Способы определения географической широты основы измерения времени астрономия

Способы определения географической широты основы измерения времени астрономия

§ 5. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШИРОТЫ

1. Высота полюса мира и географическая широта места наблюдения. В одно и то же время вид звездного неба на различных географических широтах неодинаков. Так, напри­мер, в Москве высота Полярной звезды около 56°, в Мур­манске 68°, во Владивостоке 43°. Поскольку Полярная звезда отстоит от северного полюса мира примерно на 1° (ее склонение δ≈ 89°16′), то и высота полюса мира на разных широтах будет различной. Докажем, что всюду высота по­люса мира ( hp ) равна географической широте места наблюде­ния (φ). Для этого рассмотрим рисунок 15.

В точке О на поверхности Земли находится наблюдатель. AO 1 D = φ — географическая широта места наблюде­ния (О). Продолжив радиус Земли OO 1 , получим направле­ние отвесной линии OZ . Плоскость горизонта, как вы зна­ете, перпендикулярна отвесной линии и проходит через точку, в которой находится наблюдатель. Следовательно, ка­сательная SN —полуденная линия. Наблюдатель видит се­верный полюс мира в направлении ОР (ось мира парал­лельна оси Земли). PON — высота полюса мира ( hp . ). Легко видеть, что PON = AO 1 O (как углы с соответственно пер­пендикулярными сторонами). Следовательно,

т. е. высота полюса мира равна географической широте ме­ста наблюдения. Поэтому приближенно географическую ши­роту места наблюдения можно определить, измерив высоту Полярной звезды.

Рис. 15. Высота полюса мира равна географической широте.

Рис. 16. Небесная сфера в проекции на плоскость меридиана.

2. Суточное движение звезд на разныхширотах. Мы знаем (§ 3.3), как происходит суточное вращение звезд на средних широтах (0°

Географическая широта Северного полюса Земли φ = 90°. Значит, там северный полюс мира находится в зените ( hp = 90°), небесный экватор совпадает с горизонтом, а звезды описывают свои суточные пути над горизонтом, дви­гаясь параллельно ему, и не заходят. Полярную звезду на­блюдатель будет видеть у себя над головой.

Географическая широта точек земного экватора φ= 0°. Полярная звезда видна там вблизи горизонта ( hp = 0°). Пло­скость небесного экватора перпендикулярна к плоскости го­ризонта. Все звезды на земном экваторе восходят и заходят, а их суточные пути расположены отвесно по отношению к горизонту. Следовательно, уже по расположению суточных параллелей по отношению к горизонту можно получить представление о географической широте места.

3*. Связь между δ, z (или h ) и φ. Некоторые важные для практических целей соотношения легко получить, проеци­руя сферу на плоскость небесного меридиана (рис. 16). В точке M 1 находится светило, верхняя кульминация которого происходит к югу от зенита (склонение светила δ1 а зенит­ное расстояние z 1 ). ,так как , а Поскольку то

. (3)

Учитывая, что (1), равенство (3) можно представить в виде:

(3′)

Теперь рассмотрим светило, верхняя кульминация которого происходит к северу от зенита (например в точке ). Находим, что, , а . Так как то:

, (4)

или с учетом зависимости (1)

(4′)

Из формул (3′) и (4′) следует, что, измерив в момент верхней кульминации высоту (зенитное расстояние) светила и взяв из каталога склонение этого светила, можно вычислить географическую широту места наблюдения. Формулы (3) и (4) легко объединить в одну:

(5)

Если же географическая широта известна, то легко вычис­лить высоту светила в верхней кульминации:

(3»)

(для светила, кульминирующего к югу от зенита);

(4»)

(для светила, кульминирующего к северу от зенита).

Пример 1. Какой наибольшей высоты достигает Вега (δ = +38°47′) в Москве (φ= 55° 45′)?

Источник

Урок астрономии Тема: Способы определения географической широты.

Урок астрономии Тема : Способы определения географической широты.

Цель : Рассмотреть способ определения географической широты, суточное движение светил на разных широтах, вывод формул высоты светила и закрепление ее на решение задач.

Задачи :
1. Обучающая: способ определения географической широты, суточное движение светил на разных широтах, формула высоты светила.
2. Воспитывающая: формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с историей человеческого познания и объяснения повседневно наблюдаемых небесных явлений; борьба с астрологическими предрассудками; политехническое и трудовое воспитание в ходе изложения материала о практических способах применения астрометрических знаний.
3. Развивающая: формирование умений выполнять упражнения на применение основных формул сферической астрономии при решении расчетных задач и применять подвижную карту звездного неба, звездные атласы, справочники и Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений.

1-й уровень (стандарт) — как определять географическую широту, вид суточного движения светил на разных широтах.

2-й уровень — как определять географическую широту, вид суточного движения светил на разных широтах, правила работы с угломерными приборам.

1-й уровень (стандарт) — находить Полярную звезду и географическую широту по ней, решать задачи, используя соотношение, связывающее высоту светила в кульминации с его склонением и географической широтой места наблюдения.

2-й уровень — находить Полярную звезду и географическую широту по ней, уметь доказывать, что высота полюса мира равна географической широте, решать задачи, используя соотношение, связывающее высоту светила в кульминации с его склонением и географической широтой места наблюдения.

Оборудование : ПКЗН, Небесная сфера, Фото околополярной области, Теодолит или другой угломерный инструмент, географическая карта, дидактический материал с/р №2. CD- «Red Shift 5.1» (Экскурсии — Звездное небо и широта).

Межпредметная связь : Ориентирование на местности. Суточное движение Земли (природоведение, 3-5 кл). Градусная мера угла, транспортир, построение углов заданной величины (математика, 3-5 кл).

I. Новый материал (15 мин).

1. В одно и то же время в разных местах вид звездного неба на разных географических широтах неодинаков. Например: высота Полярной звезды (полюса мира) на разных широтах разная.

По фотографии околополярной области неба [ Фото околополярной области, или рис.7 учебника] вращение неба происходит вокруг Северного полюса мира, а Полярная звезда примерно на 1 о отстает от полюса (ее склонение δ=89 о 16″).

Теорема: Высота полюса мира над горизонтом (hp) равна географической широте места наблюдения ( приближенно φ≈h Полярной звезды).
Доказано в 320г до н.э. — Питеас (Древняя Греция).

в Москве около 56 о

в Мурманске 68 о

Доказательство:
О — находится наблюдатель на Земле ⊥ отвесной линии. SN – полуденная линия. Ось мира ║ оси вращения Земли.

hp= φ [фор.2] как углы с соответственно – перпендикулярными сторонами.

во Владивостоке 43 о

в Новосибирске 55 о

125г до н.э. Гиппарх (180-125г, Др. Греция) ввел географические координаты. В 1618-1622г И. Кеплер (1571-1630, Германия) определяет географические координаты некоторых крупнейших городов мира [впервые] в работе “Сокращение (или очерки) Коперниковой астрономии”.

2. Суточное движение светил на разных широтах.

На полюсе ( φ =90 о = hp ) Параллельно плоскости горизонта.

Средние широты (0 о φ o ) Под углом к горизонту = с востока на запад.

На экваторе ( φ =0 о , hp =0 o ) Отвесно (перпендикулярно) к горизонту.

По суточным параллелям (местоположению Полярной звезды) можно получить представление о географической широте места наблюдения.

CD- «Red Shift 5.1» (Экскурсии — Звездное небо и широта).

3. Вывод формулы высоты светила.

1. Светило кульминирует к югу от точки зенита = М.

Как с ориентироваться → где кульминирует светило от зенита?

если: δ — кульминирует к югу, М

если: δ>φ — кульминирует к северу, М1

2. Светило кульминирует к северу от точки зенита = М1.

II. Закрепление материала.(10 мин)

а). Рассматривается пример1 (стр.25 учебника, при необходимости, показывается запись решения).

б) Индивидуальные карточки по теме «Небесные координаты. Кульминация светил». (Н.Н. Гомулина)

в). Стр. 25 №6. (совместно рассматривается решение)

Из чертежа видно, что

φ =(50 о 46’+35 о 54′)/2=(86 о 40′)/2=43 о 20′

h=90 о +φ-δ δ =90 о +φ-hВ

δ =90 о +43 о 20′-50 о 46’=82 о 40′

Ответ: φ=43 о 20′, δ=82 о 40′

г) Диктант [перед собой ПКЗН] [10 -12 мин.] Или ТЕСТ «Небесная сфера» (Гомулиной Н.Н.)

  1. Каково склонение Солнца в день летнего Солнцестояния (22 июня) [23 o 26′]
  2. Каково склонение Солнца в день осеннего равноденствия (23 сентября) [0 o ]
  3. Какие созвездия называют зодиакальные? [через которые проходит эклиптика]
  4. В каком созвездии находится сегодня Солнце? , его координаты? [по ПКЗН-Девы]
  5. Сегодня склонение Солнца >O или
  6. Какова географическая широта с.Колыбелька, если hр=54 о 04′ [φ=hр=54 о 04′]
  7. Как проходит суточное движение светил, для наблюдателя, находится на северном полюсе Земли? [параллельно горизонту]
  8. Кульминируют ли светила на Северном полюсе Земли? [да, но hВ= hн]
  9. По какой формуле можно вычислить полуденную высоту Солнца? [ h=90 o — φ+δ]
  10. Перечислите созвездия, через которые проходят: а) небесный экватор; б) Млечный Путь. [а) Рыбы, Кит, Телец (граница), Орион, Единорог, Гидра, Секстант, Лев, Дева, Змея, Змееносец, Орел, Водолей б) Скорпион, Стрелец, Щит, Змея, Орел, Стрела, Лисичка, Лебедь, Кассиопея, Персей, Возничий, Орион, Единорог, Корма) ]
  11. В Новосибирске [φ=55 о ] звезда кульминирует на высоте hВ=45 о . Каково склонение звезды? [h=90 o — φ+δ δ=100 o -90 o =10 o ]
  12. Звезда кульминирует к югу на 15 о и имеет склонение 45 о . Какова географическая широта места наблюдения? [φ= δ + Z=60 o ]
  13. Земля 4 января находится ближе всего к Солнцу. В каком созвездии в это время находится Солнце?[Стрелец]
  14. К югу, или к северу от зенита кульминирует светило, если δ
  15. Вычислите полуденную высоту Солнца сегодня в с. Колыбельке[φ=54 о ]. [по ПКЗН δ≈-2 о h=90 o — φ+δ= 90 o -54 o -2 o =34 o ]

ДОПОЛНИТЕЛЬНО (для расширения, или замены заданий):

  1. В какое время взойдет над горизонтом 12 апреля звезда a Лиры? (по ПКЗН, около 18 час)
  2. Определите момент нижней кульминации звезды a Кассиопеи на 21 марта. (по ПКЗН, около 0 ч 40 м )
  3. Звезда Ригель находится в нижней кульминации. В какое время сегодня произойдет это явление? (по ПКЗН, например на 3 октября 16 ч 30 м )
  4. Установите, «под каким созвездием вы родились», то есть, в каком созвездии было Солнце в ваш день рождения. Для этого соедините линией полюс мира и дату вашего рождения и посмотрите, в каком созвездии эта линия пересечет эклиптику. Почему результат расходится с указанным в гороскопе?
  5. В какое время сегодня взошло Солнце? В какое время оно зайдет? Определите продолжительность дня. (по ПКЗН, например на 3 октября восход 7 ч 30 м , заход 19 ч 00 м , продолжительность 11 ч 30 м )
  6. Группа школьников отправилась в поход в юго-восточном направлении. В каком направлении им следует возвращаться? (северо-западном)
  1. Как определить в любом месте географическую широту?
  2. Как найти высоту любого светила (а Солнца)?
  3. Оценки.

Домашнее задание: §5, вопросы стр.25-26 (исключая №6), повторить стр.30 (первый абзац сверху- перевод).
Карточки самостоятельной работы №2 (§3-4), Практическая работа №2

Источник

Читайте также:  Народный способ как продлить половой акт
Оцените статью
Разные способы