Способы оформления чужой речи цитирование синтаксическая синонимия

Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Основные принципы русской пунктуации

Первый принцип называют структурным или синтаксическим, поскольку он основан прежде всего на строении предложения, то есть на его синтаксической структуре.Так, точка в конце предложения обусловлена именно строением предложения, как и знаки препинания между частями сложного предложения.

В большинстве случаев смысловое членение текста совпадает с синтаксическим, однако есть и такие случаи, когда синтаксическое членение подчиняется смысловому и это влияет на постановку знаков препинания.

Второй принцип русской пунктуации – смысловой (логический). Он также влияет на постановку знаков препинания – именно этот принцип допускает постановку тех знаков, которые называются “авторскими”.

Авторские знаки препинания выполняют функцию различителей смысла, а не просто деления предложения на синтаксические части.

Третий и последний принцип русской пунктуации – интонационный. Несмотря на то, что знаки препинания отражают интонацию только частично, она все же влияет на их постановку. Так, случай выбора между точкой и восклицательным знаком в конце предложения стоит отнести к реализации именно интонационного принципа.

Что касается того, что буквального совпадения между интонацией и знаками препинания нет, это легко подтвердить: далеко не во всех случаях интонационные паузы стоят там же, где знаки препинания, то есть этот знак может не стоять там, где есть пауза в речи, или стоять там, где ее нет.

Некоторые случаи несовпадения интонации и пунктуации

1) Паузы нет, а запятая есть:

Он сделал несколько прыжков, но, поняв, что их не догнать, отстал.

Нам странно слышать, что, если человек заболел, он должен иметь деньги на врача.

Узнав, что случилось, они немедленно приехали.

Вывод: письмо «по слуху» — источник ошибок.

2) Пауза есть, а запятой нет.

Прорубленная через вековой сосновый лес _просека уходила далеко за горизонт.

Ещё осенью за связь с партизанами гитлеровцы сожгли деревню.

И плывя в края иные по морской воде, ты другой такой России не найдёшь нигде.

Функции знаков препинания

Кроме указания на смысловое членение текста, они выявляют его синтаксическое деление и ритмомелодику, то есть фактически реализуют принципы русской пунктуации. Существует несколько типов знаков препинания:

· знаки выделения, которые необходимы для того, чтобы обозначить те синтаксические конструкции, которые дополняют и поясняют предложение, обращения и т.п. Это всегда парные знаки препинания – скобки, кавычки, два тире или две запятые;

· знаки отделения – они нужны для того, чтобы обозначить границы, будь то границы между предложениями, однородными членами. также они указывают на тип предложения по цели высказывания и его эмоциональную окраску. Для этого используются как точка и запятая, вопросительный и восклицательный знаки, так и точка с запятой, многоточие, двоеточие и тире;

· красная строка – это тоже знак препинания, совершенно особый – он указывает на начало нового абзаца.

Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Чужая речь — это высказывания других лиц, включённые в авторский текст. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.

Для передачи чужой речи используются следующие способы:

1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений: «С ней шутить нельзя», — эти слова Гагина, как стрелы, впились в мою душу (И.Т.);

2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями: Г. Троепольский писал, что дружба и доверие не покупаются и не продаются;

3) несобственно-прямая речь, то есть речь того, кого цитируют, не выделенная в структуре авторской: Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего- то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевита блестела вода в далёком Дунае! (Л.Т);

4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения: Любви цветок, как говорят поэты, раскрылся даже в стужу зимних дней. (М. Дж.)

Прямая речь — это форма точной передачи чужой речи с буквальным воспроизведением её лексического наполнения и особенностей синтаксического строения: «Конечная остановка, сударь», — сказал надо мной суровый голос (В.Н.).

Предложение с прямой речью состоит из двух частей: речи цитируемого («Конечная остановка, сударь») и слов автора, которые сопровождают прямую речь (сказал надо мной суровый голос). Слова автора указывают, кому принадлежит прямая речь, когда речь была произнесена, при каких обстоятельствах, какова манера говорить у лица, речь которого передаётся.

Читайте также:  Способ обработки осетровых рыб

Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, а также в середине прямой речи.

В сопровождающей прямую речь части употребляются слова и словосочетания, которые обозначают процессы речи или мысли: говорить, сказать, спросить, молить, подумать, вспомнить, решить и т.д.

Косвенная речь — это передача чужой речи в форме придаточного предложения. Она обычно передаёт только содержание чужого высказывания, не воспроизводя его дословно, причём форма передачи ставится в зависимость от речи лица, передающего её; личные и притяжательные местоимения, лица глагола употребляются с точки зрения автора (т.е. лица, передающего косвенную речь), а не лица, которому принадлежит прямая речь. Гуров рассказал, что он москвич, по образованию филолог, но служит в банке; готовился когда-то петь в частной опере, но бросил, имеет в Москве два дома (А.Ч.).

В предложение с косвенной речью могут вставляться небольшие фрагменты, цитируемые дословно. Они входят в структуру предложения в качестве его членов и заключаются в кавычки: Академик Д.С. Лихачёв считал, что молодость — это «время сближений».

Цитата — это точная выдержка из какого-либо текста. Цитата приводится для документальной точности, в качестве аргумента или ради усиления выразительности речи: А.В. Суворов оставил каждому из нас мудрый наказ: «Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках».

Правила цитирования

1. Цитаты заключаются в кавычки. Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками один раз (только в начале и в конце текста).

2. Обычно цитаты сопровождаются словами автора (т.е. вводящими цитату словами), которые чаще всего стоят перед цитатой или после неё, реже слова автора разрывают цитату. Если цитата стоит при словах автора и оформлена как самостоятельное предложение (или несколько предложений), знаки препинания ставятся так же, как в предложениях с прямой речью. Например: На память пришла вольтеровская строка: «Видеть и делать новое — очень большое удовольствие». «Меняются приёмы творчества, но никогда не может умереть или устареть душа, вложенная в создание искусства», — сказал В.Я. Брюсов.

«Человек жертвует собою только тогда, — писал Е.Н. Трубецкой, — когда он верит, что есть что-то великое, не умирающее, что его переживёт».

3. Если цитата приводится не полностью, то пропуск текста обозначается многоточием (в начале цитаты, в середине, в конце), например: Ф.М. Достоевский писал: «. не стоит жить, чтобы только питаться».

Если цитата предшествует словам автора, то первое слово цитаты в начале предложения пишется с прописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной, например: «. У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание», — писал К.Г. Паустовский.

4. Если цитата вводится как косвенная речь, она оформляется как придаточное предложение, которое включает в свой состав изъяснительный союз, заключается в кавычки и начинается со строчной буквы. Например: В.О. Ключевский считал, что «жизнь учит лишь тех, кто её изучает».

5. Цитаты могут включаться в текст с помощью вводных слов и предложений. В этих случаях они выделяются кавычками и начинаются с прописной буквы. Например: 1) Как отмечает Ж.-Ж. Руссо, «всякая злость происходит от бессилия». 2) Эмоции и чувства мудрый человек всегда держит под контролем, так как, по мысли М.М. Пришвина, «есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств».

6. Если цитируется стихотворный текст с точным соблюдением строк и строф подлинника, то после слов автора ставится двоеточие, а кавычки не ставятся: О способности к самообладанию весьма убедительно высказался С.А. Есенин:

В грозы, в бури, в житейскую стынь,

При тяжёлых утратах и когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым —

Самое высшее в мире искусство.

При включении стихотворной цитаты в авторский текст знаки ставятся так же, как и при прямой речи, например: Труд поэта сложен, о чём и говорит В.В. Маяковский: «Поэзия — та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды».

Диалог — словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками.

Основной единицей диалога является диалогическое единство — тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. Каждая реплика диалога пишется с новой строки и начинается с тире:

— Ты мети, выбирай сор из углов — и не будет ничего, — учил Обломов.

— Уберёшь, а завтра опять наберётся, — говорил Захар.

— Не наберётся, — перебил барин, — не должно.

Читайте также:  Способы что бы подкатить

— Наберётся — я знаю, — твердил слуга.

— А наберётся, так опять вымети. (И.Г.)

Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Охарактеризуйте принципы русской пунктуации.

2. Выделите основные типы и виды пунктограмм.

3. Приведите основные способы оформления чужой речи

Домашнее задание

Проработайте материал занятия, рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы. Составьте конспект, ответьте на вопросы.

Источник

Способы передачи чужой речи. Способы цитирования.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека. Предлагаю вспомнить способы передачи чужой речи и способы цитирования. Материал будет полезен ученикам при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_peredachi_chuzhoy_rechi.docx 15.67 КБ
sposoby_tsitirovaniya.docx 13.78 КБ

Предварительный просмотр:

Способы передачи чужой речи.

Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека.

Речь другого лица (одно или несколько предложений) может быть передана словами автора:

1. Черт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал ей руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласится удовлетворить его страсти и, как водится, наградить, то он готов на все: кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло. (Н. Гоголь.)

Этот отрывок тематически состоит из двух частей. В начале отрывка описано поведение черта в хате у Солохи. Эта часть заканчивается словами охал и сказал напрямик . А дальше автор пересказывает слова черта, передает общий смысл того, что сказал черт. Это — косвенная речь . Между обеими частями отрывка — между авторской речью и косвенной речью — существует не только тематическая, но еще и грамматическая связь. Она выражается в том, что от слова сказал в авторской речи можно поставить вопрос к косвенной речи: сказал что? Значит, авторская речь — это главная часть, а косвенная речь — подчиненная часть, которая присоединяется к главной союзом что . Вместе они составляют сложноподчиненное предложение.

Речь постороннего лица (или нескольких лиц) может быть точным воспроизведением высказывания, например:

2. Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: « Осень лучше всех времен года! » (К. Ушинский.)

3. « Славная погода завтра будет », — заметил я, глядя на светлое небо. (И. Тургенев.)

4. « Ну, барин , — закричал ямщик, — беда: буран! » (А. Пушкин.)

В примерах 2—4 есть точно воспроизведенная речь посторонних лиц, или иначе — прямая речь . Во всех этих примерах слова автора представляют собой простое предложение. Прямая речь располагается то после простого предложения, то перед ним, то даже простое предложение оказывается в середине прямой речи.

Способы передачи чужой речи

Прямая речь — дословное воспроизведение чужого высказывания.

Косвенная речь — пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения.

Он сказал: «Я хочу пойти с вами». – прямая речь.

Он сказал, что хочет пойти с нами . – косвенная речь в форме придаточного предложения

Он сказал о своем желании пойти с нами. – косвенная речь в форме второстепенных членов простого предложения.

В косвенной речи слова говорящего претерпевают изменения: все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа; обращения, междометия, эмоциональные частицы опускаются, заменяясь другими лексическими средствами.

Брат сказал: « Я приду поздно». (прямая речь) — Брат сказал, что он придет поздно. (косвенная речь)

Она говорила мне: «Ах, дорогой, какой ты хороший!» (прямая речь) — Она восторженно говорила мне, что я очень хороший. (косвенная речь)

Вопрос, переведенный в косвенную речь, называется косвенным вопросом и оформляется двумя способами:

Я все думал, кто бы это был.
Я все думал: кто бы это был?

Прямая речь может стоять после, до или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон.

1) прямая речь после слов автора:

Мальчик попросил: «Подождите меня, я скоро».

Мама переспросила: «Сколько тебе нужно, минут пять?»

2) прямая речь до слов автора:

«Я остаюсь дома» , — сказал я решительно.

«Почему?» — удивился Антон.

3) слова автора разрывают прямую речь:

«Пойду спать, — решил Мельников. — Очень тяжелый выдался день».

«Решено, — мечтательно добавил он про себя, — хоть в выходные я наконец высплюсь».

«Что же мне делать? — подумал он, а вслух сказал: — Ладно, иду с вами». (В последнем примере в словах автора находятся два глагола со значением речемыслительной деятельности, первый из которых относится к предыдущей части прямой речи, а второй — к последующей; именно это вызывает такую постановку знаков препинания.)

4) прямая речь внутри слов автора:

Он бросил через плечо: «Иди за мной» , — и не оглядываясь зашагал по коридору.

Предварительный просмотр:

Основные способы цитирования.

Тема, о которой сегодня пойдет речь, очень важна для развития практических умений, прежде всего для умений выделять в письменных работах эпиграфы и поэтические цитаты-строфы в сочинениях на литературную или свободную тему, для написания сочинений на итоговой государственной аттестации в 9 и 11 классе ( часть С ГИА в 9 классе и часть С ЕГЭ в 11 классе), когда выпускнику необходимо грамотно использовать цитаты в письменных работах.

Для чего нужны цитаты в тексте? Прежде всего, в качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо факта, мнения, утверждения, тем более что на экзамене сочинение без опоры на текст не оценивается.

Существуют специальные правила цитирования. Вот некоторые из них:

1. Цитата должна быть точной. Очень часто в своих сочинениях и других работах учащиеся нарушают это правило, приводя в пример цитаты, не подходящие по смыслу.

2. Цитата должна быть уместной. Очень часто бывает так, что цитата подходит по смыслу, но использовать ее нельзя по этическим или стилевым нормам.

3. Цитата должна быть короткой. Почему? Во-первых, короткая цитата легче запоминается и воспринимается, а во-вторых, короткая цитата показывает умение точно выражать свою мысль. (В связи с данным правилом вспоминается известная фраза русского писателя А.П.Чехова: « Краткость – сестра таланта ».)

Вы, наверное, знаете, что речь талантливых людей изобилует пословицами, крылатыми фразами. Таких людей интересно слушать, их речь привлекает внимание, запоминается. И пословицы, и крылатые фразы имеют маленький объем и не перегружают речь человека и его память, но говорят о его эрудиции, находчивости, грамотности. А это значит, что сегодняшняя тема направлена не только на развитие речи, но и повышение ее культуры.

Основные способы цитирования

Теоретические сведения

Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова.

Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием.

В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.

Цитаты оформляются следующими способами:

• предложениями с прямой речью.

Например: Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» ;

• предложениями с косвенной речью.

Например: А. П. Чехов подчеркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою» ;

• предложениями с вводными словами.

Например: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей» .

Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль:

Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В Брюсов:

Быть может, все в жизни лишь средство
Для ярко-певучих стихов,
И ты с беспечального детства
Ищи сочетания слов.

Цитата из стихотворений в кавычки не заключается, если соблюдена стихотворная строка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Способы передачи чужой речи»

Презентация при изучении темы «Способы передачи чужой речи» 8 класс. Может использоваться при изучении темы «Прямая речь » в 5 классе.

«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера.

Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.

Русский язык. Способы передачи чужой речи. Цитирование (8 класс общеобразовательной школы)

Урок с использованием информационных технологий (применении на уроке интерактивной доски, персонального компьютера, сканера, документ-камеры)Цели:Обучающие:-формирование навыка постановки знаков препи.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи». 11 класс/второй курс СПО.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

Сценарий урока в 11 классе при повторении способов передачи чужой речи.

Конспект урока по русскому языку «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.»

Урок по русскому «Способы передачи чужой речи. Прямая речь.» с использованием технологии проблнмного обучения.

Источник

Читайте также:  Суффиксальный способ все примеры
Оцените статью
Разные способы