- История. Первобытные собиратели и охотники
- Древнейшие люди
- Охота и собирательство – что это?
- На пути эволюции
- Первые общины
- Распределение ролей
- Зарождение искусства
- Особенности преподавания темы
- Проверочная работа
- Охота первобытных людей – как древние люди охотились на животных: виды и способы охоты.
- История. 5 класс
История. Первобытные собиратели и охотники
Изучать историю современные школьники начинают в 5-м классе. Первой темой, с которой начинается их знакомство с удивительным миром прошлого, является «Первобытные собиратели и охотники». Это интересный и полезный материал, позволяющий погрузиться в мир примитивных людей и понять особенности жизни и быта.
Древнейшие люди
Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.
Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.
Охота и собирательство – что это?
В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.
Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:
- использование примитивных орудий труда;
- овладение огнем.
И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.
На пути эволюции
С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.
Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.
Добычей нередко становились следующие представители фауны:
Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.
Первые общины
На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:
- Наличие родственных связей.
- Четкая внутренняя иерархия.
- Общность жилища, пищи, запасов.
- Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.
Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.
Распределение ролей
Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.
Основная функция мужчин заключалась в охоте. Женщины же готовили пищу, собирали коренья и плоды, воспитывали детей, занимались пошивом одежды и поддерживали огонь. Они пользовались в общине почетом и уважением. Нередко родовая община могла иметь тотем – некое животное, от которого, как полагали древние люди, они и произошли. На тотемное животное охота не велась, хотя в некоторых примитивных современных племенах съесть своего «предка» особенно почетно. Чаще всего в качестве тотема использовались те животные, которых люди наблюдали постоянно: волки, лисицы, бизоны, медведи и прочие.
Зарождение искусства
В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.
Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.
Особенности преподавания темы
Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.
Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.
Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.
Проверочная работа
Итак, ключевой темой, которая откроет мир истории древнего мира, является «Первобытные собиратели и охотники». В 5 классе обязательно провести тестирование, которое позволит выявить, насколько хорошо школьники усвоили материал. В проверочную работу следует включить ряд вопросов:
- Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
- Как называется ученый, который занят раскопками?
- Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.
Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.
Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:
- Чем отличался древнейший человек от животного?
- По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?
Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.
Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.
Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.
Источник
Охота первобытных людей – как древние люди охотились на животных: виды и способы охоты.
Первобытные люди питались за счет собирательства и охоты. Охотники добывали основную массу всей пищи, а также шкуры – ценные источники тепла, кости – материал для строительства и изготовления орудий труда и охоты.
В зависимости от региона обитания, первобытные люди охотились на разных млекопитающих: кабанов, козлов, быков, медведей, слонов и мамонтов. Охота на небольших особей проводилась несколькими людьми с помощью дубинок, лука со стрелами или копья. При этом животное выбиралось либо раненое, либо отбившееся от стада. Также часто использовался способ приманки. К примеру, охотники привязывали пойманное животное и прятались. Как правило, к нему подходили другие особи и тут же попадали в засаду.
Гораздо тяжелей давалась первобытным людям охота на крупных животных: бизонов, слонов и мамонтов. Чаще всего для этой цели использовался загонный способ, в котором участвовала вся мужская часть племени. Выследив стадо крупных млекопитающих, первобытные люди начинали гнать его шумом, криками и пугать огнем, постепенно загоняя в заранее подготовленную ловушку. Как правило, это была очень глубокая яма, крутой обрыв или узкое ущелье. Одно или несколько животных, попадая в ловушку, разбивались, а еще живых особей племя добивало копьями, камнями и дубинами. Постепенно добычу разделывали и переносили поближе к жилищам.
Смотрите на картинках и видео — как охотились древние люди:
Видео: 10 Охота на мамонта в Прииртышье Как охотились древние люди
Видео: Amazon Ya̧nomamö Indians hunting peccary, tapir, deer and monkey
Видео: Неизвестная Планета. Первобытные охотники
Видео: Desert of Skeletons. Hunting Day | Tribes — Planet Doc Full Documentaries
Источник
История. 5 класс
Конспект урока
История, 5 класс
Урок 3. Первобытные собиратели и охотники
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Появление древнейших людей.
- Жизнь древнего человека.
- Родовая община.
- Искусство и вера первобытного человека.
Первобытное общество (также доисторическое общество, доисторическая эпоха) – это период в истории человечества до изобретения письменности.
Собирательство – это одна из древнейших форм хозяйственной деятельности человека, состоящая в собирании пригодных в пищу природных ресурсов: дикорастущих съедобных кореньев, плодов, ягод, мёда и т. д.
Религиозные верования – это система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное.
Родовая община – это большой коллектив, объединенный как родством, так и хозяйственной жизнью.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
- Марков А. В. Эволюция человека. В 2 томах. – М.: Астрель, 2011.
- Д’Эрвильи. Приключения доисторического мальчика. – М.: Эксмо, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Около 2,5 миллионов лет назад, согласно исследованиям, появились первобытные собиратели и охотники, которых принято называть древнейшими людьми. Останки австралопитеков и питекантропов – далёких предков современного человека – были обнаружены в Африке, которая считается прародиной человечества.
Происхождение человека до сих пор остается загадкой. Существует ряд версий того, как это происходило. Основных теорий происхождения человека две: сотворение и эволюция. Рассмотрим их по порядку.
Представление о том, что человек был сотворён высшими существами, появилась одновременно с людьми. В древности люди передавали знания о мире в виде мифов и сказок. Поэтому, у каждого народа были свои образы, свои сюжеты сотворение человека.
В XVIII веке возникла теория эволюции. Её суть заключается в том, что нашу планету населяли живые существа, которые со временем совершенствовались.
Приплюснутый широкий нос на грубом лице, массивный надбровный валик, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, – таков портрет древнейшего человека, очень похожего на обезьяну. Ходили люди еще не совсем прямо, походка была прыгающая. Длинные руки достигали колен. Разговаривать они еще не умели и, как животные, криками отпугивали хищников или звали на помощь в случае опасности. Следует отметить, что жили люди человеческими стадами, потому что выжить в одиночку было невозможно.
Одно из отличий человека от животного – это умение создавать нечто новое. Древнейшие люди уже миллионы лет назад научились изготавливать орудия труда. Давайте представим, как это было. Вот они подошли к речушке, отыскали на мелководье подходящие камни – гладкую округлую гальку. Именно из неё, ударяя одну об другую, наши далёкие предки изготавливали первые орудия труда: рубило, скребок, гарпун для ловли рыбы.
Род Homo продолжал совершенствоваться. Самый древний вид людей – австралопитеки. Они эволюционировали в Homo habilis (человека умелого), потом был Homo Erectus (человек прямоходящий) и только около 40 тысяч лет назад появился Homo sapiens (человек разумный). У ветви человека разумного было две подветви: Homo sapiens neandertalis и Homo sapiens sapiens. С точки зрения эволюции современные люди принадлежат к виду Homo sapiens sapiens.
Люди постепенно становились всё более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Её отличали несколько черт: наличие родственных связей, четкая внутренняя иерархия, общность жилища, пищи, запасов, совместная охота, собирательство и забота о потомстве.
Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Учёные полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.
В первобытную эпоху зародилось и примитивное искусство. Ярким доказательством этого факта служит наскальная живопись, которую мы можем увидеть на стенах пещер. Самыми известными являются пещеры Альтамира в Испании, Ласко во Франции, Капова пещера в России.
Археологи находят и скульптуры – фигурки пышнотелых женщин, символизирующих материнство.
Зародилась музыка, которая сопровождает человека уже на протяжении более 50 тысяч лет.
Первобытные люди пытались понять, почему спящие видят сны. У них возникла вера, что в каждом человеке обитает душа, которая после смерти отправляется в «страну мёртвых», где они также живут родовыми общинами, занимаются охотой и собирательством. Это объясняет наличие пищи, одежды, оружия и украшений в могилах древнейших людей.
Вера в душу, колдовство, сверхъестественные силы принято называть религиозными верованиями.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Разгадайте ребус.
Пояснение: Этот ребус разгадать легко и вспомнить этот материк как прародину человечества.
Задание 2. Решите кроссворд.
1. Орудие, употребляемое для охоты, преимущественно на морских и вообще водных животных.
2. Одно из древнейших орудий человека, представляет собой палку с утолщением на боевой стороне.
3. Ручной топор – орудие труда первобытного человека.
4. Колющее оружие, состоящее из длинного древка с острым каменным или костяным наконечником.
Пояснение: Это довольно известные орудия труда, но если вопросы кроссворда вызывают затруднения, то необходимо обратиться к дополнительной литературе.
Источник