- Методы изучения общественного мнения и способы представления его в СМИ.
- Связи с общественностью в органах власти
- Лекционный материал по теме «Коммуникационное взаимодействие органов власти с населением»
- 1. Организация взаимодействия органов власти с населением
- Что такое общественное мнение: кратко и простыми словами
- Что такое общественное мнение
- В социологии
- В психологии
- Как средство манипуляции
- Признаки
- Свойства
- Структура
- Сущность и функции
- Как формируется общественное мнение
- Механизм формирования
- Этапы формирования
- Факторы, которые влияют
- Общественное мнение и общественное сознание
- Влияние общественного мнения на человека
- Зависимость от общественного мнения
- Как перестать зависеть от общественного мнения
Методы изучения общественного мнения и способы представления его в СМИ.
Учитывая то, что общественное мнение меняется и на него можно повлиять, отслеживание его состояния и направленности постоянно находится в поле зрения работников сферы паблик рилейшнз (связей с общественностью). В большинстве случаев они могут пользоваться данными опросов общественного мнения, постоянно публикующимися в средствах массовой информации, а в случае необходимости доставать такую информацию в коммерческих организациях, проводящих социологические исследования. В России, например, этим профессионально занимаются Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ), российский интернет-ресурс «Публичная библиотека», ведущий мониторинг более 600 источников периодической печати, исследовательский холдинг РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка), Фонд «Общественное мнение».4 метода: опрос, наблюдение, МАД (метод анализа документов), эксперимент. Все они подразделяются на качественные и количественные.1. Опрос: Специфика опроса состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) — непосредственный участник исследуемых социальных явлений. С его помощью собирается 90% социологической информации. Бывает нескольких видов:
1.1.Анкетирование. При этом методе анкеты выдаются респондентам, которые сами их заполняют. Плюс: оперативность и экономическая эффективность метода.
Минус: низкое качество заполнения анкет. Высокая вероятность неличного мнения.
1.2.Интервью – целенаправленная беседа. Плюсы: высокое качество заполнения анкет, т.к. интервьюер общается один на один с респондентом. Минус: неоперативность и высокая стоимость, невозможность использования в краткосрочных массовых опросах.
1.3. Фокус – группа – это беседа небольшой группы людей по определенному плану на заранее поставленную ученым тему в специально отведенном помещении.
Ведущий (модератор) беседует одновременно с группой респондентов (8-12 человек). Беседа длится 1,5-2 часа, записывается одновременно на аудио и видеопленку.
1.4.Телефонный опрос. Плюсы: оперативность и экономическая эффективность метода. Минусы: тел.опрос не предполагает большого кол-ва вопросов в анкете, т.к. возрастает число прерванных интервью. Неискренность ответов
1.5.Почтовый опрос. Анкеты рассылаются по домашним адресам с помощью выборки. Плюс: экономическая эффективность, позволяет реализовать сколь угодно большой объем анкеты. Минус: крайне низкий процент возврата анкет.
2. Наблюдение — метод, основанный на непосредственном восприятии событий.
Виды наблюдений:-включенное — с участием наблюдателя. Например, стал работать на предприятии, или присоединился к рядам забастовщиков, чтобы наблюдать ситуацию «изнутри».-невключенное – исследователь просто наблюдает за событиями и не вмешивается в ход процесса..
3. По форме взаимоотношений ученого с наблюдаемыми бывает:
-скрытое – участники не догадываются о присутствии наблюдателя. —открытое – исследователь сообщает участникам свое намерение.
Плюсы метода: -высокая объективность исследования; возможность учета окружающей ситуации; Минусы: — при открытом наблюдении поведение наблюдаемого может отличаться от естественного («эффект наблюдения»).
3. Эксперимент – получение информации о предмете в результате воздействия на него определенных и контролируемых действий. — Лабораторные – моделирование деятельности индивида в специально созданных условиях. — Полевые (натурные) – проходит в естественных условиях.
4.Анализ документов. Документ в СЖ – это не только бумаги с подписью и печатью, но и любая информация, фиксированная в рукописном или печатном тексте, на цифровых носителях, фото или видео. Этот метод дает информацию о событиях, которые проходили ранее.
Различают качественный и количественный методы анализа документов. — Качественный (традиционный) анализ документов – включает все многообразие операций, связанных с отбором и оценкой качества документов, восприятием и интерпретацией их содержания. Изучение смысла, содержания текста. — Контент-анализ – количественный метод анализа текстов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Как и любой другой социологический метод, КА используется не сам по себе, а в составе крупного исследовательского проекта, под который составлена научная программа.
Источник
Связи с общественностью в органах власти
Лекционный материал по теме «Коммуникационное взаимодействие органов власти с населением»
1. Организация взаимодействия органов власти с населением
К основным функциональным задачам ПР в системе госуправления можно отнести:
1) участие в демократизации государственного управления
2) содействие становлению гражданского общества.
3) содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти.
4) налаживание прямых и обратных связей с гражданами.
Существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб ПР: в региональных и муниципальных органах власти широко реализуется коммуникативная функция и общение с гражданами постоянно и организованно. На федеральном уровне акцентируется взаимодействие с прессой, аналитическая и прогностическая деятельность. В целом деятельность государственного ПР обеспечивает согласование общесоциальных, корпоративных и частных интересов.
Возможности ПР могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.
Существует целая группа причин, которые порождают недоверие граждан к органам власти. Прежде всего, это так называемые «технические» причины, когда государственные органы вследствие отсутствия структур и специалистом в сфере связей с общественность не умеют разъяснять гражданам цели и мотивы своей деятельности, не дают адекватного представления о ее характере и тех условиях, в которых они вынуждены работать и решать проблемы.
Следующие причины «культурно-исторического» типа, суть которых заключается в традиционно высокой степени политической и социальной активности российских граждан, предрасположенности нашего общества к патерналистским взглядам на власть.
«Организационные» причины связаны с недостаточностью квалифицированных и компетентных профессионалов, что вызвано переходом к новой модели организации общества и изменением характера работы с общественностью.
Причины «ресурсные» связаны с недостаточным финансированием госслужбы, отсутствием необходимой материальной и технической базы, ограниченностью располагаемых временных ресурсов и пр.
Эти проблемы могут решаться в следующих конкретных направлениях деятельности ПР в органах государственной власти:
- установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями
- информирование общественности о принимаемых решениях
- изучение общественного мнения
- анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом
- прогнозирование общественно-политических процессов
- обеспечение организации аналитическими разработками
- формирование благоприятного имиджа организации.
Налаживание коммуникационных связей крайне важно в системе местного и муниципального управления. Отсутствие информации о состоянии дел в курируемых сотрудником (отделом, департаментом) отраслях или территориях и несовершенство их взаимодействия является одним их существенных недостатков управления.
Одним из способов достижения эффективного функционирования организации — это следование следующим методологическим принципам:
Системность. Деятельность специалистов по связям с общественностью представляется собой систему успешно апробированных приемов, методов и процедур взаимодействия с общественностью.
Адекватность. Это соответствие структуры отдела по связям с общественностью, предмета и технологий его деятельности поставленным перед организацией целям и задачам.
Мобильность. Возможность структуры изменяться и корректировать направления работы в условиях появления новых факторов и обстоятельств.
Координация между отделом по связям с общественностью и другими подструктурами государственной организации может осуществляться следующим образом:
— четким определением и разделением функций, реализацией принципа «взаимной дополняемости», когда отдел по связям с общественностью не дублирует действия других органов, а качественно дополняет ее;
— согласование планирования и контроля с учетом перемещения между отделами, учебы и роста квалификации и профессионализма сотрудников, выработкой критериев их аттестации;·
—соблюдением правил «паритетного управления» и арбитражем в межкорпоративных спорах и координирующим влиянием на деятельность различных структур организации.
Источник
Что такое общественное мнение: кратко и простыми словами
Общественное мнение – это убеждения тех, кого не спрашивали. Такую шутку можно часто услышать, особенно в кругах молодежи. Об этом говорят в контексте обсуждения проблемы зависимости от чужого мнения. Давайте и мы изучим понятие общественного мнения, дадим определение, проанализируем структуру, функции, механизм формирования, найдем связь между ним и убеждениями отдельной личности.
Что такое общественное мнение
Начать стоит с определения понятия «общественность». Это группа лиц, оказавшихся в общей трудной ситуации. Ее участники осознают сложность, неопределенность ситуации, выражают общее отношение к ней. Оно отражается в поведении, поступках, реакциях каждого из участников группы.
До сих пор понятие «общественное мнение» не получило единого определения. Скажем так: это набор убеждений, суждений по какому-то вопросу, которые пропагандирует, принимает группа, большая часть общества. Это состояние массового сознания.
Для изучения общественного мнения социологи и психологи пользуются следующими методами исследования:
Сам феномен известен давно, но пристальному изучению подвергся в XX веке. Сначала изучением феномена занялась социология, а затем психология. Рассмотрим каждую из теорий подробнее.
В социологии
В социологии под этим понимают отношение большинства к событиям, которые происходят в обществе. Оно отражает общую позиции людей по какому-то вопросу, выражает их интересы. Общество состоит из групп, у каждой из них есть свое мнение. Оно и внутренне и общественное одновременно.
В психологии
В психологии его рассматривают как зеркало, отражающее состояния общества. Оно отражает реальность, показывает усредненное мнение людей по какому-то вопросу, усредненную систему ценностей, убеждений. Оно отражает среднестатистическую оценку действительности, диктует нормы поведения в конкретной ситуации.
Как средство манипуляции
Манипулируя убеждениями общества, можно управлять городами, странами. Подчинять себе людей и управлять их поведением.
Популярные методы манипулирования общественным мнением:
- внушение;
- обобщение, преувеличение (один случай выдают за статистику);
- запуск слухов;
- игра на эмоциях через криминальные новости;
- представление альтернативы по принципу «меньшее из зол» (манипулятору нужно, выгодно именно «меньшее зло»);
- пропаганда выгодной информации;
- замалчивание фактов;
- предоставление информации по частям, что мешает адекватно воспринимать реальность, видеть общую картину;
- превращение лжи в правду при помощи частого повторения ложной информации;
- мистификация.
Признаки
Какое мнение можно считать общественным:
- то, которое включает убеждения отдельных личностей строго в отношении этой ситуации (в другой ситуации их мнение по тому же вопросу может отличаться);
- то, которое выразили публично, до этого оно считается индивидуальным;
- то, которое четко определено, сохраняется в течение долгого времени.
Свойства
К свойствам относится:
- охват;
- распространенность (по субъектам);
- направленность;
- поляризованность;
- распространение (география, социальные слои);
- интенсивность;
- устойчивость;
- скорость формирования;
- непротиворечивость.
Если анализировать феномен как социальный институт, то можно назвать следующие свойства:
- зрелость,
- направленность,
- ориентированность,
- действенность.
Сознание большинства содержит негативные или позитивные убеждения (по полярности), а также оценочные, аналитические, конструктивные суждения (по содержанию).
Структура
В структуру входит объект и субъект. Объект – какое-либо событие (процесс, факт, явление). При изучении объекта важно обращать внимание на то, правильно ли субъекты понимают проблему, и на то, что именно в объекте привлекло их внимание. Субъект – люди, которые выражают оценочные суждения относительно объекта. Субъект имеет свою структуру: классы, общности, слои, группы. Включаются те группы, для которых проблема имеет наибольшее значение.
Что еще входит в структуру:
- оценки (суждения большинства, даже если они ошибочны);
- знания социума (теория и практика);
- чувства и эмоции;
- социальные установки;
- воля.
Таким образом, в структуру общественного мнения входит эмоциональный, волевой и рациональный аспект.
Сущность и функции
Итак, в чем же суть общественного мнения:
- это вывод всего общества (большей части социума) по какому-то конкретному вопросу;
- это отражение интересов и потребностей общества;
- это регулятор поведения субъектов;
- это результат объединения, взаимодействия членов социума.
Групповое убеждение может быть ложным, если субъекты руководствуются слухами и домыслами, а не реальными фактами.
Функции общественного мнения:
- Социальный контроль. Народ может поддержать или затормозить реализацию какой-то идеи.
- Экспрессия. При помощи ответных реакций, оценок общество может регулировать деятельность каких-либо организаций.
- Консультирование. Опросы среди народа помогают решать важные, насущные проблемы.
- Директива. Народ имеет право голоса и может участвовать в принятии серьезных решений.
Как формируется общественное мнение
Формирование может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим подробнее механизм, этапы, факторы формирования.
Механизм формирования
Для того чтобы сформировалось общественное мнение, должны быть соблюдены конкретные условия:
- острота проблемы, актуальность и социальная важность, практическая значимость (объект всегда затрагивает политическую, экономическую, духовную или другую важную часть жизни общества);
- возможность для дискуссии (проблема должна подразумевать наличие альтернативных убеждений, разницы взглядов, двусмысленности);
- компетентность, культурная или информационная просвещенность, образованность (общество должно понимать, о чем идет речь, разбираться в вопросе).
Таким образом, общественным может быть только то мнение, которое соответствует всем трем критериям: значимость, дискуссионность, компетентность.
Этапы формирования
Общественное мнение формируется в три этапа:
- Зарождение. У общества возникает интерес к какому-либо явлению, отдельные группы дают ему свою оценку. Народ стремится к поиску, получению новой информации.
- Формирование. Члены социума обмениваются своими суждениями, на их основе формируется групповое отношение.
- Функционирование. Большинство начинает поддерживать групповое отношение, подстраивает свое поведение под него.
Социологи выделяют еще четвертый этап – спад (интерес к проблеме снижается). Почему это происходит: проблема решена или ее нельзя решить, возникла более серьезная проблема.
Факторы, которые влияют
На формирование группового отношения влияют:
- слухи,
- сплетни,
- факты,
- слова авторитетных лиц,
- чьи-то убеждения.
То есть общее отношение по какому-либо вопросу формируют СМИ, социальные институты и отдельные личности. Обычно психологи и социологи сводят источники к двум позициям: личное наблюдение за другими членами социума и СМИ. Уделим особое внимание влиянию СМИ на общественное мнение.
Общественное мнение и СМИ взаимосвязаны. Основное средство влияния СМИ – стереотипизация. При помощи определенных стереотипов поведения, мифов иллюзий они вызывают те эмоции, которые нужны, например, страх, радость, восторг. СМИ показывают людям такую картину мира, которая вызовет у них реакции, нужные правительству. Но в то же время каждый участник общества может влиять на СМИ, например, через интернет.
Общественное мнение и общественное сознание
Социум диктует, что осуждать, а что хвалить, что скрывать, а что поддерживать, как себя вести можно, а как лучше не стоит. Общественное мнение – это состояние общественного сознания. Отражает скрытое или явное отношение людей к каким-либо явлениям действительности. Если убеждения какого-то человека не совпадают с убеждениями большинства, то он предпочитает отмалчиваться. Эта закономерность наблюдается во всех сферах жизни. Таким образом, групповое отношение и сознание регулируют поведение отдельных людей.
Влияние общественного мнения на человека
Социум диктует человеку, как он должен себя вести, каких норм придерживаться. Общество учит человека нести ответственность за свои слова и поступки. Социум воспитывает и перевоспитывает, он формирует традиции, привычки, обычаи. Массовое сознание диктует общие для всех нормы жизни, ограничивая свободу и покушаясь на индивидуальность. Найти баланс между общественным и индивидуальным – одна из главных задач жизни любого человека.
Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию, каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе.
Зависимость от общественного мнения
Как быть собой и не думать, что скажут люди, но при этом поддерживать хорошие отношения с социумом? Зависимость от взглядов других связана со страхом критики и осуждения, которому общество может подвергнуть человека. Далеко не каждый может выступить против большинства. Однако это важно делать, потому что зависимость препятствует развитию, самореализации. Страх делает человека пассивным, лишает мечтаний и устремлений. Проблема в том, что человек не может жить вне социума, но и подчиняться ему во всем не лучший вариант. Что же остается?
Как перестать зависеть от общественного мнения
Прежде всего, нужно принять тот факт, что все люди зависят от других. Кто-то в меньшей степени (волевые, уверенные в себе люди), а кто-то в большей степени (неуверенные индивиды с комплексами и страхами), но исключений нет. Так что совсем избавиться от зависимости не получится. Так устроен человек, что нам нужно учитывать убеждения большинства, оглядываться на других людей, если мы хотим чего-то добиться в жизни.
Разнообразие взглядов обусловлено разным жизненным опытом людей, разными интересами, спецификой восприятия. Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию. Помните о том, что отношение большинства переменчиво. Мы уже сказали, от чего это зависит. При определенной доли уверенности в себе, арсенале фактов и аргументов вы сами можете сделать свои убеждения всенародными. Каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе.
Источник