Способы определения спряжения глаголов конспект

Способы определения спряжения глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка формирует метапредметные УУД. Использованы приемы и методы технологии проблемного обучения, технологии деятельностного метода.

Скачать:

Вложение Размер
tehnologicheskaya_karta.docx 57.73 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа»

Предмет: русский язык 4 класс

Способы определения спряжения глагола

Подготовила: Искандарова Галина Михайловна

Место урока по теме (в разделе/главе) 14 урок из 30

Способы определения спряжения глагола

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Урок освоения новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Форма учебной деятельности: индивидуализированная работа

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Научить определять спряжение глагола с безударным личным окончанием.

-научить пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

— научить определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

— обеспечить познавательную мотивацию учащихся к обучению;

— создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету;

— формировать у учащихся коммуникативную компетенцию;

— учить проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

–учить определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

— оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

— учить оформлять свои мысли в устной форме;

— слушать и понимать речь других;

— договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

— учить ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы .

— технология проблемного обучения,

— технология деятельностного метода

— учебник Климанова Л.Ф. «Русский язык: 4 класс» ч. 2. Стр. 96 — 97. — М: Просвещение, 2014 г.;

-компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Спряжение глаголов»;

-алгоритм определения спряжения глаголов.

Оценивание / формы контроля

I. Мотивация к учебной деятельности– время (2 мин)

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге.

— договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

— самостоятельно организовывать свое рабочее место

2.Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной деятельности (5 мин)

Актуализирует изученный способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию на материале домашней работы.

Мотивирует учащихся к пробному учебному действию.

— Кто не справился с домашним заданием?

— Кому было тяжело определить спряжение глаголов?

— Значит, вы уже хорошо умеете определять спряжение глаголов?

— Выпишите из скороговорки повторяющиеся глаголы и определите их спряжение.

Завалили пол двора

Будут на зиму дрова.

Проговаривают способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию.

Доказывают правильность определения спряжения глаголов спать, звать.

Исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения домашнего задания.

Участвуют в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Фиксируют затруднение в выполнении пробного учебного действия.

— Мы не знаем как писать «пилят» или «пилют», «колят» или «колют», и поэтому не можем определить спряжение этих глаголов.

— осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания

— слушать и понимать речь других;

— формулировать и аргументировать свое мнение, позицию;

отвечать на вопросы учителя.

Самооценка умения применять ранее полученные знания.

Проводят прогностическую оценку задания на основе усвоенного способа действия:

Мне нужна помощь…

3 . Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности (3 мин.)

Организует постановку проблемного вопроса учащимися.

— Почему возникли трудности в написании окончаний глаголов?

-Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?

Соотносят свои действия с усвоенным способом определения спряжения глаголов и фиксируют причину затруднения.

Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге.

— У этих глаголов окончания безударные, и слышатся нечётко.

С помощью учителя делают вывод о невозможности использования изученного способа действия в новой ситуации.

— анализировать, сравнивать, делать выводы;

— формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

— оформлять свои мысли в устной форме.

— определять учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

— дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Самооценка умения определять и формулировать цель деятельности (урока), тему урока;

— планирование действий по решению проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) (3 мин)

Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока, обсуждение способов выхода из затруднения.

— Какая тема сегодняшнего урока?

-Кто может предложить способ выхода из создавшегося затруднения?

выдвигать предположения варианты формулировок цели.

— выдвигать предположения Регулятивные УУД:

— планировать свою учебную деятельность;

— определять способы выхода из затруднения.

Самооценка умения применять ранее полученные знания.

5.Реализация построенного проекта( 12 мин.)

Организовывает реализацию построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний.

— В учебнике на странице 109 прочитайте правило.

— Вы нашли ответ на наш вопрос?

-Как определить спряжение глаголов с без-ударными личными окончаниями?

Организует фиксацию найденного способа в речи и знаках.

— Почему до сегодняшнего дня вам легко удавалось определять спряжение глаголов?

— Что изменилось теперь?

— Какого важного этапа недостает в нашем алгоритме?

— Если окончание в глаголе безударное, то как надо действовать, чтобы определить его спряжение?

— Как вы думаете, подойдет ли данный способ для других глаголов с безударным окончанием?

Перечитывают правило и составляют алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием.

Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя правило из учебника стр. 96.

Преобразовывают информацию из текстовой формы в схематическую.

Проговаривают способ определения спряжения глагола с безударным личным окончанием.

Решают исходную задачу, данную для пробного действия на основе изученного способа действия

Ко́л?т- (что делать?) колоть – I спр. – ко́лют

Пи́л?т-(что делать?) пилить — II спр.-пи́лят

— извлекать необходимую информацию из текста

— находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций;

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.

— строить монологическую и диалогическую речь;

осуществлять работу в паре (группе);

— составлять план и последовательность действий для решения учебной задачи;

Оценка работы в паре

6.Первичное закрепление 9 мин

Организует усвоение детьми нового способа действия.

— Как вы думаете, чем теперь нам необходимо заняться на уроке?

Несколько глаголов из упр. 157 стр. 96 разбираются фронтально с классом, с целью дать образец проговаривания способа определения спряжения глагола, а затем учитель обсуждает необходимость поработать парами для обеспечения пооперационного контроля.

Выполняют упр. 157 стр. 96 парами поочередно проговаривая или контролируя выполнения каждой операции алгоритма. Работают в парах, исполняя распределенные роли.

Договариваются о распределении ролей: исполнитель-контролер в паре.

— использовать новую информацию для решения учебных заданий;

— осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

преобразовывать информацию в схему, алгоритм, т.е. анализировать, систематизировать;

— осуществлять работу в паре (в группе);

— вести диалог, высказывать свое суждение, выслушивать мнение партнера в рамках диалога;

действовать по алгоритму;

результаты выполнения заданий сопоставляются с предложенным учителем образцом;

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (6 мин )

Организует дифференцированную самостоятельную работу с последующей проверкой работы по эталону.

А) Найди лишнее слово: смотр…т, дыш…т, та…т, кле…т;

ла…т, се…т, чита…т, смотр…т

Б*) Вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.

Концерт буд…т сегодня вечером.

Каждый день будильник буд…т нас.

Организует рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?

— Кто допустил ошибки в работе?

-Кто не смог справиться с задание?

-В чем была трудность?

Выбирают задание для самостоятельной работы.

Самостоятельно выполняют задание, используя новый способ действия по определению спряжения глаголов.

Проверяют свою работу по эталону.

Обсуждают результаты самостоятельной работы, объясняют причины возникновения ошибок

— использовать схемы (алгоритм ил правила) для решения задач;

— слушать и слышать других, корректировать свою точку зрения;

— слушать и понимать других; Регулятивные УУД:

решать задание/я и сравнивать результат с эталоном

— обнаруживать отклонения и отличия от эталона;

— внос необходимые коррективы в действие после его завершения;

Индивидуальная работа по карточкам.

Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению – время (3 мин)

Обсуждает с учащимися домашнее задание:

1) упр. 88 стр. 57

2)* Подумайте, как правильно: ед ем или ед им ? Докажите свою точку зрения

Записывют домашнее задание.

— систематизировать, обобщать изученное, соединять части в целое.

— слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы;

— адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

— адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

— адекватно воспринимать оценку;

оценка/самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений;

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).- 4 мин.

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

-Чему должны были научиться на уроке?

— Как решали эту задачу?

— Достигли ли цели урока?

— В чем были затруднения?

-Над чем еще предстоит работать?

Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке.

Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием

4) Я могу определить спряжение глаголов по неопределённой форме.

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

— строить монологическое высказывание;

— оформлять свои мысли в устной форме

— соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

— соотносить цели и результаты собственной деятельности;

оценивать результаты своей деятельности

Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глаголы – исключения. Выбор способа определения спряжения глагола

Знакомство с глаголами-исключениями, овладение разными способами определения спряжения глагола.

Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глаголов.

Урок по русскому языку 4 класс «Школа 2100».

Способы определения спряжения глагола

Содержит памятку по определению спряжения глагола.

Конспект урока «Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола» 4 класс УМК «Гармония»

laquo;Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола&raquo.

Конспект урока по русскому языку (4 класс). Тема: Способы определения спряжения глагола. УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: развитие умений в определении спряжения глаголов по не­определённой форме; правильной постановки вопроса к глаголам; напи­сание безударных личных окончаний глаголов.

Определение спряжения глаголов. Правописание букв –е и –и в безударных личных окончаниях глаголов.

для дистанционного обучения.

Конспект урока по русскому языку на тему: «Способы определения спряжения глаголов»

Конспект урока по русскому языку на тему: «Способы определения спряжения глаголов&raquo.

Источник

Конспект урока по русскому языку по теме «Определение спряжения глаголов».

Благовещенская средняя школа № 1

План- конспект урока русского языка

Тема урока: « Определение спряжения глаголов».

Учитель: Мысова Ю.Н.

План- конспект урока русского языка 4 «Б» класс

Тема урока: «Определение спряжения глаголов».

Цели: 1.Закрепление и обобщение знаний о глаголе как части речи; определении спряжения глаголов; учить правильно употреблять глаголы в речи;

2. Развивать орфографическую зоркость, речь детей, расширить и обогатить словарный запас; работать над каллиграфией. Развивать умение использовать в речи различные глагольные формы;

3. Воспитывать культуру умственного труда, содействовать воспитанию самостоятельности.

Оборудование: интерактивная доска.

Тип урока: урок-путешествие

Вид урока: урок обобщения знаний.

Методы: наглядный, практический, самостоятельной и коллективной работы

1. Психологический настрой.

— Добрый день! А день сегодня, действительно добрый. Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи.

Сегодня у нас необычный урок,

На нём подведем мы работы итог.

Мы отправимся в путешествие. Путешествуя, люди делали великие открытия: Христофор Колумб открыл Америку, Миклухо Маклай впервые поведал миру о чудесной стране Индии. Путешествуя в дальние страны, человек всегда узнает много нового. Но не менее увлекательно путешествие в страну знаний. И сегодня мы отправимся в страну Глаголию. Свои наблюдения мы будем записывать в тетрадь.

На доске пословица. Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Определите цель урока: «Повторение мать ученья». (показ слайда).

(цель: повторить и обобщить знания о глаголе)

— Итак, чтобы попасть в страну Глаголию нужно перебраться через реку.

Для этого построим мост

2. Каллиграфическая минутка.

Запишите число, «Классная работа».

— А из чего состоит наш мост? (из личных окончаний глаголов)

— А что это за окончания? (это окончания первого и второго спряжения).

— Может кто ни будь догадался о чем мы будем говорить на уроке.

— Верно, сегодня на уроке мы повторим как определить спряжение у глагола.

-Тема нашего урока «Определение спряжения глаголов». (показ слайда).

— Перейти этот мост поможет игра «Замени одним словом». Слова записывать в тетрадь через запятую.

— Периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей жизни. (Газета).

— Человек, отличающийся своей храбростью, доблестью, совершивший подвиг. (Герой).

— Поддаваться действию огня, уничтожаться огнем. (Гореть.)

— Видимая граница неба и земной поверхности. (Горизонт).

— Крупный населенный пункт. (Город).

— Что общего? На какие группы можно разделить слова? Назвать лишнее слово. Доказать.(Гореть – это глагол. Отвечает на вопрос что делать?)

-Какие глаголы отвечают на этот вопрос? (глаголы Н.ф.).

— Как еще называется эта форма? (инфинитив).

3. Проверка ЗУН учащихся

Мы попали в долину знаний.

— Что вы знаете о глаголе? (Дети называют изученные правила).

Глагол – часть речи.

— Наше путешествие продолжается. И вот мы попадаем на остров Неопределенностей.

4. «ОСТРОВ НЕОРДЕДЕЛЁННОСТЕЙ». (на доске)

— Здесь живут глаголы, которые носят маски, их лиц не видно. У них нет часов, они не знают времени, чисел.

— Как называются эти глаголы? (Н.ф).

Задание: Нужно дописать по одному глаголу. (На доске человек вокруг него глаголы). Думать –мыслить; видеть – наблюдать; слышать – шуметь, говорить- молчать, держать – писать, ходить – двигаться, бегать – прыгать, трудиться – мастерить. (Записать в тетрадь).

-Как определить спряжение глаголов по суффиксам в неопределенной форме? (и –II спр., не и I спр.).

— Шли шли мы по этому острову и попали на «Поляну отдыха».

Раз – поднялись, подтянулись,

Два – согнулись, разогнулись,

Три — в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть за парту тихо сесть.

— Назовите глагол I спряжения. (помахать).

— Как вы определили? (по суффиксу ать).

6. «КОРОЛЕВСТВО СПРЯЖЕНИЙ».

После отдыха мы пришли в Королевство Спряжений. У ворот этого королевства росли два дерева. И вдруг начался сильный ветер. Он сорвал с этих деревьев листья и разбросал по поляне.

Задание: Угадай с какого дерева какие листья упали.

Первое дерево – первое спряжение. Обещает, рисует, пишет, прыгает, читать, мыть,

Второе дерево – второе спряжение. Точит, дышит, лечит, говоришь, молчишь, читать, слышать.

— Почему глагол брить на ить относится к I спряжению и глагол слышать на ать ко II спряжению.

(Это глаголы исключения, их правописание нужно запомнить).

— Молодцы, справились с заданием.

— Ну король этого королевства придумал ещё одно задание.

(На доске пословицы).

— Первый ряд выписывает пословицы с глаголами 1спряжения.

— А второй ряд с глаголами 2 спряжения.

Испокон века книга раст…т человека.

Книга в счастье украш…т, а в несчастье утеша…т.

Кто много чита…т, тот много зна…т.

Чужим умом долго не прожи…шь.

— Объясните смысл пословиц. (Ответы детей).

7 «СТАНЦИЯ МУДРЕЦОВ».

Незаметно мы подошли к станции Мудрецов.

Работа по учебнику.

Стр 156. Прочитать правило.

Назвать три способа определения спряжения глагола: (Ответы детей).

Упражнение 534. (самостоятельно). (взаимопроверка).

-Назвать лишние глаголы? (Слушаю, стоит, верите).

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ (Два сильных ученика).

— Следующее задание (На доске рисунки с действиями глаголов).

— Подписать снизу ручкой.

1-й уровень. Составить с этими глаголами предложения.

2-й уровень . Определить спряжение и разобрать по составу.

3-йуровень. Разобрать по членам предложения.

Чему научились на уроке? (Определять спряжения глаголов).

А как нужно определять спряжения глаголов?

9. Оценки за урок.

10. Домашнее задание.

Стр. 156 правило. С 157 упр. 537.

Вот звенит уже звонок.

Всем спасибо за урок!

В классе 11 учащихся. Дети активны, подвижны. Класс средних способностей. Нет таких учащихся которые, бы занимались на «5». На «4» успевают: Маловичко Аня, Бежик Элла, Калугин Паша, Кекух Ангелина.

Совсем слабые учащиеся это: Толебаев Ринат, Бежик Кристина, Куземский Толя, этому ученику нужен индивидуальный подход.

Тема урока: «Определение спряжения глаголов». Входит в раздел: «Глагол». На спряжение глаголов отводится шесть уроков. До этого урока учащиеся познакомились с понятием спряжения, с глаголами первого и второго спряжения, с глаголами – исключения.

На определение спряжения глагола даётся два часа. Сегодняшний урок и последующий.

Цель моего урока заключала следующее: Закрепить и обобщить знания о глаголе, как о части речи, определение спряжения глаголов.

Для реализации этой цели следует решить задачи: правильно употреблять глагольные формы в речи. Умение различать глаголы первого и второго спряжения.

— развивать орфографическую зоркость, речь детей, расширит и обогатить словарный запас, работать над каллиграфией.

— воспитывать культуру умственного труда, содействовать воспитанию самостоятельности.

Урок построен в соответствии с программными требованиями.

В основу проведения данного урока положены методы: наглядный, практический, самостоятельной и коллективной работы.

Выбранная мною форма проведения урока – урок путешествие.

Эту форму работы я взяла потому, что она повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.

Путешествие началось с каллиграфической минутки. Здесь учащиеся отрабатывали навыки письма: правильность написания буквы «Т», и элементы соединения с буквой м и л. Повторили личные окончания глаголов первого и второго спряжения.

Ежеурочно провожу работу по закреплению правописания словарных слов. Взяла пять слов среди них глагол гореть, Что способствовало выделить из группы слов именно глагол.

Следующая остановка, я определила ее как станцию «Долина знаний».

Здесь был использован устный опрос, при помощи интерактивной доски. На доске высвечивались вопросы, что позволяет организовать внимание детей и сэкономить время.

Путешествуя, дальше мы останавливаемся на «Острове Неопределенностей».

Здесь мы провели такую работу: работали над использованием глаголов с близким и противоположным значением, то есть над антонимами и синонимами, и определению спряжения по суффиксам в неопределенной форме.

Главной станцией в нашем путешествии была станция: «Королевство Спряжений». Учащиеся выбирали из группы глаголов, глаголы первого и второго спряжения. Что способствовало закреплению знаний о спряжении, и повторению глаголов исключения, определению личных окончаний первого и второго спряжения. Этот вид работы способствовал развитию интереса и закреплению знаний.

Работа над пословицами способствовала развитию и обогащению словарного запаса и закреплению умения определять спряжение глагола.

Следующей станцией была станция «Станция Мудрецов».

На этом этапе урока учащиеся работали над изучением правила, а работа над упражнением способствовала закреплению данного правила.

В заключение привлекла их внимание к работе с помощью интерактивной доски, подбирали глаголы, определяли спряжение.

Я считаю, урок своей цели достиг. Такие формы работы очень удачны, видны не только знания учащихся, Нои, учащиеся с интересом используют свои знания.

Использование на уроках интерактивной доски вызывает большой интерес у учащихся, активизирует их внимание, работу на уроке. И помогает привитию интереса к учебной деятельности, повышает результативность урока.

Источник

Читайте также:  Варежки спицами индийским способом
Оцените статью
Разные способы