Способы оформления результатов по окружающему миру

Формирование метапредметных результатов обучения в рамках дисциплины «Окружающий мир»
статья по окружающему миру на тему

Представленный материал представляет собой статью о формировании метапредметных результатов обучения у младших школьников в рамках изучения интегративного курса «Окружающий мир».

Скачать:

Вложение Размер
pn-35_sektsiya_5_shablya_a.a.docx 20.68 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики, г.Уссурийск

Аннотация: в статье рассмотрены возможности дисциплины «Окружающий мир» по формированию метапредметных результатов обучения в начальной школе; приведены примеры и способы достижения планируемых результатов обучения.

Ключевые слова: метапредметные результаты; планируемые результаты обучения; дисциплина «Окружающий мир»; формирование представлений.

Вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) задает новые направления в поисках организации обучения младших школьников. Ведь правильно подобранные и хорошо организованные способы работы помогают формировать необходимые для последующей жизни компетенции; способствуют развитию универсальных учебных действий; содействуют развитию метапредметных результатов обучения.

Отличительной особенностью ФГОС начальной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система обучения организуется таким образом, что вместо традиционного представления о результатах обучения в виде конечной суммы знаний, умений и навыков, формулируются реальные виды деятельности, которыми школьники должны овладеть к концу обучения в начальной школе. Требования к результатам обучения сформулированы в виде системы планируемых результатов, которые детально представлены в тексте Стандарта. Особое место среди них занимают метапредметные результаты, поскольку они обеспечивают овладение учащимися «ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться» [10, с. 8]. Метапредметные результаты формируются на всех без исключения школьных предметах с учетом специфики и особенностей каждой из дисциплин.

Дисциплина «Окружающий мир» является одной из основополагающих в курсе начальной школы. На ее изучение в учебном плане выделяется по 2 часа на протяжении всех 4-х лет обучения. Предметное содержание дисциплины на протяжении всего обучения последовательно позволяет достигать тех результатов, которые определены в Стандарте. Связано это с тем, что материал в учебниках расположен циклично, а это позволяет постоянно повторять и углублять изученное ранее.

В ходе изучения дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе должны быть достигнуты следующие результаты:

1) Освоение доступных способов изучения природы и общества.

2) Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

3) Осознание целостности окружающего мира.

4) Освоение основ экологической грамотности и элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.

5) Освоение норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

6) Понимание особой роли России в мировой истории и воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы.

7) Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны.

В своей педагогической деятельности мы используем предметную линию учебников по дисциплине «Окружающий мир» А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкой 6, входящих в программу обучения в начальной школе «Перспектива» [9]. Спецификой учебников является то, что в них последовательно закладывается представление об окружающем мире в соответствии с концепцией, в основу которой положены три ключевых понятия: природа, культура, человек.

Используемая нами серия учебников позволяет формировать представленные выше результаты через предметное содержание. Это можно продемонстрировать на конкретных примерах по каждому из запланированных результатов.

1. Для освоения доступных способов изучения природы и общества учащимся даются задания и упражнения связанные с выполнением таких универсальных учебных действий как: наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация. Такого рода задания присутствуют в каждой из изучаемых тем курса . Например: внимательно понаблюдайте за поведением птиц с приходом весны и запишите сделанные вами наблюдения; сравните между собой приспособления животных к теплому и холодному климату и т.д. Более полное представление о подобных заданиях можно получить, обратившись к учебникам.

2. Для развития навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире учащимся даются задания по типу «что будет, если»; формируются элементарные представления о трофических связях и круговороте веществ в природе; показываются последствия деятельности человека на природную и социальную среду. Например: покажите, как связаны между собой деревья, насекомые и птицы; составьте рассказ «С кем дружит ива»; приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу и социальную среду; предположите, что произойдет с планетой, если на ней исчезнут все растения; предположите, что произойдет с животными, растениями, человеком, если планета Земля изменит свою траекторию по отношению к Солнцу.

3. Для осознания целостности окружающего мира учащимся показывается взаимосвязь человека с объектами живой и неживой природы; взаимосвязь людей между собой в семье, классе, обществе, государстве.

4. С целью освоения учащимися основ экологической грамотности школьникам предлагаются задания по распознанию природных объектов. Кроме того, для формирования элементарных правил поведения с учащимися ведется работа по следующим направлениям: экологическая этика, семейная этика, гражданско-патриотическая этика. Примером этого служат следующие разделы «Наш дом и семья», «Мы и наш мир», «Всемирные духовные сокровища». В качестве заданий, которые даются учащимся, можно привести следующие примеры: найдите отличительные особенности классов живых существ; найдите отличия сезонных явлений и их характерные особенности; среди представленных объектов определите объекты живой и неживой природы; перечислите правила поведения в лесу; какие традиции и обычаи соблюдаются в вашей семье и др.

5. Для освоения норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде с учащимися периодически повторяется информация о правилах поведения в лесу, на воде, в городе, на дороге. При повторении учитывается специфика времени года.

6. Для формирования представлений об особой роли России в мировой истории и воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы со школьниками изучаются достижения нашей страны и ее вклад в развитие мировой науки, искусства, культуры. Примером этого служат разделы «Мы строим будущее», «Родная страна», «После Великой отечественной войны». Помимо этого закладывается представление о России как о едином отечестве для многих народов. Для этого со школьниками изучаются сведения о традициях, обычаях, праздниках разных народов, населяющих территорию нашей страны (русские, якуты, татары, саамы). Причем делается это в тесной связи с временами года, например: весенние праздники и обычаи, зимние праздники и обычаи и т.д.

7. Для формирования уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны с учащимися и зучается природа и культура родного края, проводится сопоставление прошлого и современности, выявляется специфика жизни жителей города и села. Для этого служат разделы «Наш дом и семья», «Родная страна», «Город и село». Ребятам даются задания, в ходе выполнения которых учащиеся должны найти и использовать в своей работе на уроках информацию о нашем регионе. Например: найдите сведения о площади, численности населения и географических особенностях Приморского края (затем эти сведения используются для сопоставления с аналогичными данными других регионов и страны в целом); найдите сведения о площади и численности населения г.Уссурийска, сопоставьте эти данные с численность населения и площадью других городов Приморского края; используя данные о времени основания населенных пунктов в Приморском крае определите, какие города и поселки были основаны раньше всего. Кроме того, имеются задания, связанные с изучением истории и традиций семьи. Выполнение этих заданий требует обращения к семейным альбомам с фотографиями, беседу с родителями, бабушками и дедушками. Например: учащимся по материалам семейных архивов совместно с родителями необходимо составить таблицу «Родословное древо» и подготовиться к ее презентации перед своими одноклассниками; учащимся после беседы с родственниками необходимо подготовить рассказ на тему «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи»; школьникам необходимо подготовить выступление о профессии своих родителей.

Для более эффективного достижения планируемых результатов в своей деятельности мы применяем такие формы и виды работы как: дидактические игры, коллективные работы, экскурсии. Все они важны, поскольку позволяют разнообразить учебную деятельность школьников и создают условия для включения детей в новые виды деятельности.

В частности программой предусмотрены разнообразные экскурсии, которые позволяют расширить представления учащихся об окружающем их мире. Например: экскурсии на школьный двор и городской парк с целью ознакомления с природой в городской среде; экскурсии (с участием родителей) за город с целью знакомства с природой в естественных условиях; посещение библиотек, музеев, театров с целью ознакомления с культурным и историческим наследием; посещение заповедников и ботанических садов (для посещения можно использовать региональную специфику: Ботанический сад ДВО РАН, Уссурийскую астрофизическую обсерваторию, заповедник им. В.Л. Комарова). Школьники с большим интересом участвуют в экскурсиях, собирая необходимые материалы и выполняя задания. Положительный эффект после проведенных экскурсий и выходов остается на протяжении длительного времени.

Таким образом, можно говорить о том, что предметное содержание дисциплины «Окружающий мир» содержит в себе возможности по формированию планируемых метапредметных результатов обучения у учащихся начальной школы.

1. Окружающий мир. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с.

2. Окружающий мир. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012. – 79 с.

3. Окружающий мир. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.

4. Окружающий мир. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.

5. Окружающий мир. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.

6. Окружающий мир. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.

7. Окружающий мир. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.

8. Окружающий мир. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.

9. Система «Перспектива». Модель основной образовательной программы образовательного учреждения / Сост. Н.И. Роговцева, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2013. – 155 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

Источник

Способы оформления результатов по окружающему миру

В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности на уроке накоплен большой опыт. Но актуальность данного вопроса не снижается. Необходимо совершенствовать практику оценивания знаний обучающихся с целью повышения качества и эффективности урока. Оценить – значит определить уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения. Отметка – это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний обучающегося. Контроль – процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определенных образовательными стандартами и учебными программами.

Соответственно, когда мы формируем у ученика способность выполнять какое-либо действие, то сначала он выполняет его развернуто, подробно фиксируя в своем сознании каждый шаг выполняемого действия, значит способность выполнять какое-либо действие формируется у ребенка как умение. Это умение совершенствуется по мере тренировки и частоте его выполнения, соответственно процесс выполнения данного действия свертывается и оно начинает выполняться автоматизировано следовательно, умение ученика переходит в навык.

Контроль – выявление и сравнение результата учебной деятельности ученика с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Контроль включает в себя: проверку знаний; процесс оценивания и выставление отметки, т.е. результат оценивания.

Основной целью контроля и оценки знаний являются определенные качества усвоения учащимися материала, уровня овладения знаниями, умениями и навыками, которые предусматривает учебная программа.

Контроль, как составная часть процесса обучения, носит образовательное, развивающее и воспитательное значение.

Определение меры ответственности каждого ученика за результаты своей учебы является основной задачей контроля.

Контроль знаний должен быть систематическим, всесторонним и разнообразным по формам, а также должен быть основан на единстве требований учителей.

Контроль знаний, умений и навыков в начальной школе выполняет следующие функции:

1) воспитывающая (воспитание у школьника чувства ответственности за результат учебы)

2) обучающая функция (повышение качества знаний, их систематизация)

3) развивающая (стимулирование для познавательной активности школьников)

4) контролирующая и диагностическая (выявление и диагностика результатов обучения у младших школьников)

5) прогностическая (управление процессом усвоения знаний и умений и его коррекция) [1].

Методы контроля это способы, благодаря которым определяются результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.

Существуют следующие методы контроля:

По месту контроля в процессе обучения:

  1. Текущий может быть как устным, так и письменным: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, дискуссия, диктант, проектная исследовательская деятельность, тесты, практическая работа.
  2. Тематический может осуществляться при проведении тестирования, практической работы.
  3. Промежуточный проводится в конце каждого класса, может реализоваться через контрольную работу или итоговое тестирование, проводящиеся письменно
  4. Итоговый в конце выпуска, также реализуется через контрольную работу, итоговое тестирование, который проводятся письменно.

По способу организации:

  1. Устный (устный опрос, дискуссия, пересказ по заданию учителя, рассказ дополнительного материала (статьи, примет, загадок, стихов), рассказ по иллюстрации, по опорной схеме;
  2. Письменный (тесты открытой и закрытой формы, письменный опрос, карточки различных видов, заполнение таблиц, дополнение схем)

По количеству участников:

По преобладающему виду деятельности:

  1. Вербальный (словесная): работа с текстом устная и письменная, с таблицами, схемами)
  2. Практический (выполнение рисунка, воспроизведение опыта, работа с картой, глобусом, термометром, распознавание минералов и прочее)

По субъекту проверки:

  1. Проверка в парах (взаимопроверка)/
  2. Проверка дежурными
  3. Проверка в группах
  4. Самопроверка
  5. Проверка педагогом
  1. Картографический материал,
  2. Иллюстрации,
  3. Схемы, таблицы,
  4. Макеты, модели,
  5. Карточки, тесты,
  6. Авторские тетради для проверки знаний [2].

Оценка это определение в оценочных ситуациях степени усвоения учебного материала, его качества. Отметка оценка, выраженная баллом.

Традиционная система оценивания страдает расплывчатостью, произвольностью норм выставления отметки, зависит от внешней оценки, повышает уровень тревожности у детей и мало способствует эффективному обучению. Возникает непонимание между учениками и учителем. При традиционной системе оценивается не процессуальное, содержательное движение ученика к цели, а лишь конечный результат.

Если получать хорошие оценки будет слишком просто, то ученики потеряют побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к тому, что ученик вообще перестанет учиться, а необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Система оценивания должна ориентировать учеников на успех, способствовать развитию их самооценки, поощрять и стимулировать учение, давать информацию об уровне выполнения программы.

Практические работы способствуют развитию практических умений и навыков, необходимых в жизни (умение измерять, наблюдать, анализировать результаты и т.д.) и вместе с тем коррекции интеллектуальной недостаточности, развитию умения выделять главное и второстепенное в предмете, уточнять и сравнивать предметы [3].

К практическим методам относятся наблюдение, проведение лабораторных опытов, работы по определению и описанию объектов, работы с природоведческими приборами, практические работы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке.

Главным методом, используемым при знакомстве младших школьников с окружающим миром является наблюдение. На первом этапе используются в основном обще классные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными, систематическими.

Большое значение имеют практические работы по проведению лабораторных опытов. Опыты нужны для изучения свойств объектов. Они могут проводиться в течение одного урока, а также могут протекать в течение нескольких дней. Смысл проведения опытов заключается не в запоминании каких-либо конкретных свойств того или иного объекта, а в подведении их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира [4].

Проверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей процесса обучения. Этот компонент учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным достижениям педагогической науки, требованиям социальной ситуации и приоритетам образования в первом звене школы. Значимость нового подхода к оценке достижений младших школьников сегодня признается каждым учителем.

Однако имеется целый ряд затруднений в выборе способа и средств процессуального оценивания, критериальной базы для оценки достижений детей, выстраивания схемы анализа результатов.

Несомненным достоинством этих заданий является быстрота выполнения: учителю не нужно проводить предварительную организационную подготовку (ксерокопировать листы для учащихся или оформлять на доске тексты заданий), учащиеся сразу получают результат, а со временем они и сами смогут составлять подобные задания, проводить взаимоконтроль. Ученик вовлечен в творческий поиск: он мыслит, анализирует, сопоставляет [5].

Проведенный анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие методы и приемы оценивания знаний учащихся на уроках окружающего мира:

1) графические программированные задания; 2) графический диктант, 3) цифровой диктант; 4) работа с ключами; 5) задания тезисного характера; 6) тестирование.

  1. 1. Графические программированные задания включают в себя до 10 высказываний, некоторые из которых – неверные. Ученики в тетрадях чертят отрезок длиной 10 см, делят его на 10 частей и проставляют под ним цифры от 1 до 10. Одно деление – это ответ на вопрос. Учитель читает вслух высказывания – дети графически отмечают на отрезке свой ответ (если высказывание неверное – ставят прочерк, если верное – знак «+»). Для проверки задания учитель может изготовить из кальки или прозрачной пленки шаблон, что позволит ему быстро проверить правильность ответов. Пользуясь таким шаблоном, дети и сами смогут определять правильность выполнения ими задания. Еще один вариант проверки – по образцу, открытому на доске.
  2. Графический диктант может включать до 10 высказываний, некоторые из которых – неверные. Ученики в тетрадях чертят отрезок длиной 10 см, делят его на 10 частей и проставляют под ним цифры от 1 до 10. Одно деление – это ответ на вопрос. Учитель читает вслух высказывания – дети графически отмечают на отрезке свой ответ (если высказывание неверное – ставят прочерк, если верное – знак «^»). В результате выполнения работы у них образуется «график», учитель, пользуясь шаблоном легко может проверить правильность написания диктанта.
  3. Цифровой диктант. В программированных карточках под порядковыми номерами перечисляются объекты природы, которые требуется разделить на группы. Ученики могут предложить сгруппировать эти объекты по разным признакам. Учитель выслушивает все варианты ответов. Некоторые варианты можно обсудить, а один из них учащиеся выполняют самостоятельно. Можно предложить выполнить это задание по вариантам. Названия групп записывают в тетрадь, рядом указывают номера объектов этой группы. Приведем пример. Тема: «Какие бывают животные» (2-й класс) Что проверяет работа: 1) знание важнейших признаков насекомых, рыб, птиц зверей; 2) умение группировать животных на основе этих признаков.
  4. Работа с ключами. Программированная карточка состоит из перечня вопросов, которые имеют свой порядковый номер, и перечня ответов, рас положенных ниже под буквенными символами. При коллективном опросе учитель зачитывает вопросы, а ключи обязательно записывает на доске. Каждому вопросу соответствует свой ключ – правильный ответ. Вопросы должны быть сформулированы четко и понятно. Ключи не должны содержать подсказки. Ученик вовлечен в творческий поиск, он должен размышлять, анализировать, сопоставлять.
  5. Задания тезисного характера. Задание состоит из 8-10 тезисов, в которых говорится о каком-либо объекте природы: описывается его внешний вид, перечисляются свойства, повадки и т. д. Например, дается перечень объектов, Учащиеся должны расставить по списку номера соответствующих тезисов. Обязательное условие: приводимые в тезисах признаки и свойства объектов должны быть знакомы детям.

Оценка результатов. За каждый верный ответ – 1 балл. Высокий уровень – 10 баллов. Уровень выше среднего – 8-9 бал лов. Средний уровень – 5–7 баллов. Низкий уровень – менее 5 баллов.

  1. Тестирование. Существуют 4 формы заданий, которые используются при составлении теста: 1. Задания закрытой формы 2. Задания открытой формы 3. Задания на установление соответствия 4. Задания на установление правильной последовательности. Использование тестовых заданий сопряжено с необходимостью соблюдения требований, которые предъявляются к ним.

Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все обучающиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке [6].

Главная задача уроков с применением тестов – способствовать осознанному усвоению материала, развитию логического мышления. Использование тестовых заданий позволяет определить, как учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Обучающиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в изучении определенной темы, тем самым у школьников развивается самоконтроль и возможность корректировать систему своего обучения. Успешное и эффективное применение методов тестирования целиком зависит от двух основных факторов. Во-первых, это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Во-вторых, это качество тестовых заданий.

Анализ реализации программированного контроля в начальной школе в течение ряда лет выявил его преимущества, Он позволяет повысить эффективность обучения, поскольку обеспечивает возможность за короткое время (5–15 минут) выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся всего класса, Предложенные формы работы на уроке активизируют познавательную деятельность, вовлекая детей в творческий поиск, способствуют развитию желания учиться, Учитель, работая по этой методике, быстро получает наглядную картину успеваемости, ему сразу видны пробелы в знаниях как отдельных учеников, так и всего класса, не только по теме в целом, но и по отдельным ее фрагментам, Хочется надеяться, что вышеизложенный материал заинтересует студентов – будущих учителей начальной школы и окажет им большую помощь в работе.

Источник

Читайте также:  Тип общества определяется способом производства
Оцените статью
Разные способы