- Расчет и учет отложенных налоговых обязательств
- Определение и возникновение отложенных обязательств
- Отражение отложенных налоговых обязательств в бухучете
- Списание отложенных обязательств по налогам
- Проведение инвентаризации отложенных налоговых обязательств
- Налог на прибыль: установление действительных налоговых обязательств по результатам ВНП
- Из истории вопроса.
- Установление фактических обязательств по налогу на прибыль в случае доначисления иных налогов в рамках ВНП.
- Определение действительного налогового обязательства при переквалификации статьи затрат.
- ИФНС должна определить действительный размер налоговых обязательств и в случаях, когда организации вменяется дробление бизнеса.
- Действительный размер налоговых обязательств и учет доходов (расходов) при получении субсидий.
Расчет и учет отложенных налоговых обязательств
Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Из-за существующих расхождений при учитывании расходных и доходных статей для подсчета налога на прибыль и для бухгалтерского учета образуется расхождение по размеру начисляемой к оплате суммы по прибыли по методике бухчета и указываемой в декларации по учету налогообложения.
Определение и возникновение отложенных обязательств
Образующееся несоответствие по начисляемой налоговой сумме отражается специальной отчетностью (по положению ПБУ 18/02 для учета расчетов по налогу по прибыли).
По ПБУ показатели разделяются на два вида: временные и постоянные. К первым относят отражаемые в одно время (период) в качестве затрат/поступлений и учитываемые в иной период для обложения. Показатели второго типа в виде поступлений или трат не учитываются по облагаемой базе, но учитываются по бухучету либо наоборот. Следствием образующегося несоответствия по размеру прибыли до налогообложения, большей по поступлениям по бухгалтерской методике учета, чем по налоговой, стало появление отложенного налогового обязательства (ОНО).
ОНО представляет собой отложенную часть налога по прибыли, вызывающую повышение размера налога по прибыли в будущих временных отчетных периодах. Признание указанных обязательств производится в цикле, где произошло образование соответствующих временных разниц.
ОНО = Временные разницы, подлежащие обложению * величина отчисления с прибыли (ставка)
Причинами образования временных разниц, принимаемых к налогообложению, могут быть:
- различие методик подсчета амортизации в двух вариантах учета (по налогам, бухгалтерскому методу);
- различие видов учета расходных операций: по кассовому методу в бухучете и по налоговому способу методом начислений;
- несовпадение в бухучете и при налогообложении методик отражения процентных выплат, производимых предприятиями при использовании привлеченных заемных средств (ссуд, кредитов);
- перенос сроков (отсрочка) или оплата частями (рассрочка) налоговых платежей по прибыли.
Отражение отложенных налоговых обязательств в бухучете
Для отображения налоговых отложенных обязательств в документации бухучета используется кредит 77 счета в паре с дебетом 68 счета (для расчетов по налогам и сборам). По отчетности об убытках и прибыли отображение учитывается в стр.2430, по балансу – в стр. 1420.
К сведению! Налоговые обязательства отложенного типа не должны смешиваться с постоянными налоговыми активами. Источник для появления последних — в образующихся постоянных расхождениях по методам учета, бухгалтерскому и налоговому. В последующих периодах постоянные разницы не подвержены исчезновению (как облагаемые и отнимаемые). Постоянные активы связаны с отражением определенных затрат только в одном методе учета – в налоговом. К примеру, сумма амортизационной премии по капитальным вложениям не находит выражения в бухгалтерской премии, потому как подобного понятия не существует в бухучете.
Пример расчета 1. Предприятие приобрело по лизингу производственный инструмент стоимостью 750 000 руб. при сроке использования равном 7 годам. По бухучету амортизация приобретения составила 50 000 руб., по налоговому методу – 150 000 руб., за счет коэффициента 3. До расчета и обложения прибыль в первом случае достигла 600 000 руб., во втором облагаемая база — 500 000 руб. Налоговая ставка по прибыли — 20%.
Разница между двумя значениями амортизации, составившая 100 000 руб. (150 000 руб. – 50 000 руб.), представляется временной, поскольку через 7 лет сумма полностью будет учтена как самортизированная по обоим способам учета.
Указанная разница ведет к образованию ОНО, равному в рассматриваемом примере 20 000 руб. (100 000 руб. * 20%).
Правильность расчета должна подтверждаться одинаковыми размерами налога по методике ПБУ и в декларации.
Текущий налог (ПБУ) = 100 000 руб. = налоговый расход по прибыли (условный) – ОНО = 120 000 руб. (прибыль в 600 000 руб. * 20%) – 20 000 руб.
Налог с прибыли, указываемый в декларации = 100 000 руб. = облагаемая база в 500 000 руб. * 20%.
Списание отложенных обязательств по налогам
При понижении объема временных разниц производится снижение и списание налоговых обязательств отложенного характера. Операция сопровождается проводкой по счетам: Дт 77 («ОНО») / Кт 68 («Расчеты по налогам»).
Пример расчета 2. По всему объему учитываемых по облагаемой базе временных разниц к началу периода (500 000 руб.) рассчитано отложенное обязательство, равное 100 000 руб. (500 000 руб. * 20%). Запись по счетам операции по начислению 100 000 руб.: Дт 68 / Кт 77.
К концу учитываемого периода произошло частичное списание временных разниц, составивших в общей сумме 200 000 руб. В связи с чем начисленные отложенные обязательства составляют 40 000 руб. (200 000 руб. * 20%).
Ранее начисленная отложенная сумма подлежит списанию в размере 60 000 руб. (100 000 руб. – 40 000 руб.). Запись операции по списанию 60 000 руб. по счетам: Дт 77 / Кт 68.
В случае выбытия объекта, в связи с которым были образованы налогооблагаемые разницы, начисленное обязательство подлежит списанию полностью. Выполняемая в таком случае операция будет отражаться с использованием счетов 77 (Дт) и 99 (Кт) («Прибыли, убытки»).
Пример расчета 3. Первоначальная стоимость учитываемого на балансе компании основного средства равна 1 000 000 руб. Расчет амортизации к концу учитываемого периода выполнен разными методами и составил 300 000 руб. по бухучету и 600 000 руб. по облагаемому учету. Временная облагаемая налогом разница по рассматриваемому объекту составила 300 000 руб. (600 000 руб. – 300 000 руб.). Отложенная налоговая сумма — 60 000 руб. (300 000 руб. * 20%).
Начисление суммы (60 000 руб.) выполнено проводкой по счетам: Дт 68 / Кт 77.
При реализации — продаже — основного средства требуется списание отложенного обязательства. Операция по списанию 60 000 руб. по счетам будет выглядеть: Дт 77 / Кт 99.
К сведению! При понижении ставки налога по прибыли отложенные обязательства также подлежат списанию, а в случае повышения ставки производится доначисление ОНО. Проводка затрагивает Дт 84 сч. («Прибыль нераспределенная») / Кт 77 сч. При уменьшении выполняется обратная проводка.
Проведение инвентаризации отложенных налоговых обязательств
По каждому предприятию имеющиеся обязательства и активы подлежат обязательной инвентаризации для определения реального присутствия объектов и сопоставления его с учетными сведениями (ФЗ № 402, 06.12.2011).
Определение фактического наличия отложенных налоговых сумм производится в результате сравнения имеющихся сведений, полученных по обоим методам учета. При получении несоответствий между показателями затрат или доходов требуется выявить причины и определить период их возникновения.
Остатки на счете 77 могут образоваться не только из-за превышения налоговых затрат над бухгалтерскими или доходов по бухучету над налогооблагаемыми, но и из-за ошибок в прошедших периодах отчетности, произошедших в результате:
- неотражения в учете полного погашения ОНО или сокращения его величины;
- несписания ОНО в ситуации выбытия обязательств, активов, служивших основанием для начисления суммы;
- записи в виде временной, а не постоянной разницы облагаемых и бухгалтерских трат и поступлений.
Если обнаруженное в ходе сверки расхождение, приведшее к появлению ОНО, существует, то отложенное обязательство должно отображаться в учете. Если обнаруженная причина, приведшая к появлению ОНО, позже аннулирована в одном из минувших периодов без привязки к ОНО, то расхождение должно быть зарегистрировано в бухучете. Периодом регистрации считается отчетный период, в котором проведена инвентаризация.
Списание обнаруженных при целевой проверке отложенных обязательств может быть проведено в последующем как:
- Списание ошибки. Удаление суммы (Дт 77 сч. / Кт 68 сч.) допускается при обнаружении налогового обязательства (по прибыли), не оприходованного по 68 счету и равного значению ОНО (Приказ МФ РФ № 63, 28.06.2010). В иных ситуациях корректировка производится сопоставлением с остатками прибыли/убытков (сч. 99) или со счетом нераспределенной прибыли (сч. 84).
- Списание прибыли прошедших периодов. Способ применяется при необнаружении причин образования и несписания из учета отложенных обязательств. ОНО списывается в качестве установленной в периоде отчета прибыли минувших периодов (Дт 77 сч. / Кт 99 сч.) на основании приказа руководства предприятия, издаваемого по результатам инвентаризации и сведениям из подготовленной бухгалтерской справки.
К сведению! На прочие доходы отнесение ОНО производится с использованием счета 99, но не счета 91 (учет иных затрат или доходов). В будущем отсутствует влияние на значение налога по прибыли со стороны прежде образовавшейся временной разницы, поэтому корректировкой ОНО регулируется величина условного дохода по налогу по прибыли (Приказ МФ РФ № 94, 31.10.2000). Подобным же образом оценивается списание ОНО после инвентаризации (на иные доходы).
Источник
Налог на прибыль: установление действительных налоговых обязательств по результатам ВНП
Автор: Ермошина Е.Л., редактор журнала
В последние несколько лет в арбитражной практике все чаще стало использоваться выражение «действительное налоговое обязательство» или «фактическое налоговое обязательство». Суть его заключается в следующем.
Положения ст. 17, 53, 54 НК РФ предусматривают, что проверка правильности исчисления налога предполагает в том числе проверку правильности исчисления налоговой базы. Налоговый орган обязан проверять правильность формирования налогоплательщиком расходной части не только в плане ее завышения, но и в части, которую налогоплательщик не учел, но должен был учесть (то есть в части занижения).
При этом размер доначисляемых налоговым органом налогов должен соответствовать действительной налоговой обязанности налогоплательщика, определяемой с учетом всех положений гл. 25 НК РФ, влияющих как на увеличение, так и на уменьшение налоговой базы.
Далее на примерах рассмотрим, в каких случаях налоговики по результатам выездной налоговой проверки (ВНП) должны определять действительное налоговое обязательство.
Из истории вопроса.
Несколько лет назад налоговое ведомство в целях единообразного применения норм Налогового кодекса рекомендовало нижестоящим налоговым органам руководствоваться следующим.
В случае если обнаружение недоимки по одному налогу согласно положениям НК РФ влечет уменьшение иного связанного с ним и подлежащего уплате налогоплательщиком налога, налоговым органам необходимо учитывать, что п. 8 ст. 101 НК РФ не предусмотрено отражение в решении уменьшенных по результатам налоговой проверки налогов. (Иными словами, если в ходе ВНП произведены доначисления налогов, которые в силу пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ отражаются в прочих расходах, то инспекция не обязана учитывать их с целью корректировки базы по налогу на прибыль.)
В то же время невключение инспекторами по результатам проверки в расходы доначислений по иным налогам не лишало налогоплательщиков права на подачу «уточненки» по налогу на прибыль в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.
Такие рекомендации были даны в п. 1 Письма от 29.08.2011 № АС-4-2/14018, который Письмом от 07.06.2018 № СА-4-7/11051@ был признан утратившим силу в связи со сложившейся судебной практикой.
Установление фактических обязательств по налогу на прибыль в случае доначисления иных налогов в рамках ВНП.
В вышеупомянутом Письме № СА-4-7/11051@ ФНС в целях единообразного применения норм Налогового кодекса в связи со сложившейся судебной практикой направила рекомендации по вопросу установления налоговыми органами действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в ходе выездных налоговых проверок. В этом документе говорится следующее.
Согласно п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270.
В силу п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата начисления налогов (сборов).
Руководствуясь данными нормами, ВС РФ в определениях от 30.11.2016 № 305-КГ16-10138 и от 26.01.2017 № 305-КГ16-13478 пришел к выводу о том, что по смыслу ст. 89 НК РФ налоговый орган, доначислив по результатам ВНП налоги, учитываемые в прочих расходах, обязан уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму этих доначислений при условии, что налог на прибыль организаций входит в предмет выездной налоговой проверки.
В Определении от 21.02.2017 № 305-КГ16-14941 по делу № А40-89628/2015 Верховный суд указал: при отсутствии права на налоговые вычеты налогоплательщик сохраняет право на учет «входного» НДС в расходах по налогу на прибыль, из чего следует, что не должна возникать ситуация, при которой доначисление налога на прибыль будет сделано без учета обязательств по НДС.
Президиум ВС РФ 16.02.2017 утвердил позицию по данному вопросу в п. 32 Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2017). В рамках дела № А78-7409/2013 рассматривался вопрос определения момента включения в расходы по налогу на прибыль доначисленных сумм по НДПИ. По мнению налогового органа, таким моментом является дата вступления в силу соответствующего решения налогового органа. Однако суды пришли к выводу, что, исходя из необходимости установления налоговым органом в ходе налоговых проверок действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в проверяемом периоде, инспекция была обязана уменьшить базу по налогу на прибыль на сумму начисленного НДПИ в проверяемом периоде (Определение ВС РФ от 09.10.2014 № 302-КГ14-2143).
В Определении ВС РФ от 19.01.2018 № 305-КГ17-14988 по делу № А41-17865/2016 судом указано: результатом налоговой проверки не может выступать доначисление недоимки, которая не должна была возникнуть у проверяемого лица при надлежащем соблюдении им требований законодательства о налогах и сборах, что свидетельствует о необходимости в ходе налоговой проверки установления действительных налоговых обязательств налогоплательщиков, так как в силу п. 4 ст. 89 НК РФ предметом ВНП является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Также следует отметить, что судами при рассмотрении споров учитываются и обстоятельства возможности (невозможности) определения действительных налоговых обязательств проверяемых налогоплательщиков налоговыми органами.
Указание в Определении ВС РФ от 30.11.2016 № 305-КГ16-10138 по делу № А40-126568/2015 о необходимости уменьшения базы по налогу на прибыль на сумму доначисленного налога при условии, что налог на прибыль организаций входит в предмет ВНП, свидетельствует о необходимости установления действительных налоговых обязательств, если у налогового органа такая возможность имеется.
В Определении ВС РФ от 16.12.2015 № 305-КГ15-13277 по делу № А40-171350/2014 отмечено: при проведении выборочным методом предыдущей ВНП, охватывающей налоговый период 2009 года, инспекцией не проверялась и не оценивалась правомерность расходов налогоплательщика на освоение природных ресурсов, в связи с чем суды отклонили довод общества о том, что невключение спорных расходов в базу по налогу на прибыль за 2009 год повлекло возникновение у общества переплаты по налогу на прибыль за указанный период.
По делу № А26-10106/2014 суды, рассматривая эпизод, связанный с отражением обществом в 2011 году не учтенных в целях исчисления налога на прибыль организаций расходов, понесенных в 2005, 2008 и 2009 годах, указали на отсутствие у инспекции возможности определения действительных налоговых обязательств общества за периоды, находящиеся за пределами проведения ВНП, в связи с чем признали правомерным выводы инспекции о неподтверждении налогоплательщику убытков прошлых лет. Данные выводы были поддержаны в Определении ВС РФ от 19.04.2016 № 307-КГ16-3169.
Определение действительного налогового обязательства при переквалификации статьи затрат.
Установление размера действительного налогового обязательства требуется и в случае, когда одна статья расходов в результате налоговой проверки заменяется на другую, при этом порядок включения этих затрат в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль меняется.
Поясним на примере Постановления АС ВВО от 11.06.2019 № Ф01-1532/2019 по делу № А29-494/2018.
В ходе выездной проверки было установлено, что АО включало в состав затрат, уменьшающих базу по налогу на прибыль организаций, материальные расходы, в то время как, по мнению налоговиков, затраты должны быть включены в состав амортизируемого имущества и учитываться не единовременно, а через механизм начисления амортизации.
Судьи отметили, что, проведя переквалификацию материальных затрат в расходы на создание амортизируемого имущества, инспекция должна была определить действительные налоговые обязательства налогоплательщика, рассчитав их с учетом права АО на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль на сумму амортизации за проверяемый период, на сумму недоначисленной амортизации по основным средствам в случае их ликвидации и т. д.
Отсутствие учета доходов и расходов, объектов налогообложения, ведение учета с нарушением установленного порядка не являются основаниями для отказа в уменьшении дохода на сумму произведенных расходов в силу того, что определение сумм реальных налоговых обязательств и сумм подлежащих уплате в бюджет налогов – одновременно и право, и прямая обязанность налогового органа.
В силу положений ст. 256, 257, 258 НК РФ для правильного и своевременного начисления амортизации необходимо определить первоначальную стоимость амортизируемого имущества, установить срок его полезного использования, определить метод начисления амортизации, дату начала и прекращения начисления амортизации. Такие действия инспекцией не выполнены; соответствующие расчеты не произведены. Следовательно, корректировка налоговых обязательств, проведенная инспекцией, не соответствует требованиям гл. 25 НК РФ, что, в свою очередь, нарушает права и законные интересы налогоплательщика и свидетельствует о незаконности доначислений по данному эпизоду решения инспекции.
ИФНС должна определить действительный размер налоговых обязательств и в случаях, когда организации вменяется дробление бизнеса.
Некоторые организации, пытаясь уменьшить свою нагрузку по налогу на прибыль, занимаются дроблением бизнеса. В результате такого дробления вместо одной крупной организации появляется несколько компаний поменьше, которые начинают выполнять часть ее функций. Как правило, эти компании применяют спецрежимы (УСНО или спецрежим в виде ЕНВД). Нередко дробление бизнеса носит формальный характер и проводится с целью получения необоснованной налоговой выгоды.
В Письме ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ представлен обзор арбитражной практики, связанной с установлением фактов получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности между подконтрольными взаимозависимыми лицами.
В этом письме, в частности, определены общие признаки, свидетельствующие о согласованности действий участников схем дробления бизнеса с целью ухода от исполнения налоговой обязанности. В нем также налоговое ведомство отметило, что при доказывании в судах фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды в результате использования схем дробления бизнеса важным вопросом является правильное определение действительного размера и структуры налоговых обязательств налогоплательщика.
Налоговые органы должны определить налоговую базу с учетом не только полученных участниками схемы доходов, но и понесенных ими расходов. В противном случае, как показывает арбитражная практика, установленный в рамках судебного разбирательства факт неправильного определения действительного размера налоговых обязательств является основанием для признания недействительным акта налогового органа.
Например, в Постановлении ФАС ВСО от 27.06.2013 по делу № А19-18472/2012 судьи проверили приведенный в оспариваемом решении инспекции расчет налога на прибыль, который должен быть уплачен обществом. Они признали неверным методический подход налоговиков в связи с тем, что обществу вменялись доходы взаимозависимых контрагентов и не учитывались расходы. Таким образом, расчет не отражал действительные обязательства общества по уплате налога на прибыль и был признан арбитрами не соответствующим положениям гл. 25 НК РФ.
Проанализировав арбитражную практику, ФНС рекомендовала своим инспекциям принимать во внимание следующую совокупность обстоятельств в ходе доказывания получения необоснованной налоговой выгоды:
в расчете налоговой базы должны учитываться не только доходы участников схемы, но и их расходы;
применение той или иной налоговой ставки с учетом установленных фактических обстоятельств и имеющихся документов должно быть надлежаще обосновано;
в обязательном порядке необходимо обеспечивать наличие в акте и решении подробного расчета, объясняющего методику производимых доначислений налогов проверяемому налогоплательщику;
нужно принимать исчерпывающие меры, направленные на подтверждение правомерности расчета налоговым органом действительных налоговых обязательств проверяемого налогоплательщика: получение документального подтверждения его доходов и расходов путем истребования документов у него самого и его контрагентов, получение банковских выписок и сведений об иных аналогичных налогоплательщиках;
надо учитывать возражения налогоплательщика относительно правильности расчетов с учетом подтверждающих документов.
Действительный размер налоговых обязательств и учет доходов (расходов) при получении субсидий.
В Постановлении АС ЗСО от 16.11.2018 № Ф04-4920/2018 по делу № А81-1671/2018 рассматривалась следующая ситуация. Между МУП и городским департаментом было заключено соглашение о предоставлении субсидии, предметом которого является выделение предприятию бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на цели подготовки в осенне-зимний период объектов муниципальной собственности. Предоставляемая субсидия имела строго целевое назначение и не могла быть использована в целях, не предусмотренных соглашением.
Предприятие, определяя базу по налогу на прибыль, учло расходы, осуществленные за счет целевых средств, за что и было привлечено к налоговой ответственности при проведении ВНП.
Судьи поддержали налоговиков, руководствуясь положениями пп. 14 п. 1 ст. 251, 252, п. 17, 49 ст. 270 НК РФ и учитывая правовую позицию КС РФ, изложенную в Определении от 16.07.2009 № 950-О-О. Было отмечено: в целях определения действительных налоговых обязательств предприятия расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, при формировании облагаемой базы по налогу на прибыль не могут учитываться, поскольку предоставленные из муниципального бюджета денежные средства, использованные на приобретение материала (оборудования), фактически являются затратами районной администрации, а не затратами предприятия.
Источник