Методы определения качества и количества грузов
При приёме и сдаче груза, а также в процессе хранения и перевозки необходимо систематически проверять качество груза и соответствие его предъявляемым документам и стандартам, определять необходимые транспортные характеристики.
Качество груза — это совокупность свойств, определяющих степень пригодности продукции к использованию по назначению. Основные показатели качества различной продукции определены стандартами и техническими условиями.
Эксплуатационная практика располагает тремя методами исследования свойств и качества грузов: органолептическим, лабораторным и натурным.
Органолептический метод — это метод исследования грузов с помощью органов чувств человека — зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха. Этим методом определяют: внешний вид груза или тары, размеры отдельных кусков навалочного груза, цвет, чистоту, твердость, гибкость, шершавость, зараженность вредителями, запыленность или загрязненность груза, вкусовые качества, запах и т. п. Положительные стороны этого метода — простота, быстрота и возможность определить качество груза в оперативных условиях, а недостаток — его субъективность, а также то, что получить количественные транспортные характеристики невозможно.
Лабораторный метод основан на исследовании качеств и свойств отобранных проб груза с помощью приборов, аппаратов и реактивов.
Этот метод требует специального лабораторного оборудования и продолжительного времени на исследования, но он дает точный результат качества груза, выраженный числовыми показателями. Он включает следующие виды лабораторных исследований:
физический — для выявления физических свойств груза — плотности, объемной массы, влажности, температуры воспламенения, вспышки, застывания и т. д.;
механический — для определения механических свойств груза — прочности, упругости, сопротивления разрыву и т. д.;
оптический – для определения структуры груза, его внутреннего строения;
рентгеноскопический – для выявления внутренних дефектов, трещин, раковин;
химический — для определения химического состава груза, влияния внешних воздействий на данный груз и воздействия его на другие совместно перевозимые грузы;
биологический — для определения в грузе живых организмов, вредно отражающихся на его качестве.
Результаты лабораторных исследований приводят в паспортах, удостоверениях о качестве, ветеринарных свидетельствах и сертификатах, которые прикладывают к перевозочным документам.
Натурный метод применяют непосредственно в производственных условиях. Этим методом обычно определяют объемно-массовые характеристики груза. Для проведения исследований в натурных условиях необходимы специальные измерительные приборы: для определения размеров и массы грузов (рулетки, весы, угломеры), параметров окружающей среды и груза (термометры, барометры, влагомеры).
Чаще всего на практике применяют комплексный метод, включающий отдельные элементы всех перечисленных выше методов определения качества грузов.
При транспортировании огромной массы разнообразных грузов большое значение имеет количественный учет на всем пути их следования, включающий различные способы и методы определения количества мест и массы целой партии груза или отдельной ее части. Эти операции выполняют в пунктах приема груза от грузоотправителей, в пунктах сдачи его грузополучателям, а также в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой.
Определение массы груза при перевозке вызвано:
— необходимостью точного учета перевозимых грузов и правильного определения стоимости перевозки;
— требованиями обеспечения сохранности груза при перевозке и перегрузках, а также рационального использования подвижного состава.
На транспорте массу груза определяют следующими способами:
— прямым, т. е. с помощью весоизмерительных приборов;
— расчетным (устанавливают стандартную, трафаретную или условную массу отдельных грузовых мест; обмеряют объем груза с последующим переводом объема в массу).
Определение массы с помощью весоизмерительных приборов — это наиболее точная, но довольно трудоемкая операция, вызывающая существенные простои подвижного состава. Поэтому на практике чаще применяют расчетные способы определения массы груза. Массу груза в пункте назначения определяют тем же способом, каким ее устанавливают в пункте отправления.
Порядок определения массы наливных, навалочных и насыпных грузов с учетом характера груза указан в правилах их перевозки, способ определения грузоотправитель отмечает в накладной.
Массу зерновых грузов и сахара-сырца, перевозимых насыпью, мяса, рыбы мороженой и сушеной, когда такой груз перевозят без проводников, а также отдельных овощей и фруктов определяют взвешиванием.
При перевозке тарно-штучных грузов в стандартной таре (сахар, мука, крупа в мешках, кондитерские и макаронные изделия в коробках, ткань, трикотаж в тюках и кипах, цемент и удобрения в бумажных и полиэтиленовых пакетах, напитки в бочках и др.) количество груза определяют по стандартной массе одного грузового места и общему количеству мест.
По трафаретной массе, указываемой на грузовых местах, перевозят: масло сливочное, маргарин, сыры, консервы и напитки в стеклотаре, рыбные изделия, пищевые концентраты, обувь, одежду, металлоизделия, приборы, оборудование, станки и т. п.
По условной массе перевозят крупногабаритные штучные грузы в таре и без упаковки (например, автомобили, сельскохозяйственные машины, землеройную технику, реакторы, трубы больших диаметров и т. п.).
Способ определения массы по обмеру объема груза применяется при перевозках навалочных, насыпных и наливных грузов. Сущность способа заключается в определении объема штабеля груза или резервуара посредством их обмера с последующим переводом объемных мер в массу груза через коэффициенты объемной насыпной массы или плотности.
Лесоматериалы учитывают объемным измерением в кубометрах, а экспортные лесоматериалы — стандартами. Для определения массы лесоматериалов используют коэффициенты перевода из объема в массу, зависящие от породы леса, его влажности (свежесрубленного и воздушно-сухого круглого леса).
Источник
Способы транспортировки груза
Способы транспортировки груза
По типу транспортного средства (далее — ТС) можно выделить несколько способов перевозки груза:
- автомобильный;
- железнодорожный;
- водный;
- авиационный;
- смешанный.
На выбор одного из типов ТС могут влиять следующие факторы:
- характер груза (опасный / скоропортящийся / негабаритный / живой / длинномерный)
- габариты и количество грузовых мест (вес, объем, вид упаковки)
- количество отправляемых партий;
- степень срочности доставки товара клиенту;
- место отправления и место назначения;
- степень надежности доставки и сохранности груза.
- стоимость самой перевозки;
В таблице будет удобнее рассмотреть все преимущества и недостатки каждого способа транспортировки:
Смешанные или, так называемые, мультимодальные грузоперевозки применяются в случае отправки товара на дальние расстояния при невозможности доставить товар «от двери до двери» одним транспортным средством. При этом есть возможность произвести консолидацию логистических посредников в лице одного оператора, которым может выступать транспортно-экспедиционная компания. Она полностью курирует перевозку груза от начальной до конечной точки назначения, самостоятельно заключая договоры с другими транспортными фирмами (в зависимости от типа ТС). Такие перевозки осуществляются по одному перевозочному документу и по единой ставке с данным оператором.
Источник
Способы определения качества груза
Качество груза – совокупность свойств определяющая степень пригодности продукции к использованию по назначению. Показатели качества приводятся в стандартах (ГОСТ) и тех. условиях.
Существую 3 способа проверки качества груза:
1. Органолептический. Качество проверяется 5 органами чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, на вкус. «+»: быстро, просто, дешево; «-»: невозможно дать количественную оценку грузу, субъективность.
2. Лабораторный. Определение физ. Параметров: вязкость, плотность, влажность и сравнение со стандартами:
a. Механический. Качественная и количественная оценка упругости, сопротивлению, сдвигу, разрыву;
b. Оптический. Исследование внутреннего строения при помощи луп, микроскопов;
c. Химический. Выявление химического состава.
d. Биологический. Выявление природы микроорганизмов и результатов их жизнедеятельности.
3. Натурный. Проверка качества в производственных условиях. Органы чувств + простейшие средства измерения (линейки, весы, термометры)
1. График движения поездов: основные типы, содержание, правила построения, основные показатели.
Графики подразделяют на следующие типы в зависимости от:
1. кол-ва главных путей: а)однопутные; б)двухпутные; в)многопутные.
На однопутных — скрещение происходит на раздельных пунктах в отличие от двухпутных, при которых каждый поезд идет по своему главному пути. На однопутке налич. пропуск. спос-ть будет лимитироваться самым трудным ограничивающим перегоном, у которого (t’хода + t’’хода) будет максимально.
На двухпутке налич. пропуск. спос-ть выше, чем на однопутке и зависит от интервала м/у п-дами в пакете для чет. и нечет. направ-я.
2) В зависимости от скорости дв-я: а) параллел., у которых одинаковая скорость, максимальная пропуск. спос-ть.б) непараллел.(ниже пропуск. спос-ть).
3) В зависимости от способа прокладки графики бывают: а) обычные(все нитки прокладываются разрозненно, одиночно) б) частично-пакетные (часть п-дов прокладывают пакетом или ниткой) в) пакетные (все поезда на графике проложены пакетами). Пакет – это 2 и более поезда, следующих друг за другом в одном направлении.
В зависимости от времени хода по перегонам: а)идентичные; б)неидентичные – время хода по перегонам различно и следовательно на однопутном участке ограничивающим перегоном будет тот у которого суммарное время хода максимально, по нему определяется ограничивающая способность всего участка.
При строительстве необходимо стремиться к идентичности перегона, чтобы пропускная способность каждого из них была приблизительно одинакова.
ВАРИАНТНЫЕ ГРАФИКИ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРАБОТКИ В ПЕРИОД ОКОН.
Окна необходимы, а их продолжительность зависит от многих факторов и как правило, определяется ТЕ расчетами, которые с одной стороны учитываются от задержек поездов из-за «окон» . Эти потери с продолжительностью окна и с интенсивностью движения , то с другой стороны , с повышенной производимости и экономии при производстве кап. работ .однопутки « окна “ – 3,5 ч ,на 2 х-путке – 6+8 ч . Но как на 1 путке , так и на 2 х путке с целью наим. сбоя и наименьш. потерь из-за задержек поездов применяют меры по интенсификации использования проп. и проводных способностей . а) до начала « окна ‘ ( до закрытия перегона) требуется усилить пропуск пр. поездов за счет согласного и подвода с соседних участков с учетом категорийности грузовых поездов их значения путем регулировочных дисп . Окно устанавливается после прохода последнего пассажирского поеза . б) после « окна “ , чтобы быстрее восстановить нормальное поедное положение применяют спаривание сдвоенных поездов.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ГРАФИКОВ ДВИЖЕНИЯ.
Выбор оптимальных решений при разработке грузовых поездов является одной из основных проблем современной теории и практики эксплуатации ж/д .Эта проблема разделяется: 1). Тягловые расчеты опр-не перегон . вр.хода и станций интервалов.2). опр-не потребления и оптимальных размеров движения . 3) выбор рациональной схемы обращения пассажирских поездов и варианта организации пригородного движения. 4) составление плана графика местной работы ж/д линий. 5) расчет оптимальных расписаний движения поездов и т.д. Задачи расчета оптимальных расписаний движения и однопутных линий решается различными методами . В ГВЦ МПС с помощью ЭВМ прведены расчеты графиков движения поездов для однопутных и 2хпутных участков Сверд. Горьк, Куйб, Юж-Урал, и др. дорог. Линии хода поездов на поле графика вычерчивается графопостроителями . База данных для ЭВМ содержит всю необходимую информациию поздо-участках . Работа ведется без заполнения ведомостей исходной информации . Изменения движения поездов для однопутных и 2х путных участков Сверд, Горьк, Куйб, Юж-Урал, и др . дорог .Линии хода поездов на поле графика вычерчивается графопостроителями. База данных для ЭВМ содержит всю необходимую информацию о поездо-участках .Работа ведется без заполнения ведомостей исходной информации ,изменения заданных параметров позволяет получать несколько вариантов графиков движения для каждого участка .Разработаны информации обеспечение диспетчерского аппарата ,автоматизация составления графика при « окнах “ и прокладке поездов повышенной массы и длины , организация автоматического контроля и анализа исполнения графика.
2. Норма технологического срока оборота вагона и технологические нормы времени на грузовые операции: понятие, назначение, порядок определения и применения, пути сокращения.
Технологические сроки оборота вагонов и технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов используются перевозчиком, владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее — владелец инфраструктуры), грузоотправителями, грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожного пути необщего пользования при:
-разработке технологического процесса работы железнодорожной станции;
-разработке единого технологического процесса работы железнодорожного пути необщего пользования и железнодорожной станции примыкания;
-определении перерабатывающей способности железнодорожного пути необщего пользования.
Технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливаются в соответствии с методикой по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (далее — методика), утверждаемой в установленном порядке.
Источник