Способы определения целей предприятия

Стратегические цели. Дерево целей

Стратегические цели представляют собой результаты, которых стремится достичь компания в перспективе. Цели могут быть поставлены перед компанией в целом, перед ее структурными подразделениями, перед конкретными исполнителями. Цели в отличие от целевых установок отличаются ясностью, измеримостью, достижимостью, соотнесением со стратегией, а также иметь привязку ко времени.

Цели должны удовлетворять условиям:

  • Измеримость: все цели имеют количественное выражение (относительное, или абсолютное)
  • Ясность: цели настолько точные и ясные, что невозможно их неправильно истолковать
  • Необходимость и достаточность: цели сформулированы для всех направлений деятельности
  • Достижимость: и начальник, и подчиненный уверены, что цель достижима
  • Привязка ко времени: установлены сроки достижения цели
  • Согласованность по времени: установлена четкая очередность достижения целей
  • Согласованность по иерархии управления: целевые показатели структурных подразделений не противоречат целевым показателям компании в целом

Постановка стратегических целей начинается с миссии. Ведь миссия — это краткий, четко сформулированный документ, объясняющий цель создания организации, ее задачи и основные ценности, в соответствии с которыми определяется направление деятельности компании. Имея краткое описание направлений самого высокого уровня — миссии, видения и стратегии — компания разрабатывает стратегические цели и задачи, понятные каждому сотруднику.

В соответствии с методологией Системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard) стратегические цели разбиваются на четыре блока:

  • Финансы
  • Клиенты
  • Бизнес-процессы
  • Рост и обучение

Пример стратегической цели в блоке «Финансы»:

Компания может добиться роста доходов, развивая отношения с клиентами, понижая издержки и повышая производительность.

Как только компания определит, кто ее целевой покупатель, она сможет сформулировать цели и показатели предполагаемого предложения потребительной ценности.

Пример стратегических целей в блоке «Клиенты»:

  • Своевременно предлагать продукты и услуги, обладающие высоким качеством и низкой ценой
  • Увеличение клиентской базы

Для достижения стратегической цели, указанной в блоке «Клиенты», необходимо поставить множество стратегических целей в блоке «Бизнес-процессы». Укажем некоторые:

  • Своевременная доставка товаров, материалов поставщиками
  • Снижение издержек производства
  • Повышение эффективности технологических процессов
  • Улучшение качества производства
  • Своевременная доставка до клиентов

Для реализации всех указанных стратегических целей в блоках «Финансы», «Клиенты», «Бизнес-процессы» необходимо постоянное обучение сотрудников предприятия. Для реализации стратегических целей необходимы высокого уровня компетенции. Умение управлять качеством и процессом доставки необходимо для сохранения клиентской базы. Привлечение клиентов строится на умении общаться и вести переговоры, способность знать и понимать клиентскую среду, потребности покупателей, формулировать предложение ценности и успешно провести сделку требует навыков, которым необходимо обучать.

После того, как все стратегические цели сформированы, их объединяют в группы по компании в целом и по подразделениям. Руководитель подразделения выстраивает работу своего подразделения, распределяя стратегическую цель своего подразделения на тактические цели (задания) своих подчиненных. Иерархическое выстраивание дерева целей должно быть выстроено таким образом, чтобы стратегические цели предприятия трансформировались в конкретные тактические цели (задачи) каждого конкретного сотрудника.

Технология постановки стратегических целей рассматривается на семинарах:

Когда в компании нужен управленческий консалтинг? — Интервью директора Школы бизнеса Альфа Уваровой Аллы для Сообщества менеджеров Executive.ru

Проведен семинар «Управление затратами. Калькулирование себестоимости» для сотрудников экономического управления Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ».

Школа бизнеса Альфа провела корпоративный семинар «Управление дебиторской задолженностью» для сотрудников дистрибуторской компании «Лит Трейдинг».

О том, как меняется спрос на корпоративное дистанционное обучение и о тенденциях в бизнес-образовании, рассказала Сообществу менеджеров портала Executive.ru директор Школы бизнеса «Альфа» Алла Уварова.

В Москве прошел семинар «Планирование и бюджетирование: лучшие практики на предприятиях ТЭК» для представителей финансово-экономических служб корпорации «Газпром».

В Рязани состоялся семинар по финансовому анализу для экономистов Рязанского конструкторского бюро «Глобус».

Школа бизнеса Альфа провела семинар «Финансы для нефинансистов» для директоров филиалов АО «Росжелдорпроект».

Состоялся семинар по ценообразованию для сотрудников коммерческого и финансово-экономического подразделений Объединения «РОСИНКАС» Центрального Банка РФ.

За дистанционным форматом будущее — Интервью директора Школы бизнеса Альфа Уваровой Аллы для Сообщества менеджеров Executive.ru

В Москве прошли семинары по бюджетированию и управлению казначейством для представителей финансово-экономических служб предприятий корпораций «Газпром» и «Роснефть».

Корпоративное обучение — это получение знаний и навыков сотрудниками одной компании. Наша Школа оперативно организует для компании-заказчика корпоративный тренинг или семинар с учетом отраслевой специфики и конкретных потребностей вашего бизнеса. Подробнее >>

Отзывы участников семинаров:

«Тема планирования и бюджетирования раскрыта достаточно полно. Было интересно самостоятельно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках и особенно прогнозный баланс», — Бреславский Владимир, заместитель директора по экономике и финансам, ЗАО «Многовершинное», Хабаровский край.

«Кратко и при этом подробно описана система работы казначейства. Очень хороший преподаватель, огромное спасибо», — Болотова Светлана Сергеевна, казначей, «Акадо», Москва.

«Хороша сама идея семинара по ценообразованию – рассмотрение в комплексе маркетинга и финансов. Понравилась логика изложения материала, связь теории с практикой (примеры и задачи), доступное объяснение», — Инберг Анна Евгеньевна, менеджер по продажам, ООО «Вистеон Автоприбор Электроникс», Владимир.

«Семинар полностью оправдал ожидания. Полученные знания помогут разобраться в финансовой и бухгалтерской отчетности, увидеть нужные цифры в море информации. Также узнала много нового об анализе фин. деятельности», — Никонова Наталья Валентиновна, руководитель проектов отдела связи «X5 Retail Group», Москва.

«Понравилось освещение вопросов по организации внутреннего контроля через управленческий учет», — Романюк Ю.А., руководитель контрольно-ревизионной службы ООО «Аксон», Кострома.

«В семинаре понравилась его практическая направленность на создание системы управления дебиторской задолженностью. Было рассмотрено большое количество практических инструментов по улучшению собираемости денег. Много примеров из реальной практики, что дает возможность применить полученные знания в своей дальнейшей работе. Спасибо!» — Кузьминич Андрей Викторович, Коммерческий контролер ООО «Модерн Машинери Фар Ист», Магадан.

«Структурированные знания по всем функциям казначейства в доступной форме», — Нестеров Е.В., гл. специалист, «Росатом», Москва.

«После прослушивания семинара имею общую картину по бюджетированию, что и являлось целью. Все возникающие вопросы пояснялись сразу. Много практических заданий. Желаю процветания Школе бизнеса «Альфа», — Баклыкова Наталья Владимировна, ведущий специалист «ГПН-Логистика», Москва.

«Очень все понравилось! Пришла второй раз, была на семинаре по другой теме. Материал представлен очень подробно, все понятно на основе примеров. Удалось проанализировать и собственное предприятие, так как было мало участников и получилось практически индивидуальное занятие. Спасибо!» — Куксова Валерия Владимировна, экономист, ООО «Стройстандарт», Москва.

Источник

Читайте также:  Эрозионный способ обработки металла

Как получить стратегические цели из видения предприятия

Введение

Разработка стратегии предприятия является трудным и очень неоднозначным вопросом, представляющим большую проблему. Если предприятие, вернее его руководитель, обращается к литературе по стратегическому менеджменту, то видит, что сколько книг, столько и мнений. Если предприятие обращается к консалтинговым компаниям, то опять же видит, что сколько компаний, столько и подходов, подчас даже противоположных.

Это объясняется тем, что если с целью, которую ставит собственник при создании предприятия, более менее ясно, то далее никакой ясности нет. «Цели определяют, какие результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты» [1]. Каких либо общих системных подходов пока неизвестно.

Настоящая статья и является попыткой систематизации общих вопросов создания стратегии предприятия без перехода к многочисленным школам стратегий и частным вопросам.

Цель предприятия

Цель любого предприятия это многогранный вопрос и ее можно рассматривать с различных точек зрения, как представляется, имеется следующие три основные точки зрения:

  • Цель предприятия с точки зрения собственника
  • Цель предприятия с точки зрения общества
  • Цель предприятия с точки зрения самого предприятия

Цель предприятия с точки зрения собственника определяет тот эффект, который собственник хочет получить от предприятия, цель, ради которой он и создает предприятие (это, в основном, экономические цели и, в большинстве, — устойчивая прибыль [2]).

Цель предприятия с точки зрения общества показывает эффект, который общество хочет получить от предприятия (удовлетворение каких потребностей).

И цель предприятия с точки зрения предприятия показывает цели, которые необходимо достичь предприятию для создания и продвижения востребованной обществом продукции, для исполнения своей миссии. Первой, отправной точкой, конечно выступает цель с точки зрения собственника, создающего предприятие, но, как уже отмечалось, она практически ничего не говорит о том, как именно будут получены планируемые результаты.

Миссия предприятия

«Что касается формулировки цели и миссии фирмы, то для этого требуется лишь один ориентир, одна отправная точка — потребитель. Эта сущность определяется потребностями и желаниями потребителя, которые удовлетворяются с покупкой продукта или услуги данной компании» [3], т.е. собственник может достичь своей цели только ориентировав предприятие на потребности общества, — потребителя, который и принесет ему ожидаемый результат. Создавая предприятие под исполнение задуманной миссии.

Видение предприятия

Миссия говорит о том, какие потребности общества должно обеспечивать предприятие, какую продукцию и для какого потребителя выпускать, но также ничего не говорит о том, как должно быть построено предприятие, как оно будет создавать и продвигать эту продукции. Необходимо видение предприятия, – «Идеализированное представление желаемого и достижимого будущего состояния, то есть того, где и чем должна в будущем оказаться организация» [4], при этом необходимо сочетание как внутреннего (создание новых товаров, повышение качества выпускаемой продукции, формирование новых стандартов удовлетворения потребителей и внешнего видения, создание новых видов товаров, повышение качества продукции, формирование новых стандартов удовлетворения потребителей), так и внешнего видения [5]. Только имея такое видение и можно понять, как строить предприятие соответствующее предприятие, какие стратегические цели для этого надо поставить, какая программа действий для их реализации необходима.

Стратегия предприятия

«Корпоративная стратегия — это паттерн принятия решений, который определяет и раскрывает задачи и цели фирмы, задает ее основную политику и планы реализации поставленных целей, определяет сферу бизнеса, в которой сосредоточена основная деятельность компании, тип экономической и человеческой организации, которого придерживается или к которому склонна данная корпорация, а также природу экономических и внеэкономических достижений, которые она намеревается предложить акционерам, наемным служащим, покупателям и обществу в целом. » [6].

«Стратегия — это паттерн, или план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом на основе внутренней компетентности, предвидения изменений во внешней среде и учета возможных контрдействий оппонентов». «Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» [7].

Но невозможно единожды определить стратегию и постоянно следовать ей не взирая на изменение внутренней среды, рыночной ситуации и появляющиеся угрозы. Одна из задач стратегического менеджмента — это: «Оценка результатов и корректировка стратегического видения, глобальных целей, стратегии и ее реализации с учетом приобретенного опыта, изменившихся условий, появления новых идей и возможностей». А «изменение стратегии, постепенное или стремительное, адаптивное (в ответ на новые условия) или активное (при появлении новых возможностей во внешней или внутренней среде) это норма, даже необходимость. Поэтому создание стратегии – это непрерывный процесс, а не единовременное действие.» [8].

Поэтому особо отметим, что в общем случае стратегия предприятия, — это не единожды разработанная и застывшая концепция, а это развивающаяся система установки и достижения целей, мониторинга и периодической коррекции программ действий, это система стратегического управления предприятием. Отсюда можно дать определение стратегии предприятия и системы стратегического управления предприятием.

Стратегия предприятия, — это программа действий направленная на достижение поставленных целей в рамках принятых политик и имеющихся ресурсов (стратегия в текущий момент времени).

Система стратегического управления предприятием, — это система мониторинга и коррекции деятельности предприятия направленная на достижение поставленных целей, включающая мониторинг внутренней и внешней среды, коррекцию программы действий, политик, и самих стратегических целей (стратегия как процесс).

Формирование стратегии

Циклическая цепочка формирования стратегии предприятия не собственником

Анализ разделов 2-4 показывает, что стратегия достижения собственником предприятия своей цели включает три необходимых шага: определение миссии предприятия, определение видения предприятия и определения программ действий по реализации видения. При этом для реализации каждого шага также необходима своя стратегия и, исходя из этого, мы можем получить следующую циклическую цепочку формирования стратегии предприятия (Таблица 1).

Таблица 1. Формирование стратегии предприятия исходя от цели с точки зрения собственника.

Цель Политики Программы Результат
Цель с точки зрения собственника Политики определения совокупности видов деятельности Программа действий по созданию миссии Миссия, соответствующая цели с точки зрения собственника
Цель с точки зрения общества (исполнение миссии) Политики по всем аспектам предприятия, в т.ч. внешним и инфраструктуры Программа действий по созданию видения Видение, обеспечивающее исполнение миссии
Цель с точки зрения предприятия (реализация видения) Политики по реализации каждого аспекта видения Программа действий по реализации видения, по созданию и продвижению продукции, по исполнению миссии. Предприятие обеспечивающее исполнение своей миссии, реализацию видения и обеспечивающее достижение цели, поставленной собственником.
Читайте также:  Современные способы отделки ванной комнаты

Основой формирования стратегии является разработка возможных политик и программ и стратегические решения по их выбору. «Прежде чем принимать какие-либо решения, следует взвесить все сильные и слабые стороны фирмы в совокупности с наличными или доступными ресурсами» [6]

Стратегия создания стратегии предприятия

Зная исходную цель с точки зрения собственника мы должны пройти все эти три шага и получить на выходе искомую стратегию, а реализовав ее, получить и результат — требуемое нам предприятие, обеспечивающее достижение поставленной цели собственника. Но, во первых, кто это «мы», кто и как будет проходить эти необходимых три шага? Это принципиальный и крайне важный вопрос. Иными словами, для создания стратегии тоже нужна своя стратегия, и это еще один, предварительный шаг (Таблица 2). И это, пожалуй самая важная стратегия: любые два коллектива, призванные разработать стратегию предприятия, создадут две разные стратегии, соответствующие целям, уровню и интеллекту этих коллективов. Т.е. стратегия предприятия, создаваемая коллективом определяется, во многом, индивидуальными особенностями этого коллектива (штаба стратегического развития), и от этого невозможно уйти.

Таблица 2. Стратегия создания системы стратегического управления предприятием

Цель Политики Программы Результат
Создание системы стратегического управления Общие политики по определению руководителя, формированию коллектива, созданию и внедрению стратегии Программа мероприятий по созданию системы стратегического управления Руководитель и коллектив создания стратегии на первом этапе и внедренная система стратегического управления на завершающем

Циклическая цепочка формирования стратегии предприятия не собственником

Один из основных вопросов заключается в том, является ли собственник руководителем предприятия, и управляет ли он процессом создания стратегии. В противном случае кто и как будет учитывать его точку зрения. С какой точки зрения будет строить предприятие наемный руководитель – не собственник? Если он относится, говоря языком древней притчи к тем, кто «строит храм», это еще хорошо, а если к тем, кто «зарабатывает деньги»? Ведь он будет исходить, в первую очередь, из своей точки зрения, из своего интереса, а не из интереса собственника. Необходима политика мотивации, максимально сближающая цель собственника и цель руководителя предприятия во всех аспектах его деятельности, когда достижение собственных целей руководителя требует достижения обеспечения целей собственника, исполнения предприятием своей миссии, политика, которая переводит цель руководителя со своей точки зрения на точку зрения собственника.

Взаимоотношения собственника и руководителя предприятия могут быть построены по разному:

  • Собственник является руководителем предприятия.
  • Собственник руководит разработкой стратегии и контролирует деятельность предприятия по всем ее аспектам.
  • Собственник только финансирует предприятие и получает дивиденды. Интерес руководителя предприятия определяет принятая собственником политика мотивации.

Для последнего случая циклическая цепочка формирования стратегии примет следующий вид (Таблица 3).

Таблица 3. Формирование стратегии предприятия от цели с точки зрения руководителя.

Цель Политики Программы Результат
Цель с точки зрения руководителя предприятия Политика мотивации. Политики определения совокупности видов деятельности и рыночной сферы Программа мероприятий по созданию миссии Миссия, соответствующая цели с точки зрения собственника
Цель с точки зрения общества (исполнение миссии) Политика мотивации. Политики по всем аспектам предприятия, в т.ч. внешним и инфраструктуры Программа мероприятий по созданию видения Видение предприятия, обеспечивающего исполнение миссии
Цель с точки зрения предприятия (реализация видения) Политика мотивации. Политики по реализации каждого аспекта видения Программа мероприятий по созданию и развитию предприятия, реализации видения, созданию и продвижению продукции. Предприятие обеспечивающее исполнение своей миссии, реализацию видения и обеспечивающее достижение цели, поставленной собственником.

Данный случай относится и ко всем государственным предприятиям и учреждениям.

Таким образом, создание стратегии предприятия заключается в следующих шагах (частных стратегиях):

  • Разработка общей стратегии создания системы стратегического управления предприятием (стратегия создания общей стратегии).
  • Определение миссии предприятия, которая будет соответствовать потребностям общества и позволит достичь цели предприятия с точки зрения собственника (стратегия создания миссии).
  • Определение видения предприятия, определение именно того видения предприятия, которое обеспечит исполнение предприятием своей миссии и, опосредовано, позволит достичь цели предприятия с точки зрения собственника (стратегия создания видения).
  • Разработка программы действий, которая позволит реализовать наше видение и создать предприятие, обеспечивающее исполнение своей миссии и, опосредовано, позволит достичь цели предприятия с точки зрения собственника (стратегия реализации видения).

Поскольку все цели определены, необходимо первым делом разработать возможные политики, принять стратегические решения по выбору требуемой политик, далее, аналогично, программу создания стратегии.

Отметим основные политики по всем четырем шагам создания стратегии предприятия.

Возможные политики в области общих вопросов создания стратегии

В данном разделе, ввиду ограниченного объема статьи ограничимся перечислением основных политик.

  1. Политики в области руководства созданием стратегии.
  2. Политики в области разработки стратегии, например, подход — подход сверху вниз, снизу-вверх, комбинированные подходы, командная работа
  3. Политики в области внедрения стратегии.
  4. Политики в области мониторинга деятельности.
  5. Политики в области коррекции стратегии.

Задав эти политики, мы определились с тем, кто и как создает стратегию, а конкретные шаги во многом зависят от принятых политик, регламентирующих область и направление возможных шагов.

Возможные политики в области формулирования миссии

  1. Политики в области видов деятельности
  2. Политики в области потребителя
  3. Политики в области внешней среды
  4. Политики в области компетенций
  5. Политики в области выпускаемой продукции

Возможные политики в создании видения предприятия

  1. Политики в области создания, производства и продвижения продукции (интеграция, кооперация, расширение и т.д.).
  2. Политики в области создания коллектива предприятия
  3. Политики в области компетенций, инноваций, динамических способностей
  4. Политики в области корпоративной культуры
  5. Политики в области взаимоотношений с поставщиками, контрагентами, государством и другими заинтересованными сторонами.
  6. Политики в области управления предприятием

Возможные политики в области реализации видения

Политики по каждой поставленной для реализации видения цели.

Некоторые итоговые программы действий

В данном разделе также ограничимся перечислением основных программ.

  1. Программы по общим вопросам создания стратегии — подбор, обучение штаба развития стратегии, выбор и заключение договора с консалтинговой компанией, и т.д.
  2. Программы по формулированию миссии – проведение маркетинговых исследований, анализ собственных компетенций, и т.д.
  3. Программы по формированию видения, внутреннего и внешнего.
  4. Программы по реализации видения
  • Программы по созданию (расширению, модернизации, и т.д.) инфраструктуры предприятия
  • Программы по созданию требуемой организационной структуры, Положений о структурных подразделениях, и т.д.
  • Программы по разработке, оптимизации и внедрении бизнес-процессов
  • Программы по определению номенклатуры, созданию, выпуску и продвижению продукции
  • Программы по обучению, развитию компетенций, инновациям
  • Программы по организация коллектива и мотивированию его на исполнение миссии предприятия.
Читайте также:  Способы сравнения предметов во второй младшей группе

От того, как будет созданы программы действий на всех четырех шагах, как будет проведено их внедрение, зависит и конечный результат – построенное предприятие, и результат всей деятельности предприятия, – исполнение им своей миссии, достижение цели, поставленной собственником. Но необходимо рассмотреть еще один важный вопрос.

Иерархическая система циклической стратегии предприятия

«Вся теория стратегического менеджмента и почти все системы корпоративного планирования основываются на иерархии стратегий, в которых организационные цели определяют собой задачи подразделений» [9]. «Большое значение имеет формулирование миссий для ключевых подразделений компании. Каждый отдел может и должен выработать собственную миссию, определяющую его роль, сферу деятельности, направление развития и вклад в общую миссию компании» [9]. И не только подразделений, но и наделение миссией своих сотрудников: «Каждый человек становится первопроходцем, экспериментатором, лидером» [10].

Таким образом, как предприятие в целом, так и каждое структурное подразделение, (и каждый сотрудник) должны иметь свою стратегию, создание которой имеет три аналогичных шага (Таблица 4) — иерархическая циклическая стратегии предприятия.

Таблица 4. Иерархическая циклическая стратегии предприятия.

Цель Политики Программы Результат
Цель с точки руководителя вышестоящего подразделения Политика мотивации. Политики определения видов деятельности подразделения Программа мероприятий по созданию миссии подразделения Миссия, обеспечивающая достижение цели поставленной руководителем вышестоящего подразделения
Цель с точки зрения подразделения верхнего уровня (исполнение миссии) Политика мотивации. Политики по всем аспектам подразделения, в т.ч. внешним и инфраструктуры Программа мероприятий по созданию видения подразделения Видение подразделения, обеспечивающего исполнение его миссии
Цель с точки зрения данного подразделения (реализация видения) Политика мотивации. Политики по реализации каждого аспекта видения Программа мероприятий по созданию и развитию подразделения, по реализации его видения. Подразделение обеспечивающее исполнения своей миссии, реализацию видения, обеспечивающее достижение цели, поставленной вышестоящим руководителем.

Данная стратегическая цепочка фактически распространяет стратегическую цепочку предприятия (Табл.1,3) на структурные подразделения, делает ее иерархической. На верхнем уровне вышестоящий руководитель, — это руководитель предприятия. На самом нижнем уровне данное подразделение — это конкретный работник. Каждый работник имеет свое предназначение в подразделении, — миссию, свое видение для исполнения этой миссии, свою программу действий для реализации видения (повышение квалификации, освоение второй специальности, и т.д.).

Из изложенного видно, что стратегия предприятия это сложная иерархическая система, включающая иерархии целей, политик, миссии, видения, компетенций, структуры, бизнес-процессов, неформального коллектива. И разработка стратегии, – это разработка всей иерархии, и коллектив по разработке стратегии должен включать и руководителей структурных подразделений, он также должен быть иерархическим.

«Если осуществление стратегии зависит от других звеньев фирмы (а это практически всегда, — прим. авторов), то процесс ее разработки всегда должен строиться при их участии и взаимодействии» [11]. «Стратегия-это перспектива, разделяемая членами организации в их намерениях и/или действиях. Вопросы стратегии заставляют нас обратиться к наиболее фундаментальным аспектам природы организации как инструмента коллективного восприятия и действия» [12].

«Общие задачи корпоративной стратегии — это … Построение и развитие отношений внутри корпорации (организационной структуры), обеспечивающей эффективное выполнение всех вышеперечисленных задач» [13].

Процесс создания стратегии предприятия (Табл.1,3) также должен учитывать иерархию стратегий (Табл.4). Если на первом шаге при создании миссии, как видно из таблицы, рассматривается в основном предприятие в целом, то на втором шаге при создании видения предприятия, необходимо, как минимум, выявить и рассмотреть основные структурные подразделения предприятия, да, желательно с участием их ведущих специалистов, и процесс, как правило, итерационный. А на третьем шаге создания программы мероприятий возможно придется еще снизиться по уровню иерархии. Ну а при реализации программы мероприятий, — реализации стратегии предприятия, она должна быть доведена и до каждого работника.

Заключение, полученные научные результаты

В результате проведенных исследований:

  1. Предложено определение стратегии и системы стратегического управления.
  2. Показана необходимость предварительной разработки общей стратегии создания стратегической системы управления предприятием и ее реализации.
  3. Предложена система иерархической циклической стратегии предприятия с тремя однотипными (цель – политики – программы – результат) частными циклами:
  • создания миссии, обеспечивающей достижение цели с точки зрении собственника/руководителя верхнего уровня (1),
  • создания видения, обеспечивающего исполнение миссии (2),
  • и создания предприятия/подразделения, реализующего видение (3), на всех уровнях иерархии предприятия.

Список литературы

[1] Simon H. A. On the Concept of Organizational Goal. // Administrative Science Quarterly, 1964, 9, N 1, 1-22.

[2] О’Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. — М.: Прогресс, 1979, — 420 с.

[3] Друкер П. Энциклопедия менеджмента. — М.: Издательский дом Вильямс, 2004, — 432 с.

[4] Румизен М.К. Управление знаниями. — М.: АСТ: Астрель, 2004, — 310с.

[5] Сенге П. Новая задача лидера: построение обучающейся организации. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс — СПб.: Питер, 2001, — 688 с.

[6] Эндрюс К. Концепция корпоративной стратегии. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс — СПб.: Питер, 2001, — 688 с.

[7] Куинн Дж. Б. Стратегия перемен. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. — СПб.: Питер, 2001, — 688 с.

[8] Томпсон Артур А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент. — М.: Вильямс, 2006, — 928 с.

[9] Хэмел Г и Прахалад К. Стратегические намерения. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. — СПб.: Питер, 2001, — 688 с.

[10] Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). — М.: Прогресс, 1986, — 288с.

[11] Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989, — 519 с.

[12] Минцберг Г. Пять «П» стратегии. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс — СПб.: Питер, 2001, — 688 с.

[13] Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации: учеб. пособие. — М.: Дело, 2006, — 320 с.

Источник

Оцените статью
Разные способы