- Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Способы определения I и II спряжение глаголов с безударными личными окончаниями. план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Как определить спряжение глагола в русском языке?
- Что такое спряжение?
- Видеоурок «Что такое спряжение? Для чего нужно спряжение глаголов?»
- Как определить глагол первого спряжения
- Как определить глагол второго спряжения
- Видеоурок «Как правильно определить спряжение глаголов? Как пишутся окончания глаголов?»
- Разноспрягаемые глаголы
- Вывод
- Видеоурок «Спряжение глаголов в русском языке. Глаголы исключения 1 и 2 спряжения»
- Памятка по определению спряжения глаголов
Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Способы определения I и II спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_opredeleniya_i_i_ii_spryazhenie_glagolov_s_bezudarnymi_lichnymi_okonchaniyami.docx | 41.35 КБ |
sposoby_opredeleniya_spryazheniya_glagolov_s_bezud_lich_okonch.docx | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО учителя: Максимова Н.А __________
ФИ студента: Шерстобитова Д.
ФИО методиста: Кондратьева И.И _________
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Способы определения I и II спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.»
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся умения правильно писать личные окончания глаголов I и II спряжения, определять спряжение глаголов по личным окончаниям.
- знать и называть изученные грамматические признаки глаголов;
- уметь различать глаголы среди других частей речи;
- уметь определять глаголы I и II спряжения в настоящем и будущем времени и выделять их окончания.
Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.
Тип урока : открытие нового знания.
Оборудование : УМК «Школа России» (4 кл., 2 ч., стр. 94-95), презентация, раздаточный материал.
Челябинск, 2019 г.
Методы и приемы
I.Самоопределение к деятельности
При встрече здороваться.
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
(приветствие учителя и учащихся)
К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
II.Актуализация знаний и мотивация
(проверка домашнего задания)
Начнем с минутки чистописания. Красиво, каллиграфически правильно и без ошибок спишите с доски высказывание И.А. Крылова.
Быть сильным хорошо. Быть умным лучше вдвое.
Как вы понимаете данное высказывание?
Найдите и подчеркните в этих предложениях глаголы.
Сегодня на уроке мы повторим словарные слова с удвоенной буквой С, а какие, вы узнаете, решив кроссворд (на каждую парту раздать по одному кроссворду в печатном варианте).
- Обязательный помощник продавца.
- Широкая городская дорога, по которой гуляла знаменитая девочка Саша из скороговорки.
- Головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.
- Кого везет водитель автобуса?
- ___________ слона может достигать 1 тонны.
- «Люблю тебя, великий и могучий ________ язык!»
- Мой папа по ____________ пожарный.
- Я живу в самой большой стране мира — _____________.
- От дома до школы каждое утро я преодолеваю большое __________________.
Каллиграфически запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите орфограммы.
Как вы понимаете значение слова шоссе?
Составьте и запишите с данным словом предложение.
(проверяют домашнюю работу)
-Ум и слова помогают человека больше, чем грубая сила.
-Быть.
Источник
Как определить спряжение глагола в русском языке?
Определить спряжение глагола в русском языке можно по неопределенной форме, в которой суффикс обозначается буквами «а», «о», «у», «е», «и», «я», «ну» и находится перед окончанием -ть. Выясним, как можно определить первое и второе спряжение глагола с безударными личными окончаниями. Укажем глаголы-исключения, запомнить которые помогут стихи.
Что такое спряжение?
Спряжение является одним из постоянных признаков глагола. Чтобы правильно написать безударные личные окончания, необходимо определить спряжение глагола.
Глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения:
- гулять — я (что делаю?) гуляю, ты гуляешь, он гуляет;
- сказать — я (что сделаю?) скажу, ты скажешь, он скажет.
Спряжение — это изменение неопределенной формы глагола, которая является начальной, на формы первого, второго и третьего лица в единственном и множественном числе, например:
- 1 лицо я мурлы́ч у — мы мурлы́ч е м
- 2 лицо ты мурлы́ч е шь — вы мурлы́ч е те
- 3 лицо он мурлы́ч е т — они мурлы́ч у т
Изменим глагол «славить» по лицам и числам:
- 1 лицо я сла́вл ю — мы сла́в и м
- 2 лицо ты сла́в и шь — вы сла́в и те
- 3 лицо он сла́в и т — они сла́в я т .
Видеоурок «Что такое спряжение? Для чего нужно спряжение глаголов?»
Как определить глагол первого спряжения
У глагола «мурлыкать», как видим, личные окончания безударные, что доставит сложность в их написании. Но по неопределенной форме глагола, которая заканчивается на -а-ть, отнесем его к первому спряжению и напишем личные окончания:
- -у, -ю, -ешь (-ёшь),-ет (-ёт) — в формах единственного числа;
- -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут, -ют — в формах множественного числа.
К первому спряжению отнесем все глаголы, в составе которых перед окончанием -ть имеются суффиксы, обозначенные буквами а, о, у (ну), е, я, например:
- а-ть — плавать, бросать, думать, рисовать;
- о-ть — прополоть, смолоть, заколоть, пороть;
- у (ну) -ть — тонуть, сохнуть, перепрыгнуть, капнуть;
- е-ть — осмелеть, зачерстветь, опротиветь, выздороветь,
- я-ть — веять, залаять, маяться, учуять.
Число | Лицо | І спряжение | ІІ спряжение | ||
---|---|---|---|---|---|
Окончания | Примеры | Окончания | Примеры | ||
Ед. | 1 – я 2 – ты 3 – он, она, оно | -у, -ю -ешь -ет | хлопочу хлопочешь хлопочет | -у, -ю -ишь -ит | медлю медлишь медлит |
Мн. | 1 – мы 2 – вы 3 – они | -ем -ете -ут, -ют | хлопочем хлопочете хлопочут | -им -ите -ат, -ят | медлим медлите медлят |
В этот список добавим глагол-исключение «брить»
- 1 лицо я бре ю — мы бре е м
- 2 лицо ты бре е шь — вы бре е те
- 3 лицо он бре е т — они бре ю т .
и глагол «стелить»
- 1 лицо я стел ю — мы стел е м
- 2 лицо ты стел е шь — вы стел е те
- 3 лицо он стел е т — они стел ю т .
Как определить глагол второго спряжения
Чтобы определить глагол второго спряжения, поставим его в начальную форму и посмотрим, есть ли суффикс -и- перед окончанием -ть, например:
- строю — стро и ть
- сохраним — сохран и ть
- отправите — отправ и ть.
Все глаголы, заканчивающиеся на -и-ть, кроме «брить» и «стелить», отнесем ко второму спряжению.
Посмотрим личные окончания глагола второго спряжения «переносить»:
- 1 лицо: я перенош у — мы перенос и м
- 2 лицо: ты перенос и шь — вы перенос и те
- 3 лицо: он перенос и т — они перенос я т .
Сделаем вывод, что глаголы второго спряжения имеют личные окончания:
- -у, -ишь, -ит в формах единственного числа;
- -им, -ите, -ат/-ят в формах множественного числа.
Сюда же присоединим список глаголов-исключений, которые заканчиваются на -а-ть:
семь глаголов на -е-ть:
Для того чтобы быстро и легко их запомнить, придумали стихи.
Видеоурок «Как правильно определить спряжение глаголов? Как пишутся окончания глаголов?»
Разноспрягаемые глаголы
Ряд глаголов русского языка (чтить, бежать, хотеть и пр.) не относим ни к первому, ни ко второму спряжению. В их парадигме имеются окончания как первого, так и второго спряжения. Рассмотрим, как изменяется по лицам и числам глагол «бежать»:
- 1 лицо я бег у́ — мы беж и́м
- 2 лицо ты беж и́шь — вы беж и́те
- 3 лицо он беж и́т — они бе гу́т .
Все личные формы слова имеют окончания второго спряжения. Форма 3 лица множественного числа отличается ударным окончанием, как у глагола первого спряжения.
Такие глаголы называют разноспрягаемыми.
Упомянем также глаголы «есть» и «дать», которые сохранили древнюю парадигму спряжения.
- 1 лицо я е м — мы ед им
- 2 лицо ты е шь — вы ед ите
- 3 лицо он е ст — они ед ят
Вывод
Спряжение глагола можно определить по его личным окончаниям, если они ударные, например как у слова «гореть»:
- 1 лицо я гор ю́ — мы гор и́м
- 2 лицо ты гор и́шь — вы гор и́те
- 3 лицо он го ри́т — они гор я́т
Хотя неопределенная форма этого глагола заканчивается на -е-ть, все же он является глаголом второго спряжения в соответствии с его ударными личными окончаниями.
Если же личные окончания глагола безударные, то спряжение глагола выясним по неопределенной форме.
Для этого предпримем следующие шаги:
- поставим исследуемый глагол в неопределенную форму;
- выясним, какая гласная (суффикс) стоит перед окончанием -ть (выкро-и-ть, залат-а-ть);
- определим первое или второе спряжение.
Видеоурок «Спряжение глаголов в русском языке. Глаголы исключения 1 и 2 спряжения»
Источник
Памятка по определению спряжения глаголов
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением .
При спряжении изменяются окончания глаголов.
Глаголы I спряжения имеют окончания:
-у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).
Глаголы II спряжения имеют окончания:
-у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
Спряжение глаголов определяется двумя способами:
– по личному окончанию, если оно ударное :
петь – поёшь, поёт, поют (I спр.); сидеть – сидишь, сидим, сидят (II спр.);
лежать – лежишь, лежит (II спр.); греметь – гремишь, гремит (II спр.);
– если личное окончание безударное , то спряжение глагола определяется
по суффиксу неопределённой формы.
Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:
1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет — гулять);
2) определить, какая гласная стоит перед -ть.
Ко II спряжению относятся :
– глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить);
– 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;
– 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них.
Например: задышать, присмотреть, перегнать.
К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть.
По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя:
жить – живёшь, живут (I спр.); шуметь – шумишь, шумят (II спр.).
-у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).
Глаголы II спряжения имеют окончания:
-у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
Спряжение глаголов определяется двумя способами:
– по личному окончанию, если оно ударное :
петь – поёшь, поёт, поют (I спр.); сидеть – сидишь, сидим, сидят (II спр.);
лежать – лежишь, лежит (II спр.); греметь – гремишь, гремит (II спр.);
– если личное окончание безударное , то спряжение глагола определяется
по суффиксу неопределённой формы.
Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:
1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет — гулять);
2) определить, какая гласная стоит перед -ть.
Ко II спряжению относятся :
– глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить);
– 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;
– 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них.
Например: задышать, присмотреть, перегнать.
К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть.
По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя:
жить – живёшь, живут (I спр.); шуметь – шумишь, шумят (II спр.).
Источник