Способы оплаты за номер
Форма и порядок расчетов за оказанные услуги
29. Оплата услуг телефонной связи осуществляется в форме наличных и безналичных расчетов.
Оплата услуг телефонной связи может производиться посредством авансового платежа, отложенного платежа на срок расчетного периода либо сочетанием указанных видов платежей.
При оплате услуг телефонной связи посредством авансового платежа услуги оказываются в объеме внесенных абонентом денежных средств. В случае исчерпания аванса оказание услуг телефонной связи приостанавливается без предварительного уведомления абонента, если договором не предусмотрено применение перехода с авансового платежа на отложенный платеж.
При оплате услуг телефонной связи посредством отложенного платежа оказанные услуги телефонной связи оплачиваются по окончании расчетного периода.
Вид платежей за услуги телефонной связи и порядок их осуществления определяются договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Тарифы на услуги телефонной связи, в том числе тариф, используемый для оплаты неполной единицы тарификации, устанавливаются, в том числе изменяются, оператором связи самостоятельно, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации.
30. Тарифные планы на услуги телефонной связи могут быть установлены отдельно для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных и домашних нужд, а также граждан, использующих услуги телефонной связи для иных нужд. Тарифным планом могут устанавливаться дифференцированные тарифы по времени суток, дням недели, выходным и нерабочим праздничным дням, а также по набору и объему оказываемых услуг телефонной связи. Тарифные планы и тарифы на услуги телефонной связи могут дифференцироваться по иным основаниям, устанавливаемым оператором связи.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.02.2016 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
31. При формировании тарифных планов могут применяться следующие виды тарификации:
а) абонентская система оплаты, при которой размер платежа абонента за определенный (расчетный) период является величиной постоянной, не зависящей от объема фактически полученных услуг телефонной связи;
б) повременная система оплаты, не предусматривающая постоянную сумму оплаты и зависящая от количества оказанных услуг телефонной связи в единицах, определенных оператором связи;
в) комбинированная система оплаты, при которой услуги телефонной связи, не превышающие определенного объема за определенный (расчетный) период, оказываются за постоянную сумму оплаты, и отдельно оплачиваются услуги телефонной связи, превышающие указанный объем.
32. При формировании тарифных планов допускается сочетание нескольких видов тарификации, указанных в пункте 31 настоящих Правил.
Абонент при перенесении абонентского номера уплачивает операторам подвижной связи только платежи, предусмотренные настоящими Правилами.
33. Плата за изменение тарифного плана с абонента не взимается в случае, если с момента предыдущего изменения тарифного плана прошло более одного месяца.
34. Для расчета за услуги телефонной связи используется тот тариф, который действовал на момент установления соответствующего соединения.
35. Учет продолжительности телефонного соединения ведется в соответствии с принятой оператором связи единицей тарификации, которая не может быть более 1 минуты.
Плата за телефонное соединение определяется исходя из его продолжительности, выраженной в количестве единиц тарификации соединения по сети связи.
Оператор связи при наличии технической возможности обязан установить не менее одного тарифного плана с единицей тарификации телефонных соединений не более 1 секунды.
36. Продолжительность телефонного соединения, используемая для определения размера платы за соединение, отсчитывается с 1-й секунды после ответа вызываемого оборудования до момента отбоя вызывающего или вызываемого оборудования или оборудования, заменяющего пользователя в его отсутствие. Телефонное соединение продолжительностью менее 3 секунд не учитывается в объеме оказанных услуг телефонной связи.
37. К оборудованию, сигнал ответа которого приравнивается к ответу вызываемого лица и служит началом отсчета продолжительности соединения при автоматической телефонной связи, относится:
б) факсимильный аппарат;
в) оборудование с функцией автоответчика;
г) телефонный аппарат с функцией автоматического определителя номера;
д) учрежденческая телефонная станция;
е) иное оборудование, заменяющее пользователя в его отсутствие и обеспечивающее и (или) имитирующее обмен информацией.
38. Основанием для выставления счета абоненту и (или) пользователю за предоставленные телефонные соединения являются данные, полученные с помощью оборудования оператора связи, используемого для учета объема оказанных услуг телефонной связи.
39. Расчетный период оказания услуг телефонной связи устанавливается оператором связи.
40. Срок оплаты услуг телефонной связи при отложенном платеже оператор связи устанавливает самостоятельно, но этот срок не должен быть менее 20 дней, следующих за днем окончания расчетного периода, если иное не установлено настоящими Правилами. Более длительный срок оплаты услуг телефонной связи может быть предусмотрен договором.
41. Счет, выставляемый абоненту за услуги телефонной связи, является документом, отражающим сведения о денежных обязательствах абонента, и должен содержать следующие сведения:
а) реквизиты оператора связи;
б) реквизиты абонента;
в) расчетный период, за который выставляется счет;
г) номер лицевого счета абонента;
д) данные о суммарной продолжительности соединений за расчетный период (при повременном учете);
е) сумма, предъявляемая к оплате по каждому виду услуг телефонной связи и каждому абонентскому номеру;
ж) виды оказанных услуг телефонной связи;
з) сумма остатка на лицевом счете (при авансовом платеже);
и) дата выставления счета;
к) срок оплаты счета (при отложенном платеже).
41(1). В договоре с абонентом — юридическим лицом стороны вправе самостоятельно определить требования к сведениям, которые должны быть отражены в счете.
(п. 41(1) введен Постановлением Правительства РФ от 03.02.2016 N 57)
42. Оператор связи обязан обеспечить предоставление абоненту счета на оплату услуг телефонной связи в течение 10 дней со дня выставления этого счета. Адрес, порядок и способ предоставления счета устанавливаются договором.
По согласованию с абонентом в качестве адреса предоставления абоненту счета допускается использовать адрес электронной почты либо электронный адрес системы самообслуживания оператора связи, через которую абонентом осуществляется доступ к сведениям об оказываемых ему услугах телефонной связи, расчетах с оператором связи и иной информации (личный кабинет).
43. Карта оплаты услуг телефонной связи содержит информацию, используемую для доведения до оператора связи сведений об оплате услуг телефонной связи. На карте оплаты услуг телефонной связи должно быть указано:
а) наименование (фирменное наименование) оператора связи, выпустившего эту карту оплаты услуг телефонной связи;
б) наименование видов услуг телефонной связи, оплачиваемых с использованием карты оплаты услуг телефонной связи;
в) размер авансового платежа оператору связи, внесение которого подтверждает карта оплаты услуг телефонной связи;
г) срок действия карты оплаты услуг телефонной связи;
д) справочные (контактные) телефоны оператора связи;
е) правила пользования картой оплаты услуг телефонной связи;
ж) идентификационный номер карты оплаты услуг телефонной связи.
Источник
SMS-платежи: как это работает
Почему SMS-платежи?
Плюсы
Чем же этот способ оплаты так хорош? Вот основные, на мой взгляд, аргументы:
- Удобство оплаты
Сегодня мобильный телефон есть почти у каждого жителя страны, а значит и возможность такого способа оплаты есть практически у каждого. Для использования требуется минимум телодвижений: взять телефон и набрать небольшой текст, а если оплата происходит из мобильного приложения (например, игры), то обычно пользователю остаётся только пару раз нажать кнопочку «ОК» — приложение само сформирует и отошлёт SMS-сообщение.
Несмотря на то, что бОльшая часть той суммы, что списывается со счёта абонента, уходит в карман оператору, размер доступной аудитории с лихвой покрывает эту разницу: даже если предположить, что продавец получает одну треть от стоимости SMS, ему достаточно иметь всего лишь в три раза большую аудиторию, чем требуется, чтобы зарабатывать те же суммы, используя прямые (без комиссии) способы оплаты. - Удобство обработки платежей
Обработка SMS-платежей может быть полностью автоматизирована. А если предоставление продаваемой услуги также может быть автоматизировано, то это означает возможность полной автоматизации всего процесса.
Минусы
- Небольшой процент
К сожалению, в лучшем (для продавца) случае 40% от стоимости SMS уходит оператору, а поскольку между продавцом и оператором может быть еще несколько посредников (об этом ниже), то, в конечном счёте, продавец может получать, скажем, всего 10-20% стоимости. - Фиксированная стоимость
Стоимость отправки SMS-сообщения на короткий номер определяется заранее на уровне оператора, поэтому единственная возможность дифференцировать размер оплаты – использовать несколько коротких номеров с разными стоимостями. - [UPDATE:]Повышенная вероятность сбоя
Поскольку путь сообщения может быть довольно длинным (2-3 прыжка), есть повышенная (на вскидку, около 0.1%) вероятность сбоя доставки SMS. С каждым таким случаем приходится разбираться в «ручном» режиме, что опять же может составлять трудность, поскольку для начала надо выяснить, на каком же этапе произошел сбой. Если абонент обращается к оператору, то проблема «спускается», пока не найдется место сбоя. Если абонент обращается к продавцу, то проблема наоборот «поднимается» в сторону оператора. Зачастую проще вернуть абоненту деньги, чем разбираться, а что, собственно, произошло.
Жизненный цикл SMS-сообщения
Виды тарификации
Существует два вида тарификации:
- МО-тарификация («Mobile Originated»)
Стоимость списывается со счёта абонента в момент отправки SMS-сообщения на определенный короткий номер. - МТ-тарификация («Mobile Terminated»)
Стоимость списывается со счёта абонента в момент получения SMS-сообщения.
Точнее, сначала пользователь отсылает SMS на короткий номер (деньги за это не взимаются), затем проверяется, достаточно ли у абонента денег, чтобы оплатить услугу, и готов ли продавец данную услугу предоставить. Если все хорошо, то абоненту отсылается сообщение, за которое и взимается плата.
Какой именно вид тарификации используется в конкретном случае, зависит от страны, оператора, короткого номера.
[UPGRADE: ] Исправил ошибку в схеме MO
Агенты платёжной сети
- Операторы
Ясное дело, это те, кто предоставляет абонентам услуги связи. Для предоставления услуг каждый оператор выделяет у себя ряд коротких номеров, которые он сдаёт в аренду. Короткий номер имеет отношение только к тому оператору, к которому подключен данный абонент, т.е. SMS-сообщение на короткий номер обрабатывается только данным оператором связи. Оператор «отщипывает» себе львиную долю от стоимости SMS. - Агрегаторы
Операторам обычно не интересно иметь дело с индивидуальными продавцами, поскольку им нужен постоянный и большой SMS-трафик, поэтому операторы договариваются с агрегаторами, которые являются посредниками между ними и продавцами.
Агрегатору желательно чтобы SMS-сообщения на короткий номер XXXX доходили до него независимо от того, какой у абонента оператор (иначе придется заставлять абонента выяснять, какой у него оператор и самостоятельно выбирать соответствующий короткий номер), поэтому он отдельно договаривается с каждым оператором и берет у них в аренду номер XXXX. Естественно, если какой-то из популярных операторов не хочет сдавать в аренду нужный номер, то агрегатору выгоднее поискать другой номер, на который согласятся большинство операторов.
Оператор и агрегатор договариваются о стоимости коротких номеров между собой и о доле каждого в стоимости SMS. Естественно, агрегатору надо, чтобы стоимость одного и того же короткого номера у разных операторов, была хотя бы примерно одинакова, однако небольшая разница всегда будет. У одного оператора один и тот же короткий номер может стоить, например, 150 рублей, а у другого – 165. - Субагрегаторы
Агрегаторам, на самом деле, тоже не всегда выгодно работать напрямую с продавцами, поэтому они могут договариваться с субагрегаторами.
Субагрегатор обычно с одной стороны договаривается с одним или несколькими агрегаторами (например, потому что у разных агрегаторов может быть разное покрытие по странам и разные тарифные сетки), а с другой – с продавцами. Например, субагрегатором может быть какая-либо партнёрская система, которая осуществляет продажи не самостоятельно, а через своих партнёров. Субагрегатор и агрегатор договариваются между собой, как они делят стоимость SMS, оставшуюся после того, как свою долю забрал оператор.
Конечно, ничто не мешает существованию суб-субагрегаторов и т.д., но поскольку на каждом этапе от остаточной стоимости SMS «отщипывается» значительный кусок, этому процессу имеется разумное ограничение. - Продавцы
Собственно — те, кто непосредственно предоставляет услуги, конечное звено цепи. Продавцы договариваются с (суб-)агрегатором на свою долю от SMS.
Способы определения стоимости и адресата SMS-платежа
Обычно стоимость и агрегатор-адресат SMS-сообщения определяются только коротким номером, на который оно было отправлено, но на самом деле так происходит не всегда. В некоторых случаях она выясняется по содержимому текста SMS. Агрегатор может договориться с оператором, что стоимость SMS на данный номер будет определяться по так называемому «префиксу» — заранее оговорённому сочетанию символов в начале текста SMS. Например, может быть решено, что данному агрегатору уходят все SMS на номер XXXX, начинающиеся с текста «AGREG1» или «AGREG2», причём первые будут стоить $1 а вторые — $2.
Поскольку у агрегатора ограниченное число номеров, он обычно договаривается с субагрегатором, что тому уходят SMS, с определенных коротких номеров и начинающиеся с привязанного к нему префикса, например, «SUB». В случае, когда стоимость устанавливается по префиксу, он может быть двусложный, например «AGREG1 SUB» (далее идет текст существенный для субагрегатора).
В свою очередь субагрегатор может так же вычислять продавца по префиксу следующего уровня («AGREG1 SUB SELLER1»), либо как-то еще зашифровывать идентификатор продавца в теле SMS.
Полная идентификация адресата и стоимости SMS определяется по параметрам:
Страна — Оператор — Короткий номер — Текст SMS.
Технические подробности
Интерфейс субпартнера
Как правило, все агенты сети, начиная с оператора и заканчивая субагрегатором, предоставляют своим субпартнёрам инструмент для получения статистики по SMS-платежам. Обычно он выполнен в виде сайта, на котором субпартнёр может зарегистрироваться, завести свои проекты, посмотреть текущую статистику SMS и доходов, получить различные отчёты.
Транспортная система
Кроме пользовательского интерфейса, операторы и агрегаторы (а иногда и субагрегаторы) предоставляют программный интерфейс для двустороннего взаимодействия. Этот интерфейс реализуется в виде веб-скриптов, которые делают http(s)-запросы друг к другу при необходимости передачи какой-либо информации.
Рассмотрим на примере взаимодействия агрегатора и субагрегатора.
Каждый агрегатор использует свой протокол и предоставляет свой набор возможностей, стандартного протокола нет, но есть набор стандартных данных, которые так или иначе предоставляются агрегатором субпартнёру при получении SMS-сообщения:
- Текст SMS-сообщения
В некоторых случаях текст может доставляться без префикса, или префикс может доставляться в отдельном поле - Короткий номер
Номер, на который было отправлено сообщение. Требуется для определения стоимости и типа сервиса. - Страна
Услуга может предоставляться в разных странах, а значит, по разным ценам. Иногда страну приходится определять по идентификатору оператора. - Оператор
Некий идентификатор оператора. У разных операторов разные цены.
Другие возможные данные:
- Идентификатор сессии
Предоставляется большинством агрегаторов. Используется для определения того, какой из запросов пользователя мы в данный момент обрабатываем. Например, для МТ-тарификации первый запрос может содержать описание SMS и ID сессии, а второй – отчёт о доставке – только ID сессии и состояние платежа (доставлен/отменен/ожидается).
ID сессии также может быть использован при ответе от субагрегатора агрегатору. Дело в том, что чаще агрегаторы получают ответ сразу в результате http-запроса (т.е. сервер агрегатора совершает http-запрос к серверу субагрегатора, в ответ на него субагрегатор отсылает результат обработки запросов), но иногда агрегатор требует ответа не в том же запросе, а в обратном параллельном (т.е. получив запрос от агрегатора субагрегатор сразу отвечает «ОК, получил», затем обрабатывает его и уже сам делает новый http-запрос к серверу агрегатора, в котором передаёт уже настоящий результат плюс ID сессии, чтобы было понятно, о каком SMS-сообщении идёт речь). - Номер телефона абонента
Иногда предоставляется полностью, иногда частично, иногда вообще не предоставляется - Идентификатор абонента
Предоставляется некоторыми системами в виде внутреннего (для агрегатора) идентификатора абонента. - Номер попытки
Иногда агрегатор не может с первого раза достучаться до сервера субагрегатора, тогда он может повторить тоже самый запрос через некоторое время, но указав новый номер попытки связи (0 — для первой попытки, 1 – для второй и т.д.). Если за определенный период агрегатор не достучался до субагрегатора, то он может отменить обработку платежа. - Время осуществления запроса
Может потребоваться для более точной идентификации сообщения, если время на сервере агрегатора и субагрегатора не синхронизировано.
Кроме того, могут передаваться: внутренний (для агрегатора) идентификатор короткого номера, идентификатор тарифа, полная стоимость SMS, доход субагрегатора, валюта, в которой совершен платёж, и прочее.
В ответ субагрегатор обычно отправляет текст SMS, который надо отправить абоненту и/или описание ошибки.
Некоторые агрегаторы позволяют субагрегатору отправлять SMS-сообщения, когда ему необходимо (не в ответ на SMS абонента, а в качестве рассылки), на указанный номер, но плата за это взимается уже с самого субагрегатора. Так же некоторые агрегаторы позволяют разбивать ответ на несколько сообщений.
Обеспечение безопасности связи
Для безопасности связи используются следующие способы:
- Использование зашифрованных протоколов
- Шифрование текста запроса с использованием заранее заданного пароля
- Передача заранее заданного пароля в тексте запроса без использования шифрования
- Передача MD5-хэша от заранее заданного списка полей, включающих пароль
- Ограничение списка IP, с которых могут приниматься запросы
Вместо заключения.
Конечно, в своей статье я не указал все возможные нюансы, а некоторые вещи рассказал крайне размыто, но я постарался дать теоретическую базу, которой совершенно достаточно, чтобы увидеть систему с высоты птичьего полёта, и использовать как руководство к действию.
Источник