- Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. ИнструктажЛабораторная работа № 3 « Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра»
- Лабораторная работа №3. 8 класс. Измерение влажности воздуха
- Просмотр содержимого документа «Лабораторная работа №3. 8 класс. Измерение влажности воздуха»
- Лабораторная работа по физике на тему: «Измерение влажности воздуха»
- Цель работы
- Теория
- Ход работы
- Задание
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. ИнструктажЛабораторная работа № 3 « Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра»
Тема урока : Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 3 « Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра»
образовательные — организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению материала: влажность, относительная влажность, абсолютная влажность, точка росы, способы определения влажности воздуха;
развивающие — продолжить развитие логического и критического мышления, монологической речи, формирование навыков и культуры физического эксперимента, навыков самостоятельной работы с текстом;
воспитательные — воспитание умений работать в группе, коммуникативных способностей.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: таблица, психрометр, волосной гигрометр, психрометрическая таблица, оборудование на лабораторную работу.
Раздаточный материал: инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы.
I . Организационный момент
(подготовка учащихся к уроку, установлении личного контакта учителя с учащимися)
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных
И гений парадоксов друг. ( А.С. Пушкин)
Учитель: Как удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. Любому открытию предшествует опыт. На уроке мы попытаемся совершить пусть и маленькие, но самостоятельные открытия. Для этого необходимо быть внимательным, настойчивым. Я надеюсь, что вы справитесь, и всё у вас получится.
А что ждете вы от урока? (ответы учащихся)
II . Актуализация опорных знаний
Учитель : на прошлых уроках мы познакомились с процессами испарения, конденсации, кипением.
Фронтальная работа по проверке материала
— Напишите, согласны ли вы со следующими утверждениями (да/нет)
1. Испарением называют переход молекул из жидкости в пар (да)
2. Испарение происходит при температуре кипения (нет)
3. Если нет притока энергии извне, то температура жидкости при испарении понижается (да)
4. Вода, пролитая на пол, испаряется значительно медленнее, чем то же количество воды в стакане (нет)
5. Чем выше температура жидкости, тем испарение происходит медленнее (нет)
6. Конденсацией называется процесс перехода молекул из пара в жидкость (да)
7. Конденсация пара сопровождается выделением энергии (да)
— проверка выполнения, обсуждение вопросов, вызвавших затруднения, подведение итогов (7 правильных ответов-«5», 5,6 ответов-«4», 4 ответа-«3», менее 4-х- «2»)
III .Сообщение темы и задач урока
На доске записаны слова:
Погода является величественнейшим спектаклем на Земле, в котором участвуют только 3 актера: солнечное излучение, атмосферный воздух, влага.
( фронтальная работа: зачитываются слова, разбираются понятия «излучение» (вид теплопередачи), «воздух» (состав атмосферы), «влага» (откуда берется влага в воздухе))
Учитель: Урок мя посвятим одному актёру-влажности воздуха (учащиеся записывают тему урока)
IV . Изучение нового материала
1. Формирование понятий влажность воздуха, величин, характеризующих влажность воздуха: абсолютная влажность воздуха, относительная влажность воздуха, точка росы.
Учитель объясняет перечисленные понятия, учащиеся записывают в тетрадях, организуется работа с учебником (чтение определений).
2. Изучение приборов, с помощью которых можно определить влажность воздуха.
Учащиеся делятся на три группы, каждая из которых должна по учебнику рассмотреть устройство, принцип действия, назначение, технику безопасности при использовании приборов для определения влажности воздуха: конденсационный гигрометр, волосной гигрометр, психрометр. Затем учащиеся представляют отчет о проделанной работе, причём в работе участвуют все учащиеся.
( демонстрируют волосной гигрометр и психрометр, учащиеся в тетрадях записывают названия приборов)
3. Практическое применений знаний влажности воздуха
Сообщение ученика о важности знаний влажности воздуха при исследовании явлений в атмосфере, для некоторых видов производства, жизнедеятельности человека.
V . Применение знаний
1. Учитель объясняет правила определения относительной влажности воздуха с помощью психрометра и психрометрической таблицы. Учащиеся записывают алгоритм и проговаривают:
1. Измерить температуру воздуха в комнате (показания сухого термометра).
2. Измерьте показания влажного термометра.
3. Вычислите разность показаний сухого и влажного термометров.
4. Пользуясь психрометрической таблицей, определить относительную влажность воздуха.
2. Отработка навыков определения влажности:
— под руководством учителя (24 и 28 0 С)
-с комментированием (18 и 24 0 С)
— самостоятельно (20 и 25 0 С).
VI . Выполнение лабораторной работы
Учащиеся работают в парах, получают инструктивные карточки по выполнению лабораторной работы, учитель проводит инструктаж по технике безопасности при выполнении лабораторных работ.
Лабораторная работа № 3
Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра
Цель работы: научиться пользоваться психрометром и психрометрической таблицей для вычисления относительной влажности воздуха.
Приборы и материалы: психрометр (один на класс), термометр, ткань, стакан с водой, психрометрическая таблица.
Указания к работе:
1.Измерьте температуру воздуха в комнате.
2.Резервуар термометра оберните куском ткани и слегка окуните в стакан с водой. Наблюдайте, как вследствие потерь тепла на испарение столбик термометра опускается. Измерьте показания влажного термометра.
3.Вычислите разность показаний сухого и влажного термометров.
4.Пользуясь психрометрической таблицей, определите относительную влажность воздуха.
5.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Температура сухого термометра,
Температура влажного термометра ,
Разность показаний сухого и влажного термометров,
Источник
Лабораторная работа №3. 8 класс. Измерение влажности воздуха
Лабораторная работа №3. 8 класс. «Измерение влажности воздуха» Цель работы: овладеть практическим приемом определения относительной влажности воздуха с использованием психрометра, термометра и психрометрической таблицы.
Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа №3. 8 класс. Измерение влажности воздуха»
Лабораторная работа №3
Измерение влажности воздуха
Цель работы: овладеть практическим приемом определения относительной влажности воздуха с использованием психрометра, термометра и психрометрической таблицы.
Приборы и материалы: психрометр (один на класс), термометр, ткань, стакан с водой, психрометрическая таблица.
Указание к работе.
Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы.
Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.
Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Особое внимание обратите на ТБ при работе с термометром.
Определите цену деления термометра
Определите температуру сухого термометра tсухого
Оберните резервуар термометра кусочком увлажненной марли или ваты и держите некоторое время «влажный» термометр в воздухе. Как только понижение температуры прекратится, снимите показания термометра tвл.
Найдите разницу показаний сухого и влажного термометров ∆t= tсухого— tвл.
Используя психрометрическую таблицу, определите влажность воздуха φ и сравните их с показаниями психрометра, который находится в этом же классе.
Результаты измерений занесите в таблицу.
Температура сухого термометра,
Температура влажного термометра,
Разность показаний сухого и влажного термометров,
Сделайте вывод, сравнив все полученные на уроке значения влажности воздуха.
Что называется влажностью воздуха?
С помощью каких приборов можно измерить влажность воздуха?
Почему температура «влажного» термометра ниже, чем «сухого»?
Чем опасен для здоровья человека слишком сухой или влажный воздух?
Обучаемые объединяются в четыре группы.
І группа измеряет влажность на улице.
ІІ группа измеряет влажность в столовой.
ІІІ группа измеряет влажность в холле.
ІV группа измеряет влажность в спортзале.
Вы измерили влажность воздуха в различных помещениях школы и на улице. Какие результаты у вас получились?
Почему влажность воздуха в разных помещениях различна?
Сделайте вывод, сравнив все полученные на уроке значения влажности воздуха.
Есть достаточно простой способ определения влажности воздуха без приборов.
Наберите в стопку холодной воды из под крана.
Поставьте её в холодильник на несколько часов, так чтобы вода успела остыть до температуры 3 — 5 ºС (средняя температура для холодильной камеры). В комнате, в которой вы хотите узнать влажность воздуха, поместите стопку с водой вдали от отопительных приборов и понаблюдайте за поверхностью стекла в течение пяти минут.
Если поверхность стенок стопки сначала запотела, а через пять минут уже была сухой, то в данном помещении воздух сухой.
Если через пять минут стенки так и остались запотевшими – это средняя влажность.
Если по истечении пяти минут на поверхности стекла образовались ручейки воды – это свидетельствует о высокой влажности в помещении.
Источник
Лабораторная работа по физике на тему: «Измерение влажности воздуха»
Практическая лабораторная работа по измерению влажности воздуха позволяет познакомиться с понятием влажности воздуха, больше узнать о способах её измерения. Природное явление, оказывающее наибольшее влияние на содержание влаги в атмосфере – процесс испарения воды.
Влажность воздуха – один из важнейших показателей в физике, метеорологии, климатологии и многих других дисциплинах. Значение показателя важно в каждодневной деятельности человека и в быту. При значении этого показателя меньше 40% человек чувствует себя не комфортно.
Цель работы
Познакомиться с понятием «влажность воздуха», получить навык его определения с помощью прибора.
Оборудование — психрометр бытовой.
Теория
В атмосфере, окружающей нас, всегда присутствует определенное количество молекул воды. Пар в атмосфере появляется, испаряясь с поверхности водоемов, почвы, растительности. Количество воды в атмосфере меняется в значительных пределах, зависит оно от многих факторов.
Поддержание определенной влажности воздуха, его контроль важен во многих аспектах деятельности человека. При определенных условиях влажности проходят многие технологические процессы, лабораторный анализ, производство продуктов. Отслеживают данный параметр в музеях, книгохранилищах, лечебных учреждениях.
Абсолютная влажность воздуха – показатель, отражающий содержание воды в кубометре воздуха.
Относительная влажность воздуха — это величина, позволяющая оценить, насколько ненасыщен водяной пар. Чем ниже влажность воздуха, тем менее насыщен пар.
Формула для определения:
Парциальное давление пара – давление паров воды при допущении, что отсутствуют другие газы.
Содержание влаги в атмосфере определяют при помощи приборов:
Конденсационный гигрометр — представляет собой установленную на подставке цилиндрическую емкость из металла, с зеркальной крышкой. В верхней части такой емкости есть два отверстия. Первое служит для того, чтобы налить в прибор эфир и установить термометр, вторая соединяется с приспособлением для нагнетания воздуха.
Сквозь коробочку прокачивается воздух. Эфир, испаряясь, охлаждает зеркало. С уменьшением температуры зеркальной поверхности, на ней появляются капли влаги (сконденсировавшийся пар). В этот момент отмечается температура на термометре.
Точка росы – значение температуры, при которой водяной пар конденсируется и выпадает в виде капель.
Используя полученные результаты, сверяясь с таблицей давления насыщенных паров, можно определить влажность воздуха;
Волосной гигрометр — в этом приборе в качестве активного элемента используется волос, чаще человеческий. В основе функционирования прибора заложено свойство волоса удлинятся или укорачиваться, в зависимости от уровня содержания влаги в окружающей атмосфере. Если влажность понижается, волос укорачивается и сдвигает стрелку прибора. Подобный метод измерения может оказаться неточным.
Психрометр — удобный и точный прибор, состоящий из двух термометров, закрепленных на общей рамке. Резервуар одного из них обмотан тканью, погруженной в сосуд с водой. Анализируя разность показаний сухого и влажного термометров, на основании сведений психрометрической таблицы легко определить содержание паров воды в воздухе.
Ход работы
Задание
Используя показания психрометра и данные психрометрической таблицы, выяснить, какова влажность воздуха в помещении.
Внимательно осмотрите психрометр, найдите сухой и влажный термометры. Убедитесь, что в емкости есть вода.
Снимите показания сухого термометра. Они соответствуют температуре воздуха в классе. Внесите данные в таблицу (tсухого).
Снимите показания влажного термометра, впишите в раздел tвлажного.
Рассчитайте разницу между показаниями обоих термометров: Δt.
Пользуясь данной психрометрической таблицей, определите влажность воздуха.
Источник