Способы определения ведущего полушария у детей

Способы определения ведущего полушария

Способы определения ведущего полушария

Оценка ведущего полушария

1. Переплести пальцы рук

Сверху большой палец правой руки — ведущее полушарие левое, сверху большой палец левой руки — правое

2. Испытуемый держит вертикально в вы­тянутой руке карандаш, фиксируя его взором на определенной точке, пооче­редно закрывает правый и левый глаз

Карандаш смещается при закрывании правого глаза — ведущее полушарие левое. Карандаш смещается при закрывании левого глаза — ведущее полушарие правое

3. Имитировать позу Наполеона

Кисть левой руки первой направляется к пред­плечью — плечу правой руки и оказывается сверху — ведущая рука левая, ведущее полуша­рие правое. Кисть правой руки первой направляется к предплечью — плечу левой руки — веду­щая рука правая, ведущее полушарие левое

4. Имитировать аплодисменты

Сверху находится правая рука — ведущее полу­шарие левое, сверху находится левая рука — ведущее полушарие — правое

5. Провести прямую вертикальную черту, разделяющую чистый лист бумаги пополам

Линия ближе к правому краю листа — ведущее полушарие правое, линия ближе к левому краю листа — ведущее полушарие левое

. 6. Поставить произвольное количество палочек левой рукой, а затем правой рукой. Время выполнения задания 10 сек. Подсчитать число палочек

Больше поставлено палочек правой рукой — ведущее полушарие левое, левой рукой — пра­вое, одинаковое количество обеими руками — правое

. 7. Нарисовать круг, завершив его стрелкой

Стрелка указывает направление против часовой стрелки — ведущее полушарие левое, по часо­вой стрелке — правое

8. Сидя на стуле, положить ногу на ногу

Сверху правая нога — ведущее полушарие левое, сверху левая нога — правое

9. Стоя покружиться в удобную сторону

Кружится против часовой стрелки — ведущее полушарие левое, кружится по часовой стрелке — правое

10. Быстро моргнуть одним глазом

Быстрее моргает правый глаз — ведущее полу­шарие правое, левый глаз — левое. Быстрее мор­гает недоминирующий глаз

Разница меж­ду суммой баллов левого и суммой баллов правого полушария умно­жается на 10. Результаты сопоставляются с приведенными норматив­ными данными.

Если полученный показатель составляет:

больше или равен 30 — полное доминирование левого полушария; от 10 до 30 — неполное доминирование левого полушария; от 0 до -10 — неполное доминирование правого полушария; ниже -10 — полное доминирование правого полушария.

Левополушарный тип личности характеризуется доминированием использования правой руки в разнообразных бытовых, игровых и про­фессиональных действиях. Преобладает вербально-логическое мышле­ние с последовательным, поэтапным решением конкретной проблемы. Возможно, поэтому представители левополушарного типа чаще встре­чаются среди специалистов технических профессий. В восприятии речи собеседника больше внимания обращают на ее смысловое содержание, чем на контекст или эмоциональную окраску. Эмоционально-личност­ная сфера характеризуется некоторым преобладанием положительных эмоций, что проявляется на всех уровнях эмоциональной реактивно­сти — скорости опознания положительных эмоций, фоновом эмоцио­нальном состоянии и субъективных оценках собственного эмоциональ­ного статуса. При этом интенсивность внешнего выражения эмоций скорее ниже, чем у правополушарных.

Правополушарный тип личности характеризуется иным набором психологических свойств. В двигательных действиях (особенно в бы­товых) отмечается более или менее активное использование левой руки наряду с правой. Двигательные и когнитивные процессы у его представителей протекают медленнее, механизмы произвольного, во­левого контроля психических процессов менее успешны. Преобладает образное, целостное восприятие. Пространственные представления характеризуются успешным восприятием и запоминанием взаимного расположения объектов. В организации и планировании деятельности важную роль играет опора на интуицию. В восприятии речи большее внимание обращается на ее эмоциональную окраску, метафоричность, контекст. Эмоционально-личностная сфера характеризуется домини­рованием отрицательной эмоциональной системы над положительной, более быстрым опознанием отрицательных эмоций, склонностью к не­гативным эмоциям при описании своего состояния. Лица с ведущим правым полущарием чаще встречаются среди представителей художе­ственных профессий (музыкантов, певцов, художников, дизайнеров).

Читайте также:  Способ внесения платы за технологическое присоединение что это такое

Источник

Способы определения ведущего полушария у детей

Адрес электронной почты

города:

Комплексный метод определения ведущего полушария (Яссман Л.В., Даниленко В.Н., 1999).

Оценка ведущего полушария

1. Переплести пальцы рук

Сверху большой палец правой руки —

ведущее полушарие левое, сверху большой

палец левой руки — правое.

2. Испытуемый держит вертикально

Карандаш смещается при закрывании

в вытянутой руке карандаш,

правого глаза — ведущее полушарие левое;

фиксируя его взором на определенной

смещается при закрывании левого глаза —

точке, поочередно захватывает

ведущее полушарие правое.

правый и левый глаз

3. Имитировать позу Наполеона

Кисть левой руки первой направляется к

предплечью правой руки и оказывается

сверху — ведущая левая рука; ведущее

полушарие правое; кисть правой руки

направляется к предплечью левой руки —

ведущая правая рука и левое полушарие.

4. Имитировать аплодисменты

Сверху находится правая рука — ведущее

полушарие левое и наоборот.

5. Провести прямую вертикальную

Линия ближе к правому краю листа -ведущее

черту, разделяющую чистый лист

правое полушарие; линия ближе к левому

бумаги на две части.

краю — ведущее левое полушарие.

6. Нарисовать треугольник и квадрат

Лучше и быстрее нарисованы фигуры правой

левой и правой рукой.

рукой — ведущее левое полушарие и наоборот.

7. Нарисовать круг — завершив его

Стрелка указывает направление против часовой

стрелки — ведущее полушарие левое; по часовой —

8. Сидя на стуле, положив ногу на ногу

Сверху правая нога — ведущее полушарие левое

9. Стоя кружиться в удобную сторону.

Кружится против часовой стрелки — ведущее

полушарие левое и наоборот.

10. Быстро моргнуть одним глазом.

Быстрее моргает правый глаз — ведущее

полушарие правое и наоборот. Быстрее моргает

11. Поставить произвольное количество палочек левой и правой

Больше поставлено палочек правой рукой – ведущее полушарие левое и наоборот.

и рукой за 10 сек. и подсчитать

Одинаковое количество – правое полушарие.

Итоговая оценка подсчитывается следующим образом: разница между суммой баллов левого и суммой баллов правого полушария делится на 11 и умножается на 100. Результаты сопоставляются с нормативными данными. Полученный показатель составляет:

1. Больше или равен 30 – полное доминирование левого полушария.

2. О 10 до 30 – неполное доминирование левого полушария.

3. От 10 до -10 – неполное доминирование правого полушария.

4. Ниже — 10 – полное доминирование правого полушария.

При обобщении данных можно объединить в одну группу лиц с неполным и полным доминированием полушарий (преимущественно правые или левые).

Источник

Способы определения ведущего полушария у детей

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Специалисты в области нейропсихологии говорят, что успешная учеба ребенка в школе во многом зависит от степени развития межполушарных связей.

Статья:

Специалисты в области нейропсихологии говорят, что успешная учеба ребенка в школе во многом зависит от степени развития межполушарных связей.

При недостаточном взаимодействии правого и левого полушарий мозга у ребенка могут возникать трудности в обучении письму и чтению, а также двигательная расторможенность.

Современные методики в образовании и воспитании не стоят на месте. С их помощью можно отлично развить мозг, улучшить межполушарные связи.

Результат — отличная успеваемость в школе и освоение обучающих программ любой сложности.

Межполушарные связи — что это такое?

Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Правое — за умение планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на слух. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты.

Функции межполушарных связей:

  • эмоциональная устойчивость к негативным факторам;
  • координация движений;
  • успешное усвоение информации и ее анализ.

Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал и становится мнительным.

Читайте также:  Способы содержания коров это

Признаки недостаточности развития межполушарных связей у детей

Данные связи формируются у ребенка до 12–15 лет, причем поэтапно. Очень важным для генерации специалисты считают период от 3 до 8 лет. В это время у ребенка формируется кинетическое, звуковое и зрительное смыслоразличение и др.

Если у ребенка присутствуют следующие симптомы, следует задуматься о возможном нарушении межполушарного взаимодейсвия:

  • агрессия;
  • плохое запоминание;
  • непонятная и сбивчивая речь;
  • зеркальное написание букв и цифр;
  • сложности в описании действия, изображенного на рисунке;
  • сложности в общении с ровесниками;
  • проблемы в написании диктантов или переписывании текстов.

Справка! У младенцев заподозрить нарушение межполушарного взаимодействия можно по «торможению» перед любым действием, а также по отсутствию этапа ползания.

Для проверки развитости связей между полушариями, можно провести несложный тест. Пусть он заведет одну руку за спину, а вы кисточкой прикоснитесь к любому пальцу (за исключением большого). Большим пальцем руки ребенок должен указать на место прикосновения кисточки к коже. Таких попыток должно быть 10, и, если ребенок ошибся более 3 раз, это свидетельствует о слабом развитии межполушарных связей.

Причины

В некоторых случаях слабость развития связей между полушариями мозга у ребенка может быть связана со стрессовым состоянием матери во время беременности или болезнью.

Кроме того, на развитие может негативно повлиять особенность мозгового строения или аномалии мозолистого тела, расстройства неврологического характера.

Чаще всего слабое взаимодействие мозговых полушарий наблюдается при отсутствии развивающих занятий и игр в жизни ребенка — всестороннее развитие ребенка должно начинаться с самого раннего возраста.

Другими причинами могут быть:

  • травмы во время родов;
  • серьезные заболевания в первый год жизни;
  • сидячий образ жизни;
  • последствия общего наркоза;
  • затяжной стресс.

Для чего развивать межполушарные связи и как это делать?

Для развития используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий. Это называется мозговой гимнастикой, достаточно нескольких минут занятий в день. Они полезны и для детей, и для взрослых.

На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют:

  • пальчиковая гимнастика;
  • кинезиологические упражнения;
  • самомассаж;
  • дыхательные упражнения;
  • дидактические задания;
  • творчество;
  • прослушивание классических музыкальных композиций;
  • логоритмика.

Важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому, лучше выстраивать взаимоотношения с людьми, достигать отличных спортивных показателей.

Специальные упражнения

Существует большое количество развивающих игр для улучшения связи между полушариями у детей. Начинать их можно уже с 2 лет. Поммимо основного предназначения, они формируют зрительно-моторную координацию, способствуют развитию концентрации, а также пальцевого и пинцетного захватов.

Важно! Во всех играх сначала задействуется одна рука, а затем вторая.

Приемы для детей от 2 лет и старше:

  1. Покорми птичку. Вам потребуется две емкости, ложки разного размера (кофейная, чайная, десертная, столовая), горох и фасоль. Нужно предложить ребенку накормить птичку (игрушку). Сначала вы должны сами показать как это делается, а потом дать ложку ребенку. Если это необходимо, можно использовать прием «рука в руке», а дальше нужно добиться самостоятельного выполнения упражнения. Порядок действия — перенести горох и фасоль из миски в миску, предназначенную для птички, стараться не рассыпать. Начинать нужно с 4 ст. л., постепенно (в течение 10 дней) доведя объем до 8 ст. л. Для усложнения задачи можно увеличить расстояние между мисками, или же предложить ребенку использовать ложку меньшего диаметра.
  2. Для детей после 5 лет очень полезными будут задания на развитие графомоторных навыков двигательной координации, а также слаженности работы рук и глаз. Например, левая рука выводит в воздухе квадрат, а правая треугольник. Это упражнение можно выполнять не только в воздухе, но и на бумаге или мелом на асфальте. Для усложнения можно предложить ребенку закрыть глаза.
  3. Логоритмика — это отличный способ развития речевого и моторного ритмов. В ней сочетается музыка, движения и слова. Выговаривание слов и совершение определенных действий прекрасно развивает речь и способствует формированию межполушарного взаимодействия.

Нейродинамическая гимнастика

Когда ребенок пошел в школу, в общеобразовательный процесс нужно обязательно включать нейродинамические упражнения. Это приводит к лучшему усвоению изучаемого в школе материала, развивает произвольное и непроизвольное внимание, улучшает концентрацию и скорость переключения, формирует разные виды мышления, улучшает сенсомоторной контроль.

Читайте также:  Лагман способ приготовления с курицей

Упражнения:

  1. Зеркальное рисование. На листе бумаги нужно одновременно обеими руками выводить одинаковые рисунки, но в зеркальном расположении относительно друг друга. Это могут быть буквы, картинки, узоры. Сначала конечно это упражнение может получаться плохо, но когда работа обоих полушарий и обеих рук синхронизируется, эффективность работы улучшится. Для детей существует специальная рабочая тетрадь-прописи, где рисовать нужно по пунктирным линиям.
  2. Лезгинка. Попросите ребенка сжать левую руку в кулак, и направить большой палец в сторону. Кулак нужно развернуть таким образом, чтобы пальцы были повернуты к лицу. Правую ладонь нужно держать горизонтально, она должна прикасаться ею к мизинцу левой руки. Затем ребенок должен менять положение правой и левой рук 6–8 раз. Необходимо добиться максимально высокой скорости смен позиций.
  3. Ухо-нос. Пусть ребенок левой рукой прикоснется к кончику носа, а правой — левого уха. Одновременно нужно отвести руки от уха и носа, хлопнуть в ладоши, и изменить позицию. Правая — на носу, левая — на правом ухе.
  4. Змейка. Ребенок должен сложить ладони и сцепить пальцы в замок. Ведущий указывает палец, ребенок двигает этим пальцем. Касаться пальцев нельзя, в упражнении должны принимать участие все пальцы.
  5. Горизонтальная восьмерка. Рисуйте с ребенком в воздухе знак бесконечности. Сначала одной правой рукой, потом левой, затем обеими одновременно. Внимательно следите глазами за рукой.
  6. Перекрестное марширование. Путь ребенок марширует на месте, касаясь левой рукой правого бедра, а правой рукой левого бедра. Затем усложните задание — пусть ребенок марширует и выполняет односторонние подъемы левой руки и левого бедра, правой руки и правого бедра. После этого пусть снова выполняет упражнение перекрестно.
  7. Пальчиковые упражнения. Научите ребенка быстро двигать пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем по очереди другие пальцы (от указательного к мизинцу, потом в обратном направлении — от мизинца к указательному). Сначала пусть ребенок хорошо научится выполнять это упражнение одной и второй рукой, затем можно попробовать его сделать двумя руками одновременно.

Игры для дошкольников

Игры для дошкольников на развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия:

  1. Катание между пальцами орехов. Только на первый взгляд кажется, что это просто, далеко не у всех детей это упражнение получается выполнить с первого раза. Если орехи слишком большие для детской руки, их можно заменить шариками или кристаллами подходящего объема. Для усложнения можно предложить ребенку катать орехи двумя руками одновременно.
  2. Сминание бумаги. Положите на ладонь ребенка салфетку, и попросите его, используя пальцы только одной руки, смять ее. Потом пусть одновременно сжимает две салфетки двумя руками.
  3. Перебирание круп. Ребенок должен с закрытыми глазами отобрать гречку от риса.
  4. Хлопанье в ладоши. Поиграйте весте с ребенком — хлопайте в ладоши, затем правая рука ребенка хлопает вашу правую руку, хлопайте в ладоши, левая рука ребенка хлопает вашу левую руку. Постепенно увеличивайте темп.
  5. Заяц и волк. Положите свои ладони на ладони ребенка, он должен успеть хлопнуть по вашим ладоням пока вы их не убрали. Затем поменяйтесь.
  6. Касания. В положении стоя, ребенок должен подтянуть правое колено к левому локтю, затем коснуться правой рукой лодыжки левой ноги. После этого поменять все местами. Упражнение повторяется 6 раз.
  7. Гусь, курица, петух. Научите ребенка складывать из пальцев рук этих птиц. Гусь — ладонь согнута под почти прямым углом, пальцы втянуть и сжать друг с другом. Указательный палец согнуть и соединить с большим. Курица — ладонь согнута не так сильно. Указательный палец соединен с большим, остальные пальцы сгибаются и поочередно накладываются друг на друга. Петух — ладонь поднята вверх, указательный палец соединен с большим, остальные пальцы широко расставлены и подняты вверх.

В результате реализации упражнений на улучшение межполушарного взаимодействия, у детей появляется уверенность в себе, они становятся более спокойными, лучше усваивают знания, обобщают и систематизируют усвоенный материал. Начинать работать с ребенком нужно с самого детства и тогда он будет радовать вас своими успехами в будущем.

Источник

Оцените статью
Разные способы