Способы описания объектов информационных систем

Способы описания объектов информационных систем

Аппаратные и програмные средства

Рисунок 1 — Процессы, протекающие в ИС

Структуру любой ИС можно представить состоящей из обеспечивающих систем. Такими обеспечивающими системами будут следующие:

— математическое и программное обеспечение,

Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документации, схемы информационных потоков, циркулирование в организации, а также методология построения баз данных и знаний.

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, аппаратуры и программ для реализации целей и задач в ИС, а также нормы функционирования комплекса технических средств.

Организационное обеспечение – совокупность методов и средств регламентирующих взаимодействие работника с техническими средствами и между собой в процессе эксплуатации ИС, а также при ее разработке.

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующие порядок получения, преобразования и использования информации.

2. Классификация ИС.

Многообразие ИС можно классифицировать по различным признакам:

— по признаку структурированности задач;

— по функциональному признаку и уровню управления;

— по временной зависимости;

— по степени автоматизации процесса обработки информации;

— по сфере применения

— по другим признакам.

По признаку структурированности задач различают ИС:

2. Не структурированные,

3. Частично структурированные.

Для структурированных задач

Задачи автоматизации решений, СОД

Для частично структурированных и не структурированных задач

Создающие управляемые отчеты

Обрабатывающие альтернативные решения

По функциональному признаку различают:

2. маркетинговые (анализ рынка, реклама),

5. прочие (контроль за деятельностью фирмы, стратегический анализ и т.п.)

По уровню управления:

В каждом из этих уровней может применяться ИС. С ИС работают люди различной квалификации. На каждом уровне может выполняться несколько функциональных подсистем. Эти системы взаимодействуют между собой.

По степени автоматизации технического сбора и обработки информации различают:

1. системы автоматического управления (САУ),

2. автоматизированные системы управления (АСУ).

САУ – используется тогда, когда известна вся информация и алгоритмы ее обработки, управляющие воздействие автоматики доводится до объекта управления, человек отсутствует в контуре управления и не принимает решения в выборе последующих действий. Системы хорошо формализованы.

Фактические экономические ИС автоматизируются АСУ. В таких системах решение принимает человек и принятое решение реализуется исполнительными органами. Почти все существующие ИС являются АСУ.

По временной зависимости различают:

1. статистические ИС,

2. динамические ИС.

В статистических системах с течением времени состояние не изменяется, а в динамических системах происходит изменение ее состояния в процессе функционирования. Динамические системы с точки зрения наблюдателя могут быть детерминированными и вероятностными.

3. Системный подход в исследованиях ИС. Содержание системного анализа.

Целесообразность использования системной методологии для описания ИС зависит от того, какая неопределенность в постановке задачи имеет место на начальном этапе ее рассмотрения.

Основная особенность системного анализа заключается в том, что он ориентирует исследования не на то, чтобы в результате исследования представить сразу окончательное решение, а ориентирован на разработку методики содержащей средства, позволяющие постепенно формировать модель, обосновывать ее адекватность на каждом шаге формирования с участием ЛПР.

Читайте также:  Лечение уреаплазмы народными способами

Содержание системного анализа.

Обычно при изучении сложных взаимосвязанных проблем чаще всего используется системный анализ. В основе системного анализа лежит понятие системы под которой понимается множество объектов, компонентов обладающих фиксированными свойствами и с фиксированными между ними отношениями. Системный анализ складывается из четырех этапов:

1. Состоит в постановке задачи.

На этом этапе определяется объект, цели и задачи исследования, а также критерии для изучения и управления объектом. Этот этап является очень важным, так как неправильная постановка цели может привести к большим затратам и свести на нет результаты последующего анализа.

2. Очерчивание границы изучаемой системы и определение ее структуры.

Объекты и процессы, имеющие отношение к поставленной цели разделяются на изучаемую систему и внешнюю среду. При этом могут образовываться замкнутые и открытые системы. При изучении замкнутых систем влиянием внешней среды пренебрегают. Затем выделяют отдельные составные части системы, устанавливаются взаимосвязи между ними.

3. Составление математической модели исследуемой системы.

В начале производится параметризация системы, описываются выделенные элементы системы и их взаимосвязи в зависимости от особенностей объекта и целей используют тот или иной математический аппарат для анализа системы. Аналитические методы используют для описания небольших систем из-за громоздкости метода и трудности решения сложных систем уравнений. Так при исследовании дискретных систем используют теорию множеств (алгебра множеств, алгебраические высказывания, математическая логика и другие). Широко используются вероятностные методы, так как в объекте исследования преобладают стохастические процессы. В результате третьего этапа системного анализа формируется математическая модель системы, описанная на формальном языке (используются алгоритмические языки СИ++, Паскаль и так далее, а также системные языки IDEF 0).

4. Проводится анализ полученной математической модели.

Определяются ее экстремальные условия с целью оптимизации и последующего формирования выводов. Такими критериями могут быть получение максимальной прибыли, минимальный расход энергетических ресурсов при определенной производительности, минимальная себестоимость изготовления продукции и другие. Практически при выборе системы приходится использовать несколько критериев. Зачастую эти критерии бывают противоречивыми. Выбор решения при многих критериях осуществляется с использованием схем решающих компонентов.

Рассмотрим пример использования системного подхода при совершенствовании организационной структуры управления предприятием.

Структура предприятия должна быть гибкой и содержать механизмы самоорганизации. Рассмотрим системный целевой подход. Этот подход может быть представлен следующими этапами.

1 этап: Разработка концепции развития самого предприятия и системы управления

2 этап: Обследование существующей структуры управлением предприятия.

3 этап: Формирование структуры целей системы управления. Может производиться с использованием методологии использующей среду и целепологания. Строится древовидная структура целей и функций.

4 этап: оценка функций с точки зрения значимости для конечного результата деятельности предприятия.

5 этап: Формирование вариантов организации структуры управления предприятием.

6 этап: разработка будущей организационной структуры.

Источник

Наш 12 летний опыт работы с клиентами показывает, что даже при наличии хорошо разработанной функциональной ИТ-системы и действительно квалифицированных программистов, эта самая система может быть совершенно не описана, не структурирована и не документирована. А на вопрос — «А какой функциональностью обладает ваша система, как она работает, и где можно её изучить?» — ответить могут только специалисты, которые её разрабатывали. Конечно, если разрабатывали её они не так давно. В противном случае многие вещи просто сотрутся из памяти.

Читайте также:  Способы анализа данных исследователями

На наш взгляд, описание и документация — это фундамент построения ИТ-системы, который помогает избежать ситуаций, когда она становится «неуправляемым монстром». На практике мы уже сталкивались с такой проблемой — в конце концов ИТ-система перестаёт соответствовать реалиям бизнеса и вызывает необходимость нового проекта по приведению ее в порядок.

Для себя мы выработали некоторую модель описания ИТ-системы, которая должна довольно быстро сформировать представление — что есть в системе, что в ней уже работает, что не работает, какие в ней есть особенности, кто какими частями пользуется, кто за что отвечает.

Надеемся, она окажется полезной и для Вас.

МОДЕЛЬ ОПИСАНИЯ ИТ-СИСТЕМЫ

Рисунок 1. Модель описания ИТ-системы

1.Верхний уровень – это информационная база. Как правило, современные информационные системы даже для средних компаний реализуются набором информационных баз (это может быть ERP-система, система бухучёта, система зарплаты и управления персоналом, система для управления торговлей, система для управления складом и т.д.).

Есть мнение, что всё желательно сделать в одной базе. И мы его не разделяем. Верхний уровень деления на информационные базы позволяет упростить сопровождение информационной системы как раз за счёт того, что она разбивается на части с конкретным набором функций и операций.

2.Подсистема – это нечто крупное, то, что определяет собой относительно самодостаточную предметную область. Это может быть:

  • подсистема управления транспортной логистикой,
  • подсистема управления складской логистикой,
  • подсистема приёма заказов,
  • подсистема закупок и т.д.

Рисунок 2. Описание ИТ-системы на примере подсистемы транспортной логистики

3. В подсистеме есть функции. Если рассматривать как пример подсистему транспортной логистики, то в ней есть функции:

  • формирование шаблона маршрута,
  • формирование рейса на конкретный день,
  • закрытие рейсов после того, как они выполнены,
  • расчёт сдельной заработной платы водителя, на основании его результатов работы.

4. Операции находятся внутри функций. Операции — это составляющие элементы функции, каждая из которых подкреплена какой-то функциональностью в ИТ-системе.

Опять же, если вернуться к нашему примеру с транспортной логистикой и рассмотреть функцию формирования маршрутов движения транспорта на день, то операциями здесь будут:

  • учёт текущей доступности транспортных средств,
  • автоматическое распределение принятых заказов на машины в соответствии с шаблонами, которые были созданы в рамках другой функции,
  • ручная корректировка загрузки транспортных средств с перераспределением заказов,
  • печать маршрутного листа.

. Отдельно надо отметить, что уровни в описании ИТ-системы на разных этапах развития информационной системы могут меняться местами. То есть операции могут становиться функциями, функции могут становиться подсистемами.

Например, если у компании слабо развита транспортная логистика, то в какой-то момент, подсистема транспортной логистики может стать функцией в рамках подсистемы исполнения заказов покупателя. Получается, что в модели ИТ-системы есть подсистема исполнения заказов покупателя и есть функция транспортной логистики, так как она реализована в минимальной функциональности. А если транспортная логистика начинает расширяться и в ней повышается количество операций, которые агрегированы этой функцией, то уже логично выносить её в масштабы подсистемы.

Таким образом, уровни модели могут изменяться и определяться масштабностью той или иной подсистемы, функции, операции или базы.

Читайте также:  Способы обработки рыбы от паразитов
ЧТО ДАЁТ ТАКОЕ ОПИСАНИЕ ИТ-СИСТЕМЫ?
  1. Целевой результат в проекте.

На начальном этапе построения ИТ- системы у нас появляется целевой результат в проекте. Мы точно знаем — к чему идти, какую функциональность мы должны реализовать с ИТ-системе.

Описание как раз помогает всем участникам проекта внедрения/развития ИТ-системы фиксировать результат его завершённости.

Мы получаем простой понятный и измеримый результат в проекте. Видим — какие функции и какие операции автоматизированы, а какие — нет.

  1. Основу для документирования системы.

На практике мы встречаем примеры, когда документация по проекту у клиента довольно полная, но при этом не структурирована, не цельна и описана не системно. К тому же она зачастую раскрывает только пользовательское поведение и не даёт ответов на вопросы об особенностях внутреннего устройства отдельных функций.

Модель описания ИТ-системы (Рисунок 1) как раз позволяет упорядочить и структурировать весь набор инструкции, которые есть по работе с системой. Как следствие, мы довольно быстро ориентируемся в документации и быстро находим всю необходимую нам информацию.

Если мы какую-то функцию или операцию изменяем, то уже точно знаем — какой блок документации нам нужно править.

  1. Упрощает передачу на сопровождение.

Любая система в процессе своего внедрения формирует понятный способ передачи на сопровождение. Конечно, при условии, что она описана по определённой структуре.

Если ИТ-система более-менее крупная, то она не передаётся на сопровождение целиком и за раз. Система запускается по операциям, по функциям, по подсистемам.

Как только какая-то из этих функций или подсистем запущена, у нас появляется возможность передать эти участки системы с понятным набором задач на сопровождение, тем самым упрощая его.

  1. Навигатор для развития системы.

У любой системы есть планы по её развитию. И это нормально — всегда хочется от системы получать большего.

// При этом у всех уровней (функций, операций, подсистем) есть статус — либо они находятся в статусе планирования, либо в разработке, либо в опытной промышленной эксплуатации, либо в промышленной эксплуатации.

Во-первых, сами уровни являются некоторыми навигаторами развития нашей системы.

Во-вторых, есть возможность оценивать текущее состояние системы и векторы её развития. Мы должны понимать — куда она развивается, в каком именно месте (какие подсистемы, функции, операции) и в каком состоянии развития находится.

  1. Снижает риски работоспособности системы и снижает зависимость от ИТ-исполнителей.

Когда вся информация об ИТ-системе сосредоточена в одном человеке, то это, как минимум, создаёт трудности для него самого. Он чувствует свою ответственность, не может болеть, уходить в отпуск, потому что никто кроме него не понимает — как работает система.

У самой компании появляется от этого исполнителя (а что делать, если этот сотрудник уволится?). Получается, что описание даёт доступ к информации и понимание об устройстве ИТ-системы всем заинтересованным лицам компании. При этом знания не сосредотачиваются в человеке.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Конечно, в небольшой статье мы не опишем все детали и особенности модели описания ИТ-системы.

У В компании у нас есть внутренние документы, регламентирующие описание ИТ-системы с более точными формулировками каждого уровня и с наличием примеров.

Готовы поделиться с вами этой документацией, если у вас есть интерес к структурированному описанию своей ИТ-системы.

Источник

Оцените статью
Разные способы