Способы охраны живой природы

Правила охраны природы: принципы и примеры

Человек как биологический вид нуждается в том, чтобы среда, в которой он обитает, находилась в естественном своем состоянии. Процессы, которые протекают в ней, напрямую влияют и на его существование. В процессе жизнедеятельности человек оказывает на природу огромное влияние, увы, далеко не положительное. То, какое влияние на окружающую среду оказывает труд человека, увидеть может каждый, достаточно посмотреть по сторонам. Огромные свалки мусора в виде полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок, брошенных в спешке на берегах морей и рек, варварская вырубка лесов, браконьерство с целью собственной наживы — это только вершина айсберга.

Человек может контролировать действия, которые он делает, но отрицательное влияние на природу долгие годы было неосознанным и незаметным. Люди считали, что природа сможет восстанавливать свои ресурсы.

Что такое охрана природы

Меры, принимаемые для охраны естественной окружающей среды, называются охраной природы. К основной задаче относится сохранение биосферы.

В 1917 году в России был представлен первый проект географической сети заповедников. В 1978 году вышла первая «Красная книга СССР».

Сейчас для контроля за соблюдением установленных правил по охране природы и окружающей среды созданы региональные природоохранные прокуратуры.

Принципы и правила охраны природы

В связи с возникшей проблемой нерационального использования природных ресурсов, встал вопрос о формировании принципов охраны природы. Основными из них являются:

  • комплексность мероприятий, направленных на защиту природных ресурсов;
  • профилактика;
  • повсеместность;
  • возмещение вреда, нанесенного окружающей среде.

Правила охраны природы

  1. Региональность – учет местных условия при использовании ресурсов. Например, при ограниченных возможностях региона в заготовке леса в связи с его малочисленностью спрос и цена древесины возрастют по сравнению с регионом, где ее в избытке. Соответственно, с экономической стороны заготовка леса будет прибыльна, но губительна для экологии.
  2. Подход с учетом интересов разных отраслей. Так, например, река — это не только место для очередной гидроэлектростанции, она питает моря биогенными веществами.
  3. Взаимосвязь процессов в природе. Охрана ведется всего комплекса, всей экосистемы, так как живые организмы неразрывно связаны между собой.

Итак, мы раскрыли правила и принципы охраны природы кратко. Для более детального рассмотрения нужно воспользоваться соответствующей литературой.

Уроки по охране природы в школе

Знакомство с основами охраны окружающей среды начинается с начальных классов, формируя у детей экологическое сознание. Например, урок на тему правил охраны природы (2 класс) раскрывает вопрос правильного поведения в лесу, на берегу реки и т. д. Дети учатся понимать, что природа — это живой организм, что она беззащитна и несерьезные на первый взгляд поступки наносят ей вполне серьезный урон.

Так, костер, разведенный на опушке леса весной, может перерасти в лесной пожар, если плохо потушить его, а яйца из гнезд птицы, тщательно изученные любознательными детьми, в конечном итоге могут быть оставлены наседкой. Также в этом уроке рассмотрены сроки разложения мусора в естественных условиях и подведены итоги.

Не менее интересным будет урок на тему правил охраны природы осенью. На этом занятии детям прививают любовь к природе. Ребятам показывают осенний лес и говорят о том, что окружающая их среда нуждается в помощи. Предлагается смастерить кормушку для птиц на зимний период и взять над ними шефство, начать их подкармливать и тем самым не дать птицам замерзнуть в холодные зимние дни. Интерес этой программы в том, что родителям дают возможность провести время с детьми в заповеднике или ботаническом саду, таким образом самим вспомнить о необходимости помощи тем, кто в ней нуждается.

Цель уроков

Уроки на тему охраны природы помогают детям учиться правильно относиться к природе. Сформировавшиеся стереотипы не дают возможности воспринимать окружающий мир таким, каким он есть. Например, хищные животные у большинства людей вызывают страх или неприязнь. В своей среде хищник играет важную роль, он не дает больным животным распространять инфекцию и контролирует численность видов. Жаба или лягушка не должна умирать только потому, что неприятно выглядит.

Читайте также:  Возбуждает ее всеми способами

Знаки охраны природы

Многие не раз встречали на своем пути знаки с изображениями костра и бегущих из леса зверей или перечеркнутые бутылки, но для большинства эта информация абстрактна и далека от реальности. Знаки с правилами охраны природы, установленные в лесных массивах и на берегах рек, являются неким напоминанием того, что ситуация в целом зависит от каждого в отдельности. Однако мы не всегда осознаем это.

Программа ООН

Загрязнение окружающей среды, нарушение баланса природных процессов — это проблема не одного региона или страны, а вопрос глобального масштаба.

Для решения глобальных задач существует международное сотрудничество в области охраны природы и окружающей среды.

«Декларация ООН о проблемах окружающей среды» была принята в 1972 году, ее цель — создать координационный центр.

Программа ООН, названная сокращенно ЮНЕП, создана для решения вопросов, связанных с экологией на глобальном уровне. Штаб-квартира ЮНЕП находится в Кении. ЮНЕП дает рекомендации при разработке международных договоров, имеющих отношение к загрязнению воздуха и судоходных русел. Спонсирует и лоббирует проекты, направленные на защиту окружающей среды.

Влияние цивилизации на природу

Развитие цивилизации зависит от поглощения ею ресурсов, причем ресурсов не восполняемых. Мало кто об этом задумывается всерьез, но многие ресурсы утрачиваются навсегда. К примеру, некоторые минералы исчезнут с лица Земли через 100-200 лет, что будет следствием их активной добычи сегодня.

Постоянный спрос и повышение выработки энергии приводит к нарушению энергетического равновесия в природе. Это приводит к загрязнению озонного слоя и деградации почв. Ученые ожидают повышение температуры приземного слоя воздуха, что может привести к резкому таянию ледников, что, в свою очередь, приведет к постоянному повышению уровня моря. Это не увеличение цен на бензин, в этом случае демонстрации не помогут.

Урбанизация общества отрывает человека от природы. Человек стремится постоянно создавать для себя более комфортные условия, при этом забывая про взаимосвязь всего в природе. Например, моющие средства дают возможность без особых усилий отмыть жир на тарелке, но некачественные очистные вещества способствуют загрязнению верхних водоносных слоев. Сейчас при малоэтажном строительстве большой интерес проявлен к септикам, которые очищают нечистоты при их попадании в выгребные ямы. Но, как это бывает в погоне за прибылью, появляются недобросовестные производители. Септик, изготовленный такими компаниями, не выполняет своих функций. Так вода из канализации одного дома попадает на обеденный стол другого в виде «экологически чистых» овощей, выращенных на своей грядке.

Участие граждан в охране окружающей среды

Гражданская активность — это основа цивилизованного общества. Незаконная вырубка леса, свалка отходов или браконьерство — все нужно фиксировать и направлять документы в следственные органы. Для этих целей и существует Конституция и органы, гарантирующие ее исполнение, а лица, нарушающие своими действиями закон, являются преступниками и должны понести наказание.

Охрана природы — это не только свод правил по защите окружающей среды, сюда входят и мероприятия по восстановлению природных ресурсов. Любой человек может принять участие в этом большом деле. Начать можно с простых вещей: сажать деревья, делать кормушки и скворечники для птиц, очищать прибрежную зону от мусора.

Разрабатывая программу правил по охране природы, кратко можно затронуть следующие вопросы:

  1. Уменьшение количества оборудования, загрязняющего окружающую среду.
  2. Обеспечение населения качественной питьевой водой.
  3. Здоровье и образование граждан.

Программы финансирования проектов, направленные на улучшение экологии, становятся популярными. Например, программа по развитию солнечной энергии в Индии помогла приобрести солнечные панели 100000 человек. Это большой вклад с охрану природы. Человечество постепенно учится взаимодействовать с природой, не нанося ей вреда.

Источник

Внеурочное занятие «Юный эколог» по теме «Способы охраны природы»

Тема: «Способы охраны природы»

Цель: формирование у детей ответственного отношения к природе,

к проблемам окружающей среды, выделить способы охраны природы

— формирование у учащихся основ экологической культуры, грамотного

поведения в природе;

— изучение экологических проблем;

— вовлечение детей в экологическую деятельность.

Читайте также:  Способы подсветки для кухни

— раскрыть основные способы охраны природы,

— совершенствовать умение рассуждать, сравнивать, делать выводы,

— формирование сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу при работе в группах,

— воспитание бережного отношения к природе.

Учитель приветствует детей, настраивает их на работу.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм —

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он — свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Ведь он дороже всех святынь.

— О чём это стихотворение? (О природе)

— Что такое природа?

Слайды 2-4 с изображением природы

Посмотрите, как красива природа нашей страны.

— Я предлагаю вам разделиться на группы.

Слайд 5 Деление на группы

(фишки одинаковые по цвету)

— «Собери картинку» (группы получают конверты с разрезанной картинкой)

1 группа – странствующий голубь Слайд 6

2 группа – зубр Слайд 6

3 группа – ландыш Слайд 6

— Что общего у этих изображений?

— А почему они были занесены в Красную книгу?

— Обсудите в группах, о чем пойдет речь на занятии?

(О природе, об охране природы)

Сегодня мы узнаем о способах охраны природы.

Слайд 7 Способы охраны природы

Восприятие и осознание материала

1. Беседа об охране природы

— Почему природу надо охранять?

— А кто больше всех угрожает природе?

С древних лет люди жили в тесной связи с природой и подчинялись её законам. Люди осознали необходимость изучения окружающего мира, что привело к зарождению и развитию цивилизации.

На смену охоте пришло скотоводство, собирательство сменило земледелие. Были выкопаны первые водоканалы, проведены водопроводы.

Сейчас прогресс дошел до такого уровня, что ученые смогли использовать солнечную энергию, течение воды и даже ветер для получения энергии.

Всё больше и больше природных ресурсов добывается каждый день. И это безусловно не могло не оставить следа на окружающей среде.

С начала 20 века было вырублено больше лесов, чем за всю историю человечества. Многие реки высохли, озера заболотились. Птицы и животные вынуждены покидать территории своего обитания. Там, где раньше были леса да поля, находятся огромные города и работают крупные промышленные заводы.

Развитие промышленности и технологий привело к новым проблемам. Химические, технические и бытовые отходы накапливаются и причиняют огромный вред природе. Ученые говорят о серьезном изменении климата, причиной которому является загрязнение природы человеком. С лица земли по вине людей исчезли многие виды животных и птиц.

Группы меняются местами

2. Работа в группах Слайд 8

Ответить на поставленный вопрос с опорой на свои знания и карточки, выбирая только правильные ответы.

1 группа: К акую пользу приносит природа?

Карточ ка : кислород, ткань, лекарства, продукты питания, строительные материалы, красота, познание, предметы быта, игрушки, автомобили.

Карточк а : вырубка лесов, уничтожение животных, экологические катастрофы, химические вещества, ядохимикаты, отходы производства, бытовой мусор, войны, организация заповедников, использование энергии ветра.

3 группа: Способы сохранения природы

Карточк а : рациональное использование энергии, экономное пользование водой, уменьшение количества мусора, использование солнечной энергии и энергии ветра, вторичное использование вещей, участие в мероприятия х по охран е природы, вырубка лесов, охота, организация заповедников

3. Выступление групп Слайд 9 (по щелчку 3 раза)

Правила игры: если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши над головой, если – нет, то присядьте.

Необходимо экономно использовать природные ресурсы.

Я закрываю водопроводный кран, пока чищу зубы.

Я не выключаю свет, выходя из комнаты.

Мне нравится запах свалки.

Я мусорю на улице.

Увидев бабочку в своей комнате, я выпускаю ее на волю, вместо того,

Работая с бумагой, трачу её попусту, не экономно. Ещё купят.

Планета Земля — наш общий дом.

Охрана природы приносит пользу.

Группы меняются местами

Слайд 11 (фото природы)

4. Рассказ учителя относительно решения сложных проблем охраны природы , способы сохранения природы

В середине 20 века ученые всерьез обеспокоились проблемами охраны природы. Необходимость огородить природу от полной гибели осознали и лидеры всех стран.

Для этого были придуманы международные правила, которым все должны строго соответствовать. Были выдвинуты определенные ограничения владельцам заводов на выброс вредных веществ в мировой океан и атмосферу.

Читайте также:  Способы обработки поверхностей перед разметкой

Также редкие и вымирающие виды животных перешли под особую охрану государств. Люди осознали, что охраняя природу, мы охраняем собственный дом.

Обсудите в группах:

— Что делает государство для охраны природы? ( Ответы учеников )

Для охраны природы государством созданы специальные охраняемые зоны. В этих зонах запрещена какая-либо хозяйственная деятельность для сохранения природы в начальном виде. Такие территории называются заповедниками.

— Какой заповедник находится в Подмосковье?

(Приокско – террасный заповедник) Слайд 12

— Что вы о нем знаете? ( Ответы учеников )

ПриокскоТеррасный заповедник , расположенный в Подмосковье, в Серпуховском районе, на левом берегу Оки, был основан в 1945 году. В 1978 году ему был присвоен статус биосферный. Он входит в число самых небольших биосферных заповедников на территории России. Слайд 13

Заказники и национальные парки.

В отличие от заповедников на территории заказников та или иная хозяйственная деятельность запрещается на время. Однако заказники также находятся под охраной для сохранения природы.

Национальный парк – это обширная территория, которая включает природные ландшафты, находящиеся под особой охраной. В отличие от заповедников, в национальные парки открыт доступ людей для отдыха.

— О каких национальных парках вам известно?

— В каких национальных парках вам приходилось бывать?

На территории нашей страны существует множество национальных парков таких как: Сочинский, Слайд 14

Забайкальский, «Лосиный остров»

Слайд 15 Миру грозит…вымирание видов

Из-за нарушения природной среды обитания многие виды животных вымерли или находятся под угрозой вымирания. За период от начала 16ого века до начала 21ого каждый год исчезает по одному виду животных.

В последнее время общими усилиями удалось поправить данную печальную статистику. Многие виды удалось уберечь от вымирания и привести их количество к норме. Однако проблема полностью не решена.

Также с лица земли исчезают многие виды растений.

Первым шагом для решения данных проблем стало создание Красной книги. Слайд 16

— Почему выбран красный цвет? (Красный цвет — это сигнал тревоги.)

— Что вы знаете о Красной книге? (Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений. В Красную книгу внесены те животные, которых на Земле осталось очень мало).

— Игра с мячом: назовите растения и животных из Красной книги России.

Люди всего мира обеспокоены состоянием природы на Земле. Слайд 17

— Организован Всемирный фонд дикой природы, выделяющий средства на охрану редких животных и растений.

— Создана организация «Гринпис» (Зеленый мир), которая борется за чистоту окружающей среды.

— Создан Международный союз охраны природы, который в 1963г. учредил Красную книгу.

— 29 марта проводится ежегодная акция «Час Земли». Кто знает про эту акцию?

— 22 апреля объявлен Всемирным днём Земли.

— Акции нашей школы . (сбор макулатуры, кормушки, домики птицам», уборка мусора, посадка деревьев, субботники).

Рефлексия. Подведение итогов

Слайд 18 (картинки природы)

Защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите природу! Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение природы, а следовательно, жизни на Земле.

«Дерево» (называем способ охраны природы и прикрепляем лист на дерево)

Какие способы охраны природы вы знаете?

Сейчас вы наглядно показали один из способов охраны природы — «посадили дерево»

Закончить наше занятие хочется словами Михаила Пришвина: « Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину! »

Источник

Оцените статью
Разные способы