Оценка массы тел без весов
Урок обобщения. 9-й класс. Инженерный профиль
Знания, не рождённые опытом, матерью всей достоверности, бесплодны и полны ошибок.
Леонардо да Винчи
Эффективность учебного процесса во многом зависит от того, насколько сознательно учащиеся участвуют в нём. Ученик – не пассивный слушатель, а скорее помощник и даже коллега учителя в решении проблемных ситуаций, создаваемых им на уроках. К числу таких уроков относится и представленный урок решения экспериментальных задач.
Цели урока: оценить значимость законов механики для решения практических задач; научиться грамотно оценивать результат эксперимента и погрешности измерения.
План-конспект урока
I этап. Вступительное слово учителя: определение целей и задач урока, запись темы урока, ознакомление учащихся с правилами работы и ходом защиты экспериментальных задач. Общий обзор предложенных задач, их краткий анализ.
II этап. Защита задач с проведением эксперимента и обязательной оценкой погрешности измерения. Каждая задача обсуждается, зачитываются соответствующие законы механики. Во время подготовки четырёх учеников у доски (задача 2 выполняется вдвоём) класс фронтально выполняет экспериментальную задачу: оценивают массу и плотность стекла, имея мензурку с водой и пробирку. Результаты этой работы также обсуждаются.
III этап. Подведение итогов урока, оценка его значимости учащимися.
IV этап. ДЗ: 1) оцените массу тела, вес которого больше пределов измерения динамометра; 2) оцените максимальную силу натяжения, которую может выдержать леска. Оборудование: леска d = 0,1–0,2 мм, гиря массой 0,5–1 кг, линейка.
Задача 1. Оценка массы тела с использованием рычага (предложил Антон Бухман)
Оборудование: тело, массу которого надо оценить; тело произвольной массы; мерный цилиндр; вода или другая жидкость известной плотности; рычаг.
Ход работы
1. Уравновешиваем на рычаге (линейке длиной l и массой mл) два тела массами m1 и m2; m1 надо определить, m2 – произвольная.
Запишем условие равновесия для тела, способного вращаться на оси:
2. Опустим тело массой m1 в воду и снова добьёмся равновесия рычага.
С учётом условия равновесия для рычага запишем:
Заменим m2 на m1•l1/ l2 и учтём, что где V1 – объём тела массой m1:
(m1–FA)l3 = m1
• l1; (m1 –
•V1)l3=m1•l1.
Оценка погрешности. Из конечной формулы видно, что погрешность может быть допущена при введении , а также при измерении V1, l3 и l1. Оценим погрешность для каждой величины.
1000 кг/м 3 . Принято считать, что
(погрешность констант). Тогда:
(с1 – цена деления);
– тело m1 должно иметь плотность больше плотности воды;
– погрешность тем меньше, чем ближе плотность тела к плотности воды
Задача 2. Оценка массы тела методом гидростатического взвешивания (предложили Наташа Щукина, Галина Волкова)
Оборудование: штатив, муфта, лапка, пружина, лист белой бумаги, сосуд с водой, мерный цилиндр, тело неизвестной массы, линейка с ценой деления c = 0,001 м,
Ход работы
1. Соберём установку по рисунку.
2. Определим положение свободного конца пружины х0 и примем его за начало отсчёта удлинений пружины.
3. Подвесим к свободному концу пружины тело неизвестной массы и измерим с помощью линейки удлинение пружины x1:
Условие равновесия: m=Fупр, где Fупр = kx1, следовательно, m
=kx1.
4. Опустим тело на пружине в сосуд с водой и измерим новое удлинение x2:
Тогда условие равновесия запишется так: m = FA + kx2.
Сила Архимеда FA=, значит, mg=
5. Определим объём тела с помощью мензурки с водой: V=0,000 020 м 3 ±0,000 002 м 3 .
6. Из уравнений m=kx1 и mg=
+kx2 найдём
и искомую массу тела:
7. Найдём относительную погрешность. Неточность в измерениях мы допускали при определении x1, x2 и V, значит,
Найдём абсолютную погрешность:
= 0,1511 кг • 0,21 = 0,0320 кг.
Вывод: один из способов достаточно точного определения массы без помощи весов – это метод гидростатического взвешивания
Задача 3. Оценка массы тела с использованием закона сохранения импульса (предложила Татьяна Почаевец)
Оборудование: две монеты (масса одной известна, другой – нет), деревянная линейка (с=1 мм), наклонная плоскость.
Ход работы
1. Устанавливаем монету неизвестной массы m2 у основания наклонной плоскости, а монету известной массы m1 пускаем по ней.
2. Когда монета переходит на горизонтальную плоскость, происходит нецентральный удар с монетой неизвестной массы m2. Записываем закон сохранения импульса в проекции на горизонтальную плоскость: р=р1+р2, где – импульс системы до соударения, р1+р2 – импульс системы после соударения, р1=m1u1, р2=m2u2.
3. Убрав тело m2, опять пускаем с той же высоты тело m1. Измеряем тормозной путь АВ и, применяя закон сохранения энергии для незамкнутой системы, оцениваем
4. Аналогично, измеряя тормозные пути АЕ и CD, определяем u1 и u2 соответственно:
(Судя по рисунку, дроби KN/DN и AM/AE надо поменять местами.Ответ будет другой. – Ред.)
Сделав несложные преобразования, получим:
5. Использовав в качестве тел монеты, получили: m1=0,0064кг, AB=0,1м, AE=0,079м, AM=0,01м, ND=0,064м, CD=0,054м, NM=0,065м, m2=0,0021кг.
При измерении массы монеты взвешиванием получили m2 = 0,0019 кг. Отсюда относительная погрешность
1. Идея задачи 3 неплохая, но исполнение вызывает ряд замечаний. Не дано чёткого определения точек отсчёта измеряемых отрезков и места нахождения m2 (в частности, неясно, что такое ND и CD).
2. Для оценки погрешности важно провести несколько измерений, а не одно.
3. Правильность решения физической задачи легко оценить, задавая простые частные условия. В данном случае: при центральном соударении и равных массах тел коэффициент при m1 должен обращаться в решении в 1, а тормозной путь второго тела должен быть равен АВ, что явно из ответа не следует.
Галина Александровна Петухова – выпускница Тульского ГПИ им. Л.Н.Толстого, заслуженный учитель РФ, пятикратный Соросовский учитель, педагогический стаж 40 лет. Самые дорогие для неё люди – это её ученики. И они отвечают учительнице любовью. Ученики Галины Александровны неоднократно становились победителями городских, областных и зональных олимпиад по физике. Многие выпускники выбрали профессию учителя. Галина Александровна увлекается музыкой, поэзией, театром, творчески подходит к любому начинанию, работает с энтузиазмом и выдумкой.
Источник
Как можно измерить массу
Массу тела можно измерить с помощью весов путем взвешивания. А как быть, если весов нет. Можно ли массу тела измерить другими способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Способы измерения массы тела | 772.19 КБ |
Аннотация к работе «Способы измерения массы тела» | 14.02 КБ |
Отзыв на работу «Способы измерения массы тела» | 25 КБ |
Приложение к работе с описанием копилки способов измерения массы тел | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Все тела в окружающем мире: Земля, Луна, Солнце, человек, учебник обладают массой. Каждый человек в жизни хотя бы раз измерял физические величины, в том числе и массу.
В работе можно найти ответы на вопросы: Как появился эталон массы? Где он хранится в России? Какова этимология понятия масса? Как можно классифицировать весы?
Массу тела можно измерить с помощью весов. А как быть, если весов нет? Можно ли измерить массу тела другими способами?
Я нашла способы определения массы тела без весов. Составила копилку с описанием способов. Некоторые из них я выполнила на практике сама и определила массу тел.
Изготовила модель рычажных весов. Пошаговое описание изготовления модели приводится в работе.
Опыт не только учит: он увлекает, заставляет лучше понимать то явление, которое он демонстрирует. Ведь известно, что человек, заинтересованный в конечном результате, обязательно добивается успеха.
Предварительный просмотр:
на работу «Как можно измерить массу тела?»
ученицы 10 А класса,
социально-гуманитарного профиля МБОУ «СОШ № 14»
В основе своей физика — экспериментальная наука: все её законы и теории основываются и опираются на опытные данные. Экспериментальная физика исследует явления природы в заранее подготовленных условиях. Но не всегда на уроках нам хватает времени на постановку и демонстрацию интересных экспериментальных задач, опытов, лабораторных работ, выходящих за рамки учебной программы.
В своей работе Светлана изучила достаточное количество литературы, связанной с темой, нашла классификацию весов, сделала копилку способ определения массы тела, которую можно применять на практике в качестве дидактического материала. Изготовленная модель рычажных весов может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках физики и в начальной школе на уроках окружающего мира и технологии.
Работая над темой, Светлана показала свое умение работать с литературными источниками, анализировать полученную информацию, делать выводы, самостоятельно проводить эксперименты. Работа достигла поставленных целей, способствовала развитию поисковых, исследовательских, творческих способностей и познавательного интереса ученицы к экспериментальной физике.
Материал данной работы можно использовать на уроках и во внеурочное время, а также в начальной школе.
Руководитель: учитель физики Ветрова О.М.
Предварительный просмотр:
Копилка способов измерения
физической величины – массы тела.
Измерить физическую величину можно разными способами: прямыми и косвенными. Я предлагаю несколько косвенных способов измерения массы тела.
1 способ. Измерение массы твердого тела из известного материала.
Цель: определить массу тела.
Приборы и материалы: физическое тело, измерительный цилиндр (мензурка).
— Найти в таблице плотностей плотность вещества, из которого изготовлено тело в кг/м 3 или г/см 3 .
— Измерить объем твердого тела (V) с помощью измерительного цилиндра (мензурки):
V=V 2 – V 1 , где V 1 объем воды, V 2 объем воды и тела.
— Вычислить массу твердого тела по формуле m=Vρ
Источник