Способы определения перспектив развития городов

Перспективы развития современных городов

Перспективы развития современных городов.

Проблема будущего Санкт-Петербурга в горизонте 20-50 лет пока что не относится к числу актуальных ни для городской Администрации, ни для девелоперов. Тем не менее, даже с учетом кризисных явлений в экономике, мы постепенно приближаемся к точке, когда и город, и девелоперы будут вынуждены всерьез оценивать перспективы развития Санкт-Петербурга и строить свои стратеги не на 2-3 года, как раньше, а на 10-15 лет вперед. Это потребует новых знаний, новых инструментов и новых подходов к анализу развития современных городов.

Рассматривая перспективы развития городов мира с точки зрения геоэкономики, можно выделить три типа городов, играющих различные функции в разном масштабе территории:

— «Мировой город». Крупные милионники-мегалополисы. Центры глобального управления. Место расположения бирж. Таких городов в мире всего три (Лондон, Нью-Йорк, Токио), и еще несколько претендуют на этот статус (в т. ч. Москва). Носители постиндустриальной экономики, центры финансовых и консалтинговых услуг, медиапроизводства, инновационные центры. Опережают развитие остального мира на 3-5 лет. Живут в отрыве от окружающего мира[1] в глобальном геоэкономическом пространстве. Основаны на постиндустриальной экономике.

— «Региональные индустриальные города». Милионники, от 800 тысяч. Собирают территорию, служат центрами промышленности, ИТ и логистики, несут основную нагрузку по СК-переработке. Среди них выделяются европейские и американские, отличающиеся пространственной структурой (в европейских есть жилой исторический центр, в американских вместо него – центральный деловой район). Имеют развитую постиндустриальную экономику. Как правило, синхронны в своем развитии «мейнстриму», иногда могут чуть отставать или опережать. Оказывают важное развивающее воздействие на окружающую территорию. В этой группе можно выделить подкласс «Промышленных городов», которые имеют меньшую численность населения (500-800 тыс.) и ярко индустриальную экономику.

— «Малые города». Менее 300 тысяч населения. Слабо развитая индустрия, либо небольшое градообразующее предприятие (исключение – при специализации внутри агломерации). Возможен значительный потенциал постиндустриального развития за счет туризма, локального аутсорсинга, средовых характеристик.

Выделяются также азиатские «мегагорода» — огромные хаотично урбанизированные территории со смешанной специализацией. Эти города-следствие политики ускоренной индустриализации.

Важной особенностью современного – постиндустриального – развития городов является формирование мегалополисов – соединение нескольких городских агломераций в единое пространство. Именно подобные мегалополисы Америки, Японии и Европы на сегодняшний день являются центрами постиндустриального производства во всех смыслах этого слова.

В будущем, основными тенденциями для каждой из групп будут:

· Для мировых городов – дальнейшая интеграция в мировую экономику, развитие экстерриториальности, собственной глобальной субъектности и конкурентоспособности, переход к культуре активного потребления инноваций.

· Для региональных городов – формирование и развитие постиндустриальной экономики, связанные с этим значительные пространственные деформации (вынос производств, перефункционализация и новое освоение территорий), формирование агломераций.

· Для малых городов – либо переход к индустриальному развитию (через градообразующее предприятие, подключение к агломерации и т. д.), либо гипотетический переход к постиндустриальному через развитие сектора услуг.

Основными особенностями постиндустриальной экономики и развития среды для современного города являются:

· 24-часовая активность (деловая жизнь, торговля, развлечения)

· Сверхвысокое энергопотребление, сглаживание суточных пиков

· Высокая обеспеченность современными форматами торговли, общественного питания и коммерческой недвижимостью

· Развитые общественные пространства, в т. ч. публичные

· Новые формы потребительской культуры – визуальное потребление, сращивание развлечений с другими формами деятельности, высокая скорость потребления инноваций

· Многофункциональное использование территории, отказ от «монофункциональных» районов

· Новые стандарты качества жилья (в т. ч. обеспеченность площадью, стандарты строительства, разнообразие предложения)

Крупные города являются на сегодняшний день носителями постиндустриальной экономики; плотность связей, качество жизни и особенности экономики которых делают возможным переход на новый уровень социально-экономических отношений. При этом, развитие постиндустриальной экономики, с ее повышенными требованиями ко многим вопросам, сталкивается в современных городах, даже относительно развитых, со значительными вызовами. Среди этих вызовов:

§ Транспортная проблема. Взрывной рост автомобилизации населения и неспособность транспортных систем городов справляться с потоками автотранспорта порождает противоречие между требованиями принятых стандартов качества жизни и объективными характеристиками существующего городского пространства. Это касается как внутригородских транспортных потоков, так и связи между городом и транспортными хабами.

Читайте также:  Основа для начисления амортизации линейным способом

§ Инфраструктурная проблема. Инфраструктурные требования постиндустриального качества жизни и экономического развития (связь, электроэнергия и т. д.) не могут эффективно удовлетворяться инфраструктурой современных городов. Как следствие, появляется противоречие между функцией городов как носителей постиндустриальной экономики и их способностью эту экономику обеспечивать.

§ Проблема качества городской среды. Люди стремятся к перемещению в крупные города, постиндустриальная экономика которых повышает капитализацию человеческих ресурсов и качество жизни, но при этом, размещение элементов постиндустриальной экономики в крупных городах часто невыгодно, по причине высокой стоимости жизни, рабочей силы и земли. Кроме того, существующие города не обладают необходимого качества общественными пространствами, деловой и жилой недвижимостью. Развитие существующей среды таких городов до требуемого уровня есть долгий и сложный процесс, который, к тому же, тормозится рядом объективных факторов.

Указанные проблемы можно обобщенно сформулировать так: «Крупные города все менее способны поддерживать постиндустриальную экономику, при этом, они являются единственными территориями, где такая экономика является возможной». Эти вызовы не являются специфически российскими; аналогичная ситуация наблюдается во многих городах мира. В настоящее время, эти проблемы пытаются решать разнообразными способами, в т. ч. через редевелопмент городской среды и формирование новых городских поселений «под задачу».

Представления о тенденциях и направлении эволюции городской архитектуры и шире, пространственном развитии города, последние годы претерпевают значительные изменения. В настоящее время, базовым трендом является отказ от монофункциональности в развитии городской среды (выраженной в спальных и промышленных районах, а также классическом американском нежилом ЦДР, центральном деловом районе) в пользу концепции многофункционального развития. Суть ее заключается в том, что городское пространство способно эффективно выполнять несколько функций одновременно, при этом наличие нескольких функций ведет к большей плотности социальных связей, более высокому качеству городской среды и в целом более гармоничному развитию города. Разумеется, подобное объединение функций возможно исключительно в постиндустриальной логике, когда основные виды деятельности осуществляются в секторе услуг. Эта концепция решает ряд проблем постиндустриального городского развития, таких как транспортная и качество городской среды. По сути, она представляет собой отход от индустриальных представлений о городской среде в направлении «классических» ранних представлений о городском пространстве, городе как «единстве непохожих».

Многофункциональное развитие городского пространства предотвращает формирование в городах зон антропопустынь «второго рода». По сути дела, городская антропопустыня второго рода (избыток населения при растущей нехватке комуникаций) является кризисом развития индустриальной модели города. В постиндустриальном городе эта проблема решается, поскольку наличие нескольких функций у территории значительно повышает ее капитализацию и оправдывает прокладку дополнительных коммуникаций. Проблема плотности населения решается через многофункциональное освоение дополнительных территорий. Аналогичным образом может быть решена и проблема антропопустынь «первого рода»: развитие неким субъектом на определенной территории (в малом городе) постиндустриальной экономики и создание высокого качества жизни делает рентабельным прокладку туда коммуникаций. Это было не раз показано на примере новых «университетских» и корпоративных городов Европы и США.

Значительные изменения сейчас происходят и в пространственной структуре городов. Суть их заключается в том же кризисе монофункционального подхода к пространству, характерного для предыдущего этапа развития. Пространственная структура городов стремится вырваться из жесткой структуры монофункциональных зон, в городах образуются новые «центры», вносятся изменения в существующую застройку, проходит редевелопмент крупных территорий. Обычный современный крупный город имеет по меньшей мере три кризисных монофункциональных зоны (промышленное кольцо, «дешевые» спальные районы, полоса малоэтажной коттеджной застройки по периметру; в США к ним относится еще и нежилой деловой центр). Одним из основных трендов пространственного развития городов является, таким образом, дополнение и расширение функций этих территорий.

В целом, развитие городской застройки сейчас идет не «вверх», а в стороны. Опыт эксплуатации районов с высотной застройкой показал, что в «малоэтажных» (3-5 этажей) домах качество жизни субъективно выше, а городская среда — приятнее. Компенсация в потере плотности населения и застройки (т. е. в потере денег девелоперами) идет за счет как редевелопмента территорий внутри города, так и освоения новых районов, формирования агломерации. Кроме того, постиндустриальная экономика не требует сверхплотной компактной концентрации рабочей силы. В качестве примера, «новые» европейские и американские города (начало развития — с 1970-х, население 150-200 тыс. человек), окружающие крупные миллионники и имеющие вполне самостоятельную постиндустриальную экономику, как правил не имеют массовой высотной застройки, за исключением нескольких доминант в центре.

Читайте также:  Способы образования юридических лиц органы юридического лица

Формирование «вымороченных» форм городского развития, таких как описанные в фантастической литературе гипертрофированные индустриальные города типа «Стальные пещеры», следует считать крайне маловероятным. Равным образом маложизнеспособными являются «города-утопии», наподобие некоторых современных корпоративных городов Америки («миленький», но совершенно неудобный для жизни город компании Уолта Диснея, к примеру).

Интересной особенностью развития постиндустриальных городов является также образование дополнительной функциональной нагрузки у центра города. В общем виде, центр города, т. е. точка максимального социального притяжения, максимальной концентрации деятельностей и людей, образовывается вокруг места пространственной локализации основных социосистемных функций города. На всех этапах центр города образовывался вокруг «рынка» и прилегающей к нему «администрации» и «церкви». В индустриальном городе центр форсировался вокруг основного производства (или деловых центров) и администрации, а также университетов. С развитием постиндустриальных городов, их «центр» должен обеспечивать еще и времяпрепровождение в «свободное время», т. е. предлагать стимуляцию творческой активности, развлечения, высокую плотность коммуникаций и социальных связей. Сегодня эту функцию выполняют общественные пространства, торговые и пешеходные улицы, грамотно организованные торговые центры, транспортные узлы.

Источник

8. Перспективы развития городов

Рассматривая перспективы развития городов мира с точки зрения геоэкономики, можно выделить три типа городов, играющих различные функции в разном масштабе территории:

«Мировой город». Крупные милионники-мегалополисы. Центры глобального управления. Место расположения бирж. Таких городов в мире всего три (Лондон, Нью-Йорк, Токио), и еще несколько претендуют на этот статус (в т.ч. Москва). Носители постиндустриальной экономики, центры финансовых и консалтинговых услуг, медиапроизводства, инновационные центры. Опережают развитие остального мира на 3-5 лет..

«Региональные индустриальные города». Милионники, от 800 тысяч. Собирают территорию, служат центрами промышленности, ИТ и логистики. Среди них выделяются европейские и американские, отличающиеся пространственной структурой (в европейских есть жилой исторический центр, в американских вместо него – центральный деловой район). Имеют развитую постиндустриальную экономику. В этой группе можно выделить подкласс «Промышленных городов», которые имеют меньшую численность населения (500-800 тыс.) и ярко индустриальную экономику.

«Малые города». Менее 300 тысяч населения. Слабо развитая индустрия, либо небольшое градообразующее предприятие (исключение – при специализации внутри агломерации). Возможен значительный потенциал постиндустриального развития за счет туризма, локального аутсорсинга, средовых характеристик.

Выделяются также азиатские «мегагорода» — огромные хаотично урбанизированные территории со смешанной специализацией. Эти города-следствие политики ускоренной индустриализации.

Важной особенностью современного – постиндустриального – развития городов является формирование мегалополисов – соединение нескольких городских агломераций в единое пространство. Именно подобные мегалополисы Америки, Японии и Европы на сегодняшний день являются центрами постиндустриального производства во всех смыслах этого слова.

В будущем, основными тенденциями для каждой из групп будут:

Для мировых городов – дальнейшая интеграция в мировую экономику, развитие экстерриториальности, собственной глобальной субъектности и конкурентоспособности, переход к культуре активного потребления инноваций.

Для региональных городов – формирование и развитие постиндустриальной экономики, связанные с этим значительные пространственные деформации (вынос производств, перефункционализация и новое освоение территорий), формирование агломераций.

Для малых городов – либо переход к индустриальному развитию (через градообразующее предприятие, подключение к агломерации и т.д.), либо гипотетический переход к постиндустриальному через развитие сектора услуг.

9. Классические и современные теории социологии города.

Социо-культурная парадигма происхождения сущности города подразделяется на след. Теории: Бургавая, согласно которой города возникли как крепости, как опорный пункт защиты от врагов. (в дальнейшем трансформировались в административные центра окружающей территории). Основная соц. функция в этом контексте является управление территорией. Одно из проявлений этой теории является решетка Кристаллера (он показал что города размещаются на территории страны в соответствии с объемом ресурсов конкурентной территории: демографический, кадровых, научно-технических и др. Эти ресурсы, по мнению Кристаллера оказывают серьезную помощь для функционирования и развития управленческих структур и они сами нуждаются в управлении). Рыночная. Акцентирует внимание на экономических основаниях появления города. Города возникают на пересечении путей сообщения и развиваются как торговые и транспортные центры. В конце 19 века Ратуель сказал, что концентрация населения требует особой архитектуры и средств передвижения концентрации производства и обслуживающей ее инфраструктуры (экономической, культурной, информационной, бытовой, рекреационной). ГОРОД — ЭТО КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ, ЗАНЯТЫХ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. В настоящий момент окончательно отрефлексировано то обстоятельство, что городская среда и жизнь горожанина имеют качественные социокультурные особенности, характеризующие специфику взаимодействия и поведения. Город является не просто формой поселения, а социокультурным феноменом, т.е. явлением, возникшим в том числе и под воздействием культурно-мировоззренческих, ценностных обстоятельств. Вебер обращал внимание на следующие обстоятельства и приводит следующие контраргументы. М. Вебер полагал, что предпринимательство как вид деятельности и соответствующий социальный слой появились не в связи с развитием ремесла и торговли, а возникли в особой социокультурной ситуации города как культурно-исторического феномена. Он пишет: «Города не возникли, как часто думают, из гильдий, напротив, гильдии, как правило, возникали в городах». При этом «…регулирование хозяйства не составляло единственный предмет и смысл политики города». Развитие промышленности и рыночных отношений – следствие урбанизации, а не её причина. В НАСТОЯЩЕЕ ЖЕ ВРЕМЯ в определении города учитывается то важнейшее обстоятельство, что городская среда и жизнь горожанина имеет качественные социально-культурные особенности, характеризующие специфику взаимодействия и поведения. Город – культурный феномен, т.е. явление, возникшее под воздействием культурных, мировоззренческих и социо-культурных обстоятельств. 10. Специфика города по М.Веберу

Читайте также:  Ротовая амеба способ заражения

Макс Вебер начинает свою работу с определения понятия города и конструирования возможных его типов.

существенным признаком города в экономическом смысле является «наличие регулярного обмена благ на месте самого поселения в качестве существенной составной части получения прибыли и удовлетворения потребностей жителей, т. е. , наличие «рынка». А между тем город есть сложный комплекс явлений, он — определенное живое, конкретно-историческое образование, которое надо охватить во всем его многообразии. Города суть «поселения с сильно выраженным, по крайней мере относительно, торгово-промышленным характером», к которым приложим целый ряд признаков, а именно — наличие 1) укрепления, 2) рынка, 3) собственного суда и права объединения бюргеров, 4) характера корпоративности (Verbandscharakter) и связанной с ним автономии и автокефалии. Не все города, которые мы знаем, обладают всеми этими признаками.

Тип «город производителей» — имеются фабрики, мануфактуры и предприятия домашней промышленности, посылаются товары в другие области.

Тип «город сельскохозяйственный» — широкий слой населения удовлетворяет свою потребность в продуктах питания на собственном хозяйстве, излишек сбывает на рынке. Чем больше город, тем меньше земельный участок, ограниченное пользование пастбищем и лесом. Ряд средневековых городов Германии и других стран имели земляные и лесные угодья. В античности имели даже пахотные земли. Полноправный гражданин античности был жителем города, обладающим землей.

Тип «город потребителей» — крупные потребители получают рент, доходы со своих деловых предприятий, проценты с ценных бумаг и дивиденды или тантьемы.

Тип «город политический» — в этой части города проживает знать, король, вельможи, сеньоры. Обособленное сословие горожан обладателей привилегиями.

Тип «город экономический» — Сити-город, торговые кварталы, ростовщичество, банки, ломбарды, совершаются операции с ценными бумагами.

Тип «город гарнизонный» — в качестве жителей, политическое и правовое положение которых по своему характеру было детерминировано обязательством сохранять и сторожить крепость.

Переход от «города сельскохозяйственного» к «городу потребителей», «городу производителей» или «городу экономическому» был текучим. Сам город мог быть разделен на части по типам и не везде они разграничены территориально. Чаще один тип накладывается на другой.

Источник

Оцените статью
Разные способы