Способы определения состояния человека

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Как измерить здоровье — RSS

Как измерить здоровье

Как измерить здоровье

Не забывайте контролировать самые важные показатели состояния вашего организма

Высота артериального давления, уровень холестерина и глюкозы в крови, вес и даже продолжительность сна – показатели, зависящие от питания и позволяющие «измерить» ваше здоровье. Рассмотрим, какие данные свидетельствуют о нарушениях в организме и что нужно предпринять, чтобы исправить ситуацию.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), нормальное артериальное давление у взрослых людей определяется на уровне 120 мм ртутного столба в момент сокращения сердца (систолическое) и на уровне 80 мм в момент его расслабления (диастолическое). Уже при значениях 140/90 давление считается высоким. Американская кардиологическая ассоциация предлагает следующую классификацию: нормальное давление (ниже 120/80), повышенное давление (120-129/ниже 80), высокое давление первой стадии (130-139/80-89), высокое давление второй стадии (140/90), гипертонический криз (выше 180/и (или) свыше 120).

Гипертония, или повышенное артериальное давление, может протекать при отсутствии симптомов. При ее обнаружении необходима консультация врача. Потеря каждых 5 кг лишнего веса может способствовать снижению систолического артериального давления на 2-10 пунктов.

Читайте также:  Медиация способы урегулирования конфликтов

Для нормализации давления иногда достаточно изменить образ жизни, регулярно соблюдать принципы здорового питания, употреблять не более 5 г соли в день, ежедневно съедать 4–5 порций овощей и зелени; снижать потребление насыщенных жиров, минимизировать алкоголь в рационе, прекратить употреблять табак, иметь регулярную физическую активностью, снизить вес. Здоровый образ жизни повышает и эффективность медикаментозного лечения гипертонии.

Холестерин – жизненно важный «строительный» материал, придающий упругость и прочность клеточным мембранам. Переизбыток «плохого» холестерина опасен для здоровья. При низком или высоком уровнях холестерина нужно обратиться к врачу, откорректировать рацион питания, соблюдать медицинские рекомендации, проверять уровень холестерина не реже двух раз в год.

Нормальные показатели холестерина:

Общий холестерин – 5 ммоль/л;

Холестерин ЛПНП («плохой» холестерин) – менее 3,0 ммоль/л;

Холестерин ЛПВП («хороший» холестерин) – более 1,2 ммоль/л для женщин и более 1,0 ммоль/л для мужчин;

Триглицериды – менее 1,7 ммоль/л.

Высокий уровень холестерина – от 5 до 6,4 ммоль/л и более.

Рисковый уровень холестерина – 6,4 ммоль/л и более.

Общий холестерин – менее 5-4,5 ммоль/л;

Холестерин ЛПНП – менее 2,5 – 1,8 ммоль/л.

Уровень глюкозы или «сахара» в крови — индикатор состояний преддиабета и диабета. Уровни «сахара» в крови могут иметь индивидуальную интерпретацию. Если данные отклоняются от нормы, пройдите углублённое обследование.

Рекомендуемые уровни глюкозы в крови натощак для здорового человека (не имеющего диабета):

1. младенцы до месяца – 2,8-4,4 ммоль/л;

2. дети 1 месяц – 14 лет – 3,3-5,6 ммоль/л;

3. взрослые – 4,0-5,9 ммоль/л;

4. пожилые, женщины в период беременности – 4,6-6,7 ммоль/л.

Для поддержания здоровья взрослому человеку необходимо 7–9 часов регулярного непрерывного ночного сна. Хронический недосып – одна из причин ухудшения обмена веществ, набора лишнего веса, снижения физических показателей, усталости, развития диабета, гипертонии, болезней сердца, депрессии.

1. Рекомендуемая продолжительность сна

2. дети до года – 14–17 часов (для новорожденных 0-3 месяцев) или 12 – 16 3. часов (для младенцев 4-11 месяцев);

4. дети 1-2 лет – 11-14 часов с постоянным временем отбоя и подъёма;

5. дети 3-4 лет – 10-13 часов с постоянным временем отбоя и подъёма;

6. дети и подростки 5-17 лет – 9-11 часов для детей 5–13 лет, 8-10 часов

7. для подростков 14–17 лет с постоянным временем отбоя и подъёма;

8. взрослые 18-64 лет – 7-9 часов;

9. взрослые 65 лет и старше – 7-8 часов.

Негативные последствия недосыпа могут проявляться эмоционально и физически. Однако отчасти их может компенсировать здоровое питание. Плотно поесть можно за 2–3 часа до сна, питаться нужно сбалансированно и регулярно, не петь бодрящие напитки – крепкий чай или кофе, и алкоголь во второй половине дня. К другим способам нормализации сна относится достаточная затемненность помещения и температура воздуха (в среднем — 20 °c), отказ от использования мобильного телефона и других гаджетов минимум за час до сна, временной режим сна, прием теплой ванны или душа, массаж, спокойная музыка, дыхательные практики.

Физическая активность – важная составляющая хорошего самочувствия. Недостаток физической активности – один из факторов риска развития таких заболеваний, как инсульт, диабет. Минимальное время физической активности для поддержания здоровья сердца и нормального веса взрослого человека – 30 минут в день. Для детей и подростков это время составляет 60 минут в день.

Для поддержания и определения здоровья человека специалисты разработали Индекс массы тела (ИМТ). Это величина соответствия веса и роста взрослого человека (18 лет и старше). ИМТ рассчитывается по формуле: I = m/h2, I = m h 2 <\displaystyle I=<\frac >>> где m — масса тела (кг); h — рост (м). Чем выше ИМТ – тем выше риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии, остеоартрита, диабета, некоторых видов рака, преждевременной смерти. Таким образом ИМТ помогает точнее оценить риски для здоровья, связанные с весом человека.

В соответствии с рекомендациями ВОЗ показатели ИМТ делятся на группы:

Источник

Психологическое состояние человека. Лечение

В настоящий момент понятие относится к общеметодологическим категориям. Оно в настоящий момент востребовано во многих областях человеческой деятельности. В том числе учитывать психологическое состояние на профессиональном уровне требуется при подготовке представителей многих специальностей. В том числе космонавтов, спортсменов, сотрудников силовых ведомств, специалистов в области трудовой и педагогической деятельности. Оно лежит в основе формирования общечеловеческих норм и правил поведения. Эта категория плотно изучается с середины ХХ века. Первоначальной причиной его изучения стало формирования учета при формировании норм трудовой деятельности. Под этим понятием в настоящий момент определяется своеобразие конкретной деятельности конкретного индивида

Виды психологических состояний

В настоящий момент выделяются следующие виды психологических состояний:

  • Определяемые по источнику формирования как личностные и ситуативные.
  • Выделенные в отдельный вид по уровню выраженности как поверхностные и глубокие.
  • Могут отличаться по длительности, в такой ситуации выделяются кратковременные, длительные, средней продолжительности.
  • Отличающиеся по степени осознанности как неосознанные и осознанные.
  • Характеризуемые по эмоциональному признаку, как нейтральные, положительные и отрицательные.
  • Выделенные по степени влияния угнетающие (астенические), активизирующие (стенические), отрицательные и положительные.
  • Разделяемые по уровню проявления психологические, физиологические и психофизиологические.

Если максимально упростить все указанные виды то все психологические состояния подразделяются на три ведущих группы: положительные, отрицательные и специфические.

  • В перечень положительных входит любовь, доброта, интерес к учебе, счастье и другие позитивные факторы. Они характеризуются повышенным уровнем социальной активности, положительным настроением, высокой степенью работоспособности.
  • К отрицательным относится злость, зависть, страх, гнев и другие проявления состояний, полностью противостоящие положительным видам, соответственно они приводят к снижению уровня работоспособности, позитивного восприятия жизни.
  • В перечень специфических состояний входит бодрствование, сон, состояние измененного сознания и аналогичные состояния.

В большинстве случаев свое состояние человек способен определить самостоятельно и оценить причину его возникновения. Нарушение самоопределения показывает наличие психологических нарушений. В настоящий момент психологические состояния только начинают плотно изучаться как отдельное направление. Многие критерии пока четко не идентифицированы.

Диагностика психологических состояний

В настоящий момент в специализированной практике выделяется три основных метода диагностического определения психологических состояний:

  • Субъективно-оценочный, базирующиеся на изучении сопутствующие оснований, характерных для психологических состояний. Определяются пациентом самостоятельно. Учитывается то, что наблюдаемый способен описать. Как правило, используются специализированные шкалы-графики. В том числе «Шкала-график эмоционального состояния», САН, АСС, «Рельеф психологического состояния».
  • Изучение неосознаваемых психологических состояний, проводимое на основании данных специально разработанных опросников. Пациент самостоятельно оценивает, насколько каждый приведенный в опроснике принцип соответствует его самовосприятию. Используются, например, «Шкала реактивной и личностной оценки тревожности», разработанная Ч.Д. Спилбергом и Ю.Д. Ханиным.
  • Исследование экспрессивного (поведенческого) компонента.

При проведении исследований учитываются данные Релаксационно-активационного теста (РАТ). Учитываются параметры вегетативных функций, такие, как частота сердцебиения, дыхания, энцефалограмма мозга, КГР, ЭКГ и другие исследования.

Физиологические исследования позволяют объективно описывать непосредственные сдвиги в психоэмоциональном состоянии пациента. Часто именно такой вариант исследований признается специалистами как наиболее надежный и показательный. При исследовании проводится анализ действий нескольких людей, поставленных в аналогичные условия.

Проведение достоверных тестов рекомендовано только после достижения взрослого возраста. Показатели в детском и подростковом периоде высокой показательностью не отличаются.

Оценка психологического состояния

В настоящий момент оценка психического состояния проводится с помощью предоставлению пациенту возможности пройти определенные тесты. В них рассматриваются показатели состояния здоровья человека. Предлагается оценить уровень сердечной деятельности, наличие болей, например, головных или в желудке. Пациенту нужно оценить со своей точки зрения состояние и цвет кожных покровов, терморегуляции организма.

После обработки полученных результатов врач обязательно проводит с каждым пациентом индивидуальную беседу. В её ходе в равной мере учитываются как непосредственно ответы, которые дает человек, проходящий исследование, так и личные наблюдения специалиста. Медик оценивает поведение собеседника, уровень его уверенности в себе, готовности идти на контакт со специалистом.

Сопоставление полученных результатов позволяют дать максимально объективную оценку. Также у специалиста появляются данные о подтверждении или опровержении нарушений психологического состояния и вообще психологического здоровья. Проведение исследования необходимо с целью максимально полного понимания психической деятельности человека.

Проблемы психологических состояний

Проблем психологических состояний в настоящий момент только начинают плотно изучаться. Возникновение нарушений часто бывает связано с внешними симптомами. Но они способны становиться основанием дискомфорта и возникновения ощущения психологического неблагополучия.

Возникновение проблем психических состояний приводит к резкому снижению качества жизни. Пациенты ощущают общую неудовлетворенность. Психологические проблемы способны становиться основанием формирования психосоматических заболеваний. На уровне общей неудовлетворенности жизнью пациенты часто чувствуют бессимптомные головные боли или боли в ЖКТ. Часто возникает бессонница. Психосоматические состояния способны проявляться в виде головокружений и обмороков, приводить к нарушениям в питании. Самым частым нарушением становится снижение уровня работоспособности и готовности к социальной адаптации в коллективе.

Психологические состояния личности

В настоящий момент выделяется несколько основных видов психологических состояний личности. До середины ХХ века этот фактор не оценивался и не был четко определен для формирования психосоматического портрета отдельного человека. Хотя именно эти показатели часто готовы стать определяющими в определении многих ведущих факторов формирования комфортного повседневного образа жизни человека, его готовности заниматься различными видами деятельности.

Морально психологическое состояние

Определяется на основании сопоставления взаимодействия окружающей действительности с душевными переживаниями, генерируемыми на уровне психики индивида. Важным фактором, который требуется учитывать при формировании психологического портрета, в такой ситуации становится соответствие внутренних переживаний и состояния окружения.

Большая роль уделяется включению в рассматриваемые характеристики психотипа индивида, его личностных особенностей. Часто большую роль в адекватной оценке морально психологического состояния становится готовность учитывать природные склад характера. Оценка происходящего сангвиником всегда будет отличаться от взгляда на аналогичную ситуацию холерика.

Психологические состояния человека

При анализе рассматривается структурная организация всех психических компонентов конкретного человека. Она определяется с учетом позиций личностных и ориентационных установок. Такой анализ помогает сопоставлять личное состояние состоянию среды, способной удовлетворять личные потребности, субъективные реальности в отношении конкретных потребностей. Главную роль в такой ситуации имеют персональные установки и убеждения. Анализируется, с использованием каких компонентов человек приходит к оптимальному уровню удовлетворению потребностей и способна ли окружающая его среда предоставить возможность формирования необходимых показателей.

Психологическое состояние ребенка

До позднего подросткового возраста объективно оценивать психологическое состояние ребенка достаточно сложно. Неокончательно сформированная психика склонна к резким перепадам настроения и восприятия окружающей действительности.

При этом проведение анализа психологического состояния несовершеннолетнего становится адекватным способом оценки психологического состояния его окружения. Психологическое состояние ребенка страдает и это хорошо заметно специалисту в случае нарушения контакта с взрослыми родственниками, сверстниками. Негативные тенденции способны приводить к существенным когнитивным нарушениям. Снижается готовность восприятия знаний, ухудшается самочувствие, падает самооценка. Все эти показатели способны негативно отразиться взрослой жизни.

Социально психологическое состояние

Социально психологическое состояние способно оказывать значительное влияние на положительное или отрицательное восприятие жизни в целом. В этой ситуации специалисты рассматривают все отношения, в которые в разной мере вступает индивид, то, насколько он в них себя уверенно чувствует. Способно ли окружение формировать поддержку действий индивида или оно становится провокатором формирования нарушений.

Отрицательное социально психологическое состояние способно стать основанием формирования психосоматических нарушений.

Уровни психологического состояния

При анализе психологического состояния индивида учитываются различные уровни психологического состояния. В настоящий момент специалисты выделяют несколько параметров, ложащихся в основу этой характеристики:

  • Социально-психологический, при определении которого учитываются показатели личности, деятельности, межличностных отношений.
  • Психологический, от которого непосредственно зависит формирование психологических функций и изменение настроения.
  • Психофизиологический, от которого зависят вегетативные реакции организма, возможные изменения, происходящие в сенсорике и психомоторике.
  • Физиологический, показывающий нейрофизиологические характеристики, сдвиги физиологических функций, морфологические и биохимические изменения в организме.

При изучении влияния уровней психологического состояния базовой характеристикой берется состояние индивида в хорошем настроении, в момент, когда он полностью удовлетворен исполнением своих физиологических и моральных потребностей. При рассмотрении ситуации в каждом конкретном случае требуется обязательно учитывать параметры «изменчивость-постоянство» и «долговременность-ситуативность». Такой анализ позволяет определять уровни и параметры психологического состояния при сопоставлении устойчивых черт личности и характера и психических процессов. Оценивается готовность кратковременного параметра переходить в стадию стабильного показателя.

В случае выявления долговременного нарушения уровней на любом этапе может быть рекомендовано обращение к психотерапевту для корректировки восприятия окружающей действительности и выявления возможного наличия психологических заболеваний.

Факторы психологических состояний

Ведущим фактором психологического состояния человека в первую очередь становится состояние его здоровья. Параметры определяются при учете уровня стрессогенной среды на повседневную жизнедеятельность.

Кроме здоровья к таким факторам относится удовлетворение личной жизнью, межличностными отношениями, финансовым положением и иными моментами, показывающими степень удовлетворенности окружающей действительностью.

Сочетание нескольких отрицательных факторов или длительное негативное влияние одного из них приводит к ухудшению психологического состояния. В случае, когда такое восприятие происходящего длится продолжительный период или является избыточно волнующим, рекомендуется обращение к специалисту.

В ходе индивидуальных или групповых сеансов психотерапии, психотренингов психологи и, при необходимости, психиатры, формируют готовность к преодолению уровня влияния неблагоприятных состояний, оказывают помощь в активации необходимых волевых качеств, позволяющих преодолевать сложные периоды и устранять проблемы с минимальными психологическими нарушениями состояния. Формируется:

  • фокус контроля;
  • адекватная высокая самооценка;
  • психологическая активность;
  • доминирование позитивных эмоций без ажитации.

Люди, отличающиеся высокой силой нервной системы, легче переносят неизбежные жизненные трудности, чем лица со слабой волей.

Характеристика психологического состояния

Используется для оценки психической деятельности конкретного индивида. Она обычно рассматривается за определенный период времени. Предпочтение отдается длительной продолжительности проводимого исследования, занимающего минимум несколько дней.

На результаты краткосрочного анализа слишком значительное влияние способны оказывать временные факторы. Включая мелкие неприятности, просто плохое самочувствие, неуверенность от выполнения нового направления деятельности. Пролонгированное наблюдение позволяет оценивать склонность индивида к радости или грусти, апатии и активности. В этой ситуации проще учитывать обязательное сочетание индивидуальных особенностей человека и факторов среды, которая его окружает. Точное определение возможно только при адекватном сопоставлении указанных факторов.

После тщательного анализа определяют довлеющие характеристики психологического состояния. Учитываются изменения, захватывающие психологические, эмоциональные и физические параметры. Длительный период проведения наблюдений позволяет определить основные характеристики, свойственные конкретному индивиду. Например, преобладание склонности к доминированию и интенсивности положительных и отрицательных эмоций, печали или радости.

За счет этого может быть сформирован психотип конкретного персонажа. Это может использоваться при наличии или подозрении на присутствии определенных психологических заболеваний в разработке курса терапии. Также психотип может учитываться при определении соответствия к той или мной профессиональной деятельности, соответствия характера требованиям, предъявляемым к занимаемой должности. Это особенно важно ля военнослужащих, педагогов, медиков, сотрудников социальных служб.

Эмоционально психологическое состояние

При учете этого фактора учитывается сочетание эмоционального и психологического состояния индивида. В число наиболее распространенных эмоций входит:

  • настроение;
  • аффекты;
  • стрессовые ситуации;
  • страсть;
  • фрустрация.

Одним из ведущих показателей в этом перечне является настроение. Именно оно способно меняться достаточно часто и оказывать большое влияние на краткосрочное психологическое состояние. Этот показатель индивидуален для каждого человека. Есть люди, почти постоянно пребывающие в хорошем настроении, те, кто склонен к преобладанию плохого.

Это определяется видом темперамента. В зависимости от этого показателя люди подразделяются на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Наиболее часто в позитивном настроении находятся, как показали исследования, сангвиники. Флегматики являются холодными и мало эмоциональными людьми, которые способны контролировать ситуацию за счет умения сдерживать свои эмоции, что называется «держать себя в руках». Максиму отрицательных эмоций испытывает меланхолик. Холерики подвержены частым перепадам эмоционального состояния.

Из перечисленных видов настроения наиболее опасной для возникновения патологических состояний в психоэмоциональной сфере относится фрустрация. Она возникает в период череды неуспехов, приводит к потере уверенности в себе, апатии. Для вывода их этого состояния часто может потребоваться помощь психотерапевта, готового настроить пациента на волну успеха.

К длительным состояниям, часто требующим вмешательства специалиста, становится стресс. Это состояние часто становится основанием формирования психосоматических диагнозов, в некоторых патологических ситуациях длительный стресс может привести к формированию аффективных нарушений, других психологических болезней.

На психоэмоциональном состоянии, хотя и, как правило, краткосрочно, сказываются такие эмоции, как страсть и аффект.

При оценке психо-эмоционального состояния обязательно учитываются испытываемые индивидом чувства. Они могут быть нравственными, интеллектуальными, моральными, эстетическим и познавательными. Каждое чувство является кратковременным, но склонность к переживанию определенных чувств формирует личность.

Только сочетание чувств и эмоций, преобладание определенных показателей этих характеристик, формируют каждого человека как отдельный уникальный индивид, которому свойственно определенное психологическое состояние, которое определяет поведение и реакции в различных ситуациях. Эти факторы формируют духовную жизнь, без которой каждой из нас не являлся бы личностью.

Источник

Оцените статью
Разные способы