Типы высшей нервной деятельности.
Тип ВНД – это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих темперамент личности.
Понятие «тип нервной системы» и «тип ВНД» чаще всего используются как синонимы, хотя не все ученые с этим согласны, полагая, что с помощью условно-рефлекторных методик в большей степени выявляются особенности функционирования коры больших полушарий и в меньшей степени – особенности нервной системы в целом. Однако исследование типов ВНД приближает нас к пониманию истинных типов нервной системы, а значит, дает возможность лучше понять характерологические особенности человека.
По общим чертам поведения различают основные типы высшей нервной деятельности, предполагающие различия в темпераментах животных и в характерах людей.
Первая попытка разделить людей по их темпераменту на группы принадлежит Гиппократу, который описал четыре наиболее часто встречающихся в жизни вида темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический, — объяснив природу индивидуальных особенностей поведения людей различием пропорций «жизненных соков» тела: крови, слизи, едкой желчи и чёрной желчи.
Были такие попытки классифицировать темпераменты по различным сопутствующим признакам. Попытки эти привели, в частности, к конституционным теориям темперамента, где в основе лежало положение о связи темперамента с определёнными характеристиками анатомического склада тела.
Настоящая природа темпераментов и характеров была раскрыта И.П.Павловым, который, благодаря многочисленным опытам на животных и наблюдениям за людьми, пришёл к мысли, что в основу такого деления необходимо положить особенности возбудительного и тормозного процессов.
Первым показателем типологических различий является сила возбудительного процесса, которая может быть выяснена по скорости образования условных рефлексов. Вторым показателем служит сила тормозного процесса, определяемая по скорости выработки внутреннего торможения. И, наконец, третий показатель – подвижность нервных процессов – выявляется в опытах с переделкой сигнальных значений раздражителей (и в ряде других дополнительных проб).
В классификации Павлова (так же, как и у Гиппократа) различается четыре типа высшей нервной деятельности: живой тип (соответствует сангвинику Гиппократа), характеризующийся большой силой возбудительного и тормозного процессов и их высокой подвижностью (тип сильный, уравновешенный, подвижный); спокойный тип (соответствует флегматику Гиппократа), обладающий высокой силой возбудительного и тормозного процессов, но малой их подвижностью (тип сильный, уравновешенный, инертный); безудержный тип (соответствует холерику Гиппократа), имеющий сильный возбудительный процесс при слабом тормозном (тип сильный, но неуравновешенный);слабый тип (соответствует меланхолику Гиппократа), у которого возбудительный и активный тормозные процессы отличаются малой силой. Характер человека данного типа зависит в основном от прирождённого темперамента. Однако большое влияние на поведение этих людей оказывает полученное воспитание и сумма сложнейших рефлексов, связанных с общественной жизнью.
Кроме того, Павлов наметил классификацию специфических человеческих типов высшей нервной деятельности. В основу её положен характер взаимодействия первой и второй сигнальных систем человека:
средний тип (при уравновешенности во взаимодействии обеих сигнальных систем);
художественный тип (с преобладанием первосигнального образного мышления);
мыслительный тип (где превалирует второсигнальное абстрактное мышление).
Типологические варианты личности детей
С помощью психологических методов (наблюдение за поведением учащихся в школе, индивидуальная беседа, характеристика педагогов, модифицированный детский личностный опросник Кетелла) Э.М.Александровская и И.Н.Гильяшева (1985) выделили шесть основных типологических вариантов личности детей младшего школьного возраста (7 — 10 лет). Всего было обследовано 269 детей, обучавшихся в массовой школе. Исследовали следующие свойства личности:
общительность, интеллект, уверенность в себе, возбудимость, доминирование, склонность к риску, добросовестность, социальная смелость, чувствительность, тревожность, самоконтроль, напряженность.
Основными типологическими вариантами личности оказались следующие.
Гармоничный тип (около 36%). Дети этой наибольшей по численности группы легко учатся и не испытывают трудностей при обучении. Обследование по детскому личностному опроснику выявляет у них наряду с достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций такие личностные свойства, как общительность, уверенность б себе, высокий самоконтроль, добросовестность, отсутствие тревожности. Эта группа делится на лис подгруппы, отличающиеся уровнем возбудимости: детям I подгруппы (около 26%) свойственна уравновешенность, детям II подгруппы (около 10%) — ярко выраженная моторная активность.
Практическая направленность школьников, относящихся к гармоничному типу, проявляется в эффективном овладении учебной деятельностью, стремлением к хорошим результатам. Сочетание перечисленных свойств представляет собой устойчивую структуру личности, которая обеспечивает им быструю адаптацию.
Конформный тип (около 12%). В поведении школьников проявляются сильная зависимость от ситуации, стремление соответствовать окружению. Высокая школьная мотивация, потребность наступать согласно предъявляемым нормам определяют их направленность на учебную деятельность. По данным тестового обследования, дети достаточно общительны, уверены в себе, добросовестны, имеют хороший самоконтроль, низкий уровень тревожности и напряженности. Характерной особенностью детей с конформным типом личности является недоразвитие познавательной деятельности, что затрудняет усвоение учебной программы.
Доминирующий тип (около 10%). Отличительной особенностью этих учащихся является стремление к самостоятельности, доминированию, самоутверждению. Они общительны, активны, уверены в себе, обладают социальной смелостью и склонностью к риску. Практическая направленность этих школьников проявляется особенно ярко в организации детских игр. Сочетание высокой активности и низкого самоконтроля создает трудности адаптации, связанные с усвоением школьных норм поведения.
Чувствительный тип (около 14%). Эти дети робки и застенчивы, хотя дружеские связи с теми, к кому привыкли, стойкие. Учатся старательно, прилежно. Доминирующим свойством, по данным тестового обследования, является чувствительность, которая сочетается с такими качествами, как общительность, добросовестность, высокий самоконтроль, зависимость.
Тревожный тип (около 10%). Для этих детей характерны крайняя изменчивость эмоциональной сферы, повышенная впечатлительность; их действия отличают излишнее волнение, тревожность Учатся легко, особенно хорошо читают и рассказывают. По тестовым данным, высокий уровень тревожности сочетается у них с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, чувством ответственности, хорошим пониманием социальных нормативом,
Ведущей чертой для детей, имеющих чувствительный и тревожный типы формирования личности, является общение. Именно эта деятельность служит источником получения эмоционального подкрепления, столь необходимого для них. Ожидание положительной оценки своих действий и поступков со стороны окружающих определяет трудности в сфере взаимоотношений. Зависимость от эмоционального состояния затрудняет для некоторых из них усвоение учебной программы.
Иптровертированный тип (около 18 %). Отличительной особенностью этих школьников является направленность на познавательную деятельность, высокий уровень развития интеллекта сочетается с пониженным контролем за окружающей действительностью. Тестовое обследование выявило у этих детей замкнутость, неуверенность в себе, социальную робость, низкий самоконтроль. В то же время у детей отмечаются возбудимость, тревожность, напряженность. Около 6% детей этой группы характеризуются пассивностью, бедностью мотивационной сферы, отсутствием инициативности. Одиночество, отгороженность от окружающих, повышенная чувствительность способствуют появлению затруднений как в освоении социальных норм, так и при установлении контактов, а в итоге приводят к конфликтной, субъективно-трудной ситуации пребывания в школе.
Следует, однако, заметить, что физиологической основой формирования типологических вариантов личности, как нам представляется, являются сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения, подробно изученных И. П. Павловым и экспериментах на животных. Важную роль в формировании этих свойств нервной системы играет среда (условия труда и отдыха, обстановка в семье и коллективе и т. п.), особенно в раннем онтогенезе.
Вопросы для самостоятельного изучения.
1. Чем отличается ВНД человека от ВНД животных?
2. Что называется первой сигнальной системой?
3. Что называется второй сигнальной системой?
4. Каковы физиологические механизмы первой и второй сигнальной систем?
5. Приведите доказательства (экспериментальные и клинические) влияния коры больших полушарий головного мозга на функциональное состояние внутренних органов.
6. В чём заключается функциональная асимметрия мозга человека?
7. Что лежит в основе выделения типов ВНД?
8. Какое значение (биологическое, медицинское, социальное) имеют типологические особенности ВНД человека?
9. Назовите личностные особенности человека, зависящие от его типа ВНД.
10. Каковы основные этапы развития ВНД у ребёнка? В чём их сущность?
11. Когда у ребёнка начинает формироваться вторая сигнальная система?
12. Какие условия способствуют развитию у ребёнка второй сигнальной системы?
13. Каковы основные особенности ВНД в пожилом возрасте?
14. Назовите основные возрастные особенности психических функций.
Рекомендуемая литература:
- Ананьев Б. Г. Структура личности и трудоспособность // Вопросы современной психоневрологии. Л., 1966. С. 33—50.
- Большунова Н. Я., Дерюгина Г. Н. Выявление индивидуальных различий по соотношению сигнальных систем как условие формирования профессиональной направленности // Условия формирования профессиональной направленности молодежи. Новосибирск, 1982. С. 27—39.
- Брушлинский А. В. О природных предпосылках психического развития человека. М., 1977. 64 с.
- Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека (психофизиологическое исследование). М., 1980. 150 с.
- Голубева Э. А. Об изучении психофизиологическими методами проблемы соотношения общих и специально человеческих свойств высшей нервной деятельности // Психол. журн. 1982. Т. 3. № 2. С. 89—99.
- Голубева Э. А. Ориентировочный рефлекс в структуре природных предпосылок общих способностей // Проблемы психологии личности. М., 1982. С. 213—223.
- Голубева Э. А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий / Вопр. психол. 1983. № 3. С. 16—28.
- Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. 271 с.
- Данилова Н. Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М., 1985. 286 с.
- К диагностике способностей и темперамента. М., 1986. В печати.
- 23. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971. 278 с.
- 24. Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопр. психол. 1985. № 1. С. 9—18.
- 28. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966. 382 с.
- 29. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. 334 с.
- 31. Проблемы генетической психофизиологии человека. М., 1978. 263 с.
- 32. Рождественская В. И. Индивидуальные различия работоспособности. М., 1980. 149 с.
- 34. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. 352 с.
- 39. Теплов Б. М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений // Вопр. психол. 1957. № 5. С. 118—130.
- 42. Чудновский В. Э. О возрастном подходе к типологическим особенностям // Вопр. психол. 1963. № 3. С. 23—34.
Источник
47. Методы определения типов внд человека
В основу классификации типов ВНД были положены свойства нервных процессов: сила, уравновешенность и подвижность. По критерию силы нервных процессов выделяют сильный и слабый типы. У слабого типа процессы возбуждения и торможения слабые, поэтому подвижность и уравновешенность нервных процессов не могут быть охарактеризованы достаточно точно.
Сильный тип нервной системы подразделяется на уравновешенный и неуравновешенный. Выделяется группа, которая характеризуется неуравновешенными процессами возбуждения и торможения с преобладанием возбуждения над торможением (безудержный тип), когда основным свойством является неуравновешенность. Для уравновешенного типа, у которого процессы возбуждения и торможения сбалансированы, приобретает значение быстрота смены процессов возбуждения и торможения. В зависимости от этого показателя различают подвижный и инертный типы ВНД. Эксперименты, проведенные в лабораториях И.П.Павлова, позволили создать следующую классификацию типов ВНД:
Сильный, неуравновешенный с преобладанием процессов возбуждения (холерик).
Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник).
Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик).
Для определения типов высшей нервной деятельности у человека были также разработаны специальные методики. Силу нервной системы часто оценивают по:
1) пределу работоспособности коры путем измерения порога запредельного торможения, которое вызывают процедурой угашения с подкреплением. После некоторого числа повторений подкрепляемого условного раздражителя происходит уменьшение условного ответа, что свидетельствует о развитии запредельного торможения, т. е. о слабости процесса возбуждения;
2) по сопротивляемости нервной системы к тормозящему действию побочных раздражителей. Известно, что абсолютная зрительная или слуховая чувствительность при действии посторонних раздражителей понижается у лиц со слабой нервной системой, а при сильной нервной системе остается неизменной или даже повышается;
3) по зрительным и слуховым абсолютным порогам, которые тем ниже, чем слабее нервная система. Обратные отношения между силой возбуждения и абсолютной сенсорной чувствительностью были подтверждены многими исследованиями;
4) измеряя чувствительность зрения к точечному раздражителю, находят ту силу побочного раздражителя, при которой вызванное им повышение чувствительности сменится ее понижением. Чем слабее нервная система, тем при меньшей силе побочного раздражителя будет происходить смена эффектов.
48. Темперамент. Основные свойства темперамента
ТЕМПЕРАМЕНТ — от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей. Устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, с перенесенными в раннем возрасте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни.
К свойствам темперамента можно отнести те отличительные, индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека.
В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров – активности и чувствительности – включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.
Психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными его свойствами:
Сензитивность – об этом свойстве мы судим по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
Реактивность – об этом свойстве судят по тому, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.
Активность – об этом свойстве судят по тому, с какой степенью активности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе.
Соотношение активности и реактивности – об этом свойстве судят по скорости протекания различных психологических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.
Пластичность и ригидность – об этом свойстве судят по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения.
Экстраверсия и интроверсия – об этом свойстве судят по тому, от чего преимущественно зависит реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность).
Эмоциональная возбудимость – об этом свойстве судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
Источник