Стр 51 учебник Окружающий мир 2 класс 1 часть Плешаков
Понаблюдай за небом и расскажи, каким ты видишь его сегодня.
Сегодня за окном пасмурно, много туч, они серого цвета. Дует ветер и они летят все в одну сторону.
Задание 1. Какими способами можно обнаружить воздух вокруг нас?
Воздух можно почувствовать. Ветер — это движение воздуха, его можно почувствовать кожей или увидеть по движению травы, листьев, лёгких предметов. Также мы можем создать движение воздуха, резко взмахнув ладонью; при этом находящиеся рядом листочки бумаги будут колыхаться. По воздуху переносятся запахи, которые мы ощущаем. Воздухом мы дышим: при вдохе мы чувствуем, как втягиваем воздух, при выдохе — как выпускаем его.
Задание 2. Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека?
Воздух необходим всем, растениям, животным и человеку. Без него никто не выживет на Земле. Мы им дышим, насыщаем организм кислородом. И нам необходим чистый кислород.
Задание 3. Как с помощью схемы показать необходимость охраны воздуха?
Схема (с. 49) показывает, что дым из труб фабрик, заводов, котельных загрязняет воздух города. Этим воздухом дышат люди, животные и растения; загрязненный воздух может вызывать различные заболевания. Схему можно расширить, добавив к источникам загрязнения выхлопные газы автомобилей.
Задание 4. Как охраняют воздух от загрязнения?
На промышленных предприятиях ставят специальные приборы, которые очищают воздух от вредных примесей, прежде чем он падёт в окружающую среду.
Создают экологически чистые автомобили например электромобили, которые заряжаются от розетки и не выбрасывают в окружающую среду газы. На автомобили, работающие на бензине и дизельном топливе, на заводах ставят приборы, очищающие выхлопные газы. Ученые придумывают добавки к топливу, которые уменьшают количество вредных веществ, выбрасываемых автомобилем.
Еще один способ охраны воздуха — это посадка деревьев: растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
Источник
Внеклассное занятие по экологическому воспитанию на тему «Воздух и его охрана»
Тема : Воздух и его охрана
Цель : — познакомить учащихся с ролью воздушной оболочки Земли
-рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны
— развивать и корригировать логическое мышление , память, речь.
— воспитывать бережное отношение к природе.
1. Чтение стихотворения:
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок
Всё ль на месте
Всё ль в порядке
Все ли правильно сидят
И внимательно глядят.
Введение в тему:
Игра «Составь слово»
Используя первые буквы названия предметов, нужно составить слово.
( виноград, очки, зонт, дом, утюг, холодильник)
— Тема нашего занятия «Воздух и его охрана»
Каждый человек знает, что нас окружает воздух. Мы его не видим, но знаем, что он повсюду вокруг нас.
— Можем мы увидеть движение воздуха?
Мы можем увидеть движение воздуха, когда запускаем мыльные пузыри или обмахиваемся веером. В реальности существования воздуха мы легко убедимся, проделав простые опыты.
наполните полиэтиленовый пакет воздухом, завяжите его и попробуйте его осторожно сжать.
Наполните небольшой шприц без иглы воздухом. Зажмите пальцем входное отверстие. Попробуйте передвинуть поршень.
— Можно ли сжать воздух?
— Что произойдет если отпустить палец?
Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным воздухом. Слой воздуха окружающий нашу планету называют атмосферой, т.е . это воздушная оболочка Земли. Она простирается на сотни километров над землей.
Земля если бы не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе слепящий огненный диск. Ночь наступала бы и кончалась бы мгновенно с первым и последним его лучом.
Сейчас днем светло не только на солнце, но и в тени или в комнате, куда не проникают солнечные лучи. При отсутствии атмосферы было бы ослепительно светло только под прямыми лучами солнца. Во всех других местах царила бы ночь.
Немалое влияние оказывает влияние атмосфера и на погоду. Если бы Земля не была окружена воздушной оболочкой, то в течение суток температура менялась бы: днем стояла бы жара, а ночью- сильные морозы.
— Какая была бы Земля, если не было воздушной оболочки?
Воздух есть везде- на улице, в комнате, в воде. Любое пространство на земле заполнено воздухом, но не все отдают себе отсчет на сколько он для них важен и необходим.
— Зачем нам нужен воздух?
— Чем мы дышим? ( кислород)
Человеку за сутки необходимо 600 литров кислорода. Дыхание для жизни всех живых существ и на суше, и в воде. Дышат и животные и растения.
— Чем дышат растения?
(Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород)
Вывод : Жизнь на Земле зависит от воздуха.
— Что можно узнать о воздухе из стихотворения?
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Он окутывает нас.
Он в лесу- густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем
Мы о нем не говорим
Просто мы его вдыхаем-
Ведь он нам необходим.
— Что такое воздух?( газ)
— Вернее, воздух- это смесь газов.
1.- Мы с вами знаем, что воздух есть везде- на земле, в комнате, в воде.
— Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё предметы?
— вы видите предметы , которые находятся в соседнем кабинете?
— Вы видите предметы, которые находятся в этом кабинете?
— О каком свойстве воздуха это говорит?
Об этом свидетельствует то , что мы через неё видим все окружающие предметы.
2.- Какого цвета комнатные растения?
— Какого цвета парта?
— Какого цвета воздух?
Воздух не имеет запаха.
Источники загрязнения воздуха
Не хватает свежего воздуха. Нечем дышать. Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари. ( жители города)
— Почему в этом городе воздух грязный?
1. Выхлопные газы автомобилей
2.Фабрики и заводы выбрасывают ядовитые газы, пыль, сажу.
Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объёму выбросов вредных веществ в атмосферу. Один автомобиль в год выбрасывает 1 тонну вредных газов, 10 кг резиновой пыли.
Вывод : Загрязнения воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле.
Способы охраны воздуха
— Как вы понимаете выражение «Воздух должен быть чистым!»?
— Где воздух чище?
Какой чудесный воздух в лесу. В нем много кислорода и полезных веществ. Не зря растения называют «Легкими планеты».
— Ребята, а вы знаете какие растения выделяют больше кислорода, чем остальные?
( дуб, липа, ромашка, тюльпан.)
Рассказ о тополе.
Высокие стройные тополя украшают улицы нашего города. Тополя чаще других деревьев сажают:
1.Они прекрасно очищают воздух от пыли, грязи.
2.выделяют больше кислорода, чем другие деревья. Один тополь выделяет столько, сколько 3 липы, 4 сосны или 7елей.
3.Тополя неприхотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок длиной 30 см, то уже к осени вырастит дерево длиной 1 метр.
Решение экологических задач
Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.
Карточка1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 тонн сажи в год. После установки очистных сооружении количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружении
— Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи.( установка очистных сооружении)
Карточка2. Клен выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз 7 раз больше, чем клен. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14 кг)
— Какой способ охраны воздуха указан?( озеленение окружающей среды)
Игра «Где разместить завод?»
— используя карточки с условными знаками, составьте схему нахождения завода так, чтобы город как можно меньше страдал от вредных веществ.
Пути охраны воздуха
Установка отчистных сооружении
Озеленение окружающей среды.
Правильное размещение заводов.
Задание «Вспомни состав воздуха»
Итог – Что такое воздух?
— Источники загрязнения воздуха ?
Источник
Проект по познанию мира 2 класс «Мы за чистый воздух»
Средняя школа № 35
Мы за чистый воздух.
2 «Г» класс СШ №35
Ниязова Гулим Адельхановна
Мы за чистый воздух
Резюме (аннотация): Берестнев Вадим 2 «Г» класс шк. №35 г. Актобе //Мы за чистый воздух// Экология// Исследование посвящено влиянию жизни человека, на окружающую природу и чистый воздух. В исследований рассматриваются пути и методы решения проблем.
Человеку и другим живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Но
во многих местах особенно в больших городах он загрязнен. Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей и всей жизни на Земле! Воздух должен быть чистым!
В своей работе я хочу рассказать и показать, как влияет загрязнение окружающей среды на воздух которым мы дышим, как плохо он влияет на человека, животных и экологию в целом. Свое иследование я провожу на примере нашего города Актобе.
В последнее время люди стали удилять большое внимание, тому что: какую воду мы пъем, какие продукты мы едим и каким воздухом мы дышим. Мы стали больше задумываться о полезности потреблять экологически чистые продукты. Но с другой стороны, что делает человек для экологии?
Наша планета «задыхается», ежидневно в воздух выбрасывается очень много вредных веществ. Фабрики, заводы, выхлопные газы от наших автомобилей, вырубка лесов, большое скопление отходов, мусора, радиация. Мы губим нашу планету.
Наибольшее количество вредных веществ в воздух попадает с выхлопными газами автомобилей. На каждом автомобиле должны стоять фильтры, которые очищают выхлопные газы.
Будущее за автомобилями, которые работают, используя энергию Солнца, электричества и водорода. Я считаю, что в нашем городе Актобе, нужно строить велосипедные дорожки, чтобы люди пересаживались из своих автомобилей на велосипеды. Это полезно для здоровья (как занятие спортом), это менее затратно (не нужно тратить деньги на бензин и содержание авто).
Во многих странах это очень развито. Почему бы и нам не перенять их опыт?
Человек пользуется всем, что даёт Земля, не задумываясь о последствиях. Вместе с ростом населения растут потребности человечества. Людям требуется всё больше разных вещей для их удовлетворения. Рост потребностей остановить нельзя. Поэтому всё больше расходуется ресурсов, развивается экономика, техника, всё больше становится фабрик и заводов.
Из труб заводов и фабрик в воздух попадают вредные вещества, и он загрязняется. Дышать таким воздухом вредно, и люди часто болеют. Опасен такой воздух для растений, для животных. Необходимо, чтобы на заводах и фабриках работали специальные установки, которые улавливают вредные вещества и не выпускают их в воздух. В нашей республике принят Закон «Об охране окружающей среды». Президентом страны Н.А. Назарбаевым определены пути достижения экологической безопасности нашего государства. В свою очередь, мы простые люди тоже можем помочь в этом. Если каждый посадит дерево, около завода, школы, больницы. Нужно разводить больше парков, скверов. За городом рассаживать леса.
Каждый листок, каждая травинка — это природная фабрика кислорода на планете, естественный фильтр, очищающий земную атмосферу. Они поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. В квартирах такую же роль играют комнатные растения. Многие растения даже убивают вредных микробов, создают целебный микроклимат. Одно крупное дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города, под влиянием загазованности, каждому человеку надо уже не одно, а 10 деревьев. Поэтому в лесу легче дышится, вкуснее становится пища, приходит здоровый крепкий сон. Но мы не задумываемся, вырубаем леса. Очень много леса погибает от пожара, и в этом опять виноваты люди. Недаром говорят: « Из 1 дерева можно изготовить 1 миллион спичек, 1 спичка- может уничтожить 1 миллион деревьев»
Мы — жители Земли — выкидываем огромное количество бытового мусора. Бытовой мусор — это остатки еды, коробки, мешки, бумага, банки, тряпки,бутылки.
С каждым годом количество мусора, который выкидывают люди, увеличивается, потому что население Земли всё время растёт. Для мусора существуют особые ёмкости, стоящие в специально отведённых для этого местах, и выбрасывать мусор где попало нельзя. Я предлагаю перестать пользоваться пластиковыми пакетами, бутылками, посудой. Так же хочется, чтобы люди убирали за собой мусор на природе. Это ведь не сложно собрать все в пакеты и вывезти в специальные места для сбора мусора. Нужно строить больше предприятий по переработке мусора.
Мы должны сохранить нашу планету чистой. Чистый воздух –залог здоровья. Без воды человек может прожить 3-4 дня, а без воздуха – 3-4 минуты.
Источник
Конспект урока по окружающему миру «Воздух и его свойства. Охрана воздуха» 2 класс УМК «Планета знаний»
Конспект показательного урока
для студентов педагогического колледжа
по окружающему миру на тему: «Воздух и его свойства. Охрана воздуха»
Автор: Шкляева В.В.
Цель: выяснить свойства воздуха при помощи проведения опытов.
Определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;
Выяснить, путем проведения опытов, какими свойствами обладает воздух;
Воспитывать умение работать в парах, бережное отношение к природе.
Оборудование: стакан с водой, трубочка, лист бумаги.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Окружающий нас мир
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
— Мы начинаем урок окружающего мира. Проверьте всё ли у вас готово к уроку. Вам необходимы пеналы, материалы для проведения опытов и листы наблюдений. Присаживайтесь.
Сообщение темы урока
Сегодня мы совершим интересное путешествие в удивительную страну Атмосферу. Садитесь в воздушный шар, мы летим над землей по воздуху.
— Скажите, дети, а что такое воздух?
-Очень трудно сразу ответить на этот, казалось бы, простой вопрос.
Цель урока: дать чёткое определение понятию «воздух», определить свойства, которыми он обладает.
Освоение новых знаний
1. Беседа о воздухе.
— Про воздух так говорят: «Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».
— Почему? (ответы детей)
Кроме огромных водных океанов на земле существует еще один океан, он самый большой. Это океан, в котором мы с вами купаемся изо дня в день, он называется воздушная оболочка земли. Без этого воздушного океана не было бы жизни на нашей планете.
Давайте посмотрим на нашу планету из космоса, она голубого цвета. А теперь взглянем на безоблачное небо, оно тоже голубое.
— Как вы думаете почему?
Небо-это воздух, которым мы дышим, и который нас окружает. Всему виной солнечные лучи, которые посылает нам Солнце. Но они проделывают трудный путь, пробиваясь через толстый слой воздуха, чтобы попасть на землю. А солнечный луч, как мы уже знаем, состоит из 7 цветов радуги. И вот, когда этот многоцветный луч проходит через толстый слой воздуха, частицы воздуха рассеивают все цвета, но сильнее всего голубой, и поэтому небо окрашивается голубым цветом.
— Как вы думаете, из чего состоит воздух?
— Примерно 2 века назад учёные узнали, что воздух – это не просто газ, это смесь газов: кислорода, углекислого газа и азота. Больше всего в воздухе содержится азота – 78%, кислорода – 21% и совсем мало – 1% углекислого газа.
— Как вы думаете, ребята, какой из этих газов для нас самый важный? Почему?
Значения кислорода очень велико. Еще наши предки хорошо понимали, что без воздуха нет жизни. И всем известная поговорка: «Это нужно как воздух» отражает важное значение воздуха для человека и всего живого на Земле. Воздух содержится буквально во всем, что нас окружает: в воде, твердых веществах, организмах.
— А сколько человек может прожить без пищи? Без воды? Без воздуха?
(без пищи-3 недели, без воды – до 10 дней, а без воздуха не более 2 минут)
— Однажды барон Мюнхгаузен рассказал очень интересную историю. Послушайте её и скажите, могло ли такое быть на самом деле?
История барона Мюнхгаузена:
«Как-то раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал свой нос и рот плотной тканью, через которую совсем не проходит воздух. Целых 4 часа я ехал по болоту и не чувствовал никакого запаха. Зато в лесу отдышался».
— Как вы думаете, ребята, могла ли произойти такая история? Почему?
— Вы правы, без воздуха барон Мюнхгаузен смог бы прожить всего несколько минут.
— Мы сегодня будем часть заданий выполнять в парах. Давайте напомним себе правила работы в малой группе.
Работать должны оба.
Один говорит, другой слушает.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Если не понял, переспроси.
— Ребята, а вы верите, что воздух находится вокруг нас повсюду?
— В реальности существования воздуха легко убедиться, проделав опыты. Докажем это? Ведь тот, кто ищет, всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!
Опыт №1 «Существует ли воздух?»
— Ученые утверждают, что воздух повсюду. Нам сложно в это поверить, ведь мы его не видим, не ощущаем. Чтобы убедиться в его наличии, возьмите стакан с водой и трубочку. Подуйте через трубочку.
Образовавшиеся пузырьки – это и есть воздух.
— Помашите ладонями возле лица. Что вы чувствуете?
— А что такое ветер?
— Сделаем вывод: воздух существует, он вокруг нас.
— Запишите результат опыта в таблицу, во вторую колонку.
Опыт №2 «Имеет ли воздух форму?»
— Какой формы воздух: круглый, квадратный или овальный? (Ответы детей)
— Как можно доказать, что воздух не имеет формы? Посмотрите на предметы, на столе. Что находится внутри игрушек? ( Воздух.)
— Какую форму воздух имеет в игрушках? Воздух принял форму того предмета, в котором он находится.
— Какой можно сделать вывод?
Вывод – воздух не имеет формы.
— Запишите результат опыта в таблицу.
Опыт №4«Имеет ли воздух цвет?»
Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
– Поднимите лист, видите ли вы через него другие предметы?
– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
— В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?
— Имеет ли воздух определённый цвет?
– О каком свойстве воздуха это говорит?
Вывод: Воздух прозрачен.
-Запишите четвертое свойство воздуха.
Опыт №5 «Имеет ли воздух запах?»
— А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?
— Пахнет чем-нибудь воздух?
Закройте глаза. ( Брызнуть духи)
— Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?
– В лесу, на кухне, в аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
Вывод: Воздух не имеет запаха. Запишите.
— Получилось так, что сначала почувствовали запах ребята с первых парт, а последними с последних парт. Как вы думаете, почему?
— Какое свойство воздуха мы открыли? (Движение)
— Запишите в таблицу.
— Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает двигаться очень быстро?
— А если ветер дует очень сильный, что может произойти?
— Давным-давно люди заметили, что ветер движет предметы, а лёгкие даже поднимает и переносит. «А нельзя ли использовать силу ветра?» — думали люди. Как вы думаете, что они изобрели?
— Человек изобрёл парус, что позволило кораблям двигаться быстрее, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов. Ветряные мельницы облегчили работу по хозяйству.
За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то
И, расправив гордо
Вперемешку с пылью.
«Проводит ли воздух тепло?»
— У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
– У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.
– И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.
– Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.
– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:
Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.
— Какое свойство воздуха объясняет эти факты?
— Запишите в таблицу: плохо проводит тепло.
История появления воздушного шара
— Без знаний о свойствах воздуха не возможно было бы и следующее открытие.
А какого открытия вы узнаете, отгадав загадку:
Э то, что ещё за диво,
В воздухе парит корзина,
А над ней цветастый шарик,
В небо он несёт стараясь!
— Совершенно верно, это воздушный шар. Давайте узнаем, кто его изобрел посмотрев мультфильм.
— Благодаря какому свойству воздуха стал возможен полёт на воздушном шаре?
— Запишем: тёплый воздух поднимается вверх
Анализ выполненной работы
— Проверим, какие свойства воздуха вы записали. Поменяйтесь с соседом листами наблюдений. Проанализируйте работу.
— Прочитайте. Какие свойства воздуха вы записали.
Теперь никто не сомневается, что воздух существует и имеет удивительные свойства.
Беседа «Источники загрязнения воздуха»
— Давайте сделаем вывод, так для чего же человеку нужен воздух?
— А только ли человеку нужен воздух?
— Каким воздухом полезно дышать?
В настоящее время многие проблемы в природе связаны с загрязнением воздуха. Одно из главных условий сохранности здоровья и долголетия человека – чистый воздух. К сожалению, в современных реалиях во многих уголках планеты добиться соблюдения этого ключевого требования кажется невыполнимой миссией. Но так ли невозможно сделать воздух, которым мы дышим, чище? И что именно загрязняет атмосферу больше всего?
— Рассмотрите иллюстрации. В чём причина загрязнения воздуха?
— Что необходимо сделать человеку, чтобы защитить воздух от излишнего загрязнения?
Закрепление изученного материала
— Сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах и охране. Проверим ваши знания. Вам необходимо ответить на вопросы викторины.
Викторина «Свойства воздуха»
Океан, которого нет на глобусе и карте?
Этот газ занимает одну пятую часть объёма воздуха, он необходим для дыхания живых существ. (Кислород)
Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему? (В лесу.Так как растения выделяют кислород.)
Почему шерстяная одежда тёплая? (Шерсть состоит из волокон, задерживающих много воздуха.)
Почему в сильные морозы птицы прячутся под снегом? (От холода: в снегу много воздуха, он сохраняет тепло.)
Почему говорят: «Не шуба греет человека, а человек шубу»?
Источник