Понятия «образование», «образованность» и «самообразование». Функции образования, его роль
Содержание:
↑ Понятие «образование». Образованность.
Образование — это целенаправленный организованный процесс передачи систематизированных наукой знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении, необходимая часть социализации.
Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.
Образованность личности — это показатель уровня усвоения индивидом знаний и опыта, а также возможность и способность использовать их в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.
- Совокупность образовательных стандартов и программ
- Органы управления образованием
- Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования
Принципы, определяющие функционирование системы:
- гуманистический характер образования;
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- право личности на свободное развитие;
- единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
- общедоступность образования;
- адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
- светский характер образования в государственных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Образование является социальным институтом, который состоит из большой сети учреждений (институты, школы, училища и т.д.), органов управления (министерства, департаменты, управления) и обширной системы норм и правил.
Сеть образовательных учреждений:
- дошкольные образовательные учреждения;
- общеобразовательные школы (гимназии);
- профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи);
- учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, творчества юных и т.д.);
- духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т.д.);
- университеты, колледжи, технические школы;
- учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров;
- учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, факультеты, центры и т.д.)
↑ Функции образования
Образование направленно на выполнение общественно-значимых функций:
- ликвидация неграмотности;
- передача знаний и опыта предшествующих поколений;
- приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;
- социализация личности;
- обеспечение профессионального становления молодежи;
- способствование разработки и созданию новых идей и теорий, открытий и изобретений;
- социальный контроль.
В современном мире большую популярность приобрело дистанционное образование , предполагающее осуществление образовательного процесса посредством компьютерных технологий и сети Интернет. Учитель и ученик находятся на большом расстоянии друг от друга, и может быть, в разных странах. Это сделало возможным получение качественного образования в любой точке планеты.
От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики и развитие общества в целом. Появление высококвалифицированных работников способствует развитию общества, внедрению новых технологий, прогрессу. Для достижения этих целей разрабатываются и утверждаются государственные образовательные стандарты.
Под стандартом образования понимается совокупность основных норм, ценностей, принципов и правил, установленных государством и призванных обеспечивать высокий уровень качества образованности населения.
↑ Самообразование
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т.е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Самообразование — приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без помощи преподавателя.
Необходимость в самообразовании бывает разная: любознательность, стремление к изучению предмета более полно, отсутствие возможности обучаться в школе или других учебных заведениях.
Самообразование дает человеку очень много преимуществ.
В современном мире способов получить необходимую информацию стало гораздо больше, чем в прошлом, но, не смотря на это, многие выдающиеся деятели и ранее достигали больших успехов путем самообразования. Примером этому является хранитель библиотеки Ватикана кардинал Джузеппе Каспар Меццофанти. Самостоятельно всего за несколько лет он выучил более ста языков, о нем ходили легенды. В процессе самообразования возможно не только простое усвоение знаний из книг, но и открытие нового. Так, выдающийся российский и советский ученый, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский еще в детстве после болезни потерял слух и не смог учиться в школе, поэтому свое образование пришлось продолжить самому, благодаря чему он стал знаменитым ученым.
Источник
7 Функции и цели образования
3 МОДУЛЬ: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (6 ЧАСОВ)
Лекция 7. Функции и цели образования
1. Понятие функции образования.
2. Культурная функция.
3. Общественная функция.
4. Гуманистическая (личностная) функция.
5. Цель образования.
Рекомендуемые файлы
1. Понятие «функция» используется в двух основных значениях: а) как цель, предназначение какого-либо предмета, явления, процесса; б) как особая связь, зависимость двух или большего числа явлений. В настоящей лекции принято первое из этих значений, то есть акцент сделан на целевом назначении образования, его телеологическом аспекте, роли в системах более высокого иерархического уровня.
Как правило, функциональный подход и структурно-функциональный анализ всегда явно или неявно имеют в виду адаптивное значение рассматриваемых явлений. Аналогично функциональный анализ образования имеет своей целью связать его существование с более широкими целями, осуществлению которых оно служит. Актуальность такого анализа обусловлена переходом категории «цель образования» из общесоциальной (идеологической) сферы в собственно педагогическую, когда она не сводится к образу необходимого обществу идеального человека или сумме конкретных целей отдельных этапов педагогического процесса, а становится предметом педагогического анализа во всей своей целостности. Этот процесс связан с изменениями не только в педагогическом сознании, но и в обществе в целом. В современных условиях педагогика оказалась перед проблемой поиска источников и процедур построения цели образования. Мы рассматриваем функциональный анализ образования как один из подходов выявления его цели через определение его значения в системах более высокого иерархического уровня (культура, общество, человек).
Функции образования есть проявления его необходимых свойств, соотносимые с различными областями действительности. Традиционно выделяют три его функции: культурную, общественную и гуманистическую. Несмотря на разделение функций, все они взаимосвязаны так же, как взаимосвязаны стороны действительности, к которым они относятся. Так, например, требования социального заказа не могут существовать иначе, чем в контексте культуры. Однако общечеловеческие ценности могут «уступать натиску» временным требованиям технико-технологического развития. Между функциями можно наблюдать некоторые пересечения (поскольку анализу подвергается одно целостное явление), но отсутствие тождества (поскольку ракурсы анализа различны).
2. Если рассматривать культуру как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, проявляющий себя в мире материальных и духовных ценностей, то взаимодействие культуры и образования имеет две стороны. Первая – «проникновение» культуры в образование, обретение им содержания и собственной формы (образование является отраслью массового духовного производства и средством трансляции культуры), вторая – воспроизводство культуры через ее реальное существование в человеке (сохранение и развитие культурных достижений).
Культурная функция образования имеет два аспекта. Во-первых, образование есть процесс передачи – присвоения культурно оформленных образцов человеческой деятельности и ее результатов в виде знаний, способов деятельности, отношений, ценностей. Приобщение ребенка к культуре – не пассивный процесс «напластовывания», «прибавления» к нему культурных достижений. В рамках сотрудничества со взрослым и совместной деятельности ребенок преобразует культурно предпочитаемые способы деятельности в свои собственные, тем самым «окультуривает» себя. Присвоенный ребенком опыт перерабатывается и возвращается к культуре в виде определенных индивидуальных способов и результатов деятельности.
Это и есть второй аспект культурной функции образования – воспроизводство и развитие культуры. Если бы механизм процесса передачи – присвоения культурных ценностей из поколения в поколение был подобен механизму передачи каких-либо предметов, то процесс развития культуры был бы невозможен, и образование «производило» бы однотипные «продукты». Поэтому в реализации культурной функции значение имеют не только овладение определенными знаниями, умениями, навыками, а также интериоризация общечеловеческих ценностей, но и творческая переработка человеком культурного опыта, преобразование культурных значений в смыслы, воспроизводство культуры не в неизменном виде, а в преобразованном, «пропущенном через себя».
3. Общественная функция образования проявляется в том, что оно является институтом социализации личности, подготовки новых членов общества. От того, насколько эффективно образование выполняет социальный заказ, зависит развитие производства и других сфер общественной жизни.
Что такое социальный заказ образованию? Докажите, что цель образования и социальный заказ не есть тождество.
Без образования немыслимо развитие общества, так как общество состоит из людей, которые и являются «двигателями прогресса». Поскольку в общественном развитии трудно переоценить роль человеческого фактора, во многих странах совершенствование образования рассматривается как первоочередная задача национальной политики. Даже в странах с самыми децентрализованными системами образования заботу о его развитии и финансировании вводимых новшеств берет на себя государство.
Необходимо понимать, что не только образование влияет на общество. Ведь образование – это часть социальной системы, и на процесс его осуществления и результаты оказывают влияние все аспекты общественной жизни: от политики и идеологии до материально-бытовых условий жизни педагогов и детей. Общественное развитие приводит к изменениям социальных условий, а также взглядов, идей, ценностей, что находит свое отражение в корректировке социального заказа и, как следствие, в реформировании образования. Так, в связи с резким увеличением объема накопленных обществом знаний, высокой динамикой развития технологии производства, современное начальное и среднее профессиональное образование не могут претендовать на окончательную подготовку к человека к профессиональной деятельности. Для работы в любой сфере кроме профессионально важных знаний и умений необходим определенный уровень общей культуры, фундаментальная подготовка в ряде наук, хорошая ориентация в сфере человеческих взаимоотношений. Даже высшее профессиональное образование не может рассматриваться как подготовка человека на всю жизнь. Поэтому от всего общества и каждого человека требуется понимание необходимости постоянного образования. А образование, в свою очередь, должно быть нацелено на подготовку человека, который сможет сам искать и находить информацию; решать не только проблемы сегодняшнего дня, но и те, которые возникнут в будущем; осваивать новые способы деятельности; заниматься самообразованием. Иными словами, каждое новое поколение должно не только усвоить опыт предыдущего, но и двигаться дальше в своем развитии. Только в этом случае возможен прогресс общества.
Как отмечают философы, в современной цивилизации происходят трансформации, ведущие к созданию постэкономического общества (В.Л. Иноземцев), важнейшим отличием которого от существующего станут место и роль в нем активной личности. В таком обществе от человека будут требоваться не только исполнительность, компетентность, ответственность, но и способность организовать свою деятельность в различных условиях и масштабах времени, умения согласовать свои возможности, способности, ожидания со встречными условиями и требованиями профессиональной деятельности. А это предполагает разрешение противоречий, самопознание, самоопределение. Иными словами, необходимо развитие личности как полноправного субъекта деятельности.
Если цель общества – прогресс, то образование должно путем развития личности обеспечить саморазвитие общества. Тогда в рамках реализации образованием общественной функции к основным его задачам необходимо отнести не только формирование инициативных, ответственных, компетентных, самостоятельных, стремящихся к самообразованию членов общества, но и развитие личностных, субъектных функций человека.
4. В гуманистической функции образования отражается его значимость для каждой личности. Эффективность реализации данной функции образования проявляется в том, насколько успешно оно обеспечивает основу для удовлетворения потребностей и достижения жизненных целей. Что же человек может найти для себя в образовании? Какое образование приобретет личностную значимость для всех людей? Не такие уж простые вопросы, поскольку они уходят корнями в представления о природе человека, его роли и месте во Вселенной, и могут решаться только в контексте понимания целей, ценностей человека и даже предназначения и смысла жизни.
Следует отметить, что в рамках некоторых парадигм, проблема определения смысла гуманистической функции образования решается достаточно легко и однозначно или вообще не ставится. Так, например, в условиях авторитаризма, когда образование призвано «подавить» природу человека и «вылепить» из него то, что нужно правящим классам, гуманистическая функция лишается какого-либо смысла. Если человек понимается, в первую очередь, как «общественное животное», наделенное биологическими и социальными потребностями, то суть гуманистической функции в том, что образование, развивая способности и умения, позволяет человеку зарабатывать себе на жизнь, «вписаться» в жизнь общества, реализовать свои потребности, редуцированные до биологических и элементарных социальных.
В настоящее время, когда в образовании делается попытка поворота к человеку, и в педагогику на новом витке ее развития возвращаются гуманистические ценности, можно с полным правом утверждать приоритет гуманистической функции образования. Однако для того, чтобы раскрыть ее содержание, необходимо определиться, в рамках какой парадигмы образования мы находимся, а значит обратиться к представлениям о человеке, лежащим в ее основе.
В отечественной гуманистической педагогике накоплен определенный научный материал по данной проблематике. Распространенной является точка зрения, согласно которой, образование, развивая духовные силы, способности и умения, создавая условия для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, обеспечивает возможности для личностного и профессионального роста, способствует овладению средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, саморазвития творческой индивидуальности. Другое аналогичное, но не тождественное предыдущему мнение: «гуманитарная функция образования состоит в том, чтобы помочь человеку стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, то есть научить жизнетворчеству. Она также состоит и в смягчении социальной напряженности, в восстановлении экологии человека, его душевного равновесия, смысла жизни, общественной нравственности, гражданского мира» (Е.В. Бондаревская).
По нашему мнению, образование будет реализовывать гуманистическую функцию, если в центр поставит здоровье человека, поскольку именно оно составляет одно из необходимых условий реализации любых жизненных планов и целей и само по себе предполагает состояние благополучия, причем «здесь и сейчас», а не когда-либо в будущем. Такое решение подчеркивает самоценность ребенка и каждого момента его жизни, рассматриваемого не в контексте подготовки к приносящей пользу обществу жизни, а с позиции признания права человека на самостоятельное творение своего жизненного пути.
Современные научные представления о здоровье выходят далеко за рамки жесткой оппозиционной схемы «здоровье – болезнь». Наукой признано, что здоровье – многоаспектный феномен, допускающий поливариантность интерпретаций. Если здоровье – это состояние благополучия, то чтобы его описать, необходимо определиться, что есть благо для человека.
Рассматривая здоровье человека, необходимо обратиться ко всем «мирам» в которых он существует: биологическому, психическому, социальному, духовному. Поэтому структура здоровья может быть представлена в виде четырех взаимосвязанных компонентов: физического, психического, личностно-психологического и духовно-нравственного (см. табл.). В силу целостности самого человека, такое разделение, очевидно, носит абстрактно-теоретический характер, однако оно позволяет охватить все грани комплексного феномена.
Согласно нашим представлениям, здоровье – системное четырехуровневое образование, отражающее как свойство, состояние, так и вектор развития человека. Суть здоровья каждого уровня – целостность выделенного «измерения» (организм, индивид, личность, человек).
Физическое и психическое здоровье характеризуют человека с точки зрения соответствия его организма и психики основным общим особенностям человека как биологического вида. Первый уровень физического здоровья характеризуется устойчивостью гомеостаза организма, адаптивностью к природным условиям. Второй – психический – адекватностью восприятия реальности и характера реакций внешним воздействиям.
Источник