Определение массы навалочных и наливных грузов
Для определения массы навалочных сыпучих грузов расчетным путем используется их объемная масса. Так как эти грузы представляют собой большое количество частиц различных размеров и форм, то между отдельными частицами и внутри них есть свободные пространства, возникающие в результате неплотного прилегания друг к другу и наличия пор и капилляров.
Таким образом, объемная масса характеризует массу груза в единице объема с учетом скважистости и пористости вещества. Объемную массу груза определяют взвешиванием на вагонных или товарных весах или лабораторным способом.
Изменения влажности, гранулометрического состава, содержания золы при перевозке или хранении груза приводят к изменению его объемной массы. Поэтому с учетом изменений физических характеристик груза определенную ранее объемную массу необходимо откорректировать по формуле:
, т/м 3 (4.1)
где ρо – известная объемная масса груза, т/м 3
W1, A1, T1 – содержание влаги, золы и мелких фракций соответственно для условий первичного определения объемной массы, %
W2, A2, T2 – фактическое содержание влаги, золы и мелких фракций соответственно в массе груза, %
а, b, c – коэффициенты, учитывающие изменение объемной массы при изменении соответствующих характеристик груза на 1 % (таблица 4.1) [12].
Таблица 4.1 – Значения коэффициентов а, b и с
Груз | а | b | c |
Каменный уголь | 0,005 | 0,010 | – |
Кокс | 0,005 | – | 0,002 |
Песок | 0,015 | – | – |
Руда железная | 0,020 | – | – |
П р и м е р 1. Установленная объемная масса каменного угля ρо= 0,92 т/м 3 . В момент установления объемной массы влажность составляла W1 = 4%, зольность A1 = 10%. Химический анализ в день погрузки показал, что W2 = 2%, A2 = 13%. Рассчитать массу угля в полувагоне с учетом откорректированной величины объемной массы. Объем груза в полувагоне V = 72 м 3 .
т/м 3
Тогда масса груза составит
т
Для расчета массы наливныхгрузов (жидких грузов, перевозимых наливом в вагонах–цистернах или вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума) применяется их плотность. Плотность – это масса однородного вещества в единице объема (измеряется в кг/м 3 или т/м 3 ).
Плотность наливных грузов изменяется с изменением температуры (обратная зависимость). В качестве стандартной принята плотность жидкого груза, определенная при температуре +20 ºС.
При изменении температуры жидкого груза его плотность для новых условий определяется
, (4.2)
где ρ20 – стандартная плотность груза, кг/дм 3
α – средняя температурная поправка плотности на 1 ºС, кг/дм 3 [15];
t – температура жидкого груза, для которой плотность определяется, º С.
Значения средних температурных поправок нефтепродуктов приведены в таблице 4.2.
Таблица 4.2 – Средние температурные поправки плотности нефтепродуктов
Плотность при20˚С | Температурнаяпоправка на 1˚С | Плотностьпри20˚С | Температурная поправка на 1˚С |
0,6900 – 0,6999 | 0,000910 | 0,8500 – 0,8599 | 0,000699 |
0,7000 – 0,7099 | 0,000897 | 0,8600 – 0,8699 | 0,000686 |
0,7100 – 0,7199 | 0,000884 | 0,8700 – 0,8799 | 0,000673 |
0,7200 – 0,7299 | 0,000870 | 0,8800 – 0,8899 | 0,000660 |
0,7300 – 0,7399 | 0,000857 | 0,8900 – 0,8999 | 0,000647 |
0,7400 – 0,7499 | 0,000844 | 0,9000 – 0,9099 | 0,000633 |
0,7500 – 0,7599 | 0,000831 | 0,9100 – 0,9199 | 0,000620 |
0,7600 – 0,7699 | 0,000818 | 0,9200 – 0,9299 | 0,000607 |
0,7700 – 0,7799 | 0,000805 | 0,9300 – 0,9399 | 0,000594 |
0,7800 – 0,7899 | 0,000792 | 0,9400 – 0,9499 | 0,000581 |
0,7900 – 0,7999 | 0,000778 | 0,9500 – 0,9599 | 0,000567 |
0,8000 – 0,8099 | 0,000765 | 0,9600 – 0,9699 | 0,000554 |
0,8100 – 0,8199 | 0,000752 | 0,9700 – 0,9799 | 0,000541 |
0,8200 – 0,8299 | 0,000738 | 0,9800 – 0,9899 | 0,000528 |
0,8300 – 0,8399 | 0,000725 | 0,9900 – 0,1000 | 0,000515 |
0,8400 – 0,8499 | 0,000712 |
П р и м е р 2. Определить массу груза в цистерне, если его объем при температуре +15 0 С составляет 69945 дм 3 . Стандартная плотность по данным паспорта 0,8470 кг/дм 3 .
В зависимости от стандартной плотности определим температурную поправку α = 0,000712, затем плотность при заданной температуре.
ρ = 0,8470 – 0,000712(15 – 20) = 0,8506 кг/дм 3 .
Масса груза Q = 0,8506 · 69945 = 59495 кг.
Источник
Определение массы груза
Вопросы:
1. Кем обеспечивается взвешивание груза?
2. Описать способы определения массы груза по трафарету, стандарту, расчетным путем, обмеру.
3. Как определяется масса наливных грузов?
4. Имеет ли право перевозчик проверять массу груза? Ответственность грузоотправителя за искажение в накладной информации о грузе?
Литература:
1. Перепон В.П. «Организация перевозок грузов». Маршрут 2003 г. (стр. 131)
2. Устав ж.д. транспорта РФ. М. Транспорт 2003 г.
3. Правила перевозок грузов. М. 2003 г.
При предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель указывает в накладной их массу и предельную погрешность ее измерения, а при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест. Значение предельной погрешности указывается в графе «Способ определения массы». Предельная погрешность измерений при определении массы груза посредством обмера, по трафарету и стандарту не указывается.
«Статья 26. При предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест.
При предъявлении грузобагажа для перевозки отправитель должен указать в заявлении его массу и количество мест.
Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.
Взвешивание грузов, грузобагажа обеспечивается:
— перевозчиками при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего пользования;
— грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего и необщего пользования и на железнодорожных путях необщего пользования. Осуществляемое перевозчиком взвешивание грузов, грузобагажа оплачивается грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем) в соответствии с договором». Масса грузов, перевозимых в контейнерах, во всех случаях определяется грузоотправителем.
Определение массы предъявляемых к перевозке грузов может производиться разными способами: путем взвешивания на товарных, вагонных и элеваторных весах, по трафарету, по стандарту, расчетным путем и посредством обмера. Определение массы груза согласно трафарету, в соответствии со стандартом, расчетным путем, посредством обмера производится только грузоотправителем.
Общая масса груза согласно трафарету определяется путем суммирования массы, указанной на каждом грузовом месте, по стандарту — суммарная масса груза нетто при способе по «стандарту» определяется путем умножения количества мест на массу брутто одного грузового места.
Расчетным путем целесообразно определять массу изделий, имеющих одинаковую массу штуки или погонного метра.
По обмеру может определяться масса грузов, имеющих относительно небольшую объемную массу, путем умножения объема заполненной грузом части кузова вагона на его объемную массу.
Не допускается определение массы груза посредством обмера грузов или расчетным путем, если их погрузка до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение допустимой грузоподъемности вагонов и разнице между максимальной массой брутто и массы тары контейнера.
При перевозке грузов со съемным оборудованием и реквизитами крепления, а также материалов для утепления вагонов, которые при выдаче груза снимаются с вагона и выдаются грузополучателю вместе с грузом, масса указанных приспособлений, материалов входит в массу груза, а те, которые не выдаются грузополучателю, включаются в массу тары вагона. Масса несъемного оборудования включается в массу тары вагона.
Определение массы грузов, перевозимых наливом в цистернах, производится путем взвешивания, динамическим измерением (преобразователи массового и объемного расхода, поточные преобразователи плотности) или расчетным путем замера высоты налива и объема налитого груза отправителем на основе применения таблиц калибровки железнодорожных цистерн. Грузоотправитель обязан также указать в накладной под наименованием груза высоту налива, температуру груза в цистерне и плотность продукта.
Способ определения массы груза, а также кем была определена масса груза, указываются в соответствующих графах накладной.
Результаты производимых перевозчиком взвешиваний грузов на вагонных весах, а также на товарных весах регистрируют соответственно в Книгах перевески (формы ГУ-36 и ГУ-107).
«Статья 27. Перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 Устава».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАССЫ ПАРТИИ ГРУЗА
Порядок и способы определения массы партии груза устанавливаются ст. 70 КВВТ.
Масса партии груза в пунктах отправления, перевалки и назначения должна быть определена одинаковым способом, чтобы избежать разногласий при частичной утрате груза в пути следования. При этом должны быть учтены технические возможности пунктов по определению массы партии (например, наличие весов).
В соответствии с нормами все способы определения массы партии делятся на 3 группы.
1. Определение массы партии груза взвешиванием – применяется для всех видов хлебных грузов, кроме перевозимых в стандартной таре, соли, угля и др. навалочных грузов, когда возникает сомнение в соответствии массы партии перевозочным документам.
2. Определение массы партии расчётным способом:
2.1 по стандартной массе отдельных грузовых мест – применяется для всех видов продукции, упакованных в стандартную тару (сахар, мука, крупа и пр.). При таком способе масса партии груза определяется произведением массы одного грузового места на число мест;
2.2 по трафарету или нестандартной массе отдельных грузовых мест – применяется при предъявлении к перевозке груза в нестандартной таре – обувь, одежда, оборудование и пр.). В этом случае масса партии определяется суммированием массы каждого грузового места.
2.3 по условной массе отдельных грузовых мест – применяется для некоторых специфических грузов – автомобили, мебель, животные и растения и т.п. Такие грузы принимаются к перевозке без взвешивания, поскольку фактическую массу таких грузов определять нецелесообразно;
2.4 по обмеру штабелей – применяется для определения массы навалочных и лесных грузов. Обмер штабеля груза для последующего вычисления его объёма и массы можно производить как на берегу, так и в трюме судна;
2.5 по осадке судна – применяется для определения массы партии навалочных и насыпных грузов (кроме зерновых). По специальной грузовой шкале, начерченной на борту судна, определяется его фактическая осадка. А затем, исходя из средней осадки судна в гружёном и порожнем состоянии, по таблице грузового размера определяется масса партии груза.
2.6 масса партии наливных грузов в судне – определяется по калибровочным таблицам береговых резервуаров (до и после погрузки), расчётным способом или по грузовым таблицам судов (аналогично п. 2.5).
3. Определение массы партии груза по заявлению отправителя: это самый простой из всех способов, который обычно применяется при определении массы малоценных массовых грузов. За правильность определения массы партии в этом случае несёт ответственность грузоотправитель.
4.2 РАСЧЁТ НОРМ ЗАГРУЗКИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Речные порты являются крупными транспортными предприятиями, обслуживающими не только речной, но и наземные виды транспорта – железнодорожный и автомобильный. Нормы загрузки подвижного состава определяются в зависимости от типа подвижного состава (судна, вагона или автомобиля) и рода перевозимого груза.
Для перевозки грузов, не боящихся атмосферных осадков, следует подбирать открытый подвижной состав (например, суда-площадки, полувагоны, вагоны-платформы, автомобили-самосвалы и пр.).
Для грузов, которые боятся атмосферных воздействий, используют крытые транспортные средства (например, трюмные суда, крытые вагоны, автомобили, прицепы или полуприцепы с закрытым кузовом и пр.).
Скоропортящиеся грузы требуют перевозки их в изотермических вагонах и кузовах, рефрижераторных судах или контейнерах.
Опасные и легкогорючие грузы перевозят, как правило, в специализированном подвижном составе с соблюдением специальных правил.
Необходимо выписать характеристики назначенных в задании расчётных типов судов – грузоподъёмность и тип судна по конструкции (прил. 4 ).
Подобрать подвижной состав наземного транспорта для перевозки заданных грузов – вагоны и автомобили. Для выбора типов наземного подвижного состава можно использовать прил. 5 или [3].
— эксплуатационная грузоподъемность (загрузка) судна
-го типа, т.
Техническая (тарифная) норма загрузки судна – это количество груза, которое должно быть загружено в судно данного типа при наилучшем использовании его грузоподъёмности и грузовместимости.
Грузоподъёмность – это максимальная масса груза, которая может быть размещена на судне. Она указывается в паспорте судна и выражается в тоннах.
Грузовместимость – это суммарный объём всех грузовых помещений судна, выражаемый в кубических метрах.
Таблица ТН-3… Прейскурант 14-01
Возможная загрузка трюмного судна при перевозке тарно-упаковочных и штучных грузов определяется вместимостью трюма, а также условиями плавания.
Возможную загрузку судна следует принимать не более, чем его регистровая грузоподъемность.
, т, (1),
где — регистровая грузоподъемность судна
-го типа, т;
— норма загрузки судна
-м грузом, %.
Норма загрузки судов тарно-упаковочными и штучными грузами зависит от физико-механических свойств груза, массы пакетов, возможной максимальной высоты штабелирования при размещении его в трюме судна. Она может быть определена в зависимости от рода груза по прил. 2, где ее значение указано в процентах от регистровой грузоподъёмности судна.
При перевозке навалочных грузов на судах-площадках фактическая загрузка судна определяется исходя из размеров грузовой палубы и максимальной высоты штабеля груза на судне.
Для открытых судов с корытообразным сечением трюма (таких, как, например, проекта Р-85) норму загрузки судна навалочным грузом следует принять равной 100%.
Технические (тарифные) нормы загрузки судов некоторыми видами грузов приведены в прил. 6.
— загрузка вагона i-го типа при перевозке j-го рода груза, т.
— загрузка автомобиля при перевозке j-го рода груза, т.
Фактическая загрузка железнодорожных вагонов тарно-упаковочными и штучными грузами принимается в зависимости от рода перевозимого груза по прил.2 , где ее значение указано в тоннах.
При перевозке навалочных грузов норму загрузки вагона можно определить:
, т (28),
где — внутренний объем кузова полувагона, м 3 .
При этом возможную загрузку вагона следует принимать не более его грузоподъемности.
Нормы загрузки автомобильного транспорта различными грузами зависят от класса груза и составляют в среднем для грузов I класса – 96%, II класса – 80%, III класса – 60%; IV класса – 45%.
При выполнении расчётов норма загрузки автомобилей может быть принята: при перевозке тарно-упаковочных и штучных грузов 75%, навалочных – 100%.
Источник