Способы очистки воздуха двигателя

Устройство автомобилей

Воздушный фильтр

В атмосферном воздухе всегда присутствует пыль, количество которой может достигать значительной концентрации – до 0,1 г/м 3 до 2 г/м 3 (нулевая видимость). При попадании в цилиндр пыль, смешиваясь с маслом, образует абразивную пасту, которая резко повышает интенсивность изнашивания трущихся пар (цилиндр-поршень, поршень-кольца, кольца-цилиндр).
Поэтому воздух перед подачей в цилиндры двигателя необходимо тщательно очистить от пыли.

Очистка воздуха может быть осуществлена фильтрацией, инерционным или контактным способом.

При фильтрации загрязненный воздух проходит через специальный фильтрующий элемент, чаще всего выполненный из пористой бумаги или ткани.
При инерционном способе очистки движущийся с большой скоростью под действием разрежения в цилиндрах воздух резко изменяет направление движения. Возникающие при этом инерционные центробежные силы отбрасывают тяжелые механические примеси и частицы пыли к стенкам корпуса фильтра, где улавливаются и отделяются от воздушного потока.
Контактный способ очистки воздуха заключается в улавливании механических частиц липким веществом, покрывающем элементы фильтра, через который прогоняется воздушный поток. В качестве такого липкого вещества чаще всего применяется моторное масло.
Иногда в воздухоочистителях используется комбинированный многоступенчатый способ очистки.

Требования предъявляемые к воздухоочистителям:

  • высокая степень очистки воздуха;
  • малое сопротивление воздушному потоку, чтобы не снизить качество наполнения цилиндров;
  • простота конструкции и технического обслуживания.

Различают «сухие» и «мокрые» воздухоочистители.
«Сухие» воздухоочистители ( Рис. 1, а ) применяются на большинстве современных автомобилей. Их основой является одноразовый фильтрующий элемент 9, в котором между крышками запрессованы края фильтровальной бумаги.
Для лучшей очистки, продолжительного срока службы и уменьшения сопротивления воздушному потоку поверхность фильтровальной бумаги должна быть большой. Чтобы уменьшить размеры фильтра при большой площади фильтрующей поверхности, бумагу укладывают гармошкой.

С наружной стороны фильтрующего элемента иногда устанавливают дополнительный поролоновый фильтр 3. В таком виде фильтрующий элемент устанавливается в корпус 8, закрывается крышкой 10 и стягивается барашковой гайкой 1.
В холодное время года посредством термопереключателя 5 обеспечивается забор подогретого воздуха из зоны выпускного трубопровода.

Ранее имели широкое распространение (применяются и в настоящее время) воздухоочистители «мокрого» типа ( Рис. 1, б ).
При работе двигателя в результате разрежения во впускном трубопроводе загрязненный воздух через воздухозаборник 5 поступает в крышку-переходник 4 и через кольцевую щель 3 направляется вниз к масляной ванне 1 и отражателю 8. У поверхности масла воздушный поток резко изменяет направление, и движется к фильтрующему элементу 2, набивка которого может быть выполнена из капронового волокна или металлической сетки.

При изменении направления воздушного потока крупные частицы пыли, под действием инерционных сил попадают в масляную ванну и оседают в ней, а мелкие извлекаются при прохождении воздушного потока через набивку фильтрующего элемента.
Поверхность набивки всегда покрыта тонким слоем масла, поскольку воздух, ударяясь о поверхность масла в ванне, увлекает за собой масляную пыль, оседающую на набивке и выполняющую в дальнейшем функцию липучего вещества.
Очищенный воздух поступает через переходник 9 в карбюратор, а через патрубок 6 отбора воздуха – к компрессору пневматического привода.

Как уже упоминалось выше, некачественная очистка воздуха, поступающего в систему питания двигателя, значительно снижает срок службы деталей цилиндропоршневой группы из-за интенсивного износа абразивного характера. Поэтому необходимо внимательно следить за состоянием воздухоочистителей и фильтрующих элементов, производить своевременную чистку и замену элементов при необходимости.
Периодичность обслуживания воздухоочистителей и замены воздушных фильтров зависит от условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Если автомобиль работает в условиях сильной запыленности воздуха (например, в карьере или на грунтовых дорогах), то периодичность технического обслуживания системы очистки воздуха должна быть значительно сокращена.

Источник

Сельское хозяйство

Очистка воздуха ограничивает попадание в цилиндры двигателя пыли, которая содержится в окружающем воз­духе.

Рис. 39. Способы очистки воздуха:

а — фильтрующий: б — инерционный с поступательным движением потока воздуха; в — центробежный; г — контактно-фильтрующий;

1 — фильтрую­щие элементы; 2 — циклон; 3 — выходная горловина для примесей; 4— на­правляющая труба; 5 — масло.

Содержание пыли в воздухе колеблется в зависимости от условий работы трактора. Так, при движении по асфаль­тированной дороге в городе засасываемый в двигатель воздух содержит 0,0003 г/м 3 пыли, при движении по пыль­ной дороге —0,1 г/м 3 и при работе трактора в особо пыль­ных условиях — 1,3. 1,6 г/м 3 .

Содержащаяся в воздухе пыль состоит на 75 % из крем­незема, который, попадая в двигатель, приводит к весьма интенсивному износу кривошипно-шатунного механизма и других деталей двигателя. При отсутствии очистки воз­духа износ трущихся поверхностей двигателя возрастает в 4. 10 раз. Современные воздухоочистители улавливают примерно 95. 99 % пыли, содержащейся в воздухе.

Чтобы не снижать наполнение цилиндров двигателя свежим зарядом, воздухоочистители должны обладать как можно меньшим сопротивлением. Сопротивление совре­менных воздухоочистителей составляет 4. 5 кПа.

Существует несколько способов очистки воздуха .

При фильтрующем способе очистки (рис. 39, а) воздух проходит через фильтрующие элементы 1, которые не про­пускают частицы пыли, превосходящие по своим размерам ячейки (поры) фильтра.

Читайте также:  Каким способом проводят дезинфекцию помещения при использовании пульверизатора сверху вниз

Инерционный способ очистки (рис. 39, б) основан на использовании сил инерции для выделения из воздуха сравнительно тяжелых частичек. Когда неочищенный воз­дух движется вниз по прямому трубопроводу, на отдельные частички действуют сила от поступательно движущегося вниз воздушного потока (сила всасывания) и сила тяжести; частички движутся ускоренно. При движении воздуха вверх подъемная сила частичек ослабевает: от силы посту­пательно движущегося вверх воздушного потока вычитается сила тяжести частичек, частички движутся замедленно.

Рис. 40. Схема тракторного комбини­рованного воздушного фильтра:

1 — сетка воздухозаборника; 2 — направ­ляющая крыльчатка; 3 — воздухопровод; 4 — полость для очищенного воздуха; 5 — фильтрующие элементы; 6 — лейка; 7 — масляная панна; 8 — чаша масляной ван­ны; 9 — поддон; 10 — выходной патрубок; // — окна для автоматического выброса пыли.

Кроме этого, в момент измене­ния направления движения воз­душного потока на частички дей­ствует центробежная сила, ко­торая и осаждает их на дно ко­лена.

На рисунке 39 в показана центробежная очистка воздуха в циклоне. Неочищенный воздух поступает в циклон 2 по каса­тельной к его внутренней ци­линдрической поверхности и по­лучает вращательное движение. Под действием центробежной си­лы частицы пыли прижимаются к внутренней стенке кор­пуса циклона и вместе с потоком воздуха движутся по спирали вниз. В середине циклона поток воздуха резко меняет направление. Чистый воздух, находящийся в центре циклона, обладает меньшей инерцией, легко меняет направ­ление и по направляющей трубе 4 поднимается вверх. Частицы же пыли под действием силы тяжести и центро­бежных сил продолжают движение вниз и, скользя по конической поверхности циклона, выбрасываются через горловину 3.

Очистка воздуха на тракторных двигателях осуще­ствляется комбинированными воздушными фильтрами (воз­духоочистителями).

Схема тракторного комбинированного воздухоочисти­теля показана на рисунке 40. Засасываемый в цилиндр воздух проходит через сетку 1 воздухозаборника и при помощи направляющей крыльчатки 2 завихряется. При этом частота вращения воздушного потока может достигать (10..12) 10 3 мин -1 . Под действием центробежных сил круп­ные частички пыли (до 65 % всей пыли) автоматически выбрасываются из воздухоочистителя через окна 11.

Далее воздух, прошедший первую ступень очистки, по воздухопроводу 3 опускается вниз к масляной ванне 7. Под напором вращающегося воздушного потока масло не­прерывно вытесняется из чаши 8 масляной ванны. Частички пыли в чаше захватываются маслом и вместе с ним посте­пенно перемещаются по поверхности чаши вверх. Затем масло из чаши поступает в поддон 9 и там отстаивается.

Поток воздуха после контакта с маслом лишается еще значительной части пыли и увлажняется. Направление дви­жения воздуха благодаря чаше резко меняется. Теперь воздух с капельками масла проходит через фильтрующие элементы 5. Масло увлажняет фильтры и тем самым спо­собствует лучшей очистке воздуха от оставшейся мелкой пыли. С фильтрующих элементов масло стекает на стенки воронки 6 и далее в поддон. Пройдя фильтрующие эле­менты, очищенный воздух поступает в полость 4 и через вы­ходной патрубок 10 в цилиндры.

Таким образом, рассмотренный тракторный воздухоочи­ститель имеет три ступени очистки: инерционную в воздухо­заборнике, контактную в поддоне и фильтрующую. Неко­торые тракторные воздухоочистители имеют только две ступени очистки: инерционную в циклонах и фильтрующую.

Источник

Чистое дыхание двигателя

Как известно, первые конструкции автомобилей воздушных фильтров не имели. И хотя до начала прошлого века то небольшое количество дыма и копоти как продуктов жизнедеятельности человека рассеивалось на большом пространстве и загрязнение окружающей среды было минимальным, первые машины ломались постоянно: дорог с твердым покрытием еще не было, и дорожная пыль беспрепятственно попадала в камеру сгорания. Конечно, очень быстро выходили из строя кольца, на стенках цилиндров появлялись царапины и задиры, и последствия этого не заставляли себя долго ждать. Но с началом ХХ в. экология стала резко ухудшаться. Быстрыми темпами развивалась промышленность, с каждым годом становилось все больше транспортных средств.

Фильтры очистки воздуха появились сравнительно поздно, только в середине 1930-х гг. Первые конструкции фильтров были далеки от совершенства, а двигатели постоянно претерпевали модернизацию, направленную на наращивание мощности. Проволочные сетки, ткань и масляные ванны не всегда могли обеспечить требуемую чистоту воздушного потока, заходящего в двигатель, массивные первые фильтры занимали значительное место в моторном отсеке, а требующаяся им периодическая очистка была делом довольно сложным. При утилизации продуктов очистки возникали еще и экологические проблемы. Интенсивно велись поиски более рациональных решений воздухоочистки, и в 1953 г. появилась новая система фильтрации, основой которой стал бумажный фильтр. По эффективности эта разработка быстро практически вытеснила инерционно-масляные фильтры. В 1957 г. компания Knecht Filterwerke, сегодня известная как MAHLE Filtersysteme, предложила использовать в фильтрах бумагу, сложенную «гармошкой», и запатентовала это изобретение под названием Micro-Star.

Наиболее распространенные сегодня воздушные фильтры имеют круглую форму, в них применяется спирально-складчатый способ укладки фильтрующего слоя, т. е. использована укладка по типу Micro-Star. Спирально-складчатая укладка позволяет в эквивалентном объеме разместить в 1,5…1,7 раза больше фильтровального материала, чем при укладке иными способами.

Читайте также:  Основные способы привлечения финансовых ресурсов

Большое значение для эффективной фильтрации имеет равномерность воздействия воздушного потока на всю площадь фильтрующего материала, а в этом основную роль играет равномерность укладки, соблюдение стандартных зазоров между складками.

Производство складчатых фильтров – сложная технология. Сегодня получение «гармошки» осуществляется несколькими приемами. Это либо применение специальных сепараторов для разделения складок фильтрующего материала, либо разделение складок специальными металлическими нитями, наплавляемыми или наклеиваемыми на материал, т. н. Molding-технологии. Но наибольшее распространение получила технология, разработанная американской фирмой Flanders Filters, которая предложила изготавливать плиссированный материал методом холодного формования. Также широкое применение сегодня нашла технология плиссирования методом горячего, или термического, формования.

Значительно отличаются современные фильтры от первых разработок. Системы прямого впрыска, получившие распространение на современном транспорте, требуют высокой степени очистки воздушного потока и высокой надежности работы, поэтому в фильтрующих системах появились специальные патрубки, отводящие прорвавшиеся в картер газы и обеспечивающие их рециркуляцию. Кроме того, многие воздушные фильтры оснащаются индикатором загрязнения фильтра, расходомером массы воздуха. А очень плотная компоновка всех элементов двигателя заставляет продумывать защиту корпусов воздухофильтров, устанавливать на них специальные тепловые экраны.

Необходимость высокой степени очистки воздуха привела к распространению конструкций воздушных фильтров, состоящих из внешнего (первичного) и внутреннего фильтрующих элементов, надеваемых один на другой. Специалисты таких гигантов, как Caterpillar, Hitachi, Komatsu, Vermeer, JCB, Casagrande, Volvo, рекомендуют внешние и внутренние воздушные фильтры использовать только совместно, причем внешний фильтр менять в два раза чаще, чем внутренний.

А что же там внутри?

Воздух вокруг автомобиля на дороге при движении содержит в среднем 0,0003…1,5 г/куб.м пыли. Запыленность во многом зависит от времени года, типа дороги, почвы, интенсивности движения и др. Кроме того, в индустриально развитых районах атмосфера содержит большое количество агрессивных химических соединений, сажи, растворителей, паров кислот и микрокапель топлива. Все эти компоненты отрицательно воздействуют на фильтровальные материалы автомобильных воздушных фильтров.

При изготовлении воздушных автофильтров используется до 50 различных видов фильтровальных материалов. Наибольшее распространение получили материалы на основе целлюлозы, например, хлопковое волокно, состоящее на 94…95% из целлюлозы. Но целлюлозные материалы в чистом виде имеют ряд отрицательных в плане фильтрации свойств. Прежде всего они гигроскопичны. При относительной влажности воздуха 65% ими поглощается до 8% влаги, а при влажности 93…94% – все 25%. Кроме того, если при нагревании до 120…130 °С заметных последствий не наблюдается, то при более высокой температуре происходит разрушение волокна. Небезразличны для целлюлозных материалов и химические воздействия. Слабые, 0,5…5%, растворы едкой щелочи не оказывают заметного влияния на материал фильтра, но при более высоких концентрациях происходит его разрушение. Многие кислоты действуют на целлюлозу разрушающе. Так, 1,5%-ная соляная кислота при 90…100 °С полностью разрушает волокно за 1 ч, подобным образом действуют и серная, и азотная кислоты.

Производство фильтровальной бумаги представляет собой технологический процесс, в котором учитываются тип волокон, их длина и структура переплетения. Размеры пор и расположение их по поверхности фильтрующего материала – все направлено на то, чтобы обеспечить максимальную улавливающую способность при наименьшем сопротивлении потоку воздуха в течение всей работы фильтра.

В ходе производства фильтрующего материала на основе целлюлозы его подвергают пропитке специальными составами фенолов, эпоксидных и акриловых смол. В результате появляется устойчивость к воздействию содержащейся в воздухе воды, агрессивных химических соединений.

Материал фильтра помимо вышеперечисленных свойств должен обладать еще и пламегасящим эффектом, поскольку нередки еще случаи, когда, скажем, окурок, небрежно выброшенный из окна одним водителем, попадает в воздуховод машины, идущей следом. Чтобы возгорания не произошло, кроме механических защитных элементов в виде решеток или установки воздуховода специальной формы, усложняющего попадание горящего предмета, ведущие производители пропитывают фильтровальную бумагу специальным составом, который, практически не снижая пропускную способность фильтра, при контакте такой бумаги с раскаленными веществами приводит к выделению азота (N2), который подавляет пламя. Другие пропитывающие материалы при контакте фильтровальной бумаги с огнем инициируют выделение воды и кислот, которые также не дают возможности волокнам целлюлозы воспламениться.

Все чаще фильтровальные материалы нового поколения содержат синтетические волокна, например волокна нитрона и лавсана. Нитроновое волокно характеризуется прочностью, эластичностью, малой гигроскопичностью. При влажности воздуха 65% оно поглощает всего 1% влаги. Нитрон неограниченно долго без заметных последствий выдерживает температуру 120…130 °С, а ограниченное время – температуру 180 °С. Нитрон по сравнению с хлопковыми и целлюлозными материалами в несколько раз устойчивее к кислотам и органическим растворителям. Немаловажно и то, что нитрон устойчив к воздействию микроорганизмов. Лавсановые волокна обладают аналогичными с нитроновыми волокнами свойствами, но более устойчивы к химическим реагентам.

По экспертным оценкам, высокие показатели при эксплуатации имеют фильтры, в которых используется многослойное гофрированное синтетическое полотно переменной плотности, содержащее материалы с электростатическим зарядом, где внешний слой является своего рода фильтром предварительной очистки. Использование такого объемного фильтрования позволяет гарантировать эффективную работу фильтра при пробеге грузовика в 100 тыс. км и более, сохранение в течение всего периода эксплуатации высокой пылеемкости и сопротивляемости увлажнению. К сожалению, пока еще довольно высокая цена этого материала сдерживает его широкое распространение.

Читайте также:  Рак поджелудочной железы способы народного лечения

Какую степень очистки дает хороший фильтр

Доля абразивного износа деталей двигателя относительно общего износа достигает 80%, а в южных районах даже 90%. Основная причина такого износа ДВС – абразивные частицы дорожной пыли, проникающие в двигатель с топливом, но главным образом с воздухом.

Абразивные свойства пыли определяются в первую очередь процентным содержанием в ней кварца, так как этот минерал имеет высокую твердость. По оценкам исследователей, спецтехника при работе в российских условиях в некоторых случаях контактирует с окружающим воздухом, в котором концентрация кварца достигает 92%. Среди ученых пока нет единого мнения, частицы какого размера наиболее опасны для двигателей спецтехники, но большинство сходятся во мнении, что наиболее вредны крупинки 1…30 мкм.

Независимо от конструкции, типа и способа очистки важнейшим показателем, характеризующим воздухоочиститель, является уровень фильтрации, еще именуемый эффективностью очистки. Этот параметр измеряется в процентах и демонстрирует долю частиц, предельный размер которых установлен требованиями конструкции двигателя и заявлен производителем фильтров, улавливается при прохождении воздушного потока. Для лучших фильтров этот параметр составляет 99,9%, но, к сожалению, такое качество очистки могут обеспечивать фильтры лишь самых известных производителей: Luber-finer, Mahle, Mann+Hummel, Baldwin Filters, Sogefi Filtration, Hengst и некоторых других. Справедливости ради надо отметить, что и отдельные отечественные предприятия выпускают фильтры подобной (как заявляется) эффективности.

Рынок предлагает внешне мало отличающиеся от фильтров-лидеров изделия, очищающие, по данным производителей, воздух на 97…99%. Показатель вроде бы неплохой, но если подсчитать, что при очистке с эффективностью 99,9% из 1 кг «воздушной» пыли в двигатель проникает только 1 г, а при 97% – 30г, то разница становится очевидной. Тем более что средний грузовик за пробег в 100 тыс. км пропускает через себя объем воздуха, в котором содержится около 20 кг пыли.

Известны исследования компании Fleetguard, которые при испытаниях в условиях сильной запыленности фильтра собственного производства компании с эффективностью 99,9% показали, что в двигатель проникает пыли не более 0,2 г/моточас, тогда как при испытаниях фильтра с эффективностью 99,5% в тех же условиях двигатель получал около 1 г пыли в течение моточаса.

Также немаловажными показателями являются значение аэродинамического сопротивления потоку воздуха и продолжительность работы до достижения предельно допустимого сопротивления. От аэродинамического сопротивления в значительной степени зависят мощность и экономические показатели двигателей, а также содержание токсических веществ в отработавших газах. Считается, что фильтр исчерпывает пылеемкость полностью, если перепад давления до фильтра и после него составляет 20 мбар и более. На практике, конечно, замерить аэродинамическое сопротивление сложно, поэтому часто на коммерческом транспорте устанавливают датчики, сообщающие о необходимости замены фильтра. Если нет штатного датчика, его несложно установить. Например, компания Fleetguard предлагает датчики собственной разработки Filter Minder, легко монтируемые в системе воздухоочистки автомобиля. Если же датчика нет, то первым признаком «забитости» фильтра является потеря мощности и увеличение расхода топлива, а на следующем этапе, если ничего не предпринимать, фильтр может порваться, и собравшаяся в нем пыль попадет в двигатель.

Прогресс остановить невозможно

Современные тенденции автопрома заключаются в том, чтобы вложить большую мощность в меньший объем, а также, что касается именно воздушных фильтров, повысить их пылеемкость с целью увеличения длительности интервалов между необходимым техобслуживанием. Например, есть разработки по применению специальных синтетических картриджей, которые могут работать в агрессивных средах при высоких температурах. Разрабатываются новые методы гофрирования, позволяющие сделать модуль на 20% компактнее, а применение спирального способа укладки бумаги позволяет при той же площади фильтрации значительно уменьшить размеры фильтра.

Компания MANN разработала воздушные фильтры, которые регулируют подачу холодного и подогретого воздуха, что обеспечивает снижение расхода топлива на 3…4%, а также выполняют функцию глушения шума впуска.

Не прекращаются разработки по конструированию так называемых «нулевых» фильтров применительно к серийным автомобилям. Фильтрам такого типа свойственно минимальное сопротивление воздушному потоку, при этом на достаточно высоком уровне отфильтровываются пылевые частицы из воздуха. Сегодня «нулевые» фильтры стоят достаточно дорого и во многом несовершенны, поэтому их устанавливают в основном на спортивных, а также на некоторых моделях легковых автомобилей.

Если учесть, что биография воздушных фильтров достаточно короткая, особенно в нашей стране: в России впервые стандарт на воздушные фильтры ГОСТ Р 51251–99 начал действовать только с начала 2000 г., то качественное движение развития систем автомобильной воздухоочистки очевидно. Но предела совершенству нет. В полной мере это можно отнести и к воздушным фильтрам.

Источник

Оцените статью
Разные способы