Способы огранки ювелирных камней

Виды огранки драгоценных камней: 12 фото 25.07.2019 – Опубликовано в: Интересное Просмотры: 1 965

Люди начали придавать форму камням при помощи огранки с незапамятных времён. Сегодня гранение – это целая наука, которая требует от мастера весомого багажа специальных знаний. Некоторые из них не повредят и простому покупателю, который хочет приобрести красиво обработанный экземпляр.

Названия частей драгоценного камня

Техники обработки камней

  • Шлифовка (кабошон).
  • Фацетная обработка – собственно огранка.
  • Ступенчатая огранка. Заключается в создании крупных фацетов (граней) на разной высоте, позволяет подчеркнуть красоту структуры камня.
  • Клиньевая огранка. Мелкие фацеты, расположенные под разным углом, великолепно отражают свет.
  • Фантазийная огранка – смешанный тип гранения.

Основные виды (типы) огранки драгоценных камней

Кабошон

Форма: круг, овал, квадрат, треугольник, груша (слеза)

Количество граней: 0

Название этой формы огранки драгоценных камней происходит от французского слова caboche – «голова». Кабошон долгое время был единственной альтернативой необработанному кристаллу – например, первая грубая шлифовка бриллиантов начала применяться только в 14 веке.

В наше время мастера выбирают шлифовку и полировку до идеальной гладкости в двух случаях: 1) если нужно раскрыть необычный оптический эффект минерала (астеризм, иризацию, «кошачий глаз»); 2) если нужно углубить цвет полупрозрачного драгоценного камня или замаскировать большое количество включений в его структуре. Последний вариант часто используют при обработке изумрудов, рубинов и сапфиров низкого качества.

Кабошон может быть плоским, вогнутым или объёмным.

Бриллиантовая огранка

Форма: круг, овал, сердце, груша

Количество граней: 57, 17, для крупных камней – 102, 86 или 74.

Отличительные особенности: закруглённые линии, восьмиугольная площадка, высокая корона, глубокий павильон

Суперпопулярная классическая огранка, которая максимально раскрывает блеск камня, позволяет лучам света свободно преломляться сквозь его поверхность и переливаться в гранях.

История этого вида огранки берёт начало в 19 веке, после изобретения паровой затирочной машинки и циркулярной пилы с механическим приводом. Развитие прогресса позволило не только мечтать об идеальной симметрии, но и технически её реализовать.

Стиль гранения первых закруглённых бриллиантов того времени сегодня принято называть староевропейским. Ювелиры долго соревновались в мастерстве, пока в начале 20 века не был наконец найден современный бриллиантовый стандарт. Лавры за его разработку достались бельгийскому огранщику Марселю Толковскому, который создал идеальную форму красоты с помощью инженерных расчётов. По сравнению со староевропейским вариантом, бриллиант Толковского имеет намного более широкую площадку и более короткий павильон. Потери исходного материала при его создании составляют до 50%.

Маркиза

Количество граней: 55

Отличительная особенность: заострённый с двух сторон контур площадки

Легенда гласит, что бриллиант эллиптической формы были создан парижскими мастерами специально для маркизы де Помпадур, знаменитой фаворитки Людовика Пятнадцатого. Второе название разновидности огранки – navette (челнок). Чаще всего такие камни обрамляют кольцом, но иногда они встречаются также на ожерельях и серьгах.

Бриолет

Количество граней: 56

Отличительные особенности: несимметричная геометрическая форма, рундист полностью отсутствует

Бриолет появился примерно в 17 веке и был очень популярен до середины викторианской эпохи. Этот вид огранки драгоценных камней по умолчанию предполагает создание подвески, поскольку камень без рундиста невозможно установить на любое другое украшение. Многочисленные ромбовидные грани великолепно переливаются при свете ламп и свечей, но в современном освещении выглядят тускло, поэтому бриолет считается винтажной огранкой.

Читайте также:  Фурагин способ применения у детей

Триллиант (триллион, триэль)

Количество граней: от 19 до 52

Авторы этого вида огранки камней – голландские ювелиры братья Ашеры. Их технология была молниеносно скопирована другими огранщиками и даже запатентована в 1962 году одной нью-йоркской компанией. Но срок патента давно истёк, и в наше время триллиантами принято называть все ювелирные вставки треугольной формы.

Принцесса

Форма: квадрат, прямоугольник

Количество граней: 65 или 75

Отличительные особенности: вес сосредоточен в павильоне, благодаря чему игра света происходит в глубине камня

Пожалуй, самый популярный вид четырёхугольной огранки ювелирных камней. В отличие от круглой бриллиантовой огранки, «принцесса» сохраняет большую часть исходного материала, поэтому камни такой формы стоят относительно недорого.

Изумрудная огранка

Форма: прямоугольник со срезанными углами

Количество граней: от 50 до 65

Отличительные особенности: ступенчатая конструкция, горизонтальные грани с разным наклоном

Изумрудная огранка используется не только для обработки одноимённого самоцвета, но и для других ювелирных минералов, которые кристаллизуются в призмообразных формах. Предпочтение отдаётся качественным образцам – крупные грани позволяют в полной мере продемонстрировать богатство цвета и однородность структуры камня.

Багет

Количество граней: 14

Отличительные особенности: ступенчатая конструкция, вытянутая форма площадки

Название этого вида огранки переводится как «стержень» или «палка». Впервые он был представлен ювелирным домом Cartier в коллекции 1912 года. Внешне багет напоминает изумрудную огранку, но отличается меньшим количеством фацетов и применяется только для обработки мелких камней.

Ашер

Форма: квадрат с обрезанными углами

Количество граней: 74

Отличительные особенности: высокая корона, идеальная симметрия

Эта разновидность квадратной огранки была создана в 1902 году голландским ювелиром Джозефом Ашером, одним из основателей Royal Asscher Diamond Company. Он взял за основу стандартную форму квадратного бриллианта, добавил дополнительные ряды и сделал углы закруглёнными. Это позволило добиться максимального блеска и высоких дисперсионных свойств, однако потеря исходного веса камня увеличилась на 15%. Пик популярности ашеров пришёлся на 1930-е годы, после чего они стали использоваться реже и преимущественно на мужских перстнях.

Вот и все основные формы огранки, о которых хотелось рассказать. А какая больше всего понравилась вам?

Источник

Виды ювелирной огранки камней и их особенности

Огранка драгоценных камней – один из важных этапов технической обработки камня, от которого зависит внешний вид, а значит и цена готового изделия. Причём, важна не столько форма, сколько качество работы – точность нанесения граней, а также умение мастера подобрать ту или иную технику к конкретному минералу. Будет ли камень блистать в дорогом украшении либо окажется негодным – зависит от квалификации ювелира.

Цель огранки

Огранка драгоценных и полудрагоценных камней – кропотливая и трудоёмкая работа. Главная задача ювелира – получить из невзрачного куска породы идеальный кристалл. Чтобы создать безупречный камень, необходимо добиться следующих целей:

  • С помощью граней максимально раскрыть игру света.
  • Сохранить или приумножить глубину цвета.
  • Создать идеальную форму.

Достичь поставленных задач можно только тогда, когда учтены физические свойства конкретного минерала – твёрдость, хрупкость, чистота, оптические показатели. Эти моменты влияют на выбор способа огранки, количества граней, упор на сохранность цвета или же первоначальной массы самородка.

Ювелирная терминология

Прежде чем оценивать качество огранки, необходимо знать некоторые термины, которыми пользуются мастера при выполнении данного вида обработки самоцветов.

Для увеличения схемы кликните по ней.

Огранка минерала подразумевает разделения материала на такие зоны:

  • Площадка или лицевой фацет – самая большая грань камня, верхнее плоское основание. Ширина площадки измеряется в процентном соотношении к общей ширине самородка.
  • Павильон – нижняя часть камня.
  • Рундист – линия, отделяющая павильон от верхней части самоцвета. Эта граница задаёт периметр камня. Рундист служит местом закрепления огранённого минерала в оправе изделия.
  • Корона – верхняя часть камня, располагающаяся над рундистом и окружающая площадку.
  • Калетта – нижняя точка огранённого самородка. Изредка каллета, как элемент огранки, отсутствует. Иногда отсутствие этой части говорит о повреждении минерала.
Читайте также:  Риниколд способ применения таблетки

Высекаемые грани также называют фацетами. Зависимо от вида огранки на один кристалл наносится до 240 фацетов. Каждая грань должна быть идеально ровной и располагаться под конкретным углом. При соблюдении пропорций в итоге удаётся полностью раскрыть красоту минерала.

Стили огранки

Выбор техники обработки камня зависит от разновидности минерала. Для непрозрачных самородков используется техника «кабошон» или попросту шлифовка. Прозрачные и полупрозрачные самоцветы гранят фацетной (или фасетной) огранкой.

Техника «Кабошон»

Шлифовка считается самым древним стилем обработки минералов. Для придания куску породы привлекательных форм, мастера отсекали лишние части кристалла и с помощью шлифовки добивались гладкой, ровной, блестящей поверхности. Сегодня этот способ обработки, названный «кабошоном», применятся к непрозрачным или частично пропускающим свет самоцветам.

Форма кабошона предусматривает выпуклость поверхности, что выгодно отражает световой поток. С обратной стороны отшлифованные камни плоские. Этот стиль особенно хорошо подчёркивает красоту минералов с эффектом кошачьего глаза или звездчатых камней, на поверхности которых красуется рисунок лучевой звезды.

Фацетная огранка

Для обработки драгоценных и полудрагоценных самоцветов применяется фацетная огранка, которая заключается в нанесении на поверхность камня определённого количества плоских граней. Такой вид обработки предусматривает несколько стилей:

  • Ступенчатый. Используя такой стиль, мастера делают боковые фацеты в форме равнобедренных треугольников либо трапеций. Площадка камня имеет вид многоугольника. Сами грани, имитируя ступеньки, наносятся друг над другом. Ступенчатая обработка также включает технику огранки таблицей – простая разновидность, предусматривающая всего две ступени (низ и верх).
  • Клиньевидный. Техника предусматривает комбинацию треугольных граней, создающих четырёхгранные пирамиды с трапецевидным основанием.
  • Фантазийный. Этот стиль объединяет в себе две техники – ступенчатую и клиньевидную.

Фантазийные формы огранок

Смешанная (фантазийная) огранка считается самой сложной, требующей от мастера высокой степени профессионализма. Стоимость такого камушка будет соответствовать проделанной работе. В итоге получают самоцвет, играющий всеми красками и бликами при разном освещении.

Русская огранка

Этот стиль стоит отдельным особняком среди всевозможных техник обработки драгоценных камней. Русская огранка, как самостоятельный вид, стала известна в те времена, когда западный мир увидел бриллианты, огранённые русскими ювелирами.

Отличительной особенностью этого стиля выступает первоочерёдность формы и симметрии, а не сохранность исходной массы минерала. Таким образом, русские мастера нещадно отсекали необходимое количество сырья, получая на выходе безупречно огранённый алмаз без малейших следов полировки или царапин. Этот совершенный стиль обработки используется сегодня повсеместно, а камни русской огранки считаются самыми дорогостоящими.

Приспособление для огранки

Многообразие разновидностей

Вставки из драгоценных камней в ювелирных украшениях пестрят разнообразием форм. Пытаясь раскрыть потенциал того или иного минерала, мастера годами придумывали различные способы нанесения фацетов, создавая шедевры привычных и необычных форм.

Основные виды огранок

Эту форму разработали ювелиры на заре XX века – эпоху, когда появились первые инструменты, с помощью которых стала возможной обработка самого твёрдого минерала на земле – алмаза. Классическая разновидность бриллиантовой огранки подразумевает нанесение 57 граней – 24 фацета располагают на павильоне и 33 фацета, включая площадку, наносят на корону. Некоторые алмазы обрабатывают проще, используя 17 или 33 фацета. Однако нанесение меньшего количества граней влечёт за собой значительную потерю исходной массы.

Круг

Изумруд

Эта форма ступенчатой огранки получила название благодаря элитному дорогостоящему самоцвету. Однако изумрудной огранкой обрабатывают не только одноимённый минерал, но и другие самородки, обладающие большими размерами и высокой степенью прозрачности. Выглядит такой камень, как прямоугольник со скошенными краями. «Изумруд» не предусматривает бриллиантового блеска или переливов, зато завораживает яркими вспышками света, отражающегося от поверхности камня.

Изумруд

Овальная форма стала популярной после 50-х годов ХХ века. Самоцветы в виде овала гранят клиньями, нанося 57 фацетов, что наделяет готовый камень ярким блеском и переливами. Овал лучше всего подходит для колец, зрительно утончая женские пальчики.

Овал

Маркиз

Благородное название отображает вытянутый овальный камень с заострёнными краями. Считается, что это наименование дано в честь одной из фавориток французского короля Людовика XV – маркизы де Помпадур. Эта особа славилась страстной любовью к украшениям, а также обворожительной улыбкой. Этот вариант предполагает нанесение 55 граней, блики которых напоминают улыбку маркизы и выгодно смотрятся в разных видах ювелирных изделий.

Маркиз

Груша

Очертания граней грушевидных кристаллов схожи с камнями вида «Маркиз». Такие самоцветы также по форме напоминают каплю, заострённый конец которой закрепляют в оправе изделия. Для получения камня «Груша», мастера наносят 55 или же 56 граней. Такой самоцвет привлекателен в подвесках или колье, так как визуально удлиняет шею обладательницы украшения.

Груша

Сердце

Такая форма считается самой женственной и романтичной, равно как и наиболее дорогостоящей. Трудоёмкий процесс огранки требует соблюдения пропорций ширины и длины самоцвета 1:1. Технология создания «сердечек» напоминает огранку грушевидных кристаллов.

Сердце

Принцесса

Это кристаллы квадратной или прямоугольной формы, зависимо от которой наносится разное число фацетов – 49, 65 или 68. «Принцесса» использовалась с конца 70-х годов прошлого века, находя применение, как вставка для обручальных колец. При этом углы камня обязательно фиксировались оправой.

Принцесса

Багет

Этот вариант ступенчатой огранки подходит только для минералов безупречного качества, так как малейшие изъяны самородка просматриваются даже без увеличения. Тем не менее, прямоугольный «Багет» смотрится благородно и респектабельно.

Багет

Форма «Ашер» похожа на изумрудную огранку, только с большим числом уровней. Зависимо от размера исходного сырья, мастер наносит от 25 граней, увеличивая число фацетов до 49, 72 или больше для крупных самоцветов. Обретя популярность в 30-х годах ХХ века, «Ашер» и сегодня держит свои позиции.

Ашер

Октагон

Октагон представляет собой ступенчатый восьмигранник. Преимущества разновидности – раскрытие чистоты самоцвета, игры переливов, а также защита от всевозможных повреждений хрупкого самородка.

Октагон

Радиант

Радиант – результат совмещения форм огранки «Принцесса» и «Изумруд», раскрывающий цвет, блеск и чистоту кристалла. Такой восьмигранник создают из исходников больших размеров, чаще используя готовые вставки для мужских ювелирных изделий.

Радиант

Бриолет

Одна из первых форм обработки крупных вытянутых алмазов. Для создания «Бриолета» самоцвет вдоль диаметра покрывается треугольными гранями, которых в классическом случае 56 штук. Этот метод усиливает игру световых бликов камня.

Бриолет

Кушон

Огранка «Кушон» пришла со времён эпохи Барокко. В XVII – XVIII веках европейские бриллианты гранились «Кушоном», так как эта техника предполагала максимальную сохранность веса исходного сырья. Другое название формы – «Антик».

Кушон

Квадрат

Одна из форм ступенчатой огранки, предусматривающая одинаковую длину всех сторон самоцвета. Такие вставки выгоднее смотрятся в браслетах.

Квадрат

Триллион

Заключение

Качество огранки непосредственным образом влияет на красоту камня. Выбранная форма огранки, соблюдение пропорций, симметричность граней играют решающую роль при оценке приобретаемого изделия. Ведь от этих факторов зависит игра света, глубина и насыщенность цвета, чёткость форм самоцвета. Небрежность мастера приводит не только к утрате главных показателей качества, но и к повреждениям самородка, понижению стоимости, что автоматически переводит камень в категорию брака.

Источник

Читайте также:  Способ счисления с решением
Оцените статью
Разные способы