Способы определения качества покупок

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Проверка качества и экспертиза товара. — Защита прав потребителей

Проверка качества и экспертиза товара.

Проверка качества и экспертиза товара.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон) продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара, а в случае спора о причинах возникновения недостатков товара требовать проведения экспертизы товара за счет лица, принявшего товар ненадлежащего качества. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20 , 21 и 22 Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Основным отличием проверки качества от экспертизы является то, кто их проводит. Как правило, проверка качества товара проводится сотрудниками или руководителем торговой организации, которые скорее всего не являются квалифицированными специалистами.

В свою очередь экспертиза проводится независимой экспертной организацией. Выводы эксперта — оформлены письменно в виде заключения, в котором зафиксировано наличие недостатков и определены причины их возникновения.

Читайте также:  Способы нетрадиционного рисования для детей

Кроме того, проверка качества товара проводится бесплатно, в то время как экспертиза заказывается в независимой экспертной организации, аккредитованной на данный вид деятельности, и оплачивается за счет продавца.

Например, потребитель требует вернуть деньги за неисправный товар. Продавец проверил качество товара и считает, что недостатки возникли по вине самого покупателя. Потребитель с таким решением не согласен, следовательно, между ним и продавцом возник спор о причинах возникновения недостатка, а, значит, продавец должен организовать проведение экспертизы и оплатить ее.

Следует знать, что если на товар установлен гарантийный срок, то продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Однако, если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, то потребитель обязан возместить расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Кроме того, продавец отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Источник

Методы определения качества товара

Существуют следующие методы определения качества товара:

Органолептический метод — качество устанавливается с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) по внешнему виду, цвету, консистенции.

Внешний вид товара определяют осматриванием, составляя общее зрительное впечатление.

Цвет устанавливается при естественном освещении:

по эталонам (жареный кофе);

по цветовой шкале (чай);

по специальным прописям (вино).

Вкус и запах — важнейшие показатели качества продуктов. Различают 4 вида вкуса: сладкий, соленый, кислый, горький. На вкус могут оказывать влияние различные вещества, вызывая острый, жгучий, терпкий привкус. Посторонний привкус может изменить качество продукта.

У продуктов может присутствовать посторонний запах (прогорклый, гнилостный, плесневелый), который изменяет качество продукта, а также может сделать продукт непригодным к использованию.

Интенсивность запаха зависит от количества выделенных из продукта летучих веществ. Для улучшения восприятия запаха необходимо увеличить поверхность летучих веществ или повысить температуру продукта. Так, если растереть растительное масло на тыльной стороне ладони, то его запах легко определится, запах же муки и крупы определится после согревания их в ладони дыханием.

Каждый продукт имеет свойственную ему консистенцию, ее проверяют легким прощупыванием, нажатием, надавливанием, размазыванием, прокалыванием. С помощью осязательных ощущений можно получить представление о клейковине пшеничного теста, о пропеченности мякиша, об упругости охлажденного мяса.

Звуковыми и слуховыми ощущениями проверяется зрелость арбузов.

Для того чтобы сделать органолептическую оценку более объективной, для некоторых продуктов введена балльная оценка. При балльном способе оценки качества органолептические показатели оцениваются определенным количеством баллов, после чего результаты суммируются. Сумма всех баллов выражает общую оценку товара или его товарный сорт. Так, качество твердых сычужных сыров оценивают по сто балльной системе:

— на вкус и запах отводится 45 баллов;

— консистенция оценивается в 25 баллов;

— рисунок — 10 баллов;

— цвет текста — 5 баллов;

— внешний вид — 10 баллов;

— упаковка и маркировка — 5 баллов.

Результаты суммируют и определяют сорт сыра — высший или первый.

Высший сорт сыра оценивается общим количеством баллов от 87 до 100.

Лабораторный метод оценки качества требует специальной аппаратуры, инструментов, он более сложный и длительный, но точный и объективный. В лабораториях проводят физические, химические, физико-химические, биохимические, микробиологические исследования качества продуктов.

Экспертный метод. Решение о качестве продуктов принимается экспертами.

В экспертную группу входят высококвалифицированные специалисты по данному товару — ученые, технологи, товароведы и др.

Измерительный метод. При этом методе численные значения показателей качества продукции определяют на основе технических средств измерений. Результаты этого метода объективны и выражены в конкретных единицах измерения. Но этот метод требует специального оборудования, химических реактивов, специально подготовленных работников.

Регистрационный метод. Качество определяется путем подсчета числа определенных событий, предметов, а также на основе наблюдений.

Социологический метод. Показатели качества определяют на основе сбора и анализа мнений потребителей. На специально организованных покупательских конференциях, выставках-продажах, дегустациях потребители заполняют анкеты-вопросники, которые затем обрабатываются.

Всесторонние исследования качества товаров возможны при сочетании органолептического и лабораторного методов. Качество товара лабораторным методом определяется по средней пробе.

Средняя проба — это образец, по которому можно судить о качестве всей партии товара.

Чтобы получить среднюю пробу обычно берут небольшое количество товара из разных мест (снизу, сверху, из середины).

При большом количестве товарных мест в партии товара среднюю пробу берут не менее чем из 10% всех мест. При небольшой партии товара пробу берут из каждого тарного места. Жидкие и сыпучие товары перед взятием пробы следует хорошо перемешивать. Точность определения качества всей партии товара во многом зависит от правильности взятия средней пробы.

Источник

Способы определения качества товара

В соответствии со статьей 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если договор отсутствует, что продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Определение качества товара — это установление качественных характеристик товара, который является предметом сделок купли-продажи. Проверка качества — важная стадия в процессе исполнения договора купли-продажи, находящаяся в сфере действия гарантии продавца о качестве товара.

Основные способы определения качества товара следующие:

1) по стандарту (дается ссылка на соответствующий документ);

2) по техническим условиям (обычно используется для уникальной продукции, по которой в контрактах приводится текст технических условий);

3) по спецификации (приводится спецификация);

5) по описанию (подробно описывается товар) — оно может опираться на хорошо известные на рынке виды товаров, например, содержать указание на сорт и район происхождения сельскохозяйственной продукции;

6) по предварительному осмотру (покупатель осматривает весь товар);

7) по содержанию отдельных веществ (указывается допустимое содержание полезных веществ и примеси вредных);

8) по выходу готового продукта (указывается выход готового продукта из сырья);

9) по справедливому среднему качеству — ФАК (предполагает соответствие обычному среднему качеству товара по сделкам в определенное время и в определенном месте, наиболее часто используется в торговле зерном);

10) «тель-кель» — «такой, какой есть» (означает, что покупатель принимает товар независимо от его качества).

На практике может применяться сочетание нескольких способов. Если в договоре нет специальных указаний на способ определения качества товара, то считают, что оно должно соответствовать среднему качеству товара в соответствующее время в стране продавца или стране происхождения товара.

В силу статьи 474 Гражданского кодекса РФ проверка качества товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором купли-продажи. Порядок проверки качества товара устанавливается указанными нормативными актами. В случаях, когда порядок проверки установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов, порядок проверки качества товаров, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям.

Порядок проверки качества определяет сроки, в течение которых покупатель должен проверить качество товара после его принятия и известить продавца об обнаруженных недостатках, порядок и сроки составления акта о них, требования к его оформлению, методы проверки и т.п.

Если порядок проверки качества товара не установлен, то проверка качества производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи (часть 2 статьи 474 Гражданского кодекса РФ).

Однако, если обязанность проверить качество товара не закреплена на законодательном уровне, то это не является основанием освобождения продавца от ответственности за ненадлежащее качество переданного товара.

Если же законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца проверить качество товара, передаваемого покупателю (испытание, анализ, осмотр и т.п.), то продавец должен предоставить покупателю доказательства осуществления проверки качества товара (часть 3 статьи 474 Гражданского кодекса РФ).

Для идентификации результатов проверки качества продавцом и покупателем и предупреждения споров об оценке качества установлено, что ее порядок и иные условия должны быть одинаковыми для продавца и покупателя. Если нормативными документами по стандартизации допускается несколько вариантов методов проверки качества одного и того же товара, стороны в договоре должны четко определить, каким из них они будут руководствоваться при проверке. При отсутствии в договоре такого условия продавец вправе сам выбрать вариант проверки. В этом случае покупатель должен проверять качество товара способом, выбранным продавцом.

Источник

Способы определения качества готовой продукции и методы его оценки

Сегодня качество продукции влияет на уровень потребления, поэтому и трактуется как совокупность потребительских свойств. Система рыночных отношений устанавливает неразрывную связь качества и спроса. Чем выше качество продукции (услуги), тем больше спрос, а соответственно прибыль.

Качество значит не только хорошие характеристики производимых товаров, но и эффективность использования производственных мощностей, человеческих ресурсов. Кроме того дальновидный производитель в целях повышения качества примет меры к мобильному и постоянному изучению динамики условий экономической среды. Он своевременно найдет и внедрит инновационные элементы на всех уровнях производства.

Уровень качества является одним из факторов, способствующих не только расширению производства, но и выходу на международный рынок. Таким образом, данный показатель влияет на статус государства, способствует научно-техническому прогрессу и благосостоянию граждан. Поэтому методы оценки качества продукции востребованы и актуальны для каждого.

Цели и этапы проверки уровня качественности товаров

Для достижения наибольшего успеха каждая деятельность должна быть организована с максимальной выгодой. Определение уровня качества – важный рычаг для создания наиболее эффективной модели производства.

На первом этапе необходимо определиться с выбором номенклатуры показателей (НПКП) и базовых показателей качества продукции. От полноты и достоверности указанных перечней зависит характеристика конечного продукта (товара). При разработке НПКП учитываются разные группы показателей качества: от ресурсов до правовых аспектов.

Таким образом целями могут быть:

  • решение управленческих задач;
  • научно-техническая модернизация;
  • анализ и прогнозирование потребностей;
  • расширение производства;
  • введение новых единиц производства и другое.

Определившись с целями следует познакомиться с документацией и нормами ГОСТ по оцениваемому товару и/или существующими типовыми номенклатурами.

Основные средства и методы обеспечения контроля

Соответствие основным показателям и нормам продукции способствует высокой и устойчивой конкурентоспособности товара. Поэтому чтобы держать руку на пульсе качества производителю необходимо обеспечить системное управление качеством. Учитывая требования международных стандартов ISO 9000, производители активно вливаются в движение за повышение качества и выхода на международный уровень.

В целях обеспечения эффективной работы по производству товара планируются и систематически осуществляются работы по трем основным блокам:

  1. блок обеспечения;
  2. блок контроля;
  3. блок воздействия.
  • В первом блоке реализуются меры по созданию условий для выпуска высококачественной продукции.
  • Во втором – собирается и анализируется информация о факторах и условиях для выпуска продукции необходимого качества.
  • В третьем – вырабатываются и осуществляются меры по устранению недостатков и выходу производства на должный уровень.

Методика обеспечения качества продукции осуществляется по разным направлениям:

  • инженерно-математические;
  • стимулирующие;
  • контролирующие.

При определении основных средств обеспечения качества товаров, работ и услуг необходимо использовать такие категории, как качество и безопасность различных видов товаров, работ и услуг.

Данные категории позволяют говорить о надлежащем товаре (работе, услуге) и его безопасности. Таким образом, большинство средств обеспечения надлежащего качества являются одновременно и средствами обеспечения безопасности товаров, работ и услуг, и наоборот.

Средствами обеспечения нужных показателей в зависимости от метода их воплощения служат:

  • технические, механические и другие устройства;
  • эстетические и нравственные установки;
  • правовые и философские нормы.

Способы определения качественных показателей готовых изделий

С учетом многообразия качественных показателей и характеристик существуют разные методы по их определению. Ранее оценивали:

  • по соответствию нормативным документам;
  • по категориям согласно аттестации;
  • на основании сертификации;
  • по результатам госприемки и т.д.

В результате научных исследований и выхода на мировой рынок спектр показателей расширился. Сегодня учитываются количественные, относительные, обобщенные и другие характеристики.

Выбор метода влияет на результат, поэтому при выборе необходимо стремиться к достоверности результатов. Помимо признанного авторитета ГОСТ рекомендуется учитывать разнообразную научно-техническую документацию. Классически по формату информации методы делятся на субъективную и объективную группы. Субъективная группа включает лишь экспертный метод.

Объективная:

  1. Измерительный.
  2. Регистрационный.
  3. Расчетный.
  4. Органолептический.

Каждый из методов детально регламентируется национальным стандартом.

Измерительный

Основной характеристикой данного метода считается использование технических средств, которые дают объективную точность измерений с указанием погрешностей. Соответственно в силу большей достоверности результатов этот метод наиболее часто используется.

Высокая точность измерений обеспечивается применением технических средств. Измерительный метод учитывает технические и экономические параметры, что требует более высоких затрат на организацию и проведение мероприятий по проверке качества товара.

Регистрационный

Данный метод осуществляется путем наблюдения и подсчета отдельных единиц производства (действий, затрат, деталей и т.д.). В основе метода лежит строгая и методичная фиксация (регистрация) каждой единицы. Специальной измерительной аппаратуры метод не требует.

Расчетный

Работа по этому методу имеет умозрительный характер. На основании информации, полученной эмпирическим или теоретическим путем, производятся вычисления. Достоверность результатов обеспечивается доказанных и установленных законов, формул и зависимостей.

Органолептический

Самый субъективный из объективных методов, так как осуществляется на основе анализа восприятий органов чувств. При оценке эстетических показателей таких предметов широкого потребления, как табачные, парфюмерные или винно-водочные изделия, невозможно использования трех вышеперечисленных методов. В таких случаях применяется органолептический метод, позволяющий охарактеризовать чистоту, контрастность, вкус, яркость и другие показатели.

Экспертный

Название метода говорит само за себя. Он подразумевает приглашение специалистов для определения показателей качества требуемого объекта изучения и оценивания. В случаях обработки показателей качества сложных изделий, и соответственно применения разных МОПК часто требуется заключение нескольких экспертов.

Методика анализа

Эволюция промышленности, как и все другое, проходит путь от простого к сложному. Если раньше достаточно было просто проконтролировать соответствие установленных параметров и изготовленной продукции, то сегодня данная процедура представляет собой комплексную систему менеджмента качества продукции и производства.

Под методом оценки качества продукции (МОКП) в XXI веке понимается совокупность логических и математических действий для выбора наиболее предпочтительного (для потребителя) варианта.

Согласно нормам ГОСТа существуют следующие МОКП:

  1. Дифференциальный.
  2. Комплексный.
  3. Смешанный.
  4. Статистический.

Выбор МОКП для каждого вида производства может быть разным. Подробнее о каждом из них знают опытные эксперты.

Дифференциальный

Этот метод оценки основан на сравнении единичных показателей свойств оцениваемого изделия с показателями базового образца. Контролеру необходимо тщательно систематизировать и провести сравнительный анализ нескольких совокупностей единичных показателей. В результате кропотливой обработки данных выносится решение о выборе наиболее успешного варианта. Правда, показатели непостоянны, на практике они немного варьируются.

В случае создания изделий, включающих десятки разных показателей, применяется коэффициент весомости этих показателей.

Комплексный

Название данного метода говорит само за себя: при оценке используются комплексные данные. На базе показателей качества отдельных изделий и базового образца продукции строится комплексный показатель в виде некоей функции. Особенностью метода является широкий диапазон колебаний результатов.

Смешанный

При одновременном учете единичных и комплексных ПКП применяется смешанный метод оценки. Таким образом, смешанный МОКП объединяет два вышеназванных метода оценки.

Статистический

Согласно стандартам ГОСТа значение показателя качества определяется с учетом правил элементарной статистики и теории вероятности. Этот метод строится на точечном и интервальном оценивании параметров, с учетом результатов дисперсионного, корреляционного, регрессионного и других анализов.

Современная рыночная система диктует все усложняющиеся требования к товару, поэтому любая организация заинтересована в эффективной и достоверной методике оценки. С учетом темпов развития технологий, общим ускорением жизнедеятельности необходимость постоянного контроля качества обеспечивает конкурентоспособность предприятия.

Знание спектра алгоритмов обеспечения и оценки качества товара и своевременное их применение гарантирует успешность каждого бизнеса.

Источник

Оцените статью
Разные способы