Способы оформления чужой речи урок

Открытый урок по теме: «Способы передачи чужой речи»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Урок с использованием различных методов и приемов нацелен на закрепление темы, постановку знаков препинания при чужой речи

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_teme_sposoby_predachi_chuzhoy_rechi_8_klass.doc 116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сахалинское государственное казенное специальное

учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа

для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением

Кузнецова Елена Валерьевна,

учитель русского языка и

Тема урока «Способы передачи чужой речи». 8 класс

  • обобщить теоретические сведения о способах передачи чужой речи;
  • систематизировать представления о передаче чужой речи разными способами и о соотношении её со схематическим изображением;
  • проконтролировать уровень владения пунктуационными навыками;
  • конструировать примеры с разными способами передачи чужой речи в различном структурном и пунктуационном оформлении (в том числе в соответствии со схемами);
  • вырабатывать умение анализировать цитаты о языке;
  • формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
  • развивать интерес к изучению языка;
  • воспитывать уважительное отношение к собеседнику во время диалога и осознанное отношение к языку.

Раздаточный материал: матрица для обобщения знаний по теории, тестовые задания.

1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами открываем заседание клуба Знатоков «Чужой речи».

На доске протокол заседания и эпиграф к уроку.

  • Теоретическая часть (коллективная работа).
  • Проблемно-творческая часть (работа в парах).
  • Тестовая часть (индивидуальная работа).
  • Рефлексия.

1. Теоретическая часть заседания .

– Посмотрите на доску. На ней вы видите слова К.Г.Паустовского о русском языке. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
– Эти слова очень мудрые, ёмкие, они отражают и тему нашего сегодняшнего урока. О чём хотел сказать известный писатель? (О многообразии русского языка)
– Как называется дословная выдержка из какого-либо текста? (Цитата)
– А цитата, предпосланная тому или иному произведению и выражающая его основной смысл это…? (Правильно, эпиграф).
– Скажите, пожалуйста, какой способ передачи информации мы используем, когда нам необходимо передать смысл того или иного высказывания?
– А что называют чужой речью?
– С какой целью авторы вводят чужую речь в повествование?
– Сделаем вывод. Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.
– Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).

– Какие основные разновидности способов передачи чужой речи вы знаете?

Объяснение учителя
(Повторение знаков препинания при прямой речи. Объяснение понятия «косвенная речь»).

2. Проблемно-творческая часть заседания

(Учитель вызывает двух обучающихся и раздаёт карточки с заданиями)

– Выполните задание, указанное на вашей карточке.

Задание 1. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.

  • «Мой дед землю пахал», – с надменной гордостью отвечал Базаров.
  • Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»
  • Командир приказал: «Огонь!»
  • «Который час ?» – спросил я.
  • Врач спросил: «Какая у вас была температура?»
  • Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»
  • Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»
  • Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
  • Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.
  • Командир приказал, чтобы открыли огонь.
  • Я спросил, который час.
  • Врач спросил, какая у меня была температура.
  • Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.
  • Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.

(К доске выходит вторая пара обучающихся ).

Задание 2. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.

1) Чичиков хотел узнать у Коробочки, куда они заехали.

2) Он добавил, что волки хитрее охотников.

3) Смотритель объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки.

4) Я спросил нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.

5) Корчагин твёрдо заявил, что к буденовцам он всё равно перейдет.

6) Скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его.

(Третья пара учащихся)

Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Укажите, из каких произведений взяты 1 и 4 предложения?

  • Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
  • Меня спросили, где я раньше работал?
  • Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали.
  • Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
  • Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
  • В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
  • Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?

Задание 4. Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.

Задание 5. Диалог

(У доски работают двое обучающихся)

Задание 6. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.

3. Подведение итогов урока

– Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?

4. Тестовая часть.

(Классу раздаются листки с матрицей)

Матрица. Способы выражения чужой речи .

I. Прямая речь – это

1. Составьте схемы предложений с прямой речью

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные схемы

II. Косвенная речь – это

1. В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью…………

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные способы перестроения прямой речи в косвенную.

III. Диалог – это

1. Как оформить диалог при записи?

2. Запишите диалог.

Дополнительные вопросы по теории для блиц-опроса:

  • Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование – это…
  • Слова, вводящие прямую речь, называются …
  • Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму – это…
  • Разговор двух, реже нескольких лиц – это…
  • Слова, обращенные к собеседнику – это…
  • Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения – это…
  • Дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова – это…
  • Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?
  • Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?
  • Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.

5. Рефлексия. «Заверши тезис»

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Самым интересным для меня было …
  • Самым трудным для меня стало….
  • Мне нужно ещё повторить…
  • Этот урок помог мне…

6. Домашнее задание

Подобрать по 2 примера к каждому способу передачи чужой речи.

7. Слово учителя. В заключение нашего урока я хочу поблагодарить вас за хорошие ответы и поздравить со вступлением в клуб Знатоков «Чужой Речи». На сегодня заседание объявляю закрытым.

Кузнецова Е.В., учитель русского языка и литературы СГКСУВОУ закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера.

Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме: Способы передачи чужой речи.

Презентация может использоваться в качестве сопроводительных материалов к уроку русского языка в 8 классе. Ниже размещены рекомендации по использованию и перечень ресурсов, которые применялись при соз.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи». 11 класс/второй курс СПО.

Тест по теме «Способы передачи чужой речи»

Тест по теме «Способы передачи чужой речи» для оучающихся 7-9 классов.

Конспект урока по русскому языку «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.»

Урок по русскому «Способы передачи чужой речи. Прямая речь.» с использованием технологии проблнмного обучения.

Открытый урок по теме «Способы разделения смесей»

Открытый урок по теме «Способы разделения смесей&quot.

Источник

Тема: «Способы передачи чужой речи». 9-й класс

Класс: 9

Класс: 9 – общеобразовательный.

Тип урока: сообщение новых сведений.

Тема лингвистическая: способы передачи чужой речи.

Тема коммуникативная: коммуникативно-организованный дидактический материал из лирики и прозы русских поэтов и писателей о природе родного края (деревня Абрамовка Орехово-Зуевского района Московской области).

Тема по развитию речи: описание с элементами повествования и рассуждения на тему любви к природе родного края и родине, отношение к экологической проблеме страны.

Технология урока: комплексная: блочная подача нового материала и поэлементная отработка умений и навыков при закреплении.

Методы познавательные: эвристическая беседа и лекция.

Способ познания: индуктивно-дедуктивный.

УМК под редакцией доктора философских наук, профессора В.В.Бабайцевой и доктора философских наук, профессора Л.Д.Чесноковой:

  1. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5–9 классы.
  2. Русский язык. Практика. 9 класс под редакцией Ю.С.Пичугова.
  3. Дидактический материал – предложения с прямой речью из лирики и прозы русских поэтов и писателей о природе родного края;
  4. Обобщающая таблица по синтаксису;
  5. Портреты М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина, М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского…
  6. Выставка книг этих поэтов и писателей.

а) повторить ранее изученные сведения об основных признаках предложений с прямой речью, диалогом, вводными словами и словосочетаниями и обращениями для знакомства с косвенной речью;

б) познакомить с основными способами передачи чужой речи с разрывом; с косвенной речью.

а) закрепить (старое) умение расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, диалогом, вводными словами;

б) сформировать умение постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью с разрывом и в предложениях с косвенной речью.

* интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала на тему природы родного края и любви к малой родине, к отчему дому;

* языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей филологической компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной);

* нравственные качества школьников (понимание значимости малой родины и ответственности человека за всё на земле), способность вырабатывать положительный взгляд на нравственные понятия, эмоциональное отношение к ним, эстетическое восприятие лирики и прозы о природе родной русской земли;

б) развивать разные виды памяти(слуховую, зрительную, логическую, ассоциативную), логическое мышление(мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение), разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), способности, волю, эмоции;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе: толковым, орфографическим словарям, словарям-справочникам, к лирическим стихотворениям русских поэтов и к прозе отечественных писателей.

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Чужая речь – это высказывания других лиц, ф включённые в авторское повествование

Из учебника теории

Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.

Д.С.Лихачёв

Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.М.Тютчев

Берегите эту землю, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е.Евтушенко

ХОД УРОКА

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Содержание проверки и опроса Методы и приёмы проверки
  1. Знания о предложении с прямой речью: Т.§23,27,28-5кл., §199-8кл.
Опрос индивидуальный и фронтальный с самостоятельными примерами из домашней работы

  • Умение различать предложения с прямой речью до и после слов автора. С диалогом и вводными конструкциями

( по домашнему заданию)

Чтение и комментирование предложений с прямой речью, диалогом, вводными конструкциями, используя предложения из домашней работы ( предложения о природе родного края, об экологии)
  • ОТД (опыт творческой деятельности – проверка речевых умений)
Вопросы учителя:

– Можно ли из составленных дома предложений построить текст? Каким образом? Доказать свою точку зрения.

  • НЭОМ (нормы эмоционального отношения к миру, к обществу, к себе)
Вопросы учителя:

– Что даёт вам чтение лирики и прозы русских поэтов и писателей о природе родного края?

– Что особенно понравилось в их высказываниях?

– О какой экологической проблеме заставляют они задуматься?

– Как, по-вашему, разрешить эту проблему?

– Какова ваша роль как Человека на земле?

Обобщение проверки домашнего задания. Оценка высказываний учащихся на основе выполнения домашнего задания

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Краткое сообщение целей урока;

обращение к эпиграфу, записанному на доске.

2. Эвристическая беседа по предложениям, записанным на доске заранее и закрытым до этого момента.

1) Моя лирика жива одной большой любовью к родине писал Сергей Есенин. Чувство родины – основное в моём творчестве.

2) Без Ясной Поляны любил повторять Л.Н.Толстой не было бы ни меня, ни моих сочинений.

3) В.Распутин в повести “Прощание с Матёрой” писал, что природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать лишь человек.

4) Человек по словам М.М.Пришвина – это часть природы, его нельзя разлучить с ней.

5) Сергей Есенин с благоговением говорил о стране берёзового ситца.

– В чём особенности структуры каждого предложения?

– Как можно решить пунктуационную задачу?

– Дать определение чужой речи и ответить, каким способом передана чужая речь в данных предложениях?

– В чём состоит цель изучения структуры таких предложений?

(См. эпиграф справа)

– Какие мысли и чувства вызвали строки? Какие душевные струны затрагивают?

– Какие строчки эпиграфов урока отражают эту тему? Дать отзыв.

(См. эпиграф справа)

3. Работа по Практике 9 кл. и Теории 5-9 кл.

а) Анализ схемы учебника практики №242 стр.117.

б) чтение теории 5-9кл. §217.

4. Небольшая лекция о способах выражения чужой речи и знакомство с пунктуацией в прямой речи с разрывом.

Исторический комментарий о причинах и времени появления пунктуации в русском языке.

Прообразы знаков препинания попадаются уже в новгородских берестяных грамотах. У некоторых авторов начало письма означало крест; изредка встречается осмысленное употребление точек (они ставились между словосочетаниями. Хотя и не вполне регулярно). По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. Начало научного освещения русской пунктуации положено М.В.Ломоносовым в его “Российской грамматике” (1755 г.)

Во второй половине XVIII и XIX веков появились следующие труды по пунктуации: “Письмовник” Н.Г.Курганова (1769г.), грамматики А.А.Барсова (1771г.) и др.

И именно Н.Г.Курганов к знакам препинания причислил и кавычки (“отменительный”). Затем необходимость упорядочения правил для школы и печати привела к созданию Я.К.Гротом специального раздела “Знаки препинания” в его известном труде “Русское правописание” (1885г.)…

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Обобщение и систематизация на основе таблицы, розданной учащимся. Расстановка знаков препинания в предложениях, записанных на доске.

Источник

Читайте также:  Какими способами можно отправить посылку по россии
Оцените статью
Разные способы