Копинг-стратегии
Понятие «копинг-стратегии» в психологии существует лишь с недавнего времени: впервые его стали употреблять в шестидесятых годах ХХ века. Однако достаточно быстро понятие «копинг» вошло в широкое употребление.
Что такое копинг-стратегии
Интересно, что подобными практиками пользуются многие люди, которые о данном понятии даже не слышали. В русском языке в близком значении широко используется такое слово, как «переживание».
Также близким к названному понятием является «копинг-поведение». Часто его отождествляют со стратегией. Однако разница всё-таки существует.
Зачем же современные психологи так много внимания уделяют копингу? Всё дело в том, что стрессы в наше время стали неотъемлемой частью человеческой жизни. Собственно, уже в предшествующее время (в частности, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков) выдающиеся умы – писатели-фантасты, футурологи, психологи и другие – предсказывали, что наша эпоха будет переполнена стрессами, борьба с которыми станет одной и главных проблем человеческого общества. Их предсказания, к сожалению, сбылись. Именно поэтому чуть ли не каждому человеку сегодня требуется копинг.
Точно не установлено, кто впервые начал применять термин «копинг-стратегии». Это могла быть либо Л. Мэрфи, которая наблюдала, как дети преодолевают возрастные кризисы, либо А. Маслоу – тот самый, который придумал знаменитую пирамиду потребностей; Маслоу применял его в изучении поведения взрослых в экстремальных ситуациях. Одним из первых учёных, говоривших о копинг-стратегиях, был и Ричард Лазарус. В общем, разработка теории о копинге принадлежит в первую очередь американским психологам.
Психологами показано, что стресс является дискомфортом, при котором человек осознаёт, что его ресурсов не хватает для решения поставленной перед ним задачи. Характерно, что только сам индивид может определить, является ли какая-то ситуация для него стрессовой или нет. Определив наличие стресса, личность старается преодолеть его теми или иными способами.
Поначалу понятие «копинг-стратегии» использовали лишь для особых, экстремальных случаев, но затем значение термина расширилось, и его теперь применяют по отношению к любой трудной жизненной ситуации.
Относительно недавно при изучении копинга исследователи стали применять так называемый ресурсный подход. Он основан на том, что для решения трудной жизненной задачи личность имеет определённые ресурсы, которые могут иметь как внешний характер (например, эмоциональная и моральная поддержка окружающих), так и внутренний (способности и навыки самого индивида). Из всех имеющихся ресурсов некоторые могут быть ключевыми, относительно которых выстраивается вся система ресурсов личности. Недостаток одних ресурсов может компенсироваться избытком других.
Умелое распределение ресурсов позволяет некоторым людям уверенно держаться на ногах, даже если стрессовая ситуация достаточно сильна. Говорят даже о внутренней «торговле» ресурсами. В этом и состоит копинг (в чём его отличие от психологической защиты).
В списке наиболее важных внутренних ресурсов личности – такие позитивные качества, как способность к творчеству, адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость (низкий нейротизм), позитивное мышление.
Классификация стратегий в психологии
Существует множество копинг-стратегий. Чтобы как-то ориентироваться в этом множестве, необходима классификация.
Одну из самых известных классификаций копинга предложил Ричард Лазарус:
- Проблемно-фокусированные стратегии – насчитывают 11 возможных действий;
- Эмоционально-фокусированные стратегии – предполагают 62 копинговых действия.
Свои классификации предложили и другие психологи. По Моосу и Шефферу, например, выделяются три стратегии: сфокусированная на оценке (личность устанавливает для себя значение ситуации), на проблеме (личность принимает решения и совершает конкретные действия для преодоления стресса) и на эмоциях (поддержание эмоционального равновесия, управление чувствами). Аналогичный подход предложили Перлин и Шулер.
Среди других классификаций – система, предложенная отечественными психологами и распределяющая копинг-стратегии в зависимости от действий, лежащих в их основе. Так, одни стратегии основаны на познании, другие – на конкретном поведении, а третьи – на эмоциональном переживании. Другие специалисты подробно разбирают и классифицируют какой-то один из типов стратегий. К примеру, эмоциональные копинг-стратегии бывают трёх видов: избегание, самообвинение и предпочтительное истолкование.
Некоторые специалисты классифицируют стратегии по их продуктивности. Так, есть система из трёх типов копинг-стратегий: обращение к другим за помощью и поддержкой, непродуктивная стратегия (избегание проблемы в связи с недостатком ресурсов для её решения) и продуктивная стратегия (активные действия, направленные на поиск ресурсов и решение проблемы).
Виды стратегий
Пришла пора подробней осветить различные виды реализации копинг-поведения.
Проблемно-ориентированный копинг. Это, как уже говорилось, действия, направленные на решение самой проблемы.
Существует ряд видов проблемно-ориентированного копинга:
- Конфронтационный копинг – действия, направленные на разжигание противоборства, столкновения. Такие действия свойственны импульсивным людям, склонным к конфликтам.
- Контролирование эмоций – такое поведение свойственно людям сдержанным, которые предпочитают не открывать свои чувства другим.
- Поиск одобрения и поддержки у других – при этом индивид старается привлекать для решения своей проблемы ресурсы извне, использовать социум.
- Избегание – копинг-стратегия, свойственная духовно слабым людям, хотя непродолжительное время её может использовать любой человек. Такой копинг предполагает уход от проблемы в иллюзии, алкоголизм, наркоманию. «Обычные», достаточно сильные духом люди прибегают к такому поведению при слишком сильной душевной травме, усталости от тяжёлых обстоятельств.
- Следующий тип – эмоционально ориентированный копинг.
- Уход в замещающую деятельность – копинг, похожий на сублимацию, хотя в данном случае выбор замещающей деятельности более широкий.
- Творчество – важный вид копинг-поведения, при котором переживание выражается через рисование, вышивание и другие формы искусства. Сюда же относится и юмор, который позволяет в негативной ситуации найти какой-то позитив.
- Фантазирование – также важный вид копинга, при котором личность задействует воображение; этот ресурс позволяет найти креативный выход порой из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций.
- Выплеск эмоций – такой копинг, когда даже деструктивные переживания, но в социально-приемлемой форме, могут помочь найти выход из ситуации.
- Сдерживание – копинг, при котором травмирующая ситуация вытесняется в бессознательное, посредством чего личность может существовать дальше; иногда при этом происходит переключение на другую деятельность.
- Разрядка – поведение, когда деструктивные переживания переносятся на материальные предметы.
- Отстранение – выключение всех эмоций.
Типы психологической защиты
Копинг и психологическая защита – это механизмы, которые позволяют личности приспосабливаться к меняющимся внешним ситуациям, которые выступают как раздражители.
Эти механизмы сходны между собой, но имеют определённые различия:
- Копинг возникает в сознании человека, он может управлять поведением, менять тактику действий; а психологическая защита возникает в бессознательном и полноценно управлять ею невозможно.
- Психологическая защита направлена лишь на снижение психоэмоционального напряжения, а копинг позволяет выстраивать эффективные отношения.
- Копинг разворачивается постепенно в течение определённого времени; а психологическая защита происходит молниеносно, при этом наблюдается искажение реальности.
- Копинг предполагает наличие определённых ресурсов, заложенных в нём, а психологическая защита свидетельствует об отсутствии ресурсов и гибкости сознания.
Также как и копинг, психологическая защита может быть представлена в различных видах:
- Вытеснение: человек забывает ситуацию, которая причиняла ему дискомфорт. Однако такой механизм не всегда надёжен, поскольку воспоминания могут вернуться вновь. И для эффективного забывания мозг тратит огромное количество ресурсов.
- Проекция: это механизм, при котором собственные мысли и желания неосознанно приписываются другим людям; это позволяет снять с себя ответственность за поступки, которые кажутся «неправильными». К примеру, сильная ревность может быть следствием желания самому изменить жене.
- Интроекция: это неразборчивое присваивание чужих мыслей, норм, правил себе, независимо от собственных желаний. В детском возрасте интроекция является нормальным механизмом, поскольку на ней основано всё воспитание и обучение (известно ведь, что дети всю информацию о мире воспринимают некритично); но во взрослом состоянии она может привести к неспособности иметь собственное мнение, чувствовать и мыслить самостоятельно, человек превращается в какого-то биоробота.
- Слияние: в таком поведении граница между собственной и другой личностью исчезает, остаётся одно всеобъемлющее «мы». Такой механизм положительно себя проявляет в отношениях очень маленького ребёнка и его матери, поскольку он позволяет ребёнку выжить в первые годы своего существования. Но у взрослых людей слияние порождает исчезновение способности чувствовать, отношения лишаются страсти.
- Рационализация: этот механизм побуждает искать причины неприятных ситуаций не в себе, а в каких-то внешних обстоятельствах. К примеру, человек, не сумев устроиться на интересующую его работу, старается убедить себя и других, что он сам не особенно-то хотел на неё устроиться, поскольку работа якобы нудная и неинтересная. Рационализация нередко проявляется как обесценивание.
- Отрицание: это механизм, проявляющийся как попытка отрицать очевидные факты. Отрицание – это полный отказ от неприятной информации. Такое поведение напоминает действия маленького ребёнка, который думает, что если он закроет глаза и не будет смотреть на пчелу, то она исчезнет и не ужалит его. Естественно, от таких действий проблема не исчезает, и рано или поздно наличие проблемы приходится признать (хотя нередко к тому времени она уже оказывает на человека своё окончательное воздействие).
- Регрессия: при этом личность приспосабливается к тяжёлой ситуации через возвращение к привычным с детства формам поведения – таким как плач, капризы, эмоциональные просьбы и др. Человек на бессознательном уровне усваивает, что такое поведение гарантирует выход из сложной ситуации, поскольку в детстве это действительно работало: ведь за него почти всё решали родители. Однако во взрослом состоянии регрессия обычно является показателем инфантильности, душевной слабости, неспособности найти успешную стратегию для решения проблемы.
- Сублимация: механизм, при котором в попытке забыть травмирующую ситуацию личность переключается на какую-то другую деятельность, приемлемую в социальном отношении; чаще всего это творчество и спорт. Сублимация является продуктивным защитным механизмом, поскольку с её помощью общество получило множество великих произведений искусства и спортивных достижений.
- Реактивное образование: в этом случае сознание защищает человека от неприятных побуждений, вырабатывая противоположные побуждения, причём часто в гипертрофированном виде. К примеру, человек считает, что недопустимо даже легонько шлёпать детей за шалости, а тех родителей, кто так делает, нужно сразу отдавать под суд (или расстреливать).
Источник
ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЧЕЛОВЕКАИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЧЕЛОВЕКА
ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЧЕЛОВЕКА
О.С. ВАСИЛЬЕВА, Е.А. ДЕМЧЕНКО
Работа посвящена определению основных качественных и количественных характеристик жизненной стратегии человека и изучению их влияния на удовлетворенность жизнью и психическое здоровье. Жизненная стратегия это искусство ведения собственной жизни, главной целью которой является поиск и осуществление своего уникального смысла. Важными характеристиками жизненной стратегии являются уровень ответственности, степень осмысленности жизни, система ценностей и отношений человека.
Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что люди с более высокими показателями осмысленности жизни и общего уровня субъективного контроля, как правило, выбирают и реализуют такой способ жизни, который лежит в основе жизненной стратегии творчества, т.е. сознательно или неосознанно занимают позицию активного творца своей жизни и опираются на такие ценности, как любовь, красота, творчество, добро, развитие. Они удовлетворены своей жизнью и имеют более высокие показатели психического здоровья.
Ключевые слова: жизненная стратегия, удовлетворенность жизнью, уровень ответственности, степень осмысленности жизни, жизненная стратегия творчества.
Жить счастливо и жить согласно
с природой — одно и то же.
Каждый из нас в определенный момент своей жизни задумывается над тем, что есть жизнь и в чем ее смысл. Для большинства людей этот вопрос связан, прежде всего, со способом существования: как прожить жизнь счастливо, достойно, красиво, радостно, хорошо? Мы стремимся к хорошей жизни, находя все новые и новые способы достижения этой цели. Однако тот потребительский способ существования, который сегодня чаще всего выбирают люди, начинает работать против человека: нерациональное использование природных ресурсов делает невыносимой среду его обитания, обладание вещами, становясь самоцелью, значительно обедняет его духовную жизнь и является основной причиной межличностных конфликтов. Это ставит человека перед необходимостью переосмыслить свои взгляды на жизнь, свое отношение друг к другу, окружающему миру.
Стремления современного человека порой построены не на истинной вере в свои возможности, а на желании одержать победу над кемто, в том числе над своим идеализированным Я.
Большинство людей, жалуясь на нынешнюю власть, которая, по их мнению, не обеспечивает им «хорошей » жизни, даже не задумываются над тем, что отсутствие «хорошей » власти есть результат отсутствия у людей веры в свои собственные возможности. Чтобы почувствовать свою жизненную силу, человек должен принять ответственность за каждое свое действие, ощутив себя хозяином собственной жизни.
Таким образом, под стратегией жизни мы понимаем такой способ бытия, систему ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной. Другими словами, это искусство ведения собственной жизни,
главной целью которой является поиск и осуществление своего уникального смысла.
Наиболее важными, на наш взгляд, характеристиками жизненной стратегии являются уровень ответственности, степень осмысленности жизни, система ценностей и отношений человека.
Основными показателями эффективности стратегии жизни человека являются его удовлетворенность жизнью и психическое здоровье.
Поскольку психическое здоровье является целью психологической практики, мы полагаем, что изучение характеристик жизненной стратегии, их согласованности позволит наиболее близко подойти к причинам внутриличностных конфликтов, в том числе связанных с неудовлетворенностью жизнью.
Определению основных качественных и количественных характеристик жизненных стратегий и изучению их влияния на удовлетворенность жизнью и психическое здоровье человека и посвящена наша работа.
В психологии понятие стратегии жизни рассматривается в рамках общей теории личности. Остановимся на некоторых социальнопсихологических подходах изучения жизненных стратегий. Все эти подходы так или иначе отражают потребность человека организовать свою жизнь таким образом, чтобы она была наиболее эффективной с точки зрения индивидуального представления человека об эффективности жизни.
В отечественной психологии проблему стратегии жизни наиболее широко рассматривала К.А. Абульханова-Славская [1]. Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочуимею » и создание условий для самореализации, творческий поиск. По ее мнению, личность можно назвать зрелой, если она способна устанавливать свой «порог » удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели. «Эта способность личности переключать свои жизненные стремления с материальных ценностей на другие и является показателем того, что она начала жить личной жизнью » [1; 15].
Различные типологии жизненных стратегий можно обнаружить в социальнопсихологических теориях, которые на основе общественной жизни личности выявляют различные способы жизнеосуществления. Так, Э. Фромм утверждает, что рыночная экономика, основанная на отношениях конкуренции, неблагоприятно влияет на психическое здоровье и развитие личности: человек стоит перед выбором — «иметь » или «быть «, т.е. или как можно больше иметь (в том числе материальных благ), или развивать в себе все заложенные природой способности и силы, «быть многим «. И часто под давлением общественных норм люди предпочитают «иметь » в ущерб перспективе личностного развития [12]. Собственные интересы и склонности при этом игнорируются, что приводит человека к ложным жизненным выборам. Практика конкурентных отношений побуждает многих выбрать идеал преуспевания любой ценой. К. Хорни отмечает, что для удовлетворения стремлений, порой навязываемых общественными шаблонами, растущий человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации по отношению к другим людям: 1) движение к людям: единственной целью людей с такой ориентацией является любовь, и все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь, 2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей » — жизнь это борьба за существование, 3) движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого
проявления борьбы. Однако часто это выражается в отсутствии способа приспособления к современным условиям жизни [13].
А. Адлер отмечает, что формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненная цель формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценностей, особенностей самой личности. Именно в детстве, по его мнению, и формируется жизненный стиль — интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Любовь, дружбу и работу А. Адлер называет основными жизненными задачами, с которыми сталкивается человек, которые определены условиями человеческого существования и позволяют поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой он находится. В эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающему коренится врожденное стремление к превосходству или совершенствованию, т.е. побуждение улучшать себя, развивать свои способности. Но цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если это стремление включает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то оно будет развиваться в конструктивном и здоровом направлении [2].
Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации [8]. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная ( «потребительская «) активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная ( «достиженческая «) активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.
Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений [16]. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью. Была обнаружена зависимость уровня психического здоровья от выбора той или иной группы ценностей: испытуемые, ориентированные на внешние ценности в ущерб внутренним, имеют низкие показатели психического здоровья. Уровень психического здоровья определялся с помощью методики САТ, методов измерения уровня депрессии, жизненной энергии и удовлетворенности жизнью [16].
Таким образом, жизненные цели, являясь чертами идеального образа будущей жизни человека, и система ценностей, на основе которой выстраиваются эти цели, можно отнести к качественным характеристикам жизненной стратегии, поскольку они отражают ее содержание — то, к чему стремится человек. К количественным характеристикам жизненной стратегии мы относим ответственность и осмысленность жизни, поскольку они могут быть разного
уровня и, как мы полагаем, оказывают влияние на удовлетворенность жизнью, т.е. — насколько эффективно будет протекать реализация жизненных целей человека. Все эти характеристики начинают формироваться в детстве под воздействием воспитания. В процессе развития общества и смены общественной морали человек может переосмысливать свою систему ценностей, вследствие чего его жизненные цели наполняются другим содержанием.
Проблема стратегии жизни тесно связана с вечной проблемой смысла жизни, и если первая отвечает на вопрос как жить, то вторая — ради чего жить. На протяжении веков проблему смысла жизни стремились решить философы и писатели. Эпикурейцы видели смысл жизни в наслаждении ее благами, в достижении счастья; сторонники аскетизма выступали за подавление плотских желаний, чувств; стоики переносили цель жизни в область логических построений, оторванных от жизненных страстей. Особенность этих интерпретаций заключалась в том, что человек либо сливался с природой, наслаждаясь ее благами, либо отказывался от этих благ [14]. Лишь в XIX — начале XX вв. пришло осознание того, что жизнь должна быть соотнесена с особенностями самой личности. С возникновением понятия частной жизни человек начинает осознавать себя активным творцом и хозяином собственной жизни. Принятие ответственности за каждый жизненный выбор позволяет человеку почувствовать свою жизненную силу.
Многие психотерапевты убеждены, что в каждом человеке есть силы, которые направляют его к реализации всех своих возможностей, к гармонии с миром, постижению смысла жизни. В большинстве философских, психологических и социологических концепций эти стремления рассматриваются в контексте творческой деятельности личности, раскрытия ее творческого потенциала. Такого подхода придерживались Н.А. Бердяев, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм, А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс и другие.
Так, С.Л. Рубинштейн назвал человека субъектом собственной жизни. Человек активно строит условия своей жизни и свое отношение к ней [10]. Ответом на вопрос, насколько достойной была жизнь, является осознание того, насколько ответственным был жизненный выбор.
А. Адлер отмечал, что человек активно выискивает одни переживания и избегает других, избирательно преобразует и интерпретирует опыт, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Процессы формирования жизненной цели, стиля жизни, представлений о себе и о мире по существу являются творческими актами [2].
Становление творца происходит в детстве стихийно. В течение жизни эта тенденция может угасать. Но позже, как правило, зрелая личность как бы вспоминает об этом и уже сознательно выбирает ценность творческого бытия. Эта способность человека выйти за рамки социальных стереотипов, шаблонов и заблуждений позволяет ему преобразовать свой прошлый опыт и найти место в жизни [3].
К. Юнг, давая определение архетипу ребенка, писал: «Он воплощает жизненные силы, находящиеся вне ограниченных пределов нашего сознательного разума. Он выражает самое сильное и неопределенное стремление каждого существа, стремление к самореализации » [15; 135].
Как писал А. Маслоу, в творческом человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому [7]. Ценностями такого человека являются истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для него — это труд, целью которого является достижение совершенства в том, что он призван делать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим
специалистом, а потому всегда озабочен своим развитием.
К. Роджерс видел творчество не только и не столько в создании чего-то нового вовне, но прежде всего в создании новых граней собственной личности [9]. Главным побудительным моментом творчества является стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, а значит, и здоровью. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивид отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. А тогда, когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и для него самого, и для других [8].
Стратегия творчества предполагает способ жизни «здесь и теперь «. Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. На неразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. Э. Фромм, В. Франкл и К. Хорни развили идею о том, что человек — активный деятель, способный противостоять мощному давлению неблагоприятных социальных сил.
Таким образом, стратегия творчества — это способ бытия, при котором человек сознательно или неосознанно занимает позицию активного творца своей жизни, опираясь на такие ценности, как любовь, красота, добро, развитие, т.е. осуществляя выбор в пользу душевного и духовного здоровья.
Основными принципами развития психического здоровья являются комплексность, креативность, принцип «внутреннего наблюдателя «, укрепление позитивных установок. Это означает, что оздоровление должно осуществляться целостно, с учетом всех факторов, влияющих на повышение уровня здоровья. Человек, прислушиваясь к себе, выбирает или создает свои способы оздоровления, доверяя себе и своему самоощущению. Для этой цели наиболее ценными являются приемы, направленные на расширение сферы осознания своего Я, прояснение жизненных целей и ценностей, здесь используются такие упражнения, как «жизненные цели «, «поиск экзистенциальных оснований » [4].
Итак, на психическое здоровье влияет огромное количество факторов. Основные из них — принятие ответственности за свою жизнь, самопознание как анализ себя, самопонимание и принятие себя как процесс внутренней интеграции, умение жить в настоящем моменте, осмысленность бытия, способность к эмпатическому пониманию, доверие к процессу жизни. Изучению влияния этих факторов на удовлетворенность жизнью посвящена экспериментальная часть нашей работы.
Целью нашего исследования была попытка определить основные качественные и количественные характеристики жизненной стратегии. Данная цель конкретизировалась в следующих задачах:
1. Определить степень выраженности этих характеристик в различных экспериментальных группах.
2. Выявить, в какой степени эти характеристики влияют на удовлетворенность жизнью.
Заметим, что понятие жизненной стратегии должно рассматриваться на индивидуальноличностном уровне. Мы не ставили перед собой цели выявить и описать жизненную стратегию, которая была бы наиболее эффективной для жизни человека, поскольку понятие эффективности
всегда связано с историческим и культурным контекстом.
Предметом нашего исследования стали смысложизненные ориентации, уровень субъективного контроля, система ценностей и отношений человека. В качестве объектов исследования выступили молодые люди в возрасте от 18 до 32 лет, имеющие среднее специальное и высшее образование. Часть респондентов — коренные москвичи (40 человек), часть — приехавшие в Москву из различных городов России с перспективой остаться в столице (23 человека). Все респонденты представляли различные социальные группы и институты. Всего в исследовании приняли участие 73 человека, из них 44 женщины и 29 мужчин.
Методический инструментарий был представлен следующими методиками: тест смысложизненных ориентаций (СЖО), тест «Уровень субъективного контроля » (УСК), методика исследования ценностных ориентаций Рокича (ЦО), метод незаконченных предложений (НП), анкета о представлении жизненной стратегии, разработанная авторами. Эти методики не только имеют научное значение для исследования, но и способствуют прояснению и осознанию человеком целей, ценностей и смысла своей жизни.
В ходе экспериментального исследования были выделены две группы респондентов по критерию осмысленности жизни (А и Б) и две группы респондентов по социальнодемографическому признаку (В и Г): группа А — с высоким уровнем общего показателя осмысленности жизни; группа Б — с низким уровнем общего показателя осмысленности жизни; группа В — молодые люди, сменившие место своего жительства1; группа Г — остальная часть выборки (москвичи). А также традиционные группы — мужчины и женщины. Таким образом, результаты полученных данных анализировались по парам групп (А и Б, В и Г, мужчины и женщины).
По результатам исследования был вычислен коэффициент корреляции Пирсона.
Как показывают экспериментальные данные, средние значения по всем показателям теста СЖО у мужчин несколько выше средних значений по этим показателям у женщин (табл. 1).
Однако по тесту УСК заметны некоторые различия (табл. 2). Так, показатели по шкалам общей интернальности (Ио) и интернальности в области производственных отношений (Ип) у мужчин превышают эти значения у женщин. Это говорит о том, что мужчины имеют более высокий уровень субъективного
контроля над любыми значимыми ситуациями в жизни, а также в производственных отношениях, чем женщины. По другим шкалам — интернальности в области семейных отношений (Ис) и межличностных отношений (Им) женщины, по сравнению с мужчинами, контролируют свои неформальные отношения. Уровень субъективного контроля в отношении здоровья у женщин также выше, они полагают, что сохранение здоровья и выздоровление во многом зависят от их действий.
Продолжая незаконченное предложение «Для меня главное. «, женщины отвечали: «благополучие и здоровье моей семьи «, «счастье близких «, мужчины, преимущественно, — «иметь хорошую работу «, «стабильность «.
Интересно, что в обеих группах по шкалам интернальности в области достижения (Ид) и интернальности в области неудач (Ин) наблюдается более высокий уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Обе группы респондентов имеют тенденцию считать, что всего хорошего в жизни они добились благодаря себе, а при неудачах ссылаются на невезение. Хотя в целом значения по обеим шкалам достаточно высокие (более 6), если сравнивать их со средними данными первичных статистических характеристик опросника — 5,5. В общем, различия значений по всем шкалам по тесту УСК у мужчин и женщин незначительные.
Незаконченное предложение «Для меня смысл жизни. Е » все респонденты, как правило, продолжали «в любви «, «в благополучии моей семьи «, «в самой жизни «. Предложение «Я всегда хотел. » обычно продолжали «быть счастливым «. Это подтверждает предположение, что смысл жизни не сводится к счастью, а может быть определен как предельная цель человека, состоящая из множества целей, достижение которых сопровождается ощущением некой разрешенности, удовлетворения, т.е. счастья.
Некоторые респонденты определяли смысл жизни в помощи другим. Однако счастье других как ценность занимало низкие ранги, возможно, потому, что для человека важны в первую очередь его близкие и родные, а потом уже все человечество.
Респонденты, которые затруднялись продолжить предложение о смысле жизни или писали «еще не определен «, «в тумане «, имели низкие показатели ОЖ, но достаточно высокий уровень общей интернальности. Более высокие ранги имели такие ценности, как познание, активная деятельная жизнь, развитие. Возможно, несмотря на низкий уровень ОЖ, они имеют высокую мотивацию к поиску смысложизненных целей.
Результаты анкетирования показали, что респонденты связывают понятие жизненной стратегии, как правило, с целями, планированием, достижением, успехом, а также с рядом личностных характеристик, таких, как активность, целеустремленность, предусмотрительность, упорство и др. Большая часть респондентов отмечала наличие собственной жизненной стратегии, которая, по их представлению, заключена в достижении какихлибо значимых целей, а эффективность ее реализации зависит от вышеупомянутых личностных качеств. Другие же затруднялись ответить на эти вопросы и, как выяснилось, эти респонденты имели более низкие показатели по тесту СЖО, в частности, по шкале «Цели » среднее значение этой выборки составило 27,8 балла.
Интересно, что ответственность как личностная характеристика, влияющая на эффективность жизненной стратегии, отмечалась респондентами редко. Однако, как показывают результаты теста УСК (см. табл. 2), среднее значение уровня субъективного контроля по всей выборке составило 6,4 балла. (Для сравнения — среднее значение первичных статистических характеристик опросника составляет 5,5 балла.) Возможно, понятие ответственности имеет более широкий смысл, включающий такие понятия, как долг, активность, целеустремленность, и часто является неосознаваемой характеристикой жизненной стратегии.
В табл. 3 приведены значения наиболее полярных групп по критерию осмысленности жизни. Так, группу А составили респонденты с наиболее высоким уровнем общего показателя осмысленности жизни (ОП). Это те респонденты, которые, согласно полученным результатам, имеют в жизни ясные цели, придающие их жизни направленность и временную перспективу. Их показатели по другим шкалам СЖО, в отличие от группы Б, имеют также большие значения. Следовательно, респонденты группы А в большей степени склонны воспринимать процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Они более удовлетворены пройденным отрезком своей жизни (30,5), чем респонденты группы Б (20,0), а также имеют субъективное представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Респонденты группы Б, напротив, склонны считать, что жизнь человека не подвластна собственному контролю, что загадывать чтолибо на будущее не имеет смысла.
Как видно из табл. 4, все показатели значений по шкалам теста УСК у респондентов группы А также значительно выше, чем у группы Б. Это свидетельствует о том, что люди, считающие, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных
действий, имеют высокий уровень ответственности.
Показатели по методикам НП и ЦО дополняют эти результаты. Более высокие ранги у обеих групп имеют индивидуальные жизненные ценности (по Д.А. Леонтьеву), такие, как любовь, здоровье, счастливая семейная жизнь. Однако по остальным ценностям наблюдаются некоторые различия. Так, респонденты группы А отдавали большее предпочтение (по сравнению с группой Б) таким ценностям, как творчество, развитие, красота природы и искусства, счастье других. В то же время таким ценностям, как материальное благополучие, развлечения и общественное признание, они давали более низкие ранги. Незаконченные предложения «Иногда мне не хватает. » респонденты группы Б продолжали названиями какихлибо предметов, в то время как респонденты группы А — личностными характеристиками (активности, смелости и т.д.). Также обнаруживается зависимость полученных данных по шкале интернальности в отношении здоровья по методикам УСК и НП. Респонденты группы Б, как правило, жаловались на неудовлетворительное состояние своего здоровья либо отмечали его прямую зависимость от экологии и других внешних факторов; в группе А такой зависимости не отмечалось.
Таким образом, можно сделать вывод, что люди, которые имеют более низкий уровень субъективного контроля, не привыкли нести ответственность за свою жизнь, они не чувствуют в себе сил влиять на ход своей жизни, живут по принципу «иметь » (по Э. Фромму), в отличие от тех, кто стремится «быть » многим.
В табл. 5 приведены средние значения выборочных шкал по тестам УСК и СЖО групп В и Г. Показатели по этим шкалам (а также по другим, не приведенным в этой таблице) у респондентов группы В несколько выше, чем у группы Г. Так, более высокие показатели уровня ответственности и осмысленности жизни в группе В свидетельствуют о том, что они в большей мере склонны считать себя хозяевами собственной жизни и уверены в самостоятельности осуществления жизненных выборов. Смысл жизни представители этой группы видят, как правило, в самой жизни. Однако результаты, полученные по методикам НП и ЦО, свидетельствуют о том, что респонденты группы В чаще других определяют свое здоровье как неудовлетворительное и причисляют ему как ценности более низкий ранг, чем в группе Г. Если для группы В приоритетными являются ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь), то для группы Г — ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, счастливая семейная жизнь).
Таким образом, коренные жители Москвы в основном стремятся к благополучию
личной жизни, приезжие — к профессиональному росту. Возможно, более высокие показатели уровня ответственности и осмысленности вторых объясняются и тем, что, оказавшись в условиях большого города, они не имеют достаточной поддержки со стороны других людей (родных, знакомых), а потому полагаются только на собственные силы.
Для более точного анализа приведем результаты корреляционной зависимости данных шкал УСК с опросником СЖО (табл. 6).
Как видно из табл. 6, все показатели шкал СЖО достаточно сильно коррелируют с общей интернальностью и интернальностью в отношении здоровья, а также умеренно коррелируют с интернальностью в области межличностных и производственных отношений опросника УСК.
Это означает, что чем выше уровень ответственности человека за свою жизнь, тем выше степень осмысленности его жизни (0,82), тем большую осмысленность и направленность приобретают его жизненные цели (0,76) и тем больше у него уверенности в способности контролировать свою жизнь (0,73). Эта зависимость обнаруживается и в отношении степени удовлетворенности самореализацией, пройденным отрезком жизни (0,70), т.е. человек в большей степени удовлетворен прошлым, если за каждое событие своей жизни он чувствовал ответственность.
В результате математической обработки данных обнаружены значимые корреляции показателей интернальности в отношении здоровья и межличностных отношений с управляемостью жизни (0,65 и 0,66). Так, если человек в целях улучшения своего здоровья осуществляет определенные действия и получает ожидаемый результат, то его вера в собственные возможности значительно укрепляется и может быть перенесена в другие жизненные ситуации, в том числе в межличностные отношения.
По другим показателям методики УСК отмечены умеренные корреляции со шкалами СЖО.
Таким образом, в ходе исследования нами была обнаружена взаимная связь характеристик жизненной стратегии и их влияние друг на друга.
1. Основными характеристиками жизненной стратегии человека являются принятие ответственности за свою жизнь, осмысленность жизни, наличие выстроенной системы ценностей и жизненных целей. Результаты исследования показали, что наличие целей в жизни, построенных на основе системы ценностей и отношений человека, принятие ответственности за осуществление этих целей и процесс жизни значительно влияют на удовлетворенность жизнью и психическое здоровье человека. Результаты исследования показали: респонденты с высоким уровнем осмысленности жизни, принимающие ответственность за ход ее событий и считающие себя хозяевами своей жизни, более удовлетворены самореализацией и находят свою жизнь интересной, эмоционально насыщенной, чем те, которые не верят в способность влиять на свою жизнь. Такие люди часто не удовлетворены своей жизнью и придерживаются позиции, что их жизнью управляют обстоятельства и другие люди. Следовательно, они в большей степени подвержены неврозам, межличностным и внутриличностным конфликтам.
2. Жизненные цели и систему ценностей, на основе которой выстраиваются эти цели, можно отнести к качественным характеристикам жизненной стратегии, поскольку они отражают ее содержание — то, к чему стремится человек. К количественным характеристикам жизненной стратегии мы относим уровень ответственности и осмысленности жизни, поскольку они могут оказывать влияние на удовлетворенность человека жизнью.
3. Люди с более высокими показателями осмысленности жизни и общего уровня субъективного контроля, как правило, выбирают и реализуют такой способ жизни, который лежит в основе жизненной стратегии творчества, т.е. сознательно или неосознанно занимают позицию активного творца своей жизни и опираются на такие ценности, как любовь, красота, творчество, добро, развитие.
4. Респонденты, имеющие невысокие показатели общей осмысленности жизни, но достаточно высокие по уровню субъективного контроля, характеризуются высокой мотивацией к поиску смысложизненных целей. Такие люди могут не задумываться над смыслом своей жизни, но в то же время воспринимают сам процесс жизни как интересный и эмоционально насыщенный. Это свидетельствует о том, что люди обладают разной степенью осознанности своей жизненной стратегии, в частности, такой ее характеристики, как осмысленность жизни.
5. Респонденты, сменившие место своего жительства с целью достижения наиболее эффективной (по их представлению) жизни в условиях «большого » города, отличаются большей направленностью на ценности профессиональной самореализации. У коренных жителей мегаполисов преобладает направленность на ценности личной жизни.
На наш взгляд, дальнейшая работа по изучению характеристик жизненной стратегии человека должна быть нацелена на более глубокое исследование ответственности. Являясь одной из основных характеристик жизненной стратегии, ответственность оказывает большое влияние на эффективность реализации человеком своих жизненных целей и, следовательно, на удовлетворенность жизнью и психическое здоровье.
Изучение характеристик жизненной стратегии может помочь практическому психологу ближе подойти к пониманию причин внутриличностных конфликтов
человека и на этой основе наметить практические шаги в работе по повышению уровня психического здоровья человека. Формирование представлений об ответственности, общечеловеческих ценностях в раннем возрасте может способствовать гармоничному развитию молодого человека и его эффективной адаптации в условиях кризисного общества.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность «, 1995.
3. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека: Рефлексивногуманистический подход. М.: Издво ИП РАН, 1998.
4. Васильева О.С. Психологическое здоровье личности // Социальная психология личности / Под ред. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. С. 359372.
5. Джидарьян И., Антонова Е. Проблема общей удовлетворенности жизнью. Теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Издво ИП РАН, 1995. С. 7693.
6. Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.
7. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефлбук, 1997.
8. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. Вып 2. М.: Деловое содействие, 1995.
9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогрессуниверс, 1994.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.
11. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
12. Фромм Э. Иметь или быть. Киев: НикаЦентр: ВистС, 1998.
13. Хорни К. Невроз и развитие личности. М.: Смысл, 1996.
14. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Ось89, 1997.
15. Юнг К. Психологические типы. М.; СПб.: АСТ: Унив. кн., 1996.
16. Kasser T., Ryan R.M. Further examining the American dream: The differential correlates of intrinsic and extrinsic goals // Pers. Soc. Psychol. Bull. 1996. V. 22. P. 7887.
Поступила в редакцию 26.X 2000 г.
1 Отметим, что респонденты, вошедшие в группу В, имеют достаточно высокий уровень образования (студенты вузов, работники различных структур, занимающиеся интеллектуальной деятельностью), а также определенную цель жить и работать в столице. Поэтому данные исследования не могут быть распространены на всех приезжающих в Москву людей, в том числе с целью получения временного заработка.
Источник