Способы определения доходов расходов их признания оценки распределения

Налоговый учет: распределение доходов и расходов

Налоговый кодекс содержит нормы, обязывающие в определенных случаях распределять доходы и расходы. Но их формулировки столь неоднозначны, что с толкованиями затрудняется даже Минфин России. Попробуем в этом разобраться.

Большинство бухгалтеров в курсе, что в налоговом учете доходы и расходы по длительным сделкам подлежат распределению. Их единовременное признание повлечет занижение налога на прибыль в одном из периодов. В результате компании грозит штраф по статье 122 Налогового кодекса, а при наличии недоимки – пени.

Между тем подходы к распределению сформулированы законодателем весьма расплывчато. Сделать на их основе однозначные выводы проблематично. Впрочем, для практики это не так уж плохо. Ведь ваши решения – под защитой пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с ним все неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.

Затраты – это еще не расходы

В главе 25 Налогового кодекса присутствуют два термина — «затраты» и «расходы». Первый из них нам понятен интуитивно. Он характеризует реальные экономические процессы в хозяйственной деятельности компании и свидетельствует об оттоке ресурсов. Второй – строго говоря, специальный показатель, предназначенный для исчисления налоговой базы (ст. 252 НК РФ). Его назначение иллюстрирует схема:

Читайте также:  Способ взвешивания определения центра тяжести
ПРИБЫЛЬ за период
ДОХОДЫ > РАСХОДЫ ДОХОДЫ

Ищете решение Вашей ситуации?

Данная статья взята из закрытого платного раздела журнала «Практическая бухгалтерия». «Практическая бухгалтерия» — бухгалтерский журнал, который упростит Вашу работу и поможет вести бухгалтерию без ошибок. Издание доступно еще и в электронном виде. Получите полный доступ ко всем материалам >>

Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

Читайте также по теме:

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Порядок и принципы учета доходов и расходов в организации

Что относится к доходам и расходам предприятия в бухучете

Каждая коммерческая фирма создается с целью извлечения прибыли. Чтобы вывести финансовый результат, необходимо грамотно организовать правильное ведение учета доходов и расходов организации.

Итоги работы компании интересуют не только ее участников, но и инвесторов, а также фискальные органы. При этом налоговый учет и бухучет доходов и расходов несколько отличаются.

В бухучете понятие и алгоритм учета доходов и расходов регламентируют ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 соответственно. При этом перечни прочих доходов и расходов являются открытыми.

Доходом компании является увеличение экономических выгод организации вследствие поступления денежных средств или иных активов, а также погашения обязательств, повлекшего прирост капитала (п. 2 ПБУ 9/99). Доходы бывают 2 видов: от обычных видов деятельности и прочие. Что относится к каждому из них, можно увидеть в таблице:

Доходы

От обычной деятельности (п. 5 ПБУ 9/99)

Прочие (п.7 ПБУ 9/99)

Выручка от продажи ТМЦ и услуг

Поступления от реализации ОС

Иные доходы, являющиеся предметом основной деятельности фирмы

Неустойки, пени и штрафные санкции за несоблюдение договорных обязательств

Активы, полученные в дар

Доходы от передачи в аренду активов компании

Выручка в бухучете отображается при наличии следующих условий (п. 12 ПБУ 9/99):

  1. Компания имеет право на нее по договору или на основании иного документа.
  2. Сумму выручки можно определить.
  3. Право владения на актив перешло от продавца (исполнителя) к покупателю (заказчику).
  4. Присутствует уверенность, что фирма получит выгоду.
  5. Издержки, связанные с операцией, могут быть определены.

В случае несоблюдения вышеприведенных условий в бухучете образуется кредиторка.

Расходами компании является снижение экономических выгод компании, полученное в результате выбытия денежных средств или прочих активов предприятия, а также формирования обязательств, приведших к снижению капитала (п. 2 ПБУ 10/99).

В бухучете затраты компании также делятся на 2 вида: прочие и от обычных видов деятельности.

Расходы

От обычной деятельности (п. 5 ПБУ 10/99)

Прочие (п. 11 ПБУ 10/99)

Издержки, сопряженные с производством и сбытом продукции

Отчисления в оценочные резервы

Расходы на покупку и продажу товаров

Траты, сопряженные с выбытием ОС

Издержки, связанные с выполнением работ

Проценты, перечисляемые фирмой по кредитным договорам

Иные траты, которые являются предметом деятельности компании

Издержки, связанные с передачей активов во временное использование

П. 16 ПБУ 10/99 приводит следующие факторы для принятия издержек в бухучете:

1. Обоснованность затрат подтверждена определенным договором, нормами НПА или правилами делового оборота.

2. Величина издержек может быть выявлена.

3. Наличие уверенности в том, что по итогам данной хозоперации произойдет снижение экономических выгод компании.

В случае несоблюдения хотя бы одного из вышеперечисленных условий в бухучете признается дебиторка.

Существует 2 метода учета доходов и расходов: кассовый и метод начисления. Первый способ применяется, как правило, при УСН.

Об отличиях в методах учета доходов и расходов узнайте здесь.

ВАЖНО! Кассовый метод в бухгалтерском учете могут применять только организации, применяющие упрощенные способы ведения учета и сдающие упрощенную бухотчетность.

О нюансах учета доходов и расходов кассовым методом в бухгалтерском учете узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Доходы и расходы с точки зрения налогообложения

Налоговый учет доходов и расходов осуществляется с целью подсчета налогооблагаемой прибыли (и некоторых других видов налогов, уплачиваемых на спецрежимах) и регламентируется главой 25 НК РФ. И если в бухучете необходимо отображать абсолютно все произведенные хозоперации компании, то в налоговом существует перечень доходов и расходов, которые нельзя учитывать.

Доходы — это экономическая выгода, выраженная в денежной или натуральной форме (п. 1 ст. 41 НК РФ). В налоговом учете предусмотрены 2 вида доходов: от реализации и внереализационные. А также существует перечень не облагаемых налогом доходов.

Доходы

Поступления, не облагаемые налогом

От реализации

Внереализационные

Выручка от реализации товаров (работ и услуг) как собственного производства, так и покупных, уменьшенная на сумму НДС

Доходы от аренды активов

Взносы участников в УК

Проценты, полученные по договорам займа, кредита или банковского вклада

Безвозмездно полученные активы (учитываются по рыночным ценам, но ограничиваются остаточной стоимостью передающей стороны)

Кредиты и займы

Излишки, выявленные в ходе инвентаризации

Имущество, полученное по агентским договорам

Иные доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ

Иные поступления, перечисленные в ст. 251 НК РФ

Подробности — в материалах:

К налоговым расходам предъявляются особенные требования (п. 1 ст. 252 НК РФ):

  1. Расходы обязательно должны быть подтверждены корректно оформленной первичкой.
  2. Необходимо обосновать их экономическую необходимость.

Они подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией и внереализационные.

Расходы

Издержки, не учитываемые при налогообложении прибыли

Связанные с производством и реализацией

Внереализационные

Материальные (ст. 254 НК РФ)

Зарплатные (ст. 255 НК РФ)

Амортизация (ст. 256–260 НК РФ)

Иные (ст. 261-264 НК РФ)

Перечень состоит из 20 видов расходов (ст. 265 НК РФ). К ним также относятся те, что поименованы в ст. 266-267.4 НК РФ.

Перечень трат, приведенных в ст. 270 НК РФ

Как правильно учитывать налоговые расходы, узнайте в разделе «Расходы по налогу на прибыль — перечень».

Для определения налоговой прибыли необходимо сделать отдельный расчет, отобразив сведения по учитываемым в налоговой базе доходам и расходам в специальных налоговых регистрах. Объектом налогообложения является прибыль, которая рассчитывается путем уменьшения доходов на величину расходов.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы учитываете доходы и расходы в налоговом учете. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Принципы учета доходов и расходов организации

В бухучете выделяют следующие основные принципы ведения учета доходов и расходов компании:

  1. Принцип объективности — все хозяйственные операции должны отображаться в бухучете методом сплошной записи на счетах, предусмотренных планом счетов в рублевом эквиваленте.
  2. Принцип двойной записи — любое движение активов и пассивов компании отображается одновременно в дебете одного счета и в кредите другого на основании первичной документации.
  3. Принцип начислений — информация отображается в учете по мере возникновения в том отчетном периоде, в котором была совершена, а не по факту оплаты.
  4. Принцип соответствия — доходы предприятия должны быть соотнесены с расходами.

Налоговым законодательством предусмотрены следующие принципы учета доходов и расходов компании:

  1. Принцип непрерывности — учет доходов и расходов ведется непрерывно с момента регистрации компании до даты снятия ее с учета.
  2. Принцип временной определенности — позволяет учитывать доходы и расходы как кассовым способом, так и методом начисления.
  3. Принцип последовательности — указывает, что нормы и правила налогового учета последовательно применяются от одного налогового периода к другому.
  4. Принцип обоснованности признания доходов и расходов — подразумевает, что налогоплательщик производит экономически оправданные и документально подтвержденные траты и в случае необходимости сможет доказать их обоснованность в соответствии с законодательными нормами (или делового оборота).
  5. Принцип равномерности признания доходов и расходов — помогает распределить расходы равномерно, если договором предусмотрено получение доходов на протяжении более чем одного отчетного периода, при этом отсутствует поэтапная сдача товаров (работ, услуг).

Алгоритм учета доходов и расходов компании

Бухгалтерский учет доходов и раٜсхٜодٜов организации осуществляется на осٜноٜваٜниٜи закона «О буٜхуٜчеٜтеٜ» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, ноٜрм ПБУ 9/99, 10ٜ/9ٜ9 и иных НПٜА.

Бухучет доходов и раٜсхٜодٜов осуществляется методом двٜойٜноٜй записи с исٜпоٜльٜзоٜваٜниٜем соответствующих счетов, утٜвеٜржٜдеٜннٜых приказом Минфина от 31ٜ.1ٜ0.ٜ20ٜ00 № 94н. Аналитика ведется по каждому виду доходов и расходов с возможностью выявить финансовый результат по каждой операции.

Для обобщения свٜедٜенٜий о доходах и раٜсхٜодٜахٜ, полученных от обٜычٜныٜх видов деятельности, плٜанٜом счетов предусмотрен счٜет 90 «Продажи», к коٜтоٜроٜму открываются основные субсчета:

  • 90.1 «Выручка» — для учٜетٜа доходов, признаваемых выٜруٜчкٜойٜ;
  • 90.2 «Себестоимость» — для учٜетٜа затрат;
  • 90.3 «НДС» — для учٜетٜа налога, причитающегося к поٜлуٜчеٜниٜю от покупателей;
  • 90.4 «Акцизы» — для учٜетٜа сумм акцизов (иٜспٜолٜьзٜуеٜтсٜя при реализации акٜциٜзнٜой продукции).

Для учета инٜых расходов орٜгаٜниٜзаٜциٜи могут открывать к счٜетٜу 90 и другие субсчета.

Для выٜвеٜдеٜниٜя финансового результата, коٜтоٜрыٜй представляет собой раٜзнٜицٜу между выручкой и сеٜбеٜстٜоиٜмоٜстٜью, используется субсчет 90ٜ.9 «Прибыль/убыток от прٜодٜажٜ». По итогам каٜждٜогٜо месяца выводится реٜзуٜльٜтаٜт работы компании пуٜтеٜм сопоставления дебетовых обٜорٜотٜов по субсчетам, отٜкрٜытٜым для учета заٜтрٜат и других «минусовых» статей (90.2-90ٜ.8ٜ), с кредитовым обٜорٜотٜом по субсчету 90ٜ.1ٜ. Выявленная сумма спٜисٜывٜаеٜтсٜя проводкой Дт 90.9 Кт 99 в слٜучٜае превышения доходов над раٜсхٜодٜамٜи или Дт 99 Кт 90.9 — в слٜучٜае получения убытка. Саٜльٜдо по субсчетам наٜкаٜплٜивٜаеٜтсٜя в течение гоٜдаٜ, в конце коٜтоٜроٜго они закрываются внутренними прٜовٜодٜкаٜмиٜ:

Дт 90.1 Кт 90ٜ.9 — списано саٜльٜдо субсчета «Выручка»;

Дт 90.9 Кт 90ٜ.2 (90.3, 90.4…) — списано саٜльٜдо субсчетов затрат, НДС и иных уменьшающих выручку статей.

Для учета прٜочٜих доходов и раٜсхٜодٜов используется счет 91 «Пٜроٜчиٜе доходы и раٜсхٜодٜы»ٜ, к которому отٜкрٜывٜаюٜтсٜя следующие субсчета:

  • 91.1 «Прочие доٜхоٜдыٜ» — для учٜетٜа доходов, не отٜноٜсяٜщиٜхсٜя к основному виٜду деятельности;
  • 91.2 «Прочие раٜсхٜодٜы» — для учٜетٜа прочих издержек;
  • 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов» — для выявления прибыли/убытка от операций, относящихся к иным видам деятельности.

Аналогично учету доходов и расходов от обычных видов деятельности бухгалтер в конце месяца сопоставляет сальдо счетов 91.1 и 91.2 и полученный результат списывает проводкой Дт 91.9 Кт 99 — при получении прибыли или Дт 99 Кт 91.9— убытка по итогам месяца. Субсчета закрываются по окончании года внутренними проводками.

Налоговый учет доходов и расходов, как уже было сказано ранее, имеет некоторые отличия от бухгалтерского.

Пример

Компания ООО «Лик» заключила договор аренды автомобиля с работником компании, согласно которому месячная арендная плата составляет 7 500 руб. Объем двигателя автомобиля — менее 2 000 см 3 .

При расчете налогооблагаемой прибыли можно учесть не более 1 200 руб. (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). То есть, в бухучете в расходах отразится на 6 300 руб. (7 500 – 1 200) больше затрат, чем в налоговом. Аналитику налогового учета можно отобразить следующим образом:

НУ 91.2 «Прочие расходы»

Расходы, принимаемые в целях налогообложения

Не учитываемые расходы при подсчете прибыли

В данном случае образуется постоянное налоговое обязательство, которое отображается в бухучете проводкой Дт 99 Кт 68 — 6 300 руб.

Между налоговым учетом (НУ) и бухучетом (БУ) при фиксации тех или иных доходов и расходов могут возникать не только постоянные, но и временные разницы. Это значит, что событие в бухгалтерском учете отображается раньше (позже), чем в налоговом.

Правила учета постоянных и временных разниц отображен в таблице ниже.

Постоянные разницы (между НУ и БУ возникают в одном налоговом периоде)

Признак

В БУ прибыль больше, чем в НУ

В БУ прибыль меньше, чем в НУ

Последствие

Постоянное налоговое обязательство (ПНО)

Постоянный налоговый актив (ПНА)

Налоговые нюансы

Проводка

Временные разницы (между БУ и НУ возникают в разных налоговых периодах)

Признак

В НУ прибыль признается раньше, чем в БУ

В БУ прибыль признается раньше, чем в НУ

Последствие

Вычитаемая временная разница (ВВР)

Налогооблагаемая временная разница (НВР)

Налоговые нюансы

Отложенный налоговый актив (ОНА)

Отложенное налоговое обязательство (ОНО)

Проводка

Дт 09 Кт 68 — формируем;

Дт 68 Кт 09 — погашаем

Дт 68 Кт 77 — формируем;

Дт 77 Кт 68 — погашаем

Подробнее с алгоритмом учета постоянных и временных разниц можно ознакомиться в материале «Расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом».

Налоговый учет может вестись отдельно от бухгалтерского (чаще всего такой метод выбирают крупные компании) или же на основании данных бухучета с выделением налоговых разниц (такой способ, как правило, выбирают мелкие налогоплательщики). В любом случае корректное ведение налогового и бухучета по «двойным стандартам» возможно лишь с использованием автоматизированных систем.

Программа для учета доходов и расходов

На сегодняшний день рынок пестрит разнообразием программного обеспечения, позволяющего вести учет доходов и расходов организации. Самой популярной среди них является программа 1С-Предприятие. Последние версии позволяют учитывать большой объем информации и работать нескольким пользователям одновременно. Программа имеет различные модули с интуитивно понятным интерфейсом. Производитель отслеживает все законодательные изменения и своевременно выпускает необходимые обновления. Минусом данного программного обеспечения является значительная стоимость, а также необходимость оплаты услуг обслуживающих специалистов.

Что касается бесплатных программ для учета доходов и расходов, их можно скачать в интернете, но с ограниченным функционалом.

Итоги

Целью бухгалтерского и налогового учета является формирование полной и достоверной информации о финансовом положении предприятия для обеспечения ею заинтересованных внутренних и внешних пользователей. Организация корректного учета доходов и расходов является важнейшим аспектом деятельности предприятий любого масштаба.

Фискальные органы проявляют пристальное внимание к порядку учета доходов и расходов налогоплательщиками. При этом налоговый учет значительно отличается от бухгалтерского, в связи с чем бухгалтерам приходится разрабатывать дополнительные учетные регистры.

Источник

Оцените статью
Разные способы