- Открытый урок по теме: «Способы передачи чужой речи» план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Тема: «Способы передачи чужой речи». 9-й класс
- ХОД УРОКА
- I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Открытый урок по теме: «Способы передачи чужой речи»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок с использованием различных методов и приемов нацелен на закрепление темы, постановку знаков препинания при чужой речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_sposoby_predachi_chuzhoy_rechi_8_klass.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сахалинское государственное казенное специальное
учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа
для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением
Кузнецова Елена Валерьевна,
учитель русского языка и
Тема урока «Способы передачи чужой речи». 8 класс
- обобщить теоретические сведения о способах передачи чужой речи;
- систематизировать представления о передаче чужой речи разными способами и о соотношении её со схематическим изображением;
- проконтролировать уровень владения пунктуационными навыками;
- конструировать примеры с разными способами передачи чужой речи в различном структурном и пунктуационном оформлении (в том числе в соответствии со схемами);
- вырабатывать умение анализировать цитаты о языке;
- формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
- развивать интерес к изучению языка;
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику во время диалога и осознанное отношение к языку.
Раздаточный материал: матрица для обобщения знаний по теории, тестовые задания.
1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами открываем заседание клуба Знатоков «Чужой речи».
На доске протокол заседания и эпиграф к уроку.
- Теоретическая часть (коллективная работа).
- Проблемно-творческая часть (работа в парах).
- Тестовая часть (индивидуальная работа).
- Рефлексия.
1. Теоретическая часть заседания .
– Посмотрите на доску. На ней вы видите слова К.Г.Паустовского о русском языке. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
– Эти слова очень мудрые, ёмкие, они отражают и тему нашего сегодняшнего урока. О чём хотел сказать известный писатель? (О многообразии русского языка)
– Как называется дословная выдержка из какого-либо текста? (Цитата)
– А цитата, предпосланная тому или иному произведению и выражающая его основной смысл это…? (Правильно, эпиграф).
– Скажите, пожалуйста, какой способ передачи информации мы используем, когда нам необходимо передать смысл того или иного высказывания?
– А что называют чужой речью?
– С какой целью авторы вводят чужую речь в повествование?
– Сделаем вывод. Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.
– Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).
– Какие основные разновидности способов передачи чужой речи вы знаете?
Объяснение учителя
(Повторение знаков препинания при прямой речи. Объяснение понятия «косвенная речь»).
2. Проблемно-творческая часть заседания
(Учитель вызывает двух обучающихся и раздаёт карточки с заданиями)
– Выполните задание, указанное на вашей карточке.
Задание 1. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.
- «Мой дед землю пахал», – с надменной гордостью отвечал Базаров.
- Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»
- Командир приказал: «Огонь!»
- «Который час ?» – спросил я.
- Врач спросил: «Какая у вас была температура?»
- Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»
- Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»
- Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
- Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.
- Командир приказал, чтобы открыли огонь.
- Я спросил, который час.
- Врач спросил, какая у меня была температура.
- Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.
- Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.
(К доске выходит вторая пара обучающихся ).
Задание 2. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.
1) Чичиков хотел узнать у Коробочки, куда они заехали.
2) Он добавил, что волки хитрее охотников.
3) Смотритель объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки.
4) Я спросил нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.
5) Корчагин твёрдо заявил, что к буденовцам он всё равно перейдет.
6) Скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его.
(Третья пара учащихся)
Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Укажите, из каких произведений взяты 1 и 4 предложения?
- Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
- Меня спросили, где я раньше работал?
- Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали.
- Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
- Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
- В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
- Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?
Задание 4. Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.
Задание 5. Диалог
(У доски работают двое обучающихся)
Задание 6. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.
3. Подведение итогов урока
– Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?
4. Тестовая часть.
(Классу раздаются листки с матрицей)
Матрица. Способы выражения чужой речи .
I. Прямая речь – это
1. Составьте схемы предложений с прямой речью
2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные схемы
II. Косвенная речь – это
1. В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью…………
2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные способы перестроения прямой речи в косвенную.
III. Диалог – это
1. Как оформить диалог при записи?
2. Запишите диалог.
Дополнительные вопросы по теории для блиц-опроса:
- Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование – это…
- Слова, вводящие прямую речь, называются …
- Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму – это…
- Разговор двух, реже нескольких лиц – это…
- Слова, обращенные к собеседнику – это…
- Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения – это…
- Дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова – это…
- Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?
- Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?
- Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.
5. Рефлексия. «Заверши тезис»
- Сегодня на уроке я узнал …
- Самым интересным для меня было …
- Самым трудным для меня стало….
- Мне нужно ещё повторить…
- Этот урок помог мне…
6. Домашнее задание
Подобрать по 2 примера к каждому способу передачи чужой речи.
7. Слово учителя. В заключение нашего урока я хочу поблагодарить вас за хорошие ответы и поздравить со вступлением в клуб Знатоков «Чужой Речи». На сегодня заседание объявляю закрытым.
Кузнецова Е.В., учитель русского языка и литературы СГКСУВОУ закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»
Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера.
Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.
Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме: Способы передачи чужой речи.
Презентация может использоваться в качестве сопроводительных материалов к уроку русского языка в 8 классе. Ниже размещены рекомендации по использованию и перечень ресурсов, которые применялись при соз.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи». 11 класс/второй курс СПО.
Тест по теме «Способы передачи чужой речи»
Тест по теме «Способы передачи чужой речи» для оучающихся 7-9 классов.
Конспект урока по русскому языку «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.»
Урок по русскому «Способы передачи чужой речи. Прямая речь.» с использованием технологии проблнмного обучения.
Открытый урок по теме «Способы разделения смесей»
Открытый урок по теме «Способы разделения смесей".
Источник
Тема: «Способы передачи чужой речи». 9-й класс
Класс: 9
Класс: 9 – общеобразовательный.
Тип урока: сообщение новых сведений.
Тема лингвистическая: способы передачи чужой речи.
Тема коммуникативная: коммуникативно-организованный дидактический материал из лирики и прозы русских поэтов и писателей о природе родного края (деревня Абрамовка Орехово-Зуевского района Московской области).
Тема по развитию речи: описание с элементами повествования и рассуждения на тему любви к природе родного края и родине, отношение к экологической проблеме страны.
Технология урока: комплексная: блочная подача нового материала и поэлементная отработка умений и навыков при закреплении.
Методы познавательные: эвристическая беседа и лекция.
Способ познания: индуктивно-дедуктивный.
УМК под редакцией доктора философских наук, профессора В.В.Бабайцевой и доктора философских наук, профессора Л.Д.Чесноковой:
- В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5–9 классы.
- Русский язык. Практика. 9 класс под редакцией Ю.С.Пичугова.
- Дидактический материал – предложения с прямой речью из лирики и прозы русских поэтов и писателей о природе родного края;
- Обобщающая таблица по синтаксису;
- Портреты М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина, М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского…
- Выставка книг этих поэтов и писателей.
а) повторить ранее изученные сведения об основных признаках предложений с прямой речью, диалогом, вводными словами и словосочетаниями и обращениями для знакомства с косвенной речью;
б) познакомить с основными способами передачи чужой речи с разрывом; с косвенной речью.
а) закрепить (старое) умение расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, диалогом, вводными словами;
б) сформировать умение постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью с разрывом и в предложениях с косвенной речью.
* интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала на тему природы родного края и любви к малой родине, к отчему дому;
* языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей филологической компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной);
* нравственные качества школьников (понимание значимости малой родины и ответственности человека за всё на земле), способность вырабатывать положительный взгляд на нравственные понятия, эмоциональное отношение к ним, эстетическое восприятие лирики и прозы о природе родной русской земли;
б) развивать разные виды памяти(слуховую, зрительную, логическую, ассоциативную), логическое мышление(мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение), разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), способности, волю, эмоции;
в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе: толковым, орфографическим словарям, словарям-справочникам, к лирическим стихотворениям русских поэтов и к прозе отечественных писателей.
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ
Чужая речь – это высказывания других лиц, ф включённые в авторское повествование Из учебника теории Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Д.С.Лихачёв | Не то, что мните вы, природа Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.М.Тютчев |
Берегите эту землю, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Е.Евтушенко |
ХОД УРОКА
I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Содержание проверки и опроса | Методы и приёмы проверки |
| Опрос индивидуальный и фронтальный с самостоятельными примерами из домашней работы |
|
( по домашнему заданию)
- ОТД
– Можно ли из составленных дома предложений построить текст? Каким образом? Доказать свою точку зрения.
- НЭОМ
– Что даёт вам чтение лирики и прозы русских поэтов и писателей о природе родного края?
– Что особенно понравилось в их высказываниях?
– О какой экологической проблеме заставляют они задуматься?
– Как, по-вашему, разрешить эту проблему?
– Какова ваша роль как Человека на земле?
Обобщение проверки домашнего задания. Оценка высказываний учащихся на основе выполнения домашнего задания
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Краткое сообщение целей урока;
обращение к эпиграфу, записанному на доске.
2. Эвристическая беседа по предложениям, записанным на доске заранее и закрытым до этого момента.
1) Моя лирика жива одной большой любовью к родине писал Сергей Есенин. Чувство родины – основное в моём творчестве.
2) Без Ясной Поляны любил повторять Л.Н.Толстой не было бы ни меня, ни моих сочинений.
3) В.Распутин в повести “Прощание с Матёрой” писал, что природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать лишь человек.
4) Человек по словам М.М.Пришвина – это часть природы, его нельзя разлучить с ней.
5) Сергей Есенин с благоговением говорил о стране берёзового ситца.
– В чём особенности структуры каждого предложения?
– Как можно решить пунктуационную задачу?
– Дать определение чужой речи и ответить, каким способом передана чужая речь в данных предложениях?
– В чём состоит цель изучения структуры таких предложений?
(См. эпиграф справа)
– Какие мысли и чувства вызвали строки? Какие душевные струны затрагивают?
– Какие строчки эпиграфов урока отражают эту тему? Дать отзыв.
(См. эпиграф справа)
3. Работа по Практике 9 кл. и Теории 5-9 кл.
а) Анализ схемы учебника практики №242 стр.117.
б) чтение теории 5-9кл. §217.
4. Небольшая лекция о способах выражения чужой речи и знакомство с пунктуацией в прямой речи с разрывом.
Исторический комментарий о причинах и времени появления пунктуации в русском языке.
Прообразы знаков препинания попадаются уже в новгородских берестяных грамотах. У некоторых авторов начало письма означало крест; изредка встречается осмысленное употребление точек (они ставились между словосочетаниями. Хотя и не вполне регулярно). По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. Начало научного освещения русской пунктуации положено М.В.Ломоносовым в его “Российской грамматике” (1755 г.)
Во второй половине XVIII и XIX веков появились следующие труды по пунктуации: “Письмовник” Н.Г.Курганова (1769г.), грамматики А.А.Барсова (1771г.) и др.
И именно Н.Г.Курганов к знакам препинания причислил и кавычки (“отменительный”). Затем необходимость упорядочения правил для школы и печати привела к созданию Я.К.Гротом специального раздела “Знаки препинания” в его известном труде “Русское правописание” (1885г.)…
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Обобщение и систематизация на основе таблицы, розданной учащимся. Расстановка знаков препинания в предложениях, записанных на доске.
Источник