Способы охраны земельных ресурсов

Способы охраны земельных ресурсов

ЗК РФ Статья 13. Содержание охраны земель

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 13 ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 477-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

5. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

6. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

8. Лица, в результате деятельности которых возникла необходимость консервации земель, возмещают правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение о консервации, убытки в соответствии со статьей 57 настоящего Кодекса.

9. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Источник

Статья 13. Содержание охраны земель

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ статья 13 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 13 . Содержание охраны земель

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 13 ЗК РФ

1. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

Читайте также:  Способ уменьшения остатка с коэффициентом ускорения 2

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 1 июля 2020 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 477-ФЗ

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

3. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель»

4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

5. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

6. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

8. Лица, в результате деятельности которых возникла необходимость консервации земель, возмещают правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение о консервации, убытки в соответствии со статьей 57 настоящего Кодекса.

9. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Источник

Рациональное использование и охрана земельных угодий

Рациональное землепользование означает максимальное вовлечение в хозяйственный оборот всех земель и их эффективное использование по основному целевому назначению, создание благоприятных условий для высокой продуктивности сельскохозяйственных угодий и получение на единицу площади максимального количества продукции при наименьших затратах труда и средств.

Охрана земельных угодий — совокупность научно обоснованных мероприятий, направленных на ликвидацию чрезмерного изъятия земельных фондов из сельскохозяйственного оборота в результате промышленного, транспортного, городского и сельского строительства и добычи полезных ископаемых, предотвращение подтопления, заболочения средством гидротехнического и мелиоративного строительства, повышение физико-химических свойств, уничтожение в них ядовитых химических веществ при применении минеральных удобрений и средств защиты растений от вредителей и болезней, предотвращение загрязнения почвы отходами промышленного производства, топливом и смазочными материалами при выполнении сельскохозяйственных работ, защиту от водной и ветровой эрозии, рациональное регулирование грунтовочного процесса в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства и его индустриализации.

Следовательно, рациональное использование и охрана земельных ресурсов включают две группы вопросов:

1) охрана земли от истощения и повышения ее плодородия — экономическая группа;

2) охрана от загрязнения и его предупреждение — экологическая группа.

Рациональное использование и охрана земель — два взаимосвязанных процесса, направленных на повышение производительных сил земли. Они предусматривают:

  1. оптимизацию распределения земельного фонда между отраслями народного хозяйства и как можно эффективнее его использование в каждой из них;
  2. оптимизацию структуры отдельных видов земельных угодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ) в соответствии с природно-экономическими зонами и районами;
  3. разработку и внедрение рациональной системы земледелия, которая включает обработку грунта, удобрения; известкование кислых и гипсование засоленных и солонцеватых почв, технологии выращивания сельскохозяйственных культур, систему севооборотов и т.п.;
  4. осушение заболоченных и переувлажненных земель и орошение засушливых;
  5. предотвращение затопления, подтопления, заболочения земель, ухудшение их физико-химических свойств;
  6. широкое использование почвенных микроорганизмов для создания высокоплодородных и устойчивых к эрозии почв;
  7. разработку и внедрение научно обоснованной системы луговодства;
  8. разработку и внедрение рациональной системы расселения, застройки сельских и городских населенных пунктов, размещения каналов для переброски воды из многоводных в маловодные районы, крупных водохранилищ, линий электропередач, нефтегазопроводов;
  9. разработку и внедрение эколого-экономической оценки земель и использование ее для планирования размещения и специализации сельскохозяйственного производства, установление правильных, научно обоснованных цен.
Читайте также:  Как прекратить грудное вскармливание способы

Источник

В чем заключается правовая охрана земель

Земля относится к наиболее важным природным ресурсам, поэтому находится под особой охраной государства. Действия, ведущие к деградации или загрязнению участков, недопустимы, так как это влияет на главное качество ресурса — потенциальную плодородность. Для предотвращения правонарушений и контроля за использованием и предусмотрена правовая охрана земель.

Понятие охраны земель

Под охраной подразумевается некий комплекс действий государственных органов, муниципальных образований, юридических лиц и граждан с целью сохранить земли как природный ресурс и ключевой компонент окружающей среды.

Учитывая правовой статус и исключительную ценность необходимо принимать все меры, препятствующие нарушению сохранности земли:

  • загрязнению,
  • деградации,
  • опустыниванию,
  • заболачиванию и иным негативным факторам.

Таким образом, охрана земель — это система правовых мер, принимаемых землевладельцами, землепользователями, собственниками и арендаторами наделов для предотвращения негативного воздействия на земли, а также их контроль органами государственной и муниципальной власти.

Законодательное регулирование охраны земель

Рамки правового регулирования охраны ресурса обозначены в гл. 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ). В ней определены цели, содержание и особенности охранных действий.

В Федеральном законе от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» говорится о важности обдуманного, безопасного воздействия на окружающую среду, устанавливаются особые режимы охраны отдельных объектов.

Некоторые положения, касающиеся таких мер как рекультивация и консервация, прописаны в Постановлении Правительства РФ от 10.07.18 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее — постановление № 800).

Цели правовой охраны земель

Охрана земельных ресурсов направлена на достижение следующих целей:

  1. Профилактика деградации, загрязнения, порчи, истощения, уничтожения земель и почв, иного негативного воздействия человека, а также ликвидация их последствий.
  2. Обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на сельскохозяйственных участках.
  3. Мониторинг процесса улучшения качества почвенного покрова.

Итак, суть охраны состоит в сохранении и поддержании природных свойств земли путем ограничения отрицательного воздействия на нее человека.

Основные способы правовой охраны

Для защиты ресурса государство разработало несколько рычагов воздействия:

  • восстановление первоначального состояния поврежденного участка;
  • признание законных прав на надел;
  • пресечение действий, нарушающих интересы собственника, владельца и пользователя земли.

Кроме этого, на собственников и арендаторов возлагаются следующие обязанности:

  1. Воспроизводить плодородие сельскохозяйственных земель.
  2. Защищать сельхозугодия от зарастания сорняками, деревьями и кустарниками.
  3. Беречь уровень мелиорации надела.
  4. Вести защиту земель от:
    • подтопления, заболачивания;
    • водной и ветровой эрозии, селей;
    • вторичного засоления;
    • иссушения или уплотнения;
    • загрязнения химическими элементами и микроорганизмами;
    • засорения отходами производства и потребления.

Тонкости охраны земель

В реализации охранных мероприятий важную роль играет проверка соответствия почв санитарно-гигиеническим требованиям и нормам, касающимся предельно допустимых концентраций вредных веществ.

Оценка состояния земель осуществляется на основе результатов экологической экспертизы.

Для предупреждения деградации почв разрешена их консервация, то есть временное изъятие участков из оборота. Эта же процедура может применяться и для восстановления свойств почвы. Особенности ее применения закреплены в постановлении № 800.

Особенности охраны сельскохозяйственных и лесных земель

Учитывая значимость земель сельскохозяйственного и лесного фондов для человека, планированию охранных мероприятий уделяется особое внимание. Нельзя допускать, например, чтобы участки подвергались загрязнению химическими веществами, ведь они утратят пригодность для производства и продажи сельскохозяйственных товаров.

Читайте также:  Способы засолки речной рыбы для копчения

Состояние сельскохозяйственных участков, почва на которых повреждена в результате деятельности человека, следует восстанавливать с помощью рекультивации. Процесс восстановления плодородного слоя земли состоит из двух этапов:

  • технический — снятие непригодного слоя почвы и нанесение нового;
  • биологический — улучшение свойств ресурса: биохимических, агрофизических и других.

Среди рассматриваемой категории участков особой охране подлежат сельскохозяйственные угодья: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями.

Охрану лесов регулирует Лесной кодекс РФ . Поскольку защита этих земель неразрывно связана с контролем безопасности самого леса, территорию берегут от загрязнений, деградации, порчи, пожаров. Большое внимание уделяется дальнейшему воспроизведению лесов.

Подробнее о том, что собой представляют и как охраняются земли лесного фонда.

Государственный контроль охраны земель

Функция охраны непосредственно связана с государственным надзором. При этом система объединяет три уровня контроля: государственный, муниципальный и общественный.

Государственный земельный надзор ведут должностные лица Росреестра . Среди его целей следует перечислить:

  • предупреждение, выявление и пресечение незаконных действий с помощью проведения проверок;
  • принятие мер по устранению последствий нарушений;
  • мониторинг соблюдения норм земельного законодательства.

Муниципальный контроль представляет собой проверку соблюдения норм федерального, регионального и муниципального законодательства в пределах данного образования.

Общественный контроль — это деятельность добровольных объединений, негосударственных некоммерческих организаций и граждан. Ее цель состоит в наблюдении за работой государственных и муниципальных органов, связанной с принятием решений относительно земельных прав и интересов граждан, юридических лиц. Кроме того, этот вид контроля создан для анализа и общественной оценки нормативно-правовых актов и решений по земельным вопросам.

Пресечение земельных правонарушений

Результат охраны — своевременное предотвращение незаконных действий, устранение их причин и условий. Но главной составляющей деятельности ответственных органов является пресечение земельных нарушений.

На нарушителей налагается ответственность в порядке, установленном законодательством. Для этого уполномоченные органы:

  1. Выявляют факт загрязнения, осушения, заболачивания или других деяний.
  2. Фиксируют нарушение.
  3. Возбуждают соответствующий вид производства.

Привлечение к уголовной или административной ответственности не освобождает нарушителя от обязанности устранить последствия действия (бездействия) и возместить причиненный вред.

Виды ответственности за нарушения

Действия, предпринимаемые в рамках правовой охраны земель, зависят от типа правонарушения. Под последним принято понимать деяние, нарушающее нормы земельного законодательства, вследствие которого наносится ущерб природным ресурсам, здоровью людей и состоянию окружающей среды.

За земельные правонарушения предусматриваются 3 вида ответственности:

  • дисциплинарная. Налагается на должностных лиц, если их деятельность привела к нарушению организации земельных норм;
  • административная — за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, сокрытие экологической информации, нарушение правил применения пестицидов и агрохимикатов. Полный перечень приводится в КоАП РФ ;
  • уголовная — за порчу земли (ст. 254 Уголовного кодекса РФ ).

Особенности возмещения вреда

В соответствии с п. 1 ст. 62 ЗК РФ, убытки, причиненные нарушением правил обращения с землей, а также ущемлением прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, должны быть возмещены в полном объеме.

Компенсации подлежит и упущенная выгода.

Желательно, чтобы нарушитель возместил нанесенный ущерб в добровольном порядке. В противном случае пострадавший инициирует судебное разбирательство.

По решению суда может быть назначена компенсация последствий в натуре, то есть путем выполнения работ своими силами или за свой счет. Например, если дело касается нарушения качества земель, то виновного обяжут восстановить плодородие почв.

Выводы

Правовая охрана земель представляет собой деятельность государственных и муниципальных органов, направленную на профилактику, предотвращение и пресечение земельных правонарушений. Особое внимание уделяется защите от повреждений плодородных почв, обеспечивающих человека необходимыми для жизни ресурсами.

При выявлении нарушения на виновника налагается административная, уголовная или дисциплинарная ответственность. Он также должен возместить вред, повлекший за собой негативное влияние на качество земли.

Отзывы о “В чем заключается правовая охрана земель”

Как часто бывает в нашей стране, те, кто должен заниматься правовой охраной земель, больше занимаются их разбазариванием, и в основном всего небескорыстно.

Источник

Оцените статью
Разные способы