Способы описания физических явлений

Примеры физических явлений и их описание

С давних времен люди собирали сведения о том мире, в котором они живут. Была лишь одна наука, объединяющая всю информацию о природе, которую человечество накопило на тот момент. Тогда еще люди не знали, что они наблюдают примеры физических явлений. В настоящее время такая наука носит название «естествознание».

Что изучает физическая наука

Со временем научные представления об окружающем мире заметно изменились – их стало гораздо больше. Естествознание раскололось на много отдельных наук, среди которых: биология, химия, астрономия, география и другие. В ряде этих наук не последнее место занимает физика. Открытия и достижения в этой области позволили человечеству обладать новыми знаниями. К ним можно отнести структуру и поведение различных объектов всяких размеров (начиная с гигантских звезд и заканчивая мельчайшими частицами – атомами и молекулами).

Физическое тело — это.

Существует специальный термин «материя», которым в кругах ученых называют все, что есть вокруг нас. Состоящее из материи физическое тело — это какое-либо вещество, занимающее определенное место в пространстве. Любое физическое тело в действии можно назвать примером физического явления. Опираясь на это определение, можно сказать, что любой предмет является физическим телом. Примеры физических тел: кнопка, блокнот, люстра, карниз, Луна, мальчик, облака.

Что такое физическое явление

Любая материя находится в постоянном изменении. Одни тела двигаются, другие соприкасаются с третьими, четвертые крутятся. Не зря много лет назад философом Гераклитом была произнесена фраза «Все течет, все меняется». У ученых есть даже специальный термин таким изменениям – это все явления.

К физическим явлениям относится все то, что движется.

Какие существуют типы физических явлений

Это явления, когда из-за воздействия температуры некоторые тела начинают трансформироваться (изменяется форма, размер и состояние). Пример физических явлений: под воздействием теплого весеннего солнца тают сосульки и превращаются в жидкость, с наступлением холодов лужи замерзают, кипящая вода становится паром.

Эти явления характеризуют смену положения одного тела по отношению к остальным. Примеры: часы идут, мяч прыгает, дерево качается, ручка пишет, вода течет. Все они находятся в движении.

Характер этих явлений полностью оправдывает свое название. Слово «электричество» уходит корнями в греческий язык, где «электрон» значит «янтарь». Пример достаточно простой и многим наверняка знакомый. При резком снятии с себя шерстяного свитера слышится небольшой треск. Если проделать это, отключив в комнате свет, то можно увидеть искорки.

Тело, участвующее в явлении, которое связанно со светом, называют светящимся. В качестве примера физических явлений можно привести всем известную звезду нашей Солнечной системы – Солнце, а также любую другую звезду, лампу и даже жучка-светлячка.

Распространение звука, поведение звуковых волн при столкновениях с препятствием, а также иные явления, которые так или иначе связаны со звуком, относятся к этому типу физических явлений.

Они происходят благодаря свету. Так, например, человек и животные способны видеть, потому что есть свет. В эту группу также включены явления распространения и преломления света, его отражение от предметов и прохождение сквозь разные среды.

Теперь вы знаете, какие бывают физические явления. Однако стоит понимать, что между природными и физическими явлениями существует определенная разница. Так, при природном явлении происходит одновременно несколько физических явлений. Например, при ударе молнии в землю происходят следующие явления: магнитное, звуковое, электрическое, тепловое и световое.

Источник

Презентация «Способы описания физических явлений в произведениях А .П. Чехова»

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Это был несравненный художник. Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. ». Л.Н.Толстой. Способы описания физических явлений в произведениях А.П.Чехова.

Актуальность исследования Человек живёт в тесной связи с природной средой. Он воздействует на неё, изменяя и приспосабливая к своим потребностям. Изображения физических явлений в классической литературе говорит нам не только о тесной связи науки и искусства на примере физики и литературы, но и о важности и необычности затронутой мной проблемы исследования.

Цель: Задачи: Рассмотреть примеры и способы описания физических явлений в художественной литературе, в частности в произведениях А.П.Чехова. Определить круг изучаемых рассказов Чехова. Показать , что физика постоянно присутствует в нашей повседневной жизни. Даже в художественной литературе мы встречаем тому подтверждение. Цель и задачи проекта.

«Точки пересечения» физики и литературы достоверное описание физических явлений иллюстративное изображение открытий физики описание работы физических приборов и изобретений

Степь «Егорушка разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и опять нырнул: опять та же сила не давала ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх». На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх.

Двадцать девятое июня «Туман прогнало утренним ветром, и он остановился за рекой свинцовой стеной». Туман — это физическое явление, скопление воды в воздухе, когда образуются мельчайшие продукты конденсации водяного пара

Читайте также:  Флуимуцил инструкция для ингаляций детям способ применения

Чеховский дождь — символ беспросветности будничной жизни, неосуществимости истинного счастья. Дождь идет, когда учитель словесности Никитин начинает осознавать мнимость доставшегося ему счастья. Интеллигентный, философски мыслящий Иван Иваныч, умеющий противостоять рутине обывательщины, с наслаждением подставляет лицо под дождь. Дождливая погода омрачает день похорон Беликова, ставшего мертвецом еще при жизни. «Человек в футляре» «Крыжовник»

Белолобый «Она бежала, напрягая силы, а в это время Арапка, уже почуявшая волка, неистово выла, кудахтали в зимовье потревоженные куры, и Игнат, выйдя на крыльцо, кричал: — Полный ход! Пошел к свистку! И свистел, как машина, и потом — го-го-го-го. И весь этот шум повторяло лесное эхо». Эхо — это физическое явление, состоящее в том, что звук от источника доходит до какого-то препятствия (границы двух сред), отражается от него и возвращается к месту, где он возник.

Механическое движение Механи́ческим движе́нием тела называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени. При этом тела взаимодействуют по законам механики “Слышен собачий визг, Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы»

Цветовая деталь у Чехова. Цветовая деталь играет важную роль в понимании характеров героев его рассказов, той ситуации, которая описана в рассказе. Цветовая деталь для Чехова- это и способ отражения внутреннего состояния героев, и способ характеристики героев. С помощью цветовой детали Чехов даёт читателю возможность предчувствовать дальнейшие события. Символическое значение многих деталей загадочное, позволяющее сделать оригинальные выводы. «Три сестры» Свет — это видимое излучение, т. е. электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом. Цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапозона длин волн, в котором это излучение воспринимается глазом

Пример: «Человек в футляре» Темные очки Беликова — образ точный, конкретный: темные очки отделяют человека от всего живого, гасят все краски жизни. К «темным очкам» примыкают и другие внешние детали: плащ, зонтик, теплое пальто на вате, чехольчик из серой замши для перочинного ножа; «лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник».

Таким образом, цветовая деталь для Чехова- это и способ отражения внутреннего состояния героев, и способ их характеристики. С помощью цветовой детали Чехов даёт читателю возможность предчувствовать дальнейшие события, именно поэтому можно сделать вывод, что А. П. Чехов является истинным художником слова, способным поднять цветовую гамму произведения на уровень символики.

Заключение Физики не могут описать свои открытия красочно, за них это сделали лирики в своих произведениях. Поэтому эти два различных направления, являются дополнением друг друга. Во многих произведениях не были бы так точно и красочно изложены все происходящие вокруг физические явления. Физика и литература всегда тесно переплетались и переплетаются между собой. Это две неразделимые вещи. Физики узнают новое о природе и рассказывают о ней с научной точки зрения, а лирики перевоплощают их слова в стихотворения и рассказы, но более красочно и доходчиво.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 359 человек из 70 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДВ-201018

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Исследовательская работа по физике «Физика в литературе»

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОМИЧУРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Исследовательская работа по физике

«Физика в литературе»

Выполнили: ученицы 10 класса Лохмакова Дарина , Белова Ксения

Учитель: Качикина Елена Алексеевна

Читайте также:  Вязка колбасных изделий вручную способы

Соприкосновение физики и литературы ………………….

Описания физических явлений в различных литературных произведениях……………………………………………………

Физические явления в поэзии………………………

Физические явления в прозе………………………………………….

Источники информации, или литература……………………………………………………….

Использованные в проекте фрагменты из художественных произведений……………………………………………………

Физика — это наука об общих закономерностях явлений неорганической природы. Она относится к точным наукам. Законы физики базируются на научных фактах, установленных опытным путем. Физические теории представляют собой интеграцию знаний о характере органических процессов и явлений. Физика, как и любые другие науки, обладает своими отличительными и несопоставимыми чертами. Но, несмотря на это, имеет и множественные черты сходства. Физика неотделима от таких наук как: математика (выведение формулы, сложные вычисления), химия (объяснение физическо-химических явлений), мнемоника(создание упрощенных названий формул для увеличения скорости запоминания: «три кота на мясо», «о чем поет петух») и т.д. Некоторые их них внесли определенный вклад в ее развитие, но, на наш взгляд, основополагающую роль в этом процессе сыграла литература.

В данной работе сделана попытка понять пословицы, стихотворения, прозаические произведения с точки зрения физических законов и определить значение и роль, которую играет литература в изучении физических явлений.

Рассмотреть примеры и способы описания физических явлений в художественной литературе, приведенной в дидактических материалах.

В данной исследовательской работе мы рассматривали стихотворения, прозаические литературные произведения, пословицы.

Переосмыслить произведения, прочитанные нами ранее

Определить возможные «точки соприкосновения» физики и литературы;

Выявить возможности художественного текста для изображения физических явлений;

Выявить доказательства вклады литературы в открытия в области физики.

Привести конкретные примеры описания физических явлений в литературных произведениях;

Проанализировать явление природы, законы физики в отрывках из художественной литературы.

Задачи по физике, разработанные на основе литературных произведений, способствуют лучшему усвоению материала по физике, развитию мотивации к обучению у школьников.

«Точки соприкосновение» физики и литературы

Язык литературы — язык образов. Образное выражение, как правило, основано на сравнении, позволяющем перебросить мосты между различными понятиями и словами. У литераторов речь емкая; в нескольких словах им удается выразить мимолетное, сложное чувство, дать полную картину переживаний.

Физика и литература…есть ли между этими, казалось бы, далекими друг от друга областями науки что-то общее? Как бы это не казалось странным, но между физикой и литературой есть много сходного.

И. В. Гете, М. В. Ломоносов, Д. К. Максвелл, С. И. Вавилов успешно занимались и наукой, и стихосложением. Известны литературные переводы М. Кюри, романы польского физика Л. Инфельда и основателя кибернетики Н. Винера. Знаменитый ученый и поэт А.Л. Чижевский отмечал: «Задача поэзии вполне аналогична задачам науки -свести разнообразные явления действительности к возможно меньшему числу обобщений».

Обращение ученых к литературе не случайно: художественные образы нередко подсказывали исследователям путь к правильным решениям именно тогда, когда логика оказывалась бессильна .

Искусство понятие обширное. Литература является ее неотъемлемой частью. Искусство не только и не столько хобби в жизни ученого, не только и не столько средство отдыха и приятного времяпровождения, сколько совершенно необходимая для самой научной деятельности « гимнастика ума», тренировка его способности рождать фантазии, находить новые связи и ассоциации. Искусство будит фантазию, питает воображение человека. Известны случаи, когда произведения искусства подсказывали исследователям новые темы. Например, рассказ И. Ефремова «Тень минувшего» натолкнула инженера Ю. Денисюка на мысль о получении объемных изображений предметов — голографии.

Физические явления в прозаических произведениях

В текстах многих прозаических произведениях мы можем обнаружить примеры физических явлений.

В произведении Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан» Негоро положил под компас железный брусок « Железо притянуло к себе стрелку компаса,…стрелка сместилась на четыре румба …после того, как из-под нактоуза был убран железный брусок, стрелка компаса заняла вновь нормальное положение и указывала своим острием прямо на магнитный полюс»

Как объясняется это явление?

Ответ: явление, описанное в данном отрывке, можно объяснить индуцированной намагниченностью. Оно изучается в таком разделе физики как Электродинамика

Г. Уэлс «Первые люди на Луне» герои произведения взлетают с поверхности Земли к Луне:

«Последовал легкий толчок, послышалось щелканье, как будто в соседней комнате откупорили бутылку шампанского, и слабый свист… я почувствовал огромное напряжение, мне показалось, что ноги у меня словно налиты свинцом».

Действие какого явления испытали на себе путешественники ?

Ответ: Путешественники испытали действие перегрузки. (Перегрузка — отношение веса тела к силе тяжести, действующей на это тело)

А.С. Пушкин «Пиковая дама»

«Графиня сидела вся желтая , шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево. В мутных глазах ее изображалась совершенное отсутствие мысли; и смотря на нее, можно было подумать, что качание страшной старухи происходило не от ее воли, но по действию скрытого гальванизма.»

Что такое гальванизм?

Ответ: В физике это индукция электрического тока от химической реакции, как правило, между двумя химическими веществами с различной электроотрицательностью.

Ж. Рони — старший. «Борьба за огонь»

Эпизод, в котором описан поединок бесстрашного воина Нао со своим соперником Агу.

«Агу, уверенный, что теперь победа над противником, которого он приговорил к смерти, обеспечена, взмахнул палицей и с ужасающей силой опустил ее… Нао еще раз молниеносно отскочил, и Агу, увлеченный силой удара и тяжестью палицы, подался всем телом вперед , едва не упав на колени. В ту же секунду палица Нао опустилась на его затылок».

Какое физическое явление оказалось роковым для Агу?

Ответ: Инерция (Это свойство тел сохранять состояние покоя или движения, пока какая-нибудь внешняя сила не изменит этого состояния)

Беляев А.Р. «Человек – амфибия».

«Дельфины на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас тут все тяжелее. Даже собственное тело».

Читайте также:  1 виды таможенных деклараций способы декларирования товаров

Объясните заявление автора.

Ответ: в воде тела легче, т.к. на них действует выталкивающая сила

3.Физические явления в стихотворениях

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза».

«Люблю грозу в начале мая

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом…»

Что такое гроза?

Ответ : Гроза — электромагнитное явление.

А.А. Блок «На поле Куликовом»

И, чертя круги, ночные птицы

А над Русью тихие зарницы

Что такое зарница?

Ответ: Зарница – мгновенные вспышки света г на горизонте при отдаленной грозе. При зарницах раскатов грома не слышно из-за дальности, но можно увидеть вспышки молний, свет которых отражается от кучево-дождевых облаков.

«Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед»

Возникает вопрос: почему коньки режут лед?

Ответ: «Режут лед» — т.е. легко скользят по льду. Лезвия коньков тонкие, поэтому давление на лед большое. Под давлением лед плавится, образуется хорошая смазка. Коэффициент трения становится малым, прикладывая небольшие усилия, мальчишки быстро перемещаются.

«Все молчит, — лучина с треском

Лишь горит багровым блеском

Да по кровле ветер шумит»

Почему лучина «горит с треском»?

Ответ : Треск лучины при горении можно объяснить тем, что при повышенной влажности деревянные предметы отсыревают. При горении влага из древесины интенсивно испаряется. Увеличиваясь в объеме, пар с треском разрывает древесные волокна.

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

«Никто его не видывал,

А слышать – всякий слыхивал,

Без тела, а живет оно,

Без языка – кричит».

Какое явление вы узнаете в этих поэтических строках?

Ответ: Эхо (эхо — физическое явление, заключающееся в принятии наблюдателе отраженной от препятствий волны)

М. Басе (Японская поэзия). «С треском лопнул кувшин…»

«С треском лопнул кувшин;

Ночью вода в нем замерла,

Я пробудился вдруг».

Почему вода при замерзании разорвала кувшин?

Ответ: При кристаллизации (явление, описанное в стихотворении), объем воды в кувшине увеличился, вследствие чего он треснул.

Пушкин А.С. «Евгений Онегин»

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман…»

С каким физическим явлением связан туман?

Ответ : После захода солнца нагретая за день земля остывает быстрее, чем воздух. При этом поверхностные слои воздуха начинают отдавать свое тепло земле. Сами они охлаждаются, и водяные пары, содержащиеся в них, конденсируются, образуется туман.

Когда узнаешь ты, как странны

В Сицилии фата морганы,

Вопросов этих не задашь.

Там часто в воздухе стеною

Средь бела дня, на зыбком зное

Встает обманчивый мираж.

То это всем сплетеньем веток

Висящий над землею сад,

То город, волн качанью в лад

Качающийся так и этак.

Что такое фата моргана?

Ответ : Это редко встречающаяся форма миража, когда на горизонте появляются сложные и быстро меняющиеся изображения предметов. Мираж представляет собой изображения реально существующего предмета, часто увеличенное и сильно искаженное.

Физические явления в пословицах

« Скрипит, как не смазанная телега »

Какое физическое явление описывается в этой пословице?

Ответ: Трение скольжения. Нет смазки — трение велико, оно вызывает колебания на оси телеги, при этом появляется скрипящий звук .

«Плуг от работы блестит»

Какое физическое явление описывается в этой пословице?

Ответ: Сила трения. Поверхность плуга при работе испытывает большую силу трения о землю, в результате поверхность шлифуется, полируется, становится блестящей.

« Много снега – много хлеба »

Ответ: Здесь рассматривается один из видов теплопередачи. Снег обладает плохой теплопроводностью, то есть он является «шубой» для земли и сохраняет ее тепло. Шуба толстая, мороз не доберется до озимых, предохранит их от вымерзания.

В своей работе мы поставили себе некоторые цели, а именно:

Показать, что физика постоянно присутствует в нашей жизни. Даже в художественной литературе мы встречаем тому подтверждение. Это мы доказали с помощью стихотворений, прозаических произведений, в которых описаны те или иные физические явления. Полученная информация поможет школьникам в запоминании физических терминов и явлений. Особенно, если эти задачи будут по знакомым им произведениям.

Объяснить народное творчество на основе законов физики. И показать, что даже самые, на первый взгляд, непонятные пословицы на самом деле имеют глубокий смысл и обоснование с точки зрения физики.

По-нашему мнению, нам удалось найти ответы на поставленные задачи. Мы смогли привести примеры литературных произведений, опираясь на знания такого предмета, как физика.

При выполнении этой исследовательской работы мы узнали много нового, заинтересовались изучением физики и лучше стали в ней разбираться.

Источники информации и литература.

Физика в литературе. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://physics03.narod.ru/Interes/litra.htm .

Лях В.П. Использование литературных материалов при обучении физике ( http://vpl54.narod.ru/index.html ).

Пёрышкин А. В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2006.

Пёрышкин А. В. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа.

С.А. Тихомирова, Дидактические материалы по физике 7-11 класс: «Физика в художественной литературе» — Москва «Просвещение» 1996

В проекте использованы фрагменты из художественных произведений

1.Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан»

2. Г. Уэлс «Первые люди на Луне»

3.А.С. Пушкин «Пиковая дама»

4.Ж. Рони — старший «Борьба за огонь»

5.А. Р. Беляев «Человек-амфибия»

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

А. А. Блок «На поле Куликовом»

А.С. Пушкин « Опрятней модного паркета…», «Евгений Онегин»

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Источник

Оцените статью
Разные способы