Способы определения прожиточного минимума

Способы определения прожиточного минимума

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

абзац утратил силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 29.12.2020 N 473-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

прожиточный минимум — минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 473-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

медианный среднедушевой доход — величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по Российской Федерации имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина — выше данной величины и которая ежегодно исчисляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 473-ФЗ)

семья — лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство;

основные социально-демографические группы населения — трудоспособное население, пенсионеры, дети;

среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) — совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2000 N 75-ФЗ)

Источник

Способы определения прожиточного минимума

Расчет и утверждение величин прожиточного минимума за IV квартал 2020 осуществляются в порядке, действовавшем до 01.01.2021 (ФЗ от 29.12.2020 N 473-ФЗ).

Статья 4. Величина прожиточного минимума, периодичность ее исчисления и порядок установления

(в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 473-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.

Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 процента.

Указанное в абзаце втором настоящего пункта соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации. В течение срока действия установленного соотношения величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год не может быть установлена ниже величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленной на текущий год.

Исчисление медианного среднедушевого дохода осуществляется на основании методики, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

2. Величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на очередной год, в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений исходя из величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на тот же год одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Соотношение величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации устанавливается в размере 109 процентов, величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации — в размере 86 процентов, величины прожиточного минимума для детей в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации — в размере 97 процентов.

Читайте также:  Способы определения горизонтальных углов

3. Величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год устанавливается до 15 сентября текущего года субъектом Российской Федерации с учетом коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации за второй квартал 2020 года.

На 2021 — 2025 годы устанавливается переходный период поэтапного доведения величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, установленных на 2021 год, до величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, рассчитанных с учетом коэффициентов региональной дифференциации, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

На 2022 год и последующие годы величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая в субъекте Российской Федерации в соответствии с абзацами вторым и четвертым настоящего пункта, используется в том числе в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения дифференцированно с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, расположенных в данных субъектах Российской Федерации.

Источник

Утверждены новые правила определения прожиточного минимума в регионах

Правительство утвердило правила установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в регионах.

Соответствующее постановление от 26.06.2021 № 1022 опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации.

Напомним, с 2021 года изменились правила установления прожиточного минимума в целом по России. Теперь он устанавливается не ежеквартально, а ежегодно, и зависит от медианного среднедушевого дохода по стране. Величины прожиточного минимума трудоспособного населения, пенсионеров и детей в целом по РФ Правительство РФ определяет в процентах от среднего прожиточного минимума на душу населения. В частности, прожиточный минимум трудоспособного населения составит 109% от величины среднего прожиточного минимума, прожиточный минимум пенсионеров — 86%, прожиточный минимум детей — 97%.

Теперь Правительство РФ утвердило аналогичные правила для регионов. В частности, постановление содержит основные понятия, сроки установления величины прожиточного минимума в субъекте РФ, основные социально-демографические группы и порядок установления величин прожиточного минимума.

Так по аналогии с общероссийским порядком устанавливаются коэффициенты соотношения величины регионального прожиточного минимума на душу населения с величинами прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам: 1,09 – ‎для трудоспособного населения, 0,86 – для пенсионера, 0,97 – для детей. То есть прожиточный минимум по группам населения в каждом субъекте РФ будут определять умножением регионального прожиточного минимума в среднем на душу населения на указанные выше коэффициенты.

При этом региональный прожиточный минимум в среднем на душу населения будет устанавливаться в зависимости от общероссийского. Для этого постановление вводит коэффициенты региональной дифференциации, используемые для установления величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ.

Это значит, что прожиточный минимум в среднем на душу населения в каждом субъекте РФ на очередной год будет рассчитываться умножением общероссийского прожиточного минимума на специальный региональный коэффициент.

Читайте также:  Способ дыхания у земноводных

Данные коэффициенты выведены на основе эталонных величин прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России и в субъектах РФ, рассчитанных на основе норм потребления, приведенных в соответствие с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения.

Максимальные региональные коэффициенты прожиточного минимума установлены для Чукотского автономного округа (2,61), Камчатского края (1,76) и Магаданской области (1,74). Минимальные коэффициенты установлены для Липецкой и Тамбовской областей (0,83), Белгородской, Пензенской и Саратовской областей (0,84). В Москве этот коэффициент составит – 1,2, в Санкт-Петербурге – 1,09.

Для тех регионов, в которых соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ с величиной прожиточного минимума на душу населения в целом по России, сложившееся в 2021 году, выше коэффициента региональной дифференциации, предусмотрен отдельный порядок установления величины прожиточного минимума на душу населения, основанный на ИПЦ.

Также постановление дополнительно предусматривается возможность пересмотра коэффициентов региональной дифференциации в сторону увеличения по решению Правительства РФ.

Указанные правила вступили в силу с 29 июня 2021 года.

Источник

Власти одобрили новый подход к расчету прожиточного минимума в России

Правительство предложило новый подход к определению прожиточного минимума в России. Он будет зафиксирован на уровне 44,2% медианного среднедушевого дохода россиян за предыдущий год, следует из проекта поправок в законы «О прожиточном минимуме в РФ» и «О минимальном размере оплаты труда» (есть в распоряжении РБК). Его подлинность подтвердил представитель Минтруда.

Проект поправок, закрепляющих новую модель формирования ключевых социальных показателей, одобрен на заседании правительства 23 сентября и будет внесен в Госдуму на этой неделе, сообщили в ведомстве.

Новые основы расчета

Значение прожиточного минимума на душу населения в 2021 году составит 11 653 руб., сообщили в Минтруде. Это 44,2% от медианного среднедушевого дохода за 2019 год (по данным Росстата (*.doc), 26 365 руб.). Медианный среднедушевой доход — это уровень, выше которого доходы у 50% населения, а у второй половины, наоборот, ниже. Согласно предложенному правительством подходу, прожиточный минимум будет устанавливаться ежегодно.

Рассчитанный по старой методике — на основе стоимости потребительской корзины — прожиточный минимум в России во втором квартале 2020 года составил 11 468 руб. (для трудоспособного населения — 12 392 руб., пенсионеров — 9 422 руб., детей — 11 423 руб.).

Соотношение между прожиточным минимумом и медианным доходом (сейчас 44,2%) будет пересматриваться не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития России. Вводится дополнительная защитная норма — прожиточный минимум не может опуститься ниже уровня предыдущего года. «Такая гарантия введена на тот случай, если по каким-либо причинам в отдельные годы произойдет снижение медианного дохода», — подчеркнули в Минтруде.

Прожиточные минимумы трудоспособного населения, пенсионеров и детей, согласно проекту поправок, предлагается устанавливать в соотношении с прожиточным минимумом на душу населения в целом по России: для трудоспособного населения — 109% от этого уровня, для пенсионеров — 86%, для детей — 97%. Эти соотношения были определены на основе действующей потребительской корзины, рассчитанной с учетом рекомендаций по здоровому питанию ВОЗ, уточнили в Минтруде.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет устанавливаться в соотношении 42% медианной зарплаты за предыдущий год и не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В 2021 году величина федерального МРОТ составит 12 792 руб., сообщили в Минтруде. Для сравнения: в 2020 году МРОТ составлял 12 130 руб.

Новый подход к определению прожиточного минимума и МРОТ в России потребует дополнительных расходов федерального бюджета (в 2021 году —увеличение на 48,2 млрд руб., в 2022 году — на 13,4 млрд руб., в 2023 году — на 60,1 млрд руб.), а также региональных бюджетов (в 2021 году — на 28,5 млрд руб. во всех регионах, в 2022 году — на 32,8 млрд руб., в 2023 году — на 49,6 млрд руб.). Одновременно дополнительные расходы внебюджетного сектора оцениваются Минтрудом в 253 млрд руб. за три года.

Читайте также:  Кадровый резерв способы формирования

Региональные прожиточные минимумы будут устанавливаться на очередной год субъектами РФ в соотношении с федеральным прожиточным минимумом на душу населения, но с учетом специально разработанных для каждого региона коэффициентов. Сейчас во многих субъектах РФ региональные прожиточные минимумы занижены, и к 2025 году они должны поэтапно увеличиваться, пояснили в Минтруде. В 2021 году проектом поправок закрепляется норма, что все региональные прожиточные минимумы по всем социальным группам не должны быть ниже величины прожиточного минимума за второй квартал 2020 года.

Влияние на уровень бедности

Прожиточный минимум используется Росстатом для оценки уровня бедности в стране. В соответствии с федеральным планом Росстат продолжает ежеквартально рассчитывать число жителей с доходами ниже прожиточного минимума (уровень бедности), сообщили в ведомстве. «Таким образом, в случае принятия законопроекта Росстат будет рассчитывать численность жителей с доходами ниже прожиточного уровня на основе утвержденной величины прожиточного минимума и данных о среднедушевых доходах, которые мы продолжаем рассчитывать ежеквартально на основе утвержденной методологии», — пояснил РБК представитель Росстата, добавив, что для внесения изменения в план статистических работ необходимо отдельное постановление правительства.

Разработка нового подхода к определению прожиточного минимума и МРОТ велась в достаточно закрытом режиме, отмечает директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова, добавляя, что не видит оснований для введения соотношения 44,2% от медианного дохода для определения прожиточного минимума. «Вы не найдете ни в одной стране линию бедности на уровне 44,2% от медианного дохода. Это сугубо наше творчество», — сказала она. Согласно международным оценкам, 40% от медианного дохода — это крайняя бедность, 50% — это базовый стандарт для относительной линии бедности, а уровень 60% от медианного дохода используется для программ, адресованных малоимущим категориям населения, но являющихся программами развития, пояснила Овчарова.

Предложенный правительством подход, по мнению Овчаровой, на практике то же самое, но переведенное на иные измерительные инструменты: «Прогресса в этом мы не видим». «Дискуссия по поводу пересмотра линии бедности уводит от обсуждения значимых, действенных мер по сокращению бедности. Любой подход к определению линии бедности реального влияния на уровень жизни не оказывает», — сказала Овчарова, указав, что для повышения уровня жизни необходимы рост зарплат и реальных доходов населения.

Изменение подхода не привело к серьезному увеличению величины прожиточного минимума и МРОТ, согласен проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. По его мнению, это связано с тем, что в основу расчета был взят медианный, а не среднедушевой доход населения. По его мнению, справедливее при определении прожиточного минимума было бы исходить именно из последнего. Теперь ключевой станет прозрачность методологии Росстата при расчете медианного дохода и медианной зарплаты, заметил Сафонов.

Федеральный план статистических работ предусматривает публикацию данных о медианной зарплате населения по итогам исследования, которое пройдет в апреле 2021 года (раскрытие данных в июле 2021 года), уточнили РБК в Росстате.

Медианная зарплата, по данным исследования Росстата в 2019 году, составила 34 335 руб. Медианное значение зарплат россиян значительно ниже средней зарплаты по стране — 47 657 руб. в 2019 году (рассчитывается только по крупным и средним предприятиям) — и более приближено к реальной зарплате значительной части населения.

Медианные данные по доходам населения в 2020 году Росстат опубликует в апреле—мае 2021 года, добавили в Росстате. С 2013 года медианные доходы россиян постепенно росли с 19 тыс. до 26,4 тыс. руб. в месяц в 2019 году.

Источник

Оцените статью
Разные способы