Окончания в русском языке
Окончания — это словоизменительные морфемы в составе существительных, прилагательных, местоимений и числительных, причастий и личных форм глаголов.
Чтобы понять, что такое окончание в морфемном составе слов разных частей речи, выясним его грамматические признаки. Окончание можно указать в составе только изменяемых слов. Узнаем, какие бывают окончания и приведем примеры.
Грамматические признаки окончания
Окончания, или флексии (лат. flexio — сгибание, переход), — это служебные морфемы, находящиеся после корня или после суффикса, например:
- дорог а ;
- длин н ая ;
- тво я ;
- перв ый ;
- припис ыва ю ;
Окончания выражают грамматическое значение рода, числа, падежа у именных частей речи,
лица и числа у глаголов:
- хорош ий (м. р.), хорош ая (ж. р.), хорош ее (ср. р.), хорош ие (мн. ч.);
- дерев о (и. п.), мимо дерев а (р. п.), к дерев у (д. п.) и т. д.;
- двадцат ый (им. п. ед.ч.), двадцат ого (р. п. ед. ч.), о двадцат ом (п. п. ед. ч.);
- твой — тво его , тво ему , твои м , о тво ём ;
- прыга ю (1 лицо ед. ч.), прыга ешь (2 лицо ед. ч.), прыга ете (2 л. мн. ч.).
Окончания служат для связи слов в словосочетании и предложении:
- красн ый флаг;
- красн ая полоска;
- красн ое зарево;
- красн ые огоньки.
Они остановились на перекрёстке: горел красный свет (Анатолий рыбаков. Страх).
Суммируем все вышесказанное и дадим точное определение, что такое окончания в русском языке.
Как определить окончание в слове?
Чтобы найти окончание, нужно изменить слово: просклонять или проспрягать. Та часть слова, которая изменяется, и будет являться его окончанием.
Например: определим окончание у существительного «красота», изменив его по падежам:
- р. п. нет (чего?) красот ы ;
- д. п. стремлюсь (к чему?) к красот е ;
- в. п. вижу (что?) красот у и т. п.
Очевидно, что в начальной форме именительного падежа единственного числа окончанием является морфема -а:
крас от а — корень/суффикс/окончание.
У некоторых сложных существительных и числительных существует несколько окончаний:
- счет -фактур а — чего? счёт а — фактур ы , чему? счёт у -фактур е , о чём? о счёт е -фактур е ;
- тр и ст а — тр ёх сот , тр ём ст ам , тр емя ст ами , о тр ёх ст ах .
Нулевое окончание
У ряда слов имеется нулевое окончание, материально не выраженное буквами или звуками, например:
Чтобы выявить нулевое окончание, изменяем слово по падежам или числам:
- лицо (кого?) мальчик а ;
- иду (к кому?) к мальчик у ;
- наши мальчик и .
В падежных формах исследуемого существительного нулевое окончание проявляется в виде букв. Значит, в начальной форме именительного падежа слова «мальчик» обозначим его квадратиком в конце.
Слова, не имеющие окончаний
В поисках окончания будем иметь в виду, что эту морфему в своем составе имеют только изменяемые слова. У неизменяемых слов и форм слов окончаний не бывает. Не имеют флексий следующие части речи и формы слов:
1. несклоняемые существительные
- пальто — корень;
- драже — корень;
- алиби — корень;
- такси — корень;
2. несклоняемые прилагательные
- рукава реглан ;
- цвет хаки ;
- час пик ;
- юбка макси ;
3. наречия
- когда — корень;
- ответить быстр о — корень/суффикс;
- бежать в при прыж к у — приставка/приставка/корень/суффикс/суффикс;
- одеться по — зим н ему — приставка/корень/суффикс/ суффикс;
4. формы простой сравнительной степени прилагательных и наречий
- книга (какова?) интереснее фильма ( интерес н ее — корень/суффикс/суффикс);
- мёд (каков?) слаще сахара ( слащ е — корень/суффикс);
- сделать громч е — корень/суффикс;
- выглядеть весел ее — корень/суффикс;
5. деепричастия
- у бег а я — приставка/корень/суффикс/суффикс;
- про чит а в — приставка/корень/суффикс/суффикс.
Вывод
Чтобы правильно определить окончание в слове, предпримем следующие шаги:
- определим часть речи исследуемого слова;
- выясним, изменяется слово или нет;
- изменим слово по падежам, родам, числам или лицам;
- сравнив формы слова, выделим в нем окончание.
Видеоурок
Источник
Как определить часть речи, определить часть речи как.
Часть речи — это слово российского языка, которое обладает морфологическими и синтаксическими признаками, позволяющими отнести его к определенной группе. Способности определения частей речи являются одной из основ грамотности человека. Потому, школьники и студенты филологических факультетов часто делают задания, в каких нужно найти часть речи. Чтоб узнать, к какой конкретно части речи принадлежит слово, необходимо знать признаки всех частей речи, уметь отличать слова на практике, используя особый метод.
Признаки и значение разных частей речи
Для начала для вас будет нужно уяснить главные морфологические признаки, характеристики, общекатегориальное значение каждой части речи. Непременно, в более сложных случаях, если позволяют условия выполнения работы, можно обращаться к учебникам и справочной литературе. Но повсевременно воспользоваться книжками нереально. Выучите основной теоретический материал, тогда вы можете стремительно и точно определять часть речи.
- Имя существительное – это именная часть речи, выражающая значение предметности. Существительные обозначают:
- предметы окружающей реальности (ручка, карандаш);
- совокупа предметов (листва);
- составные части предметов (ствол);
- живы существа (кошка, человек);
- количества и характеристики, отвлечённые от их носителей (сотка, смелость);
- деяния и состояния, отвлечённые от их производителей (зание, исследование, отдых).
Учитывайте синтаксические свойства существительного: в предложении данная часть речи в большинстве случаев выступает в качестве подлежащего и дополнения, именной части сказуемого. Часто существительное бывает определением.
Также вы сможете направить внимание на словообразовательные признаки существительного: есть ряд суффиксов, соответствующих только для этой части речи. Запомните их:
- -тель (учитель);
- -ник (ученик);
- -ниj- (пение);
- -тиj- (открытие);
- -щик (пильщик);
- -ств- (озорство);
- -ость (гордость).
Главный признак прилагательного как части речи – согласование с существительным по роду, одушевлённости / неодушевлённости, падежу, числу.
Непременно учитывайте своеобразие неких слов. Прилагательные несклоняемого типа лишены форм согласования, подчиняясь существительному способом примыкания (платьице беж).
Направьте внимание на синтаксическую роль прилагательного: в предложении оно обычно является определением, именной частью составного именного сказуемого.
Числительное вкупе с существительным составляет неразделимый член предложения. В структуру составных числительных врубаются существительные, предлоги (восемь с половиной, три тыщи).
Направьте внимание: время от времени местоименные значения развиваются у слов, относящихся к другим частям речи (работа – дело серьёзное: «нечто» серьёзное).
В большинстве случаев глагол является в предложении сказуемым. Время от времени причастия и деепричастия рассматривают как особенные формы глагола.
Отдельная часть речи, не служебная и не самостоятельная, – модальные слова. Они передают отношение говорящего к описываемому предмету или событию. Отличайте от них вводные конструкции, состоящие из нескольких слов разных частей речи. Например:
Обособленная часть речи – междометия. Они выражают, но не называют эмоции, не связаны синтаксически с другими словами (ах!).
Запомните эти основные признаки, тогда вы сможете быстро определить часть речи. Определяем часть речи правильно. Алгоритм
Следуйте советам и работайте по алгоритму, чтобы правильно определить часть речи, к которой принадлежит слово.
- Сначала внимательно прочтите слова, текст, вдумайтесь в смысл. Если слова в задании даются в контексте, обязательно направьте внимание на суть текста в целом, перечитайте его дважды.
- Выпишите на листочек слова, частеречную принадлежность которых вам предстоит выяснить. Напишите их в столбик, оставьте место для комментариев.
- Задайте вопросы к словам. Запишите их.
- Определите общее грамматическое значение каждого слова (предмет, признак, действие и т.д.).
- Отражайте все наблюдения на листочке, обозначая все данные возле соответствующего слова.
- Подумайте, каким членом предложения может потенциально являться каждое слово. Определите синтаксическую функцию слов, если они даны в контексте.
- Постарайтесь выяснить основные грамматические признаки слов.
- Подумайте, какие словообразовательные особенности имеются у анализируемых вами слов (например, характерные суффиксы).
- Определите, изменяются ли слова.
- Соотнесите все ваши наблюдения с рассмотренными признаками разных частей речи.
Выполняйте анализ тщательно, вдумывайтесь в смысл слов, не забывайте основные грамматические категории и признаки. Вам также поможет обращение к словообразованию и синтаксису. Соблюдая алгоритм и зная теоретический материал, вы сможете правильно и достаточно быстро определить часть речи.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Урок русского языка по теме «Части речи и способ их определения»
Тип урока: расширение частно-практических задач.
Цели:
- Предметные.
- Формирование понятия части речи как о классе с общим ГЗ.
- Закрепление способов определения частиречной принадлежности слова.
- Применение способов определения частиречной принадлежности слова в различных учебных ситуациях.
- Педагогические.
- Определить необходимость изучения данной темы.
- Создать такие учебные ситуации, в которых дети увидят необходимость изучения данной темы.
- Включить детей в самостоятельную деятельность.
- Формирование контрольной самооценочности.
- Мониторинг.
Ход урока
Актуализация знаний.
Ребята, о чем вы говорили на прошлом уроке? (Данный урок предполагает уже имеющиеся знания учащихся по способу определения частиречной принадлежности слова).
— О частях речи и открыли способ определения частиречной принадлежности слова (ЧР) по его ГЗ (грамматическому значению).
А вы говорили обо всех частях речи, или о каких-то определенных?
— О существительных, прилагательных и глаголах.
Учащиеся рассказывают о «новом» способе определения частиречной принадлежности слова, а учитель это фиксирует на доске.
У кого возникли проблемы при выполнении домашнего задания? (нет проблем) Значит способ этот все усвоили? (да).
Целеполагание.
Если всем все понятно и не возникает трудностей, то вот вам задание – определите часть речи записанных на доске слов:
! Учитель слушает все мнения, фиксирует их на доске.
Итак, ребята, вы мне говорили, что все усвоили с прошлого урока, а здесь путаница получилась? Как вы мне это объясните? Почему одни сказали, что печь – это сущ., а другие, что это глагол? (Учащиеся могут высказать предположение о том, что надо проверить эти слова по ГЗ, так слово «печь» можно проверить этим способом:
Печь (сущ. Ед.ч.)- печи, печи, печь, печи, о печи.
Печи (сущ. Мн.ч.) – печей, печам, печи, печами, о печах.
Печь (глагол) – я пеку, мы печем, ты печешь, они пекут и т.д.
А вот что вы мне можете сказать о слове столовая? (При изменении окончания и у прил. и у сущ. будут одинаковые.)
Значит что-то вы вчера упустили… Давайте еще раз вернемся к нашей схеме. Вы знаете способы определения частиречной принадлежности слова? (ДА), а в чем у вас возникло затруднение? (умеете ли вы их применять?)
Итак, я правильно вас поняла, что вы знаете способы определения части речи, но не умеете пока его применять? Или не получается применить его в некоторых случаях?(да) – это проблема? (да)
Поставьте для себя цель сегодняшнего урока.
— Отработать на практике применение способов определения части речи.
А как будем решать эту проблему?
— Много выполнять заданий.
— Выполнять задания и применять способы нам известные.
Т.О. учащиеся сами моделируют ход урока.
Поиск способа:
Здесь необходимо действовать в зависимости от того, как учащиеся будут решать свою проблему.
Далее конспект урока будет выглядеть как план.
Если способ по UP не подходит, надо попробовать другим способом:
В нашей схеме мы обозначили еще один способ определения части речи – по значению слова. Что обозначают имена существительные? (предмет) и т.д.
! Учитель обязательно фиксирует на доске все высказывания детей по поставленному вопросу.
ВЫВОД: не всегда при определении части речи можно пользоваться способом по ГЗ, также помогает способ по значению части речи. ОБРАЩЕНИЕ К СХЕМЕ.
Моделирование: у нас есть модели для определения частей речи по ГЗ, а для способа по значению — нет! Давайте его составим. (Детям дается время для обсуждения модели в группах.)
Схему вы можете посмотреть здесь.
Учитель дает высказаться всем группам, затем выделяет из всех моделей общее и фиксирует на доске, дополняя уже имеющуюся схему.
ВЫВОД. . ОСНОВНОЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТИ РЕЧИ – ПО ГЗ .
Задание «с ловушками» — самопроверка. При выполнении этого задания можно обозначить, что ребята могут его оформить как сами пожелают!
Трамвай (сущ.), игра (гл), учительская(прил.), бег(сущ.), поведение(сущ.), гулять(гл.), снежная(сущ.), бежать(гл.), холодный(прил.).
Рефлексия.
Какую цель ставили сегодня на уроке?
Была ли цель достигнута?
Каким образом мы достигли поставленную цель?
Источник