- Производственный процесс. Принципы его организации. Кратко
- Понятие производственного процесса
- Группировка производственных процессов
- Основной
- Вспомогательный
- Обслуживающий
- Управленческий
- Классификация производственных процессов по признакам
- Производственный процесс и его принципы
- Производственный процесс: операции, этапы и составные части
- Структура производственного процесса
- Описание бизнес-процессов: методы и инструменты
- Определение и суть бизнес-процессов
- Этапы внедрения бизнес-процессов
- Методологии и инструментарий описания бизнес-процесса
- Виды бизнес-процессов
- Участники
- Практика работы с бизнес-процессами
- Выводы
Производственный процесс. Принципы его организации. Кратко
Понятие «производственный процесс» актуально для предприятий, занимающихся изготовлением и реализацией готовой продукции. Чтобы добиться наиболее эффективных результатов работы, важно правильно ее организовать. Эффективность производственного процесса зависит от множества факторов, например, от степени автоматизации производства, от квалификации кадров и объема трудовых ресурсов.
Понятие производственного процесса
Производственным процессом называют комплекс мероприятий, конечной целью которых является получение готового продукта. Он не может существовать без основных составляющих:
- трудовых ресурсов;
- орудия труда;
- сырья и материалов;
- полуфабрикатов и других комплектующих.
Если говорить простым языком, производственный процесс – это операция по превращению сырья в готовый продукт, проводимая посредством воздействия работников на специальное оборудование.
Как правило, термин «производственный процесс» актуален только для тех компаний, которые изготавливают продукцию для дальнейшей ее реализации. Но если разбирать смысл понятия по существу, оно присуще и для предприятий, выполняющих работы или оказывающих услуги. А все потому, что результат действий сотрудников является ничем иным, как готовым продуктом. Например, деятельность парикмахерской нельзя назвать производственной. Но парикмахер воздействует на волосы орудиями труда, в результате чего получается прическа, что и называется продукцией или товаром.
Группировка производственных процессов
Производственный процесс делится на четыре группы: основной, вспомогательный, обслуживающий и управленческий. В свою очередь, каждая из классификаций подразделяется на виды:
Основной
Основным производственным процессом называют комплекс мероприятий, направленных непосредственно на изготовление готового продукта. Он начинается с отправки сырья в цех и заканчивается выпуском продукции. В ходе основной операции используются материалы, полуфабрикаты, сырье, инструменты производства, а также трудовые ресурсы.
То есть, в основном производственном процессе участвуют работники, которые обрабатывают комплектующие на специальном оборудовании, в результате чего получается предмет труда. Основной производственный процесс делится на несколько элементов, совокупность которых представляет собой его структуру:
- На стадии заготовки работники предприятия подготавливают сырье к обработке. Например, получают его на складе, проводят измерительные процедуры, а также производят иные действия.
- Этап обработки посвящен воздействию производственными инструментами на сырье. Заканчивается операция выпуском составных частей готовой продукции. Как правило, работу выполняют обученные сотрудники.
- Заключительным этапом основного производственного процесса является сборка. Изготовленные ранее детали соединяют в один предмет, в результате чего образуется готовый продукт.
Таким образом, основной цикл изготовления товаров – это процесс заготовки и обработки сырья. Последняя стадия свойственна не всем предприятиям, так как многие компании производят продукцию, которая состоит из одного элемента.
Вспомогательный
Вспомогательным производственным процессом называют комплекс мероприятий, которые направлены на обеспечение бесперебойного функционирования основного цикла. В эту группу входят все операции, связанные с обслуживанием производства, например, подача электроэнергии, ремонт основных средств, создание специальных инструментов, необходимых для производства.
Обслуживающий
Обслуживающий производственный процесс – это совокупность действий работников, направленных на обеспечение надлежащего функционирования цехов по изготовлению продукции. Сюда можно включить работы, связанные с уборкой рабочего места и поддержанием чистоты оборудования и производственных цехов, а также контроль над качеством готовых товаров.
Управленческий
Управленческий производственный процесс представляет собой комплекс операций по принятию решений для обеспечения функционирования предприятия и повышения эффективности основной работы.
Классификация производственных процессов по признакам
Производственные процессы группируют по трем основным признакам: по степени автоматизации, по форме продукта, по особенностям прохождения:
Классификационный признак | Вид производственного процесса | Описание |
Степень автоматизации | Ручной | Процесс, осуществляемый при помощи ручного труда |
Машинный | Операции, производимые с использованием машинных механизмов | |
Комбинированный | Производство продукции с использованием ручного и машинного труда | |
Автоматизированный | Процесс, выполняемый при помощи специального автоматизированного оборудования. Работник лишь следит за функционированием инструмента. | |
Комбинировано-автоматизированные | Операции, выполняемые при помощи автоматизированной техники, но с использованием ручного труда. | |
Форма готового продукта | Аналитический | Производство нескольких видов готовых товаров из одного сырья |
Синтетический | Сборка ранее произведенных элементов продукта. | |
Прямой | Превращение сырья в один вид продукции | |
По особенностям прохождения | Естественный | Операция по воздействию на предмет естественным путем. Например, высушивание, охлаждение, отстаивание. |
Технологический | Процессы по физическому или химическому воздействию на сырье | |
Беспрерывный | Производство продукции, которое не предусматривает перерывов | |
Дискретный | Операция по изготовлению товаров, которая делится на циклы |
Важно! От правильной классификации производственных процессов на этапе планирования зависит фактический объем выпуска.
Производственный процесс и его принципы
Порядок организации производственного процесса на предприятии напрямую зависит от принципов. К основным из них относят:
- относительное разделение предполагает дифференциацию производственных процессов на циклы;
- специализация цехов означает то, что каждая производственная группа занимается выпуском одного вида продукции;
- параллельность изготовления – это создание единого товара или его элементов в разных подразделениях предприятия;
- под пропорциональностью понимают рациональное, равномерное использование ресурсов всеми цехами одной фирмы;
- принцип непрерывности присущ тем предприятиям, которые занимаются выпуском продукции без перерывов или с минимальными остановками.
Также экономическая практика различает такие принципы производственного процесса как автоматичность, гибкость и гомеостатичность.
Производственный процесс: операции, этапы и составные части
Производственный процесс представляет собой сложную организационную структуру, которая включает в себя составные части, этапы и операции. К компонентам процесса создания продукции относят все инструменты, при помощи которых происходит его организация. В их число включают:
- Повышение квалификации сотрудников. Переобучение работников может понадобиться в случае введения в эксплуатацию новых технических средств труда.
- Инструменты, необходимые для осуществления производственного процесса. К ним относят оборудование, ручные средства, а также машинные орудия.
- Предмет производственного процесса – это сырье, которое подвергается обработке с целью получения готового продукта.
- Топливные ресурсы представляют собой средства, при помощи которых осуществляется работа оборудования. К ним относят электроэнергию, жидкости, предназначенные для двигателей внутреннего сгорания, тепло и т.д.
- Область производства – это место, где осуществляется процесс изготовления продукции. Это может быть производственное помещение, открытая площадка, земля.
Также к составным частям производственного процесса можно отнести информационное обеспечение, так как каждая операция выполняется по четким регламентам. Кроме компонентов системы, важно рассмотреть операции и этапы:
Операции производственного процесса | Этапы производственного процесса | ||
Операция | Описание | Этап | Описание |
Основная | Непосредственное изготовление продукции | Производство | Процесс создания продукции путем обработки сырья |
Перемещение | Поступление сырья на производство, отгрузка готовой продукции. | Обработка | Доведение предмета труда до идеала |
Сборка | Комплектование готовой продукции путем объединения нескольких ее составных частей | ||
Контроль | Проверка качества готового продукта. | Регулирование (настройка) | Тестирование предмета труда, внесение коррективов в случае выявления недостатков |
Важно! Каждое предприятие разрабатывает и утверждает свой перечень операций и этапов производственного процесса. Конкретные виды напрямую зависят от отрасли, в которой работает компания.
Структура производственного процесса
Структура производственного процесса состоит из четырех его видов: основного, вспомогательного, обслуживающего и управленческого. Каждое предприятие формирует и утверждает схему конструкции в зависимости от деятельности компании и отрасли, в которой она работает.
Упрощенная композиция, как правило, включает в себя все основные виды производственных процессов. Чтобы более подробно расписать схему, нужно выявить основные направления работы. Например, в компании, производящей молоко, структура производственного процесса будет включать в себя заготовку сырья, изготовление пастеризованного продукта, проверку его качества, упаковку и отправку.
Источник
Описание бизнес-процессов: методы и инструменты
Описание бизнес-процессов: методы и инструменты
Финансовый директор группы компаний «Радиус». Имеет большой опыт работы в финансовом консалтинге, а также в управлении финансовой службой инвестиционной компании, специализирующейся на вложениях в высокотехнологичные проекты.
Определение и суть бизнес-процессов
Каждое предприятие можно рассматривать как целостную структуру взаимодействующих объектов, субъектов и функций. Взаимодействия, в результате которых происходит преобразование исходного материала в целевой материал, называют процессами, а всю структуру часто называют архитектурой процессов. Читайте также, как внедрить систему 5S на производств е.
Действующее предприятие можно описать в рамках одной из нескольких парадигм:
- Инфологическая – предприятие как база данных.
- Коммуникационная – предприятие как совокупность участников, которые находятся в совокупности отношений между собой – «договаривающиеся стороны».
- Трансформационная – предприятие как фабрика по переработке ресурсов в конечный продукт. Ключевой частью понимания предприятия в рамках этой парадигмы являются бизнес-процессы.
Бизнес-процессы – это взаимосвязанные и последовательные действия, отвечающие следующим опциям:
- целью является производство продукции или услуги;
- в процессе участвуют люди. В противном случае мы говорим о технологическом процессе, который подчиняется иным принципам управления.
Этапы внедрения бизнес-процессов
Постановка бизнес-процессов на предприятии состоит из нескольких этапов (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Этапы постановки бизнес-процессов на предприятии
Недооценка любого из этапов делает бессмысленным проект постановки бизнес-процесса.
- Выявление и документирование процесса. Важно проанализировать текущую ситуацию, прежде чем приступать к изменениям. В результате этого этапа должна появиться модель «AS IS» (как есть), выявлены узкие места и потенциал возможных изменений.
- Анализ процесса проводится до и после его внедрения. Этот этап определяет необходимые изменения, инструментарий и ресурсы.
- Описание бизнес-процесса дает полную информацию по планируемым изменениям. Результатом этого этапа должен стать задокументированный план, обязательный к исполнению. На практике этот этап ошибочно принимают за завершающий. И тогда документ, описывающий процесс, становится «неработающим».
- Реализация – это исполнение принятых решений. Во время этого этапа формируется дополнительная информация об эффективности бизнес-процесса в целом, его участников и ключевых этапов. Информация, генерируемая в процессе реализации, способна поддержать и усилить конкурентные преимущества компании на рынке.
- Контроль остается самой недооценённой частью задачи постановки бизнес-процесса. Без последующего контроля и анализа действующих процессов, весь проект по внедрению окажется неэффективным. Недооценка этого этапа отчасти оправдана тем, что от процесса ожидается его самодостаточность. Механизм внедряется для экономии времени и ресурсов. Но любой процесс продолжает требовать внимания.
Часто кажется, что у менеджмента компании в результате постановки бизнес-процесса должна появиться «волшебная кнопка». После нажатия на «волшебную кнопку» автоматически получается ожидаемый результат. Однако не все решения лежат в области автоматизации. Компетентный аналитик должен своевременно учитывать все аспекты деятельности предприятия и предложить оптимальные для конкретной ситуации решения.
Методологии и инструментарий описания бизнес-процесса
Важным, но непринципиальным моментом является вопрос выбора инструментария для описания бизнес-процесса. Эффективность инструмента определяется гибкостью и простотой применения, а также способностью учитывать все парадигмы описания деятельности предприятия. В современной методологии управления чаще всего упоминается инструмента описания бизнес-процессов: BPMN 2.0 (Business Process Model and Notation). Его отличают:
- умеренная плотность подачи информация;
- гибкость;
- широкая аудитория (бизнес-аналитики, системные аналитики, разработчики баз данных и приложений).
Коммуникации и каналы передачи информации, которые являются неотъемлемой частью бизнес-процессов, представляют собой очень сложную паутину последовательных действий. BPMN 2.0 призван учесть все возможные аспекты деятельности компании. Благодаря этому подходу, существенно облегчается внедрение и автоматизация бизнес-процессов.
В результате описания получается графическая иллюстрация и текстовое сопровождение, поясняющее ключевые аспекты процесса (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Пример графического описания бизнес-процесса в рамках нотации BPMN 2.0
BPMN 2.0 – это своего рода баланс между легкостью восприятия и сложностью описания бизнес-процесса. Инструмент находится в свободном доступе на сайте Object Management Group.
Виды бизнес-процессов
Описание бизнес-процессов невозможно без понимания их видов и классификации основных участников.
В литературе и практике встречается несколько видов классификаций. Чаще всего процессы классифицируют по следующим группам:
Основные непосредственно завязаны на задачи производства и реализации продукции, оказания услуг. Именно здесь генерируется большая часть добавленной стоимости и инвестиционных рисков.
Вспомогательные предназначены для обеспечения работы основных процессов. Речь идет, например, о бухгалтерии, процессе подготовки и найма персонала, работе IT-службы и прочее.
Управленческие оказывают влияние на деятельность всех подразделений и в то же время непосредственно не участвуют в их работе. Основные задачи управленческих процессов:
- выбор направлений развития компания;
- контроль за исполнением поставленных задач.
Принято считать, что все бизнес-процессы важны, и нельзя расставлять жесткие приоритеты. Но на практике проблемы в основных подразделениях могут обойтись компании на порядок дороже, чем во вспомогательных.
Участники
Участников группируют по-разному, но так или иначе, следующие роли присутствуют во всех методиках:
Владелец – это основной бенефициар бизнес-процесса. Владелец распоряжается ресурсами, владеет полномочиями, необходимыми и достаточными для исполнения процесса, и несет ответственность за его эффективность. У конкретного процесса свой владелец. Например, владельцем процесса поиска нового сотрудника и его трудоустройства является руководитель службы HR.
Менеджер управляет выполнением конкретного бизнес-процесса на оперативном уровне. Он контролирует исполнение регламентов. Исполнитель отвечает за исполнение любой из задач или групп задач, входящих в бизнес-процесс. Аналитик и инженер отвечают за оптимизацию с той разницей, что инженер обеспечивает техническое исполнение.
Кроме разделения по ролям, участников разделяют по степени контролируемости или простым языком – по месту работы.
Внутренние – сотрудники компании, ответственные за выполнение задач.
Внешние – участники, неработающие в компании. При этом они влияют на ход исполнения задач, стоящих перед сотрудниками компании.
Роли, нотации BPMN, программное обеспечение и оборудование, обеспечивающие автоматизацию бизнес-процесса – все это неотъемлемые объекты и субъекты процесса описания.
Практика работы с бизнес-процессами
Можно отказаться от сложных инструментов описания в пользу упрощения. Например, использовать стандартную блок-схему с описательной частью. Выбор в пользу того или иного решения зависит от жизненного цикла компании, наличии ресурсов и готовности к серьезным кадровым решениям.
Бизнес-процесс – это всегда переход стоимости сотрудника в стоимость компании. Это шаг в сторону независимости компании от значимости конкретного сотрудника и от его влияния на результат. И каждый участник это чувствует и старается в той или иной мере повлиять на сохранение своей стоимости, включая и осознанные шаги на снижение эффективности бизнес-процесса. В этом же заключается и основной вопрос поиска баланса.
Добавочная стоимость часто формируется в большей степени в участках, где требуется творческий подход. Излишний контроль может привести к обратным от ожиданий последствиям. Во всех других случаях, внедрение управления бизнес-процессами при сбалансированном подходе оправдывает себя в полной мере.
При описании бизнес-процессов следует придерживаться следующих рекомендаций:
1. Результаты, которые компания ожидает получить на выходе процесса, должны быть четко сформулированы и измеримы.
2. Не стоит внедрять процесс, не имея инструментария и ресурсов для контроля за его исполнением.
3. Самыми дисциплинированными исполнителями задач бизнес-процессов должны стать генеральный директор и топ-менеджмент компании.
4. «First things first». Основное внимание следует уделять основным процессам. Если есть критичные сложности в основных, эффективность вспомогательных процессов не будет давать никакой добавочной стоимости.
5. Все участники должны быть осведомлены и мотивированны. Каждый сотрудник должен хорошо представлять:
- свои задачи;
- сроки для исполнения задач;
- формулу и способы измерения результата;
- вознаграждение в случае успешного выполнения поставленных задач.
6. При описании бизнес-процесса используйте простые и распространенные определения. Задача описания процесса – сделать его понятным для целевой аудитории. Самовыражение желательно оставить для других задач.
7. Никто не знает ваш бизнес лучше, чем вы сами. Консультанта целесообразно привлечь лишь в качестве модератора. Основную работу по описанию бизнес-процесса эффективнее доверить его будущим исполнителям.
8. «Лучшее – враг хорошего». Оптимизация бизнес-процессов – это цикличная задача, но процесс оптимизации не следует делать вечным. Если же процесс «сбоит», то можно использовать стандартные методы:
- упрощение (исключаются несущественные звенья);
- стандартизация определенных участков (например, шаблоны документов).
- исключение дублирующих задач, исключение излишнего описания БП;
- аутсорсинг (передача исполнения дискретных задач сторонним компаниям);
- оптимизация сроков (сокращение или увеличение сроков для регламентированных задач).
9. Разные уровни описания. При выборе глубины описания следует ориентироваться на его пользователя. Описание для сотрудника IT подразделения, для исполнителя и для сотрудника генерального директора должны иметь разную глубину.
10. Следует помнить, что основная задача постановки бизнес-процесса – это автоматизация исполнения существенных для бизнеса задач. Игнорирование современных инструментов автоматизации приводит к существенному снижению эффективности процесса.
Выводы
Внедрение бизнес-процессов – это сложный и цикличный процесс. Описание бизнес-процессов – ключевой, но не завершающий этап его внедрения. Без последующего анализа и контроля, процесс не даст ожидаемого эффекта. Нотации и инструментарий описания выбирается исходя из стадии жизненного цикла компании, наличии ресурсов и готовности к серьезным кадровым решениям. При этом учитывается способность инструментария автоматизировать процессы. Язык BMPN 2.0 является одним за наиболее популярных среди языков, используемых для описания.
Внедрение управления бизнес-процессами особенно эффективно при необходимости минимизировать в работе влияние человеческого фактора. Первостепенное влияние при внедрении и описании стоит уделить основным процессам: проблемы в ключевых процессах не могут быть компенсированы конкурентоспособным уровнем во вспомогательных процессах.
Источник