Способы оплаты налога самозанятыми

Как платить налог самозанятому?

1 января 2019 года вступил в силу закон №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима». Он создан для легализации доходов самозанятых лиц. Налоги для таких граждан установлены низкие, а схемы расчета и оплаты упрощены. Система новая, и для работы по ней необходимо изучить закон. Если вы не понимаете, как платить налог на профессиональный доход, можете обратиться за консультацией к квалифицированному налоговому юристу.

Налог на профессиональный доход

Согласно закону №422-ФЗ с января 2019 года лица, работающие без работодателя (самозанятые), ведущие свою деятельность на территории Московской и Калужской областей, города Москвы и республики Татарстан, могут применить специальный налоговый режим. Он подразумевает упрощенную систему отчетности перед налоговой и сниженные ставки налога.

В законе нет четкого определения самозанятого гражданина. Однако в 4 статье указано, занятие какими видами деятельности не попадает под специальный режим. К ним относятся:

  • реализация подакцизных товаров;
  • добыча и продажа полезных ископаемых;
  • перепродажа товаров и прав;
  • представление чужих интересов;
  • доставка товаров без кассовой техники.

Работодатели не могут платить — это запрещено законом.

В законе предусмотрены две ставки налога. Самозанятый гражданин, работающий с физическими лицами, платит 4%. При работе с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами ставка налога составляет 6%.

Порядок расчета налога

Налогооблагаемой базой для НПД являются доходы, полученные самозанятым. При этом в учет принимаются все поступления от деятельности, вне зависимости от того, какие расходы при ее реализации несет человек.

Например, если для работы самозанятый арендует помещение и платит за него 15 000 рублей, а заработать удалось 30 000 рублей, то платить налог придется с тридцати, хотя чистой прибыли работник получил только пятнадцать.

Сумма для расчета налога учитывается нарастающим итогом в течение всего периода. Период исчисления налога составляет один календарный месяц. В качестве налогооблагаемой базы принимаются только доходы, подтвержденные выдачей чека. При этом оформление ККМ не требуется, все отчетные документы формируются в специальном приложении.

Налог самозанятых не могут платить лица, применяющие другие специальные режимы.

Учет доходов самозанятого, отчетность и возможность платить налог реализуется через специальное мобильное приложение — «Мой налог». Скачать приложение можно по ссылкам, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы (ФНС).

При получении дохода в программу вносятся данные, в результате выходит чек. Чек должен быть передан получателю товаров или услуг. Данные передаются в налоговую. Суммы оплаты по чекам заменяют декларацию, на их основе определяется база. По окончании расчетного периода инспекция самостоятельно рассчитывает размер налога и направляет уведомление о необходимости оплаты.

Согласно статье 12 закона №422-ФЗ самозанятый может получить налоговый вычет 10 000 рублей. Под вычетом понимается уменьшение суммы налога на 1% (при работе с физическими лицами) или на 2% (при работе с ИП и юридическими лицами). Возможно такое снижение в течение любого времени до тех пор, пока в сумме оно не составит указанную сумму. После этого вычет отключается. Происходит это автоматически, расчеты проводит ФНС.

Способы оплаты налога

Платить налог самозанятый гражданин может несколькими способами.

  1. Платить через приложение «Мой налог». После расчета налога инспекция направляет уведомление о необходимости оплаты. Операция должна быть проведена не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. Перевод денежных средств может быть осуществлен с карты, принадлежащей самозанятому лицу.
  2. Платить налог на доход самозанятых в отделении банка по квитанции. Платежный документ формируется в виде QR-кода. В банке его необходимо показать кассиру или оплатить в терминале.
  3. Платить с помощью подключения автосписания. Услугу перечисления налога можно подключить в приложении. Чтобы платить, потребуется зафиксировать данные карты или счета.
  4. Платить многоразовым платежным поручением в банке или на платежных электронных площадках.

Если клиент по техническим причинам не может установить приложение, то платить налог можно после регистрации в личном кабинете на сайте ФНС. Передача отчетности по полученным самозанятым доходам в бумажном формате и оплата наличными непосредственно в отделении налоговой невозможны.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Источник

Как самозанятому принимать оплату с клиентов

Самозанятых интересует: как им получать деньги от клиентов, чтобы не было проблем; как учитывать поступления и платить налог; нужно ли составлять договор, подписывать акты, счета или достаточно выдать чек.

Плательщик НПД может получать оплату наличными и перечислением. Для учета дохода ему достаточно ввести суммы в приложение «Мой налог», но есть нюансы — о них рассказываем в статье.

Нужен ли договор. Если самозанятый сотрудничает с ИП, он может подписать договор или устно согласовать сделку. Условия партнеры обсуждают лично — по телефону или при встрече — либо в переписке.

Если самозанятый заключает сделку с организацией, нужно обязательно оформить договор. Это может быть договор подряда, возмездного оказания услуг, договор поставки или агентский договор. Тип документа зависит от вида сотрудничества. Самозанятые не ведут бухгалтерского учета, поэтому не обязаны хранить договоры и первичные документы.

Чтобы упростить документооборот, можно использовать оферту — предложение о заключении сделки. Самые простые примеры оферты — цена товара на сайте, ценники в магазине, печатные каталоги товаров и услуг. Оферта не требует подписания. Если клиент платит, значит, он согласен с условиями сделки.

Нужен ли акт и счет. Если самозанятый оформил сделку документально, после выполнения работы стороны подписывают акт. Акт — закрывающий документ, он подтверждает, что условия сделки выполнены обеими сторонами и ее можно оплатить. Но в некоторых случаях можно обойтись без акта. Когда нет материального результата работы, акт не нужен, например, при оказании бухгалтерских, юридических, консультационных услуг.

Чтобы бизнес-клиент оплатил работу на расчетный счет или карту, самозанятый выставляет счет со своими реквизитами. Шаблона документа для самозанятых нет, поэтому за основу можно взять счет ИП. В нем самозанятый указывает свои данные и реквизиты банковской карты. Такого документа достаточно, чтобы бухгалтер клиента перевел по нему деньги.

Чтобы ускорить процесс и избежать лишних бумаг, договор и счет можно заменить единым документом. Договор-счет включает основные условия сделки и банковские реквизиты для оплаты. Можно скачать шаблон и внести в него свои реквизиты.

Нужен ли акт и счет. Если самозанятый оформил сделку документально, после выполнения работы стороны подписывают акт. Акт — закрывающий документ, он подтверждает, что условия сделки выполнены обеими сторонами и ее можно оплатить. Но в некоторых случаях можно обойтись без акта. Когда нет материального результата работы, акт не нужен, например, при оказании бухгалтерских, юридических, консультационных услуг.

Чтобы бизнес-клиент оплатил работу на расчетный счет или карту, самозанятый выставляет счет со своими реквизитами. Шаблона документа для самозанятых нет, поэтому за основу можно взять счет ИП. В нем самозанятый указывает свои данные и реквизиты банковской карты. Такого документа достаточно, чтобы бухгалтер клиента перевел по нему деньги.

Чтобы ускорить процесс и избежать лишних бумаг, договор и счет можно заменить единым документом. Договор-счет включает основные условия сделки и банковские реквизиты для оплаты. Можно скачать шаблон и внести в него свои реквизиты.

Нужна ли касса и банковский счет. Выбрать НПД для бизнеса может ИП и физическое лицо. Открыть расчетный счет для бизнеса или подключить кассовый аппарат вправе только самозанятые ИП. Если вы не индивидуальный предприниматель, этот пункт можете пропустить.

Бизнес обязан принимать наличные через онлайн-кассу, однако на самозанятых это требование не распространяется. По закону они входят в число исключений и могут применять онлайн-кассу по собственному желанию.

Если бизнес-клиентам удобнее проводить безналичные платежи, самозанятому ИП нужно открыть расчетный счет. Для ведения счета можно выбрать абонентское обслуживание или оплату за операцию. При абонентском обслуживании с владельца счета ежемесячно взимается определенная сумма. По тарифу без абонентского обслуживания владелец счета выплачивает комиссию за каждую операцию. Если по счету проходит много операций, выгоднее абонентское обслуживание.

К банковскому счету можно подключить эквайринг и принимать платежи картами. Для этого предприниматель устанавливает платежный POS-терминал — специальное оборудование, которое считывает информацию с платежной карты и отправляет запрос в банк. Если у клиента достаточно денег, покупка оплачивается, и терминал распечатывает чек. Если самозанятый продает через сайт, он может подключить интернет-эквайринг и получать оплату картой онлайн.

Чтобы подключить эквайринг, нужно обратиться в банк и заключить договор, при этом взимается комиссия в размере 1–2% от всех карточных платежей.

Как брать деньги. Самозанятый может принимать оплату любым способом:

  • перечислением на расчетный счет;
  • безналом через сервис интернет-эквайринга;
  • корпоративной банковской картой через POS-терминал;
  • наличными.

Если самозанятый получает оплату перечислением, необходимо соблюсти очередность: сначала получить деньги и только потом сформировать чек в приложении «Мой налог». Это можно сделать до 9 числа следующего месяца. Если оплата картой или наличными, чек важно передать сразу — в момент расчетов.

Иногда приходится возвращать деньги, например, товар клиенту не подошел. В этом случае самозанятый аннулирует чек. В приложении он нажимает кнопку «Аннулировать» и указывает причину: возврат средств или неправильная операция. Аннулировать чек можно в любой момент, ограничений по сумме или количеству чеков не установлено.

Как выдать чек. Чек от самозанятого — это отчетный документ. Он подтверждает, что организация действительно перевела деньги за оплату товара или услуги. Клиенту можно отправить чек в электронном или бумажном виде. Нельзя объединять несколько платежей от разных клиентов в один чек и вносить одну запись с общей суммой. На каждый платеж — свой чек.

Чтобы правильно сформировать чек, в приложении указывают название компании или Ф. И. О. предпринимателя, ИНН. Эту информацию можно посмотреть в договоре или в уведомлении от онлайн-банка.

Источник

Как платить налог самозанятым?

Понятие «самозанятый» уже закрепилось в русском языке. Так называют людей, которые сами обеспечивают себя деятельностью, приносящей доход. У них нет работодателей, они не имеют наемных работников. Если и вы умеете что-то делать, то можете получать за это деньги. Но сначала обратитесь к специалисту — в этом вопросе много подводных камней, вы можете запутаться и вместо денег получить штрафы из налоговой.

Кто такие самозанятые?

Совсем недавно самозанятых выявляли и штрафовали за неуплату налогов. Начиная с января 2019 г., эти люди могут ходить с гордо поднятой головой. Их назвали плательщиками НПД (налога на профессиональный доход), посчитали будущую прибыль и обязали платить с нее взносы в бюджет.

Итак, кто считается самозанятым и сколько такие люди должны платить налогов? А главное — зачем нужно это делать?

Термина «самозанятый» в законе нет. Есть название — налог на профессиональный доход, и определена категория лиц, которые должны его платить. Например, это необходимо делать, если вы:

  • работаете не по трудовому договору, но получаете доход с какой-либо деятельности;
  • работаете по трудовому договору, параллельно что-то изготавливаете и получаете с этого доход;
  • что-то производите своими руками, головой (не перепродаете готовый товар!);
  • не нанимаете рабочих, все делаете сами;
  • являетесь ИП, решили перейти в режим самозанятости, не являетесь работодателем и соблюдаете условия закона 422-ФЗ.

Деятельность, которая регламентируется этим законом, может быть любой. Это оказание услуг, производство товаров, проведение праздников, написание сценариев и многое другое. Например, Мария Ивановна работает вахтером в общежитии и получает зарплату. У нее много свободного времени, и она увлекается вязанием смешных котов. Их с удовольствием покупают жильцы и гости.

Она должна зарегистрироваться в налоговой инспекции в качестве самозанятой и платить налог с дохода от продажи котов. Вы скажете — зачем ей это надо? Отвечаем — если бы она их дарила, это было бы просто хобби и никому бы не было до этого дела. Но она их продает, и это — незадекларированный доход. Если об этом узнает налоговая, Марию Ивановну оштрафуют.

Как зарегистрироваться в качестве самозанятого

Налоговики понимают, как не хочется простому человеку приходить в инспекцию. Плательщики НПД могут вообще туда не заходить. Регистрация и учет дохода, формирование налога и его оплата будут идти онлайн — в специальном приложении. Есть три варианта регистрации бизнеса:

  • установить мобильное приложение «Мой налог» на телефон;
  • в веб-кабинете, который размещен на сайте налогового ведомства;
  • через онлайн-кабинет банка, взаимодействующего с ФНС в целях исполнения ФЗ-422. Например, для этого подойдет Сбербанк-Онлайн.

Авторизация в приложении «Мой налог» и есть регистрация в качестве самозанятого. Учтите, регистрировать деятельность можно только в одном из четырех регионов: Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. Если вы зарегистрированы на сайте ФНС в личном кабинете, то просто входите в приложение, заполнив ИНН и введя пароль от аккаунта. Если такой регистрации нет, вам придется отсканировать паспорт и сделать фото.

Где зарегистрировать деятельность

Местом деятельности самозанятого является не место его проживания/регистрации, а тот регион, где он оказывает услуги. Что делать, если вы работаете в интернете, а ваши клиенты разбросаны по всей России? Местом деятельности признается одна из обозначенных в 422-ФЗ территорий, указывать можно только один регион. Изменить место регистрации можно только один раз в год. При выборе ориентируйтесь на следующие параметры:

  • если ваши клиенты находятся в одном из четырех участвующих в эксперименте регионов, указываете его при регистрации;
  • если среди территорий есть как попадающие в эксперимент, так и не обозначенные в законе, вы можете указать тестовую область.

Приведем пример. Предположим, слух о вязаных котах Марии Ивановны разлетелся по всей России. Тогда:

  • если среди клиентов будут люди, проживающие в Татарстане, Москве, Калуге, она сможет зарегистрировать бизнес;
  • если среди клиентов есть люди, проживающие в этих и в других регионах России — она сможет зарегистрировать бизнес;
  • если среди клиентов не будет людей из Татарстана, Москвы или Калуги — она не сможет зарегистрировать бизнес.

Пока так. Будем надеяться на изменения или разъяснения от ФНС.

Сколько налогов платит самозанятый

Налог на профессиональный доход (ПД) отнесен к специальным налоговым режимам. Его также считают льготным. Во-первых, он самый маленький из всех. Во-вторых, плательщики не вносят страховых взносов. Вообще никаких и никуда.

Ставки по налогу на ПД зависят только от категории вашей клиентуры. Если клиенты — физические лица, налог платят из расчета 4 %, если юридические или ИП — 6%. Данный налоговый спецрежим действует до тех пор, пока общая сумма дохода не превысила 2 400 000 руб. Это учитывает приложение. Как только сумма перейдет за номинальную, налог с разницы от общей суммы и минимума (2,4 млн) надо будет платить в другом режиме.

Если вы физлицо — подавайте декларацию и оплачивайте налог на доходы физических лиц. Если ИП — выбирайте подходящий режим налогообложения и платите по нему. Не забудьте про формальности — вам надо будет написать заявление о переходе на другую систему оплаты налога. Со следующего года вы снова можете платить НПД. Теперь вам надо сделать все наоборот — отказаться от выбранного режима и снова зарегистрироваться в «Моих налогах» как самозанятый и оплачивать НПД.

Как формируется оплата налога

Узнать, как формируется оплата, можно все из того же приложения «Мой налог». Вы оказываете услуги — вам платят деньги. Но это не все. Вы обязаны после каждой оплаты за выполненную услугу или проданный товар выдавать чек. В приложении вы сами формируете чеки и отправляете их клиентам по телефону или на мейл.

Самозанятого плательщика налога не обязывают использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) для приема оплаты. Вы вручную вводите сумму и категорию клиента — ИП или физлицо. Не нужно проводить через приложение все ваши денежные поступления. Если вам отдали долг — это не доход. Фиксируйте только доходы от деятельности. Например, если Мария Ивановна получила 300 рублей за кота и 1500 р. ей подарили на день рождения, налоговикам будут интересны 300 рублей.

Они, конечно, надеются на вашу честность и не будут проверять все денежные движения по вашим картам, но могут и прийти с проверкой. Тогда банк должен будет передать информацию обо всех начислениях. Лучше не обманывать. Если вас поймают на сокрытии налогооблагаемой суммы дохода — штраф будет равен 20% от нее. За повторное нарушение в течение 6 мес. вас оштрафуют на полную сумму дохода.

Сумма, отраженная в приложении, и будет объектом налогообложения. С нее вы должны оплачивать налог. Печально, но размер затрат, которые могут возникнуть при осуществлении деятельности, не учитывается и не вычитается. Если Мария Ивановна, чтобы связать кота, купила нитки на 200 руб., она никак не сможет оформить этот расход. Платить налоги придется с трехсот руб.

Небывалое новшество — никаких налоговых деклараций! Вам не надо высчитывать налог и нести расчет в инспекцию. Приложение само формирует сумму налога, реквизиты для его оплаты и напоминает вам о нем каждый месяц. Уведомление приходит в приложение не позже 12 числа.

Оплачивать налог вы можете:

  • в самом приложении;
  • подключить автоплатеж;
  • в банках по квитанции;
  • в личных кабинетах уполномоченных банков: через тот же Сбербанк-Онлайн.

Платить налог самозанятому надо не позднее 25 числа каждого месяца. Если сумма ежемесячного налога будет меньше 100 руб., оплачивать ее надо в следующем месяце.

Что будет с пенсионными начислениями

В области социального обеспечения наши законодатели написали столько законов и положений, чем окончательно запутали граждан. Мы вам сейчас все объясним.

Плательщики налога на профессиональную деятельность не платят страховые взносы. Примерно одна треть из налога самозанятого уходит в фонд ОМС. В пенсионный фонд не идет ничего. Ни пенсионного стажа, ни накоплений при этом налоговом режиме не формируется. Вы можете сами добровольно перечислять взносы в ПФР, чтобы накопить пенсионные баллы и трудовой стаж. Тогда вы будете иметь право на государственную пенсию.

Для начисления полного страхового года надо перечислить в ПФР около 30 000 руб. В противном случае, вы выйдете по возрасту на минимальную социальную пенсию. Это новшество 2019 г., принятое 422-ФЗ и действующее 10 лет до 2028 г.

Напоминаем, местом регистрации бизнеса могут быть только четыре региона, входящие в эксперимент: Татарстан, Москва, Калужская и Московская области.

Самозанятые, получившие налоговые каникулы — это совсем другая категория людей. Это не плательщики НПД. В 2017 г., чтобы вывести таких людей из тени, правительство предложило ввести налоговые каникулы и дать возможность 3 года не оплачивать налог на доходы:

  • няням;
  • помощникам по дому;
  • репетиторам;
  • сиделкам.

В 2020 году они должны будут заплатить за медицинское страхование 8426 руб. (ФЗ-6) за 2019 год и в дальнейшем самостоятельно оплачивать этот взнос.

Резюмируем: самозанятые, которые зарегистрировались в 2017–2019 гг. в качестве получателя дохода от другого лица за оказание услуг для личных или домашних нужд (уход за детьми и пожилыми, репетиторы, помощники по домашнему хозяйству) не платят налог на доходы до конца 2019 г. Что будет дальше, мы пока не знаем — налоговая молчит. Как узнаем — сразу вам расскажем. До 2019 года медицинскую страховку за них платило государство. В 2020 г. они заплатят ее сами за себя.

Налогоплательщики, зарегистрированные в специальном налоговом режиме — НПД — с 2019 г. не оплачивают страховые взносы, но каждый месяц платят налог с дохода. Этот экспериментальный налоговый режим, принятый 422-ФЗ, действует с 2019 г. по 2028 г. Условия, перечисленные в законе, не могут ухудшиться в течение 10 лет. Пенсионные накопления и стаж в обоих режимах плательщики формируют себе сами.

Есть ли налоговые вычеты у самозанятых

Обязав самозанятых платить налоги, ФНС дала и небольшой бонус — налоговый вычет. В течении года налоговая сумма уменьшается на 1%, пока вычет не достигнет 10 000 руб. Если вы работаете с ИП или ООО, вычет составит 2%, но тоже только до 10 000 руб.

Предоставляется он один раз — до исчерпания лимита. На следующий год вычет не возобновляется — налог оплачивают полностью.

Зачем оформляться самозанятым и платить налог

Сначала мы вас напугаем.

  1. Если вы что-то делаете, получаете за это деньги и о вас узнает налоговая — вы получите штраф. А она узнает — сейчас активно идут контрольные закупки, и если вы не дали чек, то станете нарушителем.
  2. Деньги за работу получаете на карту? Регулярное поступление денег непонятно за что — повод задать вам вопрос: «Откуда дровишки?» И если вы не ответите — вы нарушитель.

В случае выявления лица, который незаконно получает доход, ему грозит следующее:

  • незаконная предпринимательская деятельность наказывается штрафом до 2000 руб.;
  • сумма неуплаченного НДФЛ также войдет в штраф;
  • 5% от размера неоплаченного налога с вас возьмут за неподачу декларации, минимально — 1000 руб.;
  • 20% от предполагаемой суммы на общих основаниях по ст. 122 НК РФ.

А теперь о приятном. Если вы в тени — вам не дадут кредит. У вас же нет подтвержденного дохода. Однако, если вы зарегистрируетесь как плательщик НПД, то сможете создать в приложении «Мой налог» справку о доходах. Она и будет доказательством вашей платежеспособности для банка.

Второе: клиенты, которые требуют чеки, для вас будут потеряны. А это могут быть крупные организации. Да и для многих людей выдача чека — показатель вашей надежности. Таким образом, регистрация в качестве самозанятого не только влечет за собой дополнительные расходы, но и дает некоторые преимущества.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Источник

Читайте также:  Какие есть способы договориться
Оцените статью
Разные способы