Способы определения гибкости позвоночника

Урок в 8 классе «Плокостопие и сколеоз»

Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. План-конспект урока биологии в 8 классе.

«Надо непременно встряхивать

себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».

развивать умение логически мыслить, делать самостоятельные выводы и обобщения;

использовать простые и доступные тесты и показатели для ведения наблюдений за состоянием своего здоровья и работоспособности;

научиться контролировать ответную реакцию организма на физические нагрузки;

выяснить условия, при которых возможно развитие сколиоза, плоскостопия и других нарушений в деятельности организма, а также способы их исправления.

обобщить и углубить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ);

обеспечить естественнонаучную основу понимания школьниками необходимости охраны своего здоровья;

сформировать убеждение в необходимости вырабатывать умения самоконтроля и навыков исправления нарушений опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

воспитывать отношение к своему здоровью как к ценности;

пропагандировать необходимость образования для сохранения и укрепления своего личного здоровья и здоровья окружающих;

на основе личных наблюдении разработать рекомендации по исправлению и профилактике нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

научить учащихся 8 класса навыкам простейших наблюдений за функциями своего организма в покое и при физических нагрузках;

помочь в приобретении личного исследовательского опыта;

совершенствовать умения использовать дополнительные источники информации: справочники, научно-популярную литературу и простейшее оборудование.

обобщения и систематизации знаний;

интегрированный (биология, физическая культура, ОБЖ);

практическая работа, применение полученных знаний на практике.

самостоятельная практическая работа исследовательского типа.

1. Актуализация знаний, постановка задач.—5 мин

2. Понятие о здоровье, здоровом образе жизни и культуре здоровья.—5 мин

3. Значение образования для сохранения и укрепления физического здоровья:

3.1 . понятие о валеологии,

3.2 . роль личного опыта в укреплении собственного здоровья–10 мин

4. Выполнение практических заданий в группах (проекты по выбору).—15 мин

4.1. инструктаж по выполнению

4.2. определение порядка представления результатов.

5. Презентация полученных результатов, формулирование рекомендаций.—7 мин

6. Рефлексия «Мое мнение об уроке».—3 мин

1. Таблица «Скелет человека».

2. Таблица «Влияние физических упражнений на организм человека»

3. Таблица «Роль двигательной активности»,

4. Таблица «Предупреждение плоскостопия».

5. Таблица «Предупреждение искривлений позвоночника».

6. Гантели, секундомер, инструкционные карты (по проектам).

7. Проекты учащихся прошлых лет.

8. Портрет И.М. Сеченова.

9. Термины на доске мелом: валеология, плоскостопие, сколиоз,

гиподинамия, гигиена труда.

Литература для учащихся.

Сонин Н.И.,Сапин М.Р. Биология. Человек 8. М., Дрофа, 2004 с.92-103 , с. 106-109,

с.112-113, с. 130-135.

Батуев А.С, Биология. Человек 9. М, Дрофа, 2000 стр.66-68, с.94-95,с.124-126, 156-159, с.160-162, с.222-223

здоровья . Работу будем вести с помощью проектной технологии. Метод: самостоятельная практическая работа исследовательского типа.

Оргмомент. Участвуют в обсуждении статистических данных, обращают внимание на показатель нарушений опорно-двигательного аппарата-11.5% и ССС -12%

Узловое слово- здоровье.

2. Предлагает прочитать текст учебника на стр.113 «Спортивное долголетие. Богатыри» для того, чтобы определить свою задачу на уроке.

Читают текст и делают вывод: «Секрет спортивного долголетия и богатырской силы кроется в систематических тренировках и занятиях физическим трудом»

3. Обращает внимание на эпиграф: слова Л.Н. Толстого, определяет тип урока (обобщающий) и предлагает сформулировать тему.

Учащиеся записывают дату, тему урока и вспоминают: « Здоровье человека-это объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического, и социального комфорта» (формулировка ВОЗ)

Читайте также:  Способы убрать боль при месячных без таблеток

3.1. Дает схему «Здоровье» на доске мелом

Рисуют схему в тетради и заштриховывают два сектора:

3.2. Справка учителя: «здоровье» — это не только состояние благополучия, в соответствии с определением Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), но и процесс постоянного поддержания этого благополучия. Поэтому, чтобы быть здоровым, необходимо выработать особый стиль жизни. И этот стиль носит название « здоровый образ жизни » (ЗОЖ). Наука об этом — валеология .

Слушают учителя, записывают:

записывают под диктовку:

валеология- лат. « Valencia -сила» — наука о правильном жизненном выборе в условиях информационной цивилизации (И.И. Брехман 1979г.)

4. Предлагает использовать на практике свои знания и приступить к разработке проектных заданий (под руководством Егоровой В. Н.- уч. биологии, Егорова Ю.А.-уч. физ-ры, Грицая А.В.- уч. ОБЖ)

В соответствии с выбранными темами получают необходимое оборудование, и выполняют проектные задания по группам (источники информации указаны в инструкционных карточках)

4.1 . Обращает внимание учащихся на то, что проектное задание не только должно быть выполнено, но и результаты представлены наглядно, сформулированы рекомендации (для себя), и сделан вывод по общей теме урока. Термины должны быть раскрыты для всех учащихся. Время выполнения 10-15 мин., в т.ч. и презентация

Работают в группах под руководством выше названных учителей.

4.2. Оказывает консультационную помощь в группах, предлагает решить проблемные задачи.

Выполняют задания и обсуждают в группах порядок представления результатов.

5. Организует презентацию, предлагает разработать комплекс физических упражнений конкретно по каждой проблеме и оформить красочно. Предлагает определить лучшие проекты, которые будут представлены на школьной НПК НОУ

Представляют свои результаты, говорят кратко (от каждой группы 2-3 мин.)

6.Подведение итогов, групповая рефлексия, ребятам предлагается выразить своё мнение об уроке в целом и назвать «удачные» проекты

Разные формы: выражают своё мнение, пожелания, домашнее задание записывают дифференцированно в соответствии с темами проектов. Экспозиция должна быть оформлена на следующем уроке.

Список дополнительной литературы:

1. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С.

Энциклопедический словарь. Человек. М., Гардарики. 1999 г. стр. 133.

2. Мосеева О.Н., Тараданова И.И.

Выбираем мир без наркотиков. Уч. пособие для обучающихся 7-9 кл. Омск. 2003г.

Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1995г.

Ещё несколько слов о валеологии. //Биология в школе.— 2002.— № 6, стр. 74.

5. Чередниченко И.П., Оданович М.В. Рабочие программы по биологии(по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой)\ 2-е изд., стереотип.-М.:Глобус, 2008.

Примерные темы для проектных исследовательских работ.

Определение адаптивной способности сердца.

Батуев А.С. Биология. Человек. 9

М.: Дрофа, 2000г. стр. 66-68

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

1.Научиться подсчитывать пульс.

2. С помощью подсчёта пульса научиться определять частоту сокращений сердца и делать выводы об особенностях его работы в разных условиях.

1. Прочитайте & 20 учебника. Ответьте на вопрос: что такое пульс, где его можно обнаружить? Объясните, почему пульс можно прощупать в этих местах тела человека.

2. Найдите пульс на поверхности своей лучевой кости около кисти, научитесь его подсчитывать.

3. Подсчитайте число ударов пульса за одну минуту:

а) в положении сидя,

б) в положении стоя,

в) после 10 приседаний.

1. Запишите в тетрадь, что такое пульс, о чём говорит частота пульсовых ударов.

Читайте также:  Способы организации урока иностранного языка

Источник

Статика и динамика позвоночника в норме

Статика и динамика позвоночника в норме

Подвижность позвоночника, его эластичность и упругость, способность выдерживать большие нагрузки в значительной мере обеспечиваются межпозвонковыми дисками, которые находятся в тесной анатомо-функциональной связи со всеми формациями, образующими позвоночный столб. Межпозвонковый диск играет ведущую роль в биомеханике, являясь «душой» движения позвоночника. Будучи сложным анатомическим образованием, диск выполняет следующие функции:

— обеспечение подвижности позвоночного столба;

— предохранение тел позвонков от постоянной травматизации (амортизационная роль).

Анатомический комплекс, состоящий из одного межпозвонкового диска, двух смежных позвонков с соответствующими суставами и связочным аппаратом на данном уровне, называется позвоночным сегментом. Межпозвонковый диск состоит из двух гиалиновых пластинок, плотно прилегающих к замыкательным пластинам тел смежных позвонков, пульпозного ядра и фиброзного кольца. Пульпозное ядро, являясь остатком спинной хорды, содержит промежуточное вещество — хондрин, небольшое число хрящевых клеток и переплетающихся коллагеновых волокон, образующих своеобразную капсулу и придающих ядру эластичность. В центре его имеется полость, объем которой в норме составляет 1-1,5 см3. Фиброзное кольцо межпозвонкового диска состоит из плотных соединительно-тканных пучков, переплетающихся в различных направлениях. Центральные пучки фиброзного кольца расположены рыхло и постепенно переходят в капсулу ядра, периферические же пучки тесно примыкают друг к другу и внедряются в костный краевой кант.

Задняя полуокружность кольца слабее передней, особенно в поясничном и шейном отделах позвоночника. Боковые и передние отделы межпозвонкового диска слегка выступают за пределы костной ткани, так как диск несколько шире тел смежных позвонков. Высота тел поясничных позвонков почти одинакова и равняется 25- 28 мм, высота же дисков нарастает в каудальном направлении, составляя Уд высоты тела позвонка (приблизительно 9 мм); форма их приближается к клиновидной, а площадь равняется в среднем 14 см2.

Хрящевые гиалиновые пластинки очень прочны и выдерживают большое напряжение при всех видах нагрузки позвоночника. Передняя продольная связка, являясь надкостницей, прочно сращена с телами позвонков и свободно перекидывается через диск. Задняя же продольная связка, участвующая в образовании передней стенки позвоночного канала, наоборот, свободно перекидывается над поверхностью тел позвонков и сращена с диском. Эта связка массивна в центральной части. Истончается кнаружи, то есть по направлению к межпозвонковым отверстиям. Помимо дисков и продольных связок, позвонки соединены двумя межпозвонковыми суставами, образованными суставными отростками, имеющими особенности в различных отделах. Эти отростки ограничивают межпозвонковые отверстия, через которые выходят нервные корешки. Соединение дужек и отростков смежных позвонков осуществляется системой связок: желтой межостистой, надостистой и межпоперечной. Желтые связки, являясь антагонистами связок тел позвонков, функционально разгружают диски, препятствуя их чрезмерному сжатию.

Иннервация наружных отделов фиброзного кольца, задней продольной связки надкостницы, капсулы суставов, сосудов и оболочек спинного мозга осуществляется n. sinuvertebralis, состоящим из симпатических и соматических волокон. По степени насыщенности рецепторами и по богатству нервных сплетений надкостница позвонков не уступает мягкой мозговой оболочке, в которой нервные элементы наиболее обильны.

Васкуляризация диска у ребенка и юноши осуществляется сосудами, проникающими в него из губчатого вещества смежных позвонков. Уже с 12-13 лет начинается облитерация сосудов диска, которая заканчивается к 23-27 годам, то есть ко времени окончания роста позвоночника. У взрослого межпозвонковый диск бессосудист — питание его осуществляется путем диффузии через гиалиновые пластинки. Вместе с тем при разрывах диска вновь образующаяся рубцовая ткань может оказаться васкуляризованной.

Читайте также:  Способы выражения подлежащего 5 класс видеоурок

Перечисленные анатомические особенности, а также данные сравнительной анатомии позволили рассматривать межпозвонковый диск как полусустав. При этом пульпозное ядро, содержащее жидкость типа синовиальной, сравнивают с полостью сустава; замыкательные пластинки позвонков, покрытые гиалиновым хрящом, уподобляют суставным концам, а фиброзное кольцо рассматривают как капсулу сустава и связочный аппарат. Эта аналогия подтверждается при дегенеративном поражении диска (остеохондроз), протекающем как типичный артроз любого сустава.

Статическая функция диска связана с амортизацией. Диски обеспечивают гибкость и плавность движений межных позвонков и всего позвоночника в целом. Пульпозное ядро обладает значительным тургором и гидрофильностью. Оно находится под постоянным давлением в толще окружающего его по сторонам фиброзного кольца, а сверху и снизу — хрящевых пластинок. Тургор ядра изменяется в значительных пределах: при уменьшении нагрузки он повышается — и наоборот. О значительном давлении внутри ядра можно судить по тому, что после пребывания в течение нескольких часов в горизонтальном положении расплавление дисков удлиняет позвоночник больше чем на 2 см, а разница в росте человека в течение суток может достигать 4 см. Уменьшение роста в старческом возрасте (до 7 см) обусловлено потерей гидрофильности («высыханием») диска.

Давление пульпозного ядра проявляется особенно демонстративно при снижении резистентности губчатого вещества тел смежных позвонков в результате остеохондроза (например при гормональной спондилопатии) — тяжелое расстройство минерального обмена, обусловленное выключением функции половых желез.

Диски становятся настолько выпуклыми, что, приближаясь друг к другу, почти соприкасаются; тела же позвонков уменьшаются, принимая форму двояковогнутой линзы («рыбьи позвонки»).

Межпозвонковый диск — типичная гидростатическая система. Так как жидкости практически несжимаемы, то всякое давление, действующее на ядро, передается равномерно во все стороны. Фиброзное кольцо напряжением своих волокон удерживает ядро и поглощает большую часть энергии. Благодаря эластическим свойствам диска значительно смягчаются толчки и сотрясения, передаваемые на позвоночник, спинной и головной мозг при ходьбе, беге, прыжках. Стремление пульпозного ядра к расплавлению передается в виде равномерного давления на фиброзное кольцо и гиалиновые пластинки. Это давление уравновешивается напряжением фиброзного кольца, соединяющего позвонки, и тонусом мышц туловища. В противодействии этих двух сил — ключ к пониманию дегенеративно-дистрофических процессов позвоночника. Теоретические расчеты многих авторов показали, что на поясничный отдел позвоночника действуют очень большие силы. Для ответа на многие вопросы биомеханики, имеющие не только теоретическое, но и практическое значение, необходимо было исследовать непосредственно внутридисковое давление.

В клинических условиях исследования внутридискового давления проводились у пациентов (с поясничными болями), которые были разделены на две группы (с начальными признаками остеохондроза). Для введения в диск измерительной иглы использовался «латеральный» экстрадуральный доступ. Давление измерялось в различных позах и положениях пациентов: лежа, сидя и стоя, а также в сочетании с нагрузками — удерживанием грузов, наклонами туловища, натуживанием. Внутридисковое давление у пациентов первой группы в положении лежа на боку или на животе было всегда выше, чем в нормальных или умеренно дегенерированных препаратах, и в среднем составляло 3,3 кг/см2; эта дополнительная нагрузка обусловлена тонусом мышц туловища.

Источник

Оцените статью
Разные способы