Способы охраны правовых актов
1.3. Виды правовых актов
Существует зависимость вида акта от его нормативного содержания и органа принятия.
Нормативные правовые акты принимаются (издаются) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, в виде законов, указов, постановлений, приказов, правил, инструкций, положений и т.д.
Так, например, согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009, НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается». Минюст России в Разъяснениях о применении указанных Правил, также подчеркивает, что НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в указанном виде, акты, изданные в ином виде, (например, НПА Банка России либо акты рекомендательного характера) не должны содержать предписания нормативно-правового характера.
Нормативные акты Банка России могут быть изданы в форме указаний, положений и инструкций (п. 1.4 Положения о правилах подготовки нормативных актов Банка России, утв. Банком России 22.09.2017 N 602-П). При этом в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Муниципальные правовые акты принимаются в виде решений, постановлений, распоряжений, приказов. Виды правовых актов муниципального образования определяются в соответствии с требованиями устава муниципального образования в зависимости от полномочий субъектов по их принятию (подробнее см. Методические рекомендации по подготовке муниципальных нормативных правовых актов, утвержденных Минюстом России).
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты принятые на местном референдуме, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Локальные нормативные акты принимают работодатели (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст. 8 ТК РФ). Наиболее распространенные формы таких актов — положение, правила, инструкция и т.д.
Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в виде законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 — 1996 гг. были приняты ненормативные акты в виде законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально — правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в виде законов.
Источник
Защита прав и свобод человека
Нередки факты нарушений прав и свобод. Причины тому различные: преступность, бюрократизм, коррупция, злоупотребления служебным положением. Каждый человек должен иметь право устранить их допустимыми законом способами, т. е. обеспечить защиту (охрану) прав и свобод человека и гражданина, (ложно рассчитывать на то, что основные права и свободы граждан будут претворяться сами собой. В жизни эти процессы носят зачастую конфликтный характер. В этой связи вопросом первостепенной важности становится необходимость надлежащей охраны прав и свобод граждан. Если говорить обобщенно, то все законодательство в той или иной мере направлено на охрану прав человека. Защита прав и свобод человека — это очень большая проблема.
Гарантии основных прав и свобод — это прежде всего экономические, политические, а также специально-юридические (правовые) средства обеспечения реального претворения их в жизнь. Действие правовых гарантий будет эффективным при условии построения правового государства (ст. 45 — 54 Конституции РФ). Правовые гарантии основных прав и свобод граждан выражаются прежде всего в том, что они закрепляются в конституциях и других правовых актах, отвечающих международно-правовым стандартам. В них четко определяется порядок и правила применения этих прав и обязанностей, устанавливаются меры юридической ответственности за посягательства на них, их ущемление. Государство защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.
Решать вопрос о том, защищать или не защищать свое право и свободу может только сам обладатель права.
Соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ, ст. 2 Конституции РТ), государственная защита прав и свобод гарантируется ( ст. 45 Конституции РФ, ст. 33 Конституции РТ). Защита прав и свобод личности включает целый комплекс средств и мер. Важнейшими из них выступают:
- 1. Выявление, пресечение и недопущение фактов нарушений прав и свобод личности. Высшие представительные и исполнительные органы РФ и РТ принимают нормативные акты, направленные на упрочение прав и свобод, совершенствование их защиты, повышение ответственности за их соблюдение. Правоохранительные органы занимаются профилактикой правонарушений, раскрывают и расследуют преступления, посягающие на права и свободы граждан.
- 2. Восстановление нарушенных прав и свобод личности. Оно осуществляется, как правило, путем: отмены неправомерных юридических актов (например, приказа об увольнении лица); возложения обязанности возместить причиненный ущерб (оплатить ремонт поврежденного транспортного средства и т. д.); возврата имущества собственнику (передача похищенной вещи владельцу по решению суда и др.); опровержения сведений, порочащих честь и достоинство.
- 3. Применение норм юридической ответственности. Это наиболее жесткая реакция государства на факты нарушений прав и свобод личности. Для виновного наступают негативные последствия в виде лишений определенных благ, назначаются, например, меры наказания. Они могут касаться как личности правонарушителя (лишение свободы, увольнение и др.), так и его имущества (конфискация, штраф и др.)
Внутригосударственная защита прав и свобод личности
Общими гарантами прав и свобод человека и гражданина служат высшие и местные органы власти и управления.
Закрепление прав личности и гарантии их защиты в Конституции и других законодательных актах показано на следующей схеме:
Государственные органы общей и специальной компетенции всех уровней:
- Высшие — Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Органы судебной власти
- Органы субъектов Российской Федерации — Органы местного самоуправления
- Правоохранительные органы
Гарантом является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ), Президент Республики Татарстан (ст. 90 Конституции РТ).
Существует и особая должность — Уполномоченный по правам человека, который назначается Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ).
Все государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. Вместе с тем существуют специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью. К их числу относятся суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, органы предварительного расследования, адвокатура, органы юстиции, арбитраж, нотариат и некоторые другие. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, используя свои специфические средства, способы, формы и методы.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Способы защиты различные: самостоятельное отражение преступного посягательства, обращение к средствам массовой информации, в общественные организации и т. д. При этом, однако, нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу государственных органов, превышать допустимые пределы правозащиты.
Кроме того, защищать права подростков могут органы управления и общественные организации, если это входит в круг их функциональных обязанностей (органы здравоохранения, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и некоторые другие). При расторжении брака, когда в семье есть ребенок, эти органы дают заключение о том, кому из родителей передать ребенка на воспитание.
Международная защита прав и свобод личности
Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46 Конституции РФ). Международная защита прав человека исторически сложилась в результате совместных действий государств по предупреждению и устранению нарушений. Усилия государств в этом направлении объединяет ООН.
В качестве органа, координирующего деятельность по вопросам прав человека, в 1946 г. в соответствии с Уставом ООН была создана Комиссия по правам человека. Комиссия готовит рекомендации, разрабатывает документы ООН в области прав человека, рассматривает жалобы о нарушении прав человека и сообщения о таких нарушениях. При необходимости Комиссия имеет право провести с помощью независимых экспертов расследование. Также ежегодно на своих открытых заседаниях она обсуждает факты нарушения прав человека.
В ООН учрежден и другой специальный орган — Комитет по правам человека. Он осуществляет контроль за выполнением государствами, в том числе Россией, своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), обращает внимание правительств на необходимость обеспечения прав человека.
Как ООН заставляет изменять какое-либо государство свою практику или политику? Эта международная организация не имеет силовых способов, она действует только путем убеждения, концентрации международного общественного мнения, введения экономических санкций. Военное вмешательство — Исключительная мера, принимаемая по решению Совета Безопасности.
Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.
Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам защиты прав и свобод в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru
Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)
Источник
Правовая защита
Под правовой защитой, в самом распространенном смысле, следует понимать возможность человека отстаивать свои законные права и интересы, используя любые способы защиты прав, не запрещенные законом. Согласно ст. 45 Конституции РФ помимо государственной защиты прав человека и гражданина, к законным способам восстановления нарушенных прав также можно отнести самозащиту – деятельность самого лица, направленную на устранение препятствий в реализации его правового статуса, – и юридическую защиту, которая «defacto» выражается в представлении интересов физических и юридических лиц профессиональными представителями (юристами, адвокатами).
В зависимости от того, какие права человека подверглись ущемлению, правовая защита может осуществляться в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, в каждом из которых применяется определенная система нормативных источников являющаяся правовой основой защиты. В общем смысле к таким источникам относятся:
- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;
- Конституция РФ;
- федеральные законы, кодифицированные законы (кодексы);
- подзаконные нормативные правовые акты: указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств и другие;
- нормативные правовые акты субъектов РФ;
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
- договоры и соглашения субъектов правоотношений, интересы которых подлежат правовой защите.
Понятие правовой защиты
Понятие правовой защиты следует отличать от понятия правовой охраны, которые соотносятся между собой как часть и целое. Правовая охрана – это комплекс мер, направленных на обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов субъекта, а правовая защита – ее составной элемент. Правовая защита применяется лишь в случаях негативного воздействия на объекты правовой охраны и не имеет превентивной направленности, в отличие от последней. В качестве примера употребления вышеназванных понятий можно привести нормы IV части Гражданского кодекса РФ о правовом регулировании интеллектуальной собственности, которой предоставляется правовая охрана, выражаемая в правовом регулировании порядка приобретения, изменения, прекращения интеллектуальных прав, в объеме предоставляемых субъекту прав и в урегулировании иных подобных вопросов (например, ст. 1267, 1509 ГК РФ). Правовая защита в контексте гражданского законодательства сводится не только к пресечению противоправных деяний, но и к восстановлению нарушенных прав, а также к установлению ответственности (например, ст. 1251, 1252, 1515 ГК РФ).
Правовая защита, как в широком, так и в узком понимании этого понятия – всегда юридический процесс, который, в первом случае вытекает из различных форм правовой деятельности государственных органов и общественных объединений, а во втором – понимается как система последовательных правовых операций, приемов, приводящая к конкретному результату – защите и восстановлению нарушенных прав человека. Одной из основных форм выражения правовой защиты является юридическая деятельность, как на уровне правотворчества, так и в сфере правоприменения.
Выбор способа защиты права
Обеспечение правовой защиты – обязанность государства, специальные органы которого отвечают за те или иные сферы общественной жизни, в которых может возникнуть угроза нарушения прав личности. Например, законодательством закреплено несколько возможных способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ):
1) признание права;
2) пресечение противоправных действий и восстановление того первоначального состояния в правах, которое этими действиями было нарушено;
3) признание недействительными юридических действий граждан и организаций, актов органов власти как на государственном, так и на муниципальном уровне, а также неприменение судами указанных актов, если они противоречат закону;
5) присуждение к исполнению соответствующего обязательства в натуре, помимо штрафа или иной денежной компенсации;
6) компенсация материального (возмещение убытков) и морального вреда;
7) взыскание неустойки (штрафа) – денежной суммы, которую должник обязан выплатит кредитору в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения обязательства (ст. 330 ГК РФ);
8) изменение или прекращение правоотношения.
Приведенный перечень способов, однако, не является исчерпывающим, поэтому граждане также вправе прибегать (в рамках закона) к иным различным способам правовой защиты как самостоятельно, так и с помощью профессиональных юристов, консультацию которых можно получить в специальных центрах правовой защиты. Выбор истцом того или иного способа защиты права, когда федеральным законом для отдельных категорий дел не предусмотрены конкретные способы защиты, осуществляется по его усмотрению (ст. 9 ГК РФ) и определяется спецификой защищаемого права и характером правонарушения. Следует отметить, что, несмотря на важность правильного определения квалификации спорного правоотношения, возможная ошибка в таком определении или в выборе истцом ненадлежащего способа защиты права не является основанием для отказа судом в принятии искового заявления, его возвращения или оставления без движения (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). Может показаться, что данная правовая позиция порождает неопределенность в вопросе о соотношении права суда на юридическую квалификацию спорного правоотношения и права истца на выбор гражданско-правового способа защиты. Однако, принимая во внимание тот факт, что изменение предмета и основания иска – суть принципа диспозитивности – это прерогатива истца, а суд лишь вправе уточнять предмет иска, не выходя за рамки искового требования и не изменяя его по своей инициативе, названная выше неопределенность устраняется, и судьба процесса в данном случае будет зависеть от волеизъявления истца.
В то же время на практике переквалификация требования зачастую происходит без какого-либо ознакомления сторон, что ограничивает права и интересы как истца, чьи интересам может не соответствовать новый способ защиты, так и ответчика, который будет приводить контраргументы в рамках выбранного истцом, а не судом способа защиты, что негативно влияет на состязательность в процессе.
Международная защита прав человека
К основным правовым источникам, регламентирующим международную защиту прав человека, относятся:
- Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.);
- два Пакта (1966 г.): о гражданских и политических правах; об экономических, социальных и культурных правах;
- договоры ООН по правам человека (конвенции);
- региональные акты и конвенции (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (1975 г.), Американская конвенция о правах человека (1969 г.), Арабская хартия прав человека (2004 г.) и другие).
Международная защита прав человека осуществляется на трех уровнях:
1. Международный. Его формирование связывают, в первую очередь, с деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированных органов по правам человека (Комиссия ООН по правам человека, Комитет по правам человека – контролирующий орган ООН, Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Международный Суд ООН). Благодаря принятым ООН международным нормативным правовым актам и была создана международная система гуманитарной защиты.
2. Региональный. Его основа – территориальная общность государств и уровень их социально-экономического развития, что позволяет выделить несколько самостоятельных региональных систем защиты прав человека:
- Европейская;
- Межамериканская;
- Африканская;
- Арабская;
- региональная система стран СНГ.
3. Национальный. Он существует для индивидуальной адаптации международных стандартов защиты прав человека на уровне отдельного государства, с учетом его культурных традиций, менталитета и господствующей религии.
Для достижения необходимого уровня реализации и надлежащего применения и соблюдения международных гуманитарных норм существует несколько контрольных механизмов:
1) рассмотрение жалоб, представляемых Комитету ООН, который выносит по ним соответствующие решения, обязательные для исполнения государствами, которым они адресованы;
2) представление докладов государствами с информацией о соблюдении прав человека и их защите на национальном уровне;
3) судебный контроль, осуществляемый Европейским, Межамериканским Судами по правам человека и Международным уголовным судом.
Следует отметить, что Комитет ООН, а также Европейский Суд принимают к рассмотрению только те жалобы, которые соответствуют определенным условиям:
- исчерпаны все внутренние способы защиты нарушенного права;
- срок исковой давности для обращения в Европейский Суд – 6 месяцев с момента вынесения последнего судебного решения на территории государства;
- жалоба обоснована заявителем, не анонимна, подается самим потерпевшим;
- подача жалобы одновременно в Комитет ООН и в Европейский Суд невозможна.
Источник