- Способы охраны объектов ведомственной охраной
- Федеральный закон от 14.04.1999 г. № 77-ФЗ
- РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
- О ведомственной охране
- (В редакции федеральных законов от 15.06.2006 № 88-ФЗ; от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 07.05.2009 № 89-ФЗ; от 25.11.2009 № 267-ФЗ; от 22.11.2010 № 305-ФЗ; от 27.06.2011 № 156-ФЗ; от 20.04.2014 № 75-ФЗ; от 21.07.2014 № 259-ФЗ; от 13.07.2015 № 216-ФЗ; от 13.07.2015 № 230-ФЗ; от 03.07.2016 № 227-ФЗ; от 03.07.2016 № 288-ФЗ; от 05.12.2017 № 391-ФЗ)
Способы охраны объектов ведомственной охраной
Охрана объектов с применением технических средств охраны
134. Технические средства охраны применяются в целях повышения надежности охраны объектов и сокращения численности личного состава караула. Они включают: периметровые и объектовые средства обнаружения, технические средства предупреждения и воздействия, аппаратуру сбора и обработки информации, средства управления (контроля) доступом на объект, технические средства наблюдения, системы электропитания, кабельные и проводные линии, средства связи системы охраны объектов, а также средства обеспечения эксплуатации технических средств охраны.
Надежность охраны объектов с применением технических средств охраны достигается: правильным выбором типа технических средств охраны и использованием их в комплексе с инженерными заграждениями и сооружениями на постах; скрытностью проводимых мероприятий по установке средств охраны и их маскировкой; ограничением круга лиц, допущенных к их установке и эксплуатации; закреплением технических средств охраны за конкретными должностными лицами; высоким качеством монтажа, постоянным обслуживанием и контролем за их состоянием; бдительностью и своевременностью действий личного состава караула при срабатывании технических средств охраны.
Для усиления охраны специальных объектов может применяться система средств физической защиты, являющаяся составной частью охраны. Порядок ее использования и применения определяется соответствующими руководствами и инструкциями.
135. Тип и количество применяемых на объекте технических средств охраны определяются в зависимости от его важности, физико-географических, эксплуатационных и других особенностей.
Технические средства предупреждения и воздействия заряжаются в соответствии с руководствами и инструкциями по их эксплуатации и находятся на охраняемых объектах в заряженном состоянии с включенными предохранителями (блокировками).
136. Аппаратура сбора и обработки информации технических средств охраны, пожарной сигнализации устанавливается в караульном помещении, в комнате начальника караула или в специально предназначенной для этого комнате — пультовой. Для обеспечения непрерывной работы технических средств охраны устанавливается автономный (резервный) источник питания. Пожарной сигнализацией объекты оборудуются в соответствии с установленными нормами и перечнями. При наличии в гарнизоне (воинской части) пожарной команды аппаратура приема сигналов пожарной сигнализации может устанавливаться в помещении этой команды.
Поддержание в исправном состоянии технических средств охраны осуществляется предназначенным для этого штатным подразделением, а при его отсутствии — эксплуатационной группой во главе с офицером или прапорщиком (мичманом), назначенной командиром воинской части (начальником объекта).
137. Охрана и оборона объектов, оборудованных техническими средствами охраны, могут осуществляться с выставлением часовых, способом дежурства контрольно-охранных групп или смешанным способом. Способ дежурства контрольно-охранных групп является основным. При всех способах для усиления охраны объектов могут использоваться караульные собаки (приложение N 11).
Решение о применении технических средств охраны и необходимости выставления в этих случаях часовых, а также использования караульных собак принимается командирами (начальниками), имеющими право утверждать расписания караулов (статья 143 настоящего Устава).
138. С выставлением часовых обычно охраняются оборудованные техническими средствами охраны склады с вооружением, боеприпасами, зоны хранения вооружения и военной техники боевой и строевой групп эксплуатации постоянных парков воинских частей и другие объекты, требующие постоянного наблюдения и усиленной охраны. Часовые в этих случаях несут службу, как указано в статьях 204 — 217 настоящего Устава.
Контроль за аппаратурой сбора и обработки информации технических средств охраны осуществляет помощник начальника караула (оператор) по техническим средствам охраны, а в его отсутствие — начальник караула или его помощник (разводящий).
139. Дежурство контрольно-охранных групп заключается в непрерывном контроле оператора за аппаратурой сбора и обработки информации технических средств охраны, периодической проверке контрольно-охранными группами постов и постоянной их готовности к действиям в случае несанкционированного срабатывания технических средств охраны.
Проверка постов осуществляется по графику контрольно-охранными группами, в состав каждой из которых могут входить: начальник караула (помощник начальника караула, соответствующий разводящий), помощник начальника караула (оператор) по техническим средствам охраны, один-два караульных, а при использовании для усиления охраны объектов караульных собак и помощник начальника караула по службе караульных собак (вожатый караульных собак).
В ходе проверки наружным осмотром проверяются состояние ограждения, контрольно-следовой полосы, дверей (ворот), окон и стен хранилищ (складов), количество и соответствие печатей (пломб) слепкам (оттискам), а также функционирование технических средств охраны.
140. Смешанный способ охраны объектов заключается в сочетании способа дежурства контрольно-охранных групп с одновременным выставлением часовых на отдельные участки периметра или на посты у зданий (помещений).
Источник
Федеральный закон от 14.04.1999 г. № 77-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ведомственной охране
Принят Государственной Думой 17 марта 1999 года
Одобрен Советом Федерации 31 марта 1999 года
(В редакции федеральных законов от 15.06.2006 № 88-ФЗ; от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 07.05.2009 № 89-ФЗ; от 25.11.2009 № 267-ФЗ; от 22.11.2010 № 305-ФЗ; от 27.06.2011 № 156-ФЗ; от 20.04.2014 № 75-ФЗ; от 21.07.2014 № 259-ФЗ; от 13.07.2015 № 216-ФЗ; от 13.07.2015 № 230-ФЗ; от 03.07.2016 № 227-ФЗ; от 03.07.2016 № 288-ФЗ; от 05.12.2017 № 391-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
ведомственная охрана — совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств; (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 03.07.2016 № 227-ФЗ)
охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество (далее — имущество), подлежащие защите от противоправных посягательств;
пропускной режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;
внутриобъектовый режим — порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности.
Статья 2. Основные задачи ведомственной охраны
Основными задачами ведомственной охраны являются:
защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;
обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Иные задачи на ведомственную охрану могут быть возложены в соответствии с федеральными законами.
Статья 3. Основные принципы деятельности ведомственной охраны
Ведомственная охрана осуществляет свою деятельность на основе принципов:
уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
взаимодействия с государственными органами обеспечения безопасности.
Статья 4. Правовое регулирование деятельности ведомственной охраны
Правовое регулирование деятельности ведомственной охраны осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
Статья 5. Организация ведомственной охраны
Имеющие право на создание государственной ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом могут быть установлены имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы, не являющиеся федеральными органами исполнительной власти, организации. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)
Нормы численности работников ведомственной охраны, структура органов ведомственной охраны, порядок организации деятельности ведомственной охраны, в том числе при осуществлении физической охраны объектов, охраны объектов с использованием технических средств охраны, охраны имущества при его транспортировке, определяются положениями о ведомственной охране, которые разрабатываются имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждаются Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)
Статья 6. Работники ведомственной охраны
Работниками ведомственной охраны могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, годные по состоянию здоровья и деловым качествам к выполнению задач, возложенных на ведомственную охрану.
На работников ведомственной охраны распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)
Работники ведомственной охраны обязаны ежегодно проходить профилактический медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок прохождения указанного профилактического медицинского осмотра и форма заключения, выдаваемого по его результатам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Порядок прохождения периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, устанавливается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 13.07.2015 № 230-ФЗ; от 03.07.2016 № 227-ФЗ)
Профессиональная подготовка работников ведомственной охраны проводится в порядке, определенном имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 03.07.2016 № 227-ФЗ)
Работники ведомственной охраны исполняют должностные обязанности в форменной одежде, при наличии служебных удостоверений и жетонов, образцы которых разрабатываются и утверждаются имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 03.07.2016 № 227-ФЗ)
Запрещается использование образцов форменной одежды, применяемых в государственных военизированных организациях.
Работники ведомственной охраны после прохождения профессиональной подготовки и медицинского осмотра при исполнении должностных обязанностей имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Часть введена — Федеральный закон от 27.06.2011 № 156-ФЗ)
Статья 7. Ограничения при приеме на работу в ведомственную охрану
Гражданин не может быть принят на работу в ведомственную охрану в случаях:
признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
наличия у него неснятой или непогашенной судимости;
отсутствия регистрации по месту жительства;
наличия подтвержденного заключением медицинской организации заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;
лишения его права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься охранной деятельностью приговором суда, вступившим в законную силу.
Статья 8. Охраняемые объекты
Ведомственная охрана осуществляет защиту:
охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)
объектов, являющихся собственностью Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (в том числе закрепленных за ее учреждениями на праве оперативного управления);
объектов, являющихся собственностью акционерных обществ (их дочерних обществ) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
объектов, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за подведомственными Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» федеральными государственными унитарными предприятиями;
объектов, являющихся собственностью Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (в том числе закрепленных за ее учреждениями на праве оперативного управления);
объектов, являющихся собственностью акционерных обществ (их дочерних хозяйственных обществ) Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;
объектов, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, в отношении которых Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» осуществляет от имени Российской Федерации права собственника имущества (функции учредителя);
объектов, являющихся собственностью Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»;
объектов, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, в отношении которых Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» осуществляет права собственника имущества;
объектов, являющихся собственностью организаций Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех».
(Часть в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 216-ФЗ)
Ведомственная охрана организации — собственника Единой системы газоснабжения осуществляет защиту объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанной организации и (или) ее дочерним обществам, и продукции, поставляемой по государственному контракту. (Часть введена — Федеральный закон от 20.04.2014 № 75-ФЗ)
Ведомственная охрана стратегического акционерного общества, осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, принадлежащих ему и (или) акционерным обществам, более 50 процентов голосующих акций (долей в уставном капитале) которых находится в собственности этого стратегического акционерного общества или его дочерних обществ, осуществляет защиту объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанным организациям, и продукции, поставляемой по государственному контракту. (Часть введена — Федеральный закон от 20.04.2014 № 75-ФЗ)
Ведомственная охрана стратегического акционерного общества, ведущего деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья, осуществляет защиту объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанному стратегическому акционерному обществу и (или) его дочерним обществам, и продукции, поставляемой по государственному контракту. (Часть введена — Федеральный закон от 20.04.2014 № 75-ФЗ)
Ведомственная охрана стратегического акционерного общества, ведущего деятельность по добыче природных алмазов, осуществляет защиту объектов алмазодобывающей промышленности, принадлежащих на праве собственности указанному стратегическому акционерному обществу и его дочерним обществам. (Часть введена — Федеральный закон от 03.07.2016 № 288-ФЗ)
Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов, осуществляется в соответствии с заключенными договорами. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)
Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)
(Статья в редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)
Статья 9. Специальные средства и огнестрельное оружие, используемые ведомственной охраной
Работники ведомственной охраны при исполнении должностных обязанностей имеют право на использование специальных средств и служебного огнестрельного оружия.
Специальные средства, виды, типы и модели служебного огнестрельного оружия, патронов к нему, а также нормы обеспечения ими работников ведомственной охраны определяются Правительством Российской Федерации.
Имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы и организации могут получать во временное пользование на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них обязанностей по защите охраняемых объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации об оружии. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 03.07.2016 № 227-ФЗ; от 05.12.2017 № 391-ФЗ)
Оборот служебного огнестрельного оружия, боевого ручного стрелкового оружия, патронов и боеприпасов к нему осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об оружии.
Правила приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств определяются Правительством Российской Федерации.
Ведомственная охрана в государственных военизированных организациях использует боевое ручное стрелковое оружие, находящееся на вооружении указанных организаций, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Финансирование и материально-техническое обеспечение ведомственной охраны
Финансирование и материально-техническое обеспечение ведомственной охраны осуществляются за счет средств федеральных государственных органов, имеющих право на создание ведомственной охраны, и (или) средств собственников охраняемых объектов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ)
Работникам ведомственной охраны выплачивается заработная плата, они обеспечиваются вещевым довольствием, форменной одеждой и снаряжением в порядке и соответствии с нормами, которые устанавливаются имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 03.07.2016 № 227-ФЗ)
ГЛАВА III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
Статья 11. Права работников ведомственной охраны
Работники ведомственной охраны имеют право:
требовать от работников, должностных лиц охраняемых объектов и других граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов;
проверять на охраняемых объектах у лиц документы, удостоверяющие их личность, а также документы, дающие право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;
производить досмотр транспортных средств при въезде (выезде) на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;
проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах, состояние инженерно-технических средств охраны; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу возникновения пожаров, безопасности людей, а также условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий;
производить административное задержание и доставление в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, а также производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения. Обеспечивать охрану места происшествия и сохранность указанных вещей и документов;
применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов и осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений;
использовать транспортные средства собственников охраняемых объектов для преследования лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, и доставления их в орган внутренних дел.
Статья 12. Обязанности работников ведомственной охраны
Работники ведомственной охраны обязаны:
обеспечивать защиту охраняемых объектов от противоправных посягательств;
осуществлять мероприятия по предупреждению нарушений пропускного и внутриобъектового режимов;
пресекать преступления и административные правонарушения на охраняемых объектах;
осуществлять поиск и задержание лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты;
участвовать в установленном порядке в осуществлении контроля за соблюдением противопожарного режима, тушении пожаров, а также в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах;
участвовать в проведении мероприятий по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
оказывать в пределах своей компетенции содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.
ГЛАВА IV. ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ РАБОТНИКАМИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
Статья 13. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны
Работники ведомственной охраны имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия на охраняемых объектах, а также вне охраняемых объектов при преследовании лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемых объектах.
При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия работники ведомственной охраны обязаны:
стремиться в зависимости от характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой вред, причиняемый при этом, был минимальным;
предупредить о намерении применить их, а в исключительных случаях, когда промедление с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо работников ведомственной охраны или может повлечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреждения;
обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных с
Источник