Способы очистки соли от песка

Разделение смеси соли и речного песка. Химия. 8 класс. Разработка урока

УМК по химии для 8 класса О. С. Габриеляна.

Тип урока: Комбинированный (теория, практическая часть)

Цели урока:

  • Образовательные – ознакомиться с методами получения чистых веществ и способами разделения смесей. Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента.
  • Развивающие – формировать умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения-выводы. Научить простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию.
  • Воспитательные – развивать умения работать индивидуально и в группах, делать практические выводы из произведенного опыта и знаний.

Задачи урока:

  • Обобщить знания по теме «Виды смесей», полученные на предыдущем уроке, путем проведения фронтального опроса в виде беседы.
  • Рассказать о способах разделения смесей, используя ЭОРы.
  • Актуализировать полученную информацию.
  • Объяснить методику выполнения практической части работы.

Оборудование урока: Мультимедийная установка, химические стаканы, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло, смесь соли и речного песка.

Используемые источники: Габриелян О.С. Химия. 8 класс :учеб. Для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2012.- 286 с.: ил. Электронное приложение к данному учебнику.

Ход урока

1. Организация класса — 2 минуты.

2. Теоретическая часть урока – 5 минут (беседа)

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с понятием «смеси». Выяснили, что они бывают

Дети:

  1. Морская вода, воздух, гранит.
  2. Бронза, стекло, пластик, различные растворы.

Учитель: На какие две группы смеси делятся по составу?

Дети:

  1. Однородные – визуально не наблюдается граница раздела компонентов (истинные растворы).
  2. Неоднородные – визуально наблюдается граница раздела компонентов смеси (масло и вода).

Учитель: На какие группы делятся смеси по агрегатному состоянию?

Дети:

  1. Газообразные (воздух, пропан-бутановая смесь).
  2. Жидкие (молоко, речная вода, нефть).
  3. Твердые (гранит, бронза, стекло).

Учитель: Для чего человеку нужны чистые вещества?

Дети: Чтобы создавать необходимые смеси нужного состава.

Учитель: Подводя итог моим вопросам и вашим ответам, предположите тему сегодняшнего урока.

Дети сами формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

3. Новый материал: «Способы разделения смесей». — 10 минут.

Дистилляция, перегонка, кристаллизация – методы, основанные на разных температурах кипения компонентов смеси. Применяется для однородных смесей (вода, нефть, воздух, растворы) ЭОР №1 (приложение).

Фильтрование – основано на разной пропускной способности фильтров.

Отстаивание – основано на разной плотности веществ.

Фильтрование и отстаивание предназначены для разделения неоднородных смесей (соль и песок, масло и вода) ЭОР №2 (приложение).

Возгонка – это переход твердого вещества в газообразное минуя жидкое. Применяется для получения чистого йода. Встречается в быту, когда мокрое белье высыхает на морозе.

Постановка проблемы.

Учитель: Вы пошли в лес на пикник, запас соли рассыпался на землю. Что вы будете делать?

Дети: Звучат разные варианты ответов.

4. Практическая часть урока «Разделение смеси соли и речного песка». — 20 минут.

Дети получают методички, оборудование. Перед началом выполнения работы изучают алгоритм своих практических действий. ЭОР №3 (приложение).

Цель работы: практически провести разделение смеси.

Оборудование: химический стакан (2 шт.), воронка, фильтр, спиртовка, спички, держатель, стекло для выпаривания, смесь речного песка с солью.

Ход работы

Задание №1: выделить поваренную соль из смеси с песком.

  1. Растворить смесь песка и соли в воде.
  2. Приготовьте фильтр и вложите его в воронку.
  3. Отфильтруйте смесь.
  4. Поместите несколько капель фильтрата на стекло для выпаривания, закрепите стекло в держателе и нагрейте над пламенем спиртовки до появления кристаллов поваренной соли.

Задание №2

Сделайте рисунки ваших действий.

Задание №3: Ответить на вопросы.

  1. Каков характер разделяемой смеси (однородная или неоднородная)
  2. На чем основаны методы разделения смеси.
  3. Учебник стр.155. Вопросы № 3, 4, 5, 6.
Читайте также:  Способ моментов для средних величин

5. Заключительная часть урока — 8 минут.

Отвечают устно на вопросы (учебник стр.155. №3,5,6).

Смотрят ЭОР №4 (приложение) «Как профильтровать воду в походных условиях»

Источник

Урок -практическая работа. Очистка поваренной соли.

Тема урока: Практическая работа № 3

«Очистка загрязненной поваренной соли».

Цели урока: сформировать практические умения разделения и очистки смесей: растворение, фильтрование, выпаривание. Закрепить знания правил техники безопасности в химической лаборатории.

Оборудование и реактивы: инструкции, тестовые задания, стакан, воронка, стакан с водой, фильтровальная бумага, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло, смесь соли с речным песком, палочка для размешивания.

Тип урока : урок- практикум

1. Организационный этап урока. Вступительное слово учителя. Диалоговая беседа. (5 мин).

2. Представление лабораторий.

3. Тесты на знание правил техники безопасности. (5 мин)

4. Эксперимент.(15 мин)

5. Оформление отчёта о проделанной работе. (10 мин)

6. Итоги работы лабораторий. (1 мин)

7. Закрепление материала. (2 мин)

8. Рефлексия.(1 мин)

9. Домашнее задание. (1 мин)

1.Вступительное слово учителя : Диалоговая беседа. Здравствуйте ребята! На столе представлены несколько пачек с солью.

Демонстрирует пачки соли разных названий и марок: поваренная соль, пищевая соль, каменная соль, йодированная соль, соль «Экстра», морская соль. Какова формула пищевой соли?

Какую соль люди употребляют в пищу?

— поваренную соль, пищевую соль, каменную соль, йодированную соль.

Правильно, а вся ли соль чистая? Рассмотрим что написано на данных пачках соли: читают состав соли. Самая чистая соль «Экстра».

Сегодня на уроке мы выполняем практическую работу по очистке смеси речного песка и поваренной соли.

Учитель. Что мы знаем о соли? Где содержится соль на Земле? Зачем нужна соль? Сколько нужно соли человеку в сутки? Полезна ли соль?

Предполагаемые ответы обучающихся.

-Соли — сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотного остатка. Большая часть (71%) поверхности планеты Земля покрыта океанами и морями. Океан — это не просто вода, это достаточно солёная вода, содержащая 35г соли на 1 литр воды. Если выпарить весь океан и полученную соль равномерно рассыпать по Земле, она покроется стопятидесятиметровым слоем соли.

Поваренная соль — минерал, который люди употребляют в пищу в естественном виде. В России, Казахстане много солевых озер и залежей каменной соли (галита). Они служат источником добычи поваренной соли. Наибольшие запасы в Прикаспийской низменности, Приаралье, по течению реки Иртыш. Не менее двух тысяч лет назад добыча поваренной соли стала вестись выпариванием морской воды. Этот способ вначале появился в странах с сухим и жарким климатом, где испарение воды происходило естественным путём; по мере его распространения воду стали подогревать искусственно.

(Показывая пачку соли) Рекомендуемое суточное потребление соли для взрослого человека – 6 г. Многие люди превышают эту норму (в 20 раз) и тем самым наносят вред здоровью. «Белая смерть» вызывает нарушение деятельности почек, обмена веществ, сердечно-сосудистые заболевания.

Учитель. Мы употребляем соль чистую, а природная соль содержит много примесей, поэтому её очищают.

2. Представление лабораторий: у нас сегодня будут работать две лаборатории:

«Булочка» — лаборатория пекарни «Свежий хлеб»;

«Крепыш» — лаборатория молочного комбината «Починок молоко».

Задача каждой лаборатории: провести очистку соли от примесей и оформить отчёт о проделанной работе.

Контролировать качество выполнения работы будет «СЭС».

За урок получите две оценки. Первую – за правильность выполнения эксперимента и технику безопасности, вторую – за оформление отчёта.

Сейчас, вы в группах изучите инструкции по выполнению работы.

3. Тест: Перед экспериментом повторим технику безопасности в химической лаборатории. Сейчас выполним тесты на знание правил техники безопасности ( на столах у каждого учащегося находятся тесты). (3 мин)

Учитель: Проверим выполнение тестов в парах, сверьтесь с ответами на доске и поставьте оценку. 1-г,2-в, 3-б,4-б, 5-а.

4.Эксперимент: Проводится в каждой лаборатории, учитель следит за работой, заполняют листы оценивания.

5.Оформление отчёта о проделанной работе:

Образец оформления работы:

1. Растворили смесь соли с песком в воде

Кристаллики соли хорошо растворяются в воде, песок оседает на дно стакана

Смесь неоднородная, соль, растворилась, песок остался на дне стакана.

2. Приготовили фильтр и провели фильтрование

На фильтре остаются песчинки, не растворившиеся в воде, в стакане – прозрачный раствор соли (фильтрат)

Неоднородную смесь можно разделить фильтрованием.

Читайте также:  Морфологический способ словообразования виноградов

В стакане однородная смесь воды и соли.

3. Провели выпаривание

Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остались кристаллики соли

Однородную смесь можно разделить выпариванием

Все ребята выполняют отчёты в тетрадях для практических работ.

Вывод . Учащиеся самостоятельно под руководством учителя делают вывод. Очистить загрязнённую поваренную соль можно фильтрованием раствора соли и затем выпариванием однородной смеси.

6. Итоги работы лаборатории:

Ученики показывают чистую соль на предметном стекле и сдают тетради.

7. Закрепление материала.

Учитель: закончите фразы:

1.Однородную смесь можно разделить …

2. При выполнении практической работы были использованы следующие способы очистки соли …

3. Метод разделения песка и соли основан.

8. Рефлексия. Всё выполнил и получил соль!

Получил соль, не полностью оформил отчёт! Не справился с задачей урока.

9. Домашнее задание. Знать правила техники безопасности; способы разделения однородных и неоднородных смесей. Составить план разделения смеси по вариантам: а) речной песок, бензин, соль; б) железные, древесные опилки, сахарный песок.

И в завершении нашего урока я бы хотела поблагодарить всех за работу.

Урок окончен. До свидания.

Инструкция по выполнению практической работы №3.

«Очистка загрязненной поваренной соли»

Цель работы: очистить загрязненную поваренную соль от речного песка, используя, способы разделения смесей .

Оборудование и реактивы: стакан, воронка, стакан с водой, бумага фильтровальная, спиртовка, спички, держатель, предметное стекло, смесь соли с песком, палочка для размешивания.

ТЕСТ на знание правил безопасного поведения во время проведения практической работы.

1. Как положено вести себя в школьной химической лаборатории?

А) можно перекусить; Б) можно смешивать реактивы, не пользуясь инструкцией

В) можно бегать и шуметь; Г) следует соблюдать на рабочем месте чистоту и порядок

2.Чего нельзя делать при работе со спиртовкой?

А) тушить огонь колпачком; Б) зажигать спичками; В) зажигать от другой спиртовки

Г) заполнять этиловым спиртом

3.Фарфоровую чашечку нагревают в пламени спиртовки, держа:

А) руками; Б) держателем; В) щипцами

4.Полученную в школьной лаборатории очищенную соль:

А) можно попробовать на вкус; Б) нельзя пробовать на вкус

5.Что нужно делать, если разлил раствор вещества:

А) сообщить учителю; Б) самостоятельно убрать разлитое вещество; В) сделать вид, что ничего не случилось.

Ход работы. План.

Растворите смесь песка и соли в воде;

Приготовьте фильтр, вставить его в воронку, воронку поместить в чистый стакан.

Капните немного фильтрата на предметное стекло, проведите выпаривание, соблюдая осторожность;

Ответьте на вопросы:

а) каков характер разделяемой смеси?

б) на чем основаны методы разделения?

По итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте вывод.

Образец оформления работы:

1. Растворили смесь соли с песком в воде

2. Приготовили фильтр и провели фильтрование

3. Провели выпаривание

1. Неоднородную смесь можно разделить …

2. При выполнении практической работы были использованы следующие способы очистки соли …

3. Метод разделения песка и соли основан.

Вывод: очистить загрязненную поваренную соль от речного песка можно: растворением, фильтрованием, выпариванием. Данный метод основан на различной растворимости веществ.

Источник

Очистка загрязненной поваренной соли

Тема: Практическая работа 2

«Очистка загрязненной поваренной соли»

Цель: Сформировать у учащихся умение очистки загрязненной соли от механических примесей некоторыми способами.

Сформировать умение выделять нерастворимые в воде вещества из неоднородной смеси: фильтрование.

Сформировать умение выделять растворимые в воде вещества из однородной смеси: выпаривание.

Сформировать умение изготовления фильтра.

Развить умение обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

Продолжить развивать у учащихся умение формулировать наблюдения и выводы.

Развитие универсальных навыков и исследовательских умений при проведении химического эксперимента с соблюдением требований техники безопасности.

Сформировать у учащихся умение схематично изображать последовательность операций, сопровождая их рисунками.

Формировать такие качества личности как: аккуратность, самостоятельность, наблюдательность.

Воспитывать в учениках умение работать в паре.

Тип урока: проверки и оценки знаний.

Формы организации учебных занятий, применяемых на уроке: парная

Оборудование и реактивы: Стеклянный химический стакан, Воронка, Бумага фильтровальная лабораторная, Стеклянная палочка, Предметное стекло, Держатель для пробирок, нагревание, загрязненная соль (соль + песок), промывалка.

Проверить готовность учащихся к уроку. Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.

Правила поведения в кабинете химии.

II . Проверка домашнего задания:

Способы очистки веществ.

III . Актуализация знаний

Древнегреческий философ Кассиодор предполагал, что соль дороже золота, поскольку без золота жить можно, а без соли нельзя…

Читайте также:  Народные способы избавления от кашля

В повседневных заботах мы не задумываемся над тем, что обыкновенная соль –минерал необычайной важности.

Мы употребляем в пищу чистую соль, а природная соль содержит много примесей, поэтому мы выполним практическую работу по очистки соли.

IV . Усвоение новых знаний

Правила техники безопасности и приемы первой медицинской помощи, актуальные при проведении данного школьного химического эксперимента.

Опыты проводятся только с разрешения учителя и в его присутствии.

Приступать к выполнению задания лишь тогда, когда отчетливо усвоены его цели и задачи, обдуманы отдельные этапы проведения опыта и на рабочем месте есть все необходимое для работы.

В лаборатории следует работать с убранными волосами.

В кабинете химии строго запрещается принимать пищу и напитки.

При работе пользоваться только чистой, сухой и исправной (без трещин и повреждений) посудой.

Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ.

Зажигать таблетки сухого горючего надо спичками в фарфоровой чашке, а тушить – с помощью колпачков.

Со всеми возникающими вопросами сразу же обращаться к учителю.

Растворение твердого вещества в воде.

В хим. стакан поместить загрязненную соль. Налить примерно 40 мл дистиллированной воды и перемешать стеклянной палочкой до растворения соли.

Соль растворилась, раствор стал мутным.

Соль и песок отличаются растворимостью в воде. Соль хорошо растворима, а песок практически нерастворим.

Вложить фильтр в воронку так, чтобы он плотно прилегал к её краям.

Осторожно по стеклянной палочке перелить раствор на фильтр

Через фильтр проходит прозрачный раствор, а на фильтре задерживается осадок.

Полученный чистый раствор называется фильтратом – жидкость прошедшая через фильтр.

Перелить фильтрат в фарфоровую чашку. Закрепить чашку в кольце штатива и нагревать до появления первых кристаллов

Вода испаряется, а на стенках чашки образуются кристаллы.

Вследствие удаления воды частицы соли соединяются друг с другом и образуют кристаллы.

Вывод: при проведении практической работы мы ознакомились с простейшими способами очистки загрязненной соли: отстаивание, фильтрование, выпаривание. И в результате получили чистую соль без механических примесей.

V . Закрепление изученного материала

Закончите фразы: 1.Однородную смесь можно разделить … 2. При выполнении практической работы были использованы следующие способы очистки… 3. Метод разделения песка и соли основан. 4.Запрещается поджигать одну спиртовку от другой спиртовки запрещается, так как…

Стр. 200 читать ТБ

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-059558

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

В проекте КоАП отказались от штрафов для школ

Время чтения: 2 минуты

В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью

Время чтения: 2 минуты

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы