Способы определения результатов голосования
Статья 70. Порядок определения результатов выборов, референдума
1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов, референдума подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
а) утратил силу. — Федеральный закон от 05.12.2006 N 225-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
б) в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
(пп. «б» в ред. Федерального закона от 12.07.2006 N 107-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;
г) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
е) а также в случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 1 статьи 71 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 02.05.2012 N 40-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) на выборах в органы местного самоуправления в одномандатном или едином избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
(пп. «ж» введен Федеральным законом от 04.06.2014 N 146-ФЗ)
Законом не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися.
2.1. Число избирателей, участников референдума, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. Число участников референдума, принявших участие в референдуме, определяется по числу подписей участников референдума в списке участников референдума, проголосовавших в помещении для голосования в день голосования, и по числу отметок в списке участников референдума о том, что участник референдума проголосовал вне помещения для голосования либо досрочно.
(п. 2.1 в ред. Федерального закона от 05.12.2006 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Утратил силу. — Федеральный закон от 05.12.2006 N 225-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Закон, за исключением случаев, указанных в пункте 5 настоящей статьи и пункте 1 статьи 71 настоящего Федерального закона, не может содержать нормы, допускающие возможность признания неизбранным кандидата, получившего наибольшее число голосов избирателей, в случае, если выборы признаны состоявшимися и действительными.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 146-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.1. Каждому списку кандидатов, допущенному в соответствии с законом к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 22.04.2010 N 63-ФЗ)
5. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по многомандатным избирательным округам, в которых избиратель имеет меньшее число голосов, чем число мандатов в избирательном округе, кандидат считается неизбранным, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем расчетное для этого избирательного округа число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Указанное расчетное число голосов избирателей определяется как частное от деления общего числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, на частное от деления числа мандатов в многомандатном избирательном округе на число голосов, которое имеет избиратель в этом избирательном округе. Если после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещенными, по незамещенным мандатам назначаются повторные выборы.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 146-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 25.07.2011 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. В случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо выборным должностным лицом, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным.
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 25.07.2011 N 263-ФЗ)
6.2. В случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом в составе списка кандидатов, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, его депутатский мандат передается другому зарегистрированному кандидату в порядке, предусмотренном законом.
(п. 6.2 введен Федеральным законом от 25.07.2011 N 263-ФЗ)
7. Законом может быть предусмотрено, что, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью или частично возместить соответствующей избирательной комиссии произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов. Соответствующий закон должен также содержать перечень обстоятельств, при которых указанное возмещение не производится.
8. Референдум признается соответствующей комиссией референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума. Соответствующая комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Законом субъекта Российской Федерации не могут устанавливаться дополнительные основания признания референдума несостоявшимся.
9. Соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными:
а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума;
в) по решению суда.
10. Документация комиссий всех уровней, включая подписные листы с подписями избирателей, участников референдума, бюллетени, открепительные удостоверения и списки избирателей, участников референдума, подлежит хранению в течение сроков, установленных законом. При этом устанавливаемые сроки хранения подписных листов с подписями избирателей, участников референдума, бюллетеней, открепительных удостоверений и списков избирателей, участников референдума не могут быть менее одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдума. Срок хранения открепительных удостоверений не может быть менее срока хранения списков избирателей, участников референдума. Устанавливаемые сроки хранения протоколов об итогах голосования и сводных таблиц избирательных комиссий об итогах голосования не могут быть менее одного года со дня объявления даты следующих выборов того же уровня, а комиссий референдума — менее пяти лет со дня опубликования итогов голосования. В случае рассмотрения в суде жалобы на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, сроки хранения соответствующей избирательной документации, документации референдума продлеваются до вступления в законную силу решения суда (прекращения дела в соответствии с законом). Ответственность за сохранность избирательной документации, документации референдума возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив.
(в ред. Федерального закона от 04.10.2010 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения избирательной документации, документации референдума утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими государственными архивными органами.
Источник
Лекция члена ЦИК России Людмилы Федоровны Демьянченко «Голосование, подсчет голосов. Определение результатов выборов. Методики распределения депутатских мандатов»
Людмила Федоровна ДЕМЬЯНЧЕНКО –
Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
«ГОЛОСОВАНИЕ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ.
МЕТОДИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕПУТАТСКИХ МАНДАТОВ»
21 сентября 2010 г.
Уважаемые слушатели, тема нашей встречи – «Голосование и подсчет голосов. Определение результатов выборов и методика распределения депутатских мандатов».
Предлагаемая вашему вниманию тема вам очень близка и знакома, потому что, глядя на вас, я вижу, что вы все уже избиратели, вероятно, принимали участие в избирательной кампании в качестве избирателя, а возможно, уже в каком-то ином статусе, может, в качестве наблюдателя, доверенного лица или журналиста.
Итак, наступил самый главный день в избирательной кампании – день голосования. Его ждут и избирательные комиссии, и кандидаты, и политические партии, потому что именно в этот день подводится итог предвыборного соревнования и избиратель делает выбор. О времени и месте голосования территориальная, участковая избирательная комиссия обязаны в соответствии с законом известить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации, либо каким-то иным способом. Вся процедура, связанная с организацией голосования, установлением его итогов и определением результатов, регламентирована четко и подробно в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и, конечно, специальных федеральных законах о выборах депутатов Государственной Думы и о выборах Президента Российской Федерации. Кроме того, эти же процедуры регулируются подробно на основании Федерального закона об основных гарантиях и в региональном законодательстве.
Для проведения голосования готовятся помещения для голосования, оборудуются кабинами для тайного голосования, стационарными ящиками, определяется количество переносных ящиков, которые в этот день используются для организации голосования вне помещения либо досрочного голосования в труднодоступных и отдаленных местностях, оборудуются информационные стенды. Когда вы бываете на избирательных участках и будете на них 10 октября, обратите внимание на оформление этих информационных стендов. Там есть и порядок голосования, и образец заполнения бюллетеня, и списки кандидатов и избирательных объединений, участвующих в выборах, и сведения о доходах и имуществе, которые положено предоставлять по закону участникам избирательного процесса, и др.
Каких материалов не должно быть на информационном стенде в день голосования? Не может быть агитационных материалов. Если будет замечено, что «кто-то» мимоходом приклеил агитационный материал, то надо известить председателя комиссии для принятия мер.
В день голосования, как правило, участковая избирательная комиссия приступает к работе не в 8.00 утра, а, конечно, раньше. Где-то за час они уже приходят на избирательный участок и готовятся к тому, чтобы участок был в 8.00 открыт. Что они делают?
Во-первых, участковая комиссия открывает очередное заседание комиссии, чтобы в течение всего дня голосования рассматривать все возникающие вопросы и принимать по ним решения. Одновременно приступить к работе вместе с участковой комиссией могут наблюдатели и иные лица, которые имеют право в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях (пункт 3 статьи 30) присутствовать в день голосования на избирательных участках. Это члены вышестоящих избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса и работники их аппаратов; зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений; наблюдатели, в том числе иностранные, международные наблюдатели и, конечно, представители средств массовой информации. Для присутствия на избирательном участке всем этим лицам не требуется предварительное уведомление участковой комиссии. Можно прийти непосредственно в день голосования, но при себе надо иметь удостоверяющий статус документ и документ, удостоверяющий личность.
Итак, тот, кто имел право присутствовать в день голосования на участке, уже на месте. Перед началом голосования председатель комиссии осуществляет целый ряд последовательных действий, порядок которых также определен в законе. Он предъявляет присутствующим пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются. Если на данном участке проводилось досрочное голосование в отдаленной или труднодоступной местности, то представляются переносные ящики, которые опечатаны и у которых заклеены прорези для опускания избирательных бюллетеней. Также для визуального ознакомления представляется список избирателей, и затем этот список, сброшюрованный по книгам, выдается членам комиссии, которым по ведомости передается необходимое число избирательных бюллетеней по количеству избирателей, попавших в эти книги.
Затем председатель комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
Время начала и окончания голосования устанавливается: для федеральных выборов – федеральными законами, для региональных и местных выборов – законами субъектов Российской Федерации (на выборах в Государственную Думу и выборах Президента Российской Федерации – с 8 до 20 час.)
При этом продолжительность голосования не может составлять менее 10 часов (п.1 ст.64 Федерального закона об основных гарантиях).
Кроме того, следует знать, что в соответствии с данной нормой вышеуказанного закона:
– время начала голосования на избирательном участке решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа, если на территории участка находится место жительства избирателей, рабочее время которых совпадает со временем голосования (предприятие с непрерывным циклом работы или вахтовый метод);
– голосование на избирательных участках, образованных в воинских частях, в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах в море, на полярных станциях может быть объявлено участковой избирательной комиссией законченным раньше времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список;
– при совмещении дня голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта, местного референдума с федеральными время начала и окончания голосования определяется в соответствии с федеральным законом (раньше была разница с законами субъектов, теперь практически все установили время, как на федеральных выборах).
Основные принципы голосования состоят в том, что каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается; голосование тайное.
Избиратель имеет право прийти и проголосовать на избирательном участке, где он включен в список избирателей.
Федеральный закон (п.13 ст.64) строго запрещает предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и их уполномоченным представителям, доверенным лицам, организациям, физическим лицам, действующим по поручению этих лиц.
Избиратель, придя на участок, предъявляется паспорт члену участковой избирательной комиссии и, прежде чем выдать избирательный бюллетень, член комиссии должен удостовериться в том, что избирателю не выдавалось открепительное удостоверение и он не проголосовал вне помещения для голосования или к нему не выехали члены комиссии для проведения такого голосования.
Для получения избирательного бюллетеня избиратель проставляет самостоятельно в списке серию и номер паспорта или документа, его заменяющего, либо с согласия эти данные заполняет член участковой избирательной комиссии (а избиратель проверяет правильность заполнения). Избиратель лично расписывается за выдачу избирательного бюллетеня.
Думаю, что эта процедура всем хорошо знакома, так как вы все являетесь избирателями.
У избирателя есть право проголосовать по открепительному удостоверению также на ином избирательном участке, не мо месту жительства.
Федеральный закон предусмотрел такие гарантии для граждан, которые в день голосования не могут прибыть на избирательный участок, на котором они включены в список.
Для этого избиратель имеет право получить открепительное удостоверение, на своем избирательном участке (предъявив паспорт, написав заявление с указанием причин). Избиратель, получивший открепительное удостоверение, исключается из списка избирателей на своем избирательном участке. Следует отметить, что при потере его дубликат не выдается. В случае если избиратель, получивший открепительное удостоверение, изменит планы, и в день голосования придет на свой участок, то он сможет проголосовать, предъявив открепительное удостоверение. При этом сведения о таком избирателе будут внесены в список дополнительно.
Открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности. Они имеют единую нумерацию: на федеральных выборах – по всей стране, на региональных – по субъекту и т.д.
На сегодня форма открепительных удостоверений, их количество устанавливаются комиссией, организующей выборы. После принятия изменений в федеральное законодательство в части учета и использования открепительных удостоверений форма открепительного удостоверения будет являться приложением к закону, а порядок учета и использования – устанавливаться ЦИК России.
Открепительные удостоверения выдаются за 45–20 дней до дня голосования в территориальных избирательных комиссиях , а за 19 и менее дней – в участковых избирательных комиссиях.
В день голосования открепительные удостоверения не выдаются.
Получив избирательный бюллетень и расписавшись за него, избиратель должен пройти в кабину тайного голосования или в специальное место для тайного голосования (ширмы, перегородки) и заполнить избирательный бюллетень.
Поскольку голосование тайное, это правило должен выполнять каждый избиратель (не заполнять бюллетень вне кабинки, не заходить в кабину с кем-либо – за этим следят член УИК и наблюдатели).
Закон допускает только одно исключение, когда избиратель может воспользоваться помощью другого лица: если не в состоянии самостоятельно расписаться или заполнить бюллетень.
В этом случае избиратель извещает участковую избирательную комиссию о намерении воспользоваться помощью другого лица (но не члена комиссии, зарегистрированного кандидата, доверенного лица, уполномоченного представителя партии, наблюдателя). При этом член комиссии в соответствующей графе списка избирателей заносит сведения о гражданине, оказывающем помощь (Ф.И.О., серию и номер паспорта или документа, его заменяющего).
Итак, избиратель получил избирательный бюллетень – главный документ на выборах.
Основные требования, связанные с изготовлением, формой, текстом избирательного бюллетеня, их защитой от подделки, порядком его передачи в нижестоящие избирательные комиссии, определены ст.63 Федерального закона. Конкретный же порядок изготовления, осуществления контроля за этим процессом (который могут осуществлять не только члены комиссии, но и кандидаты, уполномоченные представители политических партий, а также СМИ), форма и текст бюллетеня утверждаются комиссией, организующей выборы. Так, на федеральных выборах это делала ЦИК России, на региональных – ИКС РФ, а на местных – ИКМО. Избирательные бюллетени могут изготавливаться в два этапа:
I этап – не позднее чем за 20 дней до дня голосования (для досрочного голосования и голосования за пределами Российской Федерации);
II этап – не позднее чем за 10 дней до дня голосования (для обеспечения голосования в день голосования).
Все бюллетени печатаются на русском языке, а по решению комиссии (на основании п.10 ст.63 Федерального закона) – также и на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.
В каждом избирательном бюллетене размещаются название выборов, дата их проведения, порядок заполнения избирательного бюллетеня, а затем сведения о кандидатах в мажоритарных округах в алфавитном порядке (Ф.И.О., дата рождения, место жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность, в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий. Если кандидат является депутатом и не работает на постоянной основе, сообщаются сведения об этом и наименование представительного органа, кем выдвинут кандидат, основания регистрации; принадлежность к политической партии, иному общественному объединению и статус кандидата в этой политической партии.
При проведении голосования за списки кандидатов указываются сведения о зарегистрированных списках избирательных объединений в порядке, определенном жеребьевкой, проведенной избирательной комиссией, организующей выборы.
Кроме краткого наименования избирательного объединения, размещается эмблема в одноцветном исполнении, Ф.И.О. не менее первых трех кандидатов из списка и (или) его региональной части.
В случае наличия у зарегистрированного кандидата, внесенного в бюллетень, неснятой и непогашенной судимости вносятся сведения об этом.
Справа от сведений о кандидатах и (или) избирательных объединениях в избирательном бюллетене помещается пустой квадрат.
Именно в этом квадрате избиратель и ставит любой знак, относящийся к кандидату или списку кандидатов, за который он голосует.
Избирательный бюллетень считается недействительным, если любой знак проставлен более чем в одном квадрате или не проставлен ни в одном из них.
Избирательный бюллетень считается неустановленной формой, если он не изготовлен официально, не заверен печатью и подписями двух членов УИК (на прошедших федеральных выборах бюллетень считался также бюллетенем неустановленной формы, если на нем отсутствовал или был оторван специальный знак (марка).
Если избиратель, заполняя бюллетень, совершил ошибку, то на основании п.9 ст.64 Федерального закона он вправе обратиться к члену УИК, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый взамен испорченного.
Избирателю выдают новый бюллетень, делая соответствующую отметку в списке избирателей, а испорченный немедленно погашают, сделав на нем также соответствующую запись и заверив подписью секретаря комиссии.
Заполненные бюллетени опускаются в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов (при их использовании).
Федеральный закон (ст.65) предусматривает возможность для избирателей проголосовать не только в день голосования, но и досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования, – на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые в день голосования будут находиться в море, на полярных станциях, за пределами Российской Федерации.
В этом случае голосование для зарубежных участков проводится по разрешению ЦИК России, для иных – по разрешению ИКС РФ.
Если досрочно голосуют на избирательном участке в полном составе, то голосование проходит, как и в день голосования, в стационарные ящики.
Если голосуют отдельные группы избирателей, проживающие либо работающие в труднодоступных местностях, то используются переносные ящики. Это также голосование вне помещения, но только досрочное.
Избирательные комиссии, организующие и проводящие голосование, должны заблаговременно (но не позднее чем за 5 дней до дня голосования) уведомить избирателей и лиц, которые имеют право присутствовать при голосовании (наблюдателей, кандидатов, СМИ), где и когда проводится досрочное голосование. Досрочное голосование в помещении для голосования в российском законодательстве отменено.
В день голосования избиратели, которые не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования, имеют право проголосовать дома либо по месту пребывания (вне помещения для голосования) (например, если в Доме инвалидов нет избирательного участка).
Для этого заранее, но не позднее чем за 4 часа до окончания времени голосования в соответствующий УИК подается письменное заявление (или устное обращение), в том числе переданное при содействии других лиц с изложением причины.
В письменном заявлении указывается серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Устные обращения в обязательном порядке затем подтверждаются письменно избирателем при прибытии к нему членов УИК.
Все сведения о заявлениях на голосование вне помещения, вносятся УИК в специальный реестр установленной формы.
Члены УИК, выезжающие для проведения голосования вне помещения вправе выдать избирательный бюллетень только тем избирателям, заявления которых зарегистрированы в реестре.
Следует иметь в виду, что количество бюллетеней, выдаваемых членам УИК для проведения голосования вне помещения, строго ограничено и выдается по акту.
С членами УИК с правом решающего голоса могут выехать для проведения голосования вне помещения также наблюдатели, находящиеся на избирательном участке. Для этого председатель УИК обязан объявить о выезде за 30 минут (п.6 ст.66 Федерального закона).
Голосование вне помещения проводится в переносные ящики. При этом УИК не может использовать переносные ящики, которые находились при досрочном голосовании в труднодоступных или отдаленных местностях.
К особым формам голосования (условно) можно отнести голосование в лечебных учреждениях, санаториях, домах отдыха и т.д.
В таких учреждениях, как правило, образуются самостоятельные избирательные участки, и избиратели голосуют с открепительными удостоверениями.
Некоторые особенности имеет организация голосования в в/ч, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Лицам, которые имеют право присутствовать на таких избирательных участках и наблюдать за ходом голосования (а журналисты относятся к таковым), необходимо заранее ознакомиться с порядком и правилами допуска.
Еще один особенный способ голосования – голосование по почте (предусмотрен п.14 ст.64 Федерального закона).
Возможность такого голосования может быть предусмотрена законом субъекта Российской Федерации. Порядок же голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума РФ, местного референдума до урегулирования этого вопроса определяется ЦИК России.
В 20.00 по местному времени заканчивается голосование, председатель УИК делает об этом объявление, закрывает дверь избирательного участка, и проголосовать могут только избиратели, находящиеся в помещении для голосования.
Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования установлен ст. 68 Федерального закона.
Подсчет голосов начинается сразу после окончания голосования и производится только членами УИК с правом решающего голоса.
Он проводится открыто и гласно с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола УИК всех результатов последовательно, так чтобы они были видны всем присутствующим.
Все действия по подсчету должны производиться последовательно, а не параллельно (для ускорения).
Непосредственный подсчет голосов производится в специально отведенных местах, оборудованных так, чтобы к ним был обеспечен доступ членов УИК с правом решающего и совещательного голоса (последние не участвуют в подсчете голосов). Всем лицам, присутствующим на участке, должен быть обеспечен полный обзор действий.
При сортировке бюллетеней УИК отделяет бюллетени неустановленной формы, которые при подсчете голосов не учитываются.
В первую очередь производится подсчет бюллетеней в переносных ящиках, причем так, чтобы не нарушалась тайна голосования (оглашается число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика; проверка неповрежденностей печати (пломб); вскрытие сначала переносных ящиков с голосами избирателей, проголосовавших досрочно, затем вне помещения для голосования в день голосования; внесение в протокол и в его увеличенную форму числа извлеченных избирательных бюллетеней установленной формы.
В соответствии с п.12 ст. 68 Федерального закона в случае, если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике, больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находящиеся в данном переносном ящике, решением УИК признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу.
При работе со стационарными ящиками проводится проверка неповрежденности пломб, затем вскрытие и сортировка бюллетеней по голосам, одновременно отделяются бюллетени неустановленной формы и недействительные. Оглашаются все данные, и бюллетени представляются для визуального контроля всем лицам, присутствующим при подсчете голосов. Бюллетени неустановленной формы отдельно упаковываются и опечатываются. Вопрос о недействительности бюллетеней в случае возникновения сомнений решается путем голосования. На таких бюллетенях на оборотной стороне делается запись о признании их действительными либо недействительными, которая заверяется подписями двух членов участковой избирательной комиссии и печатью комиссии. Затем их присоединяют к соответствующей пачке бюллетеней. Производится подсчет рассортированных бюллетеней по пачкам, подсчет общего количества действительных бюллетеней. При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной пачки в другую таким образом, чтобы все присутствующие при подсчете могли видеть отметку избирателя. После ознакомления членов УИК с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол.
Если контрольные соотношения не совпадут, УИК принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам, в том числе и о дополнительном подсчете бюллетеней.
Если и после этого контрольные соотношения не выполняются вновь, УИК составляет акт, который прилагается к протоколу, и вносит данные о расхождении в протокол.
Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол, то заполняется новый бланк протокола, а в увеличенную форму вносятся исправления. Но все эти действия производятся до подписания протокола УИК.
После подсчета все избирательные документы упаковываются в пачки, коробки, мешки, которые подписываются, опечатываются.
После всех перечисленных необходимых действий УИК в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях в день голосования, после чего подписывается протокол об итогах голосования.
Члены УИК с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к нему особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Протокол подписывается в двух экземплярах: первый вместе с приложенными документами направляется в вышестоящую комиссию; второй – предоставляется для ознакомления наблюдателям.
По требованию члена УИК, наблюдателя, иных лиц, имеющих право присутствовать на избирательном участке, УИК обязана незамедлительно после подписания выдать заверенную копию протокола. Факт выдачи копии отмечается в Реестре. Заверить копию имеет право только председатель, заместитель председателя или секретарь УИК.
После выдачи копий протокола всем желающим, имеющим на это право, председатель УИК и все изъявившие желание члены УИК и наблюдатели направляются в ТИК (либо протокол направляется по почте).
Прием протоколов от УИК членами ТИК и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории осуществляются в одном помещении, все действия членов ТИК должны находиться в поле зрения членов ТИК, наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать в ТИК.
В данном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы, в которую немедленно после прибытия председателя УИК вносятся данные протокола УИК с указанием времени их внесения.
Затем правильность заполнения протокола УИК и приложенных к нему документов проверяет член ТИК с правом решающего голоса.
Данные, содержащиеся в протоколе УИК, незамедлительно вводятся в ГАС «Выборы», при этом производится проверка контрольных соотношений.
Если протокол составлен УИК с нарушением требований закона, УИК обязана составить повторный протокол. Первоначально составленный протокол остается в ТИКе.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности его составления вышестоящая комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке.
При этом повторный подсчет голосов проводится в присутствии членов (члена) вышестоящей комиссии, составившей и утвердившей протокол, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов, с обязательным извещением об этом членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей. По итогам повторного подсчета голосов составляется протокол, на котором делается отметка «Повторный подсчет голосов».
При этом лица, присутствующие при повторном подсчете голосов, также имеют право получить копии протокола.
ТИК устанавливает итоги голосования путем суммирования данных, содержащихся в протоколах УИК, проводит итоговое заседание, рассматривает заявления (жалобы) и оформляет решение протоколом, который после подписания вместе с приложенными документами и протоколом УИК незамедлительно направляется в ИКС РФ.
Порядок определения результатов выборов ИКС РФ установлен ст. 70 Федерального закона и региональным законом.
Он аналогичен порядку действий ТИК по установлению итогов голосования.
Сроки определения итогов голосования и результатов соответствующих выборов устанавливаются соответствующими федеральными или региональными законами.
Порядок признания выборов несостоявшимися определяется п. 2 ст. 70 Федерального закона об основных гарантиях, специальными федеральными и региональными законами для региональных и местных выборов ( в том числе порядок распределения мандатов при голосовании по пропорциональной системе).
Кроме того (ст. 71 ФЗ), определятся порядок повторного голосования, повторных и дополнительных выборов.
С порядком действий избирательных комиссий в день голосования, порядком подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и определения результатов выборов вы можете самостоятельно ознакомиться, прочитав статьи 64 – 70 Федерального закона об основных гарантиях.
Источник