- Разбираем понятие целевого рынка
- Значение целевого рынка для компании
- Виды целевых рынков
- Описание целевого рынка
- Демографические характеристики
- Географические характеристики
- Психографические характеристики
- Поведенческие характеристики
- Ключевые драйверы покупки
- Размер целевого рынка
- Рыночные тенденции
- Пример — шаблон для описания целевого рынка
- Что такое целевой рынок: разбираемся вместе
- Для чего нужно определять целевой рынок?
- Виды целевых рынков
- Как определить целевой рынок
- Как компании определить целевой рынок
- Что такое целевой рынок и для чего его определять
- Виды и особенности целевых рынков
- Характеристики целевого рынка
- Сбор информации
- Коллтрекинг
- Формирование УТП и маркетинговой стратегии
Разбираем понятие целевого рынка
Успех бизнеса состоит в его способности удовлетворять ключевые потребности покупателя. Но очень часто покупатели имеют различные предпочтения и вкусы, что делает невозможным работу со всей аудиторией рынка, так как «универсальность» продукта делает из него средний товар, со средними характеристиками, которые не нравится полностью ни одному покупателю. Именно поэтому компании стремятся найти «своих» покупателей — такую целевую аудиторию, которая будет максимально удовлетворена продуктом компании. В статье мы рассмотрим сущность и понятие целевого рынка в маркетинге, дадим характеристику основным типах целевых рынков и покажем, как можно составить правильное описание целевого рынка на примере компании.
Значение целевого рынка для компании
Понятие целевого рынка (с англ. target market) в маркетинге является ключевым. Для B2C отрасли целевой рынок означает определенную группу людей, которым вы планируете продать свой товар или услугу. Для B2B рынка целевой сегмент рынка представляет собой компании, которым вы планируете продать свой товар или услугу. Считается, что представители целевого рынка больше всех остальных покупателей отрасли должны быть заинтересованы в покупке и использовании вашего товара. Такой повышенный интерес к продукту со стороны целевого сегмента делает работу с ним более выгодным, а достигается он с помощью идеального понимания потребностей целевой аудитории.
Если вы знаете свой целевой рынок, другими словами понимаете «кому именно вы хотите продать продукт» (для новых товаров) или «кто чаще всего будет покупать ваш продукт»(для текущих товаров) — тогда вы сможете создать правильную рекламу с высоким откликом, подобрать наиболее привлекательную упаковку или месторасположение для отдела продаж, наделить продукт наиболее важными свойствами.
Приведем пример. Предположим, что ваша компания продает зубную пасту. Если вашей аудиторией являются офисные работники от 25-35 лет, то скорее всего для них будут важны такие характеристики продукта, как отбеливающий эффект и качество освежения; они будут обращать внимание на дизайн упаковки и на «умные» заявление относительно эффективности продукта. Если же вашими потребителями являются пожилые люди в возрасте от 50 лет, то скорее всего для них приоритетным свойством продукта будет «защита десен» и «бережный уход», они будут более внимательно смотреть на цену товара и обращать внимание наличие знакомых натуральных компонентов в составе.
Виды целевых рынков
В маркетинге принято разделять целевой рынок на 2 группы: первичный и вторичный. Данные рынки имеют разные мотивы покупки и подходы к выбору товара, они отличаются между собой размером, поведенческими и психографическими характеристиками.
Первичный целевой рынок — основной рынок компании, именно он приносит основной доход и прибыль; представители рынка являются прямыми инициаторами покупки товара и имеют выраженную потребность купить продукт, который предлагает компания.
Вторичный целевой рынок — это более узкая группа покупателей, имеющая одну из следующих характеристик: незначительный размер, низкая вовлеченность в покупку товара, возможность оказывать влияние на выбор продукта представителями первичного целевого рынка. Другими словами, при определении целевого рынка вы можете выделить в отдельные группы:
- потребителей, которые могут купить спонтанно ваш продукт;
- потребителей, которые могут повлиять на выбор продукта первичным целевым рынком;
- потребителей, которые потенциально могут купить продукт в будущем;
- потребителей, численность которых немногочисленна, а покупательское поведение отличается от первичного рынка
Описание целевого рынка
Сегмент целевого рынка, который вы планируете завоевать следует описывать очень подробно. Именно подробная характеристика целевого рынка позволяет понять, что действительно хочет покупатель, где ему предпочтительнее покупать продукт, какие каналы коммуникаций эффективнее всего использовать для продвижения товара.
Существует 4 критерия, которые позволяют оценить: насколько правильно вы выбрали критерии для описания целевого сегмента рынка:
Критерий оценки | Комментарии |
Объединяют и отличаются | Значение параметров, по которым описан целевой рынок, должно быть общим для целевого рынка и отличаться для всех остальных потребителей рынка. |
Говорят о характере покупки | Параметры описания целевого рынка должны быть связаны с решением о покупке товара. |
Представляют значимый сегмент | Целевой рынок, объединенный по заданным параметрам, является значимым в объеме продаж и потенциальной прибыли для компании. |
Позволять задать таргетинг | Параметры, которые легки в основу описания целевого рынка, должны позволять проводить качественный таргетинг при планировании рекламных компаний. |
Все характеристики, которые должны лечь в основу описания целевого сегмента рынка можно разделить на 7 групп: описание по демографическим, географическим, поведенческим и психографическим характеристикам; описание ключевых драйверов покупки; определение размеров и тенденций рынка. Рассмотрим каждую группу параметров подробнее.
Демографические характеристики
Социально — демографические характеристики помогают определить границы целевого рынка по возрасту, доходу, полу, роду занятий, семейному положению и размеру семьи, национальности, уровню образования и т.д. Такие характеристики очень помогают при выборе каналов коммуникаций и планировании рекламных кампаний товара. Дл B2B отрасли к таким характеристикам можно отнести: тип отрасли и сектор экономики, возраст бизнеса, объем продаж и размер компании, количество работников, наличие филиальной сети и т.д.
Географические характеристики
Географические параметры помогают определить область, которую вы планируете обслуживать с помощью своего товара или услуги. К таким характеристикам относятся тип обслуживаемой области (город, регион, страна), плотность населения и численность населения, характер расположения целевого рынка и климатические условия.
Психографические характеристики
Психографические характеристики помогают определить стиль жизни и характер покупателя. Такое понимание позволяет правильно подобрать стиль рекламного сообщения, ключевые образы для имиджа продукта. К психографическим параметрам относятся различные представления покупателя о самом себе: не только то, как себя воспринимает покупатель, а как он хотел бы себя видеть.
В описании стиля жизни покупателя рынка B2C можно рассказать о семейном положении, предпочтениях в проведении отпуска, любимых телепередачах; о хобби, политической принадлежности, предпочитаемых марках автомобилей, косметики, духов; о представлениях об идеальной жизни. В описании стиля жизни покупателя рынка B2B можно рассказать о том, на каком этапе находится бизнес потенциального клиента, на какие новости или журналы он подписан, осуществляет ли он благотворительность, какого стиля управления придерживается, насколько широко делегируют полномочия и т,д.
Поведенческие характеристики
Поведенческие характеристики позволяют понять основную модель выбора и покупки товара на рынке. К ним относятся: причина первой покупки, среднее количество покупок в год и интервалы между покупками, средний объем 1 покупки, скорость принятия решения о покупке, предпочитаемое место покупки, источник получения информации о товаре, способы использования товара и предпочтения по способу оплаты / доставки товара.
Ключевые драйверы покупки
Важным блоком описания целевого рынка является определение ключевых драйверов покупки. Можно выделить следующие часто используемые параметры для оценки: качество, бренд, цена, определенные свойства товара, реклама и упаковка продукта, уровень сервиса, возможность возврата и гарантии, местоположение и т.п.
Размер целевого рынка
В описание целевого рынка целесообразно добавить информацию о его размере. Такая информация позволяет удостовериться, что потенциальная база покупателей велика и компания сможет получать необходимый уровень прибыли и расти.
Рыночные тенденции
Ключевые тренды в развитие рынка говорят о возможностях, уровне стабильности и перспективах роста сегмента, поэтому включение данной информации в характеристику целевого рынка является необходимым. Тенденции необходимо оценить в следующих областях: влияние экономических и политических условий страны на рынок, темпы роста рынка, потенциал роста потребительской базы и тренды в предпочтениях покупателей, технологические тенденции рынка.
Пример — шаблон для описания целевого рынка
Мы подготовили простой пример — шаблон, с помощью которого вы сможете подготовить описание целевого рынка:
Источник
Что такое целевой рынок: разбираемся вместе
Узнайте, зачем нужно определять свой целевой рынок и разберитесь, как это делать
- Главная
- Поддержка
- Глоссарий
- Целевой рынок
Целевой рынок — это совокупность потенциальных клиентов, которые могут быть заинтересованы в продуктах или услугах вашей компании.
Содержание
По сути целевой рынок — это совокупность всех целевых аудиторий, из взаимодействия с которыми бренд может извлечь выгоду.
Давайте узнаем, зачем компании определяют свой целевой рынок.
Для чего нужно определять целевой рынок?
Это помогает прояснить ряд стратегически важных вопросов, таких как:
- для кого мы делаем товары;
- как улучшить рекламную стратегию;
- за счет чего конкуренты опережают нас и так далее.
Определение целевого рынка помогает решить следующие задачи.
- Четко определить свою нишу. Пока вы не знаете своего целевого рынка, вы можете недооценивать или переоценивать потенциал своей ниши. Из-за этого ваша маркетинговая стратегия может не соответствовать реальным возможностям, а ваш бизнес может тратить деньги на рекламу для бесперспективных сегментов рынка.
- Повысить продажи. Понимание масштаба вашего целевого рынка позволяет продвигать товары и стимулировать продажи в тех сегментах аудитории, которая наиболее вероятно купит ваши товары. Для менее перспективных сегментов вы можете выстроить более долгосрочные воронки продаж, которые постепенно будут взращивать лидов и вести их к решению о покупке.
- Повысить узнаваемость бренда. Зная свой целевой рынок, вы можете продвигать свой бренд только для потенциально заинтересованной аудитории. Такой подход экономит деньги на рекламу и помогает повысить узнаваемость бренда в сегментах рынка, где можно найти новых клиентов.
- Повысить конкурентоспособность. Четкое понимание своего целевого рынка поможет улучшить позиции относительно конкурентов и откроет возможность выхода на новые рынки сбыта, которые до этого были заняты вашими конкурентами.
Определение целевого рынка — это важный и полезный шаг для компании любого размера в любой нише, который проясняет место компании на рынке, помогает оптимизировать бизнес-процессы и выйти на новый уровень.
Давайте узнаем, какие существуют виды целевых рынков.
Виды целевых рынков
В маркетинге выделяют два основных вида целевого рынка: первичный и вторичный. Аудитории этих рынков различаются в размере, поведении и мотивах при выборе товара.
- Первичный целевой рынок. Это основной рынок компании, который приносит большую часть дохода и прибыли. Аудитория первичного рынка имеет ярко выраженную потребность в ваших продуктах или услугах, а также активна в поиске решения своих проблем.
- Вторичный целевой рынок. Это вид целевого рынка включает следующую аудиторию: узкая группа потенциальных покупателей, люди с низким уровнем вовлеченности, а также люди, которые влияют на выбор групп первичного рынка.
Определив оба вида целевых рынков для своего бизнеса, вы сможете грамотно расставить приоритеты в маркетинге, рекламе и производстве продукции. Давайте узнаем, как определяют целевой рынок.
Как определить целевой рынок
Чтобы определить целевой рынок, пройдите следующие этапы.
- Проанализируйте свои товары. Подумайте, для кого ваши продукты могут быть полезны, какие проблемы они решают, какие потребности помогают удовлетворить. Эти инсайты дадут понимание того, как можно обновить ассортимент, чтобы покрыть большую часть целевого рынка.
- Проанализируйте существующих клиентов. Изучите, что общего у ваших клиентов. Так вы поймете, какие мотивы движут покупателями и сможете использовать эту информацию для более эффективного продвижения товаров и услуг.
- Узнайте емкость рынка. Это объем всех предоставляемых товаров и услуг внутри одного рыночного сегмента. Так вы сможете понять, какую долю рынка занимаете вы и ваши конкуренты.
- Проанализируйте конкурентов. На основании емкости рынка, вы можете проанализировать, за счет чего конкуренты занимают определенную долю рынка. Это поможет составить конкуренцию там, где раньше ваш бренд не присутствовал.
- Ознакомьтесь с исследованиями и тенденциями. Изучите существующие исследования в вашей нише и следите за тенденциями на рынке, которые могут открывать новые, ранее незаинтересованные аудитории для вашего бизнеса.
Поздравляем, теперь вы знаете, что такое целевой рынок, зачем нужно его определять и какие этапы нужно пройти, чтобы это сделать.
Источник
Как компании определить целевой рынок
Что такое целевой рынок и для чего его определять
Целевой рынок — группа потребителей, частных или корпоративных, объединённых общими характеристиками. Основная из них — заинтересованность в приобретении вашего товара или использовании услуг. Отчасти можно утверждать, что целевой рынок — это совокупность целевых аудиторий. Об этом понятии подробнее читайте в нашей отдельной статье, посвящённой целевым аудиториям.
Понятие целевого рынка предполагает, что важно понимать нужды потребителей и основания, которыми они руководствуются при покупке вашего товара. Требованиям необходимо соответствовать, а с потенциальными клиентами важно налаживать контакт, подталкивать к решению о покупке. Соответственно, чтобы определить целевой рынок, нужно определить целевые аудитории, из которых он складывается.
Грамотное выделение целевого рынка в маркетинге позволяет:
- Захватить долю конкурентного рынка товара или услуг за счёт чёткого определения ниши.
- Повысить продажи, если продукт уже был выведен на рынок, но не имел направленной маркетинговой стратегии и не показывал удовлетворительных результатов.
- Выделить бренд среди конкурентов и повысить лояльность к нему.
- Получить устойчивую аудиторию, закрепить в её восприятии ассоциацию с вашим продуктом.
- Снизить издержки на непрофильные маркетинговые активности за счёт оптимизации затрат на продвижение.
Определение целевого рынка является частью масштабной стратегии построения бренда компании. Если вам интересно начать с фундаментальных предпосылок и основ этого процесса, у нас как раз приготовлена статья на тему создания и развития бренда .
Виды и особенности целевых рынков
Одна из принятых классификаций в маркетинге предлагает рассматривать:
- Первичный целевой рынок — основной рынок сбыта продукции. Именно его потребители формируют большую часть доходов и прибыли компании. Клиенты здесь обладают явной необходимостью приобрести предлагаемый компанией товар.
- Вторичный целевой рынок — не приоритетная категория целевых аудиторий. По отдельности они либо слишком малочисленны, либо не достаточно заинтересованы, либо не обладают ярко выраженной потребностью в приобретении товаров, которые им предлагают в конкретном случае. Однако, они потенциально могут влиять на принятие решений о покупке у потребителей, относящихся к первичному целевому рынку.
Например, на рынке недвижимости в России складывается следующая ситуация: основные покупатели малогабаритных квартир студийной планировки — пожилые люди, пенсионеры. Но дело в том, что не они сами принимают участие в подборе жилья и оформлении сделки. За них это делают их дети — как правило, по семейным причинам, если в связи с пополнением в молодой семье или взрослением ребёнка понадобилась дополнительная жилплощадь, и принято решение переселить дедушку или бабушку.
Соответственно, хоть конечным потребителем и является аудитория людей старшего возраста, целесообразно зарабатывать доверие молодых семей. Именно они изучают объекты жилой недвижимости, подбирают районы, планировки, ценовые категории и преподносят готовое или предварительное решение своим родителям.
По более детальным характеристикам и среди этих целевых аудиторий выделяются отдельные сегменты — по региону, уровню образования, достатку и другим критериям.
В целом, целевой рынок будет состоять из всех потенциальных аудиторий покупателей, даже пренебрежимо малочисленных. Задача продавца состоит в том, чтобы найти как универсальные подходы, так и специфические способы взаимодействия с ними.
Характеристики целевого рынка
- Социально-демографический состав входящих в целевой рынок групп
Возраст, пол, уровень доходов, образование, семейное положение и состав семьи, национальный и этнический состав и даже религиозные конфессии. Например, последний фактор оказывает значительное влияние в странах с сильной религиозной составляющей в культуре. Мало кто решится продавать телятину в Индии или свинину в Пакистане.
Для сферы B2B, в отличие от B2C, характеристики выше резонно будет заменить на другие: сферу бизнеса, возраст компании, количество сотрудников, оборот, прибыль. Обязательно нужно иметь в виду линейку товаров и услуг, рынки сбыта, наличие франшизы и так далее. Здесь работают другие каналы коммуникации — скорее, не обслуживание, а партнёрство, и вам нужно показать, чем вы можете оказаться друг для друга полезны.
Регион, в котором будет осуществляться производство и реализация товара, оказана услуга, по каким каналам, как будет устроена логистика и так далее. Если вы, например, оказываете услуги по ремонту и строительству, скорее всего, вы делаете это лично, на конкретном объекте и в определённой местности, границы которой определяются вашей мобильностью — город или область.
- Психологический портрет и поведенческие факторы аудитории
Сюда входят ценности и образ жизни потенциальных клиентов. То, чего они ждут от продукта, какие эмоции он и его приобретение у них вызывает. Является ли товар предметом статусным — дорогой автомобиль и брендовая одежда, или ширпотребом — бюджетный автомобиль и недорогие бренды. Приобретается ли по особым случаям или при повседневном использовании — билет на самолёт или зубная паста. Импульсивный или взвешенный подход к покупкам, фактор первой необходимости — хлеб, вода, крупы, самые простые овощи и фрукты. Важно понимать, приобретается ли продукт для решения проблемы или для получения удовольствия. Некоторые критерии могут пересекаться.
Крайне важный фактор. От размера аудитории зависит, будут ли продажи рентабельными, стоит ли выходить на рынок.
- Ключевые тенденции на рынке
Актуальные тренды в данной сфере. Определяются перспективы, возможные направления и драйверы роста, либо сдерживающие факторы. Оценивается реальный или прогнозный объём рынка, темпы роста. Например, рынок товаров и программного обеспечения для виртуальной реальности по ряду оценок стремительно развивается и к 2020 году вырастет в 20 раз до 20 миллиардов долларов. Здесь же оцениваются изменения потребительских предпочтений и технологические тенденции.
CRM для отдела продаж
Скидка 10% на внедрение CRM
Инструмент автоматизации контекстной рекламы
Скидка 25% на 3 месяца тарифа «Старт» + индивидуальный практикум по работе с инструментом
Cервис по созданию чат ботов и рассылок
2 месяца на тарифе «Бизнес» бесплатно
Платформа для создания интернет-магазина
Скидка 30% на любую бессрочную лицензию интернет-магазина
Пакет услуг «Быстрый старт email-рассылок» со скидкой 20%
Конструктор для создания чат-ботов, рассылок и автоворонок
Удвой продажи с помощью чат-ботов в мессенджерах. Бесплатно на 21 день.
Сбор информации
Важно собирать данные и оценивать характеристики целевых рынков до выхода на них, чтобы минимизировать риски ошибок и возможные издержки.
Анализ целевого рынка может быть комплексной и очень трудоёмкой задачей сам по себе. Его можно заказать у маркетинговых агентств и аналитических центров. Этот путь актуален для крупных компаний с фундаментальным подходом. Можно попытаться провести оценку самостоятельно при помощи доступных аналитических инструментов.
В зависимости от типа товара или услуги, этими инструментами могут быть:
- Опросы;
- Анкетирование — в том числе, онлайн с помощью Google Forms;
- Телефонные и личные интервью;
- Обратная связь и отзывы о продукте;
- Мнения дистрибьюторов и их данные о продаже товаров;
- Специальные ресурсы для маркетинговых исследований — anketolog.ru, survio.com, surveymonkey;
- Данные новостных и аналитических агентств;
- Платные и бесплатные отчёты и обзоры;
- Данные статистики в интернете — Google Analytics, Google Trends, Яндекс.Метрика и Яндекс.Аудитории, пиксели и куки, социальные сети. Разумеется, всё это должно работать как единый механизм.
На этапе обработки и анализа данных важно, в том числе, проводить мозговые штурмы, в ходе которых фиксируются все идеи и инсайты, возникшие на этапе сбора информации. Таким образом строятся гипотезы, которые впоследствии могут быть использованы в маркетинговой кампании.
После сбора информации приходит время её категоризации. Перечисленные выше характеристики аудиторий целевых рынков следует верифицировать, чтобы понять, наконец, кому и какими средствами вы будете продавать свой продукт. Вы должны сформировать базовое знание о своём целевом рынке:
- Определите параметры, которые объединяют разные аудитории в единый целевой рынок, на котором вы предложите свой продукт.
- Сформулируйте также отличия своего целевого рынка от смежных с ним, чтобы чётко подобрать те средства, которые подойдут именно для него. Важно не допустить путаницы между похожими категориями.
- Узнайте, кем и в каких условиях принимается решение о совершении сделки с вами. Эти люди станут первоочередными контрагентами и объектами вашей «обработки».
- Зафиксируйте триггеры, побуждающие аудитории к покупке. Так вы приобретаете средство влияния на заинтересованность потребителей.
- Выберите каналы взаимодействия. Для любого целевого рынка должен быть определен ограниченный набор каналов коммуникации, обеспечивающих эффективный контакт с аудиторией. Определить наилучшие каналы помогут и нестандартные средства. Например, коллтрекинг.
Коллтрекинг
- Отслеживайте все звонки с сайта с точностью определения источника рекламы выше 96%
- Отслеживайте звонки с оффлайн рекламы и визиток с помощью статических номеров
- Получайте чистый пул номеров, который выделяется именно вашей компании
- Анализируйте подробные отчеты по звонкам: источник перехода, браузер, девайс, гео и другое
- Слушайте записи звонков в удобном плеере для повышения качества работы колл-центра и отдела продаж
Если вы уже работаете на рынке, проведите анализ ядра аудитории. Это не обязательно самый многочисленный, но самый активный и заинтересованный срез, который приносит наибольшую прибыль или наибольший ROI.
В контексте брендов одежды это могут быть покупатели, обновляющие гардероб каждый сезон. Они рады и гордятся тем, что имеют возможность полностью одеваться в продукцию конкретного бренда. Этим они демонстрируют свою лояльность производителю, а окружающим — своё настроение, благосостояние и хороший вкус.
Формирование УТП и маркетинговой стратегии
Полученные в ходе исследований данные служат основой для составления УТП — уникального торгового предложения именно для вашего целевого рынка. Его можно протестировать на частной выборке уже имеющихся клиентов или фокус-группе, состоящей из представителей целевых аудиторий.
Уникальное торговое предложение, показавшее свою эффективность в исследованиях и в реальных рыночных условиях, ложится в основу маркетинговой стратегии бренда. Последняя является концентрированным знанием о рынке, набором алгоритмов и механизмов, которые служат для эффективного продвижения и продажи продукта.
Для того, чтобы держать руку на пульсе своего бизнеса используйте эффективные инструменты аналитики.
Источник