Способы определения частей речи по системе окончаний

Окончания в русском языке

Окончания — это сло­во­из­ме­ни­тель­ные мор­фе­мы в соста­ве суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных, при­ча­стий и лич­ных форм глаголов.

Чтобы понять, что такое окон­ча­ние в мор­фем­ном соста­ве слов раз­ных частей речи, выяс­ним его грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки. Окончание мож­но ука­зать в соста­ве толь­ко изме­ня­е­мых слов. Узнаем, какие быва­ют окон­ча­ния и при­ве­дем примеры.

Грамматические признаки окончания

Окончания, или флек­сии (лат. flexio — сги­ба­ние, пере­ход), — это слу­жеб­ные мор­фе­мы, нахо­дя­щи­е­ся после кор­ня или после суф­фик­са, например:

  • дорог а ;
  • длин н ая ;
  • тво я ;
  • перв ый ;
  • при­пис ыва ю ;

Окончания выра­жа­ют грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние рода, чис­ла, паде­жа у имен­ных частей речи,

лица и чис­ла у глаголов:

  • хорош ий (м. р.), хорош ая (ж. р.), хорош ее (ср. р.), хорош ие (мн. ч.);
  • дерев о (и. п.), мимо дерев а (р. п.), к дерев у (д. п.) и т. д.;
  • два­дцат ый (им. п. ед.ч.), два­дцат ого (р. п. ед. ч.), о два­дцат ом (п. п. ед. ч.);
  • твой тво его , тво ему , твои м , о тво ём ;
  • пры­га ю (1 лицо ед. ч.), пры­га ешь (2 лицо ед. ч.), пры­га ете (2 л. мн. ч.).

Окончания слу­жат для свя­зи слов в сло­во­со­че­та­нии и предложении:

  • красн ый флаг;
  • красн ая полоска;
  • красн ое зарево;
  • красн ые огоньки.

Они оста­но­ви­лись на пере­крёст­ке: горел крас­ный свет (Анатолий рыба­ков. Страх).

Суммируем все выше­ска­зан­ное и дадим точ­ное опре­де­ле­ние, что такое окон­ча­ния в рус­ском языке.

Как определить окончание в слове?

Чтобы най­ти окон­ча­ние, нуж­но изме­нить сло­во: про­скло­нять или про­спря­гать. Та часть сло­ва, кото­рая изме­ня­ет­ся, и будет являть­ся его окончанием.

Например: опре­де­лим окон­ча­ние у суще­стви­тель­но­го «кра­со­та», изме­нив его по падежам:

  • р. п. нет (чего?) кра­сот ы ;
  • д. п. стрем­люсь (к чему?) к кра­сот е ;
  • в. п. вижу (что?) кра­сот у и т. п.

Очевидно, что в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла окон­ча­ни­ем явля­ет­ся мор­фе­ма :

крас от а — корень/суффикс/окончание.

У неко­то­рых слож­ных суще­стви­тель­ных и чис­ли­тель­ных суще­ству­ет несколь­ко окончаний:

  • счет -фак­тур а — чего? счёт а — фак­тур ы , чему? счёт у -фак­тур е , о чём? о счёт е -фак­тур е ;
  • тр и ст а — тр ёх сот , тр ём ст ам , тр емя ст ами , о тр ёх ст ах .

Нулевое окончание

У ряда слов име­ет­ся нуле­вое окон­ча­ние, мате­ри­аль­но не выра­жен­ное бук­ва­ми или зву­ка­ми, например:

Чтобы выявить нуле­вое окон­ча­ние, изме­ня­ем сло­во по паде­жам или числам:

  • лицо (кого?) маль­чик а ;
  • иду (к кому?) к маль­чик у ;
  • наши маль­чик и .

В падеж­ных фор­мах иссле­ду­е­мо­го суще­стви­тель­но­го нуле­вое окон­ча­ние про­яв­ля­ет­ся в виде букв. Значит, в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа сло­ва «маль­чик» обо­зна­чим его квад­ра­ти­ком в конце.

Слова, не имеющие окончаний

В поис­ках окон­ча­ния будем иметь в виду, что эту мор­фе­му в сво­ем соста­ве име­ют толь­ко изме­ня­е­мые сло­ва. У неиз­ме­ня­е­мых слов и форм слов окон­ча­ний не быва­ет. Не име­ют флек­сий сле­ду­ю­щие части речи и фор­мы слов:

1. нескло­ня­е­мые существительные

  • паль­то — корень;
  • дра­же — корень;
  • али­би — корень;
  • так­си — корень;

2. нескло­ня­е­мые прилагательные

  • рука­ва реглан ;
  • цвет хаки ;
  • час пик ;
  • юбка мак­си ;

3. наре­чия

  • когда — корень;
  • отве­тить быстр о — корень/суффикс;
  • бежать в при прыж к у — приставка/приставка/корень/суффикс/суффикс;
  • одеть­ся по — зим н ему — приставка/корень/суффикс/ суффикс;
Читайте также:  Способы проведения практики студентов

4. фор­мы про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных и наречий

  • кни­га (како­ва?) инте­рес­нее филь­ма ( инте­рес н ее — корень/суффикс/суффикс);
  • мёд (каков?) сла­ще саха­ра ( слащ е — корень/суффикс);
  • сде­лать гро­мч е — корень/суффикс;
  • выгля­деть весел ее — корень/суффикс;

5. дее­при­ча­стия

  • у бег а я — приставка/корень/суффикс/суффикс;
  • про чит а в — приставка/корень/суффикс/суффикс.

Вывод

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить окон­ча­ние в сло­ве, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

  1. опре­де­лим часть речи иссле­ду­е­мо­го слова;
  2. выяс­ним, изме­ня­ет­ся сло­во или нет;
  3. изме­ним сло­во по паде­жам, родам, чис­лам или лицам;
  4. срав­нив фор­мы сло­ва, выде­лим в нем окончание.

Видеоурок

Источник

Как определить часть речи, определить часть речи как.

Часть речи — это слово российского языка, которое обладает морфологическими и синтаксическими признаками, позволяющими отнести его к определенной группе. Способности определения частей речи являются одной из основ грамотности человека. Потому, школьники и студенты филологических факультетов часто делают задания, в каких нужно найти часть речи. Чтоб узнать, к какой конкретно части речи принадлежит слово, необходимо знать признаки всех частей речи, уметь отличать слова на практике, используя особый метод.

Признаки и значение разных частей речи
Для начала для вас будет нужно уяснить главные морфологические признаки, характеристики, общекатегориальное значение каждой части речи. Непременно, в более сложных случаях, если позволяют условия выполнения работы, можно обращаться к учебникам и справочной литературе. Но повсевременно воспользоваться книжками нереально. Выучите основной теоретический материал, тогда вы можете стремительно и точно определять часть речи.

  1. Имя существительное – это именная часть речи, выражающая значение предметности. Существительные обозначают:
  2. предметы окружающей реальности (ручка, карандаш);
  3. совокупа предметов (листва);
  4. составные части предметов (ствол);
  5. живы существа (кошка, человек);
  6. количества и характеристики, отвлечённые от их носителей (сотка, смелость);
  7. деяния и состояния, отвлечённые от их производителей (зание, исследование, отдых).

Учитывайте синтаксические свойства существительного: в предложении данная часть речи в большинстве случаев выступает в качестве подлежащего и дополнения, именной части сказуемого. Часто существительное бывает определением.

Также вы сможете направить внимание на словообразовательные признаки существительного: есть ряд суффиксов, соответствующих только для этой части речи. Запомните их:

  • -тель (учитель);
  • -ник (ученик);
  • -ниj- (пение);
  • -тиj- (открытие);
  • -щик (пильщик);
  • -ств- (озорство);
  • -ость (гордость).

  • Имя прилагательное обозначает общекатегориальное значение признака предмета. Формой выражения становится грамматическая зависимость от существительного (профессиональный писатель). Прилагательное отвечает на вопросы какой? каковой?

    Главный признак прилагательного как части речи – согласование с существительным по роду, одушевлённости / неодушевлённости, падежу, числу.

    Непременно учитывайте своеобразие неких слов. Прилагательные несклоняемого типа лишены форм согласования, подчиняясь существительному способом примыкания (платьице беж).

    Направьте внимание на синтаксическую роль прилагательного: в предложении оно обычно является определением, именной частью составного именного сказуемого.

  • Общекатегориальное значение количества выражает имя числительное. Все слова данной части речи отвечают на вопрос сколько? Числительное обладает последующими грамматическими признаками:
  • числительные меняются по падежам;
  • для числительных не типично изменение по числам;
  • отсутствует категория рода, но есть исключения: полтора, два, оба;
  • нет категории одушевлённости / неодушевлённости, запомните исключения: два, оба, три, четыре;
  • в формах косвенных падежей согласуются с существительными в падеже (двум столам);
  • в форме именительного падежа управляют существительными: существительное ставится в форму родительного падежа единственного либо множественного падежа (восемь деревьев).
    Числительное вкупе с существительным составляет неразделимый член предложения. В структуру составных числительных врубаются существительные, предлоги (восемь с половиной, три тыщи).
  • Местоимение показывает на предметы, количества и признаки, не называя их: употребляется заместо имени. Время от времени выделяют местоимения в узеньком смысле и местоименные слова, принадлежащие к различным частям речи. Выделяют функционально семантические разряды местоимений:
  • личные;
  • возвратимые;
  • притяжательные;
  • относительные;
  • вопросительные;
  • указательные;
  • определительные;
  • неопределённые;
  • отрицательные.

    Направьте внимание: время от времени местоименные значения развиваются у слов, относящихся к другим частям речи (работа – дело серьёзное: «нечто» серьёзное).

  • Глагол обозначает процессуальный признак предмета. Процессуальный – означает динамический, развивающийся во времени. Отвечает эта часть речи на вопросы что делает? что будет делать? что сделал? Глагол имеет ряд грамматических категорий:
  • вид;
  • возвратность;
  • переходность;
  • наклонение;
  • залог;
  • время;
  • лицо.

    В большинстве случаев глагол является в предложении сказуемым. Время от времени причастия и деепричастия рассматривают как особенные формы глагола.

  • Причастие обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой? Меняется по времени, залогу, роду, числу, падежу, может быть коротким и полным.
  • Деепричастие обозначает дополнительное действие и отвечает на вопрос что делая?
  • Наречие выражает признак деяния либо признака. Запомните главное свойство наречия – это неизменяемая часть речи. Делится на разряды по значению (к примеру, наречия меры и степени), может иметь степени сопоставления (покорнейше).
  • На данный момент принято выделять как отдельную часть речи слова категории состояния. Они в целом напоминают наречия, но есть существенное отличие: слова категории состояния могут являться только сказуемыми в безличных предложениях.
  • Служебные части речи делятся на предлоги, союзы и частички. Повышенное внимание обратите на междометия и модальные слова.

    Отдельная часть речи, не служебная и не самостоятельная, – модальные слова. Они передают отношение говорящего к описываемому предмету или событию. Отличайте от них вводные конструкции, состоящие из нескольких слов разных частей речи. Например:

    Обособленная часть речи – междометия. Они выражают, но не называют эмоции, не связаны синтаксически с другими словами (ах!).

    Запомните эти основные признаки, тогда вы сможете быстро определить часть речи. Определяем часть речи правильно. Алгоритм
    Следуйте советам и работайте по алгоритму, чтобы правильно определить часть речи, к которой принадлежит слово.

    1. Сначала внимательно прочтите слова, текст, вдумайтесь в смысл. Если слова в задании даются в контексте, обязательно направьте внимание на суть текста в целом, перечитайте его дважды.
    2. Выпишите на листочек слова, частеречную принадлежность которых вам предстоит выяснить. Напишите их в столбик, оставьте место для комментариев.
    3. Задайте вопросы к словам. Запишите их.
    4. Определите общее грамматическое значение каждого слова (предмет, признак, действие и т.д.).
    5. Отражайте все наблюдения на листочке, обозначая все данные возле соответствующего слова.
    6. Подумайте, каким членом предложения может потенциально являться каждое слово. Определите синтаксическую функцию слов, если они даны в контексте.
    7. Постарайтесь выяснить основные грамматические признаки слов.
    8. Подумайте, какие словообразовательные особенности имеются у анализируемых вами слов (например, характерные суффиксы).
    9. Определите, изменяются ли слова.
    10. Соотнесите все ваши наблюдения с рассмотренными признаками разных частей речи.

    Выполняйте анализ тщательно, вдумывайтесь в смысл слов, не забывайте основные грамматические категории и признаки. Вам также поможет обращение к словообразованию и синтаксису. Соблюдая алгоритм и зная теоретический материал, вы сможете правильно и достаточно быстро определить часть речи.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Источник

    Урок русского языка по теме «Части речи и способ их определения»

    Тип урока: расширение частно-практических задач.

    Цели:

    1. Предметные.
      • Формирование понятия части речи как о классе с общим ГЗ.
      • Закрепление способов определения частиречной принадлежности слова.
      • Применение способов определения частиречной принадлежности слова в различных учебных ситуациях.
    2. Педагогические.
      • Определить необходимость изучения данной темы.
      • Создать такие учебные ситуации, в которых дети увидят необходимость изучения данной темы.
      • Включить детей в самостоятельную деятельность.
      • Формирование контрольной самооценочности.
      • Мониторинг.

    Ход урока

    Актуализация знаний.

    Ребята, о чем вы говорили на прошлом уроке? (Данный урок предполагает уже имеющиеся знания учащихся по способу определения частиречной принадлежности слова).

    — О частях речи и открыли способ определения частиречной принадлежности слова (ЧР) по его ГЗ (грамматическому значению).

    А вы говорили обо всех частях речи, или о каких-то определенных?

    — О существительных, прилагательных и глаголах.

    Учащиеся рассказывают о «новом» способе определения частиречной принадлежности слова, а учитель это фиксирует на доске.

    У кого возникли проблемы при выполнении домашнего задания? (нет проблем) Значит способ этот все усвоили? (да).

    Целеполагание.

    Если всем все понятно и не возникает трудностей, то вот вам задание – определите часть речи записанных на доске слов:

    ! Учитель слушает все мнения, фиксирует их на доске.

    Итак, ребята, вы мне говорили, что все усвоили с прошлого урока, а здесь путаница получилась? Как вы мне это объясните? Почему одни сказали, что печь – это сущ., а другие, что это глагол? (Учащиеся могут высказать предположение о том, что надо проверить эти слова по ГЗ, так слово «печь» можно проверить этим способом:

    Печь (сущ. Ед.ч.)- печи, печи, печь, печи, о печи.

    Печи (сущ. Мн.ч.) – печей, печам, печи, печами, о печах.

    Печь (глагол) – я пеку, мы печем, ты печешь, они пекут и т.д.

    А вот что вы мне можете сказать о слове столовая? (При изменении окончания и у прил. и у сущ. будут одинаковые.)

    Значит что-то вы вчера упустили… Давайте еще раз вернемся к нашей схеме. Вы знаете способы определения частиречной принадлежности слова? (ДА), а в чем у вас возникло затруднение? (умеете ли вы их применять?)

    Итак, я правильно вас поняла, что вы знаете способы определения части речи, но не умеете пока его применять? Или не получается применить его в некоторых случаях?(да) – это проблема? (да)

    Поставьте для себя цель сегодняшнего урока.

    — Отработать на практике применение способов определения части речи.

    А как будем решать эту проблему?

    — Много выполнять заданий.

    — Выполнять задания и применять способы нам известные.

    Т.О. учащиеся сами моделируют ход урока.

    Поиск способа:

    Здесь необходимо действовать в зависимости от того, как учащиеся будут решать свою проблему.

    Далее конспект урока будет выглядеть как план.

    Если способ по UP не подходит, надо попробовать другим способом:
    В нашей схеме мы обозначили еще один способ определения части речи – по значению слова. Что обозначают имена существительные? (предмет) и т.д.

    ! Учитель обязательно фиксирует на доске все высказывания детей по поставленному вопросу.

    ВЫВОД: не всегда при определении части речи можно пользоваться способом по ГЗ, также помогает способ по значению части речи. ОБРАЩЕНИЕ К СХЕМЕ.

    Моделирование: у нас есть модели для определения частей речи по ГЗ, а для способа по значению — нет! Давайте его составим. (Детям дается время для обсуждения модели в группах.)

    Схему вы можете посмотреть здесь.

    Учитель дает высказаться всем группам, затем выделяет из всех моделей общее и фиксирует на доске, дополняя уже имеющуюся схему.

    ВЫВОД. . ОСНОВНОЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТИ РЕЧИ – ПО ГЗ .

    Задание «с ловушками» — самопроверка. При выполнении этого задания можно обозначить, что ребята могут его оформить как сами пожелают!

    Трамвай (сущ.), игра (гл), учительская(прил.), бег(сущ.), поведение(сущ.), гулять(гл.), снежная(сущ.), бежать(гл.), холодный(прил.).

    Рефлексия.

    Какую цель ставили сегодня на уроке?

    Была ли цель достигнута?

    Каким образом мы достигли поставленную цель?

    Источник

    Читайте также:  Способы приготовления зеленого горошка
  • Оцените статью
    Разные способы