денежных потоков во времени;
  • обеспечение роста чистого денежного потока предприятия.

Основными объектами оптимизации выступают:

  • положительный денежный поток;
  • отрицательный денежный поток;
  • остаток денежных активов;
  • чистый денежный поток.

Основу оптимизации денежных потоков предприятия составляет обеспечение сбалансированности объемов положительного и отрицательного их видов. На результаты хозяйственной деятельности предприятия отрицательное воздействие оказывают как дефицитный, так и избыточный денежные потоки.

Отрицательные последствия дефицитного денежного потока проявляются в снижении ликвидности и уровня платежеспособности предприятия, росте просроченной кредиторской задолженности поставщикам сырья и материалов, повышении доли просроченной задолженности по полученным финансовым кредитам, задержках выплаты заработной платы (с соответствующим снижением уровня производительности труда персонала), росте продолжи­тельности финансового цикла, а в конечном счете – в снижении рентабельности использования собственного ка­питала и активов предприятия.

Отрицательные последствия избыточного денежного потока проявляются в потере реальной стоимости временно неиспользуемых денежных средств от инфляции, потере потенциального дохода от неиспользуемой части денежных активов в сфере краткосрочного их инвестиро­вания, что в конечном итоге также отрицательно сказывается на уровне рентабельности активов и собственного капитала предприятия.

При управлении денежными потоками необходимо учитывать факторы, влияющие на формирование денежных потоков предприятия. Эти факторы можно подразделить на внешние и внутренние.

В системе внешних факторов основную роль играют следующие:

  1. Конъюнктура товарного рынка. Изменение конъюнктуры этого рынка определяет изменение главной компоненты положительного денежного потока предприятия – объема поступления денежных средств от реализации продукции. Повышение конъюнктуры товарного рынка, в сегменте которого предприятие осуществляет свою операционную деятельность, приводит к росту объема положительного денежного потока по этому виду хозяйственной деятельности. И наоборот – спад конъюнктуры вызывает так называемый «спазм ликвидности», характеризующий вызванную этим спадом временную нехватку денежных средств при скоплении на предприятии значительных запасов готовой продукции, которая не может быть реализована.
  2. Конъюнктура фондового рынка. Характер этой конъюнктуры влияет, прежде всего, на возможности формирования денежных потоков за счет эмиссии акций и облигаций предприятия. Кроме того, конъюнктура фондового рынка определяет возможность эффективного использования временно свободного остатка денежных средств, вызванного несостыкованностью денежных потоков предприятия во времени. Наконец, конъюнктура фондового рынка влияет на формирование объемов денежных потоков, генерируемых портфелем ценных бумаг предприятия, в форме получаемых процентов и дивидендов.
  3. Система налогообложения предприятий. Налоговые платежи составляют значительную часть объема отрицательного денежного потока предприятия, а установленный график их осуществления определяет характер этого потока во времени. Поэтому любые изменения в налоговой системе – появление новых видов налогов, изменение ставок налогообложения, отмена или предоставление налоговых льгот, изменение графика внесения налоговых платежей и т. п. – определяют соответствующие изменения в объеме и характере отрицательного денежного потока предприятия.
  4. Сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции. Эта практика определяет сложившийся порядок приобретения продукции – на условиях ее предоплаты; на условиях наличного платежа; на условиях отсрочки платежа. Влияние этого фактора проявляется в формировании как положительного (при реализации продукции), так и отрицательного (при закупке сырья, материалов, комплектующих изделий и т. п.) денежного потока во времени.
  5. Система осуществления расчетных операций хозяйствующих субъектов. Характер расчетных операций влияет на формирование денежных потоков во времени: если расчет наличными деньгами ускоряет осуществление этих потоков, то расчеты чеками, аккредитивами и другими платежными документами соответственно замедляют.
  6. Доступность финансового кредита. Эта доступность во многом определяется сложившейся конъюнктурой кредитного рынка. В зависимости от конъюнктуры этого рынка растет или снижается объем предложения «коротких» или «длинных», «дорогих» или «дешевых» денег, а соответственно и возможность формирования денежных потоков предприятия за счет этого источника.
Читайте также:  Лучшие способы накачать бицепс

В системе внутренних факторов основную роль играют следующие:

  1. Жизненный цикл предприятия. На разных стадиях этого жизненного цикла формируются не только разные объемы денежных потоков, но и их виды. Характер поступательного развития предприятия по стадиям жизненного цикла играет большую роль в прогнозировании объемов и видов его денежных потоков.
  2. Продолжительность операционного цикла. Чем короче продолжительность этого цикла, тем больше оборотов совершают денежные средства, инвестированные в оборотные активы, и соответственно тем больше объем и выше интенсивность как положительного, так и отрицательного денежных потоков предприятия. Увеличение объемов денежных потоков при ускорении операционного цикла не только не приводит к росту потребности в денежных средствах, инвестированных в оборотные активы, но даже снижает размер этой потребности.
  3. Сезонность производства и реализации продукции. По источникам своего возникновения (сезонные условия производства, сезонные особенности спроса) этот фактор можно было бы отнести к числу внешних, однако технологический прогресс позволяет предприятию оказывать непосредственное воздействие на интенсивность его проявления. Этот фактор оказывает существенное влияние на формирование денежных потоков предприятия во времени, определяя ликвидность этих потоков в разрезе отдельных временных интервалов.
  4. Неотложность инвестиционных программ. Степень этой неотложности формирует потребность в объеме соответствующего отрицательного денежного потока, увеличивая одновременно необходимость формирования положительного денежного потока. Этот фактор оказывает существенное влияние не только на объемы денежных потоков предприятия, но и на характер их протекания во времени.
  5. Амортизационная политика предприятия. Избранные предприятием методы амортизации основных средств, а также сроки амортизации нематериальных активов создают различную интенсивность амортизационных потоков, которые денежными средствами непосредственно не обслуживаются. Это порождает иллюзорную точку зрения, что амортизационные потоки к денежным потокам отношения не имеют. Вместе с тем амортизационные потоки – их объем и интенсивность, – являясь самостоятельным элементом формирования цены продукции, оказывают существенное влияние на объем положительного денежного потока предприятия в составе основной его компоненты – поступлении денежных средств от реализации продукции. Влияние амортизационной политики предприятия проявляется в особенностях формирования его чистого денежного потока. При осуществлении ускоренной амортизации активов в составе чистого денежного потока возрастает доля амортизационных отчислений и соответственно снижается доля чистой прибыли.
  6. Коэффициент операционного левериджа. Этот показатель оказывает существенное воздействие на пропорции темпов изменения объема чистого денежного потока и объема реализации продукции.
  7. Финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия. Выбор консервативных, умеренных или агрессивных принципов финансирования активов и осуществления других финансовых операций определяет структуру видов денежных потоков предприятия (объемы привлечения денежных средств из различных источников, а соответственно и структуру направлений возвратных денежных потоков), объемы страховых запасов отдельных видов активов (а соответственно и денежные потоки, связанные с их формированием), уровень доходности финансовых инвестиций (а соответственно и объем денежного потока).

5.2. Оптимизация дефицитного денежного потока

Методы оптимизации дефицитного денежного потока зависят от характера этой дефицитности – краткосрочной или долгосрочной.

Сбалансированность дефицитного денежного потока в краткосрочном периоде достигается путем использования «Системы ускорения – замедления платежного оборота». Суть этой системы заключается в разработке на предприятии организационных мероприятий по ускорению привлечения денежных средств и замедлению их выплат.

Ускорение привлечения денежных средств в краткосрочном периоде может быть достигнуто за счет следующих мероприятий:

  • увеличения размера ценовых скидок за наличный расчет по реализованной покупателям продукции;
  • обеспечения частичной или полной предоплаты за произведенную продукцию, пользующуюся высоким спросом на рынке;
  • сокращения сроков предоставления товарного (коммерческого) кредита покупателям;
  • ускорения инкассации просроченной дебиторской задолженности;
  • использования современных форм рефинансирования дебиторской задолженности — учета векселей, факторинга, форфейтинга;
  • ускорения инкассации платежных документов покупателей продукции (времени нахождения их в пути, в процессе регистрации, в процессе зачисления денег на расчетный счет и т. п.).

Замедление выплат денежных средств в краткосрочном периоде может быть достигнуто за счет следующих мероприятий:

  • использования флоута для замедления инкассации собственных платежных документов;
  • увеличения по согласованию с поставщиками сроков предоставления предприятию товарного (коммерческого) кредита;
  • замены приобретения долгосрочных активов, требующих обновления, на их аренду (лизинг);
  • реструктуризации портфеля полученных финансовых кредитов путем перевода краткосрочных их видов в долгосрочные.

Следует отметить, что «Система ускорения – замедления платежного оборота», решая проблему сбалансиро­ванности объемов дефицитного денежного потока в крат­косрочном периоде (и соответственно повышая уровень абсолютной платежеспособности предприятия), создает определенные проблемы нарастания дефицитности этого потока в последующих периодах. Поэтому параллельно с использованием механизма этой системы должны быть разработаны меры по обеспечению сбалансированности дефицитного денежного потока в долгосрочном периоде.

Рост объема положительного денежного потока в долгосрочном периоде может быть достигнут за счет следующих мероприятий:

  • привлечения стратегических инвесторов с целью увели­чения объема собственного капитала;
  • дополнительной эмиссии акций;
  • привлечения долгосрочных финансовых кредитов;
  • продажи части (или всего объема) финансовых инструментов инвестирования;
  • продажи (или сдачи в аренду) неиспользуемых видов основных средств.

Снижение объема отрицательного денежного потока в долгосрочном периоде может быть достигнуто за счет следующих мероприятий:

  • сокращения объема и состава реальных инвестицион­ных программ;
  • отказа от финансового инвестирования;
  • снижения суммы постоянных издержек предприятия.

5.3. Использование современных форм рефинансирования дебиторской задолженности

Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяет использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью – ее рефинансирование, т. е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

В настоящее время существует несколько основных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

Рассмотрим некоторые из них.

Кредитным инструментом для большинства сделок является открытый счет (open account), т. е. форма расчетов, при которой покупатель периодически оплачивает задолженность, при этом счет в банке может иметь и дебетовое, и кредитовое сальдо. Он предполагает только одно формальное свидетельство кредитной сделки – счет-фактуру, сопровождающую поставку товара, которую покупатель подписывает в доказательство получения товара. Затем факт купли-продажи регистрируется покупателем и продавцом в бухгалтерских журналах обеих сторон. В некоторых случаях фирма-продавец может потребовать от покупателя дополнительных гарантий путем выписки простого векселя (promissory note), т. е. долгового обязательства, свидетельствующего о наличии у покупателя задолженности по кредиту. Простой вексель обычно используется:

  • при поставке очень крупных партий товара;
  • если продавец недостаточно уверен в покупателе и предполагает возможные проблемы возвращения долга, а вексель обладает большей юридической силой, чем счет-фактура;
  • если покупателю предоставляется больший, чем обычно, срок для погашения задолженности, поскольку в этом случае предусматривается выплата определенного процента, условия выплаты которого оговариваются в простом векселе.

Другим инструментом торгового кредита, особенно в международной тор­говле, является переводной вексель, или тратта (commercial draft). Продавец составляет тратту (разновидность сочетания чека и простого векселя) с указанием покупателю о необходимости выплатить определенную сумму к определенному сроку. Затем переводной вексель направляется в банк покупателя вместе со счетом-фактурой, необходимым для получения права на владение товаром. Банк пересылает тратту покупателю, который подписывает ее и возвращает обратно. Затем банк передает необходимые документы на отгрузку товара покупателю, который с этого момента приобретает юридическое право на товар. Существует несколько распространенных разновидностей переводных векселей (тратт).

  1. Вексель на предъявителя (sight draft), подразумевающий оплату по требованию, когда после передачи документов на отгрузку и принятия покупателем векселя к оплате банк переводит необходимую сумму со счета покупателя фирме-продавцу.
  2. Срочная тратта (time draft), предпо­лагающая оплату через определенный срок после предъявления. В этом случае оплата происходит в оговоренный заранее день через определенное время после предъявления банком тратты фирме-продавцу. С этого момента срочная тратта называется акцептованным торговым векселем (trade acceptance) и становится равносильной простому векселю, который продавец может держать для платежей в будущем или использовать как гарантию в случае займа под залог. Банк в таких случаях выступает как посредник, дающий гарантию, что покупатель не приобретет права на товар, пока вексель или тратта не будут соответствующим образом оформлены, т. е. пригодны для получения задолженности.

Бывают моменты, когда из-за недостатка доверия к покупателю продавец требует дополнительных гарантий оплаты у банка, ведущего операции клиента. Если банк соглашается за определенную плату предоставить гарантию оплаты векселя, то тратта приобретает название акцептованного банком векселя (banker’s acceptance). Этот вексель широко используется, особенно во внешней торговле. Он обладает малой долей риска, если предоставлен банком с надежной репутацией, и его легко перепродать в случае возникновения проблем с наличностью. (Продажа акцептованных векселей банком осуществляется по цене ниже номинала, а погашение в положенный срок – по полной стоимости. Таким образом, можно рассчитать уровень доходности по ним. Эффективная ставка процента по векселям, акцептованным устойчивыми банками, обычно немного выше процента по государственным казначейским векселям.

Читайте также:  Способ установки сетей под лед

Еще одной разновидностью кредитных инструментов является условный договор купли-продажи (conditional sales contract). В случае такого договора продавец сохраняет право собственности на товар до полного завершения серии платежей покупателем. Эти контракты применяются в основном при поставках машинного и станочного оборудования, зубоврачебной техники и т. д., т. е. в случаях, когда поставка товара происходит партиями в течение периода свыше двух-трех лет. Значительным преимуществом условных договоров является простота восстановления прав собственности продавца в случае невыполнения обязательств покупателем, так как последний таким правом не обладает до полной уплаты долга. Эта особенность позволяет производить реализацию в кредит, которая в противном случае была бы невозможна при такого рода сделках. График платежей при заключении условных договоров купли-продажи обычно предусматривает выплату процентов.

Факторинг (factoring) – это продажа дебиторской задолженности финансовому учреждению (факторинговой фирме) обычно «без оборота» (без права фактор-фирмы предъявить требование к фирме, индоссировавшей вексель, если плательщик по векселю оказывается неплатежеспособным).

В соответствии с принятой в 1988 г. Конвенцией о международном факторинге операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:

  • наличие кредитования;
  • ведение бухгалтерского учета поставщика;
  • инкассирование его задолженности;
  • страхование от кредитного риска.

Факторинг, как и многие другие финансовые инструменты, пришел в Россию с Запада. Английское слово factoring идет от factor (фактор) – комиссионер, агент, посредник и означает выкуп дебиторской задолженности поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа. Поставщик продает дебиторскую задолженность (accounts receivable), т. е. те суммы, которые покупатели должны фирме, специализированному финансовому институту – факторинговой компании, которая в свою очередь именуется фактором. Отличие фактора от других агентов, например от цессионера, в том, что он вступает во владение долгом, т. е. поставщик теряет права собственности на дебиторскую задолженность.

Факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, которая включает в себя инкассирование дебиторской задолженности, кредитование оборотного капитала, гарантии кредитных и валютных рисков, а также информационное, страховое, бухгалтерское, консалтинговое и юридическое сопровождение поставщика.

В зависимости от наличия функции финансирования Поставщика факторинговое обслуживание подразделяется на:

  • Факторинг с уплатой (with service factoring), который включает получение задолженности, принятие на себя риска неплатежей и передачу средств по мере того, как они выплачиваются покупателем. В российской практике это называют административным управлением дебиторской задолженностью. В этом случае комиссионное вознаграждение фактора составляет около 0,5–1 % от суммы переуступленной дебиторской задолженности. Величина комиссии варьируется от общего объема задолженности поставщика, уменьшаясь с его ростом;
  • факторинг с уплатой и финансированием (with service plus finance factoring) включает выплату поставщику сразу после поставки товаров до 90 % от их продажной цены, при наличии накладных, акцептованных покупателем. Остаток выплачивается после погашения долга. В этом случае Фактор устанавливает вознаграждение за риск при авансировании (0,5-1,2 % от суммы долга) в зависимости от общего количества дебиторов, переданных на факторинговое обслуживание. С ростом количества дебиторов риски Фактора размываются, и комиссия снижается. Также поставщик уплачивает фактору плату за использование денежных ресурсов, которая на несколько пунктов выше ставки по кредитам. Размер этой платы зависит от срока оборачиваемости дебиторской задолженности поставщика. В России фактор обычно требует предоставления оригиналов документов по произведенной поставке (счет-фактура и товарно-транспортная накладная), взимая незначительную комиссию (порядка 50-70 руб. за с/ф) за регистрацию этих документов. В западной же практике такая составляющая комиссии тоже существует, но часто поставщик присылает в факторинговую компанию электронный файл, содержащий книгу продаж за определенный срок, оригиналы документов по поставкам предоставляются позднее.

При предоставлении в качестве залога счетов к получению фирма сохраняет право собственности на них. При факторинге дебиторской задолженности фирма теряет право собственности на них ввиду их фактической продажи факторинговой фирме (фактор-фирме) (часто эту роль играет дочерняя банковская компания). Продажа обычно осуществляется «без оборота», что означает, что фирма-продавец не несет обязательств по той дебиторской задолженности, которую не удалось собрать фактор-фирме. Последняя имеет кредитный отдел и проводит кредитные проверки счетов. На основании проведенного им кредитного анализа фактор-фирма может отказаться приобрести некоторые счета, которые, как она полагает, являются слишком риско­ванными. Путем факторинга фирма часто освобождается от расходов, связанных с на­личием у нее кредитного отдела и процессом сбора (инкассации) дебиторской задол­женности. Следовательно, факторинг может служить инструментом для привлечения субподрядчика (аутсорсинга) для сбора дебиторской задолженности и кредитования. Любой счет, который отказывается приобрести фактор-фирма, заключает в себе неприемлемую степень кредитного риска, если, конечно, фирма не пожелает признать этот риск своим и не отгрузит нужные товары.

Благодаря факторингу поставщику создаются оптимальные условия для концентрации усилий на ос­новной, производственной деятельности, ускорения оборота капитала и соответственно увеличения прибы­ли. Уменьшается сумма баланса и улучшается его структура за счет увеличения показателя соотношения собственного и привлеченного капитала.

Прибегая к услугам факторинговой фирмы, предприниматель имеет возможность превратить будущий долг в наличные деньги в нужный момент, т. е. факторинг – вид операций, характер которых тождественен понятию «дисконтирование счета фактора» за исключением того, что фирма-фактор обычно принимает на себя и ответственность за контроль над кредитными операциями, взысканием долга, за риск, связанный с кредитными операциями, и, естественно, назначает поэтому более высокую плату за свои услуги. Финансовое положение предприятий улучшается, оно освобождается от риска возможных неплатежей, которые берет на себя фирма-фактор. Сокращаются издержки по ведению дебиторских счетов и кредитному контролю. И наконец, последнее, хотя, быть может, одно из первых по степени важности для предпринимателя, – он получает возможность использовать услуги фирмы-фактора по предоставлению информации. Стоит отметить, что наличие у Фактора права регрессного требования к поставщику несколько снижает для него стоимость факторингового обслуживания (приблизительно на 15-20 %), поэтому для поставщика имеет смысл переуступать с правом регресса дебиторскую задолженность надежных покупателей, имеющих хорошую и давнюю кредитную историю, снижая тем самым свои издержки на факторинговое обслуживание.

Факторинг эффективен, прежде всего, на произ­водственных предприятиях и оптовых фирмах, соответственно производящих и сбывающих потребительские товары. Клиенты факторинговой фирмы представлены в данном случае, как правило, мелкими и средними фирмами. Используя факторинговые операции, фирма не только приобретает хорошую репутацию, но и может рассчитывать на скидку за немедленную оплату обычно в размере 2-3 % от суммы платежа. Поставщики получают деньги немедленно, уменьшают свой риск, связанный с возможной неплатежеспособностью клиента, и впоследствии могут предоставить предприятию лучшие условия платежей.

Факторинг бывает как открытым (disclosed factoring) так и закрытым (undisclosed factoring). При открытом факторинге дебитор уведомлен о том, что в сделке участвует фактор и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства перед поставщиком. В случае же закрытого факторинга продавец не хочет раскрывать причин, заставивиших его воспользоваться услугами фактора. Дебитор не ставится в известность о наличии договора факторингового обслуживания и продолжает перечислять средства поставщику, который в свою очередь индоссирует их в пользу фактора. В настоящее время возможность применения закрытого факторинга в российских условиях ограничена, так как приводит к резкому увеличению рисков фактора. Глава 43 Гражданского кодекса РФ, ст. 830 п. 1, гласит: «Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж». Обычно процедуру уведомления дебитора о переуступке долга фактору берет на себя поставщик, потому что покупатель воспримет это психологически и технологически проще, нежели получив это уведомление от фактора. Некоторые поставщики перед принятием решения о переходе на факторинговое обслуживание беспокоятся о том, что работа фактора может отразиться на их клиентской базе. На самом деле конфликт между клиентом и дебитором в первую очередь невыгоден фактору, потому что его вознаграждение зависит от оборота поставщика. Для покупателя изменяются лишь реквизиты платежного поручения.

Рассмотрим преимущества факторинга для поставщика:

  • возможность пополнения оборотных средств;
  • ускорение оборачиваемости оборотных средств;
  • расширение ассортимента, что повлечет приток новых покупателей;
  • предоставление более льготных условий оплаты для покупателей;
  • рост объема продаж, а значит, рост прибыли;
  • улучшение структуры баланса – появляется возможность взять кредит, например для расширения производственных мощностей или начала работы с новой группой товаров.

При отражении операций факторинга в балансе компании необходимо помнить, что в соответствии с «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 05.08.1998 г. (п. 2. у) следует относить на затраты, связанные со сбытом продукции, расходы по оплате «…услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций». Факторинговые операции относятся к операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость (письмо Госналогслужбы и Минфина РФ от 7.08.1992 г. № ВЗ-6-05(251,70). Соответственно факторинговая комиссия включает в себя НДС, поэтому клиент факторинговой компании вправе зачесть уплаченный налог при перечислении полученного НДС в бюджет.

В международной практике большая доля факторинговых операций приходится на специализированные отделения или дочерние компании банков и иных учреждений кредитно-финансовой сферы, также существуют факторинговые компании, принадлежащие крупным промышленным компаниям и транснациональным корпорациям.

На данный момент предоставлением факторинговых услуг на территории Российской Федерации занимаются в основном кредитные учреждения. Это связано с тем, что гл. 43 ГК РФ (ст. 825) устанавливает: «В качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида». Порядок получения разрешений (лицензий) ни в каких нормативных актах не отражен. Конкуренция в банковском бизнесе сейчас чрезвычайно обострена. Клиент банка, причем как мелкий, так и средний, желает видеть в нем не только высокотехнологичный расчетно-кассовый центр, но и партнера по бизнесу, финансового посредника и консультанта. Кредитные учреждения не могут не реагировать на складывающуюся конъюнктуру рынка и отвечают универсализацией своей деятельности. В России внедрение факторинга было начато в 1988 г. в качестве эксперимента Промстройбанком и Жилсоцбанком СССР. В силу полного отсутствия на тот момент какой–либо методической литературы и невозможности получить доступ к мировому опыту, сущность этой услуги была несколько извращена. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг, подразумеваемых факторингом.

Читайте также:  Способ многокрасочной печати 15 букв

Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и отвратительной платежной дисциплиной дебиторов, что приводило к немалым потерям. Но уже в 1994 г., набравшись опыта и намереваясь выйти на рынок международного факторинга, первым российским банком, принятым в FCI, стал «Тверьуниверсалбанк», а позже – «Мосбизнесбанк».

Как показывают практика и исследования специалистов, факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий. Однако не всякое малое или среднее предприятие может воспользоваться услугами факторинговой компании. В принципе, факторинговому обслуживанию не подлежат предприятия:

  • с большим числом дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;
  • производящие нестандартную или узкоспециализированную продукцию;
  • работающие с субподрядчиками;
  • реализующие набор мелкой продукции в розницу; реализующие свою продукцию на условиях кон­сигнации, послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;
  • заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершению определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

Для эффективного развития факторингового механизма в сфере малого бизнеса необходимо:

  • рекомендовать банковским структурам, инвестиционно-финансовым компаниям и их филиалам на местах апробировать создание фактор-фирм, фактор-банков по обеспечению факторинговыми услугами в первую очередь малых и средних предприятий;
  • шире практиковать развитие факторинговых структур, как разновидности комиссионных операций, при коммерческих банках с использованием универсальной системы финансового обслуживания клиентов (конвенционный факторинг), при которой фактор-банк должен принять на себя не только кредитование до возврата долга и получение самого долга, но и бухгалтерское, сбытовое, рекламное, страховое, кредитное обслуживание клиента с тем, чтобы клиент мог сосредоточиться на выполнении производственных и торгово-оперативных функций.

К недостаткам факторинговой операции можно отнести лишь дополнительные расходы продавца, связанные с продажей продукции, а также утрату прямых контактов (и соответствующей ин­формации) с покупателем в процессе осуществления им платежей.

Эффективность факторинговой операции для предприятия-продавца определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредитованию.

Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансирова­нию экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны-импортера. В результате форфетирования задолженность покупателя по товарному (коммерческому) кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка). По своей сути форфейтинг соединяет в себе элементы факторинга (к которому предприятия-экспортеры прибегают в случае высокого кредитного риска) и учета векселей (с их индоссаментом только в пользу банка). Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (многолетних) экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства путем учета векселей. Однако его недостатком является высокая стоимость, поэтому предприятию-экспортеру следует проконсультироваться с банком (факторинговой компанией) еще до начала переговоров с иностранным импортером продукции, чтобы иметь возможность включить расходы по форфейтинговой операции в стоимость контракта.

Финансовый механизм осуществления форфейтинговой операции рассмотрим на следующей схеме (см. рисунок).

Финансовый механизм осуществления операции форфейтинга

Шаг 1. Предприятие-экспортер и предприятие-импортер заключают между собой соглашение о поставке продукции, формах и сроках платежа (платежи осуществляются обычно по мере выполнения отдельных этапов соглашения). Предприятие-импортер в соответствии с соглашением обязуется осуществлять платежи по­средством коммерческих векселей, авалированных (гарантированных) банком его страны (или индоссированных у этого банка).

Шаг 2. Предприятие-экспортер заключает соглашение с банком (факторинговой компанией) своей страны, который обязуется за комиссионное вознаграждение финансировать поставки продукции путем выплат по учтенным им векселям.

Шаг 3. Предприятие-импортер индоссирует (или авалирует) свои векселя в банке своей страны.

Шаг 4. Банк страны-импортера пересылает индоссированные (авалированные) им векселя предприятия-импортера в адрес предприятия-экспортера.

Шаг 5. Предприятие-экспортер продает векселя банку (факторинговой компании) своей страны и получает за это соответствующие средства.

Шаг 6. Банк (факторинговая компания) страны-экспортера индоссирует векселя, перепродавая их на рынке ценных бумаг.

5.4. Оптимизация избыточного денежного потока

Методы оптимизации избыточного денежного потока предприятия связаны с обеспечением роста его инвестиционной активности. В системе этих методов могут быть использованы:

  • увеличение объема расширенного воспроизводства операционных внеоборотных активов;
  • ускорение периода разработки реальных инвестици­онных проектов и начала их реализации;
  • осуществление региональной диверсификации операционной деятельности предприятия;
  • активное формирование портфеля финансовых инвес­тиций;
  • досрочное погашение долгосрочных финансовых кредитов.

В системе оптимизации денежных потоков предприятия важное место принадлежит их сбалансированности во времени. Это связано с тем, что несбалансированность положительного и отрицательного денежных потоков во времени создает для предприятия ряд финансовых проблем. Опыт показывает, что результатом такой несбалансированности даже при высоком уровне формирования чис­того денежного потока является низкая ликвидность этого потока (а соответственно, и низкий уровень абсолютной платежеспособности предприятия) в отдельные периоды времени. При достаточно высокой продолжительности таких периодов для предприятия возникает серьезная угроза банкротства.

В процессе оптимизации денежных потоков предпри­ятия во времени они предварительно классифицируются по следующим признакам:

1) по уровню «нейтрализуемости» (термин, означаю­щий способность денежного потока определенного вида изменяться во времени) денежные потоки подразделяются на поддающиеся и неподдающиеся изменению. Примером денежного потока первого вида являются лизинговые платежи, период которых может быть установлен по согласованию сторон. Примером денежного потока второго вида являются налоговые платежи, срок уплаты которых не может быть предприятием нарушен;

2) по уровню предсказуемости денежные потоки подразделяются на полностью предсказуемые и недостаточно предсказуемые (абсолютно непредсказуемые денежные потоки в системе их оптимизации не рассматриваются).

Объектом оптимизации выступают предсказуемые денежные потоки, поддающиеся изменению во времени. В процессе оптимизации денежных потоков во времени используются два основных метода – выравнивание и синхронизация.

  1. Выравнивание денежных потоков направлено на сглаживание их объемов в разрезе отдельных интервалов рассматриваемого периода времени. Этот метод оптимизации позволяет устранить в определенной мере сезонные и циклические различия в формировании денежных потоков (как положительных, так и отрицательных), оптимизируя параллельно средние остатки денежных средств и повышая уровень абсолютной ликвидности. Результаты этого метода оптимизации денежных потоков во времени оцениваются с помощью среднеквадратического отклонения или коэффициента вариации, которые в процессе оптимизации должны снижаться.
  2. Синхронизация денежных потоков основана на ковариации положительного и отрицательного их видов. В процессе синхронизации должно быть обеспечено повышение уровня корреляции между этими двумя видами денежных потоков. Результаты этого метода оптимизации денежных потоков во времени оцениваются с помощью коэффици­ента корреляции, который в процессе оптимизации должен стремиться к значению +1.

Коэффициент корреляции положительного и отрицательного денежных потоков во времени рассчитывается по следующей формуле.

где ККдп – коэффициент корреляции положительного и отрицательного денежных потоков во времени;

– прогнозируемые вероятности отклонения денежных потоков от их среднего значения в плановом периоде;

ПДПi – варианты сумм положительного денежного потока в отдельных интервалах планового периода;

– средняя сумма положительного денежного потока в одном интервале планового периода;

ОДПi – варианты сумм отрицательного денежного потока в отдельных интервалах планового периода;

– средняя сумма отрицательного денежного потока в одном интервале планового периода;

– среднеквадратическое (стандартное) отклонение сумм денежных потоков (соответственно положительного и отрицательного).

Заключительным этапом оптимизации является обеспечение условий максимизации чистого денежного потока предприятия. Рост чистого денежного потока обеспечивает повышение темпов экономического развития предприятия на принципах самофинансирования, снижает зависимость этого развития от внешних источников формирования финансовых ресурсов, обеспечивает прирост рыночной стоимости предприятия.

Повышение суммы чистого денежного потока предприятия может быть обеспечено за счет осуществления следующих основных мероприятий:

  • снижения суммы постоянных издержек;
  • снижения уровня переменных издержек;
  • осуществления эффективной налоговой политики, обеспечивающей снижение уровня суммарных налоговых выплат;
  • осуществления эффективной ценовой политики, обеспечивающей повышение уровня доходности операционной деятельности;
  • использования метода ускоренной амортизации основных средств;
  • сокращения периода амортизации используемых предприятием нематериальных активов;
  • продажи неиспользуемых видов основных средств и нематериальных активов;
  • усиления претензионной работы с целью полного и своевременного взыскания штрафных санкций.

Результаты оптимизации денежных потоков предприятия получают свое отражение в системе планов формирования и использования денежных средств в предстоящем периоде.

Выводы

В системе управления денежными потоками наиболее важная роль отводится процессу их оптимизации.

Основными целями оптимизации денежных потоков предприятия являются:

  • обеспечение сбалансированности объемов денежных потоков;
  • обеспечение синхронности формирования денежных потоков во времени;
  • обеспечение роста чистого денежного потока предприятия.

Основными объектами оптимизации выступают:

  • положительный денежный поток;
  • отрицательный денежный поток;
  • остаток денежных активов;
  • чистый денежный поток.

Основу оптимизации денежных потоков предприятия составляет обеспечение сбалансированности объемов положительного и отрицательного их видов.

При управлении денежными потоками необходимо учитывать факторы, влияющие на формирование денежных потоков предприятия. Эти факторы можно подразделить на внешние и внутренние.

Методы оптимизации дефицитного денежного потока зависят от характера этой дефицитности – краткосрочной или долгосрочной.

Сбалансированность дефицитного денежного потока в краткосрочном периоде достигается путем использования «Системы ускорения – замедления платежного оборота». Суть этой системы заключается в разработке на предприятии организационных мероприятий по ускорению привлечения денежных средств и замедлению их выплат.

Рост объема положительного денежного потока в долгосрочном периоде может быть достигнут за счет следующих мероприятий:

  • привлечения стратегических инвесторов с целью увеличения объема собственного капитала;
  • дополнительной эмиссии акций;
  • привлечения долгосрочных финансовых кредитов;
  • продажи части (или всего объема) финансовых инструментов инвестирования;
  • продажи (или сдачи в аренду) неиспользуемых видов основных средств.

Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяет использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью – ее рефинансирование, т. е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные крат­косрочные ценные бумаги.

В настоящее время существует несколько основных форм рефинансирования дебиторской задолженности. К ним относятся прежде всего учет векселей, факторинг и форфейтинг.

Методы оптимизации избыточного денежного потока предприятия связаны с обеспечением роста его инвестиционной активности. В системе оптимизации денежных потоков предприятия важное место принадлежит их сбалансированности во времени.

Источник

Оцените статью
Разные способы