- 5) Определение высоты фотографирования.
- 6) Определение продольного и поперечного перекрытия.
- 7) Определение момента экспозиции.
- Способы определения высоты фотографирования
- Определение основных элементов планового воздушного фотографирования и их формулы
- Общие формулы
- Одиночное плановое воздушное фотографирование
- Маршрутное плановое воздушное фотографирование
- Площадное плановое воздушное фотографирование
- Перспективное воздушное фотографирование
- Условные обозначения элементов воздушного перспективного фотографирования (рис. 49)
- Расчет основных элементов воздушного перспективного фотографирования
- Ночное воздушное фотографирование
- Условные обозначения
- Особенности ночного воздушного фотографирования
- Фотодонесения
5) Определение высоты фотографирования.
Высота фотографирования определяется, исходя из точности определения координат пункта, масштаба составляемого плана и фокусного расстояния АФА. Расчет выполняется в следующем порядке:
— определяют значение базиса фотографирования в масштабе снимка, как величины, близкой к 20% размера аэрофотоснимка;
— определяется значение высоты фотографирования по формуле: H= f * m
m — знаменатель масштаба плана
f- фокусное расстояние
m = 1: 5000, f = 0, 07 м
H = f * m =0,07 * 5000 = 350 м
6) Определение продольного и поперечного перекрытия.
В процессе составления АФС необходимо правильно определить положение основного маршрута, как правило он располагается по продольной оси карьера. Определив положение основного маршрута и границы захваченного им участка, решается вопрос о положении остальных маршрутов, которые должны быть параллельны основному или иметь самостоятельную ориентацию. При параллельном расположении маршрутов необходимо осуществить поперечное перекрытие, определяемое формулой:
Q = 34 + 50 * = 34 + 50 *
= 40, 45 %
P = 34 + 50 * = 62 + 50 *
= 68, 45 %
7) Определение момента экспозиции.
Интервал между экспозициями вычисляется по формуле:
t = l( 1 — P) * H/f * 1/V
l -размер стороны снимка, м
V- скорость самолета и время АФС, км/ч
t = l( 1 — P) * H/f * 1/V = = 2.764c
8) Определение размера снимка.
Размер снимка определяется по формуле:
L = * l =
* 0, 18 = 694, 2857м = 13. 89 см
Источник
Способы определения высоты фотографирования
f — фокусное расстояние объектива аэрофотоаппарата в см;
Н — высота фотографирования в м;
Hмин — минимально допустимая высота фотографирования, обеспечивающая получение резкого аэроснимка, в м;
1/m — численный масштаб фотографирования (аэроснимка);
Mc — линейный масштаб фотографирования (аэроснимка), м в 1 см;
Mк — линейный масштаб карты, м в 1 см;
E — экспозиция затвора аэрофотоаппарата в долях секунды;
Eмакс — максимально допустимая экспозиция, обеспечивающая получение резкого аэроснимка;
W — путевая скорость самолета в м/сек или км/час;
l — длина стороны аэроснимка в см (P18 — длина стороны аэроснимка 18 см);
a — длина рабочей стороны аэроснимка в см с учетом продольного перекрытия;
b — длина рабочей стороны аэроснимка в см с учетом поперечного перекрытия;
La — продольный захват на местности стороной аэроснимка в м;
Lв — поперечный захват на местности стороной аэроснимка в м;
P — сторона палетки в см (g_232 — длина стороны палетки снимка 18 см);
t — интервал между экспозициями при фотографировании маршрута в секундах;
Nсн — количество аэроснимков в маршруте;
S — длина фотографируемого маршрута в км;
l — величина сдвига;
lк — расстояния между точками на карте в см;
lc — расстояния между точками lк на аэроснимке в см;
L0 — действительный размер объекта в м;
l0 — размер объекта L0 на аэроснимке в см;
Nмарш(Nзах) — количество маршрутов (заходов);
Z — ширина фотографируемой площади в м;
m — количество маршрутов качающейся аэрофотоустановки или количество аэрофотоаппаратов на самолете, предназначенных для одновременного фотографирования маршрутов;
Zвm — захват на местности качающейся аэрофотоустановки по величине m.
Определение основных элементов планового воздушного фотографирования и их формулы
Плановым воздушным фотографированием называется такое фотографирование, при котором оптическая ось объектива аэрофотоаппарата -.отклонена от вертикали не более 5°.
Общие формулы
1. Масштабы снимка
а) Численный масштаб
Пример. H = 7500 м, f = 50 см. Определить 1 / m.
Решение. 1) 1 / m = 1 / (7500 / 0,5) = 1 / 15000;
2) на навигационной линейке
б) Линейный масштаб
Пример. H = 3000 м, f = 40 см. Определить Mc.
Решение. 1) Mc = 3000 / 40 = 75 м. в 1 см;
2) на навигационной линейке
в) Для перевода численного масштаба в линейный метрический (м в 1 см) нужно знаменатель численного масштаба, разделить на 100.
Пример. 1 / m = 1 / 15000. Определение Mc.
Решение. Mc = 15000 / 100 = 150 м в 1 см.
Кроме того, Mc можно определить по формулам:
2. Высота фотографирования
Пример. f = 50 см, Mc = 80 м в 1 см. Определить высоту фотографирования Н.
Решение. 1) Н = 50*80 = 4000 м;
2) на навигационной линейке
Отклонение фактической высоты фотографирования от расчетной не должно превышать 100 м летом и 200 м зимой.
3. Максимально допустимая экспозиция (выдержка)
Пример. W = 120 м/сек (433 км/час), Mc = 45 м. Определить Eмакс.
Решение. 1) Eмакс = 45 / 100*120 = 1 / 266
Eмакс = (36*45) / (1000*43) = 1 / 266 сек.;
2) на навигационной линейке
Для определения выдержки при воздушном фотографировании пользуются различными таблицами, имеющимися в учебниках и справочной литературе по аэрофоторазведывательной службе.
Одиночное плановое воздушное фотографирование
Захват на местности стороной аэроснимка
Пример. l = 24 см, Mc = 120 м в 1 см. Определить L.
Решение. 1) L = 24*120 = 2880 м.
2) На навигационной линейке
Сторона контура палетки
Пример. L24 = 2880 м, Mк = 1000 м в 1 см, L18 = 2160 м. Определить Р.
Решение: 1) P24 = 2880 / 1000 = 2,88 см » 29 мм;
2) P18 = 2160 / 1000 = 2,16 см » 21 мм;
3) на навигационной линейке
Маршрутное плановое воздушное фотографирование
Маршрутным плановым воздушным фотографированием называется фотографирование полосы местности рядом аэроснимков, перекрывающих друг друга. Как правило, продольное перекрытие берется 30%. Для получения стереоскопического изображения перекрытие берется не менее 60%.
В зависимости от расположения объекта фотографирования маршрут фотографирования может быть прямолинейным или криволинейным.
Захват на местности рабочей стороной снимка
Пример. a = 18 см, Mc = 80 м в 1 см. Определить L.
Решение: 1) L = 18*80 = 1440 м;
2) на навигационной линейке
Количество аэроснимков в маршруте
Пример. S = 11500 м; L = 1440 м. Определить Nсн.
Решение. 1) Nсн = 11500 / 1440 = 8 снимков;
2) на навигационной линейке
Маршрутная палетка строится на основании размеров контура палетки для одиночного аэроснимка с учетом перекрытия.
Интервал между экспозициями
где L — захват на местности в м стороной аэроснимка с учетом перекрытия.
Пример, a = 120 м, Mс = 130 м в 1 см, W = 400 км/час (111 м/сек). Определить t.
Решение. 1) t = (36*12*130) / (10*400) = 14 сек.;
2) t = 12*130 / 111 = 1560 / 111 = 14 сек.;
3) на навигационной линейке
Минимально допустимая высота маршрутного фотографирования при заданном перекрытии снимков
Пример. tмин = 2 сек., W = 140 м/сек, f = 50 см, a = 14 см. Определить Hмин.
Hмин = 2*140*50 / 14 = 1000 м.
При расчете по этой формуле необходимо учитывать и минимально допустимую высоту фотографирования, при которой не произойдет сдвига аэроснимка и он будет достаточно резким. При данных условиях полета и Е = 1 / 200 = 0,005 сек.
Hмин = 100*W*E*f = 100*140*0,005*50 = 3500 м.
При расчете контура площадной палетки учитывается продольное и поперечное перекрытия аэроснимков.
Фотографирование криволинейного маршрута в воздухе производится как фотографирование ряда коротких прямолинейных маршрутов или с поворотом (без крена) или с разворотом и новым заходом на следующий фотографируемый участок.
Для каждого участка криволинейного маршрута необходимо рассчитать путевую скорость, компасный курс, интервал между экспозициями, а при фотографировании с поворотом интервал между ч экспозициями уменьшить в два-три раза.
Площадное плановое воздушное фотографирование
Площадным плановым воздушным фотографированием называется фотографирование с воздуха участка местности несколькими параллельными плановыми маршрутами, перекрывающими друг друга.
При фотографировании площади одним или несколькими самолетами с установкой на каждом самолете по одному аэрофотоаппарату перекрытие между маршрутами должно быть 50%. При применении нескольких аэрофотоаппаратов на одном самолете и при применении качающихся аэрофотоустановок необходимо перекрытие 20—30%.
Количество заходов, необходимых для фотографирования заданной площади,
(фотографирование площади с самолета с одним неподвижно установленным аэрофотоаппаратом).
Пример. Z = 10800 м, в = 15 см, Mс = 120 м в 1 см. Определить Nмарш.
Решение. 1) Nмарш = 10800 / 15*120 = 10800 / 1800 = 6;
2) на навигационной линейке
При фотографировании площади с самолета, на котором установлено несколько аэрофотоаппаратов на неподвижных установках или аэрофотоаппарат на качающейся аэрофотоустановке, захват на местности по ширине фотографируемой за один заход полосы Zвm определяется с достаточной точностью по приближенной формуле:
Пример. в = 12 см, Mc = 80 м в 1 см, m = 2. Определить Zвm.
Решение. Zвm = 12*80*2 = 1920 м (в практике условно принято считать, что в этом случае маршруты фотографируются планово).
По более точной формуле
где ( b — угол между крайними лучами объективов аэрофотоаппаратов, установленных на одном самолете, или угол между крайними лучами объектива одного аэрофотоаппарата при его качании.
Пример. b = 50°, Н = 3000 м, tg (50/2)= 0,4663. Определить Zвm.
Решение. Zвm = 2*3000*0,4663 = 2798 м.
Количество заходов равно:
Решение. 1) Nзах = 20000 / 2800 = 7,5,
округляем в большую сторону: Nзах = 8;
2) на навигационной линейке
Перспективное воздушное фотографирование
Условные обозначения элементов воздушного перспективного фотографирования (рис. 49)
Рис.49 Элементы перспективного фотографирования |
1 / m — численный масштаб по главной горизонтали;
Mc (или mгг) — линейный масштаб по главной горизонтали;
1 / nсп — численный масштаб по переднему лсп плану;
Mсп — линейный масштаб по переднему плану;
1 / nсу — численный масштаб по удаленному плану;
Mсу — линейный масштаб по удаленному плану;
Н — высота перспективного фотографирования в м;
F — фокусное расстояние аэрофотоаппарата в см;
a — угол отклонения оптической оси аэрофотоаппарата от вертикали;
a 1 — угол отклонения от вертикали луча, идущего от центра объектива к переднему плану;
a 2 — угол отклонения от вертикали луча, идущего от центра объектива к удаленному плану;
kl — короткая сторона аэроснимка, наклонная к горизонту;
NE — главная горизонталь аэроснимка;
o — главная точка аэроснимка;
f — фокусное расстояние объектива;
S — точка стояния (оптический центр объектива);
SO — проекция точки стояния самолета в момент фотографирования;
O — точка визирования (центр фотографируемого объекта);
SOK (Дпп) — удаление проекции точки стояния самолета от переднего плана;
SOO (Дтв) — удаление проекции точки стояния самолета от точки визирования;
SOL (Дуп) — удаление проекции точки стояния самолета от удаленного плана;
KL(Д) — глубина фотографирования;
AB — захват по переднему плану фотографируемого участка;
CD — захват по удаленному плану фотографируемого участка;
АВСD — площадь, фотографируемая па местности;
j — угол зрения объектива аэрофотоаппарата по короткой стороне снимка;
t — интервал между выдержками в секундах;
a — сторона снимка, параллельная линии полета, в см;
W — путевая скорость самолета в м/сек;
L1 — захват местности в м от переднего края аэроснимка до горизонтали, от которой начинается перекрытие следующим аэроснимком; при 50% перекрытии L1 = Дтв — Дпп.
Перспективным воздушным фотографированием называется фотографирование, выполняемое в полете при наклонном положении оптической оси аэрофотоаппарата.
Расчет основных элементов воздушного перспективного фотографирования
Пример. Mc = 60 м в 1см, f = 30 см; a = 65° (соs 65° = 0,4226). Определить H.
1) Н = 60*30*0,4226 » 760 м;
2) на навигационной линейке
где 25° есть дополнение к 90°, т. е. 90 — 65 = 25°.
Минимально допустимые высоты перспективного фотографирования в сторону, при которых снижение резкости изображения не затрудняет дешифрирования снимка, приведены в табл. 25.
Таблица 25. | |||
Угол отклонения оптической оси фотоаппарата | АФА=ИМ, W=360 км/ч, E=1/400 сек. | АФА=33/75, W=360 км/ч, E=1/300 сек. | АФА=3с/50, W=360 км/ч, E=1/200 сек. |
высота фотографирования в м | |||
55° | 40 | — | — |
65° | 30 | — | — |
70° | — | 120 | 120 |
75° | 25 | — | — |
80° | — | 85 | — |
82° | — | — | 70 |
Масштаб перспективного фотографирования по главной горизонтали
1 / n0 = E*cos a / H,
Минимально допустимыми масштабами при перспективном фотографировании в зависимости от предназначения аэроснимков принято считать следующие (см. табл. 26):
Таблица 26. | ||||||||
Назначение аэроснимков | Минимально допустимый масштаб изображения | АФА-ИМ | АФА-33/75 | АФА-3с/50 | ||||
55° | 65° | 75° | 70° | 80° | 70° | 82° | ||
высота фотографирования в м | ||||||||
Для ориентирования наземного командования | 1:3 000 | 360 | 260 | 160 | 750 | 400 | 500 | 200 |
Для тактической разведки | 1:10 000 | 1200 | 900 | 550 | 2500 | 1300 | 1600 | 700 |
Для оперативной разведки | 1:15 000 | 1800 | 1300 | 800 | 3750 | 2000 | 2600 | 1050 |
Для ознакомления с целями бомбардировочной авиации | 1:25 000 | 3000 | 2200 | 1400 | 6300 | 3250 | 4200 | 1750 |
Для ознакомления с целями штурмовой авиации | 1:15000 | 1800 | 1300 | 800 | 3750 | 2000 | 2600 | 1050 |
Масштабы перспективного фотографирования определяются по формулам: переднего плана:
1 / nсп = F*cos a / H,
Пример. Н = 200 м, a = 65°, j = 34° F = 21 см.
1) a 1 = a — j / 2 = 65°—17° = 48°;
2) a 2 = a + j / 2 = 65° + 17° = 82°;
3) Mс = 200 / (21*cos 65°) = 200 / 21*0,422 = 22,56 м в 1 см;
4) Mсп = 200 / (21*cos 48°) = 200 / 21*0,669 = 14,23 м в 1 см;
5) Mсу = 200 / (21*cos 82°) = 200 / 21*0,013 = 68,51 м в 1 см.
Определение масштаба перспективного фотографирования по навигационной линейке производится двумя приемами.
Пример. Н = 600 м, F = 50 см, a = 70°, j = 20°. Определить Mс, Mсп и Mсу.
2) Дополнения до 90° — a ; 90° — a 1, и 90° — a 2 будет 20°, 30° и 10°.
3) Находим промежуточную величину X (отношение высоты к фокусному расстоянию) по навигационной линейке:
4) Последовательно совмещая величину X с синусами дополнительных углов (20°, 30°, 10°), получаем масштабы:
Mс |
Mсп |
Mсп = 24 м в 1см;
Mсу |
Mсу = 70 м в 1см.
Захват на местности по переднему плану
Пример. Mсп = 25 м в 1 см, l = 30 см. Определить АВ.
Решение. 1) АВ = 25*30 = 750 м;
2) на навигационной линейке
Захват на местности по удаленном плану
Решение однотипно с предыдущим примером.
Удаление проекций точек стояния самолета
Пример. F = 21 см, Н = 200, j = 34°, a = 65°.
1) Дпп = 200*tg 48° = 200*1,11 = 222 м,
или на навигационной линейке
2) Дтв = 200*tg 65° = 200*2,144 = 428,8 м,
или на навигационной линейке
3) Дуп = 200*tg 82° = 200*7,115 = 1423 м,
или на навигационной линейке.
Глубина перспективного фотографирования
Определим Д по данным предыдущего примера:
Д = 1423 — 222 = 1201 м.
Как правило, карты для расчета перспективного фотографирования применяются масштаба 1 : 50000 или 1 : 100000.
Размеры перспективной палетки (в см) рассчитываются путем деления соответствующих величин на линейный масштаб карты.
Входной ориентир выбирается на линии пути в 5—10 км от проекции точки стояния самолета (O).
Интервал между экспозициями при перспективном маршрутном фотографировании определяется:
— при фотографировании в сторону, если
a = 30 см, Mсп = 20 м в 1 см, W = 120 м/сек,
t = a*Mсп / W = 30*20 / 120 = 5 сек.;
— при фотографировании в сторону “встык” (с нулевым перекрытием по переднему плану снимка) величина а берется без учета процента перекрытия;
— при фотографировании вперед, если
L1 = 1400 м и W = 130 м/сек,
t = L1 / W = 1400/130 = 10 сек.
Как правило, процент перекрытия по углу зрения объектива берется равным 50; в этом случае
Необходимое число аэроснимков для фотографирования маршрута определяется:
— при фотографировании в сторону, если
S = 8 км, а = 20 см, Mcп = 25 м в 1 см,
Nсн = S / a*Mcп = 8000 / 20*25 = 16 аэроснимков;
— при фотографировании вперед
Перспективное воздушное фотографирование площади производится одновременно перспективным фотографированием вперед несколькими аэрофотоаппаратами. Все аэрофотоаппараты работают одновременно от одного командного прибора. Данные для фотографирования площади рассчитываются, как и при маршрутном перспективном фотографировании. Перекрытие и масштаб рассчитываются по главной горизонтали среднего (средних) аэроснимка (аэроснимков) маршрутов.
Ночное воздушное фотографирование
Условные обозначения
I — сила света в свечах (св.);
E — освещенность поверхности в люксах (лк); отношение светового потока F к площади освещенной поверхности S;
Hосв — количество освещения, действующего на аэропленку в люксах; Hосв = Et;
t — время освещения в секундах;
tmax — максимально допустимое время экспозиции в секундах;
D — сдвиг изображения на фотоснимке в мм;
m — знаменатель численного масштаба фотографирования H / f;
Hр — высота взрыва ФОТАБ над землей в м.;
Hр.пр — предельно допустимая высота взрыва ФОТАБ в м.;
Da — величина проекции оптической оси аэрофотоаппарата на горизонт в м;
Vп — вертикальная скорость снижения самолета на планировании в м/сек;
a 1 — угол, заключенный между направлением на взрыв ФОТАБ и задним лучом зрения НАФА (наилучший угловой зазор);
a — угол наклона аэрофотоаппарата в градусах — угол, заключенный между вертикалью аэрофотоаппарата и направлением его оптической оси;
b 0 — половина угла зрения аэрофотоаппарата;
l — угловой зазор между направлением на взрыв ФОТАБ и задним лучом угла зрения аэрофотоаппарата;
g — угол отставания ФОТАБ (бомбы) в градусах;
j — угол прицеливания в градусах;
Q — характеристическое время падения бомбы;
Q ‘ — условное характеристическое время бомбы (применяется при расчете данных на бомбометания по высотным целям и при ночном фотографировании);
h — запас высоты в м;
Wп — путевая скорость самолета при планировании в м/сек;
Hп — высота начала планирования в м;
Hз — заданная высота фотографирования в м,
S — расстояние от ориентира начала планирования до цели в м.
Особенности ночного воздушного фотографирования
Ночное воздушное фотографирование производится с освещением местности фотобомбой (рис. 50).
Рис.50 Схема сбрасывания фотобомбы при фотографировании аэрофотоаппаратом, установленным с наклоном оптической оси назад по отношению к направлению полета |
Таблица 27. Наилучшая высота взрыва ФОТАБ-50—35 для летнего времени | |
Высота фотографирования H в м | Высота взрыва ФОТАБ в м. |
800 — 2000 | 400 — 700 |
2000 — 3000 | 700 — 900 |
З000 — 4000 | 1100 — 1200 |
4000 — 5000 | 1200 — 1400 |
Зимой для всех высот наилучшая высота взрыва фотобомбы равна половине высоты фотографирования.
Для более точного фотографирования заданных объектов ФОТАБ сбрасывается по углу прицеливания, который рассчитывается “по условному характеристическому времени” Q ‘. Ход решения проследим на примере:
tg j = (W*T ± Da ) / H,
Пример. Н = 4000 м, W = 112 м/сек (440 км/ час), Q ФОТАБ = 23, Hр = 3000 м, b 0 = 17°.Определить a и j .
Решение. Определяем по Hр = 3000 м. и Q = 23 условное характеристическое время Q ‘ = 22,25.
По Q ‘, W и H — Hр = 1000 м находим из баллистических таблиц:
g » 23°, T » 15,55 сек.
Далее последовательно определяем:
a = 17 + 2 — 23 = — 4°; tg 4° = 0,07;
Da = 0,07*4000 = — 280 м
( Da всегда имеет знак a , в данном случае минус);
tg j = (122*15*55 — 280) / 4000 = 1617 / 4000 = 0,4;.
Интервал сбрасывания ФОТАБ равен интервалу между экспозициями при дневном маршрутном плановом фотографировании, так как фотографирование производится в момент взрыва ФОТАБ.
Предел допустимого отклонения от расчетных данных: по высоте ночного фотографирования — летом ± 150 м, зимой ±300 м, по скорости ± 5 — 10%.
Фотодонесения
В аэрофотослужбе в основном применяются три фотодонесения: письменное фотодонесение; фотосхема; схема с фотосхемы.
Во всяком фотодонесении должны быть указаны:
- часть, производившая фотографирование;
фамилии и звания членов экипажа;
дата и время фотографирования;
район и пункты фотографирования;
масштаб, ряд и лист карты районов фотографирования;
время составления и время отправки фотодонесения;
фамилии производивших дешифрирование аэроснимков.
Крым
Книги
Карманный справочник авиационного штурмана
Глава VII
Источник