- 5 распространенных методов оценки бизнеса
- Что такое оценка стоимости бизнеса?
- 5 распространенных методов оценки бизнеса
- 1. Оценка активов
- 2. Оценка исторической прибыли
- 3. Относительная оценка
- 4. Оценка будущей сохраняемой прибыли
- 5. Оценка дисконтирования денежных потоков
- Пре-капитальная и пост-капитальная оценка
- Пре-капитальная
- Пост-капитальная
- Оценка стоимости бизнеса — методы и способы
- Виды стоимости и их примеры
- Рыночная
- Инвестиционная
- Восстановительная (стоимость воспроизводства)
- Ликвидационная
- Как правильно подходить к оценке стоимости
- Доходный подход
- Сравнительный (рыночный) подход
- Есть три сравнительных метода оценки:
- Затратный (имущественный) подход
- Другие методы оценки стоимости компаний
- Метод эмпирических правил
- Метод дисконтирования денежных потоков
- Пошаговая инструкция
- Определение цели
- Выбор оценочной компании
- Сбор документов
- Выбор модели оценки
- Интерпретация результатов
5 распространенных методов оценки бизнеса
При принятии решения о продаже своего бизнеса важно иметь представление о том, сколько стоит ваш бизнес, когда вы вступаете в процесс MA. Существуют различные способы определения стоимости бизнеса и различные причины для проведения оценки бизнеса.
Здесь представлен полный обзор процесса определения стоимости бизнеса, включая общие методы оценки, когда и почему необходимо проводить оценку, а также то, что следует учитывать по результатам оценивания бизнеса.
Что такое оценка стоимости бизнеса?
Оценка бизнеса — это процесс определения экономической стоимости компании. Для определения стоимости бизнеса обычно привлекается профессиональная оценочная компания, которая использует один или несколько методов оценки для получения объективной цены.
5 распространенных методов оценки бизнеса
Ниже приведены пять наиболее распространенных методов оценки бизнеса:
1. Оценка активов
Активы вашей компании включают материальные и нематериальные объекты. Используйте балансовую или рыночную стоимость этих активов для определения стоимости вашего бизнеса. При расчете оценки активов своего бизнеса учитывайте все денежные средства, оборудование, инвентарь, недвижимость, акции, опционы, патенты, торговые марки и отношения с клиентами.
2. Оценка исторической прибыли
Валовой доход предприятия, способность погасить долг и капитализация денежного потока или прибыли определяют его текущую стоимость. Если ваш бизнес не в состоянии приносить достаточный доход для оплаты счетов, его стоимость падает. И наоборот, быстрое погашение долга и поддержание положительного денежного потока повышает стоимость вашего бизнеса. Используйте все эти факторы при определении исторических доходов вашего бизнеса.
3. Относительная оценка
При использовании метода относительной оценки вы определяете, сколько бы принес аналогичный бизнес в случае его продажи. Он сравнивает стоимость активов вашего бизнеса со стоимостью аналогичных активов и дает вам разумную запрашиваемую цену.
4. Оценка будущей сохраняемой прибыли
Доходность вашего бизнеса в будущем определяет его стоимость сегодня, и вы можете использовать метод оценки будущей сохраняемой прибыли для оценки бизнеса, если ожидается, что прибыль останется стабильной. Чтобы рассчитать будущую поддерживаемую прибыль вашего бизнеса, оцените его продажи, расходы, прибыль и валовую прибыль за последние три года. Эти цифры помогут вам спрогнозировать будущее и определить стоимость вашего бизнеса сегодня.
5. Оценка дисконтирования денежных потоков
Если не ожидается, что прибыль останется стабильной в будущем, используйте метод оценки дисконтирования денежных потоков. При этом берутся будущие чистые денежные потоки вашего бизнеса и дисконтируются до сегодняшней стоимости. Получив эти цифры, вы узнаете, какова оценка дисконтированных денежных потоков вашего бизнеса и сколько денег, как ожидается, принесут ваши бизнес-активы в будущем.
Для получения наилучших и наиболее точных результатов сравните два или более методов, чтобы вы были готовы к процессу слияния и поглощения и могли уверенно отстаивать стоимость вашего бизнеса.
Пре-капитальная и пост-капитальная оценка
Ниже приводится краткий обзор методов оценки до и после денег, а также сходства и различия между ними.
Пре-капитальная
В самом простом понимании оценка до вложения денег — это финансовый показатель, используемый для описания общей стоимости компании до вложения капитала. Этот тип оценки обычно рассчитывается путем анализа таких факторов, как активы, обязательства, выручка, прибыль и ряд других соответствующих финансовых факторов, которые часто зависят от характера бизнеса и сегмента экономики, в котором он находится. Кроме того, анализ, вероятно, будет включать изучение бизнес-плана и маркетинговой стратегии компании, соответствующего рынка, конкурентов на нем и других внешних экономических факторов, которые в конечном итоге повлияют на способность компании расти и процветать. Эта оценка основывается на состоянии компании до проведения раундов привлечения средств.
Пост-капитальная
Она рассматривает стоимость бизнеса после вложения капитала, часто через определенную форму привлечения средств. При оценке после денег инвестор предлагает денежную сумму на основе заявленной оценки после денег. Разумеется, это означает, что в этом предложении также подразумевается сумма оценки до денег. Стоимость акций до инвестирования — это просто оценка до вложения денег, деленная на количество акций в обращении. Однако, чтобы получить капитал инвесторов, необходимо выпустить новые акции. Это означает, что общее количество акций увеличивается, что приводит к размыванию доли первоначальных акционеров.
Например, если изначально было 100 акций стоимостью 10 долларов каждая, а инвестор предложил 500 долларов, то он получит 50 акций (500 долларов/10 долларов). Тогда в обращении окажется 150 акций, причем первоначальные акционеры будут владеть своими 100 акциями, а новый инвестор — своими 50 акциями. Это означает, что доля первоначальных акционеров уменьшится со 100% до 67%. Но если дела пойдут хорошо и в дальнейшем будет вкладываться больше денег, стоимость акций должна начать расти, как и оценка компании после вложения денег. Таким образом, даже если инвесторы владеют меньшей долей, они получают более высокую стоимость одной акции.
Источник
Оценка стоимости бизнеса — методы и способы
Бизнес — это не только купля/продажа товаров и услуг. Чтобы получать прибыль нужно ориентироваться на рынке, инвестировать, отслеживать прибыльность, а если дела идут плохо — важно вовремя продать компанию, пока она не обросла неподъемными долгами.
Неважно, какие перемены ждут компанию, — в большинстве случаев тебе понадобится оценить реальную стоимость бизнеса для принятия верного решения.
Сейчас объясним что к чему.
Виды стоимости и их примеры
При оценке бизнеса применяют около десяти видов стоимости. Но есть четыре базовых, которые рассчитывают в самых типичных ситуациях:
- когда нужно купить/продать, реструктурировать или застраховать бизнес;
- когда компания планирует привлечь инвестиции;
- при ликвидации бизнеса;
- когда нужно оспорить или переоценить стоимость активов и т.д.
Их и рассмотрим подробно: что это за цифры и когда они нужны.
Рыночная
Это сумма, за которую компанию можно продать в день оценки. Учитывают все имущество, включая доход, акции и долговые обязательства.
Отражает реальную обстановку на рынке и не зависит от желаний сторон сделки.
Применяется, например, когда:
- нужно оценить эффективность бизнеса;
- компанию нужно заложить;
- страхуют бизнес;
- идет процедура банкротства;
- определяют размер неденежной части уставного капитала;
- проводятся любые операции с акциями;
- стоимость объекта спорна (например, с позиции налоговой службы, при конфискации, ипотеке, разделе брачного имущества и др.);
- компанию нужно продать компанию (или ее часть).
Инвестиционная
Это сумма, которую готов заплатить конкретный инвестор за конкретное имущество или актив компании, исходя из инвестиционных целей.
Не равна рыночной стоимости. Зависит от инвестиционных требований вкладчика: ожидаемого дохода, периода окупаемости, рисков и т.д.
Рассчитывается, когда нужно принять инвестиционное решение. Еще учитывается при:
- купле-продаже бизнеса;
- слиянии компаний;
- поглощении фирм.
Восстановительная (стоимость воспроизводства)
Это сумма, в которую «выльется» создание и функционирование идентичного бизнеса на день оценки: с теми же активами, оборудованием, недвижимостью и т.д.
Считают, когда нужно:
- переоценить активы компании;
- оптимизировать налоги;
- застраховать имущество.
Ликвидационная
Это цифра, за которую компанию можно продать как можно быстрее, минус затраты на продажу (например, рекламу, хранение, доставку и т.д.). Всегда ниже рыночной стоимости.
Рассчитывается, когда нужно быстро закрыть бизнес, например:
- реорганизация;
- банкротство компании;
- раздел имущества фирмы.
Как правильно подходить к оценке стоимости
Любой актив компании можно оценить тремя способами. Эксперт-оценщик применяет их все и только тогда делает совокупные выводы. А если от какого-то подхода отказался, то должен обосновать причину.
Конечно, попытаться рассчитать стоимость бизнеса можно и самому. Но, скорее всего, конечные цифры будут далеки от реальности.
Доходный подход
Здесь за основу берется прогнозируемый доход от деятельности компании. То есть: чем больше денег приносит и будет приносить компания, тем выше ее цена.
Доходный подход в оценке обоснован, когда нужно продать компанию или привлечь инвестиции.
Есть два доходных метода оценки:
- Метод прямой капитализации.
Рассчитывается по формуле:
V = N / R
Где: V — стоимость компании;
N — чистый годовой доход компании;
R — коэффициент капитализации.
То есть здесь для расчета нужно знать, какой доход принесет бизнес за определенный отрезок времени в будущем.
Метод подходит для компаний со стабильным и предсказуемым ростом.
- Метод дисконтирования предполагаемых денежных потоков доходов.
Рассчитывается по формуле:
V = ∑CFn / (1+r)n+ TV
Где: V — стоимость компании;
CFn – суммарные денежные потоки за каждый прогнозный период с первого по последний;
r – ставка дисконтирования;
n – номер соответствующего периода;
TV – терминальная стоимость бизнеса (раcсчитывается по формуле Гордона, если бизнес продолжит работу).
Проще говоря: расчеты основаны на том, что активы, которые есть у бизнеса сейчас, стоят выше, чем они будут стоить в будущем.
Этот метод подходит крупным компаниям, доход которых нестабилен и зависит, например, от сезонного спроса.
Сравнительный (рыночный) подход
Здесь компанию сравнивают с близкими конкурентами. Суть: чем дороже можно продать фирмы-аналоги, тем выше стоимость и нашего бизнеса.
Сравнительный подход обоснован только когда на рынке есть компании, схожие с нашей по техническим, материальным, экономическим и другим параметрам.
Есть три сравнительных метода оценки:
- Метод рынка капитала. В основе — цена акций конкурентов на фондовом рынке. Преимущество в том, что оценщик видит реальные спрос и предложение на аналогичный бизнес в каждый момент времени.
- Метод сделок. Аналогичен предыдущему, только здесь расчеты основываются не на цене одной акции, а на стоимости контрольного пакета.
- Метод отраслевых коэффициентов. За основу берут соотношение стоимости компании-аналога (за сколько конкуренты продали бизнес) к определенным финансовым показателям (зависят от специфики отрасли). И получают коэффициент, показывающий, за какую примерно сумму можно продать наш бизнес. Минус в том, что для оценки требуется аналитика по ведущим отраслевым показателям за длительный период, а в российских статистических службах их зачастую нет.
Затратный (имущественный) подход
Из-за инфляции, конъюнктуры рынка и других факторов стоимость активов на балансе не совпадает с их реальной рыночной ценой. Поэтому, чтобы увидеть реальные цифры, нужно скорректировать стоимость активов на балансе. А потом от суммы этих активов отнять сумму всех обязательств компании.
Есть два затратных метода оценки:
- Метод чистых активов. От рыночной стоимости всех активов (материальных, нематериальных, движимого и недвижимого имущества и т.д.) отнимают сумму всех долговых обязательств компании. Получаем корректную стоимость собственного капитала.
Применяют для оценки реальной величины чистой прибыли, анализа финансовых рисков и корректировки рыночной стоимости активов на балансе. - Метод ликвидационной стоимости. Здесь оценивают, сколько можно выручить при ликвидации бизнеса и раздельной продаже активов. Формула та же: сумма активов минус обязательства. Но дополнительно учитываются затраты на демонтаж, комиссионные выплаты посредникам, налоги на имущественную продажу и ряд других расходов.
Метод применяют, когда компания проходит процедуру банкротства, или нет уверенности в дальнейшей рентабельности бизнеса.
Другие методы оценки стоимости компаний
Есть и более специфические методы оценки стоимости компании. Их применяют редко — когда ни один из базовых подходов не отражает в полной мере специфику бизнеса и на рынке ситуацию.
Метод эмпирических правил
Метод обнажает слабые места бизнеса. Здесь рассчитывается валовый доход в процентах (объема реализации, суммы оплаченных счетов за год, годовой величины валового дохода, годового размера полученных гонораров). Но результаты этого метода не самодостаточны и должны быть результатами других методов.
Метод дисконтирования денежных потоков
Применяется, когда нужно оценить стоимость бизнеса на прогнозируемый период.
Рассчитывается по формуле:
P = CFt/(1 + I)^t,
Где: P — стоимость;
I — ставка дисконтирования;
CFt — денежный поток;
t — номер отрезка времени, на котором происходит оценка.
Пошаговая инструкция
Процедура оценки стоимости бизнеса состоит из 5 этапов. Конечно, это не эталон, потому что в каждом сегменте рынка будут свои нюансы.
Определение цели
От того, зачем нам нужно знать цену бизнеса зависит, какой вид стоимости будем рассчитывать и каким методом.
Выбор оценочной компании
От профессионализма оценщика напрямую зависит конечный результат. При выборе эксперта обращайте внимание на:
- стаж работы;
- репутацию;
- список и отзывы клиентов;
- специализацию.
Сбор документов
Чем достовернее базовая информация о фирме, тем точнее результат. Оценщик запросит следующие документы:
- учредительные документы компании;
- бухгалтерскую отчетность за последние три года;
- все квартальные отчеты за прошлый год;
- баланс с расшифровкой;
- бизнес-план с прогнозами по выручке, прибыли, оборотах компании;
- залоговые и долговые обязательства.
Важно предоставить полные и достоверные данные, иначе стоимость бизнеса может оказаться некорректной.
Выбор модели оценки
Эксперт выберет базовый подход в оценке стоимости — тот, что больше остальных соответствует цели оценки и более полно учитывает конкретную ситуацию.
Остальные методы оценки тоже будут применяться, но их результаты будут скорее дополнять базовую цифру.
Интерпретация результатов
В теории результаты разных методов оценки должны совпадать. Но на самом деле так не бывает. Три подхода к оценке дают три разные стоимости бизнеса.
Оценщик выносит совокупное решение, опираясь на формулу:
Итоговая стоимость = Доходный × К1 + Сравнительный × К2 + Затратный × К3
Где: К1, К2, К3 — весовые коэффициенты, которые отражают значимость конкретного вида стоимости в итоговой оценке. В сумме все коэффициенты составляют единицу.
Подытожим: не стоит воспринимать оценку стоимости бизнеса как лишние и необоснованные затраты. Мол, можно и без экспертов обойтись — бухгалтер же есть. Но нет. Любая, даже незначительная, ошибка на любом этапе оценки приведет к некорректному представлению о собственном бизнесе. А от этого зависит будущее твоей компании.
Источник