- Способы определения стоимости услуг
- Как рассчитать стоимость услуги или розничную цену товара
- Способы расчета цены товара
- По затратному методу
- По рыночным ценам
- Что еще влияет на цену товара
- Что такое равновесная цена
- Как сформировать стоимость услуги? [Инструкция с примерами]
- 4 основных подхода к расчету стоимости услуг
- Пошаговая инструкция формирования цены на услугу
- Формирование стоимости услуг на примере
- В каких случаях можно смело ставить высокий ценник на услугу?
Способы определения стоимости услуг
Определите косвенные и переменные расходы.
Рассчитайте все налоговые и социальные отчисления, расходы на рекламу, зарплату обеспечивающего персонала, расходы на материалы в конкретных случаях и т. п.
Если для проведения работ или оказания услуг нужно много дорогостоящих материалов (например, для ремонта), выносите их стоимость в отдельную смету и согласовывайте с клиентом.
Если материалов мало или нет совсем, включайте в себестоимость другие расходы, которые несёте в рамках своей деятельности.
Например, адвокату для работы нужен компьютер и принтер, поэтому в себестоимость включается:
- износ и цена расходных материалов — бумаги и картриджей для принтера;
- аренда офиса или транспортные расходы (плата за общественный транспорт или бензин);
- стоимость платных компьютерных программ.
Чтобы определить минимальную цену на услугу, которая покроет все расходы и оставит вас в плюсе, рассчитайте, какую наценку прибавить к себестоимости:
1. Найдите себестоимость работ.
2. Рассчитайте показатель за определённый период, например, за месяц.
Исходя из реальных возможностей и спроса, определите, сколько часов в месяц вы в принципе можете уделять работе.
Например, парикмахерская может работать 12 часов в день без выходных, 30 дней — это 360 рабочих часов.
Суды и государственные учреждения работают по 8 часов в день с понедельника по пятницу. Значит, адвокат за месяц в среднем может работать примерно 160 часов — во внерабочее время многие его услуги из-за этого не будут пользоваться спросом.
3. К полученной сумме прибавьте процент желаемой прибыли (например, 20%) и снова разделите на количество рабочих часов — это и будет итоговая стоимость ваших услуг или выполняемых работ в час.
Допустим, месячная себестоимость ваших услуг равна 40 000 рублей при 200 рабочих часах. К ней прибавляем 20 % желаемой прибыли: 40 000 + (40 000×0,2) = 48 000 рублей. И делим эту сумму на 200 часов. Получается, конечная стоимость часа вашей услуги — 240 рублей в час.
Второй пункт можно пропустить и сразу прибавить к часовой себестоимости желаемый процент прибыли, но в таком случае вы рискуете установить неадекватную цену.
К примеру, адвокат может установить цену 3 000 рублей в час по аналогии с конкурентами. Но не учесть дни и время, когда его услуги неактуальны из-за закрытия судов и госучреждений; тот факт, что он живёт за городом, и минимум два часа его рабочего времени уходит на дорогу; общий спрос на адвокатские услуги в районе и т. п. В таком случае он будет работать в убыток, так как сумма в час будет приемлемая, а количество рабочих часов — меньше ожидаемого.
Источник
Как рассчитать стоимость услуги или розничную цену товара
Рассмотрим основные методы расчета цены на товар или услугу, дополнительные ценообразования для тех, кто хочет заявить о себе на рынке или расширить аудиторию.
Как рассчитать цену товара, услуги – этому учится каждый начинающий продавец или производитель. От правильно выставленного ценника зависит, как товар встретят на рынке, какой доход вы получите, сможете ли покрыть производственные или иные расходы. Но не останавливайтесь на разработке ценовой стратегии, цена – это динамическая величина, зависящая от нескольких факторов.
Узнаем, как работают основные механизмы ценообразования и какие параметры влияют на стоимость продукции.
Способы расчета цены товара
Одна из фундаментальных концепций экономики утверждает, что спрос и предложение определяют цену. Чем больше объем предложения продукции, и чем меньше спрос на них, тем меньше они стоят. Напротив, редкие вещи, пользующиеся большим спросом, стоят дороже. Рынок достигает согласованной цены, основанной на спросе и предложении, но участники этих рынков также принимают будущие решения о спросе и предложении на основе цен, делая систему динамичной и гибкой.
Так, когда в 2007 году тарифы на нефть ненадолго поднялись до 150 долларов за баррель, спрос был чрезвычайно высоким по сравнению с предложением. В ответ на это нефтяные компании активизировали разведочные работы, открыв новые ресурсы, такие как нефтеносные пески, добыча сланцевой нефти. В то же время потребители энергоресурсов, такие как авиакомпании, предприняли шаги по сокращению потребления, покупая экономичные самолеты. В результате произошел серьезный сдвиг спроса/предложения, который привел к падению расценок ниже 40 долларов за баррель по состоянию на конец 2015 года.
Чтобы выбрать эффективную ценовую стратегию, компании должны учитывать несколько факторов:
- Отрасль торговли/производства;
- Тип деятельности (производство, обслуживание, торговля);
- Конкуренция;
- Способ производства (изготовление, сборка на заказ и др.);
- Размер предприятия (малое, среднее, большое, стартап).
Существуют специальные инструменты, помогающие посчитать цену за штуку, на вес – калькулятор стоимости, куда можно ввести свои значения.
По затратному методу
Ценообразование с учетом затрат – один из наиболее распространенных методов, а также самый простой. При работе по принципу «затраты плюс» компания добавляет производственные расходы, к необходимой прибыли. К этому прибавляют прямые расходы (зарплата сотрудников, сырье, амортизация здания, оборудования), фиксированные траты (аренда, связь). Существует специальная формула, учитывающая расходы (есть в приложениях-калькуляторах):
ЦИ = (ИП + ОП) : ЗОП
- ЦИ – цена изделия,
- ИП – издержки предприятия,
- ОП – ожидаемая прибыль,
- ЗОП – запланированный объем продаж за расчетный период.
Компания производит бумажные полотенца. При подсчете расходов производитель учитывает: расходы на сырье (бумага), упаковку, оплату труда; косвенные затраты – логистика, планирование, управление, переменные – амортизация оборудования, аренда. По результатам подсчетов себестоимость товара – 1 пачки полотенец – составляет 28,87 рублей. Компания хочет получить за месяц 300 000 рублей и рассчитывает продать 20 000 пачек. Финальная сумма складывается из нескольких величин:
(28,87×20 000 + 300 000) : 20 000 = 43,87 рублей
По рыночным ценам
Посчитать отпускную цену можно с ориентацией на ситуацию на рынке: выяснить, что ищут клиенты, предлагают конкуренты, каковы розничные цены – это дает основу для понимания диапазона наценок, видов предлагаемой продукции, а также того, какую нишу вы займете.
Установленный ценник служит «сигналом» покупателям, и есть три варианта:
- Средняя = приемлемый вариант для большинства покупателей,
- Низкая = низкое качество,
- Высокая = высокая ценность.
Допустим, Василий купил партию рюкзаков в Китае, чтобы продать их через маркетплейс. Стоимость покупного товара – 350 рублей за штуку, а он продает его за 750 рублей, ориентируясь на рынок аналогичной продукции.
Попытка установить ценник, как у лидера рынка – не лучший вариант: неизвестно, как он высчитывал сумму за единицу товара. Если вы продаете товар дешево, но при этом предлагаете высокое качество – рискуете упустить потенциальную прибыль. Оптимально при ориентации на рынок учитывать потенциальные затраты и желаемый доход.
Что еще влияет на цену товара
Ценообразование с плановой прибылью – это более сложный метод, он использует возможности закупки сырья для производителя по сравнению с объемными заказами от клиентов, чтобы обеспечить доход с учетом конкретных объемов. Для определения плановых тарифов компания сначала проводит анализ безубыточности, определяет количество, которое следует продать, чтобы покрыть прямые и накладные расходы. Заказы с меньшим объемом будут считаться по более дорогому прайсу, чем заказы с большим объемом, как у крупных продавцов.
Компания, производящая экраны для офисных столов из оргстекла, защищающие от COVID-19, проводит анализ, который показывает, что производство одного экрана обходится в 3 625 рублей. Сделав наценку 20%, компания продаст экраны по 4 350 рублей за штуку. Поскольку компания получает оптовую скидку на необработанное оргстекло и повышенную операционную эффективность массово разрезанных деталей, анализ показывает, что при заказах 20+ штук стоимость составляет 2 537 рублей. Поставив наценку 20%, производитель получит 3 044 рубля за щит. Оба ценовых уровня обеспечивают одинаковую маржу за счет использования разницы в прямых расходах на сырье.
Формирование ценника независимо от рынка основано на нескольких критических моментах:
- Отсутствие конкуренции или она минимальная,
- Высокий спрос,
- Репутация бренда.
Слишком высокие тарифы открывают дорогу конкурентам, желающим получить свою долю рынка, но многие товары пользуются таким спросом, что потребители готовы нести бремя высоких цен. Особенно если товар можно купить в рассрочку.
Мастер-декоратор производит уникальные вещи ручной работы, они пользуются высоким спросом, хотя на исполнение каждого изделия уходит до месяца. Рынок будет терпеть рост ставок и долгое ожидание, поскольку кажущаяся ценность оправдывает это.
Маржа – процент выручки, оставшийся после вычета себестоимости товара, используется для определения наилучшей продажной цены. Это хорошая стратегия для компании, которая предлагает несколько товаров и стремится удерживать определенную маржу по каждой категории.
Так, небольшая компания по сборке бытовой техники выпускает микроволновые печи, кофеварки, фритюрницы, другие кухонные приборы. Компания хочет конкурировать в своей нише, для покрытия расходов и получения выручки она поддерживает 30% маржи на всех устройствах.
«Психологическое» ценообразование использует то, как человеческий мозг обрабатывает числа при восприятии ценности. Самый частый прием – использование чисел, завершающихся на 9: сахар выставляют за 49,9 рублей за кг, а не за 50, и люди считают его более дешевым.
Дополнительные факторы влияния на цену товара
Маркетинговая стратегия, предлагающая объединить несколько продуктов как одного комбинированного.
Комбо-обед в ресторанах быстрого питания объединяет несколько блюд, его продают по фиксированной ставке.
Продавец устанавливает низкую цену для захода на рынок, привлечения новых клиентов.
Фермерское хозяйство выпускает на рынок новый продукт – яйца от кур свободного выпаса с пометкой «Эко». Упаковка таких яиц будет стоить дороже обычных, из инкубатора. Для привлечения покупателей ставят скидку 50% на первую партию товара.
Кратковременные скидки для привлечения покупателей. Этот метод подходит не всем.
Онлайн-магазин предлагает скидки до 70% на упаковки кофе объемом 1000 грамм, надеясь привлечь покупателей, которые иначе бы не пришли в магазин. Но по результатам магазин оказался в минусе, количество сделок после окончания акции не выросло.
Секрет успеха стратегии дисконтного подхода – поддерживать маржу прибыли близкой к 0 или немного положительной, параллельно увеличив стоимость других товаров в магазине.
Что такое равновесная цена
Логика модели спроса и предложения проста. Кривая спроса показывает количество товара, который покупатели приобретут за конкретный период, а кривая предложения показывает количество продаваемого товара. Сложив две кривые вместе, мы найдем точку, при которой количество покупателей равно количеству товара для реализации. Если не изменится кривая спроса или предложения, не будет тенденции к изменению. Равновесная цена на любом рынке – это цифра, при которой объем спроса равен предложенному количеству.
Какая бы стратегия ни была реализована, компания не получит больше, чем покупатель готов заплатить. Один из вариантов увеличения прибыли – снижение затрат на производство, сокращение расходов. Если компании не могут принять условия, установленные розничными продавцами, возможен поиск других каналов торговли, и один из них – напрямую от производителя к потребителю.
Источник
Как сформировать стоимость услуги? [Инструкция с примерами]
Часто начинающие предприниматели сталкиваются с проблемой формирования стоимости услуг. Дело в том, что многие в этом вопросе ориентируются только на конкурентов и стараются перебить их предложение более низкой ценой. И это в корне неверный подход.
Существует 3 ключевых фактора процесса формирования цены, которые необходимо учитывать еще на этапе подготовки.
- Потребители. Уровень спроса на услугу задает высшую точку цены. Это тот максимум, который покупатели готовы заплатить за данный вид услуг.
- Компания, оказывающая услугу. Это минимальный порог цен, который обеспечит безубыточную работу. Включает материальные издержки, себестоимость, а также размер планируемой прибыли.
- Конкуренты. Как активные участники рынка, они задают ценовой коридор в нише в формате «от и до». Большинство компаний стремятся держаться в рамках этого коридора.
То есть, учитывая эти 3 момента, вам нужно произвести расчет стоимости услуг по критериям: максимальная цена, минимальная цена и оптимальная цена.
Далее мы разберем основные методы ценообразования в сфере услуг, их особенности и нюансы.
4 основных подхода к расчету стоимости услуг
Метод 1. Себестоимость + планируемая прибыль. Себестоимость в этом случае — это затраты, связанные с выполнением необходимых операций в рамках оказанных услуг. Такие издержки можно разделить на 4 условные группы:
- постоянные — это затраты на амортизацию оборудования, оплата аренды помещения, доступ в интернет и т.д.;
- переменные — расходы на материалы, необходимые в отдельных случаях;
- прямые — заработная плата сотрудников, задействованных в оказании услуг, подрядчиков;
- косвенные — оплата юристов, бухгалтеров, а также различных квалификационных курсов.
Отдельно стоит вынести такую статью расходов, как налоги и реклама. Посчитав себестоимость услуги, необходимо прибавить процент планируемой прибыли.
Метод 2. Ориентация на цены конкурентов, которые предлагают схожие по содержанию и уровню качества услуги. Суть метода заключается в мониторинге предложений прямых конкурентов и установке конкурентоспособных цен.
Однако не все так просто. Недостаточно просто установить цены на услуги по принципу «как на рынке». Ведь у вас, несмотря на схожесть предоставляемой услуги и целевого потребителя, могут быть абсолютно разные статьи расходов. Поэтому, выбирая данный метод, важно учитывать также себестоимость.
Метод 3. Доля от прибыли клиента. Стоимость услуг в этом случае определяется экономическим эффектом, который принесет предоставляемая услуга клиенту. Например, какой-либо процент от прибыли заказчика за определенный промежуток времени.
Главный минус этого метода состоит в том, что крайне сложно прогнозировать экономический эффект услуги. Может быть слишком много внешних факторов, влияющих на конечный результат.
Метод 4. Метод «цена = ценность». Подразумевает расчет стоимости услуги, исходя из ее ценности, уникальности, неоценимой пользы, которую она несет клиенту. Причем ценность может быть как осязаемая, то есть выражаться в экономических результатах клиента, так и неосязаемая — на уровне ощущений. В этом случае завышенная стоимость может оправдываться престижностью или эксклюзивностью.
Пошаговая инструкция формирования цены на услугу
Шаг 1. Рассчитайте постоянные и прямые издержки, связанные с процессом оказания услуги. Это затраты, которые вы несете регулярно и независимо от объема оказанных услуг за этот промежуток времени. Чтобы посчитать издержки, необходимо составить максимально полный список того, на что вы тратите ресурсы в течение месяца:
- зарплата штату сотрудников;
- аренда помещения;
- расходы на доступ в интернет;
- амортизация оборудования (профессиональной и оргтехники);
- программное обеспечение и т.д.
Как рассчитать стоимость амортизации оборудования, например, компьютера? Очень просто.
- Определите средний срок службы компьютера (например, 3 года).
- Разделите стоимость компьютера, например, $1000, на количество месяцев использования, в нашем случае — 36. Полученная цифра — стоимость амортизации оборудования:
$28 в месяц.
Теперь поделите сумму за месяц на количество рабочих часов (именно рабочих — время, затраченное непосредственно на выполнение услуги без учета переговоров, обработки заявки и т.д.). Например, 120 часов. Из этого следует, что амортизация компьютера стоит
Точно по такой же схеме можно рассчитать все издержки.
Шаг 2. Определите косвенные и переменные расходы. Размер этих затрат обычно меняется в зависимости от спроса на услугу и объема продаж:
- расходы на рекламу;
- налоги и отчисления в пенсионный фонд;
- оплата труда подрядчиков, бухгалтеров, юристов;
- расходы на сырье, дополнительные материалы, энергию и топливо.
Рассчитать сумму переменных издержек можно тем же путем, что и в первом пункте.
Шаг 3. Основываясь на реальном спросе и собственных возможностях, определите оптимальный объем услуг (в часах), который вы можете предоставлять клиентам. Затем разделите сумму затрат (шаг 1 + шаг 2) на количество часов.
Это и будет та минимальная цена услуги, которая покроет все расходы и позволит вам работать не в убыток.
Шаг 4. Изучите спрос и предложение рынка. Проанализируйте своих прямых конкурентов. Какую цену декларируют они?
Стоимость ваших услуг может быть в рамках коридора цен, заданного конкурентами. Однако, в зависимости от себестоимости и других факторов, можно как снижать, так и повышать ценник. Во втором случае важно сделать правильное обоснование цены, показать потребителям, что ваша услуга более качественная, чем у конкурентов, эксклюзивная или уникальная.
Далее рассмотрим образец расчета стоимости услуги.
Формирование стоимости услуг на примере
Разберем, как рассчитывается цена услуги на примере ниши онлайн-консультации психолога.
1. Определяем минимальную стоимость услуг, исходя из себестоимости. Какие постоянные и переменные расходы несет исполнитель?
Берем за основу 120 рабочих часов в месяц. Статья расходов может быть как в разы больше, так и меньше, все зависит от масштабов бизнеса.
Итак, мы получили минимальную сумму, которую нужно брать с клиента, чтобы покрыть базовые расходы.
2. Изучаем спрос. Какую цену готовы платить клиенты за консультацию психолога? Какой прайс у конкурентов?
Например, проанализировав 5 прямых конкурентов, которые предлагают услуги, максимально близкие по качеству, получаем следующие данные:
3. Имея минимальную и оптимальную цену, мы можем пойти двумя путями:
- назначить цену среднюю по конкурентам: минимум — $24-25, оптимум — $34,4, максимум — $49 в час;
- добавить к себестоимости процент желаемой прибыли. Например, планируемый чистый доход — $2500 в месяц. Делим эту цифру на 120 рабочих часов и получаем $20,83. Суммируем сумму затрат и планируемую прибыль в час и получаем среднюю цену: $18,19 + $20,83 = $39,02.
В каких случаях можно смело ставить высокий ценник на услугу?
Практически в любой сфере бизнеса можно работать с ценниками в разы выше рыночной стоимости и при этом не только держаться на плаву, но и успешно развиваться. Это возможно, если вы в рамках своей услуги выполняете несколько важных условий:
- гарантируете потребителю измеримый результат (например, в сфере SMM — 10 тыс. целевых подписчиков в группу за 30 дней; в нише копирайтинга — 30%-ная конверсия в покупку с Landing Page);
- сопровождаете клиента после сделки — проводите дополнительные консультации, оказываете квалифицированную поддержку (яркий пример в образовательных услугах — ведение клиента до результата, пока он не достигнет цели, заявленной на входе в программу);
- грамотно упаковали свой продукт с точки зрения маркетинга (проработка бренда, имидж, позиционирование и т.д.).
Давайте разберем на примере. Ниша: копирайтинг. Услуга: создание Landing Page.
Стандартная ситуация, когда клиент покупает продающую страницу, но не знает наверняка, какой результат в цифрах она принесет. Какая конверсия в покупку? Какая прибыль?
Исполнитель, разумеется, не может ничего гарантировать, так как продажи зависят не только от лендинга. Тут играют не менее важную роль каналы трафика, рекламная кампания, а также правильная сегментация целевой аудитории. Ведь каким бы качественным ни был текст, если на страницу переходят «не те» люди, то конверсия будет соответствующая. Исходя из этих сложностей, большинство копирайтеров выставляют средний ценник по нише, например, $500.
С другой стороны, когда исполнитель может гарантировать четкий, измеримый результат, предположим, продажи со страницы на общую сумму $70 тыс., стоимость услуги, естественно, вырастет в 5, а то и в 10 раз. Ценность продукта выше, так как он дает экономический результат клиенту в виде прибыли.
Но чтобы дать такую гарантию, нужно не просто изучить аудиторию и написать хороший текст. Необходимо погрузиться в бизнес клиента, понять продукт, исследовать внутренние и внешние маркетинговые процессы, проанализировать рекламную кампанию и воронку. То есть, услуга включает в себя глубокий аудит, аналитику и консалтинг. А продающая страница по факту является лишь вишенкой на торте. Такая комплексная услуга может стоить не $500, а $5000.
Подводя итог, отметим, что ценообразование в сфере услуг — процесс многогранный. В процессе формирования стоимости можно отталкиваться от себестоимости, спроса, конкурентов или планируемой прибыли. Однако крайне важно помнить, что цены на услуги должны быть эквивалентны ценности и пользе, которую они приносят.
Ставьте лайк и напишите в комментариях, какой метод расчета стоимости вы выбрали для себя?
Источник