Способы определения емкости рынка

Содержание
  1. Как оценить и рассчитать емкость рынка
  2. Что такое емкость рынка
  3. Зачем рассчитывать емкость рынка
  4. Виды емкости рынка:
  5. Примеры разных объемов рынка
  6. Какие данные необходимы для реального расчета объема рынка
  7. Основные способы расчета емкости рынка
  8. Метод «снизу-вверх»
  9. Формулы для расчета:
  10. Метод «сверху-вниз»
  11. Метод от реальных продаж
  12. Реальный расчет
  13. Подводя итог
  14. Что такое емкость рынка: простыми словами
  15. Зачем знать емкость рынка?
  16. Виды емкости рынка
  17. Что влияет на емкость рынка?
  18. Как рассчитать емкость рынка
  19. Что такое емкость рынка и как ее определить
  20. Что такое емкость рынка
  21. Зачем нужно вычислять емкость
  22. Три вида емкости рынка
  23. С чем нужно определиться до начала расчетов
  24. Методы сбора и источники информации
  25. Что еще нужно учитывать в расчетах
  26. Как посчитать емкость
  27. Метод «по норме потребления»
  28. Пример
  29. Метод на основе аналитики рынка
  30. Метод реальных продаж
  31. Выводы

Как оценить и рассчитать емкость рынка

Статья поможет разобраться, кому и для чего нужно оценивать объем рынка. В ней приведены методы и примеры расчета, а также формулы для самостоятельного расчета емкости рынка с описанием.

После ее прочтения вопрос о необходимости определения емкости рынка отпадет сам собой, ведь она — прямой путь к увеличению рентабельности бизнеса.

Что такое емкость рынка

В маркетинге нет понятия проще и одновременно сложнее, чем емкость рынка. С первого взгляда задача кажется простой: узнать объем продаж конкурентов, добавить импорт, вычесть экспорт, не забыть учесть собственные продажи.

Емкость объем:

  • емкость — доля товаров, которые теоретически можно продать в единицу времени;
  • объем рынка — доля товаров, которые были проданы по факту за то же самое время.

Емкость рынка — это число сделок купли-продажи или количество продукции, которое доступно к приобретению. Величина характеризуется соответствием покупательского спроса товарному предложению. Ее суть — узнать, сколько покупателей готовы купить товар, сколько товара им нужно для разового потребления, и как часто они его потребляют.

Зачем рассчитывать емкость рынка

Емкость помогает определить качество рынка. Бизнес, который не обладает данной информацией, явно отстает от конкурентов и значительно теряет в прибыли. Без этих показателей нельзя принимать управленческие решения и планировать развитие бизнеса.

Почему так? Во-первых, объем рынка наглядно показывает, сколько людей готовы купить товар. При этом в расчет берется его количество в определенный момент времени. Точка отсчета — статистика уже продающихся товаров.

Во-вторых, это помогает проанализировать конкурентов и понять, какой объем потребителей приходится на каждого из них. При этом можно сказать почти наверняка, какое положение занимает каждый производитель.

Оценка емкости рынка позволяет узнать, сколько товаров или услуг лучше предложить на данный момент, какую прибыль это принесет и какое положение занимает компания среди конкурентов. Также это позволяет оценить обстановку и понять, рентабелен ли будет бизнес в данной нише или стоит изменить направление и стратегию его развития.

Виды емкости рынка:

  1. Фактическая: в ее основе — спрос на товар в текущий момент. При вычислении во внимание принимается узнаваемость товара и потребляемые объемы.
  2. Доступная — уровень спроса, который компания может удовлетворить за счет имеющихся ресурсов. При расчете размер рынка делается меньше: в рассмотрение принимаются потребители, которые соответствуют портрету целевой аудитории
  3. Потенциальная — определяет максимально возможный спрос на товар. Учитывается с учетом регулярного и частого потребления продукта.

Примеры разных объемов рынка

Допустим, компания занимается реализацией роботов-пылесосов. Параметры расчета будут зависеть от вида емкости:

Потенциальную— можно определить с помощью следующих гипотез:

  • покупатели роботов-пылесосов противопоставляют их простым пылесосам;
  • средняя стоимость пылесоса соответствует стоимости, установленной производителем.

Фактическая — она основана на опросе возможных потребителей. Это поможет получить ответы на следующие вопросы:

  • Каков процент потребителей пользуется роботом-пылесосом?
  • Какова частота покупки робота-пылесоса? Покупают ли его повторно?
  • Какова средняя стоимость покупки?

При доступном объеме рынка компания занимается уточнением показателем для потребителей своего сегмента, например, мужчин и женщин в возрасте от 25 до 45 лет.

Какие данные необходимы для реального расчета объема рынка

Для расчета необходимо собрать вводные данные. Их перечень представлен в таблице ниже:

Величина ЦА Нужно выбрать территорию, на которой происходит процесс купли-продажи товара, и определить вероятное или реальное число потребителей. Стоит принять во внимание, что товары индивидуального потребления рассчитываются на одного человека, тогда как остальные — могут рассчитываться на домохозяйства. Частота потребления товара Эти данные можно получить с помощью опроса потребителей, экспертной оценки или на основании общепринятых норм (например, всем известно, что зубную щетку стоит менять раз в несколько месяцев, а хлеб покупается ежедневно). Средняя стоимость продукта Во внимание принимается вся линейка конкурентных продуктов. Расчет можно провести самостоятельно, на основании прейскурантов конкурентов или проведя опрос потребителей (узнав, по какой цене обычно они приобретают данный продукт). Усредненный объем продукта Данный показатель не является обязательным. Он лишь дает представление об объемах потребления.
Пример:
  • кабельное телевидение — объем пакета;
  • лимонад — литраж бутылки;
  • туалетная бумага — один рулон или целая упаковка и т.д.

Основные способы расчета емкости рынка

Расчет емкости рынка можно выполнять тремя методами:

Метод «снизу-вверх»

Самый популярный способ, позволяющий определить объем рынка по текущему спросу. Емкость рынка равняется числу всех ожидаемых покупок, совершенных ЦА за отведенный период (обычно он равен одному году).

Формулы для расчета:

Емкость рынка за период N

В тыс.шт. ЦА (в тыс. чел.) * количество товара (в шт.) В тыс. руб. ЦА (в тыс. чел.) * количество товара за (в шт.) * среднерыночная стоимость 1 шт. товара (в руб.) В тыс. л. ЦА (в тыс. чел.) * количество товара (в шт.) * средний объем 1 упаковки (в литрах)
Читайте также:  Сколько способов лазания по канату есть

Метод «сверху-вниз»

Для определения размера рынка используется информация о совокупных продажах внутри рынка. Если всех участников охватить невозможно, можно взять самых крупных из них. Формула расчета:

Емкость рынка = Совокупность продаж всех игроков рынка (по розничным ценам)

Информацию для расчетов можно получить, проведя опрос конкурентов или найдя данные в открытых источниках.

Метод от реальных продаж

Такой способ сейчас используется большинством компаний, помогающих с расчетом емкости рынка в Москве. Преимущество в том, что метод позволяет оценить объем реальных покупок.

Уровень продаж определяется исходя из чеков покупателей. Информация берется в крупных сетевых магазинах, которые предоставляют информацию в соответствии с установленным соглашением. Стоит отметить, что магазины составляют репрезентативную выборку, а собранные данные примеряются на всю страну.

Недостаток метода — в невозможности определить отдельную аудиторию. Зато он позволяет получить реальные данные о товарах: сколько единиц и по какой цене продано, каков общий объем продаж за период N. Это универсальный метод, позволяющий получать и анализировать данные в динамике.

Примечание: все три метода подчиняются одному правилу — если есть несколько рыночных сегментов, стоит рассчитать емкость каждого из них и затем сложить показатели.

Реальный расчет

Допустим, в поселке проживает 100 человек, а автомобиль есть у 10. Замена шин выполняется раз в год. Значит емкость рынка шин составит: 10*1=10 комплектов шин. Средняя стоимость одного комплекта — 7 тыс. руб. 10*7000=70 000 — объем рынка шин в стоимостном выражении.

Теперь проведем расчет по видам емкости:

  • Фактическая: 70 000 руб./год.
  • Доступный: предположим, трое из 10 закупают шины в соседнем городе, а остальные 7 — в своем поселке. Получается, что доступный объем будет равен 3*1*7000=21 000 руб./год.
  • Потенциальный: если еще 3 человека купят автомобиль, то объем составит — 13*1*7000=91 000 руб/год.

Как поможет эта информация предпринимателю? Он сможет понять, сколько денег доступно на рынке, и сколько из них можно заработать.

Подводя итог

Не все молодые предприниматели понимают, что масштабирование бизнеса требует тщательного планирования. Необдуманные решения могут ударить по финансовой базе. Чаще всего ошибки связаны с чрезмерным выпуском продукции на рынок. Это ведет к снижению дохода и выходу конкурентов вперед. Даже больше: в некоторых случаях компания разоряется.

Чтобы не допустить этого, стоит выстраивать стратегию не на теории, а на реальных расчетах. В их основу должна лечь информация о емкости рынка, его структурных подразделениях и т.д.

Источник

Что такое емкость рынка: простыми словами

Узнайте, для чего нужно определять емкость рынка и ознакомьтесь с методами ее расчета

  1. Главная
  2. Поддержка
  3. Глоссарий
  4. Емкость рынка

Емкость рынка — это объем всех предоставляемых товаров и услуг внутри одного рыночного сегмента.

Содержание

С помощью этого показателя компании выясняют количество потребителей, у которых теоретически может быть спрос на их продукты или услуги, а также реальное количество людей, покупающих аналогичные продукты у конкурентов. Кроме того, емкость рынка помогает определить долю рынка, которую они потенциально могут занять.

Давайте узнаем, для чего нужно определять емкость рынка.

Зачем знать емкость рынка?

  • Определить количество потенциальных клиентов
  • Определить конкурентность в определенной нише
  • Составить грамотную маркетинговую стратегию

Емкость рынка рассчитывается для следующих целей.

  • Определить количество потенциальных клиентов. Это помогает понять, насколько перспективен рынок, на который вы хотите выйти, а также мотивирует на постановку более амбициозных глобальных целей, если объем потенциального рынка велик.
  • Определить конкурентность в определенной нише. Это поможет понять, насколько трудно будет выйти на рынок и даст ясное представление о том, какую долю данного рынка вы сможете занять.
  • Составить грамотную маркетинговую стратегию. Зная емкость рынка, вы сможете поставить четкие цели и найти эффективные средства для повышения конкурентоспособности вашего бренда и товара.

Давайте рассмотрим существующие виды емкости рынка.

Виды емкости рынка

  1. Потенциальная емкость рынка
  2. Фактическая емкость рынка
  3. Доступная емкость рынка

Выделяют три вида емкости рынка: потенциальная, фактическая и доступная.

  1. Потенциальная емкость рынка. Помогает узнать, какой потенциал может быть у определенной ниши бизнеса. Обедать в ресторане могут все, у кого есть на это деньги. Если уровень доходов в регионе велик, то потенциальная емкость ресторанной отрасли — тоже.
  2. Фактическая емкость рынка. Это сумма предоставляемых товаров и услуг в конкретной нише в настоящий момент. Фактическая емкость рынка говорит о том, сколько товаров сбывают ваши конкуренты. Иными словами, это количество работающих ресторанов и их посетителей.
  3. Доступная емкость рынка. Это доля рынка, которую вы можете занять. Например, если в одном из районов города пока еще нет ресторанов итальянской кухни, то у вас есть все шансы занять эту нишу.

Давайте узнаем, какие факторы влияют на емкость рынка

Что влияет на емкость рынка?

  • Сезонность спроса
  • Конкурентоспособность вашего товара
  • Влияние внешних факторов
  • Покупательная способность

Прежде чем рассчитывать долю рынка, нужно учесть следующие факторы, которые влияют на этот показатель.

  • Сезонность спроса. Спрос на мороженное, солнечные очки, лыжи и зимнюю обувь варьируется в зависимости от времени года.
  • Конкурентоспособность вашего товара. Конкурентоспособность говорит о том, насколько ваш товар выдерживает сравнение по цене, качеству, полезным свойствам с аналогичными товарами конкурентов.
  • Влияние внешних факторов. Компаниям, которые занимаются импортом и экспортом, важно учитывать законодательство, экономическую ситуацию в стране и отношения с другими странами.
  • Покупательная способность. Обозначает уровень доходов вашей целевой аудитории. Если желающих купить ваш продукт много, но мало кто из них сможет его себе позволить, то выход на данный рынок может повлечь больше расходов, чем прибыли.
Читайте также:  Способы выведения чистых культур

Давайте узнаем, как вычислить емкость рынка.

Как рассчитать емкость рынка

  1. Метод «снизу-вверх»
  2. Метод «сверху-вниз»
  3. Расчет по существующим продажам

Существует три основных метода расчета емкости рынка.

  1. Метод «снизу-вверх». Согласно этому методу, емкость рынка рассчитывается, как сумма всех потенциальных покупок товара или услуг в определенном сегменте рынка за конкретный период, как правило, за год.
  2. Метод «сверху-вниз». Емкость рынка определяется, как сумма розничных продаж всех конкурентов в определенном сегменте. Получить доступ к такой информации можно в открытых источниках, где предприятия отчитываются государству о своей деятельности. Достаточно оценить продажи двух-трех лидеров отрасли, чья доля будет занимать примерно 80-90% всей емкости рынка.
  3. Расчет по существующим продажам. Согласно этому методу, исследовательские компании заключают договора о предоставлении информации с крупнейшими сетевыми магазинами и учитывают продажи отдельных категорий товаров. Из этого они делают выводы об объеме определенных сегментов рынка.

Поздравляем, вы узнали, что такое емкость рынка и ознакомились с факторами, которые влияют на ее расчет.

Источник

Что такое емкость рынка и как ее определить

Емкость рынка — это термин на стыке экономики и маркетинга. Определив её, компания может скорректировать стратегию развития. Разберемся в видах емкостей рынка и способах их расчета.

Что такое емкость рынка

Это показатель, который приблизительно отражает способность рынка потребить какую-то продукцию.

Обычно термин сужают, рассчитывают емкость рынка в конкретной сфере — например, смотрят, какой спрос существует на рынке туризма в конкретно обозначенных географических границах.

Говоря проще, емкость рынка — это показатель, который подскажет, сколько примерно продукта могут купить потребители на конкретном рынке. Под рынком подразумевается некое абстрактное место или отрасль — например, это может быть широкий рынок IT-услуг в стране или узкий рынок парикмахерских в одном городе.

  • в количестве или в объеме товара, который можно продать;
  • в количестве денег, которые можно заработать.

Зачем нужно вычислять емкость

Емкость рынка помогает планировать экспансию на рынок, принимать управленческие решения и аргументировать предложения для инвесторов.

Вовремя принимайте важные управленческие решения, чтобы избежать непредвиденных рисков

Например, вы открываете сеть парикмахерских. С помощью емкости рынка вы заранее выяснили, что доступный спрос в конкретном городе составит порядка тысячи стрижек в день. Посчитав финансовую схему и убедившись в конкурентных преимуществах, вы можете планировать необходимые инвестиции. То есть вы заранее понимаете, что с такой емкостью прибыльно будет открыть 10-15 точек, не больше.

Три вида емкости рынка

  • Потенциальная емкость. Это размер рынка, который предполагает максимальный спрос на ваш продукт среди всех потребителей. То есть ситуация, в которой любой представитель целевой аудитории готов постоянно покупать ваш продукт.
  • Фактическая. Это показатель, основанный на текущем развитии спроса. Например, все люди, которые сейчас пользуются товарами и услугами именно вашего потребительского сегмента.
  • Доступная емкость. Это количество потребителей, на которые может претендовать ваша компания с имеющимся продуктом и его характеристиками.

Например, вы организовали службу такси и считаете емкость в натуральном выражении, то есть в количестве потребителей.

Потенциальная емкость вашего рынка — клиенты служб такси или каршеринга, автомобилисты, которым надоело водить машину самим, люди, которые пользуются общественным транспортом.

Фактическая емкость — это люди, которые уже сейчас пользуются такси, их не нужно переманивать с других рынков и отраслей.

Доступная емкость — это целевая аудитория конкретно вашего продукта. Например, если у вас эконом-класс, то это люди, которые хотят быстро и недорого добраться до нужного места. Аудитория, которая пользуется бизнес-классом, входить в доступную емкость не будет.

С чем нужно определиться до начала расчетов

Перед расчетом емкости нужно подготовиться и решить, что конкретно вы будете вычислять. В универсальный список входят следующие критерии:

  • Время. За какой период считать емкость. Лучше брать небольшие отрезки времени, полгода или год, и еще меньше для сезонных бизнесов.
  • География. По какому региону будет рассчитываться доля рынка. Например, вы можете вычислять данные по всей стране или только по конкретной области или городу.
  • Аудитория. Кто конкретно берется в расчет. Актуально для расчета доступной емкости: чем уже будет прописана целевая аудитория, тем точнее будет показатель.
  • Единица измерения. Например, если вы собираетесь продавать товар по примерно той же цене, что и конкуренты, проще проверить, сколько денег на рынке. Если у вас есть возможность снизить себестоимость продукта или на рынке большие колебания цен, лучше проверять количественный показатель.

Методы сбора и источники информации

Есть несколько источников данных, которые пригодятся при вычислении емкости рынка.

  • Открытая информация — это государственная статистика по вашей сфере, финансовая отчетность компаний, отраслевые СМИ.
  • Маркетинговые исследования и аналитика рынка. Такая информация в основном платная — можно купить готовые отчеты или заказать уникальные под ваше направление.
  • Аналитика данных компаний. Доступна, если бизнес публикует информацию о производстве, дистрибуции и продаже товаров. Исследуя крупных игроков в сфере, можно сделать косвенные выводы и о емкости рынка.
  • Оценка потребителей. Для получения данных используется метод социологических исследований: проводится опрос потенциальных и действующих клиентов, изучаются уровень потребления, средний чек за покупку, заинтересованность в выборе бренда или смены рынка.
  • Нормы потребления. Это нормативные документы, которые устанавливают средние данные по потреблению продукции по версии экспертов и властей. Например, Минздрав публикует нормы потребления продуктов питания. Сочетая их с данным о численности населения, можно вычислить емкость рынка пищевой отрасли в конкретном регионе.
Читайте также:  Что называется способом движения агрегата

Что еще нужно учитывать в расчетах

В зависимости от конкретной ситуации нужно учитывать и вторичные факторы, которые могут оказать влияние на показатели емкости рынка. Вот что может пригодится:

  • Динамика спроса. Если бизнес сезонный, стоит учитывать время экспансии и считать емкость для отрезка времени. Например, доступная емкость рынка для магазина подарков будет разной летом и в конце декабря.
  • Качество и характеристики продукта. Учитывайте конкурентные особенности вашего товара или услуги. Например, если вы собираетесь производить дорогой хлеб с орехами, нужно сужать количество целевой аудитории до тех, кто может себе позволить такую еду. И наоборот, делая продукт дешевле, вы снижаете емкость за счет тех, кто в принципе не покупает недорогую еду.
  • Внешнее влияние. Например, на емкость рынка влияют политические решения, законодательство и отношения между странами. Например, из-за санкций и сокращения импорта фактическая емкость рынка растет. А после новых торговых соглашений доступная емкость, наоборот, может уменьшиться из-за появления сильных конкурентов.
  • Покупательная способность. Перед расчетом емкости важно проверить, точно ли обозначена целевая аудитория для продукта. Бесполезно вычислять спрос, если у потенциальных покупателей не будет денег на ваш товар.Специфические показатели, которые свойственны продукту или региону. Например, глобальное потепление может повлиять на доступную емкость рынка обогревателей в холодных регионах.

Как посчитать емкость

Есть три базовых способа расчета. Если у вас несколько целевых аудиторий или несколько товарных групп, то стоит рассчитывать каждый сегмент отдельно, а после сложить показатели.

Метод «по норме потребления»

Этот метод еще называют «снизу вверх», потому что расчет идет от данных по ожидаемым покупкам потребителей, то есть от тех, кто формирует спрос.

Формула: количество целевой аудитории умножается на норму потребления за конкретный период

Если нужно вычислить денежное выражение, то показатель умножают на стоимость 1 единицы продукции. Если нужен объем — на средний объем одной упаковки.

Пример

Вы хотите открыть производство хлеба. Норма потребления хлеба — в среднем 96 кг в год на человека. Весит булка 350 г, то есть на человека приходится порядка 275 булок.

Вы знаете, что ваша целевая аудитория — трудоспособное население. Таких в городе порядка 200 000 человек. Булка стоит 50 руб.

  • Емкость в количественном выражении в год: 200 000 х 275 булок = 55 млн булок
  • В деньгах: 55 млн булок х 50 руб. = 2,75 млрд руб.
  • В объеме = 200 000 х 96 кг = 19 200 тонн

Это потенциальная емкость. Чтобы посчитать фактическую и доступную, нужно сужать данные — определять конкретное количество целевой аудитории для каждой точки продаж, уточнять с помощью опросов реальное потребление конкретно такого хлеба. Цифры окажутся в десятки раз меньше.

Метод на основе аналитики рынка

Этот метод называют «сверху вниз», потому что он идет от тех, кто удовлетворяет спрос, то есть от данных компаний. Метод можно использовать, если в вашем сегменте крупный бизнес раскрывает информацию о выручке или есть иной способ получить данные.

Емкость определяют так: складывают все продажи крупных компаний, которые закрывают потребность 80-90 % рынка. Учитывать нужно розничные цены для потребителя.

Этот метод чаще заказывают в аналитических агентствах, а они получают данные из опросов компаний. Цифры всегда неточные, нужно учитывать погрешность в зависимости от количества компаний, которые отказались сотрудничать.

Метод реальных продаж

Этот метод расчета практикуют исследовательские агентства — они заключают договора с крупными ретейлерами и анализируют их реальные данные о продажах.

Попробуйте CRM для малого бизнеса: внедрение и адаптация под особенности бизнес−процессов, контроль и автоматизация отдела продаж

Собрав информацию от нескольких компаний, можно с точностью утверждать, сколько продуктов из определенной категории было продано за конкретный период. Таким образом вычисляется примерная емкость как всего рынка, так и отдельных территорий.

Выводы

Емкость рынка — это потенциальный спрос на ваш продукт в конкретном месте за отдельный период. При расчете этого показателя нужно учитывать особенности вашей отрасли, полноту источников информации и точность расчета.

Проще всего посчитать емкость, найдя нормы потребления вашего продукта и умножив их на количество целевой аудитории.

Погрешность будет большая, потому что нормы не учитывают ситуацию, когда люди замещают потребность в продукте товарами из другой категории. Например, не выбирают, у какого продавца купить хлеб, а заменяют его на хлебцы.

Поэтому такой метод нужно использовать только для приблизительных расчетов.

Второй вариант — спросить данные о продажах крупных компаний. Это возможно, если они публикуют подробную финансовую отчетность или предоставляют данные в маркетинговые агентства для отчетов о рынках. Расчет получится точнее.

Собрать аналитику конкретных продаж — когда ретейлеры отдают данные из чеков и формируют подробную статистику. Это довольно точный расчет — данные анализируют в динамике, поэтому можно изучить, например, помесячную статистику продаж за последний год. Такое исследование можно заказать в маркетинговых агентствах.

Узнав емкость конкретного рынка, вы можете планировать развитие бизнеса, аргументировать и рассчитывать необходимые финансовые вложения. Если окажется, что рынок маленький, стоит искать другие площадки для сбыта.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Оцените статью
Разные способы