- Выступление на ШМО по теме: «Способы постановки педагогических целей. Постановка целей обучения через описание образовательных результатов. Приём конкретизации целей обучения. Описание учебных результатов через характеристику уровней усвоения знаний».
- Выступление на ШМО по теме: «Способы постановки педагогических целей. Постановка целей обучения через описание образовательных результатов. Приём конкретизации целей обучения. Описание учебных результатов через характеристику уровней усвоения знаний».
- Образование как проект: как ставить цели обучения и не бросить на полпути
- Почему обучение начинается с постановки цели
- Как ставить цели для своего обучения
- Формулируем точную цель
- Как спланировать свое обучение
- Конечный результат
- Время обучения
- Наставник и обратная связь
- Методы обучения
- Формат: онлайн или оффлайн
Выступление на ШМО по теме: «Способы постановки педагогических целей. Постановка целей обучения через описание образовательных результатов. Приём конкретизации целей обучения. Описание учебных результатов через характеристику уровней усвоения знаний».
Выступление на ШМО по теме: «Способы постановки педагогических целей. Постановка целей обучения через описание образовательных результатов. Приём конкретизации целей обучения. Описание учебных результатов через характеристику уровней усвоения знаний».
Выступление на ШМО по теме: «Способы постановки педагогических целей. Постановка целей обучения через описание образовательных результатов. Приём конкретизации целей обучения. Описание учебных результатов через характеристику уровней усвоения знаний».
Подготовила Губанова О.В., учитель музыки.
Способы постановки педагогических целей.
Постановка цели учебного занятия является важным этапом в подготовке урока. Учителю необходимо грамотно сформулировать цель урока, чтобы ученики поняли тему урока и обогатили свои знания.
Цель – предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть создан за определённый промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема (А.В.Хуторской).
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.
Рассмотрим основные способы постановки учебных целей:
1. Определение целей через изучаемое содержание, прямое обращение к разделу учебника, содержания параграфа: «изучить…», «познакомиться…», «закрепить тему…» и др. Например, «изучить средства музыкальной выразительности», «познакомиться с творчеством композитора С.С. Прокофьева», «изучить правописание личных окончаний глагола, «познакомиться со словами, обозначающими признак предмета» и т.п. Данный способ постановки целей является наиболее традиционным.
Что дает такой способ постановки цели? Пожалуй, только одно — указание на область содержания, затрагиваемую на занятии или на серии занятий.
Но можно ли при таком способе постановки целей судить о том, достигнуты ли они? Иначе говоря, является ли такой способ постановки целей инструментальным? Очевидно, что нет. Поэтому сторонники педагогической технологии считают его явно недостаточным.
Такая цель недиагностична, она только указывает на область знания, о которой будет идти речь на уроке.
2. Определение целей через постановку целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития: «формировать умение…», «развивать познавательную самостоятельность…», «формировать отношения…» «формировать интерес…» происходит обучение на уровне обобщенных целей, но не на уровне целей конкретного урока, темы (необходимо уточнение, указание результатов).
Постановка таких целей возможна, но сопряжена с определенными трудностями. За один (и даже за несколько) урок невозможно достичь такую цель, как формирование навыка или умения, поэтому преподавателю будет сложно измерить достигнутый результат. Но такой способ постановки целей возможен при детальном уточнении того, что именно должно быть развито у учащихся за ограниченный промежуток времени.
Некоторые сторонники технологичного подхода к обучению полностью отрицают и этот способ постановки целей. В самом деле, возможно ли убедиться в достижении такого рода целей или хотя бы в продвижении к ним по результатам одного занятия? В таком способе нельзя обнаружить ориентиры, по которым можно судить о достижении цели; для этого она поставлена слишком «процессуально».
Однако, с нашей точки зрения, такой способ не является принципиально неплодотворным. Нужно лишь не ограничиваться общими формулировками, а продвигаться по пути их уточнения. И здесь значительную помощь могут оказать те приемы уточнения целей, которые созданы в рамках педагогической технологии.
3. Определение целей через деятельность учителя: «рассказать…», «дать понятие…», «познакомить…», «научить..», «ознакомить с…», «объяснить …», «продемонстрировать приемы» и т.п.
Такой способ постановки цели – «от учителя» — сосредоточен на его собственной деятельности, а не на реальных результатах и создает впечатление прояснения и упорядочения в работе. Однако учитель намечает свои действия, не обладая возможностью сверяться с их последствиями, с реальными результатами обучения, так как эти результаты не предусмотрены данным способом постановки цели.
Показ, рассказ, объяснение, упражнение и т. д. – это методы обучения. Они фиксируются в методической структуре урока;
Недостаток такой постановки цели состоит в том, что преподаватель, сосредоточившись на своей работе, не всегда имеет возможность оценить реальные результаты обучения, достигнутые учащимися.
4. Определение целей через деятельность учащихся «решение задачи…», «выполнение упражнения…», «составление тестовых заданий …» или «исследование…» акцентирует внимание на внешней стороне деятельности, не обозначены ее следствия изменения в развитии ученика. Но и при такой постановке целей преподавателю бывает сложно определить конкретный результат, который достигли учащиеся.
В настоящее время в результате развития технологического подхода к обучению происходит пересмотр способов постановки целей. Какой же подход к постановке учебных целей считается наиболее эффективным в педагогических технологиях?
Способ постановки целей, который отличается повышенной инструментальностыо состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые учитель или какой-либо другой эксперт могут надежно опознать.
Постановка целей обучения через описание образовательных результатов.
5. Определение целей через планируемые результаты обучения, опознаваемые и выраженные в действиях учеников: «знает конкретные факты, правила, понятия», «понимает… и интерпретирует…», «умеет выполнять…», «применяет правило для…»
Именно данный способ формулировки целей урока соответствует определению цели. Сформулированная таким образом, она способствует продуктивности работы на уроке, Главным становится не «подача» учебного материала, а умение учеников. Это наиболее действенный способ постановки целей, позволяющий определить эталон усвоения.
Правда, эта плодотворная идея сталкивается со значительными трудностями. Каким способом перевести результаты обучения на язык действий? Как добиться однозначности этого перевода?
Эти вопросы решаются двумя основными способами:
1) построением четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия), — такие системы получили название педагогических таксономий;
2) созданием максимально ясного, конкретного языка для описания целей обучения, на который преподаватель может перевести недостаточно ясные формулировки.
Для того чтобы ставить цели обучения, нужно описывать и оценивать то, что делает ученик. Но делать это необходимо с определенной степенью точности, строгости. Вот здесь и придется обращаться к уровням усвоения учебного материала, так как в данном подходе отражены как действия преподавателя, так и самостоятельные действия ученика.
Словесные конструкции для формулировки можно использовать следующие: образовательная, развивающая, воспитательная.
1.Образовательная цель урока предусматривает:
— обеспечить и проконтролировать степень усвоения следственных понятий, входящих в содержательные темы урока;
— сформировать (продолжать формировать) какие-то понятия;
— закрепить умения, навыки учебной работы (сочинения, ответы, работа с книгой, справочной литературой, решение задач, навыки письма, чтения);
— какие основные факты, общие понятия, выводы и причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке;
— какие знания учащихся закрепляются и углубляются, в чем это выражается;
— какие умения, идеи, теории, представления формируются;
— планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями…;
— планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест (приводится содержание теста или ссылка на него);
— владение учениками различать, находить, характеризовать, решать, использовать…
Формулирование цели урока требует изучения, анализа межпредметных связей с целью устранения дублирования материала и экономии времени для углубления знаний и совершенствования умений
Как сформулировать задачи личностного развития, которые должны отражать развивающий и воспитывающий аспекты?
1. Развивающая цель урока предусматривает:
— задачи развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов;
-задачи развития умения выделить в ходе урока главное, существенное (составление планов изученного, контрольных вопросов по теме, формирование умения сравнивать, обобщать);
— обеспечение в ходе урока развития у школьников самостоятельности;
— развитие речи учащихся, умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, создание эмоциональных переживаний;
— развитие мышления, памяти, эмоций, интересов и способностей.Воспитательная цель урока. Их оп
ределение возможно только по отношению к процессу и должно выражаться в деятельной форме.
А) Целесообразно начинать формулировку со слов: содействовать, способствовать,
создать условия для …
Б) Далее в соответствующем падеже: развитию, формированию, воспитанию, привитию…
В) Затем называется конкретное умение или качество личности, для формирования которого учитель создает условия.
Г) Потом определяются средства для развития, воспитания данных умений, качеств: через (посредством, с помощью и т.п.) организацию ситуации… (игры, диалога, деятельности и т.п.), использование приемов, форм организации урока.
Приём конкретизации целей обучения.
Существуют разные подходы к формулированию целей урока. Однако, чем конкретнее поставлена цель, тем очевиднее ее достижение и тем более упорядоченным становится сам процесс организации урока. Метод конкретизации цели обучения предполагает использование глаголов, указывающих на действия учащихся с определенным результатом. Так цель: «Уметь пользоваться нотными знаками» — может быть конкретизирована следующим образом: воспроизводить по памяти нотные знаки; опознавать их и читать; с их помощью пропеть мелодию.
Описание учебных результатов через характеристику уровней усвоения знаний.
Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем (Нурминский И.И. и др., 1991; аннотация).
Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов.
Первым из них является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств.
Этап восприятия сменяет этап осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне — и внутрисубъектных связей и отношений.
Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечатления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации.
Затем процесс переходит в этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений.
Процесс усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания.
Очень часто перечисленные этапы формирования знаний принимают в качестве критериев оценки уровней их усвоения.
Таким образом, знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию; применению знаний в знакомых и новых условиях; оцениванию самим учеником полезности, новизны этого знания (Маркова А.К., 1990; аннотация).
Понятно, что если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если ученик применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственного развития.
Знания могут усваиваться на разных уровнях: репродуктивный уровень — воспроизведение по образцу, по инструкции и репродуктивный уровень — поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия.
Установление уровней усвоения знаний в диагностике важно потому, что эти уровни оказывают влияние на качество мышления, его шаблонность или оригинальность.
И.Я. Конфедератов и В.П. Симонов выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения: уровень различения (или распознавания) предмета; уровень его запоминания; уровень понимания; и уровень применения.
Сходные уровни усвоения знаний предлагаются и В.П. Беспалько. Разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности и рассматривая их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения, ученый выделил следующие уровни усвоения учебной информации (Беспалько В.П., 1989):
1)понимание — отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, то есть о наличии обучаемости;
2) узнавание — обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие);
3) воспроизведение — обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной;
4) применение — способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное;
5) творчество — обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, то есть новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством.
Итак, в своей деятельности мы должны помнить, что четко определенная цель как бы структурирует, организует весь урок. Нечеткая же, «размытая» цель делает его «размазанным», что фактически приводит к разрушению всей деятельности. «Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть» (А. Макаренко).
Источник
Образование как проект: как ставить цели обучения и не бросить на полпути
Почему обучение начинается с постановки цели
«Аллен — прирожденный трехочковый баскетболист», — пишет журналистка Джеки Макмаллан в своей статье о рекордсмене по количеству реализованных трехочковых бросков Рэе Аллене. В ответ на это Аллен сказал, что выходит из себя, когда его заслуги принижают и считают Божьим даром:
«Я каждый день выкладываюсь по полной — не иногда, не время от времени, а каждый день. Спросите любого из моих коллег по команде, спросите ребят из Seattle Super Sonics или Milwaukee Bucks: кто чаще всех отрабатывает броски? Все ответят, что это я».
В школе броски Рэя ничем особенным не выделялись. Его тренер по баскетболу считал, что у соратников Аллена по команде больше шансов забросить трехочковый в корзину. С тех пор Рэй Аллен развил свой навык настолько, что люди стали считать его даром.
Психолог Андерс Эрикссон называет осознанное развитие навыка, которого не было от рождения, продуманной подготовкой. Вместе с коллегой он написал книгу «Максимум: как достичь личного совершенства» и разделил развитие любых навыков на три вида: наивную, целенаправленную и продуманную подготовку.
Наивная подготовка. То, что делают большинство людей. Вы учитесь новому и практикуетесь до тех пор, пока не достигните зоны комфорта. В этот момент развитие навыка остановится. Если не выйти из зоны комфорта — сделать то, чего вы раньше не делали, навык автоматизируется и станет хуже. Например, водители с десятилетним стажем могут ездить хуже недавних студентов автошколы. Такие водители не чувствуют необходимости улучшать или поддерживать свои навыки и постепенно их теряют.
Целенаправленная. В целенаправленной подготовке вы повторяете те же действия, но надеетесь со временем делать их лучше. Суть целенаправленной подготовки — преодолевать длинный путь небольшими шагами и четко сформулировать цель. Без этого трудно понять: вы двигаетесь вперед или стоите на месте.
Чтобы целенаправленно развивать навыки:
Разбейте цель на этапы и разберитесь как их преодолеть.
Сконцентрируйте внимание на своем этапе.
Вовремя получайте обратную связь. Она поможет понять, что вы делаете неверно и как это исправить.
Преодолевайте себя и выходите из зоны комфорта. Делайте то, чего раньше не делали.
Психолог Андерс Эрикссон рассказывает, как стать великим в любом деле в эпизоде подкаста Freakonomics
Продуманная подготовка. Мы выучиваем достаточно навыков, чтобы справляться с ежедневными задачами. При этом забываем давать мозгу задачи, которые будут его менять. Нужно постоянно выходить из равновесия и заставлять мозг и тело адаптироваться к изменяющимся условиям. Так вы создаете потенциал, а не достигаете его.
Чтобы продуманная подготовка работала, нужно целенаправленно практиковаться, выходить из зоны комфорта и понимать объективные стандарты успеха. Именно здесь обучение превращается в проект.
Как ставить цели для своего обучения
Люди не учатся, сидя на лекциях и запоминая факты. Для этого нужно мыслить, анализировать и применять полученную информацию на практике. Процесс обучения подробно разобрал профессор педагогики Бенджамин Блум в 1956 году. Блум создал Таксономию — классификацию образовательных целей, которая помогает понять, чему стоит научиться, и отслеживает прогресс.
Обучение начинается от простого к сложному и состоит из шести шагов: знания, понимания, применения, анализа, синтеза и оценки.
- Знание — запоминаете и воспроизводите заученные факты. Например, цитируете правила поведения в общественном месте.
- Понимание — переводите сухие факты в смысл и интерпретируете его. Понимаете суть правил и объясняете их другому человеку своими словами.
- Применение — используете полученные знания и смыслы на практике. Придумываете правила поведения для своих сотрудников.
- Анализ — раскладываете знания на составляющие, понимаете их разницу и проверяете. Осознаете, что одно из правил противоречит другим и меняете его.
- Оценка — делаете суждение о ценности решения или идеи. Придумываете другие варианты решения задачи и проверяете ценность ваших правил.
- Синтез — создаете новое из нескольких несвязанных между собой частей. Читаете правила других компаний, обобщаете несколько пунктов придуманных правил и создаете новый список.
Как это применять. Вы развиваете навык, если проходите все стадии Таксономии Блума. Для этого нужно спроектировать свой путь с первого до последнего этапа. Сформулировать каждый шаг поможет онлайн-конструктор целей обучения на английском или на русском языке.
Чтобы поставить задачу выберите:
одну из шести образовательных целей;
контент, с которым будете работать: задачу, точки зрения, мотивацию;
онлайн или оффлайн источники: сайт, статью, книгу;
формат продукта, который получится на выходе: карту, песню, обзор;
количество людей, которые будут работать над целью.
Например, задача на второй ступени Таксономии Блума «Понимание» может выглядеть так: объяснить мотивацию героев фильма, используя сайт, и вдвоем создать таймлайн. Задача на четвертой так: сравнить тренды экологии, используя мнения экспертов, и сделать промостраницу.
Такой конструктор можно собирать, чтобы научиться программировать, критически мыслить или выращивать черные розы. Большие сложные цели разбивайте на этапы и конкретизируйте по SMART.
Формулируем точную цель
SMART — аббревиатура метода, который помогает сформулировать конкретную (Specific), измеримую (Measurable), достижимую (Achievable), актуальную (Relevant) и ограниченную во времени (Time Bound) цель. Такую задачу проще понять и выполнить. Если она большая и сложная, разбейте цель на несколько этапов.
Specific — конкретная. Цель должна быть понятной и однозначной. Решите, чего вы хотите достичь. Попробуйте ответить на вопрос: что и зачем вам нужно? Например, вы хотите написать книгу, чтобы стать профессиональным писателем.
Measurable — измеримая. Как вы поймете, что цель достигнута? Определите количественные показатели, которые помогут измерить и описать успех. Оценивайте свой прогресс и сверяйтесь с этими показателями. Уточняем нашу цель: написать книгу и выпустить ее печатную версию в издательстве.
Achievable — достижимая. Трезво оценивайте свои возможности, ставьте достижимые и амбициозные цели. Если придумать недосягаемую задачу, вы потеряете мотивацию. Слишком легкая цель быстро потеряет ценность, а вы — интерес. Подумайте: ваша цель не слишком легкая или сложная? Какие ресурсы и усилия потребуются для ее достижения?
Чтобы написать книгу, нужно каждый день тренироваться и писать по семь страниц текста. На это потребуется два часа в день. Если у вас хорошая дисциплина и вы понимаете, как работают издательства — это достижимая цель.
Relevant — актуальная. Цель должна быть важной и реальной. Совпадать с глобальными целями и ресурсами, которые у вас есть. В нашем примере: первая изданная книга поможет набрать аудиторию, получить обратную связь для следующих работ. Задача помогает достижению главной цели — стать профессиональным писателем.
Time Bound — ограниченная во времени. Дедлайн помогает сосредоточиться на выполнении цели и не отвлекаться на другие задачи. Временные рамки мотивируют и помогают контролировать работу над достижением цели.
Уточняем пример цели по SMART: писать по семь страниц в день, чтобы к июлю 2022 года написать книгу на 360 страниц и выпустить ее в издательстве.
Как спланировать свое обучение
Эксперт по обучению взрослых, тренер АРТы Инна Попова рекомендует планировать обучение, учитывая результаты, время и методы обучения. Выбрать формат, наставника и способ получения обратной связи.
Конечный результат
Разложите компетенцию на составляющие, чтобы определить свой текущий уровень и результат, который вам нужен. Для этого используйте профессиональные или образовательные стандарты и инструменты ассессмента. Ассессмент — это методики, которые помогают оценить уровень развития навыка. Мы рассказывали о них в большом гиде по soft skills.
Пример с иностранным языком: понятная система языковых уровней от базового А1 до профессионального владения С2 помогает определить стартовую позицию и желаемый результат. Подумайте, что мешает вам освоить язык: боязнь ошибки или недостаточный словарный запас. Чем детальнее в этом разобраться, тем точнее будет цель обучения. Зная цель, легче определить методы и разработать для себя учебный план.
Время обучения
Если ставите образовательную цель по SMART, вам потребуется рассчитать время. Временные рамки помогают не растягивать учебный процесс и не совершать одни и те же ошибки. Чтобы рассчитать время на обучение, подумайте:
сколько времени вы готовы уделять достижению цели еженедельно;
сколько на изучение материала, а сколько для отработки его на практике;
хватит ли этого для достижения запланированного уровня.
Наставник и обратная связь
Чем сложнее учебная задача, тем важнее наставник и обратная связь. Вы можете учиться с корпоративным ментором или встречаться с более опытным коллегой за чашкой кофе. Хороший вариант — стать частью профессионального сообщества. Так вы поддержите учебную мотивацию, будете в курсе трендов и сможете найти наставника.
Если в области ваших образовательных интересов нет экспертов и сообществ, подумайте о мастермайнд-группе. Это группа близких по духу людей, которые регулярно встречаются вместе: мотивируют друг друга, помогают учиться и достигать целей. Получить обратную связь по навыкам и образовательным целям можно на тренинге. В таком формате вы получите ее от группы и тренера.
Методы обучения
Определите свой стиль обучения, чтобы подобрать подходящие методы и форматы учебы. Стили обучения подробно описали Дэвид Колб и Кей Петерсон в книге «Век живи — век учись». Авторы предлагают пройти тест и определить, как вы учитесь: через конкретный или абстрактный опыт, рефлексию или активные эксперименты.
Например, люди с инициирующим стилем привыкли действовать, а потом обдумывать последствия действий. Они не любят абстрактные теории, стремятся получать новый сложный опыт и ищут постоянный контакт с другими людьми. Таким людям подойдут стажировки, тренинги и мастермайнд-группы. При этом людям с размышляющим стилем не подходят игры-симуляции. Они не любят делиться своими эмоциями и давать оценку другим участникам. Зато им подойдут курсы с серьезной теоретической базой и оценкой эксперта.
Формат: онлайн или оффлайн
Онлайн-курсы — хороший вариант для получения знаний и умений. В некоторых курсах есть обратная связь от эксперта и других участников. Если есть возможность, выбирайте онлайн-курсы с системой адаптивного обучения. Адаптивные онлайн-курсы могут учитывать потребности учащегося, опыт и пробелы в знаниях, темп обучения и предпочтения в формате, чтобы предложить оптимальный маршрут изучения материала. Чем больше данных получает адаптивная система, тем точнее учебная траектория.
При этом для развития «гибких» навыков важны ценностные установки и возможность применять знания в безопасной среде. Здесь возможности массовых онлайн-курсов пока ограничены. Поэтому становятся популярными форматы смешанного обучения, где онлайн дополняется офлайном.
Источник