Способы определения диаметра циркуляции

7.3.2. Способы определения элементов циркуляции судна

Рассмотрим некоторые способы определения элементов циркуляции судна.

По траверзным расстояниям,измеренным судовой РЛС(рис. 7.5).

Рис. 7.5. Определение элементов циркуляции судна по траверзным расстояниям

В районе специального буя с РЛП судно развивает необходимую скорость и ложится на курс (КК1) с расчетом пройти траверз буя в расстоянии 2¸3 кб.

Когда буй окажется на траверзе, подается команда «Ноль!», по которой:

®замеряется по РЛС расстояние до буя (DР1);

®руль перекладывается на заданное число градусов (П-10°… П-20°) в сторону от буя.

В момент прихода судна на обратный курс (КК2 = КК1±180°) снова подается команда «Ноль!», по которой:

®повторно замеряется по РЛС расстояние до буя (DР2);

®руль отводится на «0» (в ДП).

(7.12)

. (7.13)

По створу и горизонтальному углу(рис. 7.6).

Рис. 7.6. Определение элементов циркуляции судна по створу и горизонтальному углу

Судно развивает заданную скорость и ложится на курс (КК1), перпендикулярный линии створаС.

В момент пересечения линии створа подается команда «Ноль!», по которой:

®руль перекладывается на заданное число градусов (П-…°или Л-…°);

®навигационным секстаном измеряется горизонтальный угол (a1) между линией створаСи ориентиром (А).

В момент пересечения линии створа и прихода судна на обратный курс (КК2 = КК1±180°) снова подается команда, по которой:

®руль отводится на «0» (в ДП судна);

®повторно навигационным секстаном измеряется горизонтальный угол (a2) между линией створаСи ориентиром (А).

а(7.14)

где d– длина перпендикуляра, опущенного из т.Ана линию створа.

(7.15)

По длинам судна(рис. 7.7).

Рис. 7.7. Определение элементов циркуляции по длинам судна

Этот способ основан на измерении расстояния между кильватерным следом до начала циркуляции (КК1) и кильватерным следом после циркуляции судна на 180°(КК2 =КК1±180°).

Есть и другие способы определения элементов поворотливости:

способ прямых синхронных засечек (2 береговых теодолитных поста);

с помощью аэрофотосъемки;

с помощью автопрокладчика (при самом крупном масштабе);

(7.16)

где ;

a– угол поворота судна.

Элементы циркуляции определяются для различного положения руля (П или Л 5°, 10°, 20°, 30°).

Источник

Способы определения элементов циркуляции судна

Рассмотрим некоторые способы определения элементов циркуляции судна.

1. По траверзным расстояниям, измеренным судовой РЛС (рис. 7.5).

Рис. 7.5. Определение элементов циркуляции судна по траверзным расстояниям

В районе специального буя с РЛП судно развивает необходимую скорость и ложится на курс (КК1) с расчетом пройти траверз буя в расстоянии 2¸3 кб.

Когда буй окажется на траверзе, подается команда «Ноль!», по которой:

® замеряется по РЛС расстояние до буя (DР1);

Читайте также:  Управление по целям как эффективный способ

® руль перекладывается на заданное число градусов (П-10° … П-20°) в сторону от буя.

В момент прихода судна на обратный курс (КК2 = КК1 ± 180°) снова подается команда «Ноль!», по которой:

® останавливается секундомер(ы) – ТК;

® повторно замеряется по РЛС расстояние до буя (DР2);

® руль отводится на «0» (в ДП).

(7.12)

. (7.13)

2. По створу и горизонтальному углу (рис. 7.6).

Рис. 7.6. Определение элементов циркуляции судна по створу и горизонтальному углу

Судно развивает заданную скорость и ложится на курс (КК1), перпендикулярный линии створа С.

В момент пересечения линии створа подается команда «Ноль!», по которой:

2) ® руль перекладывается на заданное число градусов (П-…° или Л-…°);

3) ® навигационным секстаном измеряется горизонтальный угол (a1) между линией створа С и ориентиром (А).

В момент пересечения линии створа и прихода судна на обратный курс (КК2 = КК1 ± 180°) снова подается команда, по которой:

1) ® останавливается секундомер(ы) – ТК;

2) ® руль отводится на «0» (в ДП судна);

3) ® повторно навигационным секстаном измеряется горизонтальный угол (a2) между линией створа С и ориентиром (А).

а (7.14)

где d – длина перпендикуляра, опущенного из т. А на линию створа.

(7.15)

3. По длинам судна (рис. 7.7).

Рис. 7.7. Определение элементов циркуляции по длинам судна

Этот способ основан на измерении расстояния между кильватерным следом до начала циркуляции (КК1) и кильватерным следом после циркуляции судна на 180° (КК2 =КК1 ± 180°).

Есть и другие способы определения элементов поворотливости:

Ø способ прямых синхронных засечек (2 береговых теодолитных поста);

Ø с помощью аэрофотосъемки;

Ø с помощью автопрокладчика (при самом крупном масштабе);

Ø по гирокомпасу и лагу (SЛ = КЛ × (ОЛ2 – ОЛ1) и

(7.16)

где ;

a – угол поворота судна.

Элементы циркуляции определяются для различного положения руля (П или Л 5°, 10°, 20°, 30°).

Таблица циркуляции (учебная)

Таблица 7.1.

VЛ , узлы Угол перекладки руля
П (Л) – 10° П (Л) – 20° П (Л) – 30°
RЦ, кб. t180°,мин. d180°,мили RЦ, кб. t180°,мин. d180°,мили RЦ, кб. t180°,мин. d180°,мили
2,5 2,2 1,9
2,5 2,2 1,9
2,5 2,2 1,6
2,2 1,9 1,6
2,2 1,9 1,6
2,2 1,9 1,3
1,9 1,6 1,3
1,9 1,6 1,3
1,9 1,6 0,9

По определенным значениям элементов поворотливости (dЦ или RЦ и t180°) для различных значений скорости хода судна и угла перекладки руля заполняются таблицы циркуляции РТШи формуляр судна (табл. 7.1)

Примечание:d180 о – пройденное судном расстояние на циркуляции.

Читайте также:  Способы избавится от мужчины

Источник

Циркуляция

Движение судна с переложенным рулем по криволинейной траектории в 360º, называется циркуляцией. Циркуляция характеризует поворотливость судна. Обычно циркуляцию выражают в длинах корпуса судна при положении руля на борту — приблизительно 35º. Разумеется для каждого судна принимается его собственная длина между перпендикулярами.

Циркуляция характеризуется элементами, к которым относятся: выдвиг — l1; прямое смещение — l2; обратное смещение — l3; угол дрейфа — a; тактический диаметр циркуляции — DT , диаметр установившейся циркуляции — Dу.

Элементы циркуляции судна меняются при изменении посадки судна и при изменении угла перекладки руля. К элементам посадки судна относятся: дифферент, осадка, крен.

При изменение дифферента изменяется положение центра сопротивления воды при движении судна и следовательно сопротивление увеличивается или уменьшается. Увеличение дифферента на корму приводит к увеличению элементов циркуляции. Дифферент на нос уменьшает диаметр циркуляции и улучшает поворотливость судна, однако при этом затрудняется удержание судна на постоянном курсе.

Влияние осадки на циркуляцию судна неоднозначно. При одном и том же дифференте, уменьшение осадки улучшает поворотливость. Однако у большинства грузовых судов уменьшение осадки приводит к увеличению дифферента на корму, в результате чего диаметр циркуляции остается практически неизменным.

Крен оказывает существенное влияние на циркуляцию. Диаметр циркуляции увеличивается при повороте в сторону борта, на который кренится судно и уменьшается при повороте в противоположную крену сторону. Влияние крена объясняется тем, что возникает избыточное давление на скулу со стороны накренённого борта судна.

С уменьшением угла перекладки руля все элементы циркуляции возрастают. При угле перекладки всего на 15º, такие элементы циркуляции как выдвиг и тактический диаметр циркуляции увеличиваются в 1,5 — 2 раза.

Тактический диаметр циркуляции не зависит от скорости судна и для данной перекладки руля может быть принят постоянным. Например, при перекладке руля на 15º, на скорости в 15 узлов и на скорости в 10 узлов, тактический диаметр циркуляции судна будет примерно одинаковым.

Выдвиг увеличивается с увеличением скорости судна и с уменьшением угла перекладки руля. Например, судно следует со скоростью 15 узлов, при перекладке руля на 20º, выдвиг будет меньше, чем если на этой же скорости переложить руль на 10º. Если руль переложен на 20º, то на скорости в 10 узлов выдвиг будет меньше, чем на скорости в 15 узлов. Таким образом, чем меньше скорость и чем больше перекладка руля, тем меньше выдвиг и следовательно требуется меньше водного пространства для крутого поворота или разворота судна.

Поэтому если необходимо развернуть судно на ограниченной акватории, то подходят к месту начала поворота на самой минимальной скорости (обычно на расстоянии одной — двух длин корпуса судна до выхода на обратный курс), перекладывают руль на борт и увеличивают обороты главного двигателя, скажем, до среднего переднего хода и выполняют разворот судна на требуемый угол. разумеется необходимо принимать во внимание тактический диаметр циркуляции, направление и скорость течения и направление и скорость ветра. Совместное использование носового подруливающего устройства значительно ускорит поворот и ещё значительнее уменьшит выдвиг.

Читайте также:  Ловля способом дроп шот

Если непосредственно перед поворотом уменьшить частоту вращения винта, то есть уменьшить обороты главного двигателя или соответственно изменить разворот лопастей винта регулируемого шага, то выдвиг увеличится и поворот будет более пологий.

Так как полюс поворота (pivot point), движущегося вперёд судна (мгновенный центр вращения судна), находится ближе к носовой части (примерно 0,3-0,4 длины судна от форштевня), то на циркуляции (при повороте), корма судна переместится на сравнительно большую линейную величину, в противоположную повороту сторону, чем переместится нос судна в сторону поворота. Линейные перемещения необходимо учитывать при маневрировании на стеснённой акватории. Их можно вычислить по формулам:

lн = Хпн * sin a

lк = Хпк * sin a

линейное перемещение носа судна в метрах

Хпн примерное отстояние полюса поворота от форштевня

sin a синус угла дрейфа а

— линейное перемещение кормы в метрах

Хпк — примерное отстояние полюса поворота от ахтерштевня

sin a — синус угла дрейфа а

За счет линейного перемещения носа и кормы, корпус судна при любом угле дрейфа, движется в некоторой полосе, ширина которой зависит от величины угла дрейфа, от которой в свою очередь зависит величина линейного перемещения носа и кормы, которые в сумме и составляют ширину полосы перемещения корпуса судна. Она может быть вычислена по формуле:

W = B *cos a + L*sin a,

W — ширина полосы в метрах

L — длина судна в метрах

B — ширина судна в метрах

cos a — косинус угла дрейфа а

sin a — синус угла дрейфа а

При движении на циркуляции у судна возникает крен на наружную от циркуляции сторону. Крен вызван моментом, образованным парой сил: центробежными силами инерции и гидродинамическими силами бокового сопротивления воды.

На циркуляции у судна наблюдаются два этапа крена, в первый момент после перекладки руля возникает динамический угол крена, и крен на установившейся циркуляции. Динамический угол крена может быть в 1,5 — 2 раза больше крена на установившейся циркуляции. Суда с поперечной метацентрической высотой, не намного превышающей минимально допустимую, должны избегать больших перекладок руля на полном ходу, чтобы избегать большого динамического угла крена.

Так как у судна с винтом фиксированного шага правого вращения, при движении установившимся передним ходом, нос судна стремится уклониться по ходу вправо, то поэтому циркуляция вправо будет несколько меньше чем циркуляция влево.

Источник

Оцените статью
Разные способы