- Требования к оформлению научной работы в 2021 году
- Общие требования ГОСТа
- Оформление отдельных элементов научно-исследовательской работы
- Заголовки
- Содержание
- Рисунки
- Таблицы
- Примечания
- Формулы и уравнения
- Списки
- Приложения
- Список литературы
- Как оформить результаты научного исследования: требования и четыре варианта оформления
- В каком виде представлять результаты исследования
- Требования к оформлению результатов проведенного исследования
- Оформление результатов в научной публикации
- Оформление результатов в докладе
- Оформление результатов в экспериментальном отчете
- Оформление результатов в презентации
Требования к оформлению научной работы в 2021 году
К научным работам относят учебные отчёты (курсовые, дипломные, диссертации), статьи, публикации, исследовательские и проектные труды. Они различаются объёмом, глубиной вхождения в предмет изучения и др. параметрами. Оформление научной работы любого формата выполняют в соответствии с Государственными стандартами.
Общие требования ГОСТа
В 2021 году Государственные стандарты РФ в отношении написания и оформления научных работ не изменились. Они должны соответствовать требованиям, изложенным в ГОСТ 7.32-2017. Это основной документ, который распространяется на все труды научно-исследовательской направленности.
К общим требованиям относятся:
печать текста: бумага формата А4 с одной стороны, ориентация книжная, интервал – 1,5, шрифт – чёрного цвета, 12-14 кегль, тип — Times New Roman (необязательно), поля – справа – 10 мм, слева – 30 мм, сверху и снизу – 20 мм;
нумерация страниц сквозная арабскими цифрами по центру снизу начинается со второго листа. Титульный не нумеруют, но учитывают;
общие сведения: ФИО автора и руководителя, названия ОО, имена собственные пишут на языке оригинала (допускается перевод);
титульную страницу оформляют по единому образцу с указанием информации об ОО, структурного подразделения, статуса и темы работы, данных об авторе и руководителе. Внизу обозначают место и год написания.
единицы измерения обозначают согласно системе СИ;
сокращения и аббревиатуры расшифровывают в самом тексте или в сносках при их первом употреблении.
Требования могут варьироваться. Каждое образовательное учреждение принимает локальные документы, где отражаются нюансы в части представления учебных и научных трудов.
Оформление отдельных элементов научно-исследовательской работы
Научная работа имеет чёткую структуру. Она состоит из ряда элементов, которые должны соответствовать требованиям ГОСТа.
Заголовки
Для удобства восприятия основную часть текста делят на фрагменты, которые сопровождают заголовками. Строгих требований, как оформлять главы и пункты научной работы, не существует. Допускается использование тематических фраз-формулировок или традиционных обозначений: «Глава 1 (2, 3)».
Согласно государственному стандарту заголовок располагают посередине строки. Точку в конце не ставят. Печать осуществляют заглавными буквами. Рекомендуется использование опции «Заголовки» в формате Word разного уровня.
Каждую главу начинают с новой страницы. Их нумеруют арабскими цифрами или оставляют без числовых обозначений. Если главы делятся на параграфы и пункты, нумерация их обязательна.
Заголовки этих элементов печатают с начала абзацной строки без точки в конце и подчёркиваний. Длинные названия делят знаками препинания. Перенос слов запрещён.
Размер отступа абзаца ГОСТом 7.32-2017 не регулируется, но обычно равен 15-17 мм. Расстояние между текстом и заглавием – 3-4 интервала (15 мм).
Содержание
За титульным листом обычно размещают страницу, где обозначено содержание текста. Его иногда называют оглавлением.
Слово-заголовок пишут посередине строки большими буквами. Далее следует перечисление структурных элементов в порядке, как они располагаются в тексте.
Напротив каждого элемента указывают номер страницы, с которого он начинается. В конце указывают Приложения при их наличии. Они представляют собой отдельный документ. По страницам нумеруются отдельно, в основном тексте не учитываются. В «Содержании» могут иметь числовое обозначение, если их несколько.
Рисунки
Графические объекты, рисунки, фото являются элементом иллюстрации текстового материала. Правила оформления научных работ в этой части ГОСТ определяет следующим образом:
- рисунки располагают после текста;
- в тексте дают ссылки на изображения;
- каждую иллюстрацию нумеруют арабской цифрой;
- рисунок сопровождают подписью под ним посредине строки (например, «Рисунок 1. Название»). Согласно ГОСТу наименование необязательно.
Формат и цвет изображений не значения имеет. Графики и диаграммы строят с использованием программы Microsoft Excel. Заимствованные иллюстрации используют с обязательным указанием источника, откуда они взяты.
Таблицы
Большинство научных трудов сопровождают структурными элементами, которые способствуют систематизации и обобщению сведений. Таблица по содержанию не должна дублировать основной текст.
Согласно ГОСТ 7.32-2017 таблицы размещают под номерами, обозначенными сверху (например, «Таблица 1»). Наименование необязательно. Но некоторые ОО требуют сопровождать каждый новый элемент данного типа названием. Тогда его оформляют так: «Таблица 2 – Структурные элементы сочинения».
Само изображение располагают после фрагмента, где идёт упоминание о нём. Если таблица не помещается на одной странице, переносимую часть сопровождают словом «Продолжение». В первой строке повторяют форматирование и дублируют названия столбцов. Таблицы с большим количеством столбиков делят по вертикали. Непоместившиеся фрагменты переносят на следующую страницу.
Заголовки в таблицах пишут с большой буквы, подзаголовки с маленькой без точек в конце. Наименования столбцов располагают горизонтально. В некоторых случаях возможно изменение направления текста.
Примечания
Специальные пометы, пояснения в виде примечаний располагают после текста, графических объектов под номерами, если таковых несколько. Для этого используют арабские цифры без точки.
ГОСТом определены правила оформления примечаний научно- исследовательской работы в виде сносок. Для их обозначения используют числовые обозначения или «*». Количество звёздочек соответствует порядку примечания. На одной странице допускается применение только 3-х звёздочек.
Сноски фиксируют в конце страницы под горизонтальной чертой. Звёздочки или цифры располагают в начале абзаца. Возможно использование более мелкого шрифта.
Формулы и уравнения
Для работ технической направленности обязательным является использование формул, уравнений, математических расчётов. Согласно ГОСТу их выделяют отдельной строкой. Перед ними и после оставляют 1 интервал.
Уравнения больших размеров переносят после знаков «=», «+», «-», «:», «х». Их повторяют с начала следующей строки.
Формулы нумеруют сквозным способом. Для этого используют арабское числовое обозначение. Пояснения к символам размещают непосредственно под формулой по порядку, в котором они идут в основной записи. Например, С = а:b (1)
Если данные элементы применяют в Приложениях, их нумеруют в сопровождении с порядком этого дополнения.
Не все компьютерные программы позволяют создавать уравнения и формулы. Поэтому ГОСТ допускает применять рукописный способ их оформления с помощью чернил чёрного цвета по строчному трафарету.
Списки
При печати научной работы в программе Microsoft Word для оформления списков используют специальную функцию, которая есть в строке «Главная». Здесь автоматически может быть сформирована нумерованная, маркированная или многуровневая нумерация.
Если такая опция недоступна, списки составляют в ручном режиме. Для этого существует ряд правил:
- в конце строки перед перечнем ставят «:»;
- если нумерацию обозначают арабской или римской цифрой, после неё должна быть точка. Фраза начинается с большой буквы и заканчивается знаком конца предложения;
- если после числового обозначения скобка, начало предложения, словосочетания пишут с прописной буквы и заканчивают точкой с запятой;
- в многуровневых перечнях используют цифры и буквы, которые располагают по одной вертикальной линией с отступом соответственно символу. По окончании фразы с числовым обозначением ставят «:», а буквенным – «;».
Конструктивно списки позволяют выделить ключевые моменты, обозначить перечисления. Их применяют, чтобы избежать частых повторений одного и того же, тавтологии.
Приложения
Если научно-исследовательская работа сопровождается материалами опросов, анкетирования, результатами опытов и пр., их выносят отдельно и оформляют приложением к основному тексту. По Государственному стандарту они размещаются после списка источников информации. В самом тексте оставляют пронумерованные ссылки, если дополнительных материалов несколько.
Каждый фрагмент фиксируют на новой странице, сопровождая словом «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его номером или буквенным символом. Оно должно быть озаглавлено и соответствовать формату основного текста. Если материалы. Дополняющие работу, делятся на разделы и пункты, их фиксируют соответственно общим правилам. Страницы приложений нумеруют сквозным способом отдельно от основного текста.
Список литературы
Согласно ГОСТу 7.32-2017 перечень литературы в научных работах именуется «Список использованных источников», поскольку многие книги сейчас переведены в цифровой формат, а статьи авторитетных авторов размешены на электронных ресурсах. Особых требований к его оформлению нет. Каждое образовательное учреждение самостоятельно регламентирует данный пункт.
ГОСТ 7.32-20171 определяет расположение материалов, к которым обращался автор при написании работы, в соответствии с порядком возникновения ссылок в тексте. Их оформляют нумерованным списком.
Данный раздел имеет свою структуру.
Источники размещают по алфавиту (первой букве названия материала) в соответствии со статусом документа по степени значимости:
источники на локальных электронных носителях;
источники сети интернет.
В первую очередь следуют материалы отечественных авторов, затем – зарубежных на других языках.
Расположение нормативных актов строится по степени значимости. Сначала идут международные, затем государственные, федеральные, субъектные и т.д. При обозначении федеральных законов используют сокращение «ФЗ». Начинают с даты, потом пишут номер документа. Некоторые официальные акты публикуются в газетах, журналах, сборниках. При их использовании в перечне должно быть указано, из какого периодического издания взята цитата.
При оформлении авторских книг сначала ставят инициалы и фамилию писателя (учёного). Затем пишут полностью название его произведения, статьи. Далее указывают, кем и когда оно издано. Чтобы правильно это оформить, можно посмотреть на последнюю страницу книги.
Все источники информации должны быть корректными. Не допустимы ошибки, опечатки и дезинформация.
Требования ГОСТа, предъявляемые к оформлению научных работ 2021 году, обязательны для представления и публикации всех трудов, связанных с интеллектуальной деятельностью.
Источник
Как оформить результаты научного исследования: требования и четыре варианта оформления
Результативность проведенных исследований говорит о том, что действия ученого и исследователя эффективны. Не только поэтому, но, в том числе, важно уметь грамотно демонстрировать и оформлять результаты научной деятельности.
Как все правильно оформить — расскажу в статье.
В каком виде представлять результаты исследования
Есть две формы демонстрации результатов исследовательской деятельности. Результаты могут быть:
- Квалификационными. Они подтверждают, что профессиональные компетенции находятся на достаточном уровне, а учебная программа прекрасно освоена. Под программой имею в виду бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру и др;
- Научно-исследовательскими. Они показывают на успешность исследования в пределах определенной проблемы.
В первом случае речь идет о курсовых, ВКР, магистерских, кандидатских и докторских работах. Во втором — об отчетах по НИР, отчетах по грантовским исследованиям, публикациях научных материалов, участии на научных конференциях, симпозиумах и т. п.
Что касается формата подачи результатов, то он может быть разным: результаты можно демонстрировать с помощью презентации, тезисно, аналитической запиской, докладом на стенде и др.
Требования к оформлению результатов проведенного исследования
К научным работам предъявляются строгие требования по содержанию, подаче и оформлению.
Основные правила касательно написания и оформления всех научных работ содержатся в ГОСТах:
- ГОСТ Р 7.0.11-2011. Содержит правила, по которым оформляются диссертационные работы;
- ГОСТ 7.1-2003. Содержит правила и способы оформления библиографии в диссертационных работах;
- ГОСТ Р 7.0.5–2008. Здесь вы найдете требования по составлению перечня использованной литературы.
Это общепринятые стандарты. Но при оформлении работы нужно учитывать требования и рекомендации учебного заведения, организаторов мероприятия и конкретного издания.
Оформление результатов в научной публикации
Научная статья — то место, где обычно описывают результаты исследования. И это объяснимо, ведь научная публикация общедоступна и может быть размещена на сайте или напечатана на бумаге довольно быстро.
С помощью публикации можно проще и эффективнее объяснить основные положения работы. Главное, придерживаться спланированной последовательности и учитывать отдельные составляющие публикации:
- указание актуальности проблематики;
- цели и условия исследования;
- методологию и подходы в исследовании;
- успешность состоявшегося эксперимента или отдельных его моментов;
- прогноз центральных выводов;
- перечисление направлений, в которых в дальнейшем могла бы изучаться выбранная тематика.
Сама научная публикация должна быть логичной, последовательной, написана научным языком.
Учтите, на каком языке вы пишете статью: в зависимости от этого будут меняться и дополняться требования.
Оформление результатов в докладе
Доклад на конференции — простой и понятный вариант представления результатов исследования. Чтобы доклад был максимально эффективным, нужно представить центральные идеи исследования кратко и емко.
Главные части доклада предназначены для описания актуальности исследования, раскрытию ключевых понятий и основных положений.
Ключевую роль в докладе играет научный стиль изложения. Он включает:
- расшифровку основных понятий, формирование словаря;
- описанные модели, технологии и алгоритмы;
- обобщения по принципу индукции;
- объяснение центральных расчетов, формул и данных;
- логические заключения по принципу дедукции.
В процессе устного выступления с докладом можно подключать визуал: инфографику, аудио- и видеоматериалы. Практикуется и стендовая визуализация: постеры, плакаты, стенды.
Оформление результатов в экспериментальном отчете
Представляют результаты и в отчетах НИР. Отчетная документация оформляется в случаях грантовских работ, в работе, связанной с международной программой и заданием, полученном на кафедре.
В отчетах должно быть:
- четкий и понятный заголовок, указывающий на особенности методологии и инструментов исследования;
- вводная часть с обозначенной проблемой, использованной терминологией, прописанными целями и гипотезой;
- указание на методологию, четкая схема проводимых процедур, использованных инструментов, перечень способов, с помощью которых были обработаны результаты;
- презентация (текстовая, табличная или графическая);
- описано, насколько в полученных эффектах есть новизна, соответствуют ли результаты начальной гипотезе и общеизвестным данным.
Если составить отчет грамотно, то результаты будут представлены в лучшем виде.
Оформление результатов в презентации
Под презентацией я имею в виду:
- выступление перед международным обществом ученых;
- связь с зарубежным вузом в рамках направления исследования;
- участие в международных магистерских программах, проектах, курсах и стажировках;
- выступление на конференциях в режиме онлайн, интернет-форумах;
- печать статей в изданиях, попадание в базы научного цитирования.
Представление результатов перед научным сообществом, в том числе международным, является первым шагом на пути к успешной карьере.
Источник